В течение тридцати лет реализации политики реформ и открытости некоторые лица, как на Западе, так и внутри страны периодически прибегали к культивированию общественного мнения о необходимости «демаоизации» Китая, тем самым совершая жестокие ошибки. В период с XII по XVIII Всекитайский съезд партии, от Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя, Ху Цзиньтао и до Си Цзиньпина, руководящие лица Центрального комитета последовательно придерживались решения Шестого пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва. Четко указывается, что наиболее важный, фундаментальный и ключевой принцип решения заключается в том, чтобы «утвердить историческую позицию товарища Мао Цзэдуна, отстаивать и развивать идеи Мао Цзэдуна». Подчеркивать, что «идеи Мао Цзэдуна являются теоретическим сокровищем членов Коммунистической партии Китая и духовной опорой китайской нации, руководством к действию для строительства современной социалистической страны». Несомненно, великие достижения Китая в области реформ, открытости и модернизации, которых мы добились с момента проведения Третьего пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, в полной мере доказали, что без создания и руководства теоретической системы социализма с китайской спецификой не было бы серьезных перемен и прогресса в современном Китае. Аналогичным образом, без приверженности и развития идей Мао Цзэдуна не было бы теории Дэн Сяопина, важных идей «тройного представительства» и концепции научного развития. Теоретическая система социализма с китайской спецификой не только не отрицала идеи Мао Цзэдуна, но была точно адаптирована к требованиям времени и особенностям развития социалистического дела, что подтолкнуло китаизацию марксизма к новому уровню и новым высотам.
Товарищ Мао Цзэдун, являющийся главным основателем Коммунистической партии Китая и ядром первого поколения руководящего состава ЦК КПК, сформировал славное и бессмертное достижение, направленное на благо народа. Он всегда тесным образом связывал и продвигал партийную революцию и строительство в контексте собственного партийного строительства, направляя нашу партию на пути, преисполненном трудностей и опасностей. Таким образом, совершая переход от немногочисленной – к масштабной, от слабости – к силе, от «младенчества» и «юности» – к «зрелости», Коммунистическая партия Китая стала партией, твердо держащей в руках бразды правления. Мы – представители партии, успешно открывшей новые пути национального развития и постоянно достигающей новых побед. Мы – представители партии, разделяющей судьбу китайского народа, китайской нации и дела социализма.
Идеи товарища Мао Цзэдуна в области партийного строительства, сформированные в ходе исторического процесса, являются чрезвычайно важной частью идеологической системы и преисполнены богатого и глубокого содержания. Среди наиболее представительных работ можно выделить труды «Против книгопоклонства» (1930 г.), «Положение Коммунистической партии Китая в национальных войнах» (1938 г.) и «Вводное слово для Коммунистической партии Китая», «Китайская революция и Коммунистическая партия Китая» (1939 г.), «О необходимости преобразовать обучение» (1941 г.), «Об упорядочении партийного стиля» и «Речь на совещании по вопросам литературы и искусства в Яньани» (1942 г.), «О необходимости служить народу» (1944 г.), «О коалиционном правительстве» (1945 г.), «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (1957 г.), «Речь на расширенном рабочем совещании Центрального комитета» (1962 г.) и так далее. За последние полгода мне довелось ознакомиться с вышеуказанными работами, вследствие чего возникло сильное чувство познания нового после пересмотра старого. Я понимаю, что главенствующая тема, пронизывающая все труды, предоставляет ответ на вопрос о том, какая именно коммунистическая партия нужна для освобождения китайского народа, для возрождения и расцвета китайской нации, какое знамя партия должна нести, какому пути следовать и как правильно следовать. Принимая во внимание вышеперечисленные фундаментальные вопросы, Коммунистическая партия Китая своевременно обобщила опыт продвижения партийного строительства, провела теоретические разработки и инновации, сформировав полноценные, систематические, уникальные идеи и принципы действий, которые выдвигались несколько десятилетий назад. Они до сих пор кажутся знакомыми, близкими к жизни, правдивыми, практичными и вдохновляющими, благодаря чему можно вновь учиться и размышлять в сочетании с новой реальностью нынешнего партийного строительства. Больше всего меня волнуют следующие восемь аспектов.
I. Существование революционной партии необходимо для совершения революции.
Необходимо исходить из особенностей времени и национальных условий, чтобы создать авангард рабочего класса, который приведет китайский народ и китайскую нацию к открытию новых горизонтов для национального развития и будет способствовать непрерывному социальному и историческому прогрессу. Вначале XX в. мир существовал в условиях империализма и пролетарской революции. Октябрьская революция под руководством русских большевиков изменила судьбу рабочих, крестьян и других трудящихся. В то время Китай был полуколониальной и полуфеодальной страной. Единственный способ, позволяющий китайскому народу избавиться от страданий – революция. Товарищ Мао Цзэдун указал, что в контексте эпохи капитализма и империализма необходима революционная партия, подобная Коммунистической партии Китая. Без революционной партии народ не сможет свергнуть гнёт врага, «поскольку только рабочий класс наиболее дальновиден, самоотвержен и преисполнен революционного духа». По окончании Первой мировой войны китайский рабочий класс начал сознательную борьбу за независимость и освобождение Китая. В 1921 г. «родилась Коммунистическая партия Китая, являющаяся авангардом рабочего класса, вследствие чего освободительная борьба внутри страны вступила в новую стадию». Демократическая революция в Китае того времени не являлась демократической революцией, которую приняла буржуазия Европы и Америки, и аналогичным образом не была революцией, возглавляемой китайской буржуазией. Демократическая революция в Китае может быть исключительно новой демократической революцией, возглавляемой пролетариатом, характеризующейся участием широких народных масс, движением против империалистического, феодального и бюрократического капитализма. Будущее развитие есть социализм. «Реализация двух великих революций, демократической и социалистической, до всестороннего завершения не под силу любой партии (буржуазной или мелкобуржуазной). Лишь Коммунистическая партия Китая возложила на свои плечи беспрецедентную задачу с момента своего основания».
Китай – великая многонациональная страна с большим населением, долгой историей и богатыми революционными традициями, однако, ввиду тысячелетнего феодального правления и сотен лет империалистической агрессии Китай превратился в отсталую аграрную страну, где крестьяне составляли большинство населения, а рабочий класс, вопреки всей силе, был малочислен. В контексте национальных условий, Коммунистическая партия Китая должна точно осознавать специфику партийного строительства, чтобы выполнить историческую миссию и обязанности. Мао Цзэдун отмечал: «Необходимо формировать общенациональную, большевистскую, коммунистическую партию с широким массовым характером, полностью консолидированную в идейно-политическом отношении». Процесс большевизации Коммунистической партии Китая заключается в осознании полного единства марксистско-ленинской теории и реальности китайской революции, в полном и глубоком понимании исторических и социальных условий Китая, особенностей и закономерностей китайской революции. Природы общества Китая на различных исторических этапах, осознании целей, задач, полномочий, способов и тенденций развития революции, в правильном разрешении различных противоречий и проблем в рамках прогресса. Именно в этом заключается «великий проект», основная задача которого состоит в обеспечении руководства великим делом со стороны Коммунистической партии Китая и поддержки позиций партии как стержня руководства китайским народом. В период новой демократической революции Коммунистическая партия Китая должна стать ядром руководства вооруженной борьбы и единого фронта. В период социалистической революции и строительства принципиально важно настаивать на том, что «Коммунистическая партия Китая является ядром руководства всего китайского народа». Любые идеологические тенденции и модели поведения, нарушающие, отрицающие и противостоящие партийному руководству, ошибочны и вредны, что обуславливает необходимость решительного противостояния.
II. Партия, руководящая великим революционным движением, должна руководствоваться революционной теорией.
Принципиально важно придерживаться сочетания теории и практики и претворять в жизнь китаизацию марксизма в обучении и применении. Мао Цзэдун отмечал: «Коммунистическая партия Китая с момента основания являлась партией, основанной на теории марксизма-ленинизма, поскольку данная доктрина является квинтэссенцией правильного и революционного научного мышления пролетариата всего мира. Необходимо поднять теоретический уровень марксизма-ленинизма во всей партии, поскольку лишь такая теория может обеспечить победу китайской революции. Любой революционер, стремящийся добиться идейно-политического прогресса, должен изучать марксизм. Говоря о принятии основных руководящих обязанностей, если в нашей партии будет от ста до двухста товарищей, изучающих марксизм-ленинизм систематически, а не разрозненно, и скорее практически, чем бесцельно, это значительно повысит боеспособность нашей партии. Необходимо понимать, что великая сила марксизма-ленинизма заключается в связи с конкретной революционной практикой каждой страны. Таким образом, принципиально важно конкретизировать марксизм в Китае и привносить необходимые китайские характеристики в каждое его проявление, то есть применять марксизм в соответствии с национальными условиями Китая, что является насущным вопросом, требующим понимания и решения со стороны всей партии». Товарищ Мао Цзэдун не только первым выдвинул универсальную истину марксизма, но и продемонстрировал пример для содействия связи с национальными условиями Китая в разные периоды. На основе победы новой демократической и социалистической революции, он содействовал первому скачку руководящей идеологии партии. Начав новое исследование всестороннего продвижения социалистического строительства, он предложил осуществить «вторую интеграцию» марксизма с китайской действительностью, продолжать продвигать процесс китаизации марксизма, постоянно обогащать и развивать марксизм путем достижения новых теоретических результатов.
Товарищ Мао Цзэдун неоднократно подчеркивал необходимость научного подхода к марксизму, то есть искать истину на основе фактов. Согласно данной позиции, необходимо использовать «стрелы» марксистско-ленинской теории для стрельбы по «мишеням» китайской революции, в основе чего должны лежать объективные факты и всестороннее владение теорией, а не временный энтузиазм и мертвые книги. Под руководством общих принципов марксизма-ленинизма следует делать правильные выводы, соответствующие законам объективным развития. Мы должны настаивать на том, чтобы исходить из реальности, использовать великую практику миллионов людей как основу для понимания и развития истины, как единственный критерий проверки истины. Товарищ Мао Цзэдун призывал «освободиться от всякого рода предрассудков», «принять ответственность и заставить ум работать», решительно выступал против обращения с марксизмом как с неизменной догмой и категорически противился опоре на сомнительный опыт, подчеркивая необходимость впитывать марксизм. Он неоднократно указывал, что «и догматизм, и эмпиризм противоречат марксизму, поскольку являются двумя крайностями субъективизма и проявлениями слабого партийного характера». Принципиально важно изменить неблагоприятный подход к обучению, отделяющий теорию от практики, и продвигать эффективный подход, направленный на единство теории и практики.
Товарищ Мао Цзэдун выдвинул следующее предложение: «Что касается марксистской теории, необходимо постигать её содержание, поскольку цель постижения – применение». Следует приложить усилия, чтобы «в действительности понять марксистско-ленинскую позицию, точки зрения и методы, применить для глубокого и научного анализа актуальных проблем Китая и выяснения законов развития», чтобы направлять наши действия по преобразованию мира. Таким образом, марксизм используется не только для преобразования объективного мира, но и для преобразования субъективного мира.
Мы должны использовать теорию марксизма как оружие для познания Китая и зарубежных стран, человечества и природы, прошлого и будущего, самих себя и других, успешного опыта и неудачных уроков. Товарищ Мао Цзэдун отмечал: «Недопустимо отказываться наследовать и учиться у людей древности и иностранцев, включая даже представителей феодального сословия и буржуазии. Однако обучение не должно заменять собственное творчество, поскольку копирование и имитация без критики являются наименее перспективным и наиболее вредоносными способами».
Необходимо укреплять коммунистические идеалы, относиться к вза имосвязи между программоймаксимумом и программойминимумом партии с точки зрения диалектического единства, осуществлять партийное строи тельство в тесном контакте с политическими линиями и независимо следо вать собственному пути.
«Коммунизм – идеологическая система всего пролетариата, также являющаяся новой социальной системой. Идеологическая и социальная система коммунизма кардинальным образом отличаются от других идеологических и социальных систем, поскольку коммунизм представляет собой наиболее полную, прогрессивную, революционную и рациональную систему с момента начала человеческой истории».
В статье «О коалиционном правительстве» товарищ Мао Цзэдун отметил: «Мы, члены Коммунистической партии Китая, никогда не скрываем политических взглядов. Наша будущая программа (или программа-максимум) состоит в том, чтобы продвинуть Китай к социалистическому и коммунистическому обществу, что не подлежит сомнениям и нельзя оспорить. Гордое название нашей партии и мировоззренческие установки марксизма ясно указывают на будущий, бесконечно яркий и прекрасный высший идеал. Развитие истории доказывает, что идеал не является утопией. Необходимо иметь четкое представление об условиях Китая и идти по исторически неизбежному пути, чтобы поднять страну и нацию, чтобы изменить судьбы людей в полуколониальном и полуфеодальном Китае. Все китайское революционное движение, возглавляемое Коммунистической партией Китая, включает две стадии – демократическую революцию и социалистическую революцию». Это – два революционных процесса разной природы. Первый процесс является необходимой подготовительной стадией второго, а второй представляет собой неизбежную тенденцию первого. Только ясно осознавая разницу и связь между демократической революцией и революцией, только понимая, что демократическая революция, социалистическая революция и строительство имеют разные стадии развития, партия может правильно руководить революцией. Именно в этом заключается суть марксистской теории революционного развития и теории стадий революционного развития. Каждый член Коммунистической партии Китая должен обладать сознательностью, чтобы бороться за реализацию бесконечно яркого и прекрасного будущего коммунизма. Недопустимо сдаваться на полпути, иначе член партии будет недостоин звания сознательного и истинного коммуниста. Наряду с этим, необходимо понимать, что только путем новой демократической революции можно прийти к социализму, и в дальнейшем – к коммунизму. Несознателен и неверен тот, кто без энтузиазма относится к продолжающемуся революционному делу, кто не готов жертвовать жизнью, но стремится разбрасываться пустыми и громкими словами о социализме и коммунизме.
Товарищ Мао Цзэдун осознавал, что для реализации программы партии необходимо найти правильный путь вперед и сформировать правильную политическую линию, выступающую гарантом. Коммунистическая партия Китая привела народ к успешному открытию пути новой демократической революции с китайской спецификой и пути «одной трансформации и трех реформ» социалистической революции. Разумеется, в ходе данного процесса партия заплатила свою цену. Товарищ Мао Цзэдун обобщил ценный опыт и уроки партийного строительства и извилистого развития дела партии, глубоко указав, что «политическая партия должна полагаться на правильность своей политической линии и консолидацию организации, чтобы возглавить революцию на пути к победе». При правильной политической линии нельзя решить проблему партийного строительства без понимания или верной реализации. Нерешенность проблем партийного строительства приведет к невозможности правильно понять и урегулировать проблемы политической линии. Таким образом, процесс партийного строительства всегда тесно связан с правильным проведением политической линии партии. «Чем более большевистская партия, тем правильнее можно претворять в жизнь политическую линию». Правильная линия партии не формируется и не развивается естественным образом: она реализуется в процессе постоянного обобщения опыта и уроков, в борьбе со всевозможными ошибочными идеологическими тенденциями под руководством правильных теорий. Особое значение имеет отказ от «левого» и «правого». Неспособность урегулировать «левое» и «правое» подвергнет партию беспрецедентной опасности. Товарищ Мао Цзэдун отмечал, что Коммунистическая партия Китая определила основную линию и общие политические установки китайской революции, конкретные линии и политические установки для решения определенных задач. На практике, помня только об основной линии и общих политических установках, нельзя серьезно и правильно претворить все начинания в жизнь. Акцент лишь на конкретных линиях и политических установках приведет к невозможности правильной реализации основной линии и общих политических установок, что характерно для слепых и бессознательных революционеров, обречённых на потерю направления, колебания и бездействие. Ситуация изменяется по мере развития. В рамках реализации определенных направлений и конкретных политических решений необходимо адаптироваться к меняющимся условиям и вносить необходимые изменения и корректировки. В контексте следования тенденциям времени зацикленность на прошлом приведет к ошибкам. «Некоторые не понимают, что наша сегодняшняя политика подходит для сегодняшних условий, прошлая – подходит для прошлых условий, следовательно, ошибочно использовать современные политические установки, повернуть прошлое».
Путь к построению мощной социалистической страны – долгий. Товарищ Мао Цзэдун утверждал: «Наше понимание объективного мира нуждается в процессе». Начиная с непонимания и частичного понимания, можно достичь полного или сравнительно полного понимания путем многократной практики и сравнения успехов и неудач. В выступлении в 1962 г. он предсказал, что отныне, через пятьдесят или сто лет, наступит эпоха, в которой система мира претерпит радикальные изменения. По сравнению с капитализмом, у социализма много преимуществ. Экономическое развитие Китая будет намного быстрее, чем у капиталистических стран, однако, с большим населением, слабым экономическим фундаментом и отсталой экономикой «построить сильную социалистическую экономику не удастся в течение пятидесяти лет, следовательно, потребуется целый век или более долгий промежуток времени». Необходимо быть готовыми потерпеть множество неудач, чтобы получить опыт и одержать окончательную победу.
III. Принципиально важно служить народу всем сердцем, акцентируя внимание на интересах народа, черпать у масс и нести в массы, решительно исправлять и ликвидировать любые ошибочные идеологические тенденции и модели поведения, направленные на отрыв от масс.
«Народ, и только народ, является движущей силой в создании всемирной истории. Народные массы таят в себе неограниченный творческий потенциал. Как только судьба страны окажется в руках народа, Китай будет подобен красному солнцу, которое вот-вот взойдет и озарит небеса». Товарищ Мао Цзэдун всегда четко связывал марксистский взгляд на общество и массы с продвижением великих проектов. Он отмечал: «Замечательное превосходство Коммунистической партии Китая, отличающих наших коммунистов от любой другой политической партии, заключается в тесной связи с самыми широкими народными массами. Мы стремимся всем сердцем служить народу и никогда не отрываться от масс; вся работа исходит из интересов народа, а не отдельных лиц или небольших групп». Таким образом, можно сказать, что «линия Коммунистической партии Китая – это линия народа». Следовательно, тезис, согласно которому «мы стремимся всем сердцем служить народу и никогда не отрываться от масс; вся работа исходит из интересов народа, а не отдельных лиц или небольших групп; мы соблюдаем единство ответственности перед народом и ответственности перед руководством партии», является отправной точкой наших действий. Все выступления и действия коммунистов должны отвечать интересам широких масс народа и поддерживаться широкими массами в качестве высшего стандарта. Мнения и опыт масс являются основой партийной политики и критерием проверки. Мы должны опираться на народ, верить в него, учиться у него, сохранять тесные связи с народными массами и принимать их надзор.
Будучи авангардом рабочего класса, Коммунистическая партия Китая должна всем сердцем служить народу, объединять веру в массы и опору на массы с продвижением масс вперед. Товарищ Мао Цзэдун красноречиво отмечал: «В действительной работе нашей партии правильное руководство должно черпать у масс и нести в массы», что предполагает сбор мнений масс и преобразование их в централизованное мнение. В дальнейшем необходимо проводить пропаганду среди масс и влиять на мнения масс, реализовать интересы масс, проверять политические установки в действиях масс, повторять данный цикл, стремясь черпать у масс и нести в массы. Таким образом, политика партии становится правильнее и насыщеннее. Данный тезис объединяет марксистский взгляд на практику и познание с исторически-материалистическим взглядом на массы, формируя фундаментальную рабочую линию партии. Он не только отражает полное уважение партии к господствующему положению народа, но и способствует научному партийному руководству. Акцентируя внимание на реализации насущных интересов народа, необходимо направлять народ на пути к более высоким целям.
В рамках эффективной и качественной реализации линии масс, товарищ Мао Цзэдун потребовал, чтобы члены Коммунистической партии Китая занимали правильные позиции. Он утверждал: «Все рабочие кадровые работники, независимо от положения, являются слугами народа. Они должны беззаветно служить массам и быть “быками”, возглавляющими развитие пролетариата и масс. В первую очередь они учиться у масс, и лишь в дальнейшем могут стать учителями. Недопустимо пытаться произвести мнимое впечатление знатока и витать в облаках. Наоборот, необходимо, невзирая на высокий статус, идти в массы и проводить глубокие, систематические и тщательные исследования в поисках истинного знания. Следует помнить, что недопустимо говорить без расследований, недопустимо говорить без изысканий». Всякая работа в отношении масс должна выполняться в соответствии с потребностями и волей масс. Нельзя не продвигаться, когда массы требуют, или форсировать их, когда массы испытывают определенные потребности, но большинство колеблется. Коммандизм, хвостизм, сектантство, бюрократизм, высокомерное отношение к работе и другие пороки оказывают негативное влияние на все процессы. Необходимо исправлять вышеуказанные недостатки, поскольку само их возникновение подразумевает отрыв от масс.
IV. Организационные задачи Коммунистической партии Китая должны подчиняться политическим задачам. Отбор и назначение кадров должны проводиться в соответствии с принципом приоритета моральных качеств и талантов. Принципиально важно воспитывать ряды кадровых работников и пролетарских преемников, обладающих высокой нравственностью и необходимыми компетенциями.
Партийные кадры – стержень партийных рядов. По мнению товарища Мао Цзэдуна, «после определения политической линии кадровые работники являются решающим фактором». В ходе революционной войны товарищ Мао Цзэдун отмечал: «Коммунистическая партия Китая является партией, ведущей великую революционную борьбу в масштабах великой нации, состоящей из десятков миллионов людей. Без многочисленных кадров, обладающих высокими моральными качествами и определенными талантами, невозможно выполнить исторические задачи». В результате решающей победы Освободительной войны он утверждал: «Задача захвата власти на территории всей страны требует от нашей партии ускоренной и систематической подготовки значительного количества кадров, способных управлять военными, политическими, экономическими, партийными делами, культурным образованием и так далее». Приступая к крупномасштабному социалистическому строительству, он акцентировал внимание на необходимости «приложить усилия с целью урегулирования экономической, научной и культурной отсталости нашей страны в течение нескольких десятилетий и, как следствие, оперативного выхода на мировой уровень. В контексте данной высокой цели решающим фактором выступают кадровые работники». После XX съезда Коммунистической партии Советского Союза и особенно в период, когда Запад публично стремился к реализации стратегии «мирной эволюции» против социалистических стран, товарищ Мао Цзэдун уделял особое внимание решению проблем наследования революционного дела и предотвращению опасности смены курса партии и страны.