Книга Коммунистическая партия Китая и Китай периода политики реформ и открытости - читать онлайн бесплатно, автор Кэян Чжэн. Cтраница 15
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Коммунистическая партия Китая и Китай периода политики реформ и открытости
Коммунистическая партия Китая и Китай периода политики реформ и открытости
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Коммунистическая партия Китая и Китай периода политики реформ и открытости

Формирование высококвалифицированного кадрового состава требует реализации справедливых и правильных линии и политический установок в области отбора и назначения кадров. Товарищ Мао Цзэдун отмечал: «В национальной истории издавна существовали две противоположные линии: линия назначения людей в соответствии с их достоинствами и линия назначения людей по принципу родства. Первая линия, то есть линия меритократии, совершенно верна, вторая – нет». В чем заключается линия партии по назначению кандидатов в соответствии с их достоинствами? Каким образом можно понять критерии политики «достоинств»? По мнению товарища Мао Цзэдуна, «критерии должны основываться на том, может ли член кадрового состава решительно проводить линию партии, подчиняться требованиям партийной дисциплины, устанавливать тесные связи с массами, работать независимо, быть активным и стремиться работать, вопреки личной выгоде». Для продвижения дела партии и развития партийных организаций требуются не только десятки тысяч кадров, но и сотни лучших лидеров масс. «Кадры и руководящие лица, понимающие суть марксизма-ленинизма, обладающие политической дальновидностью и способностью работать, способны на необходимые жертвы, способны решать проблемы самостоятельно, сохранять стойкость в трудностях и преданно трудиться на благо нации, класса и партии. Они не должны быть эгоистичными, руководствоваться индивидуализмом, карьеризмом и безынициативностью. Недопустимо быть высокомерными и одобрять сектантство». Таким образом, руководящие кадровые работники должны быть революционными политиками и слугами народа, а не «начальниками» народа, не самопровозглашенными гениями, не барственными «политиками» или хозяевами, которые ездят верхом на народных массах и пожинают благословения. Принципиально важно сохранять бдительность по отношению к «двуличным» лицам, которые публично разбрасываются громкими словами и исподтишка культивируют зло. Нельзя позволять подобным людям создавать группировки, сеять раздор в партии и использовать возможности узурпировать лидерство.

Особое значение имеет тщательная оценка кадровых работников не только по их внешним действиям, но и по сущности; не только по временной работе, но по всей истории и всей работе.

Товарищ Мао Цзэдун неоднократно подчеркивал необходимость заботиться о кадрах. Во-первых, необходимо направлять их, что подразумевает предоставление возможности работать и нести ответственность с оперативным предложением инструкций, благодаря чему кадровые работники смогут более эффективно проявить творческий потенциал в рамках политической линии партии. Во-вторых, необходимо содействовать улучшению их качеств, что означает создание условий для обучения, улучшения уровня теоретических знаний и трудоспособности. В-третьих, необходимо контролировать их работу, помогать обобщать аккумулированный опыт, развивать достижения и исправить ошибки. Доверять без проверки и уделять внимание исключительно после совершенных ошибок – проявление равнодушия к кадровым работникам. В-четвертых, в отношении кадров, совершивших ошибки, следует применять метод убеждения и обучения, чтобы помочь исправить содеянное. Товарищ Мао Цзэдун уделял особое внимание обучению кадров через испытания и лишения в практике массовой борьбы, требовал, чтобы организационно-кадровые отделы обучали кадровый состав посредством практики, указывал, что выдающиеся кадры, прошедшие подготовку в массовой борьбе, являются «чрезвычайно ценным богатством» китайского народа. Противоположным образом, те, кто бездействует и избегает дружностей, «не приносят никакой пользы китайскому народу». В документе, подготовленным товарищем Мао Цзэдуном для Центрального комитета в 1963 г., упоминалось, что для выявления достойных кадровых работников и надлежащего использования человеческих ресурсов, «подавляемых бюрократами», принципиально важно осуществлять реформы.

V. Идеологическое воспитание – центральное звено общепартийного единства в великой политической борьбе.

Необходимо поставить на первое место идеологическое строительство партии, помочь членам и кадрам партии укрепить пролетарскую позицию и мировоззрение, сохранить передовой характер и чистоту коммунистов. «Если у вас нет правильных политических взглядов, значит, у вас нет души». Чтобы установить правильные политические взгляды, член партии должен изучить марксизм и занять твердую позицию. Товарищ Мао Цзэдун отметил, что множество новых членов нашей партии «обладают прекрасным революционным энтузиазмом и готовы постигать марксизм; тем не менее, их приняли в партию с уникальными идейными положениями, несовместимыми или плохо совместимыми с марксизмом». Подобные проблемы существуют не только в рядах новых членов партии, но и в рядах заслуженных партийных работников, что требует всеобщего изучения марксизма и разрешения противоречия между марксистскими и немарксистскими идеями. Урегулировав противоречия, «наша партия сможет достичь беспрецедентного единства в идейно-политическом организационном отношении делать большие и уверенные шаги вперед».

Все, что существует в мире, существует в противоречивом единстве движения противоположностей. Коммунистическая партия Китая не является исключением. Товарищ Мао Цзэдун отмечал, что в классовом обществе «зачастую возникают противостояние и борьба между различными идеями внутри партии, что представляет собой отражение классовых противоречий в обществе и противоречий между старым и новым в партии. Внутрипартийная политическая жизнь прекратилась бы без противоречий и идеологической борьбы в их разрешении». Он подчеркивал, что противоречия внутри партии, как правило, представляют собой противоречия между «правильными» и «неправильными» идеями, а не непримиримые противоречия. Урегулирование противоречий подобного рода требует, обучения и воспитания, демократического обсуждения, критики и самокритики, приверженности на принципе «единство – критика – единство». Недопустимо грозить кулаком, не говоря уже об использовании оружия. Движение за упорядочение стиля в Яньани – пример наиболее распространенного, глубокого и всеобъемлющего образования в области марксизма. В ходе данной политической кампании особое внимание уделялось не только изучению теории, но и обобщению исторического опыта, продвижению внутрипартийной демократии, осуществлению критики и самокритики, концентрации на урегулировании трех негативных тенденций – субъективизма, сектантства и партийного догматизма. Удалось достичь замечательных результатов, демонстрирующих беспрецедентное новаторство в идеологическом строительстве партии.

Товарищ Мао Цзэдун особенно талантлив в своевременном выдвижении целенаправленных задач идеологического образования, руководствуясь марксистской проницательностью и научным предвидением в контексте основных переходных периодов и критических моментов развития революции и строительства. В период усиления врага и ослабления наших рядов в борьбе на горах Цзинганшань, на вопрос о том, как долго продержится красный флаг революции, он ответил, что как искра огня способна выжечь степь, так и незначительные события могут привести к крупнейшим последствиям. После победы в революционной войне, он напомнил всей партии о необходимости сохранять благоразумие и, столкнувшись с трудностями, видеть свет. Когда освободительная война была близка к общенациональной победе, он указал, что «китайская революция – велика, но послереволюционный путь – длиннее, работа – значительнее и труднее». Он потребовал, чтобы вся партия продолжала быть сдержанной, осторожной и не высокомерной, чтобы продолжала упорную и самоотверженную борьбу, защищаясь от атак буржуазных соблазнов и искушений, предоставляемых правящим положением, призывал стремиться изучать то, что на данный момент не столь очевидно. После того, как XVIII Всекитайский съезд партии принял решение о всестороннем строительстве социализма, товарищ Мао Цзэдун выдвинул следующее предложение: «Реформа и строительство Китая зависят от нас. Урегулирование партийного рабочего стиля и активные действия в ходе работы приведут к улучшению возможностей для ведения более эффективной деятельности. В нашей стране должно быть больше людей, стремящихся искренне служить народу и делу социализма преисполненных решимости проводить реформы. Все мы, члены Коммунистической партии Китая, должны быть такими».

Процесс внутрипартийного идеологического воспитания – процесс изучения теории и закалки в процессе единства преобразования субъективного мира и объективного мира. Товарищ Мао Цзэдун отмечал: «Чтение – обучение, практическое использование – более важное обучение». В обучении принципиально важно придерживаться связи теории с практикой, противостоять субъективизму, догматизму и эмпиризму; настаивать на том, что интересы народа превыше всего, всегда поддерживать тесные связи с широкими массами, противостоять бюрократизму, сектантству и индивидуализму. Он также предлагал «в некоторых отношениях учиться у других людей, других стран, у людей всего мира и даже у врагов». Необходимо научиться впитывать то, что необходимо впитать, отвергать то, что необходимо отвергнуть, и преумножать то, что является уникальным для страны.

VI. Особое значение имеет всесторонняя реализация партийного демократического централизма, культивирование энтузиазма всей партии, сохранение партийного единства и солидарности, повышение боеспособности партии.

Товарищ Мао Цзэдун указывал, что «единство партии – жизнь партии, поскольку лишь благодаря единству Коммунистической партии Китая можно достичь единства всего класса и всей нации». Единство двух отношений – наше «бесценное сокровище». Сила Коммунистической партии Китая заключается в том, что это сплоченный авангард рабочего класса, организованный передовыми элементами, твердо верящими в марксизм и имеющими общие цели, организованный в соответствии с принципами демократического централизма. Единство многонационального народа страны для победы в революции и строительстве требует «твердого объединения всех сил партии в соответствии с принципами демократического централизма и дисциплины».

Демократический централизм – фундаментальный организационный принцип марксистских политических партий, фундаментальная институциональная гарантия партийного единства. Исходя из марксистско-ленинских принципов партийного строительства и опыта партийного строительства, товарищ Мао Цзэдун обобщил и стандартизировал демократический централизм как сочетание централизации на основе демократии и демократии под руководством централизации, утвердив данный принцип в качестве фундаментальной организационной системы, системы руководства и работы. Он утверждал, что во внутрипартийной политической жизни нельзя обойтись без демократии и тем более без централизации, однако, ввиду взаимосвязи двух аспектов, без демократии не было бы централизации. Основанная на демократии система, сочетающая в себе демократию и централизацию, является творческим применением марксистского массового мировоззрения и взглядов на жизнь при построении фундаментальной системы партии, является важной институциональной гарантией реализации линии масс и идеологической линии. В ходе революционной войны товарищ Мао Цзэдун делал упор на централизацию, после вступления в период социалистического строительства – на демократию. Он указывал:

«Наш централизм основан на демократии, поскольку без демократии не может быть правильной централизации. Без демократии мнения не исходят от масс, вследствие чего невозможно сформулировать эффективные линии, руководящие принципы, политические установки и методы. Неполноценная и исключительная демократия приведет к ложным целям, пустым и неправильным централизации и единству. Без высокой степени демократии не может быть высокой степени централизации, в свою очередь, без высокой степени централизации нельзя построить социалистическую экономику». Генеральная идея Мао Цзэдуна заключалась в создании политической обстановки, в рамках которой в единстве существуют централизация и демократия, дисциплина и свобода, единство воли и благоприятная обстановка, в которой каждый чувствует себя комфортно, поскольку «в условиях отсутствия подобной политической ситуации невозможно мобилизовать энтузиазм масс».

Содействуя внедрению демократического централизма, товарищ Мао Цзэдун подчеркивал, что отправной точкой и целью должна быть мобилизация энтузиазма всей партии. Он утверждал: «Перед лицом великой борьбы Коммунистическая партия Китая требует от руководства всей партии, всех членов и кадров партии в полной мере проявлять энтузиазм для достижения победы. Что это за энтузиазм? Так называемый энтузиазм должен выражаться конкретно в творческом потенциале, духе ответственности, активной работе, смелости, умении задавать вопросы, выражать мнения, критиковать недостатки, проявлять заботу о кадровых работниках и руководящих лицах и осуществлять определенный надзор». Проявление энтузиазма «зависит от демократизации внутрипартийной политической жизни». В противном случае, цель проявления энтузиазма не будет достигнута. Руководствуясь данной целью, он подчеркнул, что руководящие лица должны позволять высказывать собственное мнение, терпеливо прислушиваться к приятным и неприятным словам, что особенно касается критики и возражений, уметь принимать советы, решительно выступать против догматизма и монополизма при обсуждении и решении вопросов. Наряду с этим, товарищ Мао Цзэдун отмечал, что продвижение внутрипартийной демократии должно «укреплять, а не ослаблять дисциплину и повышать боеспособность». Вся партия должна придерживаться строгой организационной дисциплины и соблюдать основной принцип: «член партии подчиняется партийной организации, меньшинство – большинству, нижестоящие организации – вышестоящим, все партийные организации и все члены партии – Всекитайскому съезду Коммунистической партии и Центральному Комитету партии». Партийный комитет должен придерживаться принципов коллективного руководства и индивидуального разделения труда и ответственности, выступать против сепаратизма и пренебрежения общим положением, выступать против либерализма и децентрализации, в рамках которой работники склонны рассматривать подотчетное ведомство как «независимое королевство». Принципиально важно осуществлять критику и самокритику относительно прецедентов и лиц, нарушающих партийную дисциплину и интересы народа, и при необходимости применять дисциплинарные взыскания. Данные мероприятия не отрицают демократии или энтузиазма членов и кадров партии. Противоположным образом, демократический централизм направляет мудрость, силу и энтузиазм, вдохновленные продвижением демократии, в борьбу за осуществление партийной политики, линии и курсов.

VII. Члены партии должны укреплять партийный характер, придерживаться единства партийности и народности, играть авангардную и образцовопоказательную роль в рядах народных масс.

Кому должны служить члены Коммунистической партии Китая – фундаментальный вопрос, решающим фактором решения которого является партийное позиционирование. Товарищ Мао Цзэдун отмечал: «Мы стоим на позиции пролетариата и народных масс. Для коммунистов это означает стоять на позиции партии, партийности и партийной политики». Природа Коммунистической партии Китая определяет, что каждый член партии обязан беззаветно служить народу и утверждать интересы народа в качестве главного приоритета. «Мы всегда должны придерживаться своей позиции во всех начинаниях, направленных на благо страны и народы. Не достоин звания члена партии тот, кто отказывается от революционной и партийной позиции». Наша партия является марксистской партией и не питает собственных интересов, кроме интересов народа. Вся деятельность партии направлена на реализацию, защиту и развитие интересов народа. По этой причине, говоря о партийности, необходимо придерживаться единства партийности и народности, единства ответственности перед партией и народом, единства ответственности перед руководящим составом и народом. Любые мнения, замечания и действия, разделяющие единство и противоречащие ему, некорректны и недопустимы.

Процесс укрепления правильной политической позиции – это процесс укрепления партийности и сохранения передового характера, требующий постоянного правильного понимания и реформирования себя в практике преобразования объективного мира, «реформирования явлений, полностью отделяющих теорию от практики, работы и учебы», использования принципа «интересы партии и народа превыше всех» для глубокого осмысления. Только путем серьезной и ответственной практики можно постепенно понять, что такое правильная позиция, и также постепенно овладеть правильной позицией. Более качественное урегулирование проблем позиционирования и партийности приведет к более эффективной реализации авангардной и образцово-показательной роли членов партии в великой борьбе народа. Товарищ Мао Цзэдун отмечал, что «авангардная и образцово-показательная роль членов Коммунистической партии Китая имеют особое значение», в связи с чем и выдвинул ряд требований, в числе которых можно выделить требование, согласно которому «члены Коммунистической партии Китая в Восьмой армии и Новой Четвертой армии должны стать образцами героической борьбы, выполнения приказов, подчинения дисциплине, политической работы и внутреннего единства». Он отмечал, что коммунисты должны быть честными в правительственной работе, не прибегать к использованию услуг частных лиц, больше работать и меньше стремиться к вознаграждению. В народном движении коммунисты должны быть друзьями народа, а не начальниками; должны быть неутомимыми учителями, не бюрократическими политиками. Коммунисты должны говорить правду и не лгать во внутрипартийной политической жизни; должны соблюдать единство, а не стремиться к расколу; должны быть честными и не участвовать в заговорах и обмане. Иными словами, все члены партии должны быть образцами реалистического подхода к делу, образцами дальновидности и стремления к обучению.

Товарищ Мао Цзэдун подчеркнул, что члены партии должны укреплять партийный характер, одновременно отмечая, что «это неправильно» в ответ на заявление о том, что «Коммунистическая партия Китая стремится уничтожить индивидуальность ввиду неизменности партийности». Он утверждал: «Говоря об индивидуальности и партийности, партийность универсальна, индивидуальность – особенность. Не существует универсальности, которая не основывалась бы на особенностях. В чем заключается партийность без индивидуальности члена партии? Партийность – общность и универсальность каждого члена партии». Например, единая программа, единые политические принципы и т. д., основанные на марксистской идеологии, являются общностью. «Что касается вопроса о том, одинаковы ли все члены партии, разумеется, люди не могут быть одинаковыми». Например, пол, возраст, опыт и статус людей настолько различаются, что изучение и понимание марксизма есть разные вещи. «Устранить данное различие – значит не дать товарищам развить сильные стороны». Таким образом, все члены партии являются разными личностями. Тот, кто пытается устранить индивидуальность, обречен на поражение. Устранение всех различий влечет за собой устранение единства, поскольку без различий не будет единства». Именно потому, что, подчеркивая укрепление общего партийного характера членов партии, мы придаем значение индивидуальным особенностям, заботимся о членах партии, оказываем содействие в прогрессе и в полной мере используем сильные стороны и энтузиазм. Коммунистическая партия Китая демонстрирует гораздо более мощную силу, заключающуюся не только в простом увеличении числа членов партии, но и их ускоренном росте и прогрессе.

Товарищ Мао Цзэдун, являющийся главным основателем Коммунистической партии Китая и лидером, выросшим в результате долгой борьбы, прилагал неустанные усилия для создания марксистской партии в Китае, которая может привести китайский народ и китайскую нацию к коренным изменениям. И, в конечном итоге, позволит народу взять собственную судьбу в свои руки. На протяжении всей жизни он делил судьбу с нашей партией. Коммунистическая партия Китая выступает гарантом того, что китайский народ нашел правильный путь к новой демократической революции, основал Китайскую Народную Республику и установил основную социалистическую систему. Исходя из данной предпосылки, китайский народ прошел через невзгоды и успешно нашел правильный путь строительства социализма с китайской спецификой, создав фундаментальную предпосылку для следования тенденциям времени, действий, направленных на процветание, формирования прочной теоретической, практической, институциональной и материальной основы.

Успешный Третий пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва позволил нашей партии привести народ к началу нового исторического периода для укрепления и развития социализма в Китае. В сегодняшнем мире и в современном Китае произошли беспрецедентные обширные, глубокие и сложные изменения. В таком случае внутренняя и внешняя среда, миссия нашей партии сильно отличаются от любого периода в истории. Практические и теоретические инновации в строительстве социализма с китайской спецификой достигли новых высот, и вышли на новый уровень. Учитывая обстоятельства, назревает следующий вопрос: имеют ли идеи Мао Цзэдуна, в том числе идея партийного строительства, руководящее значение для нашей партии и дела социализма с китайской спецификой, возглавляемого партией? Ответом может быть только утверждение факта практичности и поучительности. «История – длинная и бесконечная река. Сегодняшний день развивается из вчерашнего дня, завтрашний день – продолжение сегодняшнего». В рамках текущей деятельности необходимо использовать в качестве примера эффективную работу, проделанную старшим поколением коммунистов, таких, как Мао Цзэдун, выполнить выдвинутое, но незаконченное, исправить то, что необходимо исправить. Уставы партии, принятые в ходе Всекитайских съездов после проведения Третьего пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, подтвердили, что идеи Мао Цзэдуна по-прежнему являются руководящей идеологией нашей партии. В Уставе партии, принятом в рамках XVIII Всекитайского съезда партии, по-прежнему четко указывается: «Коммунистическая партия Китая руководствуется в своей деятельности марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, важными идеями тройного представительства, научной концепцией развития, идеями Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи». Все виды обсуждения ошибок Мао Цзэдуна в последние годы, особенно такие, как общие и долгосрочные ошибки периода «Культурной революции», отрицают исторический статус товарища Мао Цзэдуна, сеют сомнения и искажения. Тем не менее, отрицание идей Мао Цзэдуна не уничтожит его высокое историческое положение и блестящую славу, не отделит идеи Мао Цзэдуна от марксизма-ленинизма, теории Дэн Сяопина, важных идей «тройного представительства» и концепции научного развития, написанных золотыми буквами на знамени идеологии и теории нашей партии. Напротив, это позволит нам более твердо относиться к марксизму с научным подходом, сочетающим в себе наследственность, развитие и новаторство, осознавать все достижения марксизма в Китае, его модернизацию и популяризацию.


Изучение сути и понимание истинного смысла важных выступлений товарища Си Цзиньпина

(Июль, 2014 г.)

С момента проведения XVIII Всекитайского съезда партии генеральный секретарь Си Цзиньпин выступил с рядом важных речей, поднимая насущные темы, объясняя сложные вещи простым языком, говоря проникновенно и искусно с литературной точки зрения. Кадры и общественность в целом высоко оценили его правильные и четкие выступления. Изучая ряд важных выступлений товарища Си Цзиньпина, я глубоко чувствую, что каждая его речь преисполнена реалистической актуальности, идеологии и практичности, поскольку слова его убедительны, в хорошем смысле заразительны и проникновенны.

Выступления товарища Си Цзиньпина всегда сосредоточены на том, чтобы высоко держать великое знамя социализма с китайской спецификой, неуклонно следовать пути социализма с китайской спецификой, вести всю партию и многонациональный народ страны к единству на основе поддержки и развития социализма. Работать над достижением целей «двух столетий» и китайской мечты о великом возрождении китайской нации. Коммунистическая партия Китая отвечает на вопросы о том, что такое социализм, как строить социализм, исходя из реалий страны. В каком развитии Китай нуждается сегодня, как развиваться научно, какую правящую партию строить в новый период, как строить партию, чего партия должна придерживаться в идеологии и политике, организации и стиле, против чего необходимо выступать. Внимательно изучая выступления товарища Дэн Сяопина, я чувствую, что их пронизывают высокие идеалы и убеждения коммунистов, осознание исторической роли, глубокие чувства народа, научный стиль поиска истины на основе фактов, прагматический и новаторский дух, сияющий светом марксистской истины. Его речи представляют собой квинтэссенцию достижений китаизации марксизма, славную демонстрацию глубокого понимания и применения марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, важных идей «тройного представительства» и концепции научного развития. Его речи представляют собой главенствующий принцип для идеологического руководства и действий, направленных на развитие социализма с китайской спецификой и реализацию основных установок XVIII Всекитайского съезда партии с новой исторической точки отсчета. Несомненно, глубокое изучение важных выступлений товарища Си Цзиньпина имеет особое значение для вооружения партии, воспитания народа, объединения мыслей и действий, и потому должно стать политической задачей на текущий и длительный будущий период, фундаментальным требованием неотложной задачей усиления партийного строительства, что особенно касается идейно-политического строительства.