Мадам Ленорман, очевидно, знала христианское происхождение и контекст каждого символа. Отсюда следует вывод: если бы ее обвинили в безнравственном занятии гаданием и колдовством, то она могла бы доходчиво объяснить, что это была лишь «обучающая миссия» с целью распространения и углубления христианской веры. Каждая из ее карт явно содержит глубоко религиозное послание. А вот ее остальные знания, выходящие за рамки религиозных убеждений, означали серьезную опасность. Их можно было преподносить только в зашифрованном виде. Тем не менее, несмотря на снижающееся влияние церкви, считалось праведным и добродетельным доносить до широкой публики традиционные католические ценности. Ничего иного добропорядочная дама и не делала с помощью теологически подкрепленных образов своих карт. Мадам Ленорман была мудрой женщиной, в неспокойные времена выбравшей путь наименьшего сопротивления.
Другой вывод мог заключаться в том, что гранд-дама, получившая строгое религиозное воспитание в различных монастырских школах, в глубине души все еще была глубоко предана католической вере. Хотя ее обучение в монастыре внезапно закончилось из-за спровоцированного ею же инцидента, можно предположить, что она осталась по-прежнему привержена своей вере. Будучи убежденной христианкой, Ленорман никогда бы не решилась предать веру и не стала бы публично заниматься тем, что считала дьявольским занятием, – гаданием на картах. Поэтому можно предположить, что она умышленно переработала библейскую символику для своих карт. В конце концов, деятельность, мотивированная христианскими ценностями, обеспечивала лучшую защиту, чем неортодоксальное творчество, которое легко могло стать западней. Только на трех последних картах – Якорь, Рыбы и Крест – можно найти архетипические христианские символы, тесно связанные с историей церкви. Последовательность Сада, Горы и Пути также напоминает значимые библейские места. Иисус и трое его учеников посетили Гефсиманский сад после Тайной вечери. На горе Синай Моисей получил десять заповедей. Люди и сегодня отправляются в паломничество по пути Святого Иакова. На мой взгляд, эти важные с исторической точки зрения моменты не случайно были выбраны в виде последовательности в картах Ленорман, придавая им глубоко религиозный вид. Каждому приверженцу католической веры достаточно было взглянуть на такие подсказки, чтобы сделать соответствующий вывод.
Анри-Фредерик Шопен (1804–1880). Развод Наполеона и Жозефины 15 декабря 1809 года. Говорят, что развод был предсказан мадам Ленорман
Поскольку мадам Ленорман вызывала ажиотаж и в политических кругах, ей прекрасно удалось создать видимость и сохранить свою репутацию, прикрываясь религиозными смыслами. Высокопоставленные лица, пользовавшиеся ее услугами, никогда не признавались публично в личном знакомстве с предсказательницей. Вероятно, ни для кого не было секретом, что она отнюдь не являлась благочестивой, скромной женщиной, за которую себя выдавала. Она вращалась преимущественно в высших кругах, что открывало ей доступ к салонам знати и состоятельных людей. Будучи талантливой предпринимательницей, она не только находила там состоятельных клиентов, но и смогла заручиться покровительством влиятельных людей.
В главах, посвященных отдельным картам, вы найдете подробные пояснения, касающиеся отсылок к религиозной тематике. Они позволяют глубже понять историческое происхождение образов, использованных в картах Ленорман, и вытекающие из них значения. Этот аспект, по-видимому, был чрезвычайно важен для предсказательницы, несмотря на то, что она, безусловно, хотела продемонстрировать не только свою религиозность.
Арест мадам Ленорман в Париже 11 декабря 1809 г.
Мадам Ленорман, по всей видимости, обладала обширными знаниями о происхождении и сфере применения символов. Все указывает на то, что она была ходячей библиотекой, в которой, помимо обычных книг по истории, хранились, прежде всего, мистические тайные учения. В то время к этим тщательно охраняемым знаниям имели доступ лишь избранные. Вполне вероятно, что мадам Ленорман была одной из них. Она была посвященной, алхимиком и магом самого высокого ранга. Ничем иным нельзя объяснить ту совокупность универсальных знаний, с которыми связан оракул Ленорман на религиозном, нумерологическом, мифологическом и астрологическом уровнях.
Сказки, мифы и язык символов
Возникновение и значение символовКаждая культура, каждое время и каждый исторический период имеют свои символы. Их власть над нами, людьми, колоссальна. Но что же именно отличает символ? Он воплощает в себе главный смысл или идею, которую можно представить и изобразить в виде запоминающегося образа. Основное отличие символа в том, что он понятен каждому человеку. Будучи частью коллективного сознания, мы все можем ассоциировать с символом какую-то общую идею. Например, белый голубь известен как символ мира. В образе якоря мы видим надежду и поддержку. Вне зависимости от универсальной характеристики, символу можно придать и личное значение. Тогда он становится носителем индивидуального послания, связанного с особыми личными переживаниями и опытом.
Мы по-прежнему сталкиваемся с теми же символами, которые глубоко укоренились в сознании древних народов благодаря своему вневременному значению. Многие из них происходят от таких первоначальных форм, как крест или круг (кольцо). В бесчисленных вариациях, но всегда с одинаковой выразительной силой они снова и снова встречаются нам в самых разных культурах мира. Человеку свойственно переводить изображения в слова, а слова в образы, что он и делал с незапамятных времен. Все началось с наскальных рисунков первобытных людей. Египтяне, вавилоняне, кельты и германцы также оставили после себя гигантскую культурную сокровищницу символов практически на всех реликвиях, которые мы находим до сих пор. Античность стала интеллектуальным хранилищем символических архетипов, в том числе благодаря своей знаменитой мифологии. С переходом от Античности к Средневековью религия, искусство, архитектура и тайные учения наводнили мир своими богатейшими сокровищами символов. В современную эпоху на смену им пришли политические и исторические символы, ставшие выразителями разрушительных сил или олицетворением духа нового времени, который был призван вечно напоминать людям о таких достижениях, как свобода и равенство. Таким образом, наступила новая эра и в мире символов. В первую очередь это было вызвано тем, что в XIX веке впервые была признана связь между символическим языком и психикой. Находясь на переднем крае науки, швейцарский специалист по глубинной психологии К. Г. Юнг возродил исследования символов. Благодаря его новаторским открытиям символическому языку было отведено чрезвычайно важное место в психологии. Впервые общественное внимание было привлечено к аспектам символов, пробуждающим сознание. Новые взгляды на внутренний мир человека также открыли дверь для толкования снов, значимые образы которых дают глубокое понимание нашей психики.
С тех пор понимание символов претерпевает множество изменений, имеющих глубокие последствия. Для людей становится все более важной возможность восстановить связь со своими корнями и черпать новые идеи из древних знаний. В мире, который мы сегодня понимаем все меньше и меньше, растет желание людей больше узнать о себе. Сегодня как никогда остро стоит потребность включить энергию символов в собственную жизнь и позволить ей направлять нас в духовном поиске смыслов. Старые, почти позабытые миры символов переживают духовное возрождение, особенно в области эзотерики. Возвращение рун, знаков зодиака, оракулов и различных ритуалов вызвало настоящий бум. Образный язык сказок и мифов пробуждает в нас более глубокое осознание посланий, приходящих из глубины нашей души, а также передает мудрость, актуальную во все времена. Таким образом, символический язык является вечным средством выражения нашего сознательного и подсознательного восприятия, которое мы сегодня научились ценить и использовать все более эффективно.
Упадок и возрождение вселенной символовПонимание символического языка как неотъемлемой части нашего существования и истории с течением времени претерпело едва уловимые изменения. За последние 250 лет основной причиной вытеснения символического языка как естественного средства общения между человеком, природой и космосом стал рационально обоснованный подход к достижениям в области науки и техники. Власть природы как верховного первосвященника простых людей отодвигалась все дальше и дальше на задний план. В прежние времена люди использовали знания о растениях и животных в качестве универсальных советов. Тучи, солнце, луна и звезды также служили небесными ориентирами; они были и навигационной системой, и предсказателями погоды, и советчиками во время сбора урожая. Хорошим примером этого является жизнь в соответствии с ритмами Луны, согласно которым регулировалось не только земледелие, но и повседневная крестьянская жизнь. По мере модернизации вопросы выживания людей стали меньше зависеть от знаков и символов, ранее имевших для них жизненно важное значение. Карл Густав Юнг прокомментировал постепенную утрату способности понимать символы следующим образом:
«По мере расширения нашего научного понимания наш мир стал менее человечным. Люди чувствуют себя изолированными в космосе, потому что они больше не связаны с природой и утратили свою эмоциональную бессознательную идентичность с природными явлениями. А те постепенно утратили свое символическое содержание. Гром – больше не голос разгневанного бога, а молния – не его карающая стрела. Дух больше не обитает в реке, ни одно дерево не отражает жизненный принцип человека, ни одна змея не является воплощением мудрости, ни в одной горной пещере не встретишь великого демона. Голоса камней, растений и животных уже не слышны человеку, и сам он больше не обращается к ним с уверенностью, что они его поймут. Контакт человека с природой был потерян, а вместе с ним и сильная эмоциональная энергия, создававшая эту символическую связь».
В истории человечества неоднократно происходило вытеснение культурных ценностей древних народов, отраженных в символах. Начиная с раннего Средневековья христианство в течение долгой и по большей части мрачной эпохи раскинуло по Европе обширный ковер из религиозных символов, которые не могли не влиять на сознание широких масс. В качестве фирменного знака католической церкви их устанавливали в виде иконописных изображений во всех мыслимых местах городов и деревень, обычно не только как напоминание о вездесущности Бога, но прежде всего как призыв к покаянию и искуплению вины. По мере того как католицизм расширял свою власть, все сильнее запрещались языческие культы, имевшие до этого глубоко укоренившийся архаичный язык знаков, такой как руны. Хорошо известно, что многие языческие церемонии превратились в традиционные христианские праздники. С исчезновением религий, основанных на связи с природой, мы не только лишились большого количества культурных ценностей, но и почти полностью утратили знание об огромном богатстве символов.
Лишь недавно древняя культура верований наших предков начала переживать новый ренессанс благодаря свободе духа. Коллективное сознание (можно также говорить о космическом хранилище сознания) дает нам возможность вернуть к жизни утраченные и давно забытые сокровища символов.
Каждый, кто внимательно изучит сказки, особенно знаменитые сказки братьев Гримм, за фасадом простого повествования наивно-детских историй сможет прикоснуться к истокам невообразимо глубоких знаний древности. Мистику чисел, лежащую в основе мифов, легко уловить, обнаружив, например, особенную символическую силу числа три. О ее значении вы сможете больше узнать в главах «Корабль» и «Гора». Менее очевидны, но также достойны внимания сцены, в которых совершается символический акт духовного характера. В сказке «Красная Шапочка и волк» (см. главу «Медведь») угадывается, например, древний шаманский обряд.
Символы никогда не теряли своей выразительности. Они по-прежнему вездесущи, даже если все больше отдаляются от восприятия нашим сознанием. Если мы снова настроимся на язык своей души, то научимся интуитивно толковать знаки и символы. Их появление снова становится для нас личным откровением и указанием верного пути. А их сообщения не остаются незамеченными – они превращаются в привычных посредников между мирами.
Язык символов является неотъемлемой частью коллективного сознания. Наша душа, питаемая им с незапамятных времен, испытывает естественную потребность искать ответы с его помощью.
Конечно, наша душа способна их расшифровывать. С детства мы учимся общаться с помощью символов. Не только сны, но и сказочные образы представляют собой первые врата, через которые мы входим в их волшебный мир. Вы наверняка с увлечением слушали в детстве множество сказок и легенд и, возможно, позже рассказывали их своим детям. В заколдованном сказочном лесу скрываются неисчерпаемые таинственные сокровища, которые ждут, чтобы их обнаружили и исследовали. Послания и образы буквально наполняют подсознание и проникают в собственный мир фантазий в очень личной манере. В этом надежно защищенном пространстве наша эмоциональная и духовная жизнь может найти безопасное место для своего развития. Поскольку сказки включают в свои сюжеты все, что движет и вдохновляет наше человеческое существование, мы неизбежно чувствуем самих себя понимаемыми ими.
Словно из вселенского кладезя сокровищ вечные истории, полные духовной мудрости, и сегодня говорят с нами так же, как и в прошлом. На бесконечных тропинках мира сказок мы встречаем все те архетипические указатели и символы, которые были знакомы многим поколениям до нас. В наше время господства научного и материалистического мировоззрения осталось лишь несколько сфер, в которых человек может спокойно встретиться со своей внутренней сущностью и установить с ней контакт путем интуитивного понимания. Сказки и мифы предлагают почти безграничное царство, которое открывается нам с помощью воображения. То же самое делает оракул Ленорман. Он улавливает наши сознательные и бессознательные мысли и чувства и преобразует их в символы, чтобы сделать доступными и понятными для нас. Вдохновившись глубоким стремлением ощутить свои корни и в то же время соединиться с вселенским духом, в мире символов мы находим то внутреннее пространство, которое делает это возможным.
Символический язык сказок и его влияние на детей и взрослыхКак в фольклорных, так и в современных сказках часто появляются символы, знакомые нам по картам Ленорман. Лейтмотивом сюжета довольно часто становится кольцо или ключ. Горы и деревья представляют собой сказочные декорации, а животные, такие как совы, обладают магическими способностями. Поэтому ребенок, впечатленный сказками, интуитивно сможет понять, как правильно трактовать определенные символы. Если вы спросите его, какой он видит башню из сказки братьев Гримм «Рапунцель», то наверняка услышите в ответ, что кто-то чувствует себя одиноким и запертым в ней и что это не самое привлекательное и приятное место. Возможно, он также упомянет, что мрачная высокая каменная башня внушает ему чувство страха. Не зная значения символов Ленорман, ребенок уловил бы основной смысл карты Башня, основываясь только на своем личном восприятии. Это вовсе не удивительно, потому что башня из сказки «Рапунцель» содержит в себе примерно то же послание, что и Башня в Ленорман.
В раннем детстве с чтения сказок начинается первая школа жизни, основанная на фантазиях. Упрощенное изображение человеческих фигур и животных, помещенных в миниатюрный мирок, помогает ребенку медленно, но верно приближаться к реальным размерам действительности. Уже в первые годы жизни пробуждается увлечение игрой между видимым (внешний мир сказочных событий) и невидимым (внутренний мир переживания сказки). В результате дети рано начинают задавать вопросы и думать самостоятельно. Они хотят знать, почему персонажи поступают так или иначе и что они при этом чувствуют. Полученные знания будут соотноситься с их собственными переживаниями и опытом. Даже если воспринимаемые связи еще по-детски наивны, здесь начинается первое толкование символов! Прежде всего, дети проецируют свои переживания на сказочных персонажей. Вот есть сказочный герой, который удивительным образом отражает именно те черты и чувства, скажем мужество и печаль, с которыми ребенок как раз сталкивается в своем собственном мире. Отождествляя себя с героем, ребенок находит средства самовыражения, а также одобрение своих внутренних переживаний. Педагогическая задача сказки состоит в том, чтобы способствовать эмоциональному развитию детей через приобщение к миру фантазий.
Содержание сказки обращено к детям на подсознательном и эмоциональном уровне. Если мы не будем постоянно тренировать свое интуитивное понимание образов, оно будет постепенно ослабевать по мере нашего взросления. Хотя наш ум накапливает все больше и больше знаний, он все меньше и меньше способен усваивать впечатления, получаемые без аналитических усилий. Однако по мере взросления у нас появляется и преимущество – мы можем продолжать интерпретировать символы более осмысленно и зрело. Благодаря нашему жизненному опыту мы смотрим на сказки гораздо шире и объективнее. Поскольку детское восприятие еще довольно одностороннее и преимущественно эгоцентричное, личностные оценки проходят через черно-белый фильтр. Башня автоматически оценивается как плохое место, потому что сказочные персонажи страдают в ней и мучаются, а потому и сама мысль о башне неизбежно пугает ребенка. Детям сложно осознать то, что башня может быть еще и убежищем для осознанного уединения и созерцания. Они могут интерпретировать только то, что лежит на поверхности и соответствует лишь части истины. Смотреть на вещи с двух сторон – это навык, который приобретается лишь с годами. Только благодаря ему мы можем наряду с темной стороной разглядеть в башне и положительные аспекты. По мере того, как мы все больше осознаем дуальность мира, нам проще прийти к логическому заключению о том, что и все символы также имеют две противоположные стороны.
Феномен символического языка заключается в том, что он всегда несет в себе столько смысла, сколько мы можем воспринять на нашем личном уровне развития. Даже если это делает его гораздо более сложным и трудным для интерпретации, чем раньше, это помогает нам все лучше понимать жизнь и самих себя. В нас изначально заложено стремление использовать язык символов для углубления понимания и осмысления внутренних и внешних процессов. Образы доходят до нас гораздо лучше, чем слова, когда мы имеем дело с душевными переживаниями. Зачастую нам нравится быть слишком рассудительными. Однако наша душа всегда будет чувствовать сигналы, отправляемые из вселенной символов, и общаться через них. С самого раннего возраста символы – это своеобразный кинотеатр нашей души. В глубине нашей души хранятся драгоценные воспоминания детства, когда Рапунцель и Золушка «лично» подхватывали нас и уносили с собой в фантастические волшебные миры. Вместе с тем именно взрослым сказки предлагают неограниченный спектр мудрости и истин, которые дарят нам глубокое понимание тайн нашего существования. Сказки можно толковать совершенно по-разному. Мы можем рассматривать их с философской, психологической, образовательной и даже духовной точки зрения. Догадывались ли вы, что в сказке «Госпожа Метелица» спрятано учение о реинкарнации, восходящее к вере кельтов в перерождение? В основном разделе книги вы узнаете об этом подробнее с помощью с карты Аисты. В сказочных сюжетах мы сталкиваемся с древней сокровищницей знаний, которая дает нам, людям, ищущим смысл жизни, исчерпывающие ответы, хотя и в зашифрованном виде.
Все люди, от мала до велика, могут провести параллели между воображаемым сказочным опытом и тем, что на самом деле происходит в их мире. Отождествление себя с архетипическими фигурами – это естественный процесс, который приводится в действие нашим подсознанием, помогая рассматривать их, как представителей наших собственных внутренних проблем. Проецирование противоречивых или болезненных аспектов на вымышленный экран может осветить ситуацию и показать, что происходит глубоко внутри нас самих. Когда мы становимся старше, то встречаемся с этими фигурами на уровне собственных глаз и можем перенести их характеры и поступки непосредственно в область нашего собственного опыта. Таким образом, сказочные герои служат зеркалом, в котором мы видим себя, свое отражение. Кто-то другой выступает в роли, которая принадлежит нам; проживает эмоции, которые в реальности создают напряжение в нашей психике, и демонстрирует поведение, пугающе похожее на наше собственное или неудобное для нас. Гнев, стыд, боль, страсть и любовь выходят на свет и одновременно доходят до сознания с помощью символического языка сказок. Перенося свои чувства, страхи и конфликты во внешнее пространство (экстернализация), мы можем легче определить отношение к своим проблемам и найти соответствующие решения.
Нечто подобное происходит, когда мы позволяем символам Ленорман говорить за нас. Они тоже становятся замещающими нас представителями, которые обмениваются друг с другом информацией и взаимодействуют так, что мы сначала смотрим на них, а не на себя. Комбинация символов создает небольшую сцену, к которой мы неосознанно обращаемся. Удивительно, что в этом символическом взаимодействии каждый узнает именно то, что соответствует его собственному восприятию. Наш опыт и переживания находят свое выражение в символах, изображенных на картах.
Давайте представим, что произойдет, когда Медведь и Ребенок встретятся. Например, если у нас есть проблемы с самооценкой или с тем, что нас легко запугать, мы воспримем встречу Медведя с Ребенком как конфронтацию. По нашей субъективной оценке, между ними существует дисбаланс сил, и это ясно видно из пропорций двух фигур. Если мы поставим себя на место беззащитного ребенка, то поймем, что оказались во власти большого и сильного медведя. Но мы можем воспринять образ Медведя и Ребенка совсем иначе, если у нас близкая и прочная связь с отцом. Тогда этот образ скорее пробудит в нас чувство безопасности и защищенности. Будь то сказки или карты оракулов, символы всегда говорят о том, что сознательно или бессознательно уже присутствует в нас. При более внимательном и пристальном рассмотрении нам открывается и более глубокий смысл, который этот символ имеет именно для нас. Ведь каждый персонаж, каждый объект и, прежде всего, каждое действие может передать нам послание. Сказки и другие символические миры следует понимать как на коллективном, так и на индивидуальном уровне. С одной стороны, сказка имеет этическую и моральную ценность, связанную не с личностной идентификацией, а с общим пониманием сюжета. С другой стороны, в каждой сказке есть неисчерпаемый простор для индивидуального толкования. Если раньше важнейшей частью волшебных сказок считалась так называемая мораль истории, то сегодня ее заменили самопознание и осознание как квинтэссенция иносказательных историй. Однако это также означает, что мы должны встраивать сказку в более важный контекст, чтобы распознать ее послания в целом. Необходимым условием для этого является обретение понимания того, что во взаимодействии самых больших и малых вещей все находится в тесной и тщательно продуманной взаимосвязи друг с другом.
Символическая связь между сказками и картами ЛенорманТочно так же, как все в этой Вселенной имеет смысл только потому, что связано друг с другом, символы раскрывают свои смыслы лишь тогда, когда рассматриваются в контексте со всем остальным. Жизнь образов Ленорман так же, как и мир сказок, связана с языками символов в нумерологии, мифологии, психологии и многих других сферах. Аспекты символического языка карт Ленорман, которые мы раньше оставляли без внимания, предстают в совершенно новом свете, если посмотреть на них под другим углом. Давайте вновь обратимся к нескольким известным сказкам, сосредоточившись на их целостном восприятии. В «Спящей красавице» мы обнаруживаем, что 13 как число фей, приглашенных на праздник по случаю дня рождения, не является случайным числом, а имеет нумерологическое значение (см. главу «Ребенок»). С эзотерической точки зрения прясть на старой прялке – это вызов судьбы не только для Спящей красавицы, но и для других сказочных героинь, и если с этим вызовом справиться, то он дарует освобождение и даже новую жизнь (см. главу «Коса»). С точки зрения психологии Гензель и Гретель (см. главу «Мужчина») не просто маленькие братик и сестричка, но и идеальное воплощение мужского и женского начала – разума и логики в паре с интуицией и чувством. Здесь можно было бы привести бесчисленное множество других примеров различных уровней смысла в сказках. По крайней мере, среди известных сказок братьев Гримм (а также сказок иного происхождения) сложно отыскать такие, которые не допускали бы скрытой интерпретации их символического мира. Сказки являются древнейшей формой символического языка, учитывая их многовековую традицию, уходящую корнями в язычество, христианство, народные верования и оккультизм. Оракулы, такие как Ленорман, представляют собой дальнейшее ответвление: они использовали знания, накопленные в богатейших источниках мира символов.