Книга Москва - читать онлайн бесплатно, автор Дмитрий Александрович Пригов. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Москва
Москва
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Москва

20 доказательств

1982Предуведомление

Если пределом поэзии считать молчание, то, по мере удаления от него, можно различить следующие ближайшие уровни: называние (номинация), утверждение (постулирование), доказательство. Именно на этом уровне проявляются такие речевые возможности поэтического языка как вариативность и комбинаторика.

Онтологическое доказательство11  | 00865 Когда бы этому не быть                 Так отчего же оно есть                 А коль оно в итоге есть                 Так отчего же ему бытьНаучное доказательство11 | 00866 Когда бы этому не быть                 Так отчего же ему быть                 А коль оно в итоге есть                 Так отчего ж ему не бытьДоказательство от обратного11 | 00867 Коли это скажем есть                 Так ведь может и не быть                 А коли может не быть                 Так оно напротив естьДоказательство верой11 | 00868 Коли этому не быть                 Значит этому не быть                 Значит так тому и быть                 Значит так оно и естьПарадоксальное доказательство11 | 00869 Когда бы этому не быть                 Не быть поскольку оно есть                 Поскольку есть чтобы не быть                 Не быть ему, чтоб быть как естьНаивное доказательство11 | 00870 Как же этому не быть                 Когда вот же оно есть                 Это же не может быть                 Это же неправда естьФаталистическое доказательство11 | 00871 Коли этому не быть                 Так что пользы коли есть                 Потому что в смысле есть                 Вовсе ведь не значит бытьХудожественное доказательство11 | 00872 Когда бы этому не быть                 Прекрасно что оно вот есть                 Поскольку же такое есть                 Прекрасно что ему не бытьПсихологическое доказательство11 | 00873 Коли этому не быть                 Так ведь как же мне-то быть                 Потому что коль я есть                 И оно в итоге естьЛогическое доказательство11 | 00874 Когда бы этому не быть                 Так что ж оно такое есть                 И как же это может быть                 Чтобы не быть а все же естьПрагматическое доказательство11 | 00875 Коли этому не быть                 Хоть оно обычно есть                 Что же тогда будем есть                 Что же тогда будем бытьАбсурдное доказательство11 | 00876 Когда бы этому не быть                 Чтобы не быть когда бы есть                 Когда бы и не есть – не быть                 Когда бы и не есть – не естьПрямое доказательство11 | 00877 Когда бы этому не быть                 Тогда бы этому не быть                 Когда же оно все-тки есть                 Тогда же оно все-тки естьАнтинаучное доказательство11 | 00878 Коли этому не быть                 В том что уже явно есть                 Значит что-то должно быть                 Вместо того что не естьНедоказательство11 | 00879 Кабы этому не быть                 Да кабы этому не быть                 Кабы все что ни на есть                 Кабы стало бы что естьЛегкомысленное доказательство11 | 00880 Коли этому не быть                 Так и этому не быть                 Так быть может это есть                 Или что другое естьГлубокомысленное доказательство11 | 00881 Когда бы этому не быть                 Оно возможно так и есть                 Должна на то причина быть                 Которая не следствье естьОптимистическое доказательство11 | 00882 Коли этому не быть                 Коли так оно и есть —                 Надо же такому быть                 В этом все же что-то естьЖитейское доказательство11 | 00883 Коли это скажем есть                 Так чего ж ему не быть                 Ну а коль ему не быть                 Значит так оно и есть

Хвостатые стихи

1984Предуведомление

Как сразу бросается в глаза, к нормальному стиховому организму снизу приделано некое развевающееся, разматывающееся, распыляющееся окончание неизвестного предназначения. Именно поэтому стихи названы хвостатыми. Но все, конечно, зависит от точки зрения – откуда посмотреть. Если посмотреть снизу, так и стихи можно назвать рогатыми. Пока я еще предпочитаю смотреть сверху.

11 | 00884 До восьмьдесят восьмого года      8035[11] Давай же, Рейган, жить любя друг друга                 И будет тихая прекрасная погода                 И ласточки будут летать любя друг друга                 И звери будут ластиться любя друг друга                 И люди будут ссориться любя друг друга                 Ракеты будут рушиться любя друг друга                 И земли будут рушиться любя друг друга                 И мир будет рушиться любя друг другаИ все вокруг вскипит, вскипится, взроется, взовьется, обрушится, пыль мелкую поднимая, взвивая вверх, взбрасывая, засевая уголки отдаленные, все обнимая, выравнивая, отъединяя, утешая, умиряя, смиряясь, обнявшись и от мелочей мелких отрешившись, принимая, лаская, неземной любовью любя друг друга.11 | 00885 Без видимых на то причин      8037 Что-то ослаб к Милицанеру                 И соприродному размеру                 Ему подобных величин                 Через прозрачного меня                 Уходит жизнь из этой сферы                 Иные, страшные размеры                 Ночами ломятся в меня                 Но я их пока не допускаюНа мой конкретный облик примериться на время, необременительное для них по причине их вечности, ласково отставляя.11 | 00886 Выхожу я на улицу Волгина      8038 Вижу: бродит ужасный злодей                 Посреди неразличных людей                 От меня же он не укроется                 Подхожу к нему как полагается:                 Я узнал тебя, страшный злодей!                 Он кричит и как червь извивается:                 Что ты делаешь между людей                 Проклятый?! – и скрывается                 Лающий                 ВоющийВзвывающий голосом протяжным, мучительным, неисчезающим, тянущимся от самой Сибири, нитью кровавой по дну Оби и Енисея проскальзывающий, шнуром толстым через Уральский хребет переползающий, переваливающий, под Волгу ныряющий, Москву по кольцевой дороге охватывающий, в центр ее влетающий, ввергающийся, свивающийся, вскидывающийся фонтанами черной земли и асфальта, камня полированного, золота обрамляющего,и на небо обратным фонтаном крутящимся уходящий.11 | 00887 Ведь вот ведь – малое дитя      8108 А вырастет простою бабой                 И будет думать все: куда бы                 Девать себя, а то когда бы                 Была бы малое дитя —                 Все плакала бы безутешно                 До наших дней – и всякий грешный                 Устыдился быСокрушился бы сердцем тонким, морщинистым, прослезился бы, голову бы свою твердую пеплом усыпал бы и снова, снова слезами залился бы.11 | 00888 Две юные совсем девицы      8120 В кафе-мороженом сидят                 Напротив их сидит поэт                 И смотрит нежные их лица                 Потом он им и говорит:                 О, юные!                 Нежные!                 Невообразимые!Поражающие душу щемящим чувством видимогос высоты моего сокрушительного возраста, лет убегающих, срока приближающегося, уже выглядывающего из-за вашего нежно-холодеющего плечика, в мои глаза пристально через ваши головы вглядывающегося, но еще сохраняющего видимость молодости ваших лет, чтобы ловко увертываться при грациозном повороте головок ваших маленьких и чистых, для быстрого взглядывания за спину существа в чем-то вам самим подобного, но уже стянувшего черты лица своего, то есть и вашего тоже – милые! худенькие мои! – стальной сетью необратимости, невозвратимости, неотвратимости, невозвратности в это тихое предвечернее кафе, мягким холодком детского мороженного овеянного, невозвратимости взгляда поэта меланхолического лелеющего, знающего и наполняющего все окружение и ваши чистые бескачественные личики, мордочки лисьи, спинки лягушачьи, ручки беличьи сиянием смиренного, неподвластного еще ему в свободном, своевольном пользовании, но лишь эпизодически, набегами тайными, случайным взблескиванием чернеющих глаз фосфорических, поворотами нежного тела юности взвращающейся, беспредельного и неоднонаправленного Эроса.11 | 00889 Первая конная, пан и барон      8124 Шли друг на друга от разных сторон                 Шли они шли и в итоге пришли                 В общем-то в землю в итоге ушли                 И тополя шелестят с подоконника:                 Нет на земле твоего первоконникаИ пана нет, и барона нет, и царя нет, и героя нет, и первогов стране дезертира нет, и ассенизатора революции нет, а чего нет – того уж нет, извините.11 | 00890 Мы были молоды с тобой      8128 Как Киевская Русь прекрасны                 А там пришел Иван Ужасный                 А после первый и второй                 Пришли большие Александры                 А следом первый и второй                 Пришли за ними Николаи                 А там и разные Кассандры                 И вместе с ними Далай-ламы                 А там и наша смерть стоит                 Какое имя предстоит                 Ей дать —                 И не знаю даже                 Какое дадим —Под таким и будет значиться в неописуемых пределах наших, в порывах бурного нетерпения перехлестывая границы исторические, обретая неведомые нам оттенки и придыхания, гримасы и благоволения в сердцах нам неведомых, утверждаясь волею своей, и нас тем самым в сердцах оных, нам неведомых ни по виду, ни по жару, ни по предназначению, измененными, но и неизменными, вечными, помимо своей воли и воли тех, принимающих – утверждая.11 | 00891 Жил я тихо поживался      8131 В кулинарию ходил                 И по мере слабых сил                 Очень многим убивался                 Но под вечер восходил                 На седьмой этаж свой Грозный                 Все что вместе – стало розно                 Все что розно – во един                 Некий                 СплелосьПод взглядом моим в дали голубой мной                                                  прозревающим прозреваемой.

Песни стихи и стихоидные потоки

1985Предуведомление

Устали мы писать стихи. Ах, устали. Все вместе, да и я, в отдельности, тоже. Стискиваем мы себя, стискиваем, усилием некой внешней мускулистой волевой руки тащим мы себя к источникам былых благоухающих вдохновений и терпим, терпим. Это ж известно, это ж всем известно, что перетерпев, бывает легче, легкость неземная бывает даже, как говорится, второе дыхание, как известно. Дотерпеть бы, а пока – страх, ужас, смятенье, разор, выклики дикие, несуразица всяческая, пока и не стихи даже, а мужество, одно мужество, исключительно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Переписка: Д.А. Пригов – Ры Никоновой и Сергею Сигею. НЛО. № 32 (4/1998). С. 274–275.

2

См. об этом также в «Предуведомлении издателя» к тому Д.А. Пригова «Монады».

3

Кантор-Казовская Л. Гробман Grobman. М.: НЛО, 2014. С. 26.

4

Пригов Д.А. Исчисления и установления. М.: Новое литературное обозрение, 2001.

5

Kaprow A. The Legacy of Jackson Pollock // Allan Kaprow. Essays on the Blurring of Art and Life. Berkeley, CA: University of California Press, 1993. P. 6.

6

Шаповал С. Двадцать один разговор и одно дружеское послание. М.: НЛО, 2014. С. 20.

7

В этом ДАП был близок многим своим соратникам по неподцензурному искусству (например, представителям Лианозовской школы), открывшим новые ресурсы художественного высказывания в языке и бытовании окраин, в эстетике инфантилизма и аскетизма. См. также книгу Л.В. Зубовой «Языки современной поэзии» (М.: Новое литературное обозрение, 2010), в которой автор показывает, как поэты второй половины ХХ века осваивают язык архаики.

8

См. перформанс на диске, приложенному к тому «Мысли» пятитомного собрания сочинения Д.А. Пригова.

9

Более подробно о принципах формирования собрания сочинения Д.А. Пригова см. «Предуведомление издателя» к тому «Монады».

10

Смирнов И. П. Быт и бытие в стихотворениях Д.А.Пригова//Неканонический классик: Дмитрий Александрович Пригов (1940–2007). Под ред. Е.Добренко, И.Кукулина, М.Липовецкого, М.Майофис. М.:НЛО, 2010. С. 99.

11

Указана авторская нумерация

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги