«Единственная новизна заключается в непривычном размещении (espacement) текста / чтения (la lecture)».
Это размещение, как ты уже показал, играет существенную роль в стихотворениях Пригова, в том числе, и с формальной точки зрения. Стремление к «опространствливанию текста» не ограничивается у Пригова модернистскими «пробелами», как у Малларме. Абстрактное беспредметное белое поле теряет в постмодернизме свой знаковый характер, опространствливание означает теперь расширение пространства письма.
В более широком смысле «размещение текста / чтения» касается общего движения по направлению к прозаизации лирики в творчестве Пригова, которое не может не оказывать влияния и на соотношение между предуведомлением и стихотворными текстами, между которыми Пригов ставит знак равенства в выше сформулированном смысле «явного присутствия» одного в другом. Программным в этом отношении становится предуведомление к циклу «Несколькострочия / крики души и размышления» (1977). Там говорится, что предуведомления не призваны объяснять стихи или раскрывать их суть, напротив, их следует воспринимать на одном уровне со стихами, предуведомления соотносятся с лирикой как «стихи со стихами»:
«Для чего я пишу предуведомления? Поначалу я думал, что для объяснения. Нет, нет! Я и поначалу так не думал. Я и поначалу так не думал, потому что, если бы я так думал, то не было бы у меня никаких претензий к тем, кто по прочтению предуведомлений сказал: наконец-то мы поняли тебя, вот ты какой! Вот они твои посягания! Твое честолюбие и суемудрие! Которые раньше прятались за рифмы, слабость твоя человеческая, прикрывавшая мерность узаконного стиха. Предуведомления суть небольшая откровенность, чем стихи, они сами суть стихи и относятся со стихами не как биография или исповедь со стихами, а как стихи со стихами».
С этой точки зрения, «роман из стихов» окажется скорее не завершающей, подводящей итог, трансформацией лирических текстов в прозу, а постскриптумом, послесловием к стихам. А стихи – предуведомлением к роману.
____________
P.S. В работе над этим томом огромную помощь нам оказали Роман Коверт и Каролина Шуберт. Сердечно их благодарим!
Автобиография
Пригов Дмитрий Александрович
Ф.И.О.
Дмитрий Александрович Пригов
ГОД РОЖДЕНИЯ:
1940
МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
Москва
ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
скульптура, объекты, графика, концептуальная поэзия, визуальные тексты, рукописная книга, перформансы
МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА:
Москва
Oдно стихотворение
1977Так что же он есть, поэт, отдельно от своих стихов, то есть в той несловесной (не скажу: непоэтической) области, в которую, по мнению замечательного московского поэта Александра Леонидовича Величанского, не следует заглядывать ни поэту, ни тем более охочему до всякого рода (по человечности более ему понятных, чем неразговорный план стихового языка) подробностей читателю. Я лично не придерживаюсь подобного рода мнения и все время пытаюсь осознать непостороннесть и неотрывность жизнеявления поэта от его чисто словесного образа. Кстати, запомним эту страсть читателя к вехам человеческого (зачастую мифологизированного) пути поэта.
Так что же он есть в наше время, поэт, отдельно от своих стихов? Собственно, он есть то же самое, что и был всегда – дитя, охочее до внимания и славы, которые его непременно ждут (либо должны ждать) в отведенной им и ему области общественного бытования поэзии. Правда, мне могут возразить, что есть примеры чистого и стоического служения единственно слову, но я осмелюсь утверждать, что это – тип ущербного подвижничества (я не утверждаю, что поэзия этого рода ущербна, а в смысле целостности образа и функции поэта как представителя поэзии в обществе людей). Это тип подвижника, не сумевшего (по недостатку ли понимания или мужества) найти истинное поле для возделывания, служения, соответственно точному и естественному развертыванию своей личности. Такое творчество условно может быть отнесено к поэзии только по причине словесности отходов молитвенных (назовем условно) трудов.
Так что же он есть, поэт, отдельно от своих стихов? Например, входит он, поэт, в какое-либо общество людей, одетый в черный, сюртучного покроя, вельветовый пиджак, с поддетой под него светлой рубашкой, и в светлые же брюки (он может быть одет совсем и иначе, но мне легче представить себе подобное одеяние, поскольку именно в таком виде я обычно сам являюсь в общество), так входит он, поэт, и быстро, незаметно, почти опасливо оглядывается – стало ли событием его появление? Нет. В данном случае – нет. Тут подходит к нему, поэту, некий знакомец, заводит какую-нибудь беседу, и тут поэт (еще не в полную силу), так как не до конца уверен в ситуации, начинает являть свой образ, но пока сдержанного размера. Знакомец, отговорив свой разговор, отходит и за спиной поэта извещает о его имени. Поэт якобы озабоченно осматривается, словно бы выглядывая кого-то, и перехватывает любопытствующие взоры, свидетельствующие о том, что публика уже почувствовала себя в присутствии поэта. Поэт окрыляется, в силу своих возможностей, и становится тем, чем должен быть поэт на публике.
Я описываю самый незначительный случай поэта. Это еще что! А вот московский поэт Евгений Александрович Евтушенко, рассказывали мне, входя в Дом литераторов (где и так уж заведомо, помимо него, одни поэты сидят) непременно своротит какой-нибудь стол, чтобы всякий заметил его явление.
Но есть ли необходимые, объективно закономерные причины, побуждающие поэта к такому поведению и к восприятию такого поведения, если не как необходимого, то хотя бы естественного. Сегодня я утверждаю: Да! Это есть поза поэзии в социально-поведенческом мире!
Тут можно заметить, что каждое время выдвигает свой вариант позы: мот и балагур пушкинского образа, мрачный презиратель байроновско-лермонтовского, духовидец и прозорливец символического, хулиган и эпататор футуристического, шут и проказник обериутского. Причем всегда есть широкая гамма между крайними типами баловня судьбы (Гете) и неудачником (Вийон).
Это как перископ, торчащий из-под воды и свидетельствующий о чем-то подводном. Но в надводном мире, в его измерениях и расчетах, он – нечто отдельное; для надводного мира он – самостоятельный житель. А та, подводная часть, определяет интенсивность проявления его самостоятельности в открытом мире.
Это как вид монаха в городе, который может быть совсем и не монахом, а переодетым мошенником, но среди города он есть свидетельство (не укор, не побуждение) жизни иной, некая полюсная отметка.
Так сшибайте, Евгений Александрович, положенный вам столик перед лицом положенных вам свидетелей положенного им зрелища!
Каждый поэт проходит, должен пройти три фазы бытия в поэзии. В данном случае я буду говорить об их идеальной, а не конкретно реализуемой, последовательности воплощения в образе поэта. Первая – это духовно-мировоззренческая. Вторая – экзистенциально-воплотительная. Третья – социально-олицетворительная. Конечно же, все эти фазы, эти пласты, эти времена никогда не наличествуют в отдельности, но всегда осмысляются и реализуются поэтом в единстве. Просто на определенном этапе какая-либо из них доминирует и искривляет остальные в сторону своего пространства.
Соответственно, и дар поэта многосоставной. Это и способность к данному роду деятельности, и способность роста, способность выживания (не доживания до седых волос, а выживания как поэта), терпения и угадывания знаков судьбы. В разной мере разные поэты одарены этими компонентами общего, целого поэтического дара.
Да, я не случайно помянул об идеальной последовательности фаз бытия поэта в поэзии (каждая из которых способствует преимущественному раскрытию соответствующего ей компонента поэтического дара) и не в смысле их иерархического соотношения. В данном случае они есть как человеческий возраст, где зрелость не имеет никаких бытийных преимуществ перед детством и юностью, но каждая из них имеет смысл только в своем месте этой цепи последовательности, незаменима, необратима и не может быть переставляема. Так же обстоит дело и в возрастах поэзии, где все-таки приходится говорить об идеальной последовательности, так как встречаются здесь вечные дети, ранние неумудренные старцы и бескачественная зрелость. Есть немало примеров, особенно среди современных официально признанных поэтов (да только ли в наше время?), когда не в свой срок возымевшая власть последняя фаза выплостила поэтов до состояния картонных силуэтов (без третьего измерения) и инерцией своей покорительной жизнереальности вряд ли уже даст им время и возможность на постижение истин духовных, которые должны быть постигаемы в свое время (я говорю о возможности безущербного их постижения). Очевидно, именно это имел в виду Пастернак, утверждая, что «быть знаменитым некрасиво», так как на действительный образ поэта это не распространяется, и как раз наоборот – быть знаменитым красиво! Такая ситуация с вышеупомянутыми поэтами тем более обидна, что наше общественное сознание имеет такие богатые традиции и все еще существующие возможности для приятия и лелеяния поэта в его истинной последней фазе, возрасте бытия в поэзии, когда он уже есть сам и воплощенный миф о себе.
В конце единственно возникает вопрос сомнения: а оправдывает ли уровень современной поэзии столь высокие рассуждения о ней? Известный московский поэт Владислав Константинович Лен, из Ленинграда возвратясь, пересказывал мне разговор с известным ленинградским поэтом Кривулиным, в котором последний развивал опасную для моих рассуждений мысль о кризисе и упадке современной поэзии. Подобные мнения всегда субъективны и в отблесках неоспоримых и узаконенных прошлых поэтических достижений, ценностей и систем (кстати, с кризисом которых часто и спутывают кризис поэзии собственно) ностальгически соблазнительны и самоуничижительно вдохновляющи, к тому же соответствуя клишированной модели постоянного процесса упадка культуры от золотого века через серебряный до нашего ничтожества; иными словами: все гении уже умерли. Не пытаясь давать качественной оценки произведений нынешних творцов и не сравнивая их с классическими образцами (это сделает время), мы можем только попытаться увидеть следы неложного искусства вокруг них. Проследить побудительные причины их творчества, цели, ценности и жизнь в поэзии. По всем этим параметрам большинство поэтов, мне лично знакомых, поэты по сути. Кстати, именно по этим параметрам выявляется упадок и кризис поэзии официальной. Возможно, правда, мы есть свидетели и участники кризиса культуры целиком, кризиса той питательной среды, от которой зависит весь корпус поэзии целиком. Но мне кажется, что сама трагичность нашей эпохи, мужественное и честное осмысление ее людьми культуры, неложность их целей и ценностей – уже гарантия невозможности искусства легковесного и пустого. А восстанавливающаяся усилиями редких выживших представителей старой культуры и усилиями яростных нарастающих новых поколений наследственность культурных традиций и вечно неоскудевающая талантами русская земля дают права надеяться на успехи, и немалые.
11 | 00811 Я вам скажу последнее прости Последних дней последнего поэта Вам не останется другого, как снести Меня словесного в грядущее за это Я как кузнечик ножками упрусь: Я не хочу! с моим народом весь я! Но кто же там расскажет им про Русь Эпохи устроенья бессловесьяСтихи в чистой прозе
Стихи в чистой прозе (Стихи со слабыми отличительными признаками)
1981ПредуведомлениеВы, возможно, читали подобные тургеневские стихи. Я тоже читал в свое время. Но мне не понравилось. И понятно почему: стихи – это стихи, а это – незнамо что. Или можно вспомнить других, но вы таких, наверно, и не слыхали: Бертран, Лотреамон, Кро. Или Бодлер, Рембо – этих вы, наверно, слыхали, хоть они и французы.
Но не о них речь. Этот сборник я хочу посвятить памяти Евгения Владимировича Харитонова. И не только по причине безусловного уважения к нему и к его творчеству. Когда я начал писать эти, с позволения сказать, стихи, я припомнил Евгения Владимировича, чьи произведения, объявись они в виде подобного сборника, были бы именно стихами, и именно в чистой прозе.
Так что будь жив Евгений Владимирович, отдал бы я ему это название, а для своего сборника взял бы какое-нибудь другое: Стихи со слабыми отличительными признаками, например.
* * *Вот оно, так сказать, небо. И ведь не скажешь ему: Нале-во!Оно и так налево и направо.Так что же ему сказать от имени человечества?Нечего ему сказать.* * *Идеологическим подспорьем врагу часто служит недостаточная идейно-научная аргументация мотивов решений наших хозяйственных органов в их постановлениях по разрешению насущных экономических задач.Вот.Что вот?А что подспорьем служит недостаточная идейно-научная аргументация мотивов решений.* * *Иду по Ленинграду и вижу: Щеточный комбинат имени 18-ой Партконференции. Ну, понятно: 18-ая Партконференция, была там после 17-ой Партконференции, и, наверно, перед 19-ой.А имя-то у нее какое? – Софья, там, Вера, там,Надежда, Любовь…* * *Художник Исаян (фамилия, заметьте, армянская) и другой,с фамилией непонятной – Волохонский, пошли на рынокпокупать розы по какому-то подходящему поводу.«Дайте-ка нам, дружок, три розы», – обратился Исаян величаво к грузину (а розы у нас грузины продают) – «Дайте-ка нам три розы». «Пачему три? Пачему не пять?» – изумился грузин. «Я не могу! Я не могу! – вскричал Исаян. – Анри! (а таким непонятным именем вдобавок к непонятной фамилии, назывался Волохонский) Анри! Объясни ему!»Маленький Анри стал напрыгивать на грузина,грозно вопрошая: «Сколько лиц у Бога? Сколько лиц у Бога?»«Два падесят», – испугался грузин.А ведь это был почти Интернационал: Исаян – армянин, продавец – грузин, и Волохонский – непонятно кто.* * *Я знал собаку Мурри, и знал собаку Накси, знал собаку Рулли,собаку Куто.Но знал и просто собак Фрэнка, Рэкса, Кинга.И тоже – достойные животные.* * *Мышь мертвая посереди дороги. Целенькая, аккуратненькая —с горя, видно, померла.Что мышь – люди мрут, даже при такой активнойзаботе государства.Но смерть, видимо, заботливее.* * *В политических кругах Запада развернута шумная пропагандистская кампания вокруг так называемой «инициативы» Европейского совета сообществ о созыве международной конференции, которая была одобрена на состоявшейся недавно встрече глав семи ведущих империалистических держав.Вот.Что вот?А что так называемая «инициатива» на встрече глав семи ведущих империалистических держав.* * *Виноградье ты мое, виноградье! В смысле, садик ты мой, садик!В смысле, нет у меня садика! Бедный я, бедный, в смысле!В смысле, грузины на рынке обдирают! В смысле, я ничего не имею против грузин – хорошая нация, поэты, говорят, у них хорошие.Хочешь – покупай, не хочешь – не покупай!Какой же я бедный?В смысле, бедный ты мой край! Русь, земля моя родная!В смысле, виноградье ты мое, виноградье!* * *Когда я работал на ЗИЛе (было дело), на конвейере, мы с соседомв летнее время выходили на обеденный перерыв во дворик, ложились на редкую травку, и он рассказывал, как принимал участиев венгерских событиях.«Вскакиваю я в танк», – начинал он, – твою мать, тра-та-та! И снова тра-та-та! И дальше – тра-та-та!» И обеденный перерыв кончался. И на следующий день снова. И так, сколько я проработална заводе, все вскакивал он в танк.И подумалось: если бы наша жизнь была бы не дела, а слова, то так бы и длиться вечно этим венгерским событиям. А так они – достояние истории уже.* * *Вот ты говоришь, Орлов, что всяк человек – хозяин своей судьбы.Помню, случай был в метро. Сидит гражданин, читает газету. Входит девица, становится прямо над ним; вынимаетиз сумочки платочек и губки начинает напомаженные вытирать.Тут она роняет платочек, и он падает гражданину прямо на это место, а девица выпархивает на первой же остановке. Весь вагон смотрит, что же дальше будет. Гражданин замечает всеобщее внимание, выглядывает из-за газеты и замечает что-то беленькое. Он прикрывает это беленькое газеткой и, делая беспечный вид, начинает запихивать. Запихивает, запихивает – запихал.Нет смысла представлять, что дальше будет. Всякий, с кем случалось нечто подобное, знает, какие продолжения бывают.* * *В ходе развития законы естественные трансформировались в законы социальные. А все законы взаимосвязаны. Так что, воздействуя на законы социальные, мы можем изменить законы природные.Это объективная истина.Так вот отменили частную собственность, и природа тотчас изменилась.Сомневаться может разум,А ты поверить обязан.А я не хочу! не хочу! Не хочу!И не буду!* * *В современных условиях, когда под воздействием социальногои научно технического прогресса произошли измененияв практике религиозных организаций, важно обеспечить комплексный подход к этой идеологической проблеме, проводя планомерную работу в неразрывной связи с трудовым, нравственным, патриотически-интернациональным и научно-идеологическим воспитанием.Вот.Что вот?А что в неразрывной связи с трудовым, нравственным, патриотически- интернациональным и научно-идеологическим воспитанием.* * *Вот я давлю тараканов и иногда задумываюсь: а хорошо ли это?Ведь должны же они где-то жить. Они маленькие, места многоне занимают. Они вместе взятые-то меньше меня одного.Но нет. Нельзя. Этак можно докатиться до мысли, что все дозволено. А дозволено не все. И они должны это знать.И они знают.* * *Отец мой до середины 60-х годов очень любил китайцев и говорил: «Вот ведь нация! Собрались – и всех мух уничтожили! Эдак они раньше нас и коммунизм построят».А после середины 60-х он уже не любил китайцев и говорил: «Вот ведь нация! Собрались – и всех мух уничтожили. Эдак они и весь мир уничтожить могут».* * *Вот какие слова с детства в душу запали: «Ваша неправда,дяденька Биденко» («Сын полка»).или«Чуешь, Сашко?» – «Чую, дедусь»(радиопостановка «Александр Матросов»).Потом были тоже неплохие, хотя и более абстрактные:«Это что-то неземное!»или«Это же крах всего святого!»* * *Лепили мы с Орловым идеологический объект в Калуге, и был там рабочий Юра. Юра говорит Орлову: «Ты художник?» – «Да». —«А художник в вечном долгу перед народом». И Орлов снял с себячасы и отдал Юре.Это потом уже Орлову стало жалко часов, и он говорил,что Юра украл их.Но ЮраНо Юра тех часов не кралОн просто в виде символическомЛишь долг тот вечно-историческийНазад от имени народа взял.* * *Видел я, как люди от любви плачут.Возвращался я как-то ночью на такси. Человек стоит.Мы притормозили, оказалось, ему по дороге. Он наклонилсяк открытому окну и спросил жалостным пьяным голосом: «Толькоу меня нет денег». Шофер сказал: «Что, совсем нету?» Молодой человек показал на ладони какие-то медяшки. Я сказал, чтобы садился.Шофер посмотрел на него и спросил: «Ремень у тебя кожаный? Давай ремень, что ли». Ремень оказался из заменителя. Затем шофер спросил,что у него в портфеле. Там оказались книги. «Вот эта мне подойдет», – сказал шофер. Но студент сказал, что не может отдать, так как емупо ней отвечать завтра на семинаре. Это были стихи Майорова.Он был филолог, он провожал девушку, думал у нее остаться,но она прогнала. И он заплакал от любви.* * *Вот мое детство, малоспособное запомниться. Неяркое, в смысле.Хотя ведь – Москва! По тем временам – порт пяти морей!А вот детство незапоминающееся.* * *Патриотическое сознание – это тот внутренний идейный, мировоззренческий стержень, который определяет ценностные ориентации и установки личности, та духовная сила, благодаря которой человек занимает активную жизненную позицию, выражающую, в конечном счете, уровень ее нравственнойи идейной зрелости.Вот.Что вот?Я что не хочу! Не хочу! не Хочу!И не буду!Четыре элегии
1977ПредуведомлениеЯ все время пишу, пишу, пишу…
Возникает вопрос, уже не у посторонних (у них этот вопрос возникает естественно и сразу), а у меня самого – зачем? Действительно – зачем? Если хотя бы часть той энергии, укладываемой в немыслимые и реально не практикуемые языковые конструкции, направить, ну, хотя бы на опубликование малой части их, либо просто на семью, детей – что бы изменилось?
Я подумал, что, очевидно, движет мной та неописуемая и непресекаемая жажда познания. Каждому дан свой дар, свой способ познания этого, как его? – назовем его: истина. Кто пахотой познает (не узнает, не выясняет, а познает), кто танцем, кто как я – стихом. В этих размышлениях я дошел даже до такой кощунственной мысли, что кто-то познает и убийством. Ну, не всякий убийца, конечно (с этой, весьма сомнительной точки зрения), – познающий, как и не всякий пишущий стихи. Но если мы зашли в такую опасную крайность, то надо выяснить: что же тогда познается?
Я постараюсь оперировать материалами только собственного поэтического опыта, так как прочий материал внутренне мне не столь ясен.
Что же познаю я средствами поэзии? Конечно же, не многообразие материального мира, не людей, не их психику, не социальные законы, не… ничего. Тут я понял, что я, скорее, не познаю что-тоуже существующее, а построяю. Построяю мир поэзии и параллельно его же и познаю. Познаю его законы, априори данное ему пространство, ключ перевода всего, что вокруг меня и во мне, в символы поэтического пространства. И пытаюсь ли, просто ли нахожу в нем (кроме специфических) те же общие законы, присутствующие и определяющие пространство любой человеческой деятельности и прочего мира – начало и конец, жизнь (самодействование) и разложение (воздействие внешнего), наличие и отсутствие. Вернее, едва прикоснувшись к любому роду деятельности, сразу чуешь эти законы, сходящиеся, очевидно, где-то за пределами материального бытия, в один-единственный закон, и все виды деятельности, соответственно, в своем пределе имеют один-единственный метод и цель.
Значит, приступая уже ко второму стихотворению (а, возможно, и с самого первого), я уже знаю, ощущаю реальность этих незыблемых законов. Значит, я не познаю, не построяю, по сути, а просто подтверждаю их. И всякое творчество есть простое подтверждение. Подтверждение жизни в себе, себя в стихе, стиха в поэзии, поэзии в высшем. И все частные и профессиональные проблемы роста, вычищения стиха, использования нового материала – то же самое подтверждение, подтверждение и подтверждение. И сама страсть к этому подтверждению – то же подтверждение.
11 | 00812 На птичьей полусогнутой ноге Как человек, притворно ходит муза Она со мной не празднует союза По наущенью же небес небесных Она над мною празднует надзор Чтоб, не дай бог! – что выдал за свое Но чтобы было все как Божий дар А сам лежал в сторонке, словно шкурка Чтоб не мешал Божественну дыханью Идти сквозь моих ребер придыханье До самого момента издыханья Когда лежать в сторонке влажной шкуркой Какая ж она муза?! – она ж урка! Весна кругом, кругом прохладная прохлада И синевой усилен свод небес небесный И солнечный сияет солнца шар Из твердых шуб выходит люд прелестный Особно женщины с приманками своими Кто создал их? и как им будет имя? Куда бегут? и почему все мимо? Возможно потому что будет смерть Возможно так. Возможно так и будет. Возможно будет все наоборот Придут, возможно, просто скажут: Этот! Возможно, следом хлынет кровь от слова Употребить, возможно, надо будет пулю Употребить, возможно, надо будет пулю снова Употребить, возможно, надо будет пулю снова-снова Тем временем и шкурка охладело Отвалится – тогда употребляй ее на дело До блеска натереть какой ботинок Или какой до блеска полботинок Или уж вовсе чей четвертьботинок А я ведь и ребенком был когда-то Каникулярным летом позабытым Не знал ни малой ни беды-заботы А ведь кругом ходил злодей зубатый А я был мальчик, и меня любили Как говорил поэт Владислав Ходасевич: Любила мама и водила в гости Где мальчика того родные кости! В каком музее! кто с ним ходит в гости Смотреть на тоненькие птические кости Какие ходят пожилые гости В музей, где рядышком другие кости К которым ходят, но другие гости Смотреть на те, а заодно – и эти кости Которых кости еще ходят в гости А вот еще привиделась картина: Сидел на почве неогромный человек На землю крылья положив ладонью кверху И приподнял одно – одна пустая яма Поднял другое – и другая яма Для всех кто здесь, остался, не уехал Не захотел, не смог иль опоздал И полетел и сверху закричал: Господь здесь пожелал пустое место! Господь здесь пожелал пустое место! Пусть мертвецы своих хоронят мертвецов Пусть мертвецы своих в тиши хоронят мертвецов Пусть эти мертвецы своих в тиши хоронят мертвецов Эти мертвецы своих в тиши хоронят мертвецов Мертвецы своих в тиши хоронят мертвецов Своих в тиши хоронят мертвецов В тиши хоронят мертвецов Хоронят мертвецов Мерт-ве-цов Ве-цов Цов11 | 00813 Не побоимся этих слов Утерянных для стихотворства Что жизнь есть бесконечный прах Бесконечный прах Прах Прах безупречный Прах безупречный если взглянуть На дело с ветра стороны — Кого ж ему свивать в народы Кого ж селить среди природы Кого сносить в последни воды И обращать в последный прах Кого же как не местный прах Местный прах Прах Прах монотонный Прах монотонный но пристрастный И поделенный внутрь себя И тем живой и ненапрасный Не просто он носимый прах Он сам он тоже носит прах Другой он носит – праха прах А наш – предмет спасенья прах Предмет спасенья прах Спасенья прах Наш прах Прах11 | 00814 Был летний день в безоблачной Эстоньи Шел лесом к морю я свободною походкой Нехитрый строй мои приняли мысли Да – в стороне лицом в траву лежаща Случайно я заметил человека был он мертв Лежал он и возможно был он мертв Но нет, скорей, он не был мертв Хотя, возможно, все же был он мертв Иль нет, наверное, он не был мертв Хотя, скорее, все же был он мертвый А, впрочем, отчего же он был мертвый Нет, все-таки тогда он не был мертв А, может быть, в то время был он мертв Или скорее… Но нет – не получается рассказа11 | 00815 Проносись, моя жизнь, проносись! А не хочешь – так не проносись Ляг здесь и помирай по марксистс — ским законам о жизни, иль вдруг Помирай по каким-нибудь друг — им законам, где смерть – это жизнь Они лучше, они хоть наш жи — вот отделят от нашей души Ее корни уж так хороши А плоды – те не так хороши А верней – не всегда хороши А бывало ведь раньше душа — Чем уж только вам не хороша Столько благости было в душе Хоть сиди рядом и хорошей Или дева какая была — До чего ж хороша да бела Ни предмета какого белей А теперь на виду кобелей И табун вороных кобылей Будет будто бы снега белей И откуда же будет душа При условьях таких хороша Нет не быть уже больше душе С ходом времени все хорошей А тогда уходи, уносись Куда хочешь, душа, уносись Если хочешь – согласно марксист — ским законам