Книга Отражение душ. Мемуары - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Любаев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Отражение душ. Мемуары
Отражение душ. Мемуары
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Отражение душ. Мемуары

Отражение душ

Мемуары


Игорь Любаев

Дизайнер обложки Игорь Чередниченко


© Игорь Любаев, 2023

© Игорь Чередниченко, дизайн обложки, 2023


ISBN 978-5-0050-9176-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ АВТОРА

Эта книга – мемуары. Но это не совсем обычные мемуары, в общепринятом смысле этого слова. Вы не найдёте здесь описаний моих личных достижений и наград.

Главное, что является самым важным для меня – это люди, которые прошли вместе со мной достаточно долгий музыкальный путь, и что наши души, словно грани драгоценного бриллианта, мимолётным мигом бытия отразились друг в друге.

Книга рассказывает обо мне повествованием о тех, кто был со мной рядом все эти годы и продолжает оставаться в настоящее время.

Выражаю всем огромную благодарность и всегда желаю вам долгих лет жизни, дорогие мои друзья!


ОТРАЖЕНИЕ ДУШ


Основные периоды вокально-инструментального ансамбля


1990—2000

Вокально-инструментальный ансамбль, возглавлять который мне довелось почти три десятка лет, был образован 29 марта 1990 года. За годы своего существования музыкальный коллектив имел разные названия. Их привносили каждые последующие поколения музыкантов, в соответствии со своими предпочтениями, что абсолютно не меняло сути функции ВИА.

Стоит отметить, что полтора десятилетия весь репертуар ансамбля исполнялся только «вживую». Под инструментальный аккомпанемент работали как вокалисты, так и солисты-инструменталисты (кларнет, труба, саксофон, флейта, губная гармошка и другие). Петь под фонограмму было не принято. Но со временем условия поменялись так, что иногда исполнение «вживую» даже ставилось под запрет, например, на телевидении или на сборных разножанровых концертах.

Поэтому вокальная группа функционировала как в режиме вокалистов-солистов, так и вокальной части ВИА. Солисты выступали под фонограммы «минус», которые «снимал» с оригинальной песни руководитель ВИА и записывал в студии. В тоже время вокалисты пели репертуар в сопровождении инструментальной группы.

В силу сложившихся музыкальных обстоятельств, исполнение «вживую», в основном, использовалось в произведениях, характерных для рок-музыки, а под фонограмму «минус» – популярной. В репертуар ВИА входили кавер-версии произведений таких групп как «Ария», «Кино», «ДДТ», «Metallica» и многих других. В репертуар солистов – песни эстрадных поп-исполнителей, причём звучали песни на испанском, английском, французском, белорусском языках. Другими словами развитие исполнительского мастерства музыкантов ВИА проходило на лучших образцах отечественной и мировой эстрадной музыки.

Очень часто в коллективе звучали песни и самих участников ансамбля, аранжировки которых делались мною, руководителем ВИА.

Особое внимание уделялось народной музыке, обработанной в стиле фолк-рок. Ряд песен для трёхголосного пения в этом жанре пользовались особой популярностью. К их числу относились русские, белорусские и украинские народные песни, что в огромной степени влияло на развитие многоголосного пения. Фольклорный репертуар однозначно служил прекрасным воспитательным элементом в формировании патриотизма и привитии любви к родному краю.

За время существования ансамбль неоднократно участвовал в различных областных, республиканских и международных конкурсах и фестивалях. В их числе: «Родники надежд», «Червона Рута», «Золотой дударик», «Формула успеха», «Крылья надежды», «Наследники Победы», «На крыльях творчества» и многих других. Организация нескольких рок-сейшенов стало заметной страницей в истории коллектива.

В вокально-инструментальном ансамбле принимали участие все, кто беззаветно служил музыкальному искусству. В ансамбль принимались талантливые юноши и девушки, которые имели оконченное или незаконченное музыкальное образование, увлекающиеся игрой на инструментах и достигших определенного уровня, хорошие вокалисты и просто желающие. Для каждого музыканта ансамбля писались партии, подходящие данному конкретному исполнителю, то есть существовал индивидуальный подход к каждому участнику группы.

Обязательное изучение нотной грамоты (все произведения расписаны в нотах!) подвигало образовательный уровень и развивало навык «чтения с листа». В общем, каждый участник ВИА проходил хорошую музыкальную подготовку, как в исполнительском, так и в теоретическом плане. Каждый музыкант получал бесценный опыт концертных выступлений и окрылялся положительными эмоциями от участия в программах ансамбля, что позволяло добиваться высокого музыкального качества материала.

В 2009 году на базе коллектива было создано творческое объединение «Лира», основной задачей которого стало применение компьютерных технологий в музыке, освоение участниками ВИА музыкальных программ и изучение организационных алгоритмов технического обеспечения концертов и мероприятий.

Главной и основной задачей вышеназванных коллективов являлось привлечение молодежи к творчеству, удовлетворение её запросов в общественной жизни, реализация талантов и заполнение досуга полезными интересами, одним из которых являлась, является, и будет являться Музыка.

Не последнюю роль в успешном функционировании ансамбля играло техническое обеспечение и репетиционная база. В этом плане у ВИА сложилась великолепная обстановка, что, несомненно, приводило к отличным результатам.

Для обучения учащихся основам вокального искусства и исполнительского мастерства на электромузыкальных инструментах, мною была разработана программа ВИА.

Помещение для занятий имело студийную звукоизоляцию, а оборудование соответствовало современному техническому уровню. В ансамбле имелся:

– набор электроусилительной аппаратуры: усилитель, микшерский пульт, колонки;

– набор музыкальных инструментов: бас-гитара, гитара, ударная установка, клавишные электромузыкальные инструменты; электрокабели для подключения музыкальных инструментов к усилительной аппаратуре;

– музыкальный центр, CD диски, мини-диски;

– шнуровые и радио-микрофоны, стойки для микрофонов;

– гитарные процессоры;

– компьютер с внешней звуковой картой;

Первый состав ансамбля задал высокую планку исполнительского мастерства на десятилетия вперёд и, с полным правом, разделил с руководителем звание основателей коллектива.

С позиции сегодняшнего времени, я понимаю, что в любом начинании очень важна нацеленность на результат. Так сказать, как замахнёшься, такой будет и удар. На мой взгляд, у нас получилось и то, и другое. Но именно музыканты первого набора  дали мощный толчок для всех последующих составов ВИА.  Создали особый дух коллектива и благословили его на долгие годы.


Фото 1. Первый состав 1990—1991 гг.: Сергей Кабанцов (ударные, вокал), Сергей Кравченко (гитара), Владимир Морозов (бас-гитара, вокал), Исковский Роман (клавишные, кларнет) и руководитель ВИА.


На следующем уникальном, случайно сохранившемся фото – солистка первого состава Ирина Кудрявцева, которая на протяжении двух лет участвовала в главных мероприятиях и концертах коллектива.

Фотографий музыкантов тех лет у меня, практически, не сохранилось. Никто не предполагал, что через много лет они станут просто бесценными. Много выступлений в то время не фиксировалось на фото и видео, об этом и не думалось, что, конечно, жаль. Главной была музыка.

В наше время артисты фотографируются и на сцене, и за сценой, и под сценой – каждый момент запечатлевается на память. Может это и правильно. Благо, технические возможности современных гаджетов позволяют делать фото и видео высокого качества, а в начале девяностых, даже более-менее качественный фотоаппарат, найти было проблематично.


Фото 2. Первый состав 1990—1991 гг. (слева направо): Сергей Кравченко (гитара), Роман Исковский (клавишные, кларнет), Сергей Кабанцов (ударные, вокал), Ирина Кудрявцева (вокал).


Справедливости ради стоит отметить, что первому составу довелось пожертвовать частью времени, которое могло бы быть распределено на музыку. В силу сложившихся обстоятельств, ребята потратили его на обустройство репетиционного помещения. Сергей Кабанцов и Сергей Кравченко помогали со строительством подиума, с обшивкой помещения звукопоглощающими плитами, установкой стеллажей, ремонтом колонок и распайкой кабелей. Так уж получилось, что эти молодые люди, вместе с руководителем, потрудились для комфортных репетиций последующих поколений музыкантов ансамбля.

Выступления коллектива проходили как в концертных залах, так и в рабочих цехах, детских домах и школах. Коллектив ВИА был сформирован ещё во времена СССР, затем благополучно просуществовал в Украине и не потерялся в новой республике ЛНР. Думаю, что именно те традиции, которые были заложены первым поколением участников и помогли просуществовать ВИА столько времени, не теряя творческой струи и молодёжного энтузиазма.

Прекрасный баритон Сергея Кабанцова выделялся особой теплотой среди вокалистов. Сергей, исполняя песни, вёл ещё и партию ударных. Несомненно, в этом ему помогало музыкальное образование по классу баяна, что позволяло ему «читать с листа» партию ударной установки. А его пение поистине подтверждало высокую силу искусства. Исполнение Сергеем песни «Дорогие мои старики» Игоря Саруханова вызывали у слушателей эмоции и слёзы, тем более, что концертными площадками служили цеха заводов. А там люди понимали и чувствовали, где артист «отбывает» номер, а где, действительно, отдаёт тепло своей души аудитории, пропуская песню через своё сердце.

Впоследствии, я не раз обращался к Сергею за помощью для участия в различных конкурсах и проектах. И, надеюсь, это было компенсацией за недополученные репетиции в начале пути нашего ВИА.

Сергей Кравченко отличался особым умением вести партию гитары. Он прекрасно справлялся как с аккомпанирующими партиями, так и солирующими отрезками. Его игре присущи, очень важные для гитариста, кантилена и выразительность. Особо отмечу в игре Сергея аккуратность и исполнительность, бережное отношение к звуку. Он всегда находил такие тембры и динамику, которые наиболее соответствовали тематике песни или пьесы. Это дорогого стоило, ведь многие инструменталисты (особенно гитаристы!), стараются сделать свой инструмент погромче, «навалить» звук, что нарушает общий баланс и портит впечатление от ансамбля. Сергей, в этом плане, эталон ансамблевой игры.

Сергей Кабанцов и Сергей Кравченко были друзьями и судьбы их сложились хорошо. У обоих семьи, воспитали сыновей и в профессиональном плане они нашли и реализовали себя, в соответствии со своими интересами.

Талантливый кларнетист Роман Исковский, имея музыкальное образование, также прекрасно владел клавишными инструментами и в ансамбле играл ведущую роль. Рома ещё и замечательный вокалист, пожалуй, его исполнение песни Виктора Цоя «Группа крови» является самым лучшим из всех, кто брался за это произведение на протяжении всего времени функционирования ВИА.

Солистка первого состава Ирина Кудрявцева, безусловно, могла стать профессиональной певицей, обладая уникальным тембром голоса. Но каждый человек в жизни делает тот выбор своей деятельности, который он сам считает нужным. И это самое верное решение потому, что вектор своего пути и судьбы каждый должен направлять сам, без советов и рекомендаций извне. И это главное.

Роман и Ирина познакомились на репетициях в ансамбле, подружились, а затем их дружба переросла в любовь. У них сложилась семья.

Вообще, сравнивая поколение 90-х с современными моими подопечными, заметил, как сильно влияет смена политического и экономического строя, подход к образованию и просвещению со стороны государства. На протяжении тридцати лет это стало особо заметно. Вроде бы, юноши и девушки такие же, как и прежде. Все физические и психологические черты не меняются и обычный, неискушённый человек не заметит перемен. Но вот «начинка» поменялась существенно.

Если ребята, получавшие образование в Советском Союзе, были созидателями – стремящиеся творить сами, рождать музыку собственным исполнением и получать эстетическое удовольствие от того, что музыка рождается на кончиках их пальцев, то поколение «десятых» (и младше!) уже были полностью переориентированы на потребительство. В том числе и музыкальное.

Когда выяснялось, что необходимо учить партии, уделять свободное время репетициям и работать дома над исполнительским мастерством – вдруг, у желающих стать участниками ансамбля резко пропадал творческий запал. Легче надеть наушники и стать, без особых усилий, пассивным потребителем музыки. Конечно, были и есть исключения, но инструменталистов в наше время, практически, можно перечесть по пальцам.

Акцент на пение под фонограмму во всех жанрах музыки получает всё большее безвозвратное положение. Это и понятно – возможность петь человек получает сразу, как начинает говорить. Поэтому это самый лёгкий путь к музыке. А игра на музыкальном инструменте требует большой работы, усидчивости и упорства в достижении цели.

Скажу честно, даже не знаю, правильно это или нет. Возможно, и правильно. Каждому времени своя музыка. Одно лишь могу констатировать, что первые составы были истинными созидателями, даже скажу больше – творцами. Все ребята тех лет, кто имел желание, находили время и возможность создавать гармонию своими руками и голосами. Они готовы были и днями и ночами, в будни и праздники, репетировать и выступать на концертах. Безмерно благодарен им за это.

Необходимо отметить в составе Валентина Дорохина, отыгравшего, практически, три месяца в ансамбле и выбывшего, в связи с окончанием обучения. Именно благодаря его стремлению играть в музыкальной группе и состоялось знакомство руководителя ансамбля с администрацией колледжа.

Солистка Ирина Беспалова на тот момент была ученица средней школы. Основной состав окончательно ещё не был набран, поэтому помощь талантливой девушки была очень кстати. Именно, благодаря таким ребятам ВИА дал первый концерт через месяц после его формирования.

А наша творческая дружба с Ириной Беспаловой началась ещё в школе, где я работал музыкальным руководителем. В школе был организован эстрадный ансамбль. Ирина писала песни и стихи, а я делал аранжировки и инструментовки, результатом которых стал записанный альбом её песен. Этот альбом у меня сохранился (даже не верится!) на магнитофонной ленте.


Фото 3. Кадры из видеофильма. Верхний ряд: первое выступление ВИА в 1990 году, Валентин Дорохин (бас-гитара). Нижний ряд: Сергей Кравченко (гитара), Ирина Беспалова (синтезатор).


Затем я принял руководство вокально-инструментальным ансамблем в колледже, на базе которого мы ещё какое-то время продолжали репетиции и выступления с коллективом, солисткой которого была Ира. После поступления в музыкальное училище на академический вокал, петь эстрадные песни Ирине, категорически было запрещено, по причине различий в постановке голоса.

Учась в училище, Ира подарила мне на память афишу хора «Благовест», в котором пели студентки, с подписью «Игорю Андреевичу на добрую память от Иры. 25/VI.95г.», а по окончании учебного заведения, уехала в другой город. С 1995 года я, практически, ничего не знал о её дальнейшей судьбе, но слышал от знакомых, что она закончила Донецкую консерваторию.


Фото 4. Афиша хора «Благовест» с подписью «Игорю Андреевичу на добрую память от Иры. 25/VI.95г.». Действительно на добрую…


По прошествии ряда лет, очень приятно было узнать, что она прекрасная певица и, как творческая, так и человеческая судьбы у неё сложились очень удачно.

У Ирины состоялась замечательная музыкальная карьера. На данное время она актриса киевской Национальной оперетты, заслуженная артистка Украины.

Ирина Беспалова-Примак (Примак – по мужу, кстати, тоже артистом Национальной оперетты) исполняет главные партии в спектаклях: «Летучая мышь» И. Штрауса (Адель), «Званый ужин с итальянцами» Ж. Оффенбаха (Эрнестина), «Фиалка Монмартра» И. Кальмана (Виолетта), «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу (Элиза), «Сильва» И. Кальмана (Стасси), «Кофейная кантата» И. С. Баха (Лизхен), «Такое еврейское счастье» И. Поклада (Маринка), «Чиполлино» В. Домшинского (Чиполлино), «Цыганский барон» И. Штрауса (Арсена), «Целуй меня, Кэт!» К. Портера (Лилли Ванесси), «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве (Корина), «Труффальдино из Бергамо» А. Колкера (Беатриче). И это не полный список её работ на сцене Национальной оперетты, а учитывая молодость Ирины, впереди её ждут ещё новые вершины.


Фото 5. Ирина Беспалова-Примак – актриса киевской Национальной оперетты, заслуженная артистка Украины.


За время певческой карьеры она участвовала в многочисленных конкурсах и стала Лауреатом I премии IV Международного конкурса вокалистов им. С. Прокофьева и II премии I Международного конкурса вокалистов «Соловьиная ярмарка» им. А. Соловьяненко. Ирина участница XXXVIII Международного конкурса им. Ф. Виньяса (г. Барселона, Испания) и I Международного конкурса артистов оперетты «Operetta Land» (г. Москва, Россия). Награждена: Грамотой Верховной Рады Украины; Премией Кабинета Министров Украины «За особые достижения молодежи в развитии Украины».

Я счастлив, что детская мечта Ирины воплотилась в реальность, она занимается любимым делом, стала профессиональным музыкантом и прекрасной солисткой Национальной оперетты Украины. Друзья, всегда стремитесь к мечте – и всё у вас получится!

После 1991 года в ансамбле происходит неизбежная смена поколений, так как прошёл выпуск в самостоятельную жизнь участников первого состава. Юноши и девушки, покинули коллектив, оставив на память свои имена.

На смену старожилам, в 1992—1993 учебном году приходят новые одарённые и творческие личности. Это Вячеслав Самофал, Ольга Гуринова, Сергей Стрельцов. В ансамбле ещё продолжали выступать Владимир Морозов, Роман Исковский и Ирина Кудрявцева, что позволило сделать смену поколений без ущерба для репертуара.

Вячеслав Самофал, после окончания музыкальной школы по классу баяна, прекрасно справился со специальностью бас-гитариста в ансамбле. Отмечу, что постановка рук для струнных очень отличается от постановки рук для баяна, но Славик как-то сразу подхватил основы игры на бас-гитаре и, буквально, через две-три недели, уже читал «с листа» партии песен и пьес.

Об Ольге Гуриновой стоит сказать особо. Это феноменальный пример освоения игры на клавишных. Оля обладала фотографической памятью и безупречным музыкальным слухом. В нотах достаточно было проставить правильную пальцовку и пару раз проиграть партию синтезатора. Ольга тонко чувствовала общее звучание ансамбля, добавляя «forte» на соло и аккуратно подчёркивала гармонию в цифрах с аккордовым сопровождением. Это тот случай когда, не имея музыкальной подготовки, участник ВИА сразу осваивал игру на инструменте, ноты и технику исполнения. Олечка, самый настоящий музыкальный талант, её игра была образцовой. Она вышла замуж за участника первого состава Валентина Дорохина, у них родился сын, но этот брак продлился недолго. Сейчас Олечка, снова замужем, родила дочь, проживает в Греции.

Сергей Стрельцов профессионально владеет игрой на фортепиано. За плечами у него были музыкальная школа и мощная техническая подготовка. В ансамбле было сделано несколько музыкальных пьес, в том числе из классической музыки, в которых Сергей показывал всё своё мастерство. Ребята аккомпанировали ему с особым огоньком, ведь когда слышен высокий уровень музыканта, то и сам «тянешься» к достойному исполнению.

Естественно, Серёже всегда доставались партии особой сложности, и его игра служила цементирующим звеном в коллективе ансамбля. Сергей женат, имеет дочь и, на данный момент, уже много лет проживает в Канаде, являясь гражданином этой страны.

Конечно же, рассказывая о музыкантах, прошедших через ансамбль, невозможно подробно рассказать о каждом участнике. Любой из ребят достоин отдельной книги, отдельного посвящения, но, к сожалению, невозможно объять необъятное. Жизни юношей и девушек бесконечны по событиям как Вселенная. И написать столько книг не хватит всей жизни. Поэтому, заранее прошу у всех прощение, если кого-то или что-то не смогу упомянуть на страницах этого издания…

В 1993—1994 учебном году сформировался состав, которому суждено было продолжить традиции первого состава и выступить на телевидении в конкурсе «Золотой дударик», став лауреатами приза «Надежда». Солисткой того звёздного состава стала Ирина Божченко. Печать в прессе о достижении коллектива окрылила участников ВИА «Сонор» (такое название ансамбль носил в то время) и способствовало ещё большему росту исполнительского мастерства вокалистов и инструменталистов.

В моём архиве хранятся десятки бобин для катушечных магнитофонов с записями тех лет. Они служили для автофонического прослушивания и самоанализа исполнения. На них есть и музыка ансамбля того состава, а вот визуальных материалов сохранилось очень мало. Остались кое-какие любительские фотографии в репетиционном помещении, а главные, можно сказать исторические события из жизни коллектива, не фиксировались. Позже, мы уже старались больше уделять времени для съёмок, но вот с фотографиями самых первых составов как-то не сложилось…


Фото 6. Участники ВИА «Сонор» 1994 года (слева направо): Сергей Стрельцов (синтезатор), Вячеслав Цыганков (бас-гитара), Ирина Божченко (вокал), Александр Финогеев (ударные), Максим Коршик (гитара), Елена Шевцова (электроорган).


Александр Финогеев, до поступления в ансамбль, овладел игрой на одном из сложных духовых инструментов – тромбоне. В вокально-инструментальном ансамбле он стал исполнителем инструментальных пьес для тромбона, которые бесподобно звучали в сопровождении коллектива. Но основной специальностью в ВИА он избрал ударные. И надо отметить, что лучшего барабанщика по уровню игры, пожалуй, в дальнейшем и не нашлось. Они были не лучше и не хуже, они были другие.

Александр один из немногих, в своём роде, по уникальной ритмической составляющей в игре на барабанах. Я всегда привожу пример отличия хорошего музыканта от очень хорошего. Иной, вроде бы, по нотам играет чётко, а музыки как-то не чувствуется. Если взять в качестве образа замёрзшую реку, то между льдом и водой всегда есть небольшой участок воздуха. У настоящего высококлассного музыканта чувствуется эта «воздушная прослойка» в игре, слышится лёгкость в исполнении. Александр относится именно к таким музыкантам.

В будущем он сделал карьеру военного музыканта в оркестре. Причём, у него получилось служить и тромбонистом, и барабанщиком, в зависимости от требований дирижёра.

Если сделать небольшое отступление, то оглянувшись назад, вдруг сделал неожиданное открытие. Выпускники ВИА, в довольно большом проценте связали свою судьбу со службой. Несколько человек стали работать в органах МВД, кто-то остался на сверхсрочную в армии, а некоторые ребята, уже во взрослом возрасте, поступили на контракт в войска и успешно несут боевую службу на фронтах республики. Причём, не по музыкальной стезе, а именно по военным специальностям. Наверное, молодые люди, которые прошли школу ВИА, имеют высокий уровень организованности и дисциплинированности.

Кстати, я никогда не делал секрета из того, что сам два года отслужил в пограничных войсках на границе СССР – Афганистан. Как раз в то самое время, когда Советский Союз оказывал интернациональную помощь правительству ДРА. Служил обычным пограничником и, ни капли не пожалел об этом. Наоборот, подчёркивал, что каждый мужчина обязан отслужить в армии, чтобы понять глубину и смысл понятий Родины и патриотизма.

Вячеслав Цыганков хорошо владел игрой на шестиструнной гитаре, но когда в коллектив потребовался бас-гитарист, он, не колеблясь, согласился взять на себя роль создателя гармонической основы музыки ВИА. Припоминается случай, когда однажды перед очень ответственным концертом, у Славика поднялась температура до 38 с лишним градусов. Я категорически пытался отправить его в медпункт, но он также категорически, отказывался и, проявив мужество, отыграл репертуар без единой ошибки. Настоящий боец!