Средний балл SI (7–13)
Вы оказались прямо в центре; в эту категорию попадает более половины опрошенных мной женщин. Это означает, что активность тормоза, сдерживающего проявление вашей сексуальности, зависит от ситуации. В условиях, воспринимаемых как новые или рискованные, скажем с новым партнером, ваши опасения в отношении собственных сексуальных возможностей растут; вы чувствуете излишнюю застенчивость, окружающие факторы вас отвлекают. Скорее всего, вы легче возбуждаетесь в более знакомой среде, где уровень риска ниже. Во время стресса, особенно по причине растущей тревожности, депрессии, эмоциональных потрясений или сильной усталости, ваша система подавления снижает степень сексуального интереса, и вы меньше реагируете на сексуальные сигналы.
Высокий балл SI (14–20)
Вы обладаете высокой чувствительностью к факторам, подавляющим сексуальную активность. Вам важен высокий уровень доверия, возможность расслабиться – только тогда вы способны по-настоящему возбудиться. Предпочтительнее не чувствовать, что вас торопят или чего-то ждут. Вы легко теряете настрой на секс. Высокий балл SI независимо от балла SЕ – это фактор, больше всего коррелирующий с появлением проблем сексуального характера. Поэтому уделите особое внимание теме формирования «сексуального контекста», которую мы будем обсуждать в следующих главах. В эту категорию попадает около четверти опрошенных мной женщин.
Низкий балл SE (0–7)
Вы не очень чувствительны к позитивным сексуальным возбудителям, вам требуется делать осознанное усилие, чтобы настроиться на нужную волну. В новой обстановке вы с меньшей вероятностью по-настоящему возбудитесь, чем в привычной ситуации. Ваша сексуальная активность повышается при более активном стимулировании (скажем, если использовать вибратор), а также если ежедневно уделять внимание своим ощущениям. Случается, что низкий балл SE связывается с асексуальностью, поэтому есть вероятность, что вы замечаете в себе некоторые признаки асексуального поведения. Я допускаю, что моя выборка нерепрезентативна и что опрошенные женщины в большинстве своем относятся к группе с относительно высоким баллом SE – раз уж они вообще ходят на лекции по вопросам секса или читают блог на эту тему. По моей оценке, около 8 % женщин имеют низкий балл SE.
Средний балл SE (8–15)
Вы оказались прямо в центре шкалы, поэтому ваша чувствительность к сексуальным стимулам зависит от контекста. В ситуации, где сильны романтические или эротические составляющие, вам несложно быстро настроиться на секс. Если обстановка не кажется вам располагающей, вам будет не так легко. Вам важно понимать, как обстановка влияет на способность возбуждаться и получать удовольствие, и предпринимать шаги для создания нужного настроя. Из опрошенных мной женщин около 70 % относятся к этой категории.
Высокий балл SE (16–24)
Вы чувствительны к сексуальному стимулированию. Возможно, вас возбуждают даже те вещи, на которые большинство не реагирует, к примеру запах или вкус. Вам несложно почувствовать возбуждение в разнообразных ситуациях; особенно возбуждающей кажется новизна. Вполне вероятно, что секс для вас также и средство борьбы со стрессом. Ваша сексуальная жизнь может выигрывать от количества времени и внимания, которое вы уделяете партнеру. При такой высокой чувствительности вам, скорее всего, особенно приятно доставлять ему удовольствие, так что вы оба только выиграете! Около 16 % опрошенных мной женщин попали в эту категорию.
Что означает «средний балл»Вы набрали средний балл по обоим показателям? Такой же результат демонстрирует больше половины женщин. Очень высокий или совсем низкий балл по этим показателям встречается довольно редко. Поэтому для большинства ценность модели двойного контроля не в том, чтобы вдруг осознать: «Ух ты, у меня супервосприимчивый / вообще не восприимчивый к стимуляции мозг!» Важнее всего понять, что тормоз и акселератор – это две разные системы. Некоторые факторы окружающей среды активизируют вашу систему возбуждения. Другие факторы стимулируют систему подавления. Также существуют факторы, активизирующие обе системы одновременно! Одна из читательниц моего блога написала мне, что «эффект одновременного ускорения и торможения» – это именно то, что она ощущает, когда читает откровенную литературу типа романа «Пятьдесят оттенков серого»[29].
Средний балл означает, что вы можете сказать себе: «Ну, я совершенно нормальна!» – и начать думать о том, что именно стимулирует ваши системы подавления и возбуждения и что стоит изменить в жизни с учетом специфических реакций вашего мозга. Я подробно расскажу об этом в главе 3, главе 4 и главе 5.
Если ваш балл по одной из шкал оказался высоким или низким – особенно если вы получили совсем низкий балл, – скажите себе следующее: «Ну, со мной все нормально – и все же я довольно редкий тип!» Поразмышляв о том, что стимулирует лично ваши акселератор и тормоз, вы осознаете, что реагируете на окружающую среду так, как большинство людей никогда не сможет реагировать.
Камилла – художница. Она любопытна и отважна. И секс ее особенно увлекает: она читает не только романы о сексе, но и научные исследования о нем. Ей порой сложно увязать стремление узнать о сексе как можно больше и при этом стабильно слабое желание заниматься сексом. Однажды мы говорили о женских образах, и она поделилась со мной этой загадкой, сделав особый акцент на том, что, похоже, никогда в жизни не испытала спонтанного сексуального желания.
Мне стало интересно, насколько чувствительна ее система подавления, и, чтобы ее оценить, я начала задавать вопросы:
– Как тебе кажется, тебе сложно почувствовать сексуальное возбуждение, пока все не будет «как надо»? Насколько тебе важно доверять партнеру, чтобы по-настоящему сексуально возбудиться? Когда ты занимаешься сексом, ты чувствуешь беспокойство о том, как все получится?
– Да нет. Не особо. Вроде бы нет.
Я перешла к вопросам о системе возбуждения:
– Ты можешь возбудиться просто от того, что видишь, как твой партнер делает что-то не связанное с сексом очень хорошо? Или от его запаха? Или когда чувствуешь, что ты сексуально желанна? Тебя возбуждает ощущение новизны? Ты можешь возбудиться от фантазий?
– Да нет. Точно нет. Ну… каких фантазий?
У Камиллы низкий балл SE. Это не значит, что секс ее не интересует, – это значит, что ее мозгу требуется серьезная стимуляция, чтобы возникло достаточно сильное сексуальное желание. Я спросила ее об оргазме. Она ответила:
– Немного и небыстро. И часто оргазм довольно слабый, так что вообще непонятно, стоит ли стараться.
Камилла считает, что ей проще всего достигать оргазма с вибратором, и это вполне логично: механический вибратор дает такую интенсивность стимуляции, которую нельзя получить естественным путем. Для Камиллы оргазм – нередко отвлекающий момент, а не цель полового акта.
Ей нравится быть со своим партнером, она любит флиртовать и пробовать новое. Однако нередко ей не менее приятно приготовить для него хороший ужин, чем заняться сексом.
«Генри не самый сексуально активный человек в мире, – говорит она (Генри – муж Камиллы, очень приятный мужчина). – Но он хотел бы, чтобы я почаще предлагала заняться сексом. Я вообще как-то могу изменить свое поведение?»
Да, это возможно. Частичное решение проблемы Камиллы мы обсудим в главе 3. А в главе 7 поговорим о более радикальном подходе.
Женщины совсем другие… но не всегдаЕсли бы вам предложили угадать, у кого в среднем выше балл SE: у мужчин или женщин, как бы вы ответили? Что у мужчин, да? Ну конечно. Если рассматривать всех мужчин и всех женщин, то в среднем мужчины обладают более чувствительной системой стимулирования[30]. А у кого в среднем чувствительнее система подавления SI, то есть тормоз? Вот это открытие: система подавления чувствительнее у женщин! Но как мы помним из главы 1, средний рост всех мужчин и всех женщин различается не так сильно, как рост отдельных мужчин и отдельных женщин в рамках этих групп. Что касается чувствительности системы возбуждения и подавления, женщины невероятно сильно отличаются друг от друга. Просто невероятно. Опросите тысячу женщин о том, как часто они хотели бы заниматься сексом, – и получите ответы от «никогда» до «много раз в день». И все это совершенно нормальные варианты. Еще важнее для нашего обсуждения оказывается не просто различие между чувствительностью механизмов возбуждения и подавления у мужчин и женщин, а взаимосвязь этих двух механизмов с психикой и особенно с перепадами настроения и уровнем тревожности. К примеру, около 10–20 % мужчин и женщин свидетельствуют о росте сексуального желания, когда они подавлены или о чем-то беспокоятся[31]. Но если мужчина чувствует более острое сексуальное желание на фоне депрессии или тревоги, это говорит о том, что у него, вероятно, менее чувствительна система подавления. А вот если женщина скорее готова заняться сексом, когда чувствует подавленность, вероятно, у нее более чувствительная система возбуждения.
Из этого мы делаем вывод, что различия в уровне чувствительности акселератора и тормоза проявляются не только при анализе и сравнении всей популяции мужчин и всей популяции женщин. Не менее серьезные различия наблюдаются и в том, как системы подавления и возбуждения связаны с другими системами мотивации и стимулирования, особенно с реакцией на стресс. (Мы глубоко и детально обсудим это в главе 4.)
Но вообще-то легче всего обобщать на уровне популяции. Примерно так же наши предки обобщали относительно устройства гениталий. Вроде как «женщин сложно возбудить и легко остановить». Или «женщин секс привлекает меньше, чем мужчин». Как мы скоро увидим, все не так: для большинства людей способность по-настоящему возбуждаться зависит от контекста не меньше, чем от механизмов работы мозга.
Системы сексуального ускорения и торможения и их связь с настроением или уровнем беспокойства уникальны и индивидуальны. Разобраться с тем, как работают акселератор и тормоз, нужно не для того, чтобы понять, каковы мужчины и каковы женщины, а чтобы понять, какова каждая из нас.
Что вас возбуждает?«Большая красивая ванная в гостиничном номере».
«Когда мой партнер укладывает детей спать».
«Фанфики про Гарри Поттера и Драко Малфоя».
«Фантазии о том, как я занимаюсь сексом у всех на виду».
«Секс у всех на виду».
Ни для кого из нас способность возбуждаться от подобных или любых других вещей не является врожденной. Тем не менее, обсуждая с разными женщинами, что их возбуждает, я слышу и такие ответы. С помощью модели двойного контроля можно объяснить, как мозг реагирует на раздражители и как повысить или понизить уровень сексуального возбуждения. Мозг замечает сексуально позитивные стимулы (фантазии или привлекательного партнера) и потенциальные угрозы (ненужные люди вокруг) и посылает соответствующие сигналы. Возбуждение – это процесс активизации подкрепляющих факторов и отключения подавляющих. Но это еще не объясняет, как мозг определяет, что считать сексуально позитивным стимулом или угрозой.
Определение позитивных и подавляющих стимулов похоже на изучение языка. Мы все рождаемся со способностью выучить любой язык, но в младенчестве осваиваем не любой, а вполне конкретный. Если вокруг вас все говорят на английском, вряд ли вы к детсадовскому возрасту свободно заговорите по-французски: первым делом вы овладеете тем языком, в среде которого находитесь.
Точно так же мы учим именно тот сексуальный язык, в среде которого находимся. И точно так же, как не существует слов, известных человеку с рождения, нет и сексуальных стимулов, известных и однозначно воспринимаемых с рождения. О возбуждающих нас раздражителях (или не возбуждающих) мы узнаём из культурного и социального контекста – примерно так же, как дети формируют словарный запас и приобретают определенное произношение.
В качестве иллюстрации я расскажу вам о трех экспериментах с крысами, которые провел Джим Пфаус. Представьте, что вы лабораторная крыса, особь мужского пола. Вы росли рядом со своей матерью, выросли здоровым и научились всему, что обычно умеют крысы. А еще исследователи натренировали вас ассоциировать лимонный запах с сексуальной активностью[32]. Вообще-то лимон значит для крыс в контексте сексуальности примерно то же, что и для людей: ничего. Но после тренировок ваш мозг связывает лимон и секс. Поэтому, когда вы видите двух крыс-самок и одна из них пахнет так, как и должна пахнуть здоровая, готовая к спариванию самка, а другая имеет такой же естественный запах плюс аромат лимона, вы выбираете вторую – и, говоря «выбираете», я имею в виду, что спариваться вы будете с обеими самками, но в 80 % случаев эякуляция произойдет в момент контакта с самкой, пахнущей лимоном, и только в 20 % случаев – при контакте с обычной самкой. Ваша система возбуждения воспринимает лимонный запах как позитивный стимулятор, поэтому «лимонная» партнерша сильнее стимулирует акселератор.
Теперь посмотрим на другой эксперимент. Представьте, что вашего брата воспитывали так, как обычно воспитывают всех детенышей крыс, и никаких трюков с лимоном не проделывали. Но во время первого же спаривания с самкой исследователи надели на него специальную и вполне удобную шлейку для мелких грызунов[33].
Если при первом контакте с готовой к спариванию самкой ваш брат был в такой шлейке, то, когда он встретит самку, но будет без шлейки, он решит подавлять свою сексуальную активность. Включится его тормоз, так как во время первого сексуального опыта он усвоил взаимосвязь «шлейка = самка в течке = секс», а не просто «самка в течке = секс».
Оба эксперимента показывают, что и система возбуждения, и система подавления поддаются обучению и их реакции зависят от индивидуального опыта. Ни о лимонах, ни о шлейке никто не знает с самого рождения – и тот и другой факторы стали стимулами в результате полученного опыта. Но есть и еще более фундаментальный уровень понимания.
Вновь представим, что вы лабораторная крыса мужского пола, ваша мать вырастила вас здоровым и веселым. И вот ваш период полового созревания почти закончился, но вы не имели пока сексуального опыта. Исследователи показывают вам самку крысы в течке. Вряд ли какое-то еще зрелище покажется вам более эротическим! Но вам не дают с ней спариться[34]. Вам вообще никогда не удается вступить в половые отношения с активной и готовой к сексу самкой. И вот результат: у вас не формируется предпочтений в отношении запаха фертильной самки, нефертильной самки или даже самца. Для того чтобы мозг самца научился понимать, что именно самка в течке – наиболее сексуально привлекательный объект, этот самец должен получить опыт половых отношений. Инстинкт же, толкающий такого самца к спариванию, не исчезает, и бедняга пытается спариться со всеми вокруг. И если у него нет соответствующего опыта, он так и не поймет, как действовать на основе этого инстинкта и добиться успеха.
Как мы видим, врожденным оказывается механизм обучения – акселератор и тормоз у крысы и способность обучаться на основе полученного опыта и ассоциаций. Но чтобы системы возбуждения и подавления распознавали угрозу и возможность, крысам нужен соответствующий опыт. В естественной среде, за пределами лаборатории, самцу крысы не нужна была бы шлейка, чтобы почувствовать сексуальное возбуждение. И запах лимона не заставил бы его эякулировать. Крысы изменили поведение из-за того, что человек создал особую ситуацию и эти факторы стали неотъемлемой частью сексуального контекста. Мало того, даже то, что можно было ошибочно считать врожденным, на поверку тоже оказывается приобретенным – как реакция на фертильную самку.
«Годы борьбы» – именно так Меррит описывает свою сексуальную жизнь. Мы с ней подружились, когда она окончила университет, и именно тогда она рассказала мне, что самое важное, что она вынесла из моего курса, – это мысль о том, что у нее и у каждого из нас есть акселератор и тормоз. Благодаря этому Меррит поняла, почему у нее возникает сексуальное желание… но оно как будто бы несвободно. Меррит осознала, что ее тормоз очень чувствителен: важно, чтобы все было «как следует», и только тогда она способна возбудиться. Не менее важно полностью доверять партнеру.
Сексуальная жизнь всегда была предметом страшных волнений для Меррит. Она называла это «внутренний шум».
«Да, определенно очень сильная система SI. Образно говоря, твой “шум” и есть работа тормоза, – объясняла я. – Твои системы возбуждения и подавления активируются одновременно».
При таком чувствительном механизме подавления основные проблемы Меррит с желанием, возбуждением, достижением оргазма связаны с системой сексуальной мотивации. И все эти проблемы ей приходилось испытывать; в последнее время главным вопросом стал оргазм. «Мне вроде кажется, что вот-вот – и он произойдет, и тут возникает весь этот “шум”». У Меррит отличные отношения с партнершей, они любят друг друга и регулярно занимаются сексом, причем секс у них совсем не скучный и даже игривый. Но ей по-прежнему сложно возбудиться, и оргазм наступает редко. Меррит растеряна и расстроена: секс становится не удовольствием, а какой-то непонятной возней. В главе 4 мы поговорим подробнее о сложностях, с которыми столкнулась Меррит, а возможное решение обсудим в главе 8.
Можно ли изменить свой мозг?Если женщина сталкивается с проблемами в области сексуальных отношений, то в соответствии с логикой модели двойного контроля мы должны найти ответ на четыре вопроса.
1. Насколько чувствительна ее система ускорения?
2. Что ее активирует?
3. Насколько чувствительна ее система торможения?
4. Что активирует эту систему?
В этой главе вы уже успели побыть исследователем-сексологом из 1960-х, а также самцом лабораторной крысы, для которого главный фетиш – аромат лимона. Теперь представим, что вы читаете лекции по сексуальному воспитанию и на примере модели двойного контроля помогаете своим слушателям понять, как работает их сексуальность. Люди приходят к вам в растерянности, неудовлетворенные своими сексуальными реакциями, надеясь найти способ их изменить. А можно ли их изменить? Ответ состоит из двух частей, и обе одинаково важны.
Во-первых, акселератор и тормоз – ваши врожденные индивидуальные характеристики, в течение всей жизни остающиеся более-менее неизменными, и, судя по всему, единственной переменной, способной повлиять на то и другое, являются характеристики партнера (см. главу 3)[35]. В целом у нас очень мало возможностей сознательно изменить механизм работы своего мозга.
Вместе с тем у большинства людей акселератор и тормоз обладают средней чувствительностью – эти люди не отличаются повышенной возбуждаемостью, но и не страдают от ее отсутствия. Менять настройки акселератора и тормоза, если вы находитесь в средней группе, даже нежелательно.
Во-вторых, у ответа на наш вопрос есть и другая сторона: скорее всего, изменить механизм вы не сумеете, но можно попробовать изменить то, на что этот механизм реагирует. К примеру, вы способны изменить факторы, вызывающие торможение, – например, снизить риск нежелательной беременности или заражения. Можно также изменить факторы, вызывающие возбуждение, добавив в свою жизнь больше связанных с сексом вещей. То есть изменить контекст: внешние обстоятельства и внутреннее состояние. Почему и как добиться этих изменений – основная тема следующих трех глав. Пока я предлагаю короткую версию ответа. Вы знаете, что акселератор и тормоз реагируют исключительно на внешние факторы и практически ни одна из этих реакций не является безусловной: мозг учится ассоциировать тот или иной раздражитель с возбуждением или подавлением. В процессе «тонкой настройки» контекста – и мозга, и внешней среды – вы способны максимально увеличить свой сексуальный потенциал.
Я думала, что, раз Лори жалуется на отсутствие желания, у нее должен быть высокий балл SI. Она составила целый список всего, что активизирует ее тормоз: ребенок, полный рабочий день, кошмарный босс, родители – не говоря уже об изменениях, произошедших с ее телом после беременности. Ей грустно; она грустит оттого, что ей грустно, – ведь феминистка в ее душе так и грызет за неспособность отбросить культурные предрассудки и полюбить свое тело. Да, и еще: Лори пошла учиться и хочет получить диплом магистра.
Нельзя назвать систему подавления Лори излишне чувствительной, просто много факторов одновременно стимулируют ее.
– Я вот смотрю на весь этот список – и уже чувствую, что мне срочно нужен массаж, – говорит она.
– Ну попроси Джонни, пусть сделает тебе массаж.
– Ну конечно, а потом мне будет неловко, если после не получится секса.
– О, вот это отличная мысль! Добавь это в свой список: ощущение, что ты должна заняться сексом.
Она добавила. И тут кое-что начало проясняться. Лори сказала:
– Получается, что все наши взрослые игрушки и игры действительно стимулировали систему возбуждения – но все вот это, из списка, постоянно «давит на тормоз». И тогда не важно, насколько сильно я жму на газ, тормоз-то все время вдавлен в пол. Ух, разобрались!
– Именно.
– А как же перестать давить на тормоз?
Вот это вопрос на миллион долларов. Короткий ответ такой: нужно снизить уровень стресса, полюбить свое тело, отказаться от навязанных идей о том, каким должен быть секс, и создать в своей жизни пространство, где секс может появиться. А вот длинный и подробный ответ… в общем-то, до конца книги мы будем говорить как раз об этом.
Я рекомендовала Лори перестать пытаться заставить себя захотеть секса, хотя бы на время. Не надо завышать ожидания. Она не последовала моему совету, по крайней мере сразу. Вместо этого она попробовала изменить контекст, о чем я расскажу в следующей главе.
Возвращаясь к образу сада из главы 1, скажем, что ваши акселератор и тормоз – это почва в вашем саду, как и гениталии, и вообще тело и мозг. Врожденная чувствительность систем возбуждения и подавления влияет на то, как будет расти ваш сад, что в нем приживется, насколько тесно можно сажать цветы. Но и другие факторы оказывают не менее серьезное влияние. Вода, солнце, выбор растений, даже применение удобрений, то есть и любовь, и стресс, и доверие в отношениях, и вибратор – все это влияет на то, насколько разрастется сад. Почву поменять нельзя, но можно ее удобрить и научиться за ней ухаживать. Об этом речь пойдет в главе 3.
Резюмируя• В мозге есть акселератор, реагирующий на сексуально релевантные стимулы: все, что мы слышим, видим, обоняем, осязаем, чувствуем на вкус или воображаем – и что наш мозг привык ассоциировать с сексуальным возбуждением.
• В мозге есть и тормоз, реагирующий на возможные угрозы: опять же, все, что мы слышим, видим, обоняем, осязаем, чувствуем на вкус или представляем себе – и что наш мозг привык интерпретировать как повод подавить возбуждение. Сюда относятся самые разнообразные факторы, от страха перед нежелательной беременностью или инфекцией до проблем в отношениях и с репутацией.
• Практически не существует безусловных сексуально релевантных стимулов или угроз. Системы возбуждения и подавления учатся, как и на что реагировать, исходя из нашего опыта. Этот процесс познания и обучения неодинаков у мужчин и женщин.
• Разные люди обладают разной чувствительностью систем возбуждения и подавления. Ответьте на вопросы, приведенные выше, и определите свой уровень чувствительности. Не забывайте, что большинство людей набирает средний балл по обоим показателям, но при этом любой балл нормален.
Глава 3. Контекст
И «кольцо всевластия» (чтобы править и повелевать) в части мозга, отвечающей за эмоцииЕсли бы вы познакомились с Генри, он бы вам понравился: он вежлив и любезен, с приятной улыбкой и мягким голосом, симпатичный и немного старомодный. Генри встает, когда в комнату входит женщина. Как и его жена Камилла, Генри увлекается забавными вещами. Для идеального пятничного вечера им не обойтись без настольных игр или какого-нибудь фильма про героев комиксов – а лучше бы все это сразу.
У них с Камиллой неплохая сексуальная жизнь. Генри почти всегда проявляет инициативу первым и не возражает, если бы жена вела себя активнее. Но в целом он смотрит на мир позитивно и счастлив, что нашел партнера на всю жизнь, понимающего его чувство юмора и непреодолимое стремление к полному порядку в ванной. Генри и Камилла внимательны друг к другу, милы и оба интроверты.
Когда они впервые встретились – и я имею в виду первую настоящую встречу лицом к лицу после нескольких недель флирта в интернете – и посмотрели друг на друга, каждый почувствовал: «Вот то, что мне нужно. Это именно ты». Но, будучи осторожными и терпеливыми, они действовали не спеша. Они сказали друг другу: «Рановато пока заводить серьезные отношения, давай будем просто друзьями». И каждый кивнул в знак согласия. И они стали друзьями. И длилось это примерно год. Со временем Генри начал по-настоящему ухаживать за Камиллой. Он покупал ей цветы… сделанные из кубиков «Лего». Он заказал автору ее любимых комиксов ее портрет. Он писал для нее сценарии ролевых игр. Стал носить галстуки. Держал ее за руку. К тому времени, когда они впервые поцеловались, оба были влюблены – хоть ни один и не признался в этом. К моменту, когда впервые занялись любовью, оба уже твердо решили быть вместе навсегда и снова и снова шептали это друг другу.