Книга Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов - читать онлайн бесплатно, автор Лев Владимирович Мардахаев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов
Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов

демонстративный (истерический) – аномальная способность к вытеснению;

педантичная – склонная подробно и, порою, дотошно следовать сложившимся норам и правилам, которые были приняты самостоятельно этим человеком для самого себя, не считаясь с особенностями ситуации;

застревающие – с патологической стойкостью аффекта, чувства которой способны вызывать сильные реакции, обычно идущие на убыль после того, как реакциям «дать волю»;

возбудимые – с недостаточной управляемостью характера, повседневно проявляемое в том, что решающими для образа жизни и поведения человека часто являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения;

гипертимные – натуры, смотрящие на жизнь всегда оптимистически, бес особого труда преодолевающие грусть, приподнятое настроение у которых сочетается с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью и с тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора, что иногда приводит к скачке мыслей;

дистимические – натуры серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных, события, потрясшие их глубоко, могут довести до состояния реактивной депрессии;

аффективно-лабильный (циклотимические) – это люди, для которых иногда без всяких видимых внешних мотивов, или в связи с теми или иными конкретными событиями характерна смена гипертимических и дистимических состояний;

аффективно-экзальтированный – натуры, для которой характерна близкая связь с тревоги и счастья, сопровождаешь резкими колебаниями настроения;

тревожные (боязливые) – отличающиеся робостью, неуверенностью в себе, ведущие к покорности, униженности, иногда переходящую в доверчивость;

эмотивные – чувствительные, отличающиеся глубокими реакциями в области тонких эмоций, обычно их называют мягкосердечными.

АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ЧЕРТА – особенность характера (личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКА – чрезмерная выраженность отдельных черт характера или их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с патологией личности; крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера чрезмерно усилены и граничат с признаками психопатии. Для А. х. п. характерны: повышенная уязвимость личности в отношении отдельных психотравмирующих факторов, неустойчивость настроения, ситуативная обусловленность, боязливость, тревожность, пониженный или завышенный уровень притязаний, повышенная склонность к самоанализу и самообвинению, затрудненность в установлении эмоциональных контактов, пониженная интуитивность в процессе общения, дисфория (злобно-тоскливое) настроение, вязкость мышления, конфликтность, повышенная обидчивость, склонность к доминированию, повышенная потребность в признании. А. х. п. оформляется к подростковому возрасту. Автор термина – нем. психолог и психиатр К. Леонгард.

АЛКОГОЛИЗМ (от араб, al-kuhl – тонкий порошок) – хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам. У человека, страдающего А., появляется психическая и физическая зависимость от алкоголя, которая ведет к психической и социальной деградации, патологии внутренних органов, к ослаблению критической оценки ситуации, к состоянию возбуждения. Часто сопровождается озлоблением, агрессивностью, растормаживанием низменных инстинктов и побуждений.

АЛКОГОЛИЗМ ДЕТСКИЙ – заболевание ребенка, связанное с систематическим употреблением спиртных напитков.

АЛКОГОЛИЗМ НАСЛЕДСТВЕННЫЙ – предрасположенность к употреблению алкоголя, обнаруженная у ребенка в связи с рождением от родителей (родителя), злоупотребляющих (злоупотребляющего) алкоголем (страдающих алкоголизмом).

АЛКОГОЛИЗМ ПОДРОСТКОВЫЙ – заболевание подростка, связанное с употреблением спиртных напитков.

АЛКОГОЛИЗМ СЕМЕЙНЫЙ – повседневное злоупотребление алкоголем в семейной среде.

АЛЬТЕРНАТИВА (от франц. alternative – один из двух) – необходимость или допустимость выбора одного из двух или нескольких возможных (или взаимно исключающих) решений, представляемых вариантов действий и т. п.; один из возможных вариантов педагогического решения, сравниваемый с другим вариантом в целях выбора лучшего способа действий.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – совокупность но-воучрежденных (обычно по инициативе частных лиц) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, сформированным в порядке альтернативы ранее существующим. Как правило, это негосударственные образовательные учреждения, представляющие платные образовательные услуги.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ – применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции и возможности.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ – общественные движения, стремящиеся найти новые решения актуальных и глобальных экологических, политических, экономических проблем, отличные от подходов, предлагаемых традиционными организациями (партиями и профсоюзами).

АЛЬТРУИЗМ (от франц. altruisme и лат. alter – другой) – мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами; готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами (термин введен в первой половине XIX в. французским философом и социологом О. Контом).

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от греч. amphi – приставка, обозначающая двойственность + лат. valentia – сила) – двойственное отношение индивида к какому-либо объекту, обусловливающее противоречивость соответствующих поведенческих проявлений (например, совмещение любви и ненависти, привязанности и отвращения).

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ, ЭМОЦИЙ – внутренне противоречивое эмоциональное состояние или же переживание, ассоциирующееся с двойственным отношением к объектам, к индивиду, явлениям, фактам. Характеризуется одновременным принятием или же отвержением индивидом тех или иных, в основном поведенческих, реакций со стороны другого индивида.

АМБИЦИОЗНОСТЬ (от франц. ambition; от лат. ambitio – честолюбие, хвастовство) – черта характера, которая проявляется в таких качествах личности, как чувство чести, гордости, благородства; честолюбие, тщеславие, обостренное самомнение, самолюбие, хвастовство, спесь чванство, необоснованные притязания, требования внешних знаков уважения, почета, жажда почестей, похвал, поощрений.

АМБИЦИЯ – обостренное самолюбие, самоуверенность, надменность, пренебрежительное отношение к другим людям, недооценка их способностей и возможностей. А. затрудняет общение человека в коллективе, семье.

АМОРАЛИЗМ (АМОРАЛЬНОСТЬ) (от греч. а – отрицательная частица «не», «без» и лат. moralis – нравственный) – отрицание общепринятых норм морали в поведении людей; принцип практической или идейной ориентации, обосновывающий правомерность нигилистического отношения к общечеловеческим нормам морали в поведении человека, а также в политике, проводимой определенными группами людей или политическими партиями; характеристика совокупности отрицательных качеств человека, его поступков и образа жизни (подлость, бесчестие, беспринципность, предательство, бессовестность, ложь, обман, и т. п.).

АМОРАЛЬНЫЙ – лишенный морали, безнравственный.

АНАЛИЗ (от др. – греч. ауаХьок; – разложение, расчленение) – метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. В философии А. -логический прием определения понятия, в противоположность синтезу.

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ – осмысление особенностей своеобразия объекта (человека, группы, семьи) с позиции возможностей его (ее) развития, обучения и воспитания, а также содержание педагогической деятельности на элементы.

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ДОКУМЕНТОВ – подробный разбор, качественно-количественное исследование документов. Используется в процессе диагностики личности, научного исследования и пр.

АНАМНЕЗ (от греч. anamnesis – воспоминание) – совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и др., собираемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц с целью их использования для диагноза, прогноза, профилактики, выбора коррекционных мероприятий.

АНАМНЕЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ – совокупность сведений о развитии, воспитании, обучении, условиях жизни, индивидуальных особенностях ребенка и др., собираемых в ходе его диагностики с целью их использования для диагноза, прогноза, профилактики, выбора воспитательных средств и методов, коррекционных мероприятий. Применяется при диагностике детей трудных, педагогически запущенных, проблемных для определения особенностей социально-педагогической работы с ними.

АНАМНЕЗ СОЦИАЛЬНЫЙ – совокупность сведений о болезнях, характере отклонений, развитии, воспитании, обучении, условиях жизни, индивидуальных особенностях ребенка, имеющего особые нужды, собираемых в ходе его диагностики с целью использования для диагноза, прогноза, профилактики, выбора технологии, средств и методов индивидуального, индивидуальнокомпенсаторного, коррекционного развития и воспитания.

АНДРОГИНИЯ (от лат. andros – мужской, gynes – женский) – человек, успешно сочетающий в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Дифференциация этих качеств по половому признаку возникает и формируется вследствие специфического семейного воспитания мальчиков и девочек и социального воздействия, понятие введено американским психологом С. Бемом.

АНДРОГОГИКА (от апег – род. падеж, andros – взрослый человек и agoge – руководство, воспитание) – отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы обучения и воспитания взрослых. А. изучает педагогические аспекты социализации человека на этапе трудовой деятельности: необходимость и особенности обучения и воспитания взрослого человека. Проблемы непрерывного образования взрослых, профессиональной и послепрофессиональной подготовки, переподготовки взрослого человека; адаптация взрослого человека в новых условиях (в системе обучения, в трудовом коллективе, в профессиональной деятельности); рост профессионального мастерства; общекультурное, духовно-нравственное развитие взрослого человек; самоутверждение человека; реализация семейной функции (формирование семьи, укрепление семейных отношений, воспитание детей, помощь и поддержка молодой семьи и пр.); подготовка к послетрудовой деятельности.

АНКЕТА (от франц. enquete – расследование, опрос) – перечь специально подготовленных вопросов, подлежащий самостоятельному заполнению. Видами А. являются: почтовая, раздаточная, экспрессная (быстрозаполняемая), опросный лист (не более 10 вопросов).

АНКЕТИРОВАНИЕ – вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету).

АНКЕТНЫЙ МЕТОД – способ сбора данных, информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу.

АНОМАЛИЯ (от греч. anomaila – отклонение) – отклонение от возрастных закономерностей, типичных для популяции структуры и (или) функции, возникшее вследствие нарушения развития организма. Причинами А. могут быть органические и функциональные нарушения развития, а также влияние внешне-средовых воздействий.

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ (устар.) – дети, имеющие отклонения от нормального физического и (или) психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

АНОМИСТИЧЕСКОЕ САМОУБИЙСТВО – самоубийство, обусловленное отсутствием в обществе социального регулирования. А. с. связано с формированием в обществе обстановки безнормности, например, во времена кризисов или, напротив, процветания. В каждом из этих случаев наблюдается утрата социальной идентичности и контроля, что выливается в высокие показатели самоубийств, вызываемых отчаянием индивидов от невозможности реализовать собственные ожидания.

АНОМИЯ (от греч. а – отрицательная частица и nomos – закон) – состояние безнормности в группе или даже в целом обществе, когда люди или не знают, каковы нормы, или они потеряли веру в них. В этом состоянии социальная и моральная интеграция понижается; люди теряют доверие к социальному порядку и могут страдать от чувства бессилия; возрастают социальная дезорганизация, девиантность и социальные проблемы; нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Существо А. выражается в отчужденности человека от общества, его системы ценностей, апатии, разочарованности в жизни, преступности.

АНТАГОНИЗМ (от греч. antagdnizma – борьба против кого-нибудь) – непримиримое противоречие; враждебность, проявляемая одним человеком по отношению к другому.

АНТИОБЩЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ – всякого рода нарушения и разрушительные действия со стороны молодежи, подрывающие общественный порядок и спокойствие.

АПРОБАЦИЯ (от лат. approbatio) – проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов, расчетов, схем, моделей педагогических процессов.

АРТТЕРАПИЯ (терапия искусством) – один из видов приобщения к искусству (артистическую, изобразительную, творческую деятельности) с целью стимулирования самовыражения ребенка, способствующего его коррекционному развитию и воспитанию (термин введен Андрианом Хиллом, 1938 г.).

АССЕРТИВНОСТЬ (от англ, assert – настаивать на своем, отстаивать свои права) – способность уверенно, с достоинством, прямо защищать свои права, уважая при этом права других людей.

АССЕРТАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ (от англ, assertive – напористый) – программы обучения, направленные на преодоление застенчивости и развитие способности человека свободно и ясно выражать свои чувства и требования.

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio) – 1) слияние, уподобление, усвоение; 2) этногр. – слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, обычаев и т. п. и утраты своего языка, культуры и национального самосознания.

АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio – соединение) – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества для достижения общей хозяйственной, политической, научной, культурной или какой-либо другой цели при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.

АССОЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ (АССОПИР) – добровольное объединение специалистов в области социальной защиты населения стран СНГ, а также всех, кто занимается воспитанием детей, подростков и молодежи (создана в июне 1990 г.).

АТРИБУТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (от англ, attribute – приписывать, наделять) – приписывание детскому общественному объединению характеристик, не представленных в поле восприятия отдельных индивидов и косвенно влияющих на «распознавание» деятельности объединения в социуме.

АТРИБУТЫ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ – предметы, способствующие утверждению в массовом сознании самобытного облика участника объединения, содействующие формированию сплоченности у его участников.

АТРИБУЦИЯ (от англ, attribute – приписывать, наделять) – приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков. Необходимость А. обусловлена тем, что информация с помощью наблюдения недостаточна для адекватного взаимодействия с окружением социальным и нуждается в «достраивании». А. – основной способ «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации. Термин введен Ф. Хайдером в 1958 г.

АУТЕНТИЧНОСТЬ (от франц. authentique – подлинный) – склонность вести себя вовне соответственно своему внутреннему состоянию на данный момент, подлинность, предельная искренность в выражении себя.

АУТИЗМ (от греч. autos – сам) – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства. Термин первоначально предложен швейцарским психиатром Э. Блейлером при обозначении шизофрении. Сейчас эти два понятия не являются синонимами.

АУТОАГРЕССИЯ – разновидность агрессивного поведения, когда враждебные действия направлены человеком на самого себя. Проявляется в склонности к самоунижению, самобичеванию. В особо тяжелых случаях – в попытках суицида. Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами.

АУТСАЙДЕР (от англ, outsider – посторонний человек) – неудачник, человек, не нашедший своего места в обществе.

АФФЕКТ (от лат. affectus – волнение, страсть) – стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию, возникающая на воздействие внутренних или внешних факторов.

АФФЕКТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ – формирование сознания и поведения посредством серии уроков по специальным учебным курсам. Например, курс обучения разрешению конфликтов.

АФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – драчливость, упрямство, грубость и другие трудные формы поведения, которые возникают у детей, не удовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со взрослыми или сверстниками.

АФФЕКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ – расстройства эмоционально-волевой сферы, которые могут проявляться как в форме повышенной возбудимости (раздражительность, гневливость), так и в виде снижения возбудимости (апатия, равнодушие, безразличие).

АФФЕКТИВНЫЙ – эмоциональный.

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ – устойчивое отрицательное переживание, вызванное неспособностью добиться успеха в какой-либо деятельности. Для А. н. характерно игнорирование неудач, попытки неуклюжего самооправдания либо дискредитация самих целей деятельности.

АФФИЛИАЦИЯ (от англ, to affiliate – присоединять, присоединяться) – социальный мотив, побуждающий к взаимодействию на основе взаимопривлекательных, взаимообогащающих, приносящих удовлетворение, дружеских отношений и привязанностей; стремление человека быть в обществе других людей. Особенно такое состояние характерно для человека при возникновении у него тревожности. Термин ввел американский психолог Г.А. Мерей в 1938 г.

Б

БАДЕН-ПАУЭЛ (Baden-Powell) Роберт Стивенсон Смит (1857–1941) – англичанин, создатель бойскаутского движения (от англ, boy – мальчик, scout – разведчик). Написал пособие по скаутизму: «Scouting for boys» (русский перевод – 1907 г.).

БАЗАЛЬНЫЙ (от греч. basis – основной) – относящийся к основанию, расположенный у основания.

БАЗАЛЬНАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ – чувство злости у ребенка по отношению к тем (например, родителям), кто отвергает его или плохо обращается с ним (понятие введено в теории К. Хорни, немецко-американским психологом и психопатологом).

БАЗАЛЬНАЯ ТРЕВОГА – всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире (понятие введено в теории К. Хорни, немецко-американским психологом и психопатологом).

БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ – внутреннее ощущение, что социальный мир – это безопасное и стабильное место, а опекающие люди – заботливы и надежны.

БАЙКЕР (от англ. – амер. bike – велосипед) – член неформальной молодежной группы мотоциклистов-любителей. Они используют тяжелые шоссейные мотоциклы, одеваются в куртки из черной кожи и такие же брюки, сапоги ковбойского типа. Движение зародилось в США в 50-е годы XX в.

БАРЬЕР (от франц. barriere) – преграда, препятствие.

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ – нарушение взаимопонимания между людьми вследствие того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл. Несовпадение смыслов высказывания, просьб, приказов и т. д. создает у партнеров препятствие для развития их взаимодействия.

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – психологическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологического барьера состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, страх сцены).

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ – личностные факторы социально-психологического характера, препятствующие взаимопониманию и социальному взаимодействию, служащие причиной конфликтов или способствующие им. Устраняются посредством специального тренинга и других форм обучения межличностному общению.

БАХТИН Николай Николаевич (1866–1940) – педагог, театральный деятель. С 1891 г. служил воспитателем в Орловском кадетском корпусе. Большое внимание уделил воспитательной роли театральной деятельности детей.

БЕБИСИТТЕР (от англ, babysitter, baby – ребенок + sit – сидеть) – доверенное лицо, ухаживающее за ребенком в период отсутствия родителей (или их занятости).

БЕЖЕНЕЦ – прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедования, языка, а также принадлежности к определенной группе или политических убеждений.

БЕЗДОМНОСТЬ – ситуация, когда человек не имеет ни постоянного, ни временного места жительства или проживает в условиях, абсолютно не соответствующих социальным нормам.

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ – явление, присущее человечеству на всем протяжении его существования. Особенно широко Б. распространяется в обществе в периоды социальных потрясений или нестабильного социально-экономического существования государства.

БЕЗНАДЗОРНЫЕ ДЕТИ – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих, детского коллектива, и одновременно при безразличии родителей, воспитателей к детям. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, поддерживает связи с семьей, у него может еще сохраняться эмоциональная привязанность к кому-то из ее членов, но связи эти хрупки и часто находятся под угрозой атрофии и разрушения. Крайнее проявление безнадзорности – беспризорность.

БЕЗНАДЗОРНЫЙ (ребенок) – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

БЕЗОПАСНОСТЬ (личности) – состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, информационного и иного характера, предполагающее установление соответствующей стабильности.

БЕЛИЧЕВА Светлана Афанасьевна – психолог, известный ученый в области исследования проблем девиантного поведения детей и подростков. Окончила Таганрогский радиотехнический институт (1969), доктор психологических наук (1989), профессор кафедры педагогики высшей школы МПГУ (с 1990), президент консорциума «Социальное здоровье России», учредитель и главный редактор периодического журнала «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы» (с 1994), автор более 100 научных работ, в том числе по проблемам превентивной психологии.

БЕРГЕМАН (Bergemann) Пауль – профессор Ейского университета, автор книги «Социальная педагогика» (Bergemann Р. Sociale Padagogik. Grea, 1900).

БЕСЕДА – метод психолого-педагогического исследования и (или) воспитательного воздействия на основе вербальной (словесной) коммуникации. Как метод исследования он позволяет выявлять индивидуальные особенности личности (мотивационные, мировоззренческие и эмоциональные), а как метод воздействия – на формирование определенной системы знания, развитие интереса.

БЕСЕДА КОНСУЛЬТАТИВНАЯ – по определенному плану ориентированная на специфические житейские проблемы, направлена на расширение информационного поля клиента, реконструкцию его взаимодействия с другими людьми.

БЕСЕДА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ – характеризуется более высоким уровнем притязаний и направленная на определенные внутренние (психологические) изменения в личности клиента.