Книга Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов - читать онлайн бесплатно, автор Лев Владимирович Мардахаев. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов
Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов

БЕСПРИЗОРНОСТЬ ДЕТСКАЯ – {призор – при взгляде, присмотр) – социальное явление, заключающееся в отсутствии у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни, возникающие как один из результатов социальных бедствий – войн, голода, безработицы, эпидемий, крайней нужды родителей.

БЕСПРИЗОРНЫЙ – человек, не имеющий «призора» (присмотра).

БЕСПРИЗОРНЫЙ – человек, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

БЕСПРИЗОРНЫЕ ДЕТИ – дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий; лишенные необходимого ухода, воспитания; не получающие систематического обучения. Беспризорность связана с противоправным поведением, поскольку беспризорные дети часто оказываются в криминогенном окружении.

БЕЦКОЙ Иван Иванович (1704–1795) – родился в Стокгольме. Получил образование в Копенгагене. С 1747 г. жил в Париже, где познакомился с энциклопедистами, воспитательные теории которых оказали на него большое влияние. В 1762 г. Петр III вызвал Бецкого в Петербург. По приезду был произведен в генерал-поручики, награжден орденом ев. Александра Невского и назначен главным директором в канцелярию строений Императорских домов и садов. Императрица Екатерина II относилась к нему с уважением. Ему вверены управление Академией художеств, попечительство московским Воспитательным домом, попечительство и руководство Воспитательным обществом благородных девиц (Смольный монастырь), шефство над Сухопутным шляхетским кадетским корпусом. Один из теоретиков и практиков идеи социального воспитания. Вместе с Екатериной II задавался мыслью – при помощи воспитания создать «новую породу людей», для чего предполагалось создание закрытых учебных заведений, изолированных от влияния семьи и общества.

БИБЛИОТЕРАПИЯ (от греч. biblion – книга + греч. therapeia – терапия) – использование специально отобранного для чтения литературного материала в качестве терапевтического и коррекционного средства с целью решения личностных и межличностных проблем человека.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД – способ изучения индивидуального жизненного пути человека.

БИОГРАФИЯ (от греч. biographia – жизнеописание) – описание жизненного пути человека.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ (ФИЛАНТРОПИЯ) (от греч. philantropia – человеколюбие) – буквально, творить (совершать) благо людям; любовь кого-либо к людям. Б. – в узком смысле – оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. В широком смысле – безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы или более широких общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД – метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека.

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884–1941) – педагог и психолог, профессор (1918), доктор педагогических наук (1935). Родился в Киеве. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1907). Один из создателей и руководителей Академии социального воспитания (с 1924 – академия коммунистического воспитания), входил в научно-педагогическую секцию ГУ-Са – Государственный ученый совет (1922–1932). Автор многих работ по педагогике, в том числе по проблемам социальной педагогики. Среди проблем, которые нашли отражение в его трудах, – социальное воспитание, национальное воспитание, основы трудовой политехнической школы, и др.

БОДИБИЛДИНГ (от англ. bodybuilding – телосложение, конституция) – совокупность социальных практик распространенных в молодежной среде, связанных с развитием мускулатуры тела при помощи упражнений с отягощениями и диеты, направленных на достижение оптимального композиционного и функционального состояния тела.

БОЙСКАУТ (от англ, boy – мальчик + scout – разведчик) – член скаутской организации.

БОЙСКАУТИЗМ – одна из форм организации детей, получившая развитие в начале XX века. Эта организация по определению ее основателя Баден-Пауэла представляет собой систему воспитания гражданственности через игру, являющуюся необходимым дополнением школе.

БОМЖ (дословно «без определенного места жительства») – человек, не имеющий постоянного места жительства и рода занятий.

БОЧАРОВА Валентина Георгиевна – доктор педагогических наук (1992), профессор (1993), член-корреспондент РАО (1995), действительный член Академии информатизации при ООН (1993). Родилась 9 марта 1938 г., окончила Ростовский государственный университет, является членом Международной федерации социальных работников (с 1992). При ее активном участии разрабатывалась документация на этапе восстановления Института социальной педагогики в России. Автор первой программы и учебного пособия по педагогике социальной работы.

БРАВАДА – вызывающая демонстрация человеком своих качеств, в том числе таких, которые заведомо могут вызвать неодобрение, с целью доказать свое превосходство над окружающими, свою оппозиционность к ним или независимость. Наиболее типична для подростков, но нередко проявляется и у более младших детей в ситуациях ущемления, подавления интересов.

БРАК – гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи; социальный институт, санкционированная и регулируемая обществом форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

БРЕЙК-ДАНС (от англ, breakdance – ломаный танец) – вид «танца в круге», связанный с хип-хоп культурой (возник в конце 50-х годов XX века в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц»).

БРОДЯЖНИЧЕСТВО – скитание лица в течение длительного времени, перемещение из одного населенного пункта в другой, при отсутствии постоянного места жительства.

БУЛЛИНГ (от англ, bully – задирать, запугивать) – агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно школьников и студентов) со стороны остальных его членов или его части и проявляется в виде оскорбления, угрозы, физической агрессии, постоянной негативной оценки жертвы и ее деятельности, отказе в доверии и делегирование полномочий, и т. д. Буллингу, как правило, подвергаются дети, отличающиеся плохим здоровье, низким социальным статусом, социальным неблагополучием и пр.; «инакостью» в детском сообществе («необычными» манерами речи, смеха, юмора и т. д.); наличием явных физических аномалий (заячьей губой или нейросенсорной тугоухостью, некоторыми фенотипическими особенностями и пр.).

БУНТАРСТВО – поведение, образ действий непокорного, протестующего против чего-либо человека, призывающего к решительным действиям, перевороту в чем-либо. Американский социолог Р.К. Мертон выделял Б. как форму девиантного поведения, когда индивид отвергает как культурные цели общества, так и институциональные средства, концентрируя свои усилия на преобразовании общества на иных основах, стремясь заменить новыми его цели или средства, либо свергнуть и то и другое.

БУЯНЫ – футбольные хулиганы в возрасте 13–17 лет. Они составляют среднюю группу хулиганствующей молодежи, склонные к вызывающему поведению и поступкам на трибунах, и ответственны за демонстративные акты насилия на стадионах.

БЫТ – сфера внепроизводственно-экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, и деятельность, связанную с освоением духовных благ, культуры, с общением, отдыхом, развлечениями. В широком смысле – уклад повседневной жизни.

БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ – условия жизни человека, связанные с возможностью удовлетворения его естественных потребностей в отдыхе, уходе за собой, общении, развлечениях и пр.

БЭГГЕРЫ (от англ, bagger – упаковщик в мешки; baggy – мешковатые джинсы; baggyboy – мешковатый) – подростки (почти исключительно мальчики), большей частью из обеспеченных семей, не конфликтные, аполитичные, социально инфантильные, не склонные к употреблению спиртного и наркотиков, предпочитающие мягкие футболки с капюшоном, просторные штаны, высокие кроссовки, что делает их похожими на приверженцев хип-хоп культуры.

В

ВАЛЕОЛОГИЯ (от лат. vale – будь здоров + logos – наука) – наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни. Предметом В. является здоровье современного «общественного человека» и тот образ жизни, который ведет к обретению, сохранению, поддержанию или возвращению этого здоровья.

ВАЛИДНОСТЬ (от англ, valid – имеющий силу, обоснованный) – основная характеристика качества измерения в исследовании. Отражает степень соответствия измеренного показателя (средства измерения) тому, что подлежало измерению.

ВАЛИДНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ – надежность информации, отсутствие в ней ошибок, связанных прежде всего с определением исходных теоретических предпосылок при разработке методики исследования.

ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА – достоверность (и степень достоверности) вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента.

«ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА» – совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основная идея воспитания ребенка – дать ему свободу от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока он сможет участвовать в них как гражданин. Педагогика разработана Р. Штайнером (1861–1925). Применяется в так называемых свободных вальдорфских школах (первая открыта в 1919 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория», отсюда пошло название).

ВАНДАЛИЗМ (от франц. vandalism – разрушитель культуры) – одна из форм деструктивного (разрушительного) девиантного поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры, иного имущества общественного значения, иного частного имущества.

ВЕНТЦЕ ЛЬ Константин Николаевич (1857–1947) – педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Родился в Петербурге, учился в Технологическом институте (1875–1876) и Петербургском университете (1876–1877). С 1880 г. участник революционного народнического движения, за что был арестован и выслан в Воронеж (1885). Работал в отделе народного образования в Воронежской губернии (1919–1922), читал лекции в Воронежском университете, организовал Институт народного образования. Опубликовал ряд работ по педагогике, в том числе «Этика и педагогика творческой личности», «Основные задачи нравственного воспитания», «Борьба за свободную школу» и др. Активно сотрудничал в журнале «Свободное воспитание».

ВЕРА – особое состояние психики, заключается в полном и безоговорочном принятии человеком каких-либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут выступать в дальнейшем основой его «Я», определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений.

ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ – основанная на божественном откровении, а не на логических принципах и доказательствах, вера в реальное существование сверхъестественных сил, свойств и отношений.

ВЕРБАЛЬНЫЙ – словесный, относящийся к речи, выраженный речевыми средствами.

ВЕРИФИКАЦИЯ (от позднелат. verificatio – подтверждение, доказательство) – процедура оценки исследовательской гипотезы, состоящая в сопоставлении ее с фактами, положением дел в действительности. Результатом В. может быть либо подтверждение, либо опровержение гипотезы.

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ – формальное допущение религиозным большинством существования других религий, религиозных меньшинств, но так, что предпочтением (со стороны государства, в действующих правовых нормах, стереотипах общественного сознания) пользуется религия большинства.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В. выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ – установление связей между деятельностью специалистов разного профиля, участвующих в работе с клиентом. Может иметь место в процессе социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков. Формы этих связей различны: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, использование информации о ребенке, запрос одного специалиста к другому, взаимное обучение.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРУППОВОЕ – процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; происходит и между частями групп и между целыми группами. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ – в широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок; в узком смысле – система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причиной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ – принцип осуществления реабилитационной работы с различными категориями людей. В социальной реабилитации В. н. исключает директивно-дисциплинарную модель воздействия, предполагает

гуманистический подход к социально искалеченным детям, опору на их положительные качества, толерантность, стремление к достижению такого положения, когда ребенок добровольно по внутреннему побуждению принимает предлагаемые ему систему отношений, правила жизни, формы дальнейшего жизнеустройства.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – процесс воздействия индивидов, социальных групп, институтов или общностей друг на друга в ходе реализации интересов.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ – состояние, при котором два индивида или социальные формации полагаются друг на друга в удовлетворении своих базовых потребностей.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ – взаимные отношения между кем-либо; в социальной педагогике – взаимный эмоциональный контакт, совместные действия, поведенческая связь, существующая между социальным педагогом и воспитанниками (воспитанником) в процессе решения определенных задач.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ – форма и условия сосуществования родственников, позволяющие в той или иной мере реализовать функции семьи – воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение потребностей ее членов. Характеризуются степенью взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимопонимания.

ВЗАИМОПОМОЩЬ – усилия людей, перед которыми стоят похожие проблемы, направленные на оказание помощи друг другу.

ВЗРОСЛОСТЬ – период жизни человека, наступающий после юности и характеризующийся, как правило, шестью основными признаками: хронологический возраст; психо-физиологическая зрелость; социальная зрелость; полная гражданско-правовая дееспособность; экономическая самостоятельность; вовлечение в сферу профессионального труда. Последний признак предполагает наличие предыдущих и потому может рассматриваться как интегральный критерий взрослости.

ВЗРОСЛЫЙ ЗНАЧИМЫЙ – человек, имеющий особое значение (авторитетный) для ребенка (родители, педагоги, кумиры). В. з. имеет особое значение для ребенка, так как выступает наиболее авторитетным примером для подражания.

ВЗЫСКАНИЕ – средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил правила поведения. Формы В.: упрек, замечание, общественное порицание, временное исключение из игры или занятия, и т. п. Характер В. меняется с возрастом, содержание их определяется степенью и тяжестью вины.

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (воспитательных мероприятий) – дифференциация занятий (воспитательных мероприятий) в зависимости от внешней организационной стороны их проведения. Например, лекционное занятия, семинарское занятие, практическое занятие.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ (от лат. visualis – зрительный) – общее название приемов представления числовой информации или физического явления в виде, удобного для зрительного наблюдения и анализа.

ВИКТИМИЗАЦИЯ (от лат. victima – жертва) – процесс и результат превращения индивида или группы в тот или иной тип жертв неблагоприятных условий социализации. Факторы, предопределяющие В.: объективные и субъективные. К объективным факторам относятся природно-климатические и экологические условия, уровень социально-экономического развития, социальные катаклизмы (катастрофы, войны, землетрясения, наводнения, депортации и пр.), к субъективным – генетическая предрасположенность к саморазрушающему и отклоняющемуся поведению, степень устойчивости и гибкости индивида, его ценностные ориентации, развитость саморефлексии и саморегуляции, экстернальность и интернальность личности.

ВИКТИМНОСТЬ – предрасположенность человека стать жертвой тех или иных жизненных обстоятельств. В. человека может заключаться в его социокультурном своеобразии, отношениях со специфической, чаще всего преступной, средой, исполнении определенной роли в преступлении (соучастник – свидетель), а кроме того, в его личностных качествах (азартность, корыстолюбие и т. п.) и особенностях характера (агрессивность, вспыльчивость и т. п.), поведения (наглость, трусость).

ВИКТИМОЛОГИЯ (от лат. victima – жертва + logos – наука, учение) – учение о поведении жертвы насилия.

ВИКТИМОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – отрасль знания, составная часть социальной педагогики, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание. Разрабатывает общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации и компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой. Термин введен в социальную педагогику А.В. Мудриком.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (от англ, virtual – потенциальный, возможный + reality – реальность, действительность) – «мнимая реальность», имитация реальной обстановки с помощью компьютерных устройств. Одно из наиболее перспективных направлений разработки обучающих программ, систем и комплексов.

ВИТТОРИНО ДА ФЕЛЬТРЕ (Vitorino da Feltre), Витторино де Рамбальдони (1378–1446) – итальянский педагог эпохи Возрождения. Сын бедных родителей окончил Падуанский университет. Показал блестящие успехи и еще молодым был назначен профессором философии университета. Осуществлял на практике гуманистические идеи Возрождения в области воспитания. Цель воспитания видел в формировании гармонически развитого человека. Создавал учебные заведения и занимался воспитанием детей всех сословий. В 1423 г. основал среднюю школу в Мантуе, которую назвал – «Дом радости». Педагогических сочинений не оставил, его деятельность известна по воспоминаниям учеников.

ВЛАСТЬ ОТЦА, МАТЕРИ – влияние на детей, взгляды и поведение, свойственные одному из родителей (или обоим) и основанное на сыновнем (дочернем) уважении, внутреннем авторитете или же покорности, беспрекословном подчинении, связанное с системой воспитания ребенка (или отсутствием воспитания).

ВЛИЯНИЕ В ВОСПИТАНИИ – деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ – форма персонализации, которая осуществляется благодаря трансляции индивидом другим людям своих личностных характеристик в виде не освоенных еще ими образцов личностной активности. Предлагая намеренно или ненамеренно образцы своей активности другим людям, личность вольно или невольно становится объектом подражания, специфическим образом продолжая себя в других людях.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – изменение знаний, установок поведения или эмоций человека с помощью действия других индивидов, групп или других общностей. Бывает принудительным (основное средство давления, где возможно наказание за отказ подчиниться); награждающим (средство давления – награда за согласие подчиниться); легитимным (признание законности); информационным и экспертным (основанным на убеждении и компетентности источника влияния); референтным (основанным на идентификации влияния с его субъектом).

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЕ – вид влияния, характер, интенсивность и направленность которого определяются не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями. Осуществляется благодаря трансляции образцов активности, регламентированных ролевой расстановкой сил, и демонстрации определенного набора способов действий, не выходящих за пределы ролевых предписаний.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги