Книга Руны и боги. Древние сакральные знания о рунах, богах и мирах, о северной магии и её тайнах - читать онлайн бесплатно, автор Ксения Евгеньевна Меньшикова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Руны и боги. Древние сакральные знания о рунах, богах и мирах, о северной магии и её тайнах
Руны и боги. Древние сакральные знания о рунах, богах и мирах, о северной магии и её тайнах
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Руны и боги. Древние сакральные знания о рунах, богах и мирах, о северной магии и её тайнах

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи – женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий – кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину – Аск, а женщину – Эмбла.

Не забыли боги и великанов. За морем, к востоку от Мидгарда, они создали страну Ётунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам.

Со временем богов стало больше: у старшего из братьев, Одина, родилось много детей, они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом, а себя Асами.

Итак, как гласит повествование, из первоматерии, из тела великана Имира, боги сотворили миры. Но не все сразу, а лишь те, которые сочли необходимым.

Каждый мир был создан из первовещества – Имира. Боги разобрали его на части, где каждая часть несла в себе некие особые и неповторимые свойства первопредка. Боги соединили эти обособленные части вместе в новую схему, и эта схема, которую мы знаем теперь под именем «Древо Иггдрасиль», тоже Имир, но уже другой. Первопредок делился хаотично, заполняя собою всё пространство – без смысла и цели, только фактом своего существования он заполнял собою всё. Боги решили иначе и сделали иначе: теперь каждый мир граничен и самодостаточен в своём особом свойстве, но, взаимодействуя друг с другом, они начинают развиваться уже не бессистемно, а согласно цели, согласно поставленной богами задаче. Имир, порождение хаоса и, по сути, сам есть воплощённый хаос, будучи разобранным на части, соединённые в иной последовательности, превратился в Иггдрасиль, Древо Девяти Миров. Хаос стал порядком.

Миры Древа Иггдрасиль

Таким образом, человеческий мир Мидгарда находится между четырьмя базовыми информационными и энергетическими структурами:

Муспельхеймом – миром первичного огня.

Нифельхеймом – миром Земли, миром базовых констант.

Ётунхеймом – миром памяти и накопления информационных пакетов.

Ванахеймом – миром природы, отражённой реальности, миром жизни и смерти.



Остальные миры, которые мы видим на Древе Иггдрасиль, не влияют на наш мир лично, а лишь опосредованно через миры, подключённые напрямую. Окружающие миры, а именно:

Асгард – мир закона (Порядок),

Хельхейм – мир Хаоса,

Альвхейм – мир светлых Эльфов (альвов), мир Добра,

Свартальвхейм – мир тёмных Эльфов (альвов), мир Зла – выполняют функцию управителей и корректоров, но программа устроена таким образом, что воздействие их возможно только через первопричину. Девять миров, восемь из которых функциональны, и девятый мир – прикладной, Мидгард. Наш мир есть точка приложения всех процессов, которые происходят во всех иных мирах под управлением законов мира Асгард.

Теперь поговорим о каждом мире подробнее.

Муспельхейм, мир первичного огня

Невообразимый мир энергии, дающий импульс к любому развитию, раскрутке любой системы. Руна Дагаз, являющаяся ключом к этому миру, описывает качества первичного огня – трансформация, переход. Сила, которая способна приносить перемены и созидать. Это – огонь в горне, огненные Титаны, огонь Прометея, первовещество творения, Грааль отверженных.

В Младшей Эдде Снорри Стурлусона (в версии, известной как Упсальская рукопись) сказано:

«есть много хороших чертогов и много дурных; но лучше всего – жить в Гимле у Сурта»… Хозяин Гимле – Сурт, которого называют королём вечного блаженства и владыкой южного предела небес. Предполагалось даже, что Сурт и есть тот таинственный «могучий властелин», который придёт править миром после Рагнарёк.

В древних легендах рассказывается о том, что был когда-то единый бог. Он ещё не знал, что он бог, он был один-одинёшенек в бескрайнем океане хаоса. В боге зародилась мысль, и захотел бог себя познать. Для этого он разложил себя на части, на мельчайшие части, на которые был способен, и пустил их в свободное путешествие с тем, чтобы каждая из них обрела свой опыт, познала сама себя и вернулась к первоисточнику изменённой, трансформированной, с новым знанием о себе. Тогда бог соединит все свои мельчайшие части обратно и познает себя целиком.

Огонь Муспеля – это как раз та первичная сила, которая способна разделить всё на мельчайшие части и дать возможность проявиться им самостоятельно, вселив в каждую отделённую часть частицу первичной жизни. Сила великана Сурта, его огненный ресурс – это единственное, что способно растопить льды Нифельхейма, изменить и трансформировать неизменные базовые константы, дав им возможность преобразиться.

Однако в «Видении Гюльви» о Муспеле сказано:

И нет туда доступа тем, кто там не живёт и не ведёт оттуда свой род.

В магической системе трёх кругов мир Муспельхейма соответствует первооснове Свет.

Нифельхейм, мир льда

Буквально – «мир мрака», «мир тьмы» или «тёмные земли»[3]. Ядовитая река Эливагар, текущая там, превращает в лёд всё, чего касается. Мир констант и неизменности. Здесь, в мире вечного льда, под приглядом инеистых великанов-турсов хранится первичная информация творения – смысл и суть происходящего.

Ключом к познанию этого мира является руна Иса, руна стабильности и неизменности. В человеческом проявлении – воля.

Здесь – то, что меняться не должно ни при каких обстоятельствах. Константы, на которых держатся все миры Древа Иггдрасиль. Здесь, в мире инеистых великанов, находится один из корней древа, его основа и источник питания.

О тайнах великихбогов и турсовповедал я правду:все девять мировдо дна прошёли Нифльхель увидел,куда смерть уводит.(Старшая Эдда.Речи Вафтруднира)

В магической системе трёх кругов мир Нифельхейма соответствует первооснове Тьма.

Асгард, мир закона

Этот мир образовался не сразу, а тогда, когда молодые боги Один со товарищи решили заняться собственным проектом.

Много копий сломали изыскатели и исследователи мифов, пытаясь определить географию Асгарда. Высказывались мнения различные. И что этот мир имеет отношение к погибшей цивилизации Марса. Или Венеры. Или находится за миллионы парсеков от нашей планеты, где-то совершенно в другой галактике. Были мнения, что молодые боги Асгарда – это Эней и компания, спасшиеся после разрушения Трои. Кто-то соизмерял мир Асгарда с легендарным Аваллоном, островом блаженных. Кто-то считает, что локация Асгарда на одном из многочисленных островов Швеции. Всё это и так, и не так. Асгард – информационная структура и находится как здесь, так и не здесь, в ином пространстве, в ином времени. Но наша реальность включена в него, как желток в яйцо, как семечко в яблоке, как мозг в человеческом теле.

Он везде и нигде. Это мир, который пронизывает все миры, и способен влиять на каждый.

В Старшей Эдде мало где напрямую говорится об Асгарде. Лишь только косвенные упоминания о нём, как уже о свершившемся мире. Младшая Эдда развивает тему Асгарда гораздо шире. Однако не следует забывать, что прозаическая Эдда

(Младшая) является более поздней и возникла уже в эпоху христианизации северных земель. По этой причине она имеет приличный библейский налёт, отчистить от которого истинный смысл бывает очень и очень трудно.

Вот что написано в Младшей Эдде относительно Асгарда:

Вслед за тем они построили себе град в середине мира и назвали его Асгард, а мы называем его Троя. Там стали жить боги со всем своим потомством, и там начало многих событий и многих распрь на земле и на небе.

Есть в Асгарде место Хлидскьяльв. Когда Один восседал там на престоле, видел он все миры и все дела людские, и была ему ведома суть всего видимого…

…Тогда спросил Ганглери: «Что предпринял Всеотец, когда строился Асгард?» Высокий отвечает: «Сначала он собрал правителей мира, чтобы решить с ними судьбу людей и рассудить, как построить город. Было это в поле, что зовётся Идавёлль, в середине города. Первым их делом было воздвигнуть святилище с двенадцатью тронами и престолом для Всеотца. Нет на земле дома больше и лучше построенного. Всё там внутри и снаружи как из чистого золота. Люди называют тот дом Чертогом Радости. Сделали они и другой чертог. Это святилище богинь, столь же прекрасное, люди называют его Вингольв. Следом построили они дом, в котором поставили кузнечный горн, а в придачу сделали молот, щипцы, наковальню и остальные орудия. Тогда они начали делать вещи из руды, из камня и из дерева. И так много ковали они той руды, что зовётся золотом, что вся утварь и всё убранство были у них золотые, и назывался тот век золотым, пока он не был испорчен жёнами, явившимися из Ётунхейма[4].

Асгард – это место, где обитают боги. У каждого бога, имеющего влияние на происходящее во всех Девяти Мирах, в Асгарде имеется свой чертог. Наличие дома (чертога) символизирует право власти и право участия в управлении.

Выражаясь современным языком, Асгард – это пункт управления системой, власть и закон. Асгард в системе 12 первооснов олицетворяет собою первооснову Порядок. Сюда закладывают основоопределяющие принципы (не правила, а принципы), на которых строится и работает вся система сотворяемой реальности. Ключом к миру Асгарда является руна Гебо – руна закона равновесия, руна связей и правильного партнёрства.

Один правит не только в Асгарде. Есть у него престол в особом царстве – Валгалле, что значит «Палаты убитых в бою» (эйнхериев).

Сияют они золотом, вечное счастье суждено их обитателям. Окружает Валгаллу река, отделяющая живых от мёртвых, вход в палаты – через особые ворота. А перед воротами – роща, которая называется Гласир. Все листья на деревьях в ней из красного золота, блестит и сияет она так, что глазам больно смотреть. Это – прекраснейший из лесов у богов и людей.

Пристально следит Один за ходом любой битвы. Все, кто со славой пал в бою, – его приёмные сыновья. И все попадают в Валгаллу. Если понадобится Одину помощь, по 800 воинов выйдут из каждой двери Валгаллы, а дверей там – 540. Большой владыка Один – вон какое великое множество воинов ему повинуется.

Всякий день, как только прокукарекает петух Золотой Гребень, пробуждаются эйнхерии от сна, облекаются в доспехи и выходят на поле. Там бьются и поражают друг друга насмерть. В этом их забава, потому что после все оживают и вместе, весело, мирно возвращаются в палаты.

В палатах ждут воинов накрытые столы. И всем вдоволь достаётся еды и питья; каждое утро искусный повар варит в огромном котле дичину – мясо вепря, а к вечеру вепрь снова цел. И допьяну напиваются эйнхерии чудесного мёда, который течёт сам из вымени козы Хейдрун прямо в большой жбан. Непростая та коза, непростой тот мёд: стоит коза в Валгалле и щиплет иглы с ветвей Мирового дерева Иггдрасиль. Вечную жизнь и вечную молодость даёт мёд воинам. (Младшая Эдда)

Вальгринд – ворота,стоящие в полеу входа в святилище;неведомы людямдревних воротзамки и запоры.Пять сотен палати сорок ещёБильскирнир вмещает;из всех чертоговвладеет мой сынсамым просторным.Пять сотен дверейи сорок ещёв Вальгалле, верно;восемьсот воиноввыйдут из каждойдля схватки с Волком.(Старшая Эдда.Речи Гримнира)

В Асгарде находятся чертоги богов, которые называются Фолькванг, Ноатун, Сёкквабек, Трюмхейм, Идалир, Брейдаблик, Ландвиди, Глитнир, Бримир, Бильскирнир, Химинбьёрг, Валаскьяльв, о которых будет рассказано дальше.

Ётунхейм, мир памяти

Мир древних великанов – мудрых и сильных, прекрасных и ужасных, равно как и память людская. В магической системе 3 кругов и 12 первооснов соответствует первооснове Традиция. Здесь копится и сохраняется вся информация, которая была в прошлом, без разделения её на добро и зло, на хорошее и плохое. Это один из самых древних миров на заре веков.

Обитатели этого мира – ётуны, великаны, долгоживущие обладатели «длинной памяти». Несмотря на видимую вражду между асами и ётунами, последние являются родичами асов – от первопредка Имира и инеистых турсов произошли все Древние. Поэтому не стоит умалять значимости этого древнего мира, ведь в повествованиях северной традиции их присутствие играет не последнюю роль.

Боги (и сам всемудрый Один) постоянно обращаются к ётунам как за советом, так и за помощью. Но, будучи «отрезанным ломтём», не всегда получают в Ётунхейме радушную встречу. Поэтому, чтобы добыть необходимую информацию для построения своих законов и новой реальности, богам приходится нередко прикладывать и хитрость, и лесть, и силу. Старшая Эдда и «Речи Вафтруднира» рассказывают об этом так:

Один сказал:«Дай, Фригг, мне совет,в путь я собралсяк Вафтрудниру в гости!В древних познаньяхпомериться силойхочу я с мудрейшим».Фригг сказала:«Лучше останься,Ратей Отец,в чертогах богов —Вафтруднир слывётсильнейшим из ётунов,кто с ним сравнится!»Один сказал:«Я странствовал много,беседовал многос благими богами;видеть хотел бы,как Вафтруднир в домеживёт у себя».Фригг сказала:«Странствуй здоровым,здоровым вернись,доброй дороги!Пусть мудрость тебетам помощью будетс ётуном в споре!»

По сути, мир Ётунхейм – это огромная память. Здесь копится и хранится всё, что было, а сами ётуны – генетические носители такой сплошной памяти. Им не ведомо добро и зло, они не разделяют информацию прошлого на нужную и не нужную.

Боги пользовались силой этого мира, и не только Один, но даже прекрасная Фрейя, когда ей необходимо было раздобыть информацию о родословной своего любимца-человека Отара, обратилась за помощью не куда-нибудь, а к своей приятельнице великанше Хюндле, что из ётунов[5].

Именно из мира Ётунхейма бог Фрейр выбрал себе жену, а красавица-великанша Скади, хоть и не долго, была супругой древнего бога моря Ньёрда.

Так что описания ётунов как ужасных созданий-троллей не совсем точно. Более поздние повествования, в том числе и описания астральных путешественников по мирам, рассказывают о жителях мира Ётунхейма как о богах с совершенно различной внешностью: они могут быть невероятно прекрасны и ужасающе уродливы. Крайности их не пугают – ведь не ведают они добра и зла, а природа ётунов, усиленная память, настаивает на том, что всему есть место в мирах Иггдрасиля, в том числе и любому прошлому, любой истории.

Ключом к миру Ётунхейма является одна из девяти необратимых рун Наутиз (Науд). В человеческом мире и разуме эта руна выступает как руна нужды. Но как ключ к миру Ётунхейма, она даёт нам более широкое раскрытие – память, история, потребность в информации – любой, без цензуры и оценки.

Отправился в путьОдин, чтоб мудростьтурса изведать;Игг прибыл к владеньямИма отцаи в палату вошёл.Один сказал:«Привет тебе, Вафтруднир!Вот я пришёлпоглядеть на тебя;хочу я постичь познанья твои,всё ли, мудрый, тыведаешь».Вафтруднир сказал:«Что за пришелецв дом мой проники слова в меня мечет?Ты дом не покинешь,коль не победишь,состязаясь со мною».(Старшая Эдда.Речи Вафтруднира)

Ум и мудрость – вот главные качества мира древних ётунов. Но делятся они своими знаниями не с каждым. Саги рассказывают нам об испытаниях, которым подвергают носители памяти всех вопрошающих. И без разницы Древним, кто стоит перед ними – сильный бог или слабый человек.

Ванахейм, мир природы

Мир духов и богов природы, сил жизни и процветания. Он не создавался богами, а был словно бы «вплетён», встроен в общую систему Древа Иггдрасиль, как реакция на появление самого этого Древа. Сила и могущество ванов отличны от мощи асов – они иные. Легенды рассказывают о долгих войнах между асами и ванами за право власти и управления всей системой Древа. Те же легенды говорят о том, что не было однозначного победителя в этих войнах и враждующие стороны вынуждены были пойти на договор:

Один пошёл войной против Ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись заложниками. (Младшая Эдда)

Перед асами стояла задача покорить мир плодородия, и это была очевидная борьба за ресурс – для любого миропостроения необходима энергия.

Изначально Ванахейм – это отдельный и самодостаточный мир природы, гармоничный сам в себе. Включение его в Древо Иггдрасиль требовало глобальной перестановки всех систем и правил существования этого мира, а такие перемены всегда связаны с глобальной перестройкой и войной в том или ином виде. Природа всегда сопротивляется переменам, которые порождает не она или которые происходят по внешним чужеродным алгоритмам. Именно об этом в мифе рассказывается под образом «войны».

В системе 12 первооснов мир Ванахейма представлен как первооснова Свобода. Ключ к этому миру – необратимая руна Ингуз, руна плодородия, руна реальных и видимых результатов.

Альвхейм (Льёсальвхейм), мир Добра

Мир светлых Эльфов (альвов). В системе 12 первооснов соответствует первооснове Добро. Этот мир образовался одновременно со своей парой – Свартальвхеймом из тела великана Имира.

Символом и ключом Альвхейма является руна Совило, руна победы. На мир светлых альвов опираются боги, когда появляется необходимость воздействовать на другие миры и оттуда управлять ими. В сагах и преданиях светлые упоминаются как «слуги богов», а сам мир после войны был отдан «Фрейру на зубок», показывая тем, что мир Светлых – вотчина ванов, мира природы.

Вот как об Альвхейме говорится в Младшей Эдде:

Тогда спросил Ганглери: «Много чудесного можешь ты поведать о небе. Что там ещё есть замечательного, кроме источника?» Высокий отвечает: «Немало там великолепных обиталищ. Есть среди них одно – Альвхейм. Там обитают существа, называемые светлыми альвами. Тёмные альвы живут в земле, у них иной облик и совсем иная природа. Светлые альвы обликом своим прекраснее солнца, а тёмные – чернее смолы».

Свартальвхейм, мир Зла

В отличие от Альвхейма об этом мире в сагах и эддах рассказано намного больше. В мире Свартальвхейма живут не только тёмные альвы, о которых в сагах почти не упоминается, но и карлики-цверги, искусные мастера, которые снабжали богов чудеснейшими магическими артефактами, волшебными вещами и животными. В «Прорицании Вёльвы» перечисляются все рода цвергов и рассказывается о возникновении тёмных линий крови.

Тогда сели богина троны могуществаИ совещатьсястали священные:кто должен племякарликов сделатьиз Бримира кровиИ кости Блаина.Мотсогнир старшимиз племени карликовназван тогда был,а Дурин – вторым;карлики многоиз глины слепилиподобий людских,как Дурин велел.Нии и Ниди,Нордри и Судри,Аустри и Вестри,Альтиов, Двалин,Бивёр и Бавёр,Бёмбур, Нори,Ан и Анар,Аи, Мьёдвитнир,Гандальв и Вейг,Виндальв, Траин,Текк и Торин,Трор, Вит и Лит,Нар и Нюрад —вот я карликов —Регин и Радсвиннвсех назвала.Фили и Кили,Фундин, Нали,Хефти, Вили,Ханар, Свиор,Фрар и Хорнбори,Фрег и Лони,Аурванг, Яри,Эйкинскьяльди.Ещё надо карликовДвалина войскароду людскомуназвать до Ловара;они появилисьиз камня земли,пришли через топьна поле песчаное.Это был Драупнири Дольгтрасир с ним,Хар и Хаугспори,Хлеванг и Глои,Дори и Ори,Дув и Андвари,Скирвир, Вирвир,Скафинн и Аи,Альв и Ингви,Эйкинскьяльди,Фьялар и Фрости,Финн и Гиннар;перечень этотпредков Ловаравечно пребудет,пока люди живы.

Сварты по природе своей ближе к ётунам, чем к ванам, в отличие от своих собратьев – светлых альвов. Они такие же основательные, такие же памятливые и так же не очень любят чужаков – ни богов, ни героев.

В кельтской мифологии светлые эльфы получили название «благой двор», а тёмные – «неблагой двор». В магии же эти два мира соотносят с первоосновами Добро и Зло, соответственно. Ключом к миру Свартальвхейма является руна Эйваз.

Цверги владеют не только богатыми подземными недрами, но и обладают искусством мастерски их использовать. Будучи замкнутыми по природе своей, имея очень жёсткое кастовое разделение, они с одинаковой силой ненавидят как людей, так и своих «родственников» альвов. И лишь богам и великанам, признавая их победу и старшинство, отдавали должные почести.

Хельхейм, мир Хель

Ключом к этому миру является руна Хагалаз, руна разрушения и ограничения. Ключ описывает основные функции этого мира – уничтожать ненужное, возвращать в хаос всё, что из него вышло, но не пригодилось, а также сдерживать потоки хаоса до поры до времени.

Согласно правилам системы Иггдрасиль, закону, введённому Одином, в мир Хель уходит всё, что с точки зрения этого закона не является добром. На людей это правило спроецировалось как традиция правильного ухода из жизни: тот, кто умер с оружием в руках и именем Одина на устах, достоин уйти в Вальхаллу и стать эйнхерием – воином Одина.

Все же прочие: женщины, дети, умершие от болезни, несчастных случаев или по иным причинам, все должны отправиться в Хель. Логика подсказывает, что с такой жёсткой выборкой мир Хель рано или поздно окажется очень переполнен и врата Хельхейма откроются, выпуская в мир потоки хаоса. Рагнарёк неизбежен.

В системе Древа Иггдрасиль мир Хельхейма является как бы зеркальной противоположностью мира Асгарда, где Асгард есть Порядок, а Хельхейм – Хаос. В Асгарде – принципы развития, а в Хельхейме – принципы разрушения. Однако это не полное и не точное описание, но понять суть мира Хельхейма можно лишь через силу и разум его владычицы богини Хель, что и будет сделано в своё время.

Мидгард

Было бы ошибочно ассоциировать с Мидгардом конкретно нашу планету, это в корне не верно. Подобное заблуждение увело в исследовании многих ищущих туда, где совершаются ошибки и делаются неверные выводы. Мидгард – это не здесь. Мидгард – это сейчас.

Мидгард – единственный мир, который в системе древа не имеет очевидной пары. Он граничен и конечен, как гранично время вообще и время человека в частности. Змей Мидгарда (Ёрмунганд) опоясывает собою мир человеческий и, подобно змею Уроборос, кусающему себя за хвост, выступает в качестве таймера, сжимая кольцо времени всё больше и больше. У всего есть пределы и у всего есть лимиты; мир Мидгард первый, который зависит от лимитов и сроков, и люди, живущие в здесь-и-сейчас, хорошо об этом знают.

Ключом к миру Мидгарда является руна Йера, руна времени. Но понять, как работает этот ключ, можно, лишь только рассматривая его в связке с другими мирами, как точку на линии времени Науд-Йера-Ингуз, Ётунхейм-Мидгард-Ванахейм, определяющую настоящий момент. Тогда как Ётунхейм (руна Науд) – прошлое, а Ванахейм (руна Ингуз) – будущее.

История создания человека в космологии северных народов описана так:

И трое пришлоиз этого родаасов благихи могучих к морю,бессильных увиделина берегуАска и Эмблу,судьбы не имевших.Они не дышали,в них не было духа,румянца на лицах,тепла и голоса;дал Один дыханье,а Хёнир – дух,а Лодур – теплои лицам румянец.(Старшая Эдда. Прорицание Вёльвы)

Созданные из природных элементов, не обладающие долгой памятью, люди живут только единым мгновением. Прошлое переменчиво, будущее не определено. Но, растягивая своё сознание по мирам, каждый может изменить предначертанное: дотянись своим разумом до мира древней памяти, осознай свою нужду, и по закону маятника сознание достигнет мира Ванахейма, изменяя будущее. Раскрой своё сознание для такого размаха – и станет ведомо тебе добро и зло. Переживи многократные колебания и повторения – и подвластны будут жизнь и смерть. Познай всё – и станешь подобным богам, знающим силу хаоса и основы порядка.

В самой структуре древа запрограммирована возможность развития человека внутри системы – равновесно и равномерно. Но за такую возможность человек платит дорого – его время течёт очень быстро. Этот факт так же можно увидеть в системе Древа Иггдрасиль, если представить древо не как плоскость, а как минимум трёхмерное изображение, вращающееся вокруг своей оси точки мира Мидгард. Момент вращения показывает, что скорость вращения максимальна в центре и минимальна на периферии.

Человек, пребывая в центре вращения, вырабатывает момент времени, распределяя этот важный ресурс по всем мирам. Ведь недаром один из питающих древо корней определён в мире человечьем: это питание – время.

За этот ресурс борются все миры, стараясь внедрить в систему Мидгарда свои правила и законы, которые так или иначе повлияют на скорость времени. Но и человек в этой игре стремлений развитием разума своего способен влиять на миры, которые по алгоритмике своей формируют эти правила. Ведь ничего не дано человеку, кроме чувства, разума и ощущения жизни.