Столкнувшись с неудачами или трудными ситуациями, недостаточно просто сказать себе, что не нужно беспокоиться. Встретившись с трудностями, нужно смело и радостно бросаться вперед. Преодолевая трудности именно так, ты будешь действовать в соответствии с пословицей: «Чем больше воды, тем выше лодка».
Неправильно считать, что ты не можешь достичь того, чего, как ты видел и слышал, достигли великие мастера. Эти мастера – люди. И ты такой же человек. Если ты, будучи в самом начале, хочешь учиться, то ты скоро окажешься на верной дороге. Мастер Иттэй говорил: «Конфуций был мудрецом, потому что он стремился к этому еще со времен ученичества, когда ему было пятнадцать лет. Он был мудрецом не потому, что начал учиться на склоне лет». Примерно то же говорит нам и буддийское изречение: «Сначала намерение, потом прозрение».
Воину следует быть осторожным в любом деле, нужно стараться не допускать даже малейших оплошностей. Кроме того, он не может быть беспечным в выборе слов и говорить что-то вроде: «Я трус», или «В этот момент я, наверное, убежал бы», или «Как страшно», или «Как больно». Такого рода выражения нельзя произносить даже в шутку, случайно или во сне. Если понимающий человек слышит такие вещи, он видит другого насквозь. Все речи нужно обдумывать заранее.
Когда отвага укрепилась в сердце человека, когда он лишен сомнений, то в нужный момент он будет обладать всеми необходимыми качествами, которые позволят ему сделать правильный шаг. В зависимости от той или иной ситуации это видно по его поведению и по его речи. Слова человека крайне важны. Они не должны обнажать глубину его души. Об этом люди должны узнавать по его повседневным делам.
С тех пор, как я принял обязанности слуги, я никогда не сидел без дела ни дома, ни в других местах. Я никогда не говорил, если что-то можно было решить должным образом без слов. Но и решая что-то словесно, я старался вложить в одно слово силу еще десяти. Ямадзаки Курано был таким же.
Говорят, даже когда человеку отрубили голову, он все еще может что-то делать в течение некоторого времени. О таких фактах нам рассказывают истории смерти Нитта Ёсисада и Оно Докэна. Как может быть так, чтобы одному удавалось то, чего не может другой? Митани Дзёкю говорил: «Даже если человек очень серьезно болен, он может продержаться еще два-три дня».
Древние считали, что человеку следует принимать решение в течение семи вдохов и выдохов. Господин Таканобу говорил: «Если решение принимается долго, дело будет испорчено». Господин Наосигэ сказал: «Когда дела решаются неторопливо, семь из десяти дел будут сделаны плохо. Воин – это тот, кто все делает быстро».
Когда твои мысли мечутся то туда, то сюда, за размышлениями никогда не последует вывод. Имея же твердый, неутомимый и решительный дух, ты сможешь принять решение в течение семи вдохов и выдохов. Но для этого нужно быть решительным и готовым смело идти вперед, несмотря на любые препятствия.
Представим, что нужно предостеречь господина, а твое положение не позволяет тебе это сделать, значит, тебе, будучи верным слугой, нужно найти человека, занимающего высокое положение, дабы он поговорил с господином и помог ему исправить ошибки. Однако, чтобы сделать это, тебе нужно быть в дружеских отношениях с окружающими тебя людьми. Если ты стремишься расположить к себе человека для твоего же собственного блага, то это просто лесть. Другой же делает так, заботясь об интересах своего клана. Вот именно так и нужно поступать.
Плохие отношения между удалившимися от дел правителями и теми, кто сейчас у власти, между отцом и сыном, между старшими и младшими братьями развиваются на почве эгоизма. Доказательством этого может послужить тот факт, что плохих отношений подобного типа не бывает между господином и слугой.
Неразумно разочаровываться, если ты стал ронином. Люди во времена господина Кацусигэ любили повторять: «Если кто-либо не побывал ронином хотя бы семь раз, он не будет и настоящим слугой. Семь раз упал, восемь раз встал».
Люди вроде Нарутоми Хёго были ронинами не менее семи раз. Следует понимать, что это сравнимо с состоянием куклы-неваляшки. Господин может уволить слугу, дабы испытать его.
Болезни и другие несчастья становятся серьезными из-за нашего к ним отношения. Я родился, когда моему отцу исполнилось семьдесят один год, а следовательно, был довольно болезненным ребенком. Но я всегда имел великое желание быть полезным даже в преклонные годы, а потому, как только представлялся случай, я всякий раз укреплял свое здоровье и потом уже не болел. Кроме того, я воздерживался от любовных отношений и делал прижигания. Я по собственному опыту знаю, что такие вещи определенно оказывают нужное воздействие.
Одна пословица гласит, что, даже если мамуси[8] сжечь семь раз, она все время возрождается в первоначальном виде. Это и есть моя самая большая мечта. Я всегда был предан одной мысли: суметь выполнить желание моего сердца, которое заключается в том, что я буду рожден семь раз, и всякий раз буду возрождаться слугой своего клана.
Ямамото Дзинъэмон однажды сказал, что главное для самурая – иметь хороших слуг. Военные дела не могут быть заботой лишь одного человека, вне зависимости от того, как сильно он старается приносить пользу. Деньги – это то, что можно взять взаймы у других людей, а вот хорошего человека случайно встретить непросто. Тебе следует с самого начала хорошо и по-доброму относиться к слуге. Имея слуг, ты не должен заботиться только о себе. Но если ты делишься тем, что имеешь, и кормишь тех, кто ниже тебя по положению, ты сможешь держать на службе хороших людей.
Человек, имеющий мало мудрости, будет ругать свое время. А в этом кроется причина несчастий. Тот же, кто благоразумен и сдержан в речах, будет полезен в хорошие времена и избежит наказания в плохие.
Быть по положению выше других – это не что иное, как иметь в своем окружении людей, которые говорят о твоих делах, и выслушивать их мнения. Обычно люди твердо стоят на своем и, таким образом, никогда не смогут превзойти других. Однако обсуждать что-то с человеком – это и есть первый шаг в том, чтобы превзойти его. Как-то раз один человек обсуждал со мной письменные документы в канцелярии клана. Он превосходил многих, в том числе и меня, в написании и составлении документов. Выслушивая мнения других о твоих ошибках, ты начинаешь превосходить их, как это сделал и я.
Плохо, когда что-то одно подменяется двумя другими вещами. Если ты выбрал для себя путь самурая, то тебе не следует искать чего-то еще. То же самое касается и самого пути. Следовательно, неправильно, услышав что-то о пути Конфуция или о пути Будды, говорить, что это то же самое, что путь самурая. Если человек понимает это, он сможет слушать о любом другом пути, но при этом все больше и больше укрепляться в следовании своему собственному.
Для самурая любое одно слово имеет важное значение, вне зависимости от того, где он его произнес. Ведь всего лишь одно такое слово может рассказать о военной доблести. В мирное время слова показывают храбрость человека. В трудные времена одно слово тоже может указать на силу или трусость. Одно слово – это цветок твоего сердца, а не просто то, что вылетело из твоего рта.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Кайсяку – помощник при совершении обряда сэппуку; должен в определенный момент отрубить умирающему голову, чтобы избежать предсмертной агонии.
2
Матануки – обычай, состоящий в прокалывании своего бедра мечом или острым предметом для демонстрации своего мужества.
3
Нэмбуцу – японская буддийская школа, основанная в XII веке, и учение этой школы.
4
Гэндзюцуси – мастер, создающий иллюзии.
5
Ронин – самурай, потерявший хозяина или отстраненный от службы по какой-то причине.
6
Хакама – традиционные длинные и широкие японские штаны, похожие на юбку.
7
Рэнга – жанр старинной японской поэзии.
8
Мамуси – ядовитая змея.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги