Книга Аюрведа. Простые рецепты вечной молодости - читать онлайн бесплатно, автор Ян Николаевич Раздобурдин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Аюрведа. Простые рецепты вечной молодости
Аюрведа. Простые рецепты вечной молодости
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Аюрведа. Простые рецепты вечной молодости

Ян Раздобурдин

Аюрведа. Простые рецепты вечной молодости

Книга посвящается всем, кто живет в Любви, и тебе,

мой любимый читатель____________________________________

Можешь вписать сюда своё имя.

Хочу выразить благодарность Игорю Ивановичу Ветрову, основоположнику Аюрведы в России, докторам Сине, Хари, Ашгар, Линише, Менакши, Харитхе, Метке, Шрутхи, Асем Адылбаевой, Ирине Азимовне Усмановой, Ладе Викторовне Боровиковой, Александру Юрьевичу Дворянчикову, вайдъя Каруна, терапистам Сантошу, Суджешу, Томасу, Джиджу, прекрасному врачу-рентгенологу Диане Григорьевне Соболевой (моей маме), а также моим соратникам: Елене Олексюк, Игорю Шкатову, Алексею Демскому, Ларисе Янцевой, Наталье и Сергею Концовым, Валентине Скубанович, Николаю и Елене Новиковым, Светлане Унжаковой, Асе Эскайровой, Валерию Миронову, Ольге Домарёвой, Инне Вивич, Максиму Стромило, Андрею Зубенко и, конечно, особая благодарность моей жене Ольге, которая помогает мне и поддерживает все мои начинания.

Охраняется законодательством РФ о защите интеллектуальных прав. Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.


Автор и издатели этой книги не несут ответственности за здоровье читателей. Приводимые в ней сведения не могут считаться заменой консультации квалифицированного врача.

Предисловие от автора

Человек, который подобающе питается и ведёт себя, действует мудро и осознанно, не привязан к объектам чувств, щедрый, равный, правдивый, прощающий и почитающий старших – здоров.

Чарака-самхита

Любовь не признаёт другого врача, кроме себя самой.

Проперций

Не прибавляйте годы к своей жизни, а прибавьте жизнь к вашим годам.

Шри Рам Чандра

Приветствую тебя, мой достопочтимый Читатель!

Меня зовут Ян Раздобурдин. Раз-до-бурдин от слова «раздобыть». Моя фамилия определила мой жизненный путь: я много путешествовал и путешествую по Миру, изучая растительный мир нашей зеленой планеты, находя новые фиторецептуры и проверяя древние. Это моя любимая работа и мое хобби. Поэтому мне это так нравится. Работать с травами, собирать их в горах, степях и весях и, конечно, лечить людей. Я везде учился и учусь, жизненная позиция Ученика позволяет достичь многого и не позволяет зависнуть в серых буднях. Тем более что в восточной медицине надо учиться постоянно. Я учился в России, в Крымском медицинском, в РУДН, на Украине в Киеве, при Медицинском институте имени Богомольца, в индийском штате Керала и даже в Шанхае. Первое мое образование – классическое высшее медицинское, второе – нетрадиционная медицина и натуропатия. Начал я со славянской и европейской фитотерапии, но мне не хватало стройной системы знаний, которую мне дала индийская древняя медицина Аюрведа. «Аюрведа» в переводе с санскрита – это «наука о жизни». В Аюрведе я нашёл чёткий конституциональный подход к лечению и пониманию физиологии человека, ясные и понятные правила, как жить, что кушать, какие травы применять в зависимости от заболевания, типа конституции, сезона и климатической зоны.

Индийские целители вайдьи изучили и описали около семи тысяч различных растений, причём не только их состав, но и действие. Они знали, когда и в каком месте, в какую лунную фазу, в какие сезоны нужно собирать растения, как правильно их готовить и сочетать. Они изучали то, как влияет на человека движение планет, как на него реагируют определённые растения, как взаимодействуют с душой, телом и отдельными органами камни и минералы. Вайдьи не декларировали, но утверждали личным примером, что человек может жить, не болея и не старясь, очень долго и счастливо.

Философия Аюрведы основывается на том, что человек является клеточкой Вселенной, и если он не будет жить с ней в гармонии, то не будет счастлив. Человек полностью подобен Вселенной, говорили вайдьи, в нём есть все виды энергий, которые присутствуют в космосе, все пять первоэлементов, все стихии. Изучая строение тела, они нашли так называемые энергоинформационные центры, или чакры, и определили, что всякая чакра характеризуется своей определённой частотой, которая соответствует энергоинформационным характеристикам различных планет и иных космических объектов. Но самое главное – они показали: корень всех болезней в том, что у человека закрыто сердце, или заблокирована анахата-чакра. Энергетический потенциал анахата-чакры человека определяет его духовно-нравственный уровень и уровень жизни, на котором он живет. Если у человека закрыто сердце, он не способен любить. Если он не способен любить, он всегда будет страдать, потому что никогда не будет удовлетворён.

Согласно Ведам, человек связан не только с живыми объектами Вселенной, но абсолютно со всеми космическими телами. Поэтому всё, что происходит вокруг, обязательно отражается на человеке, и всё, что происходит внутри его, отражается на окружающем мире. Каждый человек имеет свою уникальную программу развития, у каждого есть определённая дхарма, долг перед своим государством, родом, планетой, на которой он живёт. Каждый человек в своей жизни должен постоянно учиться и постигать свою природу. И, постигая свою природу, он должен отдавать всю свою энергию, все свои силы на служение общему благу.

До сих пор нет единой теории старения. Сейчас главенствует концепция, что в организме в процессе жизни накапливаются поломки и повреждения. Скорость накопления этих повреждений у всех людей разная. И в наших силах максимально её уменьшить. И конечно, продолжительность и качество жизни определяет жизненная сила, которую человек получает с рождения. В Аюрведе это понятие называется оджас, в традиционной китайской медицине (ТКМ) – цзин. В западной медицине несколько ограниченно это называется иммунитетом. Иммунитет – это свойство организма сопротивляться различным вредным воздействиям, это способность организма защищать себя от вторжения чужеродных тел – вирусов, бактерий и прочих чужеродных агентов.

При ослабленном иммунитете быстро наступает старение, апатия, упадок всех защитных сил организма. Ученые доказали, что процесс старения – это самоуничтожение организма, происходящее из-за нарушений в иммунной системе. Они утверждают, что для хорошего иммунитета должен быть здоров кишечник. От того, как работает кишечник, зависит не только пищеварение, но и в целом всё здоровье человека. Также было доказано, что иммунная система человека регулируется нервной и эндокринной системами, состояние которых, в свою очередь, зависит от многих психологических факторов. Стрессы и отрицательные эмоции приводят к подавлению иммунных реакций. А что дает стресс? Те самые враги ума: гнев, жадность, иллюзия, зависть, страх. О борьбе с ними мы уже говорили в прошлых книгах.

Японский учёный Масару Эмото утверждает, что самым целительным лекарством для иммунитета является… любовь\ Вы только подумайте: что может лучше преодолевать отрицательные силы и жизненную энергию? Конечно, любовь! И не только любовь к окружающим, но и любовь к себе. Любовь к себе не имеет ничего общего с эгоизмом. Масару Эмото на практике доказал, что любовь к себе является наиглавнейшим условием хорошего здоровья. Он советует своим ученикам думать о любви и выражать её как можно чаще по отношению к себе и чаще быть довольным собой. Доказано, что любовь снижает кровяное давление и уменьшает уровень стресса, каким бы серьезным он ни был. В 2007 году учёным US Department of Health and Human Services удалось установить, что у счастливых супружеских пар было более низкое кровяное давление, чем у незамужних участников исследования, а у несчастных супружеских пар было более высокое кровяное давление, чем у обеих групп.

Итак, в этой книге мы поговорим, как продлить жизнь, более того, продлить её качественно. Чтобы не тянуть после пенсии остаток лет немощным старцем, а жить полноценно и вкусно. Ты уже понимаешь, что мы коснёмся не только рецептов здоровья, очищения, укрепления и омоложения, но и психологии. Так как только жизнь в счастье и любви бывает долгой. Недаром Аюрведу считают не только медициной тела, но и медициной души.

Ты спросишь: если Аюрведа такая чудесная, то почему в Индии смертность такая высокая? Да потому, что в Индии, родине Аюрведы, далеко не все жители про неё знают. Плюс лечение в аюрведических клиниках не такое уж дешёвое. Западная медицина вытеснила и вытесняет потихоньку древние методы лечения. Да, и самое главное, что в Аюрведе необходимо менять образ жизни на здоровый и подходящий твоему типу конституции. А так делать хочет совсем немного народу. Включая Индию. Все хотят волшебной таблетки (травки). Но волшебная травка работает не так хорошо, если человек продолжает есть что попало и валяться у телевизора с банкой пива и сигаретой.

Будучи врачом западной медицины, я столкнулся с тем, что хронические болезни, особенно аутоиммунные, очень плохо поддаются лечению. Есть куча красивых классификаций и синдромов по автору, а лечения толком нет! Лишь убираются симптомы болезни, а на корень болезни ничего не работает. А тут банальное очищение организма, полное средневековье, когда в тело час вбиваются масла или тело поливается отваром трав, буквально на глазах лечит застаревшие болезни, убирает псориатические бляшки и делает подвижными суставы.

И наверняка у тебя будет мысль: а чем эта книга отличается от сотен таких же? Про здоровье, счастье, бытие здесь и сейчас, про вечную молодость и рай на земле? Отвечу коротко: я дам простой, конкретный и действенный механизм психического и физического оздоровления. Без лишней воды, фантазий и усложнения текста медицинскими и прочими техническими терминами.

Последнее время Аюрведа становится несколько гламурной в РФ. Послушав несколько лекций модных гуру, тощие гламурные мадамы с накачанными частями лица и тела рассуждают «о Ведах» и судьбе «ведических женщин» как идеале существования, о «ведической психологии», «ведическом питании» и так далее, не особо в этом разбираясь. Ведь гламур всегда там, где деньги. Также под маркой Аюрведы иногда навязываются необоснованно дорогие процедуры и препараты. Но как пишет неоднозначный, но тем не менее великий философ современности Виктор Пелевин: «Чтобы девушка поняла, что она нищая уродина, ей надо открыть гламурный журнал, где ей предъявят супербогатую красавицу. Тогда ей будет с чем себя сравнить.

– А зачем это нужно девушке?..

– Это нужно, чтобы те, кого гламурные журналы превращают в нищих уродов, и дальше финансировали их из своих скудных средств!» Вот так резко он сказал. Но точно. Так что фильтруй эти вещи, включай разум и отделяй зёрна от плевел. ☺ В погоне за молодостью люди покупают волшебные пилюли вечной юности, истязают себя диетами, просят булгаковского доктора из «Собачьего сердца» вставить себе яичники обезьяны, убиваются в модном фитнесе, делают прочие глупости. А рецепты молодости достаточно просты и дёшевы. Главное – не лениться и ввести эти рецепты в обычный распорядок дня и жизни.

Дорогой Друг, я предлагаю тебе альтернативу современной традиционной медицине, вернее, её прекрасное дополнение. Даже не дополнение, а изначальную базу, основу современной медицины, её истоки. И пусть на древнем дереве Аюрведы расцветают все цветы, включая современные медицину, психологию, диетологию. А теперь вперёд, в путешествие по методам омоложения и сохранения крепкого здоровья долго-долго. Желаю приятного прочтения книги с пользой для тебя.

Эпизод 1

Что есть что

Бывает, хочется все рассказать чисто и конкретно. И написать об этом короткую, пронзительную и всеми понимаемую книгу. Наконец это желание исполнилось. Я подошёл к работе над этой книгой. Она является логическим продолжением предыдущих семи моих трудов из цикла «Аюрведа – инструкция по использованию жизни». Эта книга актуальна и для меня, так как мне уже за пятьдесят, и пора уже вплотную заниматься собой любимым. Ибо, как и всем нам, жить мне хочется долго, но счастливо.

Итак, в жизни человека есть четыре периода. Первый период называется брахмачарья. Это детство и юность. В этом возрасте лидирует Капха-доша. Потом идет грихастха – это годы семейной жизни. У взрослых сформировавшихся людей лидирует Питта. Затем идет стадия ванапрастхи. Это период частичного отречения, в который муж и жена больше времени уделяют духовным практикам, нежели материальным заботам. По возрасту это 50–75 лет, когда у взрослых уже детей появляются дети и в это время входит в силу Вата-доша. Четвёртый заключительный этап пути – это саньяса. Фактически это монашество. Далеко не все принимают саньясу. По сути, в этой книге мы больше будем говорить о мерах омоложения и поддержания здоровья в период ванапрастхи.

Расаяна-чикитса, или гериатрия по-современному, – это область знания, занимающаяся вопросами сохранения молодости и продления жизни. Клетки каждого живого существа на протяжении жизни подвергаются различным изменениям и стареют. Расаяна-чикитса уменьшает степень такой деградации, тем самым омолаживая тело. В распоряжении омолаживающей терапии – психологические приёмы, очистительные процедуры, массаж, лекарственные травы и кремы, особые лекарственные средства.

Но прежде, как и в предыдущих книгах, мы рассмотрим кратенько основы Аюрведы, потом поговорим о том, что есть жизненная сила, обсудим знаки здоровья и долгой жизни.

Аюрведа, помимо физических причин болезни, также рассматривает духовные их аспекты. В этом разделе мы кратко обсудим болезни нашей эпохи, которые сокращают жизнь.

Часто буду цитировать «Аштанга Хридая Самхиту». Этот канон составлен блестящим врачом и ученым Вагбхатой (примерно VI–IX века н. э.), является квинтэссенцией многих аюрведических трудов, наряду с «Чарака Самхитой» и «Сушрута Самхитой» по праву входит в Брихат-трайю – тройку самых знаменитых и почитаемых медицинских учебников Индии. В переводе с санскрита слово «хридая» означает «сердце», «аштанга» означает «восемь» и подразумевает восемь направлений Аюрведы.

Итак, великий труд «Аштанга Хридая Самхита» говорит следующее: «Болезнь (рога) – это результат дисбаланса дош, а здоровье (арогья) – это результат равновесия дош. Рога может быть двух типов: органическая, возникающая в теле (ниджа), и травматическая, возникающая от внешних причин (аганту).

…Болезни, которыми болеют те, кто способен переносить все виды терапии, болезни, не затрагивающие жизненно важные органы, причины, предварительные и последующие проявления которых редки или незначительны, однородные (не имеющие вторичных болезненных последствий или осложнений), различные по сочетанию дош, но поражению душья (тканей), по деша (регионе обитания больного), риту (времени года) и пракрити (телесной конституции больного), болезни, четыре столпа исцеления которых безупречны, болезни, находящиеся под благоприятным астрологическим влиянием, болезни, вызванные действием одной доши, и болезни на ранней стадии – таковы легко излечимые болезни (сусадхья).

Болезни, для лечения которых необходимо использование хирургических инструментов, а также комплексные (неоднородные) с точки зрения факторов, перечисленных в предыдущих стихах, являются трудно излечимыми (кричхра садхья).

Болезни, которые остаются в человеке до конца его жизни, но подвержены благоприятному воздействию регулярного лечения (лекарствами, пищей, действиями и т. п.), а также обладающие качествами вышеуказанных (легко излечимых) болезней, являются поддающимися лечению (япья).

…Да будет поклон тому несравненному целителю, который победил болезни, вызывающие вожделение, иллюзию, гнев, привязанность, которые беспрестанно стремятся поразить тела всех живых существ!»

В этой книге мы упомянем и лечение хронических рога, но в основном будем говорить о том, как добиться арогьи. То есть речь больше пойдет о профилактических мерах омоложения и укрепления здоровья.

Основные понятия, хештег-картинка стайл

Странствие предстоит долгое, но мы непременно возвращаемся туда, откуда пускаемся в путь.

Васант Лад#Панчамахабхута – пять первоэлементов

Первоэлементы Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля формируют все живые и неживые, тонкоматериальные и грубо-материальные объекты. Согласно ведической теории пяти элементов, человек – это малое подобие Вселенной. Всё, что есть в человеческом теле, присутствует в той или иной форме и в окружающем нас мире. В Аюрведе считается, что всё сущее состоит из пяти элементов: Земли, Воды, Огня, Воздуха и Эфира. Эти элементы, вернее, преобладание каких-либо из них и формируют тип конституции человека, его доши.

Земля – это стабильность, олицетворение твёрдого состояния материи. Её отличительные черты – устойчивость, неподвижность и твёрдость. Это плотные ткани организма.

Вода – это информация. Вода перемещает частицы почвы и содержащиеся в ней питательные вещества. В нашем теле кровь, лимфа и другие жидкости, омывая клетки тела и перемещаясь по сосудам, снабжают энергией все части организма, выводят отходы, регулируют температуру тела, доставляют к больным органам субстанции, необходимые для борьбы с болезнями, а также переносят от одного органа к другому гормональные команды.



Огонь – это трансформация. Огонь организма переваривает пищу, частично превращая её в жир (долговременные запасы энергии) и мышцы, а также перегоняя её в доступную энергию. Огонь – это основа нервной деятельности, включая и высшие её формы – такие как чувства и мысли.

Воздух – это движение. Мы чувствуем воздух при каждом вдохе и выдохе, ощущаем, как он проходит по дыхательным путям, попадая в лёгкие. Без воздуха не может существовать огонь.

Эфир – это объём, это расстояния, отделяющие материальные предметы. Внутреннее пространство нашего тела подобно космическому пространству, в котором небесные тела отделены друг от друга расстояниями в миллионы километров. Именно пространство, то есть расстояние между предметами, позволяет нам отличать вещи друг от друга.

Вата-дошу образуют первоэлементы Воздух и Эфир, Питта-дошу – Огонь и Вода, Капха-дошу – Вода и Земля. Эфир и Воздух – холодные, сухие, подвижные, шершавые, лёгкие по своей структуре, поэтому и Вата-доша имеет эти качества.

Питта – горячая, острая, лёгкая, маслянистая, немного влажная, так как образующие её Огонь и Вода имеют эти свойства. И наконец, тяжёлые, медленные, холодные, маслянистые, влажные, плотные Вода и Земля образуют Капха-дошу.

#Тридоша – Вата, Питта, Капха

Всё аюрведическое знание базируется на понятии тридоша – трёх основных составляющих физического тела человека: Вата (газ, воздух), Питта (желчь, огонь) и Капха (слизь, вода). Если описать доши одним словом, то Вата – это движение, Питта – трансформация, а Капха – это стабильность. Сочетание дош в организме человека и даёт его индивидуальный конституциональный тип. Вата-доша отвечает за дыхание, сердцебиение и кровоток, деятельность мышц, нервные импульсы, движение межклеточной и внутриклеточной жидкости, поток питательных веществ и отходов, сенсомоторные функции, естественные позывы. Питта-доша – это температура тела, цвет кожи, блеск, пищеварение, усвоение, понимание и восприятие. Капха – принцип включает в себя все ткани, устойчивость, рост, силу и исцеление, а также иммунитет, сопротивляемость, смазку и увлажнение.

В организме человека чаще всего преобладают две доши, и ведущую дошу можно выявить только при обследовании пациента. Одинаковое сочетание всех трёх дош бывает крайне редко. А вообще существует десять комбинаций трёх дош, и получается, что они образуют десять различных типов тела – это редкие монодоши Вата, Питта, Капха, наиболее часто встречающиеся бидоши Вата-Питта, Вата-Капха, Питта-Вата, Питта-Капха, Капха-Вата, Капха-Питта и Вата-Питта-Капха. В бидошах первая доша – главная. Наилучшие варианты физического здоровья в плане возрастания дош: Вата, Питта, Капха, Вата-Питта, Питта-Капха, Вата-Капха и тридоша Вата-Питта-Капха.

Все три доши работают в нашем организме вместе, отвечая за развитие, обновление, поддержание и увядание. В Аюрведе ни одна сторона функционирования организма не может быть описана без участия дош. Доши участвуют в создании организма и поддерживают на протяжении всей жизни его здоровье, если они находятся в балансе. Однако когда доши выходят из баланса, это ведёт к заболеваниям. Организм находится в балансе, когда текущее состояние дош – викрити – совпадает с врождённым состоянием, или пракрити.

Вата-доша локализуется в теле ниже пупка, включая ноги, Питта – от пупка до груди, Капха – от груди и выше. И у каждой доши есть свои центры, или «дома»: у Ваты – толстый кишечник, Питты – тонкий кишечник и желудок, дом Капхи – лёгкие. Когда доши накапливаются в своих домах без меры, начинается их дисбаланс и они «выходят за границы своих домов». Тут-то и начинаются болячки.

Согласно Сушруте, Вата-доша отвечает за все движения в теле, перемещает и направляет ткани, пишу, продукты пищеварения и нечистоты в места их основной локализации, выполняет выделительные функции, поддерживает тело. Пять основных функций Питта-доши – это пигментация организма, пищеварение и превращения тканей организма (трансформация), зрение, интеллект, термобаланс. А Капха производит питание тела, смачивание внутрисуставных полостей, защиту желудка от пищеварительных соков, придаёт телу физическую силу и прочность.

#Дхату – ткани

Когда процесс переваривания пищи подошёл к концу, из питательного хилуса начинается формирование тканей организма. Согласно Аюрведе, человеческий организм состоит из семи дхату (тканей).

 Раса – это плазма крови и лимфа.

 Ракта – сама кровь, или форменные элементы крови.

 Мамса – мышцы.

• Меда – жировая ткань.

Астхи – костная ткань.

Маджа – костный мозг и нервная ткань.

Шукра – репродуктивная ткань.



Капха отвечает за все ткани в целом, поскольку она является основной субстанцией организма, а в особенности – за пять дхату: плазму, мышцы, жир, костный мозг и репродуктивную ткань. Питта порождает кровь, пот, а Вата – кости.

Из первой ткани образуется вторая, из второй третья и так далее до седьмой ткани – шукры. А из шукры образуется восполняемый оджас, или восполняемая жизненная сила. Есть ещё невосполняемый оджас, который мы получаем с рождением. И он зависит от того, насколько правильно нас зачали родители. Таким образом, если произойдёт сбой на каком-то этапе формирования тканей, то изменения коснутся всех остальных дхату. А неправильное питание, которое напрямую связано с первой дхату – расой, отразится на всех остальных тканях.

Упадхату – это вторичные ткани, которые происходят из дхату.

Из расы появляется грудное молоко и менструальная кровь.

Из ракты появляются сухожилия и кровеносные сосуды.

Из мамсы появляются кожа и мышечный жир.

Из меды появляются связки и суставы.

Из астхи, маджа, шукры вторичные ткани не появляются. Но астхи (костная ткань) поддерживает рост волос и ногтей, поэтому на основании их осмотра можно сделать заключение о функционировании костной ткани в теле.

#Шротас – каналы

Аюрведа рассматривает человеческое тело не как отдельное образование, прочно отгороженное от внешней среды кожными покровами, а как пористую структуру, пронизанную множеством различных каналов. Эти каналы существенно отличаются по своим размерам, свойствам, качествам и плотности. Система плотных каналов физического тела носит название шротас. Энергетические каналы, по которым циркулирует тонкие составляющие нашего тела, традиционно называются нади. Болезнь с точки зрения важности функционирования канальных структур (как шрот, так и нади) – это прежде всего нарушение циркуляции по каналам. По каналам циркулируют или двигаются от места к месту вещества, доши и прана, а также отходы. Каналы образуют системы, которые не всегда совпадают с анатомическими и физиологическими понятиями современной медицины. Если движение по этим каналам или циркуляция в них в силу каких-либо внешних или внутренних факторов нарушается, в канале накапливаются транзитные вещества, нарушается метаболизм ткани, что в конечном итоге приводит к возникновению и накоплению нерастворимых токсинов (ама). Поэтому, чтобы ткани и органы тела были здоровы, совершенно необходимо заботиться о чистоте магистральных каналов, прежде всего – кишечника. Для этого в соответствии с типом конституции нужно своевременно и в полном объеме проводить очистительные процедуры.