Вата должна регулярно принимать пищу. Без регулярного поступления пищи она начинает нервничать. Завтрак должен быть тёплым, полужидкого состояния, ни в коем случае не сухой и холодный (типа хлопьев с холодным молоком или холодный сок). Лучше всего подходят молочные каши с добавлением гхи. Полный обед лучше съесть в полдень (время Питты). Даже если еда не будет горячей или тёплой, в это время Вата хорошо переносит всё. Ужин лучше всего съесть до начала времени Капха – до 18:00, так как после этого идет влияние Капхи с её замедленным метаболизмом. Ужин должен быть тёплым и не очень сухим.
Питта может завтракать плотно, если только у неё нет никаких серьёзных желудочно-кишечных заболеваний. А у нормальной Питты агни высок, так что время Капхи (с 6 до 10 утра) ей не мешает. В период с 10 утра до 14:00 (время Питты) сама Питта должна съесть лёгкий, охлаждающий обед. Всё горячее, тяжёлое и жирное в это время не подходит. Ужин может быть от 18 до 20 часов (время Капхи). В это время, более прохладное по энергетике, чем время Питты, Питта-человек может даже употреблять горячую, немного приправленную специями пищу, не боясь перегрева организма.
Капха. Её время утром с 6 до 10. В это время Капха проявляется и действует на окружение сильнее всего. Её действия – всё замедлять, и в первую очередь метаболизм. Вот почему Капхе можно пропускать завтрак, толку от него никакого не будет, всё останется лежать в желудке до лучших времён – времени Питты (с 10 утра до 14:00), когда Питта подбавит огня пищеварения. Так что Капхе лучше всего принять первую еду во время Питты, когда метаболизм усилен. Лёгкий ужин должен быть не позднее 18 часов (перед началом времени Капхи). Не забываем столь необходимые для Капхи острые специи, ранней весной – особенно.
Распорядок дня должен быть обязательно, это намного облегчает жизнь, позволяет держать всё под контролем и сохранять здоровье. Может, диначарья и не нужна в полном классическом объёме, но постарайся адаптировать её к своему образу жизни, максимально используя основные правила. Шри Чанакья-нити-шастра говорит: «Того, кто надевает грязную одежду, не чистит зубы, ест как обжора, говорит недоброжелательно и грязно выражается, а также видит сны после восхода солнца, богиня процветания Лакшми покидает».
Острый вкус – быть открытым. Смотрю в лица прохожих
Самое жестокое одиночество – это одиночество сердца.
Пьер Буаст…Острый вкус помогает выйти за пределы своей оболочки, своего узкого мирка. Он даёт экстравертность и ясность восприятия, поэтому я с утра решил поесть каши с остренькими специями. А потом выпил имбирного чая. Так как я опять один в чужом городе и на улице зима. Я вышел из гостиницы и иду по огромному проспекту очередного мегаполиса. Мимо течёт холодная масса лиц. Грязный снег лежит на обочинах. Я только прилетел в этот город. После месяца недумания в походе по лесам и горам. Я чист и относительно светел. Я смотрю на лица людей. Смотрю-смотрю, смотрю-смотрю и постепенно начинаю видеть людей. Сначала по привычке пытаюсь угадать лидирующие доши (профессиональная детонация). ☺ А потом что-то происходит в области сердца, и я тёплой волной сливаюсь с толпой, со всей улицей, а затем и со всем городом. Я читаю лица и вижу в каждом замысел Божий. Мне становится очень хорошо и комфортно этим зимним не особо красивым днем со всеми этими зимними и не особо красивыми людьми. Как-то нечаянно я знакомлюсь с девушкой прямо в книжном магазине, куда я зашёл погреться. Давненько не знакомился с девушками в общественных местах. ☺ И мы говорим с ней обо всяком-разном, находим общие точки соприкосновения, и даже общих знакомых (!), просто говорим, говорим… а потом прощаемся, и я бегу дальше, так как мороз крепчает и мне уже давно пора в тёплую пасть метро. Час пик уже закончен, в вагоне есть сидячие места, и я комфортно ухожу в себя между тёплых добрых боков моих соседей. На минутку. Задумавшись, я понимаю, что проехал свою станцию, но ощущения покоя и тихой открытой радости не покидают меня. Я здесь, я сейчас. Я сам по себе, но я открыт. Я со всеми, и все со мной. Всё хорошо, всё правильно… Но опаздывать некрасиво, я выскакиваю, пересаживаюсь во встречный поезд и еду обратно к месту встречи на станцию Х.
С точки зрения Аюрведы наше тело не имеет чётко очерченных границ и является открытой системой. Тело – это часть единого поля, и наше «я» выходит далеко за пределы, ограниченные материальной оболочкой. Твои мысли, представления, чувства, сны и стремления настолько же твое «я», как печень, сердце и кости скелета. Ты – часть всего окружающего, твоего дома, двора, города, страны, Земли и всего мирового космоса. Также все эти единицы измерения пространства являются частью тебя. Я – это всё, и всё – это я!
Счастье – это «часть я». Я – часть общества людей. Необходима сопричастность, и никуда нам не деться от этого. Я – часть общества людей талантливых и бесталанных, интересных и абсолютно серых, ярких и сливающихся с остальной толпой, умных и откровенно глупых. Хотя абсолютно бесталанных людей нет, каждый имеет свой талант! А люди недалёкие могут быть добрыми и прекрасными душой. В каждом из нас есть частица Божья. И она чудесна и неповторима. Главное – найти эту красоту в каждом человеке. Но для этого надо иметь чистое сознание и понимание неразделённости со всем миром. Иллюзия разделённости с окружающим миром – это только негатив. Разделяя мир, мы противопоставляем себя этому миру, отделяем себя от него. Чаще всего по сценарию «я – хороший, мир – плохой». Поэтому ждём от окружающего мира только плохого. Нас пугает неизвестность. Страх будущего пугает и может вызвать депрессию. Мы боимся заговорить с незнакомыми людьми, мы боимся принимать новые решения, мы делим окружающих на хороших и плохих. Мы делим, делим и делим. А мир, по сути своей, неделим. Лишь доверие (вера) и понимание целостности со всем окружающим может дать покой и счастье. Не забывай о своей целостности. И правильных целях. Достижение отдельных материальных благ (богатство, процветание, удача, исполнение желаний) – это лишь части целого, они неизмеримо меньше, это просьба о малом взамен большого, а значит, неизбежные конфликты и страдания по достижению какой-то малой отдельной цели. Единственно имеющей смысл целью есть осознание себя как целого с Богом (Творцом, Жизнью), своей целостности, есть всепоглощающее доверие к жизни, которое может привести тебя к малым целям такими путями, о которых ты и мечтать не мог! Это осознание того, что есть лишь весёлая игра, есть только радость бесконечного творения и счастье всепоглощающей любви ко всему. Есть масса инструментов, книг и игр ума, приводящих к этому знанию целостности. Найди удобный для себя путь.
Острый вкус – это Огонь + Воздух, поэтому он горячий, лёгкий, сухой, резкий; оказывает очищающее действие на ротовую полость, инициирует пищеварительный огонь, очищает пищу, усиливает выделения из носа, вызывает слезотечение и придаёт чёткость нашему восприятию. Острый вкус усиливает кишечную перистальтику, хорош при ожирении, вздутии живота и избыточном накоплении воды в организме. Острый вкус поддерживает телесный огонь и воспламеняет огонь пищеварения, как спичка, поджигающая дрова. Острый вкус согревает и вызывает испарину, то есть он мгновенно вызывает расширение кровеносных сосудов от теплоты, и это тепло «пробивает» поры кожи, выводя через них токсины. Особенно благоприятен острый вкус во влажное, дождливое время года, так как он не позволяет жидкости накапливаться в сосудах и вовремя выводит её из тела. Острый вкус вызывает аппетит, способствует всасываемости полезных веществ, убивает кишечных паразитов, является противоядием при переедании сладкого, горького, кислого, вяжущего, солёного. Острый вкус обостряет Питту, регулирует Вату, если использовать его в небольших количествах, чтобы не «пересушить» Вату, и ослабляет увеличенную Капха-дошу. При накоплении Вата-доши используют пряности и специи с острым вкусом в малых количествах: чёрный перец, семена горчицы и даже красный перец помогают холодной Вата-доше, разогревают её, и к ней вновь возвращается движение. При скоплении слизи и застойных процессах острый вкус «сушит» организм, слегка послабляет и таким образом лечит Капха-болезни.
В избытке острый вкус делает кровь «горячей», возбуждает острые эмоции, такие как гнев, ненависть, ревность, бешенство. Эти жгучие эмоции могут быстро расстроить весь организм, потому что сильный огонь сушит влагу, сжигает воздух, губит печень. Позже наступает спад этой буйной энергии, на смену гневу приходят слабость, апатия, потеря сил и пустота в душе. В жизни мы также видим, что, какой бы силы и продолжительности ни был огонь, рано или поздно он теряет свои силы, ослабевает и, в конце концов, прекращает своё существование. После пожара картина всегда печальная: кругом всё черно и пусто. В избыточном количестве острый вкус из-за своих жгучих, разъедающих свойств может приводить к пептическим язвам, кожным болезням, раннему облысению, воспалительным процессам. При неумеренном употреблении также губит репродуктивную ткань, приводит к половой слабости, вызывает жжение, удушье, обмороки. У Питты – диарею, тошноту и изжогу, у Ваты – головокружение, тремор, бессонницу и боли в мышцах ног.
Мой любимый острый вкус даёт возможность быть открытым, строить тёплые отношения с окружающим миром. Но если переборщить с огоньком, то резко и неприятно в твой круг общения могут запрыгнуть гнев, агрессия и не всегда праведная ярость.
Ритучарья питания – сезонный режим
Лучше плыть по волнам природы, чем бороться с ними.
Дипак ЧопраКасательно распределения дош по сезонам календарный год делится на три времени.
Январь – апрель – поздняя зима и ранняя весна – время Капхи.
Май – август – поздняя весна и лето – время Питты.
Сентябрь – декабрь – осень и ранняя зима – время Ваты.
Зная, что Капха «холодная и мокрая», а зима с ранней весной обладают такими же качествами, понятно, что в это время пища и питьё должны быть согревающими и подсушивающими, особенно для Капхи, и в меньшей мере для Ваты и Питты.
В жаркое время – время Питты (горячей и влажной), конкретно для Питты должно быть всё охлаждающее (но не ледяное из холодильника), а Капхе, и особенно Вате, – этот сезон хорошо подходит.
Во время холодной и сухой Ваты (осень + декабрь) при ветреной и холодной погоде Вату нужно аккуратно согревать специями, увлажнять (разными способами – мокрой парилкой, увлажнением воздуха в жилище) и промасливать. С наступлением прохладной погоды Питте будет очень даже комфортно, а Капхе необходимы движение, тепло и побольше горячих острых специй.
К концу каждого сезона при ненадлежащем питании в организме накапливаются Капха (конец зимы – начало весны), Питта (конец лета – начало осени), Вата (конец осени – начало зимы). Что и вылезает соответствующими каждой доше болячками: весной начинаются Капхические аллергии и сопливые потоки, осенью даёт о себе знать область, где горит Питтовский огонь пищеварения (желудок, тонкий кишечник), зимой начинаются простудные заболевания, Ватовская меланхолия, барахлят суставы и толстый кишечник. Для того чтобы этого не происходило, надо делать: см. верхние три абзаца. Всё. Глава закончена. ☺
Но ты же хочешь знать подробности, мой пытливый Читатель. Тогда читай дальше. ☺
Итак, более подробно Аюрведа разделяет год на шесть сезонов:
Варша – начало осени, август – сентябрь.
Шарад – осень, октябрь – ноябрь.
Хемант – зима, декабрь – январь.
Шишира – поздняя зима, февраль – март.
Васанта – весна, апрель – май.
Гришма – лето, июнь – июль.
Первые три сезона, с варши по хемант, наблюдается дакшинаяна (южное солнцестояние) – это время, придающее силы. Это происходит потому, что Луна становится сильнее, а Солнце – слабее, Земля начинает охлаждаться от агрессивного воздействия Солнца. А начиная с шиширы до гришмы наблюдается уттараяна (северное солнцестояние), или аданакала. Это время нарастания слабости, так как Солнце день за днём отнимает силы у людей (см. рис.). В период от южного солнцестояния до января становятся сильнее кислый, солёный и сладкий вкусы, в период от северного солнцестояния до июля – горький, вяжущий и острый вкусы.
Итак, каждый сезон по-своему влияет на баланс дош. Ритучарья – комплекс ежедневных процедур и, конечно, стиль питания, который рекомендуется выполнять, для того чтобы приспособиться к смене времён года. Несмотря на то что описанные в ритучарье времена не являются одинаковыми для всех широт, каждый может выработать свою собственную «ритучарью», основанную на климатических условиях места пребывания. Для средней полосы наиболее близка следующая трактовка.
Осень – с середины сентября до середины ноября (шарад).
Зима – с середины ноября до середины марта (хемант и шишира).
Весна – с середины марта до середины мая (васанта).
Лето – с середины мая до середины сентября (гришма и варша).
В этом случае важно ещё учитывать межсезонье. Межсезонье – первая неделя наступающего и последняя неделя уходящего времени года. Это время нужно использовать для того, чтобы настроить организм на предстоящие изменения. Ведь в такой период наше тело, а чаще всего и эмоциональная сфера, становятся крайне уязвимыми. Беречь себя, больше спать, избегать стрессов и сильных эмоций – вот каково веление момента. Китайцы говорят, что в любой период межсезонья надо укреплять селезёнку (поджелудочную железу).
Например, в осеннее межсезонье, перед зимой, необходимо очень бережно относиться к пищеварению. Пища должна быть тёплая, влажная (маслянистая) и необильная. Нельзя одеваться слишком тепло, чтобы организм «накопил» жар к последующим холодам. Необходимо снизить в пище горький, острый, вяжущий вкусы и молочные продукты в рационе. Из специй хороши кардамон и корица с пищей или питьём, из препаратов – «Чаванпраш». Если придерживаться этих правил, то зимний сезон можно миновать без обычных простудных болезней.
Но вернёмся к периоду варша. Во время варши (август-сентябрь), когда тонкий кишечник и поджелудочная железа слабы из-за накопленной за лето Питты и Ваты, народ начинает наедаться фруктов «про запас». Это же сезон урожая! И органические кислоты вызывают гастриты и дуодениты на фоне нормальной кислотности. Друзья! Нельзя наесться витаминов про запас! Не переедайте фруктов в этот период! Вопрос не в том, сколько мы съели, а в том, сколько усвоили. Плюс должны быть применены все меры для повышения пищеварительной силы. Если в организме есть признаки накопления амы, то хорошо провести очистительную терапию с нормализацией стула. После очистительной терапии пациенту необходимо назначить клизму с отварами. Он должен употреблять цельнозерновые крупы для приготовления блюд, суп из маша, сыворотку. В пасмурные дни еда должна быть кислой, солёной и жирной, сухой, смешанной с мёдом и легко перевариваемой. Из препаратов применяются «Махасударщан», «Алтоцид», «Авипатикар», «Центурион», «Берберис», «Цзянь пи вань».
Осенью (шарад) снижается Питта, накапливается не только Капха, но и Вата, так как сухой холод и накопленная Капха блокируют каналы, по которым перемещается Вата, которая, как ты помнишь, всё движет в организме. Слабы меридианы толстого кишечника и лёгких. А тут ещё топить начинают, сухой воздух в помещениях ещё больше вводит Вату в дисбаланс. Отсюда и простуды. Поэтому необходимо увлажнять воздух в помещениях (ставить сосуды с водой в каждой комнате, в тех местах, где их никто не перевернёт). Для ослабления иссушающего влияния Ваты и поддержания смазывающих свойств организма Аюрведа рекомендует внутреннее и наружное промасливание соответственно гхи и кунжутным маслом. Важно потреблять больше жидкости для поддержания нормального влагосодержания тканей. В это время острые специи приемлемы лишь в малом объёме. Полезно есть супы и жидкие каши. Пища должна быть не тяжёлой, но сладкой, горячей, вяжущей, достаточно жирной и немного острой. Из специй и трав хороши чёрный перец, чеснок, асафетида, девясил, из препаратов – «Тикта гхрита», «Ашта чурна», «Чаванпраш», «Ши цюань да бу вань», «Кордицепс». При накоплении амы показано провести панчакарму в полном объёме, если организм силён, а болезнь слаба. Хорошо гулять по вечерам, «наслаждаясь серебристым, ослепительно-белым лунным светом», но беречься от ветра и сквозняков. С приходом осени, в ветреную, прохладную погоду, людям с непостоянным стулом рекомендуется ставить масляные микроклизмы. Клизма с кунжутным маслом (до 50 мл) через час после основного приёма пищи – простая безвредная процедура. Большинство людей могут провести ее самостоятельно. Правда, она противопоказана при геморрое и яркой Капхе. Так как толстый кишечник даёт сброс на кожу, осенью, по необходимости, назначаются кожные препараты «Ним», «Ракта викар нашак», «Панча тикта», «Арогья вартхини» и другие.
Зимой (хемант и шишира) в организме накапливается Капха. Поэтому необходимо ограничить молочные продукты, особенно холодные, во второй половине дня. В первой половине дня можно обработанные термически молочные продукты (незажаренные сырники, запеканка, панир и пр.). Зимой достаточно высок агни пищеварения, поэтому кушаем хорошо, обязательно завтракаем кашами, и еда должна быть питательной, достаточно кислой (квашенья), сладкой, солёной и острой. Даже можно набрать пару килограммов, особенно Ватам. Зимой надо больше двигаться, заниматься спортом, но без фанатизма, дозированно. Не забываем спать ложиться пораньше. Можно посещать баню согласно типу конституции, но обязательно восполнять полезные вещества питьём узваров с курагой, инжиром, финиками, изюмом. Узвар – это когда кипятком залил фрукты и зимой часик настоял в термосе, а летом хорошо подержать прозрачный сосуд на подоконнике, на солнышке. Из специй хороши корица, чёрный перец и имбирь (аккуратно).
Кроме заболеваний дыхательной системы, ставших уже как бы сами собой разумеющимися, зимой можно ждать не только обострения, но и возникновения заболеваний мочевыводящих путей (циститы, пиелонефриты), опорно-двигательного аппарата (артриты, артрозы по Вата- и Капха-типу). Поэтому назначаются дыхательный тоник «Ситопалади», почечные препараты «Цистон», «Чандрапрабха вати», «Шива гутика», «Гуй фу ди хуан вань» и суставной продукт «Йогорадж гуггул». Также могут возникать проблемы с пищеварительным трактом, не говоря уже о проблемах психоэмоциональной сферы: угнетённых состояниях, «сезонной» депрессии.
Первое, что необходимо, – это увеличить в своём рационе количество животных жиров. Оптимальный вариант – топлёное масло (гхи). Зимой жир является самым выгодным для организма источником энергии. Кроме внутреннего промасливания, людям с преобладающим принципом Вата на пользу будет промасливание внешнее – масляные массажи, как локальные, так и общие. Повышенная теплопродукция зимой – достаточно серьёзная дополнительная нагрузка на организм, и для того, чтобы дать ему время восстанавливаться и восполнять силы, стоит спать чуть подольше, чем в тёплое время года.
И мой совет во все времена года: проходить пешком не менее 10 000 шагов в день! А если на улице вьюга, то необходимо вспотеть любым доступным для тебя методом, будь то фитнес, баня или секс. И наконец, психоэмоциональная составляющая здоровья: достаточно трудно быть весёлым и радостным, когда день за днём над головой вместо яркого солнышка висит небо серого цвета, светлеющее всего на несколько часов в день… От этого есть только одно средство: носи одежду ярких, тёплых цветов, танцуй с партнёром или просто танцуй по кухне, когда готовишь кушать, смейся и дари окружающим радость, тепло и свет, которых нам всем так не хватает зимой. Из адаптогенов применяем «Чаванпраш», «Трикату», «Оджасан», «Линьчжи», «Кордицепс», «Юй пин фэн», настойки эхинацеи, элеутерококка, левзеи, пчелиного подмора и другие продукты пчеловодства. Мне, как мужчине, очень нравится фраза из древнего источника: «Любящие молодые девушки, с полными бёдрами и грудью, тёплые и страстные, окуривающие тело шафраном, отводят зимой от холода».
Так как весной (васанта) начинает таять снег и начинает «таять» Капха, у худой Ваты, не набравшей веса за зиму, может «потечь крыша». Недаром вспышки психических болезней бывают именно весной. Если накопленная Капха токсична, то таяние амы весной вызывает новые вспышки простуд и весенних аллергий. Чтобы этого не случилось, надо с конца февраля начать проводить очистительные процедуры: панчакарма, домашняя абхъянга или сухой массаж плюс ограничения в тяжёлой еде, так как агни весной снижен. С конца февраля хорошо посещать хамам, а Капхам можно и финскую сауну. Питтам париться осторожно, хороши могут быть такие паровые бани, когда сам сидишь в бочке, где циркулирует пар с травами, а голова наружу, или хамам. Можно просто принимать горячие ванны через день. Вода в ванне должна быть по уровень сердца.
Весной в рацион должно входить больше лёгкой, горькой, кисловатой и острой пищи. В это время людям всех конституций показана диета, уменьшающая Капху. Обладатели конституции Капха могут дополнительно провести несколько однодневных голодовок. Людям с конституцией Питта разрешается разгрузочный день на воде, если агни не сильно высок. И Питтам, и особенно Капхам хорошо соблюдать Великий пост. Люди с конституцией Вата не должны голодать. Хороши монодиеты на кашах: жидких пшёнке или гречке с гхи. Если Вата сильно выражена в конституции человека, то соблюдение постов под большим вопросом. Возможны какие-то частичные варианты, и обязательно нужно контролировать количество белка в рационе. Ярким Ватам во время постов не показано сухоедение (пища без масла). С конца марта можно поделать внутреннее промасливание (питьё гхи или других масел внутрь согласно типу конституции и существующим болезням) для укрепления антиоксидантных систем организма, которые всегда страдают летом, в жару. Но так как, с точки зрения ТКМ, весной также слаба печень, аккуратно это делать при Питте в дисбалансе. Хорошо по утрам поделать насью (промывание носа масляными или водными растворами). Весной легче всего отходят слизистые выделения. Для облегчения этого следует по утрам полоскать горло солевым раствором (эту процедуру называют гандуш). После этого нужно принять теплый душ, который расширит шроты и поможет изгнать избыток Капхи. Весной появляется большое количество дыхательных аллергенов. Чтобы защитить себя от них и ослабить их действие, смажь внутреннюю поверхность ноздрей маслом гхи. При выраженном избытке Капхи рекомендуется панчакарма с акцентом на вамане. Из адаптогенов хороши шафран (сафлор), куркума, одуванчик, «Сита», «Чаванпраш» (только в холодные дни), масляные экстракты расторопши, амаранта, виноградной косточки. И другие растения, дренирующие печень и желчный пузырь, в препаратах «Ливомап», «Лив.52», «Ху гань пянь» и т. д.
Летом (гришма) рекомендуется питание, направленное на уменьшение Питты, так как Капха уменьшается, а Питта и Вата растут. Для такого питания характерно большое количество жидкости, сладкий вкус, сочная, не горячая, минимально тяжёлая пища. Ограничить кислый, солёный и острый вкусы. Здесь мы снова сталкиваемся с парадоксом: агни уменьшается при возрастании Питты. По этому поводу Чарака говорит, что, даже если в огонь вылить не холодную, а кипящую воду, он всё равно погаснет. Поэтому в жаркое время года перед нами стоит сложная задача: стимулировать агни, не усиливая Питту. Проще говоря, нужно соблюдать режим питания, который уменьшает Питту, но пища должна быть максимально лёгкой и ощелачивающей (зелень, фрукты, овощи, творожок с утра от знакомой коровы). Пить виноградный сок, напитки с мятой, кефир с водой (1:1) и щепоткой специи зира. Уменьшаем физическую нагрузку, так как человек летом слаб. Хорошо отдыхать в тени, в лесу, у водоемов. Ограничить частоту секса, хороши омовения два раза в день, внешнее промасливание кокосовым маслом. Из сезонных растений очень даже хороши мята, мелисса, мускатный орех, майская крапива, фенхель, кориандр, зира (смесь специй «Сита»), сок алоэ. Для лета также актуально беречь свою сердечно-сосудистую систему (брами, пустырник, арджуна) и не перегреваться на солнце, особенно ярким Питтам. При сильном дисбалансе Вата-Питта (пустота инь) с приливами жара можно использовать китайские «Чжи бай» и «Лю вэй ди хуан вань». Охлаждают также «Махасударшан», «Авипатикар». Одевайся легко, желательно в светлую одежду. Днём отдыхай, чтобы увеличить Капху. Даже можно немного поспать в дневную жару. Если есть симптомы избытка Ваты, Аюрведа рекомендует панчакарму с акцентом на клизмах.