Книга Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Викторович Зимин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам
Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам

И. Зимин, Л. Орехова, Р. Мусаева

Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам

Введение

Стоматологическая составляющая в истории человечества была всегда весьма значимой. Зубная боль, сводящая с ума, буквально не дающая жить, могла и может застигнуть человека в любом возрасте.

Говоря о возрасте, следует иметь в виду такой фактор, как продолжительность жизни в различные цивилизационные эпохи. Понятно, что время жизни палеолитических охотников и время жизни бюргеров второй половины XIX в. серьезно различались. Средняя продолжительность жизни в эпоху палеолита не превышала 30 лет. До 50 лет (и более) доживали в исключительных случаях[1]. У упомянутых охотников шансы «испортить себе жизнь» плохим уходом за полостью рта были минимальны. Зато шансы погибнуть от клыков пещерного медведя или саблезубого тигра – вполне реальны. Но и тогда, как свидетельствуют археологические находки, кариес, как говорится, «никто не отменял».

При всех опасностях жизни палеолитических охотников и тогда зубная боль была столь свирепа, что проблему как-то пытались решать. Открытия археологами останков людей времен палеолита свидетельствуют о необычайно ранних опытах зубоврачебного вмешательства. По крайней мере эксперты свидетельствуют, что некоторые углубления в зубах охотников времен палеолита могли образоваться только в результате механического вмешательства.



Кариозный зуб, обнаруженный в Пакистане, со следами сверления, проведенного 9000 лет назад



Реконструкция. Устройство для сверления зуба с кремневым бором. Основой механизма стало хорошо освоенное устройство для разжигания огня


Об этом свидетельствуют находки археологов в Пакистане (Roberto Macchiarelli). Им удалось обнаружить в этой стране в местечке Мегара 11 зубов (из 4000 обследованных), имевших следы стоматологического вмешательства, от скелетов четырех женщин, двух мужчин и трех людей, пол которых определить не удалось. Подчеркнем, что только 11 зубов имели признаки такого вмешательства из обследованных 4000, что составляет мизерную величину в 0,2 %.

Исследования зубов со следами стоматологического вмешательства показали: сверление было выполнено на живых людях, продолжавших жить и после упомянутой процедуры. Маловероятно, что отверстия эти просверлили в декоративных целях, так как все зубы со следами неолитической «бормашины» находились глубоко во рту. По мнению исследователей, эта работа была сделана, чтобы ослабить боль, так как четыре из найденных зубов показали признаки разрушения, а челюсть одного человека – следы обширной инфекции. Один из древних пациентов имел три просверленных зуба, а другой – один зуб, который сверлили дважды. Отверстия имеют диаметр от 1 до 3 миллиметров и глубину от 0,5 до 3,5 миллиметров. При таких параметрах сверление вызывало, очевидно, сильную боль.

Впрочем, к боли тогда относились немного иначе, чем сегодня. На участке раскопок археологи нашли вместе с бусинками из кости, ракушек, бирюзы и кремниевые «сверла».

Авторы исследования полагают, что умение создавать крошечные сверла древние «дантисты» позаимствовали у создателей украшений. Отметим, что эта связь «ювелиров» и «стоматологов», обозначившаяся столь рано, устойчиво сохранялась и в последующие исторические эпохи.


Стоматологический бор времен палеолита. Реконструкция. Пакистан. 9000 лет назад


В качестве примитивного бора, видимо, использовалось хорошо освоенное устройство для разжигания огня, которым до сих пор пользуются индейцы на берегах Амазонки. Исследователи реконструировали такой «бор» и попытались повторить сверление зуба. Опыт оказался удачным.


Конструкция зубного бора из книги Пьера Фошара. XVIII в.


Отметим, что принцип умножения крутящего момента бора с помощью бечевки использовался в зубоврачевании очень долго. В книге Пьера Фошара, изданной во второй четверти XVIII в., фактически приведена та же самая конструкция, только в более компактном и технологичном ее варианте. Даже во второй половине XIX в. в ручных борах использовался принцип «архимедова винта», пока не появились первые конструкции ножных (механических) и электрических боров.


Ручной зубной бор («Архимедов бор», ручка из слоновой кости). Сер. XIX в.


По мере развития цивилизации продолжительность жизни людей увеличивалась, менялось качество жизни, и то, что было нормально и приемлемо в начале, постепенно уходило в прошлое. Поэтому уже в древнейших культурах здоровые зубы стали выполнять роль некоего многогранного индикатора.


Бормашина «Вращающийся палец». 1870 г. Инструмент крепился на пальце, и дантист крутил бор руками так быстро, сколько имел навыка и сил


Во-первых, здоровые зубы служили одним из индикаторов хорошей физической формы. Поэтому у многих народов при формировании региональных канонов красоты внешний вид зубов играл важнейшую роль. Особенно этот фактор был важен для женщин, стремившихся подчеркнуть свое хорошее здоровье для реализации своих матримониальных планов. Например, в Европе у женщин очень рано сформировался стандарт «сахарных зубов». Именно с этим фактором, а не со стремлением соблюдать некие стандарты гигиены полости рта, связано распространение практики чистки зубов различными составами, стремление каким-то образом нейтрализовать запах изо рта и т. д.


Копия этрусского протеза 1-е тыс. до н. э. Европа. 1901–1930 гг.


Вождь племени, в силу тех или иных причин лишившийся зубов, подсознательно воспринимался, как старик, которого пора менять на Олимпе власти.


Копия этрусского протеза 1-е тыс. до н. э. Европа. 1901–1930 гг.


Поэтому уже в Древнем Египте и у этрусков на территории современной Италии появились зубные протезы. Ряд исследователей утверждает, что жевать ими было невозможно, поэтому протезы только декорировали утраченные зубы и подчеркивали социальный статус, но не выполняли какие-либо функциональные задачи. Зубные протезы, в изготовлении которых рано стали применять пластичное и не дающее побочных эффектов золото, использовались преимущественно для того, чтобы скрыть отсутствие зубов. Поэтому упомянутое золото, да и сами протезы, служили наглядным символом власти и богатства.

Известны времена, когда изъеденные кариесом зубы считались символом материального благополучия, поскольку только состоятельные люди могли есть такое количество сладкого, что платой за это становился кариес. Связывают эту моду с эпохой великих географических открытий XVI в., когда в Европу хлынул тростниковый сахар. В качестве примера, как правило, приводится английская королева Елизавета I (1533–1603), с молодых лет имевшая очень плохие зубы. Настолько плохие, что во время церемоний, на которых она должна была только присутствовать, ей укладывали на зубы кусочек белого полотна, имитируя здоровые зубы.


Английская королева Елизавета I. Около 1575 г.


Мемуаристы оставили множество описаний внешности королевы Елизаветы I, подчеркивая при этом, как правило, ее плохие зубы. Например, французский посол, описывая внешность Елизаветы, пребывавшей в уже преклонном возрасте, писал: «Что касается ее лица, то на нем сказывается весь ее возраст. Оно длинно и тонко, ее зубы очень желты и неровны, по сравнению с тем, какими они были прежде. Говорят, что на левой стороне их меньше, чем на правой. Многие из них отсутствуют, так что ее трудно понять, когда она быстро говорит»[2].


Косметическая стоматология. Центральная Америка. Цивилизация майя. IX в. н. э.


Впрочем, королева сделала свои стоматологические проблемы некой модой, введя кариозные зубы в моду. Такое в истории моды бывало не единожды. Так, по преданию, «мушки» (круглые кусочки ткани, вырезанные из черной тафты) появились на лице аристократок XVIII в. благодаря британской герцогине Ньюкасл, которая заклеивала ими прыщи на лице, превратив «мушки» в модные искусственные родинки, оттенявшие белый цвет лица.

Во-вторых, здоровые зубы очень рано стали индикатором определенного социального статуса.

Зубы в буквальном смысле показывали, какое место занимал тот или иной человек в социальной структуре общества[3]. С одной стороны, «золотая улыбка» свидетельствовала о богатстве, власти и влиянии, а, например, стертые, неухоженные зубы свидетельствовали о низком статусе человека. Дело в том, что на заре человеческой истории характер питания разных социальных слоев очень отличался (впрочем, как и сегодня). В результате мука грубого помола, содержавшая многочисленные включения каменной крошки от мельничных жерновов, стачивала зубы у питавшихся ею бедняков, формируя феномен «съеденных зубов». Более состоятельные слои населения дольше сохраняли здоровые зубы, используя более качественную муку.

В-третьих, зубы могли просто украшать человека. Поэтому начало косметической стоматологии восходит к самым ранним этапам цивилизации. С косметической стоматологией тесно связаны традиции, длительное время бытовавшие у народов Центральной и Южной Америки, которые активно применяли различные методики «украшения» зубов – зубодекоративную пластику. Вот уж буквально – «Красота требует жертв…».


Реконструкция инструментария майя, необходимого для косметической стоматологии


Любопытна техника подобных косметологических операций. Исследователи выяснили, что майя помещали драгоценные камни в тщательно подогнанные под их форму выемки в зубах. Эти выемки вытачивались в зубах живых людей с помощью трубочки, изготовленной из нефрита, позже индейцы стали пользоваться медными трубочками. Вне всякого сомнения, подобные операции были весьма болезненными. Вероятнее всего, боль снималась препаратами коки, столь распространенными в Центральной и Южной Америке. Трубочку прокатывали между ладонями или с помощью веревки, добавляя под рабочую плоскость жидкий раствор кварца, замешанный на воде; он, действуя как абразив, постепенно проникал через эмаль в тело зуба, формируя необходимую для инкрустации выемку.

Точность подгонки выемки под камень (или наоборот) была столь высока, что камни, инкрустированные в зубы, остались на месте спустя многие тысячелетия. Драгоценные и полудрагоценные камни укреплялись в выемках с помощью цемента, основой которого преимущественно являлся фосфат кальция. Вместе с тем исследования выявили, что в цементе имелись и мельчайшие крупицы кремния, являвшиеся либо составной частью цемента, либо остатками абразива[4].

Следует отметить и то, что при наличии такой изощренной техники декоративной стоматологии никаких следов лечения зубов исследователями выявлено не было.


Методика инкрустации зуба индейцами майя


Поэтому декоративное украшение зубов, наряду с косметологической составляющей, вероятнее всего, имело и религиозную подоплеку. Для цивилизации майя были характерны сложные религиозные церемонии, и, вероятно, частью «декоративного оформления сценария» этих церемоний являлись зубы жрецов, украшенные инкрустированным в них жадеитом, нефритом и бирюзой.

Впрочем, бывало и так, когда функции демонстрации социального статуса тесно связывались с представлениями о красоте. Так, археологи не единожды отмечали факт наличия искусственных зарубок (черточек) на зубах в захоронениях викингов. Ряд исследователей считает, что у викингов имелась традиция отмечать число одержанных побед на полях сражений, делая зарубки на зубах в соответствии с числом убитых им врагов (в XX в. эта традиция трансформировалась в зарубки на прикладах снайперских винтовок или звездочки на бортах истребителей).



Использование методик косметической стоматологии. Пропилка зубов в форме «пилы». Центральная Америка. Цивилизация Майя


Эти методики были, несомненно, болезненными, поскольку сохранились артефакты, где мы можем видеть подпиленные зубы, которым предавали сходство с зубами того или иного тотемного племенного животного. Например, зубам могла придаваться форма «зубов крокодила». В самом «щадящем» варианте зубы выделялись темной краской: «украшая» лицо, она одновременно маскировала имеющиеся дефекты зубов. Вариантов косметической стоматологии у неевропейских народов имелось множество.

Эта косметическая стоматология была также средством племенной идентификации или служила частью «декоративного оформления» различных примитивных религиозных культов. Малазийцы подпиливали зубы, придавая им острый вид, чтобы походить при оскале на собак, поскольку считали, что именно от собак они начали свой род. А на острове Шри-Ланка женщины заостряли свои резцы, как у акул. Индейцы майя в Центральной Америке примерно тысячу лет назад украшали себя, стачивая зубы до формы треугольника. Они же подпиливали зубы, придавая им пилообразную форму. Дусуны (о. Борнео) стачивали свои зубы при помощи камня до корня. У сенегалок, начиная с самого раннего детства, вытягивали передние зубы до поразительных размеров. У народов юин (северо-восток Австралии) старейшинам племени выбивали передние зубы или вытачивали выемки и узоры в виде украшения на зубах. Ботаки (о. Суматра) высверливали в передних зубах отверстия, дополняя их кружочками из меди, золота или перламутра. На острове Борнео просверливали каждый зуб и вставляли в него медный гвоздь со звездообразной или круглой головкой. Племена Океании, как и африканские народы, выламывали нижние резцы у своих шести-семилетних детей, полагая, что этим демонстрируют различие между человеком и животным. На острове Ява была мода стирать эмаль с наружной поверхности зубов.

Крайне болезненная практика удаления одного или нескольких резцов часто становилась элементом обряда инициирования юноши, становясь своеобразным посвящением его во взрослые члены племени. Важной частью этих обрядов становилась демонстрация личной храбрости и умения переносить боль. Зубы «удаляли» разными способами, от очень жестких, когда их просто выбивали, до щадящих, когда зуб старались раскачать до такой степени, чтобы его можно было удалить с помощью примитивных приспособлений. Напомним и о том, что долгое время в Европе золотая фикса (золотая коронка на зубе) была признаком принадлежности к преступному миру.

Различные декоративные стоматологические манипуляции носили символический характер, их связывали с лунной магией и применяли на церемониях посвящения во взрослые члены племени при достижении половой зрелости или иных торжественных событиях. На Новой Гвинее существовал обычай спиливать зубы девушкам в знак совершеннолетия, а в Африке выбивали зуб у невесты в день свадьбы или по иным значимым причинам. Человеческими зубами декорировались фигурки первобытных божеств.


Маска шута султана Кизибы. Танзания. Дерево. Человеческие зубы. Кунсткамера


Можно утверждать, что и ныне здоровые зубы или зубной декор, как и в прежние времена, выполняют свои репрезентативные и иные социальные функции в социуме, но уже с учетом достижений современной декоративной стоматологии, использующей драгоценные металлы, сапфиры, бриллианты и их имитацию (стразы, скайсы и другие современные материалы)[5].

Необходимость решения возникающих стоматологических проблем достаточно рано привела к появлению профессиональной касты людей, обладавших навыками для совершения зубоврачебных и иных манипуляций. Эти ранние «стоматологические методики» нарабатывались исключительно эмпирическими методами. Данная традиция вполне укладывалась в рамки народной медицины, включавшей достаточно широкий спектр манипуляций – от психо-эмоционального воздействия с использованием различных наркотических препаратов до радикальных методик, связанных с удалением зубов.

Глава 1

Стоматологические артефакты

В археологии издавна существует понятие артефакта. Как пишут в академических словарях, артефакт (от лат. Artefactum — искусственно сделанное) – явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. У археологов бытует множество историй о том, как в непотревоженном культурном слое обнаруживаются предметы, совершенно несовместимые с исследуемым периодом. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс или наличия неких неучтенных факторов. Часть таких предметов имеет отношение и к стоматологии.

Как известно, многие из крупных музеев имеют свои спецхраны, экспонаты которых очень редко появляются «на публике». Дело в том, что сам факт существования артефактов буквально «выламывается» из общепринятой картины мироздания или истории цивилизации. Практика таких спецхранов восходит к эпохе средневековья, когда предметы языческой культуры уже перестали уничтожать, но показывать их в силу ряда причин было невозможно.

Примерно то же самое происходит и в истории стоматологии. По интернету «гуляет» множество «картинок» различных стоматологических артефактов, как правило, без указания на место их хранения или иных исходных данных. И даже если такие данные приводятся, то из указанных артефактов делаются подчас слишком уж причудливые выводы.

Так, нам встречалось изображение челюсти со следами хирургического вмешательства времен Древнего Египта. Рассматривая фотографию, некий уважаемый автор с явно воспаленным воображением прочел «на зубах» челюсти буквы «кириллического облика» и «расшифровал» их следующим образом: «киста хряща отрока… храм Мары». Из этой многозначительной надписи он сделал незатейливый вывод, что в Древнем Египте в храме Мары действовал центр по подготовке стоматологов, а указанный артефакт был тогда просто учебным пособием. На основании этого автор приходит к сенсационному заключению: якобы во времена Древнего Египта «русский язык» (!!! – так и написано. – Прим. авт.) являлся первым языком международного общения.

Из всего этого следует, что к заявлениям о существовании стоматологических сверл (видимо, с алмазным напылением. – Прим. авт.), активно использовавшихся в эпоху неолита, надо относиться по меньшей мере с осторожностью.


Нижняя челюсть со следами хирургической операции. Древний Египет


Тем не менее стоматологические артефакты действительно имеются. Их исследование и объяснение крайне затруднено нашими мизерными знаниями реалий ранней истории человеческой цивилизации. Казалось бы, история Древнего Египта, активно исследовавшаяся с начала XIX в., ясна «как стекло». Однако все далеко не так просто, и это подтверждает знакомство с серьезными трудами профессиональных египтологов.


«Расшифровка» уважаемым автором «стоматологических» текстов


Сравнительно недавно – в 2006 году – широко прошла новость об обнаружении в Египте захоронения трех зубоврачевателей. По сообщениям прессы, захоронение датируется временем пятой династии фараонов Древнего Египта (более 4 тыс. лет назад). Как полагают египтологи, в захоронении покоились дантист Ий Мрай (Iy Mry) и два его помощника, лечившие фараона и членов его семьи. По мнению специалистов, это древнейшее свидетельство существования касты профессиональных зубоврачевателей[6].

Идентифицировать «стоматологическую составляющую» гробницы позволили ключевые иероглифы, обозначающие «клык» и «глаз», вырезанные на каменных плитах гробницы. По традиции на стенах и колоннах гробницы представлены сценки из повседневной жизни придворного зубоврачевателя. На них изображено, как он и члены его семьи выполняют разные ритуалы – от жертвоприношений до участия в спортивных состязаниях.


Интерьер гробницы египетских зубоврачевателей. Древний Египет. V династия. 2.000 лет до н. э. Иероглифы «клык» и «глаз» внизу справа


Египтологи отмечают два фактора. Во-первых, это близость захоронения зубоврачевателей к древнейшей в Египте ступенчатой пирамиде фараона Джосера. Сам факт захоронения на этой территории свидетельствует о принадлежности зубоврачевателей к «ближнему кругу» фараона. Во-вторых, материальное положение захороненных специалисты оценивают как довольно скромное, поскольку гробница зубоврачевателей сложена из кирпича, т. е. не самого статусного материала, не обеспечивавшего хранение мумий «на всю вечность».

Вместе с тем указанные изображения «клыка» и «глаза» имеют еще несколько толкований, известных только узкому кругу специалистов. Версия же о захоронении зубоврачевателей проста и понятна. Обывателям так и представляется «стоматологическое кресло» в погребальной камере фараона, украшенное золотыми накладками. Поэтому данная версия так широко и разошлась в печати, оставив в тени другие ее варианты.


Верхняя челюсть взрослого египтянина (остеолиелит). Новое царство


Еще раз отметим – археологических артефактов стоматологического профиля довольно много, и в совокупности они дают некое фрагментарное представление и об уровне развития зубоврачевания в период существования древнейших цивилизаций, и о методиках лечения тех или иных заболеваний полости рта. При этом следует иметь в виду, что многие из этих артефактов дают возможность для широкого спектра предположений и версий: от «стоматологических фантазий» до теорий палеолитического контакта с инопланетными цивилизациями. Например, уже упоминавшиеся этрусские зубные протезы одни специалисты толкуют как исключительно косметологические компенсации утрат зубов, а другие утверждают, что этими протезами можно было жевать даже жесткую пищу.

Но, так или иначе, в историко-медицинской литературе бытует некий устоявшийся набор фактов, основывающихся на археологических или древнейших письменных источниках. Некоторые из них мы приведем ниже, «рассортировав» их по регионам. Хронологически мы ограничим их началом XX в.

Древний Египет и Месопотамия

Египтология начала стремительно развиваться в Европе после знаменитых находок, сделанных во время наполеоновских походов в Египет в конце XVIII в. Примерно в то же время началось научное изучение останков древней цивилизации Месопотамии. Исследователи по сей день дискутируют, какая из этих цивилизаций более древняя. Но мы обратимся только к «стоматологической составляющей» этих дискуссий.

Одним из самых известных памятников этого региона является стела из черного диорита, хранящаяся в Лувре, на которой высечены статьи так называемого кодекса Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Имеются в этом памятнике и «статьи», косвенно связанные с ответственностью в сфере зубоврачевания. В «параграфе» 200 указано, что «если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб». Далее в «параграфе» 201 значилось: «Если он выбил зуб мушкенуму[7], то он должен отвесить х/ мины серебра»[8]. Хотя в данном случае речь идет о зубе, выбитом в драке, для нас любопытна денежная оценка стоимости зуба, которая не намного ниже «ценности» выбитого глаза.

Важнейшим источником по истории зубоврачевания в Месопотамии являются глиняные таблички из библиотеки Ашшурбанипала (669–627 гг. до н. э.). Это более 20 тыс. глиняных табличек с текстами, найденными при раскопках города Ниневия в 1849–1859 гг. Медицинские тексты, встречающиеся в этих табличках, свидетельствуют, что как и во всех центрах ранних цивилизаций, медицина уходила корнями в религиозные культы.