Первым европейским дантистом, принесшим в Японию европейские зубоврачебные методики, стал американец. А в 1875 г. первый японец получил лицензию европейского образца, дававшую право на зубоврачебную практику.
Древняя Греция и Рим
Зарождение зубоврачевания в европейском регионе связано с формированием и становлением древнегреческой цивилизации. К началу VI в. до н. э. на территории Греции и островов бассейна Эгейского моря сложилась система городов-государств, основой материального благополучия которых являлось классическое античное рабовладение. Именно на этом экономическом фундаменте сложились самые разнообразные системы гуманитарного и естественно-научного знания. Медицина была важнейшей частью этой интеллектуальной среды.
Медицинские школы Древней Греции достигли расцвета к V в. до н. э. Они были связаны с культом Асклепия[19]; выдающимся представителем школы асклепиадов стал Гиппократ (460–377 гг. до н. э.). В его трудах рассеяны многочисленные упоминания о заболеваниях полости рта и о методах лечения этих заболеваний. Так, Гиппократ утверждал, что имеется связь между расшатыванием зубов и гингивитом, который он объяснял накоплением зубного камня. В своих работах Гиппократ отмечал, что прорезывание зубов сопровождается зудом десен, лихорадкой, диареей. Чаще это наблюдается при прорезывании клыков у полных детей.
Конечно, Гиппократ и его современники были детьми своего времени, и в их текстах встречается много наивных (по меркам сегодняшнего дня) рассуждений. Так, Гиппократ считал, что молочные зубы образуются из молока матери. Гиппократ, исходя из своей концепции циркулирующих жидкостей, считал, что холод приводит к сокращению кровеносных сосудов, а это, в свою очередь, приводит к застаиванию крови и ее загниванию. Некоторые органы были очень чувствительны к холоду, в том числе и зубы. По его мнению, зубы начинали разрушаться под воздействием «слизи» и тех продуктов, которыми питался больной. Врач Диокл (IV в. до н. э.) предложил для пломбирования зубов мастику, состоявшую из камедистой смолы, опиума, перца.
В универсальных лечебных центрах того времени, именовавшихся асклепионами, лечили не только телесные хвори, но и душевные. По сложившейся традиции, излечившиеся больные оставляли в асклепионах вырезанные из камня муляжи излеченных частей тела. В числе этих муляжей сохранились каменные зубы и челюсти, что свидетельствует о том, что в асклепионах, в числе прочего, занимались зубоврачеванием.
Зубоврачебные щипцы. Национальный археологический музей. Афины
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Сорокина Т.С. История медицины. М., 2004. С. 17.
2
Valvin Е. Ring Dentistry. An illustrated history. NewYork: Abrams, 1985. P. 140.
3
Так, до настоящего времени в восточных регионах сохранилась традиция, когда молодые люди из состоятельных семей с хорошими зубами закрывают зубы золотыми коронками, демонстрируя тем самым статус и богатство семьи.
4
Valvin Е. Ring Dentistry. An illustrated history. NewYork: Abrams, 1985. P. 18.
5
Пареньков ДА. Зубы как символ социального статуса // История стоматологии. II Всерос. конф. М., 2008. С. 130–132.
6
Используемые профессиональные термины (например, «дантисты», «стоматологи»), конечно, не имеют никакого отношения к реально существовавшей терминологии во времена указанной династии.
7
Мушкенум – в Вавилоне обычно царский служащий низшей категории, получавший в условное владение от царя земельный участок.
8
Эти параграфы фактически повторяют древнееврейскую норму талионного права: «Око за око, зуб за зуб».
9
Valvin Е. Ring Dentistry. An illustrated history. NewYork: Abrams,
1985. P. 27.
10
Мастаба (араб, «скамья») – гробница в Древнем Египте периода Раннего и Древнего царств, имевшая форму усеченной пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.
11
Сорокина Т.С. История медицины. М., 2004. С. 78.
12
Раскопки в Фивах египтолога Г. Эберса в 1873 г.
13
Сорокина Т.С. История медицины. М., 2004. С. 78.
14
Сорокина Т.С. История медицины. М., 2004. С. 79.
15
Там же.
16
Марченко Ю.Ф. Загадки палеовизита. Египет, Индия, Корея. М., 2002. С. 213. Именно этот автор считает, что во времена IV династии фараоны общались со своими подданными «на русском языке».
17
В специальной литературе упоминается 116 точек.
18
Сегунат – военно-феодальная система правления в Японии, при которой император выполнял сугубо церемониальные функции, а реальная власть принадлежала реальному правителю – сегуну.
19
Асклепий (в древнеримской мифологии – Эскулап) – в древнегреческой мифологии – бог медицины и врачевания.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги