При определении порядка и сроков обучения мерам пожарной безопасности в целях выполнения пункта 3 Правил необходимо руководствоваться положениями Приказа МЧС РФ № 806 от 18.11.2021 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 25.11.2021 № 65974).
При установлении порядка и сроков обучения соответствующих лиц мерам пожарной безопасности по программам «противопожарного инструктажа», необходимо руководствоваться Приложением № 1 указанного Приказа МЧС РФ.
При определении требований к содержанию программ «противопожарного инструктажа», необходимо руководствоваться Приложением № 2 к Приказу МЧС РФ № 806 от 18.11.2021.
При определении категории лиц, подлежащих обучению мерам пожарной безопасности по программам «дополнительного профессионального образования», необходимо руководствоваться Приложением № 3 указанного Приказа МЧС РФ.
Типовые «дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности» утверждены Приказом МЧС РФ № 596 от 05.09.2021 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.10.2021 № 65408).
Приказы МЧС РФ № 806 от 18.11.2021 и № 596 от 05.09.2021 находятся в свободном доступе в сети «Интернет». Например, их можно скачать на официальном сайте МЧС России.
Далее необходимо отметить, что вопрос обучения мерам пожарной безопасности изначально регулируется положениями статьи 25 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» и только потом пунктом 3 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
При этом Федеральным законом № 170-ФЗ от 11.06.2021 в статью 25 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» было внесено изменение, которое установило, что «дополнительное профессиональное образование» в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Это обязывает обратиться к Федеральному закону № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», где в пункте 17) статьи 2 дано правовое понятие образовательной деятельности, под которой следует понимать деятельность по реализации образовательных программ.
На основании пункта 9 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 под образовательной программой следует понимать «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
На основании пунктов 18, 19 и 20 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 образовательную деятельность могут осуществлять как образовательные организации, так и организации, осуществляющие обучение и индивидуальные предприниматели.
На основании пункта 18 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 под ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ следует понимать некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
На основании пункта 19 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 под ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБУЧЕНИЕ, следует понимать юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью ещё и образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. Это могут быть различные как коммерческие, так и некоммерческие организации.
Пунктом 20 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 сделан общий правовой вывод и дано правовое понятие о том, что к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, следует относить ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, а также ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ.
В пункте 20 статьи 2 указанного Федерального закона установлено, что в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, следует приравнивать индивидуальных предпринимателей, осуществляющих такую деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пункт 3 Правил установил, что обучение мерам пожарной безопасности может осуществляться не только по программам «противопожарного инструктажа», но и по программам «дополнительного профессионального образования».
Требования к «дополнительному профессиональному образованию» и к программам «дополнительного профессионального образования» установлены в статье 76 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
Таким образом, для обучения мерам пожарной безопасности по программам «противопожарного инструктажа» лицензия на право образовательной деятельности не требуется, а для обучения таким мерам по программам «дополнительного профессионального образования» наличие такой лицензии является обязательным.
Комментарий пункта 4
Требование пункта 4 Правил обращено только к руководителю организации.
При этом выполнение пункта 4 для руководителя не является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.
Пункт 4 Правил предоставляет руководителю ПРАВО назначить таких лиц.
Пункт 4 Правил является ключевых для административной или иной ответственности тех лиц, которые назначены руководителем ответственными за обеспечение пожарной безопасности на конкретном объекте (комплексе таких объектов) защиты или только соответствующей части конкретного объекта защиты.
Например, статья 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» возлагает ответственность (административную, уголовную) за нарушение требований пожарной безопасности не только на руководителей, но и на лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности руководителями.
Посредством пункта 4 Правил руководителю предоставляется ПРАВО разделить (делегировать) часть своей ответственности за нарушение требований пожарной безопасности с другими соответствующими лицами.
В данном случае необходимо разобраться с понятием «обеспечение» пожарной безопасности, так как пункт 4 Правил предоставляет руководителю право назначить ответственное лицо именно за «обеспечение» пожарной безопасности, а не за «выполнение» или «соблюдение» таких требований.
Теория права все правовые нормы, в том числе и требования пожарной безопасности, разделяет на три вида – запрещающие, обязывающие и управомачивающие (дозволяющие).
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности в своём большинстве устанавливаются нормативными правовыми актами.
Например, ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности отсутствуют в «нормативных документах» по пожарной безопасности – Сводах правил, ГОСТ Р и других. Это обусловлено тем, что требования «нормативных документов» по пожарной безопасности могут и должны применяться только на ДОБРОВОЛЬНОЙ основе собственниками (законными владельцами) объектов защиты, в том числе и руководителями организаций, которые эти объекты защиты используют в своей деятельности.
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности – это правовые нормы, которые возлагают на руководителя организации (или иное лицо) обязанность воздержаться от совершения тех или иных действий.
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования пожарной безопасности установлены, в том числе и Правилами.
Например, ЗАПРЕЩАЮЩИМИ требованиями пожарной безопасности Правил являются пункты 7, 8, 11, 16, 20, 22, 27, второй абзац 29, пункты 32, 34, 35, первый абзац 37, пункты 39, 40, 41, 44, второй абзац 45, пункт 49, второй абзац 53, пункты 55 и 59.
Следует отметить, что в Федеральном законе № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ЗАПРЕЩАЮЩИЕ технические требования пожарной безопасности практически отсутствуют.
Это обстоятельство обусловлено тем, что сам Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 конкретных формально-определённых требований пожарной безопасности практически не устанавливает.
Данное обстоятельство обусловлено и тем, что положения указанного Технического регламента выполняются посредством ДОБРОВОЛЬНОГО применения «нормативных документов» по пожарной безопасности в рамках исполнения обязанности, установленной частью 5 статьи 6 этого Технического регламента.
Более подробно этот вопрос рассмотрен в другой моей книге «Декларация пожарной безопасности».
В качестве примера ЗАПРЕЩАЮЩИХ требований из указанного Технического регламента можно привести часть 7 статьи 89, часть 10 статьи 100, части 7 и 8 статьи 119. Это фактически полный перечень ЗАПРЕЩАЮЩИХ требований указанного Технического регламента.
ОБЯЗЫВАЮЩИЕ требования пожарной безопасности
Рассмотрим ОБЯЗЫВАЮЩИЕ требования пожарной безопасности.
ОБЯЗЫВАЮЩИЕ требования пожарной безопасности – это правовые нормы, которые возлагают на руководителя организации (или иное лицо) обязанность совершить те или иные действия.
ОБЯЗЫВАЮЩИЕ требования пожарной безопасности установлены, в том числе и «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации».
Прямо ОБЯЗЫВАЮЩИМ руководителя совершать определённые действия требованием Раздела I Правил является только пункт 62.
Однако по своему содержанию ОБЯЗЫВАЮЩИМИ требованиями пожарной безопасности следует также квалифицировать пункты 2, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 25, 26, 28, первый абзац 29, пункты 30, 31, 33, 36, второй , третий и четвёртый абзацы 37, пункты 38, 42, 43, первый абзац 45, пункты 46, 47, 48, 50, 51, 52, 53, 54, второй абзац 55, пункты 56, 57, 58, 60, 61 Правил.
Необходимо обратить внимание на последний абзац пункта 37 Правил, где использован глагол «могут». Но по смысловому содержанию указанную правовую норму следует квалифицировать ОБЯЗЫВАЮЩИМ требованием пожарной безопасности только в определённый период – в период проведения мероприятий с пребыванием людей.
Если же в соответствующем зале мероприятие с пребыванием людей не проводится, то указанное требование трансформируется в ДОЗВОЛЯЮЩЕЕ требование пожарной безопасности.
Выше указан фактически полный перечень ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований Раздела I «Общие положения» Правил.
На основании изложенного можно сделать обоснованный вывод о том, что Раздел I «Общие положения» Правил в своём абсолютном большинстве состоит из ЗАПРЕЩАЮЩИХ и ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований пожарной безопасности.
ДОЗВОЛЯЮЩИЕ требования пожарной безопасности
Однако в Разделе I «Общие положения» Правил присутствует незначительное количество и УПРАВОМОЧИВАЮЩИХ (ДОЗВОЛЯЮЩИХ) требований пожарной безопасности. Такими требованиями следует квалифицировать пункт 4, последний абзац пункта 37, пункты 63 и 64 Правил.
Следует опять обратить внимание на последний абзац пункта 37 Правил, где использован глагол «могут».
По смыслу содержания указанная правовая норма относится к ДОЗВОЛЯЮЩЕМУ требованию пожарной безопасности только в тот период, когда в зале не проводятся мероприятия с пребыванием людей. Если в зала проводятся мероприятия с пребыванием людей, то указанная правовая норма трансформируется в ОБЯЗЫВАЮЩЕЕ требование пожарной безопасности.
Далее необходимо разобраться с правовой природой ВЫПОЛНЕНИЯ (ИСПОЛНЕНИЯ) и СОБЛЮДЕНИЯ требований пожарной безопасности, как форм реализации таких требований.
Под «реализацией» требований пожарной безопасности в юриспруденции понимается «воплощение содержания» этих требований (запретов или обязываний) в «правомерное поведение» (действие или бездействие) субъектов законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности (руководителей организаций, должностных и иных лиц).
ВЫПОЛНЕНИЕ требований пожарной безопасности
Рассмотрим такую форму реализации требований пожарной безопасности как их ВЫПОЛНЕНИЕ (ИСПОЛНЕНИЕ).
ВЫПОЛНЕНИЕ юридических обязанностей – это осуществление субъектом права (руководителем организацией, должностным или иным лицом) своих юридических обязанностей, то есть выполнение ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований пожарной безопасности.
Как указывалось выше, ОБЯЗЫВАЮЩИЕ требования пожарной безопасности установлены пунктами 2, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 25, 26, 28, первым абзацем 29, пунктами 30, 31, 33, 36, вторым, третьим и четвёртым абзацем 37, пунктами 38, 42, 43, первым абзацем 45, пунктами 46, 47, 48, 50, 51, 52, 53, 54, вторым абзацем 55, пунктами 56, 57, 58, 60, 61 и 62 Правил.
При этом большинство указанных требований пожарной безопасности устанавливают ОБЯЗАННОСТИ именно для руководителя организации.
Именно в отношении указанных требований Правил можно утверждать об их ВЫПОЛНЕНИИ или НЕВЫПОЛНЕНИИ.
Особенностью ВЫПОЛНЕНИЯ (ИСПОЛНЕНИЯ) является то, что субъекты права (руководитель организации, должностное или иное лицо) обязаны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, что и будет свидетельствовать о реализации в виде ВЫПОЛНЕНИЯ (ИСПОЛНЕНИЯ) вышеуказанных ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований Правил.
НЕВЫПОЛНЕНИЕ вышеуказанных ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований Правил квалифицируется административным правонарушением (или уголовным преступлением в зависимости от последствий).
СОБЛЮДЕНИЕ требований пожарной безопасности
Теперь рассмотрим такую форму реализации требований пожарной безопасности как их СОБЛЮДЕНИЕ.
Общая теория права под СОБЛЮДЕНИЕМ требований пожарной безопасности понимает СОБЛЮДЕНИЕ юридических запретов, которые запрещают совершение определенных действий, то есть субъект права (руководитель организации, иное должностное лицо) обязан строго следовать установленным запретам, независимо от своего желания.
Сущность данной формы реализации требований пожарной безопасности состоит в том, что субъект права воздерживается от совершения активных действий, которые наносят вред личности и обществу. Не совершая действий, запрещенных требованиями пожарной безопасности, руководитель организации или другое соответствующее лицо, таким образом, реализуют содержание ЗАПРЕЩАЮЩИХ требований пожарной безопасности в форме их СОБЛЮДЕНИЯ.
В отличие от ВЫПОЛНЕНИЯ требований пожарной безопасности их СОБЛЮДЕНИЕ предполагает пассивное поведение (бездействие) и всегда связано с реализацией ЗАПРЕЩАЮЩИХ требований пожарной безопасности.
Также необходимо обратить внимание, что в отличие от ОБЯЗЫВАЮЩИХ требований пожарной безопасности ЗАПРЕЩАЮЩИЕ требования в своём абсолютном большинстве не обращены непосредственно к руководителю организации. Как правило, такие требования обращены к неопределённому кругу лиц.
СОБЛЮДЕНИЕ требований пожарной безопасности – это правовая форма реализации ЗАПРЕЩАЮЩИХ требований пожарной безопасности, при которой субъект права, подчиняясь содержанию требования (запрету), воздерживается от определенного поведения.
Следует напомнить, что ЗАПРЕЩАЮЩИМИ требованиями пожарной безопасности являются пункты 7, 8, 11, 16, 20, 22, 27, второй абзац 29, пункты 32, 34, 35, первый абзац 37, пункты 39, 40, 41, 44, второй абзац 45, пункт 49, второй абзац 53, пункты 55 и 59 Правил.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ пожарной безопасности
Учитывая, что пункт 4 Правил даёт ПРАВО руководителю организации назначить ответственное лицо именно за «ОБЕСПЕЧЕНИЕ» пожарной безопасности, то для целей реализации указанного требования пожарной безопасности необходимо разобраться с правовым содержанием термина «ОБЕСПЕЧЕНИЕ» пожарной безопасности.
Статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» установила, что «ОБЕСПЕЧЕНИЕ» пожарной безопасности достигается только активными действиями, в том числе и действиями по ВЫПОЛНЕНИЮ требований пожарной безопасности.
При этом статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 эти действия квалифицирует МЕРАМИ пожарной безопасности.
Пункт 7) статьи 2 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 установил, что информация о МЕРАХ пожарной безопасности содержится в декларации пожарной безопасности, форма которой установлена приложением № 2 к Приказу МЧС РФ № 171 от 16.03.2020 (Зарегистрирован в Минюсте России 17.04.2020 № 58127).
То есть, декларация пожарной безопасности содержит сведения об активных действиях соответствующего лица, которые направлены на ВЫПОЛНЕНИЕ требований пожарной безопасности.
Следует отметить, что «ОБЕСПЕЧЕНИЕ» пожарной безопасности регулируется положениями Главы IV Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994, а также положениями статьи 5 Технического регламента (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008).
На основании вышеизложенного ОБЕСПЕЧЕНИЕ пожарной безопасности – это не только ВЫПОЛНЕНИЕ требований пожарной безопасности, но и создание УСЛОВИЙ для такого выполнения: финансирование, выделение материально-технических ресурсов, организационные мероприятия, правовое обеспечение и т.п.
Именно поэтому руководителю предоставлено ПРАВО назначения ответственных за ОБЕСПЕЧЕНИЕ пожарной безопасности не любых лиц, а только таких, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за ОБЕСПЕЧЕНИЕ пожарной безопасности.
Таким образом, если какое-либо должностное лицо в рамках реализации пункта 4 Правил назначено руководителем организации ответственным за ОБЕСПЕЧЕНИЕ пожарной безопасности, то у него наравне с руководителем возникает широкий круг обязанностей осуществлять активные действия (меры), направленные на выполнение соответствующих положений законодательства РФ о пожарной безопасности, а не только требований «Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
То есть, при реализации руководителем пункта 4 Правил необходимо учитывать компетенцию соответствующих лиц по занимаемой должности, а также характер выполняемой ими работы. Это важное обстоятельство, так как назначенные ответственными за ОБЕСПЕЧЕНИЕ пожарной безопасности лица на основании статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» при наличии вины несут соответствующий вид ответственности, который зависит от последствий допущенных ими нарушений требований пожарной безопасности.
ВНИМАНИЕ: факт реализации руководителем положения пункта 4 Правил расширяет круг лиц, которые несут установленную законом ответственность за выполнение требований пожарной безопасности.
Именно таким образом руководитель «делегирует» свою ответственность за обеспечение требований пожарной безопасности иным лицам.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: целесообразно назначить ответственных лиц за выполнение тех требований настоящих Правил, которые обращены непосредственно к руководителю организации (это выделено в моих комментариях).
Кроме этого, целесообразно назначить ответственных лиц за выполнение тех требований пожарной безопасности, которые указаны (добровольно применены) руководителем в его декларации пожарной безопасности, составленной им на основании части 5 статьи 6 Федеральным законом № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламента о требованиях пожарной безопасности».
Комментарий пункта 5
Требование пункта 5 Правил обращено только к руководителю организации.
При нарушении указанного пункта Правил именно руководитель организации будет привлечён к административной ответственности как субъект административного правонарушения по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. При этом назначение в рамках пункта 4 настоящих Правил ответственных должностных лиц за обеспечение пожарной безопасности на ответственность самого руководителя организации не повлияет.
Основным критерием обязанности руководителя для организации им разработки планов эвакуации людей при пожаре является одновременное нахождение 50 и более человек в здании (сооружении). Причём независимо от того, являются эти люди работниками этой организации или находятся там по каким-то другим жизненным обстоятельствам (покупатели, посетители, гости).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги