banner banner banner
Новая хронология античности. Книга 1. Эпоха Персидского царства
Новая хронология античности. Книга 1. Эпоха Персидского царства
Оценить:
 Рейтинг: 0

Новая хронология античности. Книга 1. Эпоха Персидского царства


7. Римские авторы: «Это не ускользнуло от нашего Энния, который пишет, что около 350 г. от основания столицы в июньские ноны (7 июня) луна заслонила, солнце, и стала ночь» (Цицерон).

В современной хронологии 350 г. от основания столицы соответствует 753 – 349 = 404 г. до н.э., т.е. речь должна идти о лунном затмении 7 июня 404 г. до н.э. Однако затмение с подобной датировкой не обнаруживается. Предложенные решения выглядят так: 21 июня 400 г. до н.э. (Гинцель) или 18 января 402 г. до н.э. (Гольцанфель).

ВЫВОД: лунное затмение Энния не находит своего решения в V веке до н.э. не по году, не по месяцу.

8. «В то время, как Агезилай хотел напасть на страну беотийцев, оказалось, что солнце приняло вид серпа» (Ксенофонт). По Диодору Сицилийскому это было во 2-й год 96 Олимпиады, т. е. в 395 г. до н.э. Петавиус, не найдя в этом году ничего подобного, предложил для него затмение 14 августа 393 г. до н.э.

ВЫВОД: датировка солнечного затмения Агезилая 393 г. до н.э. не подтверждает традиционную хронологию и может быть принята с большой натяжкой.

9. «Когда Пелопид выступил со всем своим войском, случилось солнечное затмение» (Диодор Сицилийский).

Историческая традиция относит эти события к первому году 104 олимпиады, т. е. к 364 году до н.э. и в этом случае мы имеем первое и единственное совпадение: полное солнечное затмение 13 июля 364 г. до н.э.

10. Плутарх так же упоминает несколько затмений при Дионе, но так как датировка их не известна, историки предлагают самые различные решения, которые могут быть обнаружены на любом промежутке времени.

Подведем итог:

Как видно из предложенной таблицы, период Классической античности не может датироваться 510–323 гг. до н.э., как предлагается в традиционной хронологии. Затмения «Классической античности» указывают на единственное и значит «абсолютное» решение: персидские цари от Ксеркса I (486–465) до Дария II (423–404) правили в XI-XII веках НАШЕЙ эры. Следовательно, и эпоха Классической античности должна датироваться XI-XIII вв. НАШЕЙ эры!

Традиционная история представляет Империю Ахеменидов в следующем виде:

Сравнивая эту карту с картами, описывающими историческую ситуацию в XI-XII вв., мы приходим к одной единственно возможной аналогии для Персидской империи – исходя из астрономических датировок она может соответствовать только Сельджукскому султанату:

Для подтверждения или опровержения этой гипотезы мы можем сравнить исторические события обоих временных потоков.

Глава 2. Персидское царство (1024 – 1259)

«Мидийский и ахеменидский периоды определяют переломный момент в истории. Некоторые даже утверждают, что история древнего Ближнего Востока закончилась с завоеванием Киром Великим Вавилона; другие доказывают, что Персидская держава сама была последним выражением древнего Ближнего Востока, который погиб после того, как Александр сжег Персеполь» [39]. В целом источники отмечают, что «Ахеменидская империя была крупнейшей по территории империей КЛАССИЧЕСКОЙ АНТИЧНОСТИ, занимая земли трёх континентов, включая территорию Афганистана, частично Пакистана, Среднюю Азию, Малую Азия, Фракию, многие регионы на побережье Черного моря, Ирак, север Аравийского полуострова, Иорданию, Израиль, Ливан, Сирию, а также все крупнейшие города древнего Египта и Ливии. Официальным языком империи был арамейский» (ru.wikipedia.org/wiki/Древний_Ближний_Восток).

Историю Древнего Ближнего востока мы достаточно подробно рассмотрели в трилогии «Новая хронология Древнего мира». Опираясь на мнение традиционных историков о том, что период Античности начался на Ближнем Востоке «с завоеванием Киром Великим Вавилона», мы начнем наше повествование с правления Кира Великого.

Современные представления о хронологии династии Ахеменидов выстраиваются в основном исходя из данных Геродота и Канона Птолемея:

Исходя из нашего предположения о соответствии Персидского царства Сельджукскому султанату, мы можем выстроить следующую хронологию этого государства:

1024 г.

– «О происхождении, детских и юношеских годах создателя великой Персидской державы Куруша II существовало несколько противоречивых свидетельств. Например, Геродот знал четыре версии рассказов о возвышении Куруша. Другой греческий историк, Ксенофонт, также пишет о том, что уже в V в. до Р. Х. о жизни Куруша рассказывали по-разному. Согласно наиболее распространенной версии, отцом Куруша был персидский царь Камбуджия I, а матерью – Мандана, дочь мидийского царя Иштувегу, которому тогда подчинялись персы. В 559 г. до Р. Х. Куруш стал царем персидских оседлых племен, среди которых главенствующую роль играли пасаргады. Кроме них в союз входили также марафии и маспии. Центр тогдашнего Персидского государства располагался вокруг города Пасаргады» [67]. «Кир Великий остается первым царем династии, который надежно документирован в текстах» [39].

В предлагаемой нами хронологии соответствие может выглядеть так: «В 1024 г. Султан ад-даула умер в Ширазе. Сын Султан ад-даулы, Имад ад-даула Абу Калиджар, одержал победу над своими дядьями и сделался в 1024 г. полновластным правителем Фарса, а в 1028 г. – Кирмана» [68].

– «Набонид титуловал Кира царем Аншана. Сам Кир называл царями Аншана своих предков. В хронике Набонида после покорения Мидии Кир титулуется уже царем Персии. Это обстоятельство дало некоторым повод прямо отождествлять Аншан с Персией (ФАРСОМ), считая эти термины равноупотребляемыми, другим – наоборот, указывать на их различие» [78]. «Неизвестно, насколько значительным было царство Кира в юго-западном Иране; оно могло охватывать более обширную территорию, нежели один только район в окрестностях города Аншана и равнину у Пасаргад; некоторые исследователи даже высказали предположение, что к этому времени Кир управлял уже и древним ЭЛАМОМ» [39].

Аналогия: «Смерть Султан ад-Даулы в декабре 1024 года вызвала кризис престолонаследия в государстве Буидов. Его шестнадцатилетний сын Абу Калиджар Марзубан наследовал ему в качестве эмира ФАРСА и Хузестана (ЭЛАМАИДЫ) с титулом Имад ад-Дин» (ca.wikipedia.org/wiki/Abu-Kalijar).

– «Лишь две из сохранившихся генеалогий Кира II Великого заслуживают пристального внимания. Сам он говорит, что является сыном Камбиса, внуком Кира и потомком (или праправнуком) Теиспа. Камбис I, Кир I и Теисп – все наделены титулом «Великий Царь, царь Аншана», и Кир II поясняет, что он принадлежит к роду, который всегда обладал царским достоинством. Этот самый ранний вариант генеалогии был отчасти повторен Дарием I в «Бехистунской надписи» [39].

Исходя из надписи на Цилиндре Кира II генеалогия его предков может быть выстроена следующим образом:

1027 г.

– В разгар празднования Нового года, между 16 апреля и 3 МАЯ 556 г., царь Вавилона Нергал-шарру-уцур скончался. Несовершеннолетний сын Нергал-шар-уцура, Лабаши-Мардук, был объявлен новым царем Вавилона. Берос говорит, что Лабаши-Мардук правил девять месяцев, однако последняя засвидетельствованная дата правления Лабаши-Мардука – 13 ИЮНЯ 556 года до н.э. В середине мая 556 г. до н. э. против него выступил другой претендент на престол – ставленник вавилонской знати и жрецов Набонид. Причём, одни города Вавилонии признавали царём Лабаши-Мардука, другие Набонида. В Вавилонии готова была вспыхнуть гражданская война, но этого не произошло, так как в июне Лабаши-Мардук был убит «друзьями». Царём стал Набонид.

В рамках традиционной хронологии между началом правления Кира Великого в Аншане (559 г. до н.э.) и воцарением Набонида в Вавилоне (556 г. до н.э.) проходит три года. Таким образом, по персидской хронологии правление Набонида должно было начаться около 1024 + 3 = 1027 года.

Аналогия может выглядеть так: «В МАЕ-ИЮНЕ 1025 года в Ираке умер Мушарриф ад-даула и ему наследовал его брат Джалал ад-даула. Гарнизон Багдада не признал его и призвал Абу Калиджара вступить во владение Ираком, но тот в разгар конфликта со своим дядей Абу-ль-Фаварисом не имел возможности вмешаться в дела Ирака. Тем не менее Абу Калиджар был признан в Багдаде и хутба от его имени провозглашалась здесь с декабря 1025 года по ИЮНЬ-июль 1027 года. Джалал ад-даула атаковал Багдад, но был отбит. Наконец в ИЮНЕ 1027 г. турецкий гарнизон Багдада согласился признать Джалал ад-даулу своим эмиром и впустил его в город» (ca.wikipedia.org/wiki/Jalal-ad-Dawla).

– В рамках традиционной хронологии Нериглиссар правил около 4 лет (3 года и 8 месяцев), а Набонид – около 17 лет. Исходя из предлагаемой нами хронологии соответствие для царей Вавилона может выглядеть так:

1029-1033 гг.

– «Когда в 559 г. до н. э. Кир взошел на персидский трон, он, согласно Геродоту, был всего лишь одним из вассалов Астиага, последнего мидийского царя. Конфликт между Киром и Астиагом—первый хорошо документированный факт ахеменидской истории. В нашем распоряжении имеются три источника, относящиеся к этой теме: Хроника Набонида; знаменитая строительная надпись на Сиппарском цилиндре Набонида (Текст о вещем сне Набонида); а также соответствующий рассказ из «Истории» Геродота. Строго говоря, эти три источника сообщают, к сожалению, не совсем одно и то же. Геродот и Хроника Набонида сходятся в двух пунктах: в том, что именно мидяне отправились в поход против персов, а не наоборот, и в том, что огромное число воинов, если не всё мидийское войско целиком, перешло на сторону Кира. С другой стороны, текст о вещем сне Набонида указывает, вероятно, на то, что именно персы выступили в поход против мидийцев. В историческом смысле гораздо более важным является то, что ни надпись Набонида о вещем сне, ни «Хроника» ничего не говорят о Кире как вассале Астиага, восставшем против мидийского господства. Если бы мы реконструировали исследуемые события исключительно на основе первичных источников, то нам следовало бы ограничиться одной лишь фиксацией того факта, что между мидийцами под руководством Астиага и персами под предводительством Кира была война и что персы, значительно уступавшие в численности врагам, победили; Астиаг был взят в плен живым, Экбатаны подверглись захвату и разграблению, а Кир узурпировал мидийский престол. Не вполне ясно, когда именно всё это произошло. В рассказе о вещем сне Набонид говорит о третьем годе своего царствования; в «Хронике» подразумевается (дата не читаема), что событие это относится к шестому году его правления» [39].

Историки так комментируют дату этого события: «550 г. традиционно считается датой победы Кира над Астиагом. Однако в настоящее время некоторые учёные считают эту дату недостоверной. По их мнению, нет оснований предполагать, что Вавилонская хроника датировала разгром Мидии в войне с персами шестым годом правления Набонида, поскольку предшествующая часть текста отломана и неизвестно к какому году относилось указанное событие. Поэтому Р. Дрюс склонен отнести победу Кира в войне с мидийцами к 554–553 гг.» [26].

В большинстве современных источников, на основании рассказа Геродота, предлагается вариант, примиряющий обе даты: война началась на третьем году правления Набонида (553), а закончилась на шестом году его правления (550).

Третий год правления Джалал ад-даула соответствует 1030 г., а шестой год – 1033 г.

Если опираться на хронологию Сиппарского цилиндра Набонида, то аналогия ВОССТАНИЮ Кира и свержению Астиага в третий год правления Джалал ад-даулы (1030 г.) выглядит так: «После смерти Фахр ад-даулы (997 г.) в Джибале стали править два его сына: в Рее – Маджд ад-даула, а в Хамадане – Шамс ад-даула. Вместо Маджд ад-даулы, совершенно непригодного к государственным делам, всем распоряжалась его мать, известная под именем Ас-Сайда (Госпожа) – умная и энергичная женщина. Она умерла в 1028 г. В том же году Хамадан (мидийские Экбатаны) был захвачен султаном Газны Махмудом Газневи. Та же судьба ожидала Рей, т.к. Маджд ад-даула не пользовался уважением войска. Вскоре после смерти его матери разгорелось ВОССТАНИЕ, на подавление которого эмир призвал Махмуда Газневи. Тот в 1029 г. явился в Рей и присоединил этот город к своим владениям» [68].

– «Согласно Геродоту, Кир не причинил Астиагу никакого зла, но держал при себе до самой его кончины. Юстин добавляет, что Кир поставил деда во главе многочисленного племени гирканов, так как возвратиться в Мидию Астиаг сам не пожелал. Согласно Ктесию, чей рассказ об Астиаге в целом очень ненадёжен, он был убит слугой Кира Эбаром без ведома царя, когда его доставляли к царскому двору из Баркании (видимо, та же Гиркания), где он, предположительно, был сатрапом в это время» (ru.wikipedia.org/wiki/Астиаг).

Аналогия: «Маджд ад-даула и его сын Абу Дулаф были взяты в качестве заложников султаном Махмудом (999 – 1030) и отправлены в Газни. При его преемнике Масуде (1030 – 1040) Маджд ад-даула был отправлен в ссылку (?) в индийские владения Газневидов, но в последствии был возвращен в Газни, где и окончил свои дни в неизвестную нам дату» (ca.wikipedia.org/wiki/Majd-ad-Dawla).

Если исходить из этой аналогии, то соответствие для царей Мидии может выглядеть так:

– Если исходить из версии Геродота о том, что мидийско-персидская война продолжалась три года (1030-1033 гг.), то речь может идти о следующих событиях: «С 1031 года начались военные столкновения между Абу Калиджаром (Киром Великим) и государством Газневидов (к этому времени они контролировали Хамадан – мидийские Экбатаны). Войска последних в 1033 году захватили провинцию Керман, но уже в 1034 году её удалось вернуть под власть Абу Калиджара» (uk.wikipedia.org/wiki/Абу_Калiджар).

В большинстве других источников война с Газневидами упоминается только в 1033-1034 гг., т.е. датируется шестым годом правления Джалал ад-даулы (Набонида) и отражает, вероятно, версию Хроники Набонида.

– «Этот город (Ларисса на реке Тигре) был осажден персидским царем (Киром II), когда персы хотели отнять власть у мидийцев. Тогда облако закрыло солнце, остававшееся невидимым так долго, что люди покинули город, и он был взят» (Ксенофонт, «Анабазис»).

В традиционной хронологии не нашлось солнечного затмения во время персо-мидийской войны 553–550 гг. до н.э.

В нашем случае речь может идти о полном солнечном затмении в этом регионе 29 июня 1033 года.

Военные действия Абу Калиджара (Кира II) на Тигре в это время: «В 1033 году Джалал ад-даула опять был изгнан из Багдада и снова бежал в аль-Каркх, но опять вернулся вскоре после этого, призванный самими турками. Воспользовавшись восстанием, Абу Калиджар изгнал из Басры губернатора Абу-ль Касима и захватил город (1033 г.), где назначил губернатором своего сына, но через несколько месяцев Джалал ад-дин выступил к Басре и вернул её себе (1034 г.)» (ca.wikipedia.org/wiki/Jalal-ad-Dawla).

1034 г.

«В 549 году Кир захватил весь Элам» [67].

По персидской хронологии 549 г. до н.э. соответствует 1034 году.

Как мы показали в «новой хронологии Древнего мира» в понятие «Элам» историки включают такие территории как Аншан (современный Фарс), Сузиану (современный Хузистан) и Симашки (современный Керман). Известно, что после 1030 г. Абу Калиджар (Кир II) контролировал Хузистан и даже перенес сюда (в Ахваз) свою столицу, а в 1034 г. отбил у Газневидов Керман: «В 1033 году Газневиды вторглись в Керман и захватили его, однако большие налоги, которые они наложили на провинцию, вызвали возмущение населения Кермана. Поэтому в следующем 1034 году войска Абу Калиджара под командованием его визиря Бахрама ибн Мафинны смогли изгнать Газневидов из этой провинции» (en.wikipedia.org/wiki/Abu_Kalijar).

1036 г.