Книга Государственное переустройство России в царствование Павла Первого - читать онлайн бесплатно, автор Вера Тумасова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Государственное переустройство России в царствование Павла Первого
Государственное переустройство России в царствование Павла Первого
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Государственное переустройство России в царствование Павла Первого

Гнёт царствования Павла, пишет Песков со ссылкой на Е. С. Шумигорского28: «… отразился главным образом на придворных, вельможах и дворянах; прочие же сословия не только не страдали, а крестьяне и военные нижние чины даже получили облегчение. Особенно большую службу справедливости сослужил ящик, установленный у дворца, куда каждый бросал свою жалобу… Этим путем обнаружились многие возникшие несправедливости, а в таковых Павел был непреклонен. Никакие личные или сословные соображения не могли спасти виновного от наказания, и остается только сожалеть, что Его Величество действовал иногда слишком стремительно и не предоставлял наказание самим законам, которые наказали бы виновного гораздо строже, чем делал это император, а между тем он не подвергался бы нареканиям, которые влечет за собою личная расправа… В продолжение существования ящика невероятно какое существовало правосудие во всех сословиях и правомерность. В первый год царствования Павла народ блаженствовал, находил себе суд и расправу без лихоимства: никто не осмеливался грабить и угнетать его, все власти предержащие страшились ящика… Павел стремился поставить перед законом всех равными. Все низшие сословия, крестьяне и воинские нижние чины могли вздохнуть свободней…». [14] Но ящик сумели уничтожить…

Великий князь Александр Павлович16, вынужденный оправдывать своё вступление на престол, писал: «Первые шаги его были блестящи, но последующие события не соответствовали им… Существует только неограниченная власть, которая все творит шиворот-навыворот. Невозможно перечислить все те безрассудства, которые были совершены; прибавьте к этому строгость, лишенную малейшей справедливости, большую долю пристрастия и полнейшую неопытность в делах». [10]

Саблуков29, однако, приводил и иное мнение об Александре. Он говорил, что оба великих князя смертельно боялись своего отца, и, когда он смотрел сколько-нибудь сердито, они бледнели и дрожали, как осиновый лист, ища при этом покровительства других вместо того, чтобы иметь возможность оказывать его самим, как это можно было ожидать, судя по их высокому положению. Вот почему они мало внушали уважения и были непопулярны.

“За последний год”, – пишет Песков, ссылаясь на Палена30 и других лиц, недовольных Павлом, или оправдывавшихся в участии в заговоре, – “подозрительность императора достигла чудовищных размеров. Простейшие случаи вырастали в его глазах в огромные заговоры, он гнал людей в отставку и ссылку по произволу. За последние шесть недель царствования свыше 100 офицеров гвардии были посажены в тюрьму. Подозрительность не пощадила и великих князей. Как-то после обеда император, никогда не бывавший у своего сына, Александра, вошел к нему и, осмотрев все столы, нашел перевод книги «Смерть Цезаря». Этого оказалось достаточно, чтобы утвердить подозрение Павла. Поднявшись в свои апартаменты, он разыскал историю Петра Великого и раскрыл ее на странице, описывавшей смерть Алексея. Развернутую книгу Павел приказал графу Кутайсову31 отнести великому князю и предложить прочесть эту страницу… в последние годы жизни Павла его душевное состояние ухудшилось, но могло ли и быть иначе, с одной стороны, при его подозрительности, недоверии и мнительности, а с другой – при политике Палена, на всех науськивавшего Павла и умышленно все извращавшего и преувеличивавшего в распоряжениях Павла, чтобы озлобить против него всех.

Вот что говорил Розенцвейг: “Пален до такой степени возбуждал недоверие Павла к сыновьям, что государь дал ему, как военному губернатору, письменное полномочие арестовать великих князей”. [14]


Государственная деятельность Павла I, в отличие от того, что часто говорят, вовсе не была бесцельной и хаотичной. Боханов32 отмечает: “Он имел ясное представление о национально-имперских задачах, главная из которых – создание цельного, регулярного государства, одушевляемого Промыслом Божиим, выразителем воли которого на земле являлся Самодержец.

Государственная система Павла I преследовала несколько социальных целей: ослабление значения дворянского сословия, ограничение его беспредельных экономических и сословных преимуществ, облегчение тягостей крестьянства, водворение в России законности и порядка на основе строгой нормативной регламентации”. [3] Павел Петрович, знакомясь в молодости с сочинением Максимилиана Сюлли (1560–1641, глава французского правительства при короле Генрихе IV) о Генрихе IV33, навсегда запомнил высказанную там мысль: «Высший закон для Монарха – следование всем законам». [3] В силу этого он никогда не позволил себе стать участником какого-либо заговора против матери, но не из малодушия, а от осознания немыслимости нарушать установленный порядок вещей. Он считал, что согласно традиционному христианскому постулату, именно авторитарный монархизм есть наилучшая форма государства. Монарх должен эффективно управлять, а не только властвовать и этим определяется результативность в достижении поставленной цели. “Самодержец – центр власти, вершина власти, творец (демиург) права и его первый охранитель. Сановники и институты государства существуют только для того, чтобы помогать Государю, их функциональные обязанности следует чётко расписать; никто и ничто не должно уклоняться от исполнения вышестоящих предписаний. Павел I смотрел на государственный аппарат именно как на аппарат по исполнению воли Монарха. При этом он считал, что необходима обратная связь: воля должна быть, не только оглашена и расписана по исполнителям, но и каждый исполнитель обязан знать свою роль и докладывать о результатах”. [3]

Остаётся лишь сожалеть, что эта точка зрения практически не дошла до нашего времени, поскольку в нашей стране народ существовал и существует поныне для государства, а не наоборот. Павел Петрович ввёл принцип персональной ответственности всех должностных лиц, поскольку жизнь доказала, что для такой огромной и разнообразной страны, как Россия, коллегиальность есть не что иное, как коллективная безответственность, что очень вредит жизнедеятельности государства.

В качестве Императора Павел был довольно справедлив. Он не желал ничего другого, кроме благоденствия для своего государства, проявляя благородные и великодушные чувства, но, в конечном итоге не был понят не только своими современниками. Чувство вины его наследника не позволило и последующим поколениям по достоинству оценить его деятельность, поскольку Александр Павлович сделал всё, чтобы предать отца и его деятельность забвению. Однако, и сейчас мало кто считает, что за своё недолгое правление, Павел I сумел заложить основы новой русской государственности, которые вольно или невольно получили своё развитие в деятельности его потомков на протяжении следующего XIX века.

Карамзин34 в своем трактате (длинное философское рассуждение) «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» вынес беспощадный приговор Павлу I через десять лет после гибели Павла Петровича. По его словам, Император обладал «жалким заблуждением ума», «начал господствовать всеобщим ужасом», «казнил без вины», «награждал без заслуг», «отвратил дворян от воинской службы», «питался желчью ала», «ежедневно вымышлял способы устрашать людей», при нем «россияне боялись даже мыслить». [14]

Последующие двести лет никто не посмел пересмотреть эту официальную точку зрения. Всегда существовало мнение в невиновности Александра I, тем не менее виновным в смерти отца, и было немыслимым подвергать его сомнению. Но факты – вещь упрямая. При Павле Петровиче в России смертная казнь не применялась. В его указе от 20 апреля (1 мая) 1799 года было подчеркнуто, что «запрещение смертной казни в Империи Российской существует в силе общих государственных узаконений». [3] Эта норма была распространена и на западные области, вошедшие в состав России в конце XVIII веха.

Ключевский в своей лекции пояснил чем отличалась эпоха царствования императора Павла. Без коренных перемен, но из из-под старых основ и отношений “начинают пробиваться новые стремления или по крайней мере новые потребности, которые подготовляют переход государственного порядка на новые основания” [8], что обнаруживалось “как во внешней политике государства, так и в его внутренней жизни”. [8]

Ключевский констатировал, что в конце восемнадцатого века завершается территориальное и национальное объединение русской земли. Русская государственная территория в Европе охватывает всю восточноевропейскую равнину и даже более в некоторых районах, в это время достигается политическое объединение c русским народом, кроме некоторых религиозно-племенных различий с малыми народностями Балканского полуострова. “ Во внешней политике России ставится новая задача”, – написал Ключевский: “географически округленная и национально объединенная Россия начинает призывать к политическому бытию родственных народностей, что и стало особенностью внешней политики России. Внутри политической жизни сказывались новые стремления”, [8] которые становятся основой для новых преобразований.

С конца XVIII века правительство, энергично, хоть и не всегда последовательно ослабляло исключительное, привилегированное положение дворянства и начинало сближать разные классы общества на основании закона, стесняя привилегии одних, за счёт расширения права других и готовя их к совместной деятельности.

Подготовка к реформированию всей государственной системы велась по заранее продуманному плану. Историки писали о том, что, ещё живя в Гатчине вдали от Большого Екатерининского двора, Павел много раздумывал об управлении страной и готовил документы, которые опубликовал после восшествия на престол. Иначе, он был бы просто не в состоянии за короткий промежуток времени выпустить столько указов и распоряжений.

Став царем, Павел принялся исполнять программу, начертанную в 1774 году, начиная с первого до последнего пункта. За три дня до смерти, 28 марта {8 апреля} 1783 года, Никита Иванович Панин долго разговаривал со своим воспитанником, и тот тогда же своеручно записал рассуждения того вечера.

Павел Петрович с большим уважением относился к крестьянству, понимая его значение для России и проявил о них невиданную ранее заботу, поскольку именно крестьяне составляли большинство населения России. Особым Указом Павел запретил заставлять крестьян работать по праздникам. Казенные крестьяне (государственные крестьяне: находились не в частном владении (как крепостные), а в государственном – были на счету государственной казны) получили по 15 десятин земли и самоуправление, им было прощено 7 млн. рублей недоимок. 10 (21) декабря 1796 года Указом была отменена разорительная для крестьян хлебная подать, но взамен устанавливался сбор по 15 копеек за четверик (четверть десятины). Паление цены на хлеб было обеспечено приказом государя продавать его по специальным ценам из казенных хлебных магазинов, что вызвало большую благодарность жителей России. “Даже спустя столетие после убийства Павла крестьяне приходили поклониться гробнице народного царя и ставили ему свечи. Народ запомнил Павла как благодетеля, несмотря на всю краткость его правления”. (https://litresp.ru/chitat/ru/Б/bashilov-boris/ricarj-vremen-protekshih-pavel-pervij-i-masoni/) За четыре с небольшим года трудно успеть много сделать, но за это время крестьянство получило больше, чем за 34 года правления Екатерины II.

По Указу от 5 (16) апреля 1797 года, несмотря на ропот помещиков, была ограничена барщина тремя днями и запрещены крестьянские работы на помещика в воскресные дни. Также запретили продавать крепостных из одной семьи порознь.

Фактически «Жалованная грамота дворянству» Екатерины от 1785 года, которая предоставляла исключительные привилегии дворянскому сословию и подтверждала свободу дворянства от обязательной службы, государственных податей и от телесных наказаний, была упразднена, но закреплялось исключительное право собственности дворян на владение землей, крепостными и недрами. Такое «ущемление прав» дворянство Самодержцу не простило. Через три недели после убийства Императора Павла, 2 (13) апреля 1801 года, “Император Александр I восстановил «Жалованную грамоту», показав этим, кому он обязан своим воцарением”. [3]


Уже в конце царствования Екатерины, и, тем более в царствование Павла раздавались робкие голоса против существующего порядка, заявляя новые потребности, новые стремления общества, но какие-либо действия во внутренних преобразованиях каждый раз встречали какое-нибудь внешнее или внутреннее препятствие. Особенно это касалось отношений, установившихся между – дворянством и крепостным крестьянством. Правительства Павла и Александра I6 прислушались к этим заявлениям, но начавшаяся война остановила Александра I. Движение ушло внутрь общества, усвоено было одной его частью, и это привело к известной катастрофе 14 (26) декабря 1825 года.

10 (21) ноября 1796 года Павел отменил, объявленный Екатериной, чрезвычайный рекрутский набор по 10 человек с тысячи душ, а 27 ноября (8 декабря) (по другим данным – 27 декабря (7 января)), «людям, ищущим вольности», были предоставлены права апеллировать на решения судебных инстанций и подавать жалобы на помещиков, в том числе и на имя самого государя – то и другое было строго воспрещено екатерининским законодательством.

16 (27) декабря 1796 года с крестьян (и мещан) снята недоимка в подушном сборе.

10 (21) февраля 1797 года был издан указ о запрещении продавать дворовых и крепостных без земли, а 16 (27) октября 1798 года – о запрете продавать без земли малороссийских крестьян. Из этих указов можно понять, что, на взгляд Павла I, крестьяне могут быть прикреплены к земле, но не составляют личной собственности помещиков.

Скорее всего, в глубине души Павел, воспитанный в гуманном духе европейского просветительства, никогда не сочувствовал крепостническим порядкам, понимая всю их пагубность для России. Павлом I в первые недели царствования была издана целая серия правительственных актов, прямо удовлетворявших крестьянские интересы.

Впервые Царь попытался регламентировать отношения между помещиком и крестьянином, и крестьяне получили подобие гражданских прав. Они стали присягать на верность Императору «как любезные подданные». [4] Это стало первым шагом в ограничении помещичьего произвола. «Крестьяне вообразили, что они больше не принадлежат помещикам, и некоторые деревни в различных губерниях возмутились против своих господ». [4]

После того, как крепостное право достигло своего апогея в царствование Екатерины, Павел, скорее всего и предположить не мог, что те послабления крепостным, которые он провозгласил своими указами, изданные в первые недели царствования приведут к крестьянским бунтам, поскольку они поняли это по-своему. Судя по их последовательности, можно предположить, что их подготовка велась по заранее продуманному плану.

Шильдеру не нравилось повеление Павла, о том, чтобы крестьяне присягали ему наравне с прочими сословиями, что едва не привело страну к страшному кровопролитию и потрясению государственных основ.

«Среди крестьян распространилась молва, что присяга для того происходитъ, чтобы впредь не быть за помещиками. Начались повсеместные толки о томъ, что новый государь освободилъ крестьянъ, но помещики и власти скрываютъ это отъ народа». [19] Для усмирения вспыхнувших беспорядков власти вынуждены были привлечь войска. Первое известие о начавшемся бунте крестьян в Олонецкой губернии дошло до Петербурга 22 декабря (2 января) 1796 года. Для усмирения взбунтовавшихся крестьян 20 (31) января 1797 года, император Павел назначил фельдмаршала князя Репнина35, бывшего генерал-губернатором в Литве, Лифляндии и Эстляндии и командующим расположенными в них войсками. Поскольку волнения начались с северных губерний, князь Репнин отправился из Петербурга сначала в Вологду, а затем через Москву в Орёл и Калугу.

29 января (9 февраля) 1797 года был обнародован манифест «О должномъ послушании крестьянъ своимъ помещикамъ и объ обязанности губернскихъ начальствъ подвергать ослушниковъ законному наказанию» со следующим содержанием: «Съ самаго вступления нашего на прародительский нашъ императорский престолъ, предположили мы за правило наблюдать и точно взыскивать, дабы каждый изъ верноподданного намъ народа обращался въ пределахъ, званию и состоянию его преднаписанныхъ, исполняя его обязанность и удалялся всему тому противнаго, яко разрушающаго порядокъ и спокойствие въ обществе. Ныне уведомляемся, что въ которыхъ губернияхъ крестьяне, помещикамъ принадлежащие, выходитъ изъ должнаго имъ послушания, возмечтавъ, будто бы они имьютъ учиниться свободными, и простираютъ упрямство и буйство до такой степени, что и самымъ решениямъ и увьщьваниямъ отъ начальствъ и властей, нами постановленныхъ не внемлютъ. Соболезнуя милосердо о таковыхъ развращающихся съ пути истиннаго и полагая тут, виною более заблуждение внемлющихъ лживымъ внушениямъ и огласкамъ, отъ людей праздныхъ по легкомыслию или же и корыстнымъ видамъ разыскиваемымъ, восхотели мы, предварительно всякимъ усильнымъ мьрамъ, къ укрощению буйства подобнаго, влекущимъ обыкновенно за собою самый бедственный и разорительный для некоторыхъ последований употребить средства кроткая и человеколюбивыя: по чему монаршимъ и отеческимъ гласомъ нашимъ взываема, всьхъ и каждаго, да обратятся къ должному законамъ и власти повиновение, ведая, что Законъ Божий поучаетъ повиноваться властямъ продержащимъ, изъ коихъ ньтъ ни единой, которая бы не отъ Бога поставлена была. Повельваемъ, чтоб всьмъ помещикамъ принадлежание крестьянъ, спокойно пребывая въ прежнемъ ихъ звании, были послушны помещикамъ своимъ въ оброкахъ, работахъ, и, словомъ, всякаго рода крестьянскихъ повинностяхъ, подъ опасениемъ за преслушание и своевольство ньизбьжнаго по строгости законной наказания. Всякое правительство, власть и начальство, наблюдая за тишиною и устройствомъ, въ дьле ему ввьренномъ, долженствуетъ въ противномъ случае подавать руку помощи и крестьянъ, кои дерзнутъ чинить ослушание и буйство, подвергать законному суждению и наказанию. Духовные, наипаче же священники приходские, имеютъ обязанность предостерегать прихошанъ своихъ противу ложныхъ и вредныхъ разглашений и утверждать въ благоправии и повиновении господамъ своимъ, памятуя, что небрежение ихъ о словесномъ стаде, имъ вверенномъ, какъ въ впредъ семъ взыщется начальствомъ ихъ, такъ, въ будущемъ всь должны будутъ дать ответь предъ страшнымъ судомъ Божиимъ во вредъ отъ небрежения ихъ произойти могущемъ. Сей указъ нашъ прочитайте во всьхъ церквахъ всенародно». [19]

Согласно воспоминаниям Лубяновского, «В Брасове Орловской губернии, главном селе имения Степана Степановича Апраксина скопилось до 12 тысяч крестьян, своих и пришлых: бросили господские работы, опустошили запасы хлеба для винокурения, выкатили из подвалов бочки с вином и пьяные провозгласили себя государевыми; убили управителя, а присланного на следствие советника губернского правления держали в кандалах под караулом; проведав о войске, что шло к ним, устроили батарею на погосте против главной улицы селения, отыскали на господском дворе порох и полдюжины пушек и открыли огонь, как только войско показалось. На требование выслать стариков, лучших людей, выдать зачинщиков и повиниться, отвечали пальбою с погоста. Один выстрел картечью, и вся толпа на колена, и бунту конец. Сами выдали зачинщиков с проклятиями и обычным воплем: люди мы темные, народ неученый, пьяное дело! Больно контужен при этом Линденер: хотел поговорить с стариками и подъехал к батарее. Тут один из выборных (сам этот арестант рассказывал нам), зашедши сзади, огромною дубиною со всего маху в спину пугнул генерала: – Ах! ты нехристь! что ты толкуешь православным ломаным своим языком? – В самом начале 1797 г. на стеклянном заводе одного из вологодских помещиков, Поздеева, крестьяне (всех их было не более 400 душ) перестали исправно выходить на работу; приказчик из дворовых не умел с ними сладить; закричал исправнику – бунт; исправник губернатору; губернатор, чтобы не пропустить почты, генерал-прокурору (высшее должностное лицо: возглавлял Сенат); сей последний императору – бунт! Слон вырос из мухи. Послали князя Репнина в Вологду спасать отечество. Приехали в Вологду гусем по глубоким снегам. Губернатор Шамшев встретил князя обычным благовестием, что и в губернском городе обстояло благополучно и во всей губернии тишина царствовала. Не успели мы еще порядочно обогреться, как фельдъегерь (военный курьер, доставляющий государственные документы, в том числе императорские распоряжения о вызове отдельных лиц в столицу, и в их числе распоряжения об аресте) прискакал с высочайшим собственноручным рескриптом, в котором император требовал немедленного уведомления, – не нужно ли личное присутствие его величества в Вологде для совершенного усмирения бунта? Между тем сам помещик, приехав в свое имение, совершил на месте суд и расправу патриархальным порядком: посек пьяных буянов, и все пошло по-прежнему». [14]

У Шильдера изложено несколько иначе. 13 (24) февраля 1797 года в селе Брасово Орловской губернии крестьяне, не имея огнестрельного оружия, оборонялись цепами и дубинами, но действовали с таким упорством, что, по выражению князя Репнина, силой пришлось начать их покорение. Было сделало 33 пушечных выстрела и израсходовано 600 патронов, от чего сгорело 16 крестьянских домов, убито 20 крестьян и ранено 70 человек. После двухчасовой стрельбы крестьяне, покорившись, упали на колени и стали просить помилования.

15 (26) февраля князь Репнин писал орловскому губернатору: «Благоволите, ваше превосходительство (форма обращения к чиновным особам 5-го класса), во извещение всьмъ обывателямъ Орловской губернии, вамъ вверенной, приказать объявить, что села Брасова съ деревнями крестьяне г. генералъ-лейтенанта Апраксина, за ихъ упорное неповиновение правительству, отъ высочайшей власти установленному, и ихъ помещику, не внемля даже высочайшему манифесту его императорского величества, отъ 29-го января сего 1797 года, и за ихъ упорственное сопротивление войскаъ, его императорскаго величества, наказаны силою орудия и преданы, яко изверги, злодеи и преступники, огню и мечу; что тьла ихъ, справедливо погибшихъ отъ ихъ преступления, недостойны погребения общая съ верными подданными, зарыты въ особую яму, сопровождённую надписью, для всегдашняя омерзительная презрения всьмъ вернымъ подданнымъ, что «тутъ лежат, преступники противъ Бога, государя и помещика, справедливо наказанные огнемъ и мечемъ, по закону Божию и государеву», и, наконецъ, что домъ ихъ начинщика и первая начальника въ семъ богомерзкомъ преступлении, деревни Ивановской крестьянина Емельяна Чернодырова, истребленъ до основания, такъ, что и остатковъ оная не видно. Дабы все, о томъ бывъ известны, въ подобные пагубныя злодеяния не впадали». [19]

Письмо князя Репнина доказывает всю жестокость кровавой расправы, достигнувшей своей цели и прекратившей бунт. Через четыре дня князь Репнин вывел войска. За успешное окончание Брасовской баталии князь Горчаков был награждён Аннинской лентой, а его полк – высочайшей благодарностью. Государь при пароле объявил полку генерала Линденеру строгий выговор за то, что крестьяне огрели его по спине дубиной.

Мятежи среди сельского населения сильнее всего разыгрались в Тульской и Калужской губерниях. “Из официальной переписки можно понять, что беспорядки сводились к «глупимъ подражаниямъ» крестьян «безъ заговоровъ вообще», а всё дело вызвано было «глупыми слухами»”. [9)]. Вcё закончилось лёгкими казнями без судов, плетьми и батогами.

2 (13) марта 1797 года фельдмаршал князь Репнин прибыл в Москву, а на другой день – в Петербург для личного доклада государю. Непослушание крестьян можно было считать пресечённым, а законы и порядок восстановленным.

Один вице-губернатор утихомирил крестьян «своебычнымъ» способом. Когда крестьяне у одной помещицы разбежались, то он «пьреськъ кнутомъ женъ ихъ и средняго возраста дьтьй, а затьмъ сжегъ особо стоящую кльть; но, прибавилъ вице-губернаторь во всеподданньйшьмъ донесении, изъ-за сего никого изъ скрывающихся не нашлось». [19]

Было замечено деятельное участие в мятежах сельского духовенства. В официальных бумагах нередко упоминается о развратителях крестьян.

Крестьянские волнения отразились, некоторым образом, и в Петербурге. А. Т. Болотов (1738–1833, писатель, мемуарист, философ-моралист, учёный, ботаник и лесовод) записал следующий, относящийся к этим событиям, случай: «Затеяли было и господские лакеи просить на господъ своихъ и, собравшись нисколько человекъ ватагою, сочинили челобитную и, пришедъ вместе, подали жалобу сию государю, при разводь находившемуся. Въ оной, очернивъ возможнейшимъ образомъ своихъ господъ и возведя на нихъ тысячи золъ, просили они, чтобъ онъ освободилъ ихъ отъ тиранства своихъ помьщиковъ, говоря прямо, что они не хотятъ быть въ уелужешнияхъ, а желаютъ лучше служить ему. Государь тотчасъ проникнулъ, какъ страшныя, опасныя и бедственныя посльдствия могутъ, произойти, если ему удовольствовать их просьбу и сквозь пальцы просмотреть, или еще одобрить ихъ дерзновение, а потому поступилъ и въ семъ случае такъ, какъ отъ самаго премудраго монарха требовать и ожидать бы можно было. Онъ, прочитавъ просьбу и обозрьвъ окружающихъ его, подозвалъ къ себе одного изъ полицейскихъ и приказалъ, взявъ сихъ людей и отведя на рынокъ, публично наказать нещаднымъ образомъ плетьми и столько, сколько похотятъ сами ихъ помещики. И, не удовольствуясь сьмъ, на самой ихъ просьбе написалъ: дерзновенныхъ сихъ, въ страхъ другимъ и дабы никто другой не отваживался утруждать его такими недельными просьбами, наказать публично нещаднымъ образомъ плетьми». [2]