По мнению историков, Фернан родился в конце ХV века, в 1480 году. А вот насчет даты рождения учёные расходятся во мнении: одни считают, что это событие произошло 17 октября, а другие уверены, что будущий мореплаватель появился на свет 20 ноября. Местом, где он родился, считается либо посёлок Саброза в Португалии, либо город Порт, находящийся в этой же стране. О родителях Фернана также известно мало: они принадлежали к знатному, но обедневшему дворянскому роду. Отец, Руй (Родриго) ди Магальяйнш, служил алькальдом, а чем занималась мать путешественника Алда де Москита (Мишкита), остаётся неизвестным.
Помимо Фернана, в семье было ещё четверо детей.
Когда будущему мореплавателю было 12 лет, он начал службу при дворе Леоноры Ависской, супруги португальского короля Жуана II Совершенного. Вместо придворных церемоний и фехтования необщительного юношу интересовали точные науки: паж часто уединялся в комнате и изучал астрономию, космографию и навигацию.
На службе придворным пажом будущий мореплаватель пробыл до 24-летнего возраста.
В 1498 году португальцы открыли морской путь в Индию, поэтому, когда Фернану Магеллану исполняется 25 лет, будущий путешественник покидает королевский двор и отправляется добровольцем на службу во флот, а затем на завоевание востока под руководством Франсишку ди Альмейды.
Отслужив в морском флоте пять лет, Магеллан предпринимает попытку вернуться в родную страну, однако в силу обстоятельств остаётся в Индии. За проявленные отвагу и мужество Фернан получает звание офицера и почёт среди военных.
В 1512 году Магеллан возвращается в Португалию, в город Лиссабон. Несмотря на храбрость, проявленную им в ходе завоеваний на востоке, на родине мореплавателя встречают без почестей.
Во время подавления восстания в Марокко Магеллан был ранен в ногу, что сделало португальского мореплавателя хромым на всю жизнь, поэтому морской офицер вынужден был уйти в отставку.
В появившееся у него свободное время путешественник изучает секретные архивы короля Португалии, где Фернан и находит старинную карту некоего Мартина Бейхема. Мореплаватель обнаруживает пролив, соединяющий Атлантический океан с неизученным Южным морем. Карта немецкого географа и вдохновила Фернана на морское путешествие.
Во время личного приёма у короля Магеллан просит разрешение на проведение мореплавательской экспедиции, однако получает отказ из-за того, что тот самовольно участвовал в подавлении марокканских волнений, чем и разгневал пятого короля Португалии Мануэла Первого. Причиной отказа было ещё и то, что король отправлял суда в Индию вокруг Африки, поэтому не увидел выгоды в предложении Магеллана.
Но Мануэл даёт понять Фернану, что не выскажет недовольства, если путешественник покинет португальскую службу. Оскорблённый резким отказом и гневом короля Португалии, Фернан отправляется в солнечную страну Испанию, где покупает дом и продолжает работать над идеей морского кругосветного путешествия.
В XV веке в европейских странах восточные приправы и специи ценились на вес золота. В Европе пряностей не изготавливали, а арабы продавали их на рынке по высокой цене. Богачей в те времена даже шутливо называли мешками с перцем.
Поэтому смысл морских экспедиций заключался в открытии кратчайшего пути к индийским островам пряностей. В Испании Фернан обращается в Палату контрактов с идеей морского путешествия, однако не получает поддержки ведомства. Некий Хуан де Аранда в частном порядке обещает Магеллану помочь за 20 % от прибыли, если морская экспедиция по поиску островов специй пройдёт успешно. Но Фернан при помощи приятеля, астронома Руи Фалера, достиг более выгодной договорённости, которая была официально заверена нотариусом, – на одну восьмую часть прибыли.
В то время между Испанией и Португалией существовал Тордесильясский договор, одобренный Папой. Согласно ему территории, которые открывались к востоку от так называемого «Папского меридиана» (49°32΄56΄΄ з. д.), принадлежали Португалии, а к западу становились собственностью Испании. Король солнечной страны Карл одобрил морское путешествие Фернана Магеллана 22 марта 1518 года. Правитель надеялся доказать, что богатые острова, на которых произрастают чёрный перец и мускатный орех, лежат ближе к западу, а следовательно, переходят к Испании, хотя в то время их подчиняла португальская корона, следуя Тордесильясскому договору.
Мореплавателям была обещана двадцатая часть от всех богатств, добытых во время экспедиции. В плавание готовились корабли с запасами продовольствия, которых бы хватило на два года пребывания на судне. В море отправлялись пять кораблей: «Тринидад» (флагманский корабль Магеллана), «Сан-Антонио», «Концепсьон», «Виктория», «Сантьяго».
Великий мореплаватель командовал «Тринидадом», а «Саньтьяго» управлял Жуан Серран. На трёх остальных кораблях главными были представители испанской знати, и, несмотря на масштаб путешествия, между моряками регулярно возникали стычки. Испанцы были недовольны тем, что кругосветной экспедицией, суть которой заключалась в достижении Азии путём следования на запад, командует португалец, поэтому периодически отказывались подчиняться. К тому же Фернан не разглашал план действий, что вызывало у командующих другими кораблями подозрения. Король Испании приказал безоговорочно повиноваться Магеллану, однако испанцы вступили в тайный сговор между собой, что уберут португальского капитана, если понадобится.
Сподвижник Магеллана астроном Руй Фалейра не смог поучаствовать в экспедиции, так как у него начались приступы безумства.
Кругосветное путешествие Фернана Магеллана началось 20 сентября 1519 года, 256 моряков отправились из порта Сан-Лукарас в сторону Канарских островов.
Суда долго двигались вдоль восточного побережья Южной Америки в поисках Южного моря, в ходе плавания был открыт архипелаг Огненная Земля, находящийся в южной части континента и весьма красивый, судя по современным фото. Португалец считал, что группа островов – составная часть «Неведомой Южной земли». Острова казались пустыми, но, когда путешественники проплывали мимо, в ночи зажглись огни. Фернан полагал, что это вулканические извержения, за что и дал архипелагу название, связанное с огнём. Но на самом деле это индейцы разжигали костры.
Корабли прошли между Патагонией и Огненной Землёй (тот пролив называется сейчас Магеллановым), затем путешественники оказались в Тихом океане.
Своим кругосветным путешествием Фернан доказал, что Земля имеет форму шара. Через 1081 день плавания, в 1522 году, в Испанию смог вернуться только один корабль «Виктория» с 18 моряками на борту, которыми командовал Элькано.
Хотя для экспедиции были заготовлены значительные запасы продовольствия, через несколько месяцев плавания продукты и вода закончились. Из-за нехватки еды мореплавателям приходилось жевать обшивку парусов, чтобы хотя бы чуть-чуть утолить голод. Путешественники потеряли 21 мореплавателя, которые умерли от истощения и цинги.
Моряки, долго не видевшие суши, добрались до Филиппин. Команда Магеллана могла запастись продовольствием и дальше отправиться в кругосветку, однако Фернан ввязался в ссору с вождём острова Мактан Лапу-Лупу. Португалец хотел показать туземцам мощь Испании и организовать военную экспедицию против Мактана. Но, к удивлению европейцев, они проиграли из-за собственной недостаточной подготовки и ловкости туземцев.
Во время сражения Магеллан был убит. Случилось это 27 апреля 1521 года.
В своё время на юге Испании Фернан Магеллан познакомился с Диего Барбозой и женился на его дочери, красавице Беатриче. У возлюбленных рождается сын, но вскоре умирает из-за болезни. Супруга Фернана пыталась родить второго ребёнка, но не выдержала родов и скончалась. Поэтому у великого путешественника не осталось потомков.
Иногда открытия совершались купцами, искавшими новые пути для своих товаров. Именно так поступил голландский еврей Исаак Лемер. Он был директором одного из представительств знаменитой Ост-Индской торговой компании и вёл дела с восточными странами. В начале ХVII века он отправил своего сына Якоба Лемера в морское путешествие с целью найти новые пути в обход Магелланова пролива, проход через который был платным.
В 1615 году в голландском городе Горн были снаряжены два корабля: «Эндрахт» и «Горн». Экспедицию возглавил Якоб Лемер. В конце мая 1615 года Лемер и Схаутен вышли из Хоорна. Три месяца они плыли через Атлантический океан. Во время этого похода на «Горне» вспыхнул пожар. Сгорело всё, кроме пушек. Пушки и экипаж были переправлены на борт «Эндрахта».
25 декабря 1615 года Лемер и Схаутен открыли остров Эстадос. Они назвали этот остров Землёй Штатов, поскольку посчитали его северной оконечностью Неведомой Южной земли.
Плавание продолжалось, и 13 января 1616 года по правому борту остался Магелланов пролив. 29 января экспедиция подошла к самой южной точке Южной Америки – мысу Горн (мыс назван в честь родного города Схаутена – Хоорна).
В апреле 1616 года путешественники открыли несколько островов архипелага Туамоту, а в мае – северную часть архипелага Тонга. И вот наконец 25 июня они достигли архипелага Бисмарка (островная группа, с 1884 ставшая германской колонией и названная по имени Отто фон Бисмарка), открыв по пути острова Новая Ирландия и Новый Ганновер.
17 сентября 1616 года экспедиция прибыла к Молуккам после шестнадцати с половиной месяцев плавания, совершив тем самым кругосветное путешествие. Сам Якоб Лемер умер на пути из Индии в Амстердам 22 декабря 1616 года.
Прославленный английский моряк, исследователь и первооткрыватель Джеймс Кук был капитаном Королевских ВМС и членом Королевского общества. Этот удивительный человек нанёс на карту много новых мест. Кук отводил огромное количество времени картографии, поэтому практически все карты, составленные скрупулёзным моряком, точны и аккуратны. Они служили мореплавателям вплоть до ХIХ века.
Кук родился 27 октября 1728 года в Мартоне. Сохранились сведения, что отцом его был шотландский батрак. Когда Джеймсу было восемь лет, семья будущего моряка переехала в Грейт Айтон, где мальчик поступил в местную школу. Сегодня школа стала музеем Джеймса Кука.
После пяти лет учёбы он приступил к работе на ферме, где его отец получил должность управляющего, а когда Джеймсу исполнилось 18 лет, он нанимается юнгой на судно «Геркулес». Это и стало началом морской карьеры молодого и амбициозного Кука.
Джеймс работал на кораблях, владельцами которых были Джон и Генри Уокеры. В свободное время юноша самостоятельно обучался географии, навигации, математике и астрономии, читая книги. Два года Кук провёл на Балтике и на востоке Англии, после чего по просьбе братьев Уокеров вернулся в компанию на должность помощника капитана на «Френдшип». По истечении трёх лет Джеймсу предложили принять командование над судном, но он отказался.
Вместо этого Кук записывается матросом в Королевский ВМФ и через восемь дней получает назначение на корабль «Игл». Этот факт биографии вызывает недоумение: непонятно, почему юноша предпочёл капитанскому посту тяжёлый труд матроса. Но через месяц Кук вступает в должность боцмана.
Вскоре, в 1756 году, начинается Семилетняя война, и «Игл» участвует в блокаде побережья Франции. В бою с кораблём «Герцог Аквитанский» «Игл» одерживает победу, но вынужден отбыть на ремонт в Англию. В 1757 году Джеймс сдаёт экзамен на капитана, а в свой 29-й день рождения получает назначение на корабль «Солебей».
Когда был взят Квебек, Джеймса перевели на должность капитана на корабль «Нортумберленд», что считалось профессиональным поощрением. По приказу адмирала Кук продолжал картографирование реки Святого Лаврентия до 1762 года. Карты опубликованы в 1765 году.
Джеймс руководил тремя экспедициями, они внесли неоценимый вклад в представление о мире.
Первая продолжалась три года, официальная цель – исследование прохождения Венеры через Солнце. Но секретные приказы предписывали Куку после завершения наблюдений отправляться на поиски Южного материка.
Так как в то время мировые державы воевали за новые колонии, историки предполагают, что астрономические наблюдения – это ширма, призванная прикрыть поиск новых территорий. У экспедиции была ещё одна цель – установление берегов восточного побережья Австралии.
Основная цель в результате была выполнена, но полученные сведения не принесли особой пользы из-за неточных показателей. Вторая задача, открытие материка, выполнена не была. Южный материк открыли русские моряки в 1820 году. Было доказано, что Новая Зеландия – это два отдельных острова, которые разделены проливом (ныне – пролив Кука). Удалось нанести на карту часть восточного берега Австралии, который до этого не был исследован.
Во втором плавании конкретная цель, поставленная перед Куком, неизвестна. «Исследование южных морей» было слишком обтекаемой формулировкой. С уверенностью можно сказать, что продвижение в южном направлении было вызвано желанием Джеймса отыскать Южный материк. Но, скорее всего, Кук действовал не только исходя из личных инициатив.
Целью третьей экспедиции было открытие северо-западного водного пути. Она не была достигнута, но были открыты Гавайи и остров Рождества. 16 января 1779 года Джеймс Кук причалил к одному из Гавайских островов. Жители острова собрались на берегу, мореплаватель оценил их количество в несколько тысяч. Гавайцы приняли Кука за своего Бога. Сначала между экипажем и туземцами установились хорошие отношения, но количество краж, совершаемых гавайцами, увеличивалось. Возникающие стычки становились всё горячее.
Ощущая накал обстановки, 4 февраля эскадра покинула залив, но из-за шторма кораблям был нанесён серьёзный урон. 10 февраля корабли вынуждены были вернуться, но отношение гавайцев стало откровенно враждебным. 13 февраля с палубы одного из кораблей пропали клещи. Попытка ввернуть украденную вещь закончилась столкновением.
На утро следующего дня украли уже баркас. Кук хотел вернуть имущество, попытавшись взять заложником вождя. Когда Джеймс в окружении своих людей вёл пленника на борт, тот прямо у берега отказался идти дальше. В этот момент среди гавайцев разнёсся слух об убийстве англичанами местных жителей, что спровоцировало новую стычку. Капитан Джеймс Кук и четверо матросов скончались от рук гавайцев в ходе этих событий 14 февраля 1779 года.
Ещё в 1762 году, когда Кук вернулся в Англию, 21 декабря этого же года он женился на Элизабет Баттс. У них родились шестеро детей. Джеймс и Элизабет жили в восточной части Лондона. Первый ребёнок, которого назвали Джеймсом, прожил 31 год. Жизнь остальных оказалась сравнительно коротка: двое детей дожили до 17 лет, один ребёнок – до 4-х, а ещё двое не прожили и года.
Смерти, следующие одна за другой, стали тяжёлым испытанием для миссис Кук. Но после гибели мужа Элизабет прожила ещё 56 лет, скончавшись в 93 года. Жена всегда восхищалась Джеймсом, оценивала поступки других в сравнении с его честью и моральными убеждениями. Когда Элизабет хотела выказать неодобрение, она говорила: «Господин Кук никогда этого не сделал бы». Перед смертью миссис Кук пыталась уничтожить личные бумаги и переписку с любимым мужем, считая, что их содержимое слишком священно для чужих глаз. Её похоронили в семейной усыпальнице в Кембридже.
Как дань памяти великому моряку Джеймсу Куку:
– Пролив Кука, разделяющий Новую Зеландию, открыт Джеймсом в 1769 году. До открытия моряка Абель Тасман считал его заливом.
– В честь моряка назван архипелаг в Тихом океане.
– В честь первого судна Кука назвали модуль космического корабля. В ходе полёта осуществлена четвёртая высадка людей на Луну.
– Памятник Джеймсу Куку был открыт в 1932 году, 10 августа, на площади Виктория в городе Крайстчерч. Идея увековечить великого мореплавателя принадлежала местному букмекеру и филантропу – Мэтью Барнетту. Он и организовал конкурсный проект, а после самостоятельно оплатил работу талантливому скульптору Уильяму Тезевею и подарил памятник городу.
– Кратер на Луне, который назвали в честь моряка в 1935 году.
Существование Антарктиды предполагали многие путешественники, в их числе Джонатан Свифт, Америго Веспуччи, Джеймс Кук. У русских мореплавателей тоже зародилась идея об экспедиции в южные широты для поиска шестого материка. Практический шаг к подготовке экспедиции к Антарктиде сделал Крузенштерн. В 1819 году он отправил морскому министру де Траверсе письмо, в котором обосновал необходимость экспедиции к Южному полюсу.
Хотя практического смысла для России в таком путешествии было мало, оно имело огромный научный интерес. Морское министерство проект одобрило и подготовило два корабля, назначив капитанами опытных мореплавателей. Шлюпом «Восток» командовал Беллинсгаузен, а шлюпом «Мирный» – Лазарев.
Фаддей Беллинсгаузен был немецкого происхождения. Он родился 9 (20 по новому стилю) сентября 1778 года. Настоящее имя великого мореплавателя – Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен, и появился он на свет на острове Эзель вблизи Эстонии, который сегодня называется Сааремаа. Отец принадлежал к аристократическому роду балтийских немцев Беллинсгаузенов и воспитывал мальчика без жены – мать Фабиана умерла во время родов. Детство, проведённое в месте, со всех сторон окружённом морем, наложило свой отпечаток – о службе на флоте Беллинсгаузен грезил, ещё будучи ребёнком.
Когда Фабиану исполнилось 10 лет, умер его отец, и мальчика в 1789 году отправили учиться в морской кадетский корпус в Кронштадте, где его «русифицировали» до Фаддея Фаддеевича. Учёба давалась ему без труда, и уже в 1795-м Беллинсгаузен стал гардемарином. Через год юноша вышел в первое в своей биографии плавание – в Англию. Когда учёба подошла к концу, Фаддей был произведён в мичманы, а в 1979 году Беллинсгаузена отправили служить в Ревельскую эскадру, под парусами судов которой моряк ходил в плавания до 1803 года.
Несколько раз юноше приходилось работать под командованием вице-адмирала Петра Ханыкова, и Фаддей, очевидно, произвёл на него благоприятное впечатление. Во всяком случае, когда в 1803 году Иван Крузенштерн начал набор команды в первое в истории России кругосветное плавание, Ханыков порекомендовал путешественнику взять Беллинсгаузена с собой.
Иван Фёдорович оценил способности моряка: описывая путешествие, он особо отметил то, как умело Беллинсгаузен зарисовывал карты, и упоминал не только его офицерские навыки, но и таланты гидрографа. Когда в 1806 году кругосветка подошла к концу, Фаддей Фаддеевич ступил на землю капитан-лейтенантом, после чего был назначен командовать фрегатом Балтийского флота. Позже он участвовал в военных действиях: в русско-шведской войне был командиром фрегата «Мельпомена» и полгода в Финском заливе следил за вражескими судами.
В 1811 году Фаддею Фаддеевичу поручили командовать уже гребной флотилией в Риге, а ещё через год перевели управлять фрегатом «Минерва» в Чёрное море, во время службы на котором он получил новое звание – стал капитаном 2 ранга. Походы по Чёрному морю Беллинсгаузен сопровождал тщательной картографической работой и исправил множество ошибок своих предшественников. Однако завершить работу не успел – в 1819 году его срочно вызвали в столицу.
Выяснилось, что группа российских мореплавателей выдвинула инициативу собрать экспедицию для обнаружения Южного материка, а Александр I одобрил эту идею. Задачами грядущего плавания стали обнаружение Антарктического полюса и приобретение дополнительных «познаний о нашем земном шаре». Для экспедиции подготовили два шлюпа – «Восток» и «Мирный», причём второй был перестроенным ледоколом, раньше носившим имя «Ладога». Командовать «Мирным» было поручено Лазареву.
Михаил Петрович Лазарев родился 3 (по старому стилю) ноября 1788 года во Владимире в дворянской семье. Отец будущего адмирала, Пётр Гаврилович, скончался, когда Михаил был подростком. Однако до этого он успел отправить будущего мореплавателя и двух его братьев на учёбу в Морской кадетский корпус. По другим сведениям, в корпус мальчиков определили уже после смерти отца, с помощью генерал-адъютанта Христофора Ливена.
В учёбе Михаил, обладавший острым умом, проявлял усердие и в итоге оказался одним из 30 лучших выпускников. После окончания учёбы получившего статус гардемарина юношу направили в Англию – знакомиться с устройством британского флота. Там Михаил прослужил до 1808 года, всё это время проведя на судах, вдали от суши. В этот период мореплаватель занимался самообразованием, отводя много времени изучению истории и этнографии.
После возвращения на родину Лазарева произвели в мичманы, и до 1813 года он служил на Балтийском флоте. В этом качестве Михаил участвовал в Русско-шведской войне и войне против Наполеона.
1813 год стал новым этапом биографии Михаила: он был назначен командиром «Суворова» – фрегата, отбывающего в кругосветное путешествие. Финансирование осуществлялось средствами Российско-американской компании, которая хотела улучшить водное сообщение между Санкт-Петербургом и Русской Америкой. 9 октября 1813 года экспедиция была окончательно подготовлена, и судно вышло из порта Кронштадта.
Путешествие продлилось два года. В начале из-за тяжёлых погодных условий корабль был вынужден остаться в шведской гавани, но затем сумел добраться до Ла-Манша. Это было успехом ещё и потому, что в пройденных водах курсировало немало военных кораблей Франции и Дании, которые могли напасть на русское судно.
В британском Портсмуте Лазареву пришлось задержаться на три месяца, так что экватор корабль пересёк только к апрелю, а в Атлантический океан попал в конце весны 1814 года. В августе, приближаясь к Австралии, экипаж услышал грохот канонады – губернатор колонии Новый Южный Уэльс таким образом засвидетельствовал русским свою радость по поводу разгрома союзниками армии Наполеонона.
В начале осени, следуя маршруту, проложенному по Тихому океану, мореплаватели неожиданно заметили очертания суши, которой, судя по карте, не должно было быть. Оказалось, что Михаил Петрович обнаружил новый атолл, названный в итоге, как и корабль, в честь Суворова. К ноябрю экспедиция достигла берегов Северной Америки и высадилась в Ново-Архангельске (сегодня город носит название Ситка), где мореплаватели получили благодарность за то, что сберегли грузы. После зимовки в городе «Суворов» вновь вышел в море и к лету 1815 года вернулся в Россию.
Через четыре года Михаил Петрович был назначен командиром шлюпа «Мирный» – одного из двух кораблей, планировавших добраться до Антарктиды. Так как поиски командующего второго судна, «Востока», затянулись, управлять всей подготовкой путешествия Лазареву пришлось самостоятельно. Сам Беллинсгаузен окончательно был утверждён командиром «Востока» только за месяц до отплытия. В конечном счёте в июне 1819 года «Восток» возглавил Фаддей Беллинсгаузен, а через месяц суда покинули порт и вышли в плавание.
Шлюпы вышли в море из порта в Кронштадте в середине лета 1819 года. К ноябрю суда достигли Рио-де-Жанейро, потом – острова Южная Георгия, где Беллинсгаузен открыл архипелаг Траверсе. 3 января 1820 года они приблизились к группе островов Южный Туле, где столкнулись с огромным количеством айсбергов.
Спустя две недели плавания в южном направлении моряки обнаружили, что поля льда повсюду, куда достаёт человеческий взгляд. К марту 1820 года суда разделились и взяли курс на Австралию через Индийский и Южный океаны, причём вглубь последнего до того никто не заходил. После Австралии корабли исследовали Тихий океан, совершили открытия ряда островов и атоллов, а затем вновь вернулись в порт Джекон, будущий Сидней.
В июле экспедиция подошла к архипелагу Туамоту, где открыла несколько неизвестных ранее атоллов. После корабли взяли курс на Таити, севернее которого обнаружились новые острова. В ноябре 1820 года, когда в Антарктике началась весна, Фаддей Фаддеевич вновь взял курс на Южный полюс. В начале зимы корабли попали в страшную бурю и после этого ещё трижды, пересекая Полярный круг, предпринимали не увенчавшиеся успехом попытки приблизиться к ледяному материку.
10 января 1821 года экспедиция заметила чёткие признаки земли, но льдины не давали никакой возможности проложить к ней маршрут. Ещё какое-то время попытав удачу, шлюпы всё-таки повернули на восток и двинулись к открытым незадолго до этого Шетландским островам. Продолжать экспедицию дальше было невозможно – «Восток» был сильно повреждён и требовал капитального ремонта, и Беллинсгаузен отдал приказ возвращаться в Россию. 24 июля (по старому стилю) 1821 года шлюпы вернулись в кронштадтский порт через 751 день плавания. Итогом экспедиции стало опровержение утверждения Жана Лаперуза о непроходимости льдов за Южным полярным кругом.
Значение экспедиции трудно переоценить – Джеймс Кук в XVIII веке первым достиг морей возле Южного полюса и сообщил, что местные льды полностью непроходимы. Беллинсгаузен спустя 45 лет и это утверждение опроверг, он трижды пересёк Южный полярный круг, причём на судах, совершенно неподготовленных к подобным климатическим условиям.