Благодаря экспедиции были обнаружены Коралловая мель и 29 островов. Участники плавания собрали обширные этнографические коллекции и сделали подробные зарисовки Антарктики и её животного мира. Сам Фаддей Фаддеевич рассматривал экспедицию как служебный долг, дополнительно оказавшийся полезным и для науки.
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен после завершения плавания к Антарктиде был произведён в чин капитана 1 ранга, затем стал капитан-командором. В 1826 году мореплаватель дослужился до чина контр-адмирала и в этом звании участвовал в Турецкой кампании 1828–1829 годов, отличившись при взятии Мессеврии и Инады. В 1843 году Беллинсгаузен стал адмиралом, а закончил службу в российском флоте уже в звании генерала, состоящего при особе Его Величества.
Ещё при подготовке экспедиции к Антарктиде Фаддей Фаддеевич познакомился с будущей женой – Анной Дмитриевной Байковой, но обвенчались они только после возвращения Беллинсгаузена, в 1826 году. Личную жизнь он связал с совсем юной девушкой – Анна была младше мореплавателя на 30 лет.
В браке родились семь детей, из которых выжили только четыре дочери, а ещё одна девочка и двое сыновей умерли во младенчестве. Анна, невзирая на то что супруг был лютеранского вероисповедания, осталась в православии. Анна Дмитриевна много времени посвящала благотворительности и общественной деятельности: помогала церковно-приходской школе, была устроительницей благотворительных вечеров.
Труды её были высоко оценены властями: Анну Дмитриевну наградили Меньшим крестом ордена Святой Екатерины, на обратной стороне которого выгравировали надпись на латыни, гласящую: «Трудами сравнивается с супругом».
В 1839 году жизнь Беллинсгаузена стала окончательно связанной с Кронштадтом: его назначили военным губернатором города и главным командиром порта. Приняв город в запустении, Фаддей Фаддеевич вложил много сил в его обустройство: благодаря Беллинсгаузену в Кронштадте разбили сады и построили библиотеку.
За свою деятельность он получил награды: Императорский военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия, Императорский орден Равноапостольного Князя Владимира, Императорский орден Святого Благоверного Князя Александра Невского, Орден Белого орла, Императорский орден Святой Анны, почётнейший орден Бани, военный орден Святого Людовика.
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен умер 13 января 1852 года, и его смерть стала причиной неподдельной скорби кронштадтцев и служащих флота. Некролог, посвящённый мореплавателю, был напечатан в «Морском сборнике».
11 сентября 1870 года на торжественной церемонии великому мореплавателю установили памятник в Екатерининском парке Кронштадта. Впоследствии именем Беллинсгаузена были названы не только географические объекты, но и лунный кратер. Портреты, изображающие первооткрывателя Антарктиды, помещены на российские и венгерские марки.
Михаила Лазарева по итогам экспедиции произвели в чин капитана 2 ранга. Интересный факт: этому должен был предшествовать чин капитан-лейтенанта, но заслуги мореплавателя признали достойными того, чтобы пренебречь правилами.
Пока Лазарев путешествовал по водам Антарктики, ситуация в Русской Америке осложнялась ввиду возросшей активности контрабандистов. Единственное военное судно не могло обеспечить безопасность территориальных вод. Власти решили выслать в помощь фрегат «Крейсер», оснащённый 36 пушками, а также шлюп «Ладога». Назначенный на «Крейсер» Михаил в этом плавании воссоединился с братом Андреем – тому доверили управлять «Ладогой».
Выход судов состоялся 17 августа 1822 года, сначала они испытывали затруднения из-за сильных штормов. Выйти из приютившего российские корабли Портсмута получилось только к середине осени. Следующие штормы ожидали «Крейсер» после достижения Рио-де-Жанейро. С «Ладогой», пути с которой разошлись из-за бурь, Лазарев встретился только возле Таити.
У берегов Северной Америки суда простояли до 1824 года, а затем отправились на родину. И вновь сразу после выхода в открытое море на корабли обрушилась буря. Но Лазарев решил не пережидать непогоду в Сан-Франциско и, успешно преодолев шторм, в августе 1825-го прибыл в Кронштадт.
За выполнение приказа Михаила Петровича произвели в капитаны 1 ранга. Однако мореплаватель не довольствовался только этим: Лазарев потребовал наград для всего экипажа «Крейсера», включая матросов. 27 февраля 1826 года его отправили командовать 12-м флотским экипажем, а также кораблём «Азов», строящимся в Архангельске. Когда судно сошло со стапелей, «Азов» под руководством Михаила Петровича, а также «Изекииль» и «Смирный» прибыли в Кронштадт.
8 октября 1827 года «Азов», державший курс в Средиземное море, участвовал в Наваринском сражении – крупнейшем морском бое между войсками России, Англии и Франции против турецко-египетского флота. «Азов» под командованием Лазарева успешно уничтожил пять турецких судов, а также флагманский корабль Мухаррем-бея. Наградами за успехи в бою Михаилу Петровичу стали звание контр-адмирала и три ордена – греческий, французский и английский, а корабль получил Георгиевский флаг.
В период с 1828 по 1829 год Лазарев управлял блокадой Дарданелл, затем вернулся на командирскую должность в Балтийском флоте, а в 1832-м его назначили начальником штаба Черноморского флота. На этом посту Михаил Петрович сделал многое – в частности, стал основоположником новой системы обучения матросов. Теперь моряков готовили в море, сделав обстановку максимально похожей на боевую.
Также вкладом Лазарева стали организация снабжения флота артиллерией и судами более высокого уровня, начало оснащения пароходами. Именно тогда был построен первый для российского флота пароход из железа, а кадет начали учить, как ходить на подобных судах.
Помимо заботы о повышении качества кораблей и уровня подготовки экипажей, Михаил Петрович реорганизовал жизнь моряков и их семей на берегу: открыл школу для детей матросов, увеличил фонды Морской библиотеки в Севастополе, приложил все силы к улучшению работы гидрографического бюро. В 1843 году Михаила Петровича Лазарева произвели в чин адмирала.
Ещё в 1835 году мореплаватель решил навести порядок в личной жизни и вступить в законный брак. Его женой стала Екатерина Фан-дер-Флит, дочь губернатора Архангельска, девушка была на 24 года младше супруга. В браке родились шестеро детей, двое из которых, Пётр и Александра, умерли в детском возрасте.
В конце жизни Михаил Петрович тяжело болел, но продолжал работать. Это отмечено даже Николаем I в переписке – тот упоминал, что Лазарев не щадит себя, и опасался, что это осложнит течение болезни.
В 1851 году адмирал вместе с супругой и дочерью отбыл в Вену, надеясь, что европейские врачи смогут помочь справиться с недугом. Однако рак стал только агрессивнее, и Лазарев окончательно слёг, хотя старался не подавать виду о том, сколько мучений приносит болезнь. Просить у государя, благоволившего ему, позаботиться о семье Михаил Петрович не пожелал, как не желал никогда и ни у кого просить помощи.
Заслуги Лазарева перед отечеством характеризуют его награды: орден Святого Георгия 4-й степени, орден Святого Владимира 4-й степени, орден Святого Владимира 3-й степени, орден Святого Владимира 2-й степени, орден Святого Андрея Первозванного, орден Святого Владимира 1-й степени, орден Белого орла, орден Святого Александра Невского, Командорский крест ордена Спасителя, орден Бани, орден Святого Людовика.
Мореплаватель скончался 11 апреля 1851 года в Вене, причиной смерти стал рак желудка. Тело Михаила Петровича отвезли на родину, в город Севастополь, где похоронили в склепе Владимирского собора.
Средства для установки памятника адмиралу собрали в день похорон. Открытие монумента состоялось в 1867 году, однако этот памятник не сохранился. Сегодня бюсты мореплавателя установлены в Лазаревском, Николаеве, Севастополе и Новороссийске.
При жизни Михаила Петровича его портреты писали многие художники, в том числе гениальный маринист Иван Айвазовский. Кроме этого, изображения Лазарева можно найти на марках и конвертах времён СССР.
Одним из наиболее разносторонних исследователей в истории человечества, натуралистом, путешественником, автором теории эволюции был Чарльз Дарвин. Родился учёный 12 февраля в многодетной семье в городе Шрусбери графства Шропшир. Отец мальчика занимался финансами и при этом был успешным врачом. Деятельность Роберта Дарвина позволяла семье жить безбедно.
Мать мальчика умерла в 1817 году, и заботы о воспитании сына легли на плечи отца. В том же году Чарльз начал курс обучения в местной дневной школе, а через год был переведён в англиканскую.
Юный Чарльз был весьма неглупым ребёнком, но при этом не любил учиться и считал школьную программу крайне скучной. В свободное от учёбы время предпочитал собирать и изучать насекомых, ракушки, необычные камни. Наблюдал за природными процессами – цветением деревьев и кустарников, течением рек, направлением ветра. Увлекался охотой и рыболовством.
В 1825 году отец внял просьбам сына и отправил его учиться в университет Эдинбурга. Роберт хотел видеть в мальчике продолжателя врачебной династии. Особо много времени мальчик посвятил изучению биологии, в частности морских беспозвоночных, водорослей. Увлекался таксидермией, натуральной историей и геологией. Принимал активное участие в деятельности университетского музея, где была собрана крупнейшая в Европе коллекция растений. После двух «ужасно скучных» лет, проведённых в университете, забросил учёбу. По настоянию разгневанного отца решил перевестись на богословский факультет Кембриджа. Абитуриент вдумчиво читал церковные книги, готовясь к поступлению, занимался индивидуально с преподавателем в родном Шрусбери.
Годы обучения запомнились ему уроками верховой езды, охотой, коллекционированием жуков, изучением литературы, математики, физики, географии. Окончил он образование в 1831 г. Несмотря на то что особыми успехами за время обучения не блистал, полученные знания позволили Дарвину оказаться в списке десяти лучших выпускников. После окончания университета стал ещё больше сомневаться в истинности догм христианства.
В нескончаемых поисках реализации потенциала учёный знакомится со знаменитым ботаником Джоном Хенслоу, который принял выпускника в команду исследователей природы Южной Америки на корабле «Бигль». Отец Чарльза был против путешествия, считая его напрасной тратой времени. Только благодаря вмешательству дяди, Джозайи Веджвуда II, Роберт Дарвин сдался и дал напутственное благословение сыну. За более чем пятилетнее путешествие команда побывала в Перу, Аргентине, Чили, Бразилии, Европе, Австралии, Африке.
На Галапагосских островах исследователя особо заинтересовали пересмешники, которые несколько отличались от обитающих в Англии. Привлекли его внимание также черепахи, виды которых различались даже на соседних островах. Учёный с интересом изучал местные территории, флору и фауну. Результатом экспедиции стала огромная коллекция камней, минералов, трав, чучел животных и птиц. Были сделаны описания внешнего вида и анатомии многих беспозвоночных.
Все наблюдения были занесены в дневник, на который и опирался Чарльз при написании научных трудов в последующие двадцать лет. Исследования были опубликованы под названием «Путешествие вокруг света на корабле „Бигль“». Исследователь получил мировую известность как в научной среде, так и у обычных читателей. Помимо этого у Чарльза сформировались призвание и смысл в жизни – Дарвин не видел себя вне науки. В пятилетнем путешествии Дарвин вырос как учёный. После завершения экспедиции Чарльз перебирается в Кембридж, но очень скоро переезжает в Лондон, где вступает в общество учёных, с которыми преимущественно общается на протяжении следующих пяти лет.
Этот период жизни Чарльза ознаменован бурной плодотворной деятельностью – им были написаны фундаментальные труды, многие часы проведены в жарких дискуссиях. За любовь к упорному стремлению доказать свои мысли и идеи исследователя выбирают главным секретарём общества геологов. Но жизнь в крупном городе всё больше и больше давит на учёного, а организм всё хуже справляется с атакующими его болезнями. В 1839 году он женится на Эмме Вэджвуд и уже в 1842-м переселяется в приобретённое поместье Доун. Впоследствии жена родит Дарвину десять детей. Вдали от городской суеты Чарльз может полностью посвятить себя любимым занятиям – прогулкам, рыбалке, охоте, наблюдению за природой.
Солидное наследство и доход от написанных книг позволяют с головой окунуться в любимые дела. В 1842 году им был написан труд «Зоология путешествия на „Бигле“».
В 1859 году была опубликована революционная на тот момент книга «Происхождение видов путём естественного отбора». Доводы автора шли вразрез с принятым в обществе мнением, подкреплённым постулатами Библии о сотворении мира. Труды подробно описывали, почему стоит рассмотреть возможность миллионов лет самостоятельного развития природы – растений, животных, человека. Впоследствии теория была названа именем исследователя – дарвинизм.
Идея была тщательно подкреплена полученным в ходе многолетних наблюдений материалом. Дарвинизм становился весьма популярным и, несмотря на скандальность, принёс учёному неплохую прибыль. В 1862 году вышла книга «Опыление орхидей», затем – «Карабкающиеся растения» и «Насекомоядные растения». В 1868-м – продолжение «Происхождения видов…» – «Изменение домашних животных и культурных растений». В 1871 году вышла в свет книга «Происхождение человека и половой отбор», а в 1872-м – «Выражение эмоций у человека и животных», в которой учёный рассматривал происхождение человека от обезьяноподобных предков. Конечно, они не имели такой популярности, зато позволили учёному получить несколько престижных наград, среди которых – Коплеевская золотая медаль от Лондонского королевского сообщества. В последующие годы он стал почётным доктором наук Бреславльского, Боннского, Лейденского университетов, а также членом-корреспондентом Петербургской академии. Следует отметить, что русская православная церковь не жаловала труды учёного и всячески старалась его очернить. На защиту пришлось встать многим представителям интеллигенции. Алексей Константинович Толстой активно защищал то, что доказывал учёный.
Чарльз Дарвин стал в один ряд с самыми видными учёными всех времён и народов. Его работы, доказывающие происхождение живых существ от общих предков, являются основой современной синтетической теории эволюции, биологии, а также генетики.
Знаменитый учёный умер 19 апреля 1882 года в возрасте семидесяти трёх лет. Несмотря на мировую известность, потомкам он запомнился как человек скромный, дружелюбный, тактичный. Чарльз Дарвин, биография которого изучается во всех современных вузах, похоронен в Вестминстерском аббатстве, рядом с Исааком Ньютоном.
Не всегда для получения ценных сведений нужно посылать целую экспедицию. Иногда с этим может справиться и один человек. Когда люди каждый день пьют чай, они и не подозревают, что так было не всегда. Пару веков назад далеко не каждый мог позволить себе такое удовольствие. Чай производился только в Китае и стоил дорого. При этом лучший чай китайцы оставляли себе, а сорта похуже продавали британской Ост-Индской компании в обмен на опиум, который англичане выращивали в Индии.
Но однажды китайцы заявили, что опиум им больше не нужен, так как они научились производить его сами. Тогда и англичане решили выращивать чай. Для этого у подножья Гималаев было найдено подходящее место. Но попытки выращивания чая закончились провалом. Кустики вырастали, но их листья отдавали горечью. Требовались другие сорта, такие как у китайцев.
И вот в 1840 году созрел план заброски в Китай своего агента. Для этого выбрали 35-летнего шотландца по имени Роберт Форчен, который разбирался в ботанике и знал китайский язык. Форчен работал куратором ботанического сада в Челси. У него уже был определённый опыт. За несколько лет до этого он уже проникал в Китай инкогнито и привёз оттуда коллекцию неизвестных в Британии цветковых растений. Правда, Королевское общество садоводов, по заданию которого он отправлялся в Китай, присвоило себе всю прибыль.
Предприятие было для Форчена очень рискованным – в Китае с лазутчиков живьём сдирали кожу. Но Форчен решил рискнуть. Он заключил с Ост-Индской компанией договор, который гарантировал ему в случае удачи безбедное существование. По договору за чай его доля составляла 500 фунтов в год. Но если он привезёт и другие растения, представляющие интерес для страны, то вся прибыль пойдёт только ему.
Для того чтобы перевоплотиться в китайца, Форчен обрил голову, сзади заплёл косичку и надел одеяние китайского мандарина. И вот под именем Синг-Ва он появляется в Шанхае, пьёт чай из фарфоровой пиалы без молока и сахара. На китайской плоскодонке он плывёт вверх по реке Янцзы. Он пробирается в глубь страны, где не бывал ещё ни один европеец.
По пути он высаживается на берег, собирает образцы растений и семена. Всё это он раскладывает по кувшинам и корзинам. Местным жителям он говорит, что он большой начальник из северной провинции. Люди с трепетом падают на колени перед такой важной персоной. Ему торопятся услужить и открыть кое-какие секреты.
На первой же чайной плантации он узнал важную вещь. Чёрный и зелёный чай, оказывается, вовсе не разные виды. Просто листья с одного и того же куста обрабатывают по-разному. Оказалось также, что чай, который продают британцам, опасен для здоровья. Этот чай китайцы подкрашивали, используя в качестве красителя одну из разновидностей цианида, и британцы много лет травились этим напитком.
Форчен изъявил желание самолично побродить по плантациям, уверяя, что ему нравится вдыхать аромат цветущих кустов. При этом он собирал образцы почвы, листья, семена и ветки. Ему даже помогали раскладывать всё это по ящикам и корзинам. Всего Форчен упаковал 10 000 чайных семян и 13 000 молодых кустиков.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги