Первым царем Самуил поставил, по избрании Господа, праведного Саула («тот, о ком попросили»), который соединил все племена и нанес ощутимое поражение своим врагам, но, не выполнив указание Господа, потерял Его благорасположение, стал хмурым и подозрительным, погиб при битве с филистимлянами, где потерпел большое поражение своего войска.
После гибели Саула, около 1000 г. до н.э., племена Иудеи поклялись в верности Давиду («возлюбленный»), который ранее прославился своими победами над их врагами. После семилетнего правления Сауловского наместника в Израиле, и его убийства, Давид был признан также и царем всего Израиля, перенес столицу из Самарии («Шомром» – озн. «сторожевая крепость», столица израильского северного царства, основана Амврием, царем Израиля, около 880 г. до Р.Х. на холме, купленного им у Семира и названного в честь него) в Иерусалим.
Изначально город Иерусалим был основан племенем иевусеев, к которым затем подселились аморреи, хетты и ферезеи бок о бок мирно живя. В древности звался городом Иевусом, что означает «площадка для молотьбы», а также по их поклонению – «Урусалим», что значит «город бога Салима», т.е. «город мира», «город бога мира», где «уру» – город, «салим» – имя бога, а также «мир»; современное соединительное звучание приняло форму «Иерусалим»; завоеван евреями при царе Давиде и некоторое время носил его имя. P.S.: Поскольку идолопоклонники назвали свой город городом бога мира, то Бог-Творец не мог не обратить на это внимание, и потому Он отдал этот город тем, кто несет правдивое знание о Боге всего мира, поскольку же идолопоклонство оказалось и в их среде, то Бог развил неприязнь к этим глупым умникам во всех близлежащих к ним народах, и теперь за этот город идет столкновение интересов быть ли ему городом бога гармонии, или городом Бога, общим творческим процессом Который допустил иллюзию гармонии.
Давид был человеком ортодоксальных взглядов, он поклонялся только Господу, строго пресекая идолопоклонство в народе, за что Господь его благословил, раздвинув границы его царства, покорив ему и успокоив всех соседних народов. Своему сыну Соломону («процветание», «благоденствие», «мир», а также «совершенный», «целостный») Давид оставил крепкое, процветающее государство.
При Соломоне престиж Израильского государства распространился далеко за его пределами. Царствование Соломона названо «золотым веком» в истории Израиля. По великолепию, богатству и божьей мудрости никто не мог сравниться с Соломоном. Более всего Соломон прославился строительством Иерусалимского Храма, который еще задумал его отец Давид, для обитания в нем Бога евреев. «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни».
Комплекс храмовой горы и непосредственно сам храм был построен в стиле классицизма (ступенчатость, башенки, колонны, блочность, арочность; наименование 17 в. «классицизм» – что значит образцовый, лишь увенчало этот стиль периода многих тысячелетий). Это говорит о том, что прославлять Бога может любой архитектурный стиль. Но в истории человечества всё равно доминантным явлением классицизм остался, по крайней мере, до сегодняшнего времени, в большей степени выражением взгляда на мир как на отдельную субстанцию (такое представление о мире даже нонсенсом присутствуют в иудействе и христианских церквах). Поэтому, несмотря на то, что в иудее-христианской традиции классицизм стал фактором творительного начала, он вместе с тем, там же в иудее-христианской традиции, с таким же успехом выполняет роль эволюционизма-рождения-становления посредству энергетических всплесков. Кроме того, к этому следует прибавить весь остальной мир классицизма, прославляющий всевозможные мистико-языческие поверья народов мира и религии не творительно-спасительного действия. Поэтому, суммируя, классицизм своим состоянием украшенной ступенчатости стал прекрасным олицетворителем лестничной структуры мистицизма, слившись в тысячелетиях воедино, и потому, в большей степени, стал выражением мистических настроений человечества, до настоящего времени, де факто, выступал и выступает символом фундаментальности эволюционистического взгляда на мир, пиковая форма которого раскрылась в XX в. в доктринах построения коммунизма и фашистского нацизма (внимание, ещё раз – коммунизм и нацизм это полнообъёмное воплощение классической философии).
Непосредственно в представлении евреев в классическом стиле храмовой горы проявился наибольший уход от зиккуратизма, но лишь наибольший уход, не полный, поскольку даже само имя Соломона в значении «целостный» указывает на прежнее присутствие в этом народе культа целостности мира. Поэтому в данном случае сложилась двойственная ситуация, когда внешняя монументальность выражает полное олицетворение Бога-Творца, или, по-другому сказать, изначально относившееся к иллюзии целостности искусство стало прославлять абсолютное творительное начало, а внутренне еврейское общество по-прежнему было сильно идеями зиккуратизма, на века сохранившие в себе образ «единства противоположностей» – гуманизма-нацизма, равенства и лучшести.
Несмотря на благоприятный период соломоновского царствования к концу своей жизни Соломон начал олицетворять второе значение своего имени, «единством противоположностью» стал удаляться от Господа. Многочисленные иноплеменные жены склонили его к либеральным духовным взглядам. Соломон построил для них их идоложертвенные капища, что является мерзостью для Господа. Бог послал пророка Своего Ахию (» (мой) брат Яхве») к Иеровоаму («да умножится народ»), смотрителю Соломонова, чтобы тот открыл ему Свое намерение: «Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен, а одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израилевых» (3 Царств 11:31—32).
К концу правления Соломона, т.е. по мере проявления либерализма к идолопоклонству, экономическое состояние простого народа становится все более тяжелыми. Несмотря на то, что внешне царство процветало, утяжеленное налоговое бремя постепенно накаляло социальное напряжение. Когда воцарился сын Соломона Ровоам («умножающий народ») еврейское общество просило его смягчить налоговое бремя, на что Ровоам, очевидно имея в сердце «умножающую» гармонию, т.е. универсальное средство умножения через наслаждение, ответил своему народу: «если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» (3 Царств 12:11). Тогда весь народ увидел, что царь преисполненный своей ненавистью, не идет ему навстречу, сказал себе «какая нам часть в Давиде?», и отошли от него к Иеровоаму, смотрителю Соломона, побив насмерть посланного от Ровоама сборщика подати. За Ровоамом осталось только два колена, находящиеся к югу Иудина и Вениаминова, затем к ним присоединились не имевшие своей территории Левиты, колено священнослужителей. Так, в 930 г. до н.э. образовалось два царства – северный Израиль с Самарией и южная Иуда с Иерусалимом. Имея цель спасения всего человеческого рода, Бог не перенес все царство из одних рук в другие, а разделил его для того, чтобы оставить связующую духовную нить между Давидом, назвав его светильником рода и будущим Спасителем всего человечества.
Царство Израиль просуществовало 250 лет, за это время ни один из 19 его царей не почитал Бога, вообще, для израильтян было характерно закоренелое идолопоклонство. Осада ассирийцами и падение ее столицы Самарии, при царе Осии (» (от Господа) спасение») в 722 г. до н.э., означало конец Израильского царства. После недолгого пребывания Израиля под властью Ассирии он взбунтовался и выступил против, но потерпел полное поражение. Многие израильтяне погибли, других угнали в плен, некоторые осели затем в разных частях Ассирийского царства, сам Израиль стал провинцией Ассирии. На месте израильского царства стало возникать, в процессе смешения немногочисленно оставшихся израильтян и пришедших иноземных народов, в основном их изгнанников, новая общность, получившая название «самаритяне», сохранившие веру в Бога Израиля, но, впоследствии презираемые и нередко преследуемые самими израильтянами.
Иудейское царство просуществовало после падения Израиля еще 135 лет. Ею правили потомки по прямой линии царя Давида, 19 царей и одна царица, постоянно сменяя в чередовании состояние народного религиозного подъема религиозным упадком, в первую очередь зависимые от духовного настроения самого царя (в свою очередь являвшиеся отражением своего народа, в котором было все, и вера, и идолопоклонство). В 734 г. до н. э. Израиль и Дамаск совместно напали на Иудею, осадив Иерусалим. Пророк Исаия («Господь – помощь, спасение») советовал иудейскому царю Ахазу («он захватил») сохранять спокойствие, т.к. угроза носила лишь временный характер, из-за намерений Ассирийцев нанести удар с севера по Израилю и Дамаску. Но, Ахаз не внял словам пророка и обратился к Ассирии за помощью, попав тем к ней в вассальную зависимость, с выплатой ежегодной большой дани. Эта тяжелая зависимость сохранилась до 612 г. до н.э., когда под ударами мидян, вавилонян и пришедших с севера кочевников скифов пала Ниневия, столица Ассирии. Лишь последние 10 лет до падения Ниневии, Иудея была свободной и независимой, и царь Иосия («Господь поддерживает») мог свободно проводить реформы.
После падения, Палестина стала заманчивой территорией двух цивилизаций, Египта и Вавилона. В 609 г. до н.э. в столкновении с Египетскими войсками погиб царь Иосия и Иудея попала под власть Египта, но вскоре Вавилонский царь Навуходоносор доказал свое превосходство и установил контроль над всей Палестиной. Иудейский царь Иехония («Яхве укрепит») поднял восстание, закончившееся его капитулированием, после чего произошло первое переселение иудеев в Вавилон. Через несколько лет восстание поднял наследовавший трон Седекия («Господь – моя правда»). Его итогом стало взятие Иерусалима в 587 г. до н.э., разрушение Храма и дворца царей, пленение и переселение в Вавилон всех его знатных жителей, остальные евреи спаслись бегством в Египет, царь Седекия был пленен и заточен, его сыновей убили на его глазах. Иудейское царство прекратило свое существование.
В отличие от рассеянных по всей Ассирийской земле изгнанников из Самарии и считавшихся среди евреев потерянными, иудеям было разрешено строить в Вавилонском царстве свои поселения, что способствовало сохранению их культуры, языка и истории. Так, Бог, сохраняя культуру больше иудейскую, чем израильскую по причине будущего пришествия Спасителя мира из рода иудеев.
В 539 г. до н.э. основатель Персидского государства Кир совместно с соседствующим мидийцем Дарием напали и захватили Вавилон. Вавилонский царь Валтасар был убит, а Дарий и Кир разделили между собой власть над империей. Через два года Дарий скончался, и Кир стал единолично править всей империей. Пророк Даниил («Бог мне судья»), находящийся в Вавилоне на особом уважении по его умению точно трактовать различные сны и видения, предсказывать некоторые судьбы, указывал новому царю, Киру, на давнее пророчество Иеремии («Яхве возвысит»), согласно которому Кир явился исполнителем воли Божьей в наказании Вавилона за его распутство, и дальнейшее его предначертание свыше как освобождение иудейского народа. Кир проникся доверием к словам Даниила и в 538 г. до н.э. распорядился по освобождению иудеев и др. народов. «Так говорит Кир, царь Персидский: все царство земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева».
Большая часть иудейского народа осталась жить в Вавилоне. Первые пришедшие в земли иудейские в количестве 50.000 человек, которых привел князь по линии Давидова Зоровавель (» (семя (потомство) вавилонское»), сразу постановили храмовый алтарь и возобновили постоянное богослужение. В 516 г. до н. э. Иерусалимский храм, преодолевая различные сопротивления, был полностью построен и торжественно освящен, сам же город лежал в руинах. Вторую группу возвратившихся в Иудею возглавил книжник Ездра («помощь»), приблизительно в 458 г. до н.э., который стал ревностно бороться за духовную чистоту, найдя в своем народе отступление. В 457 г. последовал указ, давший Иудеи статус самостоятельной области. С этого момента Иерусалим снова становится центром страны. Третью группу, ранее возвратившуюся в Иудею, но затем из-за всеобщей разрухи вернувшиеся обратно в Персию, возглавил Неемия («Господь утешил»), состоявший на службе при дворе персидского царя, в 441 г. до н.э. получил высочайшее разрешение направиться в Иерусалим на его восстановление.
В это время иудаизм становится религией, идет обрабатывание всех книг с делением учения на три части: Тору, Пророков и Писание. Торе, Пятикнижию Моисеева закона, отводилось уже большее значение. Происходит распространение синагог, где в отличие от единого храма не происходило жертвоприношения. В синагогах молились, читали, изучали и толковали Писание. Свое начало синагоги ведут из Вавилонского плена, где евреям было необходимо где-то собираться для совместной молитвы.
В отличие от зданий само политическое устройство, статус иудеи не был восстановлен в первоначальном виде, Иудеей правил хоть и еврей, но все же персидский наместник, что сильно волновало всех т.с. благочестивых евреев, считая этот факт недопустимым в Богом выделенной, значит, по их мнению, возвышенном народе. Все иудеи жаждали политическую самостоятельность, но не через осуществление завета с Богом их отцов, лежащий на их народе, их духовной связи, а чисто политическим, буквенно-законным, энергетическим устройством, т.е. новым племенным объединением, созданием новой монархии, которая должна была возродиться, по предсказанию пророков, в роду Давида, несущий им мир и процветание. Так, соединяя понятия монархии и духовного завета, всех царей из династии Давида они называли «помазанниками Господними» – еврейское «Машиах», русское «Мессия», означающее помазанник, по-гречески же помазанник означает «Христос».
Всё более эгоистично рассматривая свою избранность, как своего рода превосходство над другими народами, евреи не хотели допускать самой мысли о возможно более значительной цели Бога, нежели их покровительство, по-своему узко рассматривая Создателя, как волшебную палочку, принадлежащую только этому «избранному» народу, для решения его собственных, эгоистических интересов и не допуская между ними ни какого недопонимания, изгоняя всех критикующих их пророков, выворачивая в толковании их предсказания, соразмерно личного представления о счастье. Поэтому у евреев появляется мысль о приходе к ним потомка Давида в образе царя-помазанника, Мессии, который должен освободить их от политической зависимости и дать им собственное, исключительное от всех, процветание, в принципе, стали ждать искусного политика, который, с одной стороны, сможет объединить всех евреев, с другой, уже понимая, что, даже объединившись, они не всемогущи, договориться о мире с другими государствами, что в целом было, на тот момент времени, да и последующем, лучшим способом их существования.
С V по III вв. до н.э. греки боролись с Персами за обладание территории на Ближнем Востоке. В 333 г. до н. э. Александр Македонский соединенными силами вторгся в Персию, одерживая победу за победой над Дарием III. Он установил греческое господство над всем Восточным Средиземноморьем и прилегающими обширными территориями, на востоке вплоть до Индии, на юге завоевав Египет. Скоро сильная греческая культура стала доминировать на всей захваченной ею территорией, стала называться эпохой эллинизма.
После смерти Александра в 323 г. до н.э. его империя распалась, частями которых стали править военноначальники Александра. Один из этих частей бывшей империи, Египет и Сирия, стали вести борьбу между собой за обладание Палестиной. В III в. до н. э. Палестиной правил Египет под властью династии Птолемеев, а во II в. до н. э. Палестиной правило царство Селевкидов, располагавшееся на территории Сирии. Эти царства получили свое название по имени их первых правителей.
Со временем власть Селевкидов постепенно ослабевала над Палестиной из-за внутренних расколов и междоусобицы, и уже ко второй половине II в. до н.э. евреям удалось добиться полного самоуправления в империи Селевкидов, перешедшая затем в полную независимость Иудеи, которая затем подчинила себе соседние регионы – Идумею (Едом) на юге и Галилею на севере. В это время в Иудеи правили первосвященники семьи Хасмонеев (Маккавеев), рода Хасмона, которые в свое время подняли восстание против Селевкидского царя Антиоха IV Эпифана, добившись тем большей независимости для евреев (священник Маттафия («дар Яхве») Хасмоней с пятью своими сыновьями, среди которых Иуда («хвала») Хасмоней в дальнейшем возглавил восстание, но был убит, и тогда борьбу возглавил Ионафан («Яхве дал») Хасмоней).
Становление Хасмонеев первосвященниками, первый из которых был Ионафан, тем же Антиохом для большей своей поддержки, было встречено неоднозначно различными, к этому времени образовавшимися, религиозно-политическим партиям, такие как фарисеи – ревнители закона, саддукеи – богатые аристократы, склонные к эллинизму, ессеи – гордые религиозные подвижники, зилоты и сикарии – крайне воинственные радикалы, ревнители религиозной чистоты. Ведь этим событием прерывалась 800 летняя цепь первосвященников рода семьи Садока («праведный»), поставленным к Иерусалимскому храму еще Давидом.
Став первосвященниками Хасмонеи, вначале в лице Симона («Бог услышал»), закрепили это право за своей семьей, затем приемники Симона присвоили себе в дополнении к первосвященству и царский титул. Если первые Хасмонеи руководились патриотическими побуждениями, то их наследники вступили между собой в жестокую борьбу за овладение трона. Междоусобица переросла в гражданскую войну, ослабевая друг друга, в которую в 63 г. до н.э. вмешались римские войска, под командованием Гнея Помпея, приглашенный Гирканом II для борьбы за власть против своего брата Аристобула II, который укрепился в Иерусалиме. Иудея стала зависимым от Рима царством.
Рим сначала II в. до н.э. вел активную политику на Ближнем Востоке, и уже владел Сирией, а в 63 г. до н.э., оказывая поддержку одной из противоборствующих сторон, установил свой контроль над Иудеей. Вначале Хасмонеям удавалось сохранить за собой политическое влияние, но в 37 г. до н. э. Рим поставил царем Иудеи Самарии и Галилеи своего наместника Идумея Ирода (гр. «потомок героя»).
Ирод умел строить свои отношения с Римом, но никогда не пользовался уважением у своих подданных евреев, хотя и предпринимал некоторые популярные действия, например реконструкция Храма, добился у Рима некоторых привилегий для евреев, живших за пределами Иудеи, построил ипподром и другие общественные здания в Иерусалиме. Вместе с тем он старательно насаждал Греко-римскую культуру, устроил в городе театр и большой амфитеатр для зрелищ и состязаний, а за пределами Иудеи строил языческие храмы, посвящая их Августу. Будучи очень подозрительным, он проводил массовые казни и пытки, он даже лишил жизни своей жены и двух сыновей, несмотря на их заступничеством самого Римского императора Августа.
Ирод безжалостно уничтожал всех своих потенциальных врагов. Прослышав про родившегося какого-то нового еврейского царя, он решил избить всех младенцев в предсказанной пророком местности, Вифлееме. После смерти Ирода его царство перешло его двум сыновьям Ироду Антипе младшему, ставшим северным правителем, Галилеи, и Ироду Архелаю старшему, ставшим южным правителем, Иудеи. Ирода Архелая Риму пришлось сместить через 6 лет своего правления, из-за проявления своей огромной жестокости по отношению к своим подданным (он был жесток как его отец, но не обладал его политическими способностями), и Иудеей стали править римские наместники.
В это время, еще при жизни Ирода Великого, в Иудеи, в Вифлееме в роду Давида, родился некий Иисус. Этому рождению предшествовало 400 летнее молчание Бога. От последнего пророка Малахия («мой ангел-посланник») Бог больше не обращался к своему народу. Когда же Иисус вырос он, выйдя из своего города Назарета, пошел странствовать по еврейской земле с проповедью приблизившегося Царства Божия. Этой миссии предшествовало служение его Предтечи (двоюродного брата) некоего Иоанна (евр. Иоханан – «Яхве милостив») Крестителя, который говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матфей 3:11).
Учение Иисуса отличалось от привычного иудаизма тем, что он стал раскрывать Бога не с позиции достоинства и характерной строгости, но как милующего Отца, сделал упор не на соблюдение внешней формы обрядности поклонения Богу, а на внутреннее отношение к Нему. (Поэтому Христос, как некоторые исследователи стараются доказать, не мог быть магом с корнями из Египта, Индии или Ирана, поскольку магия может принести только идею справедливости). Вдобавок, из всего его учения как бы следовала одна очень странная для евреев мысль, то, что он сам и есть Бог, а значит теперь в молитве следует обращаться не к Господу, ЯХВЕ, а к нему Иисусу, т.к. весь Свой суд Отец отдал Ему, теперь Он является Богом, Царем и Спасителем своего народа. Несмотря на все проделанные Иисусом невиданные чудеса для учителей закона это ничего не означало, а лишь явилось неслыханным святотатством.
Еврейские священники не ждали только Миссию, который вместо провозглашения чистоты евреев и решительных политических действий для их освобождения начнет обличать всех в неправедности, принуждать к духовному покаянию. Сердца учителей были ожесточены и закрыты настолько, насколько они превознесли в своем сердце закон, расписывая все до мельчайших подробностей, насколько был низок общий духовный уровень состояния всего народа, живущий по религиозным традициям, где всегда и все делалось для исполнения закона, стали ступеньками природы достоинства, для которого покаяние мерзостно.
Опасаясь, что Иисус все больше увлекал за Собой последователей, открыто осуждая учителей закона, а потому потерять свой авторитет, который для них был соразмерен всей религиозной истине, заключавшийся в освобождении и прославлении своего народа, в котором они должны были по возможности принять непосредственное участие и остаться в истории как великие сподручные Божественного промысла по введению их в состояние высокого достоинства, а не какими-то кающимися последними грешниками, к чему призывал Иисус, прикрываясь лучшими политическими соображениями, яко бы Иисус являлся первым смутьяном народа, угрожавшее спокойствию империи, решили избавиться от Него, как можно скорее придать смерти под предлогом преступника. Они выдали Иисуса Понтию Пилату (римскому наместнику с 26 по 36 гг. н.э.) и добились Ему смертного приговора, как претенденту на конкуренцию власти Рима, императора Тиберии, приведенный в исполнение. Следствием состояния достоинства, проявленное в законнической религиозности, стало то, что у еврейского народа, который совсем недавно хотел сделать Иисуса своим царем, теперь «открылись глаза» (но «закрылось сердце», превратившись в механизм закона), – ведь Он самый злой преступник, назвавшийся Богом, – в неистовстве кричали: распни Его, пусть кровь Его останется на нас и на детях наших! Однако по прошествии трех дней после своей казни Иисус явился своим ученикам, а затем и множеству народа. Через некоторое время на глазах у всех Он, поднявшись в воздух, исчез из вида, как Он сказал, ушел к Своему Отцу. Все еврейское общество разделилось на уверовавших в Него, как в Мессию, и не уверовавших, с обвинениями других в пантеизме.
Таким образом, Бог исполнил действие закона не на человеке, а на Себе. Приняв обвинение в святотатстве, в том, что не совершал, Он как жертвенный агнец, оставаясь чистым, вместил в Себя порок, немощь и неведение обвинителей, отступничество, отдал Себя на смерть. Со стороны Бога закон осуществлен, произведен творческий процесс оправдания. Теперь осталось претворить творческие навыки со стороны человека – осознавший мудрость Бога и уверовавший в спасение через Иисуса Христа унаследует все благословение Бога-Творца.
Преобразовательным действием спасения Бога Люцифер получил тяжелый удар, но он продолжает атаковать человечество. В образе бога Истины с природой достоинства он по-прежнему насаждает среди людей упорство держаться древних (мистических) традиций, спасение от Бога подменяет идеей спасения собственными усилиями, делает все, чтобы церковь радости о вечной жизни превратилась в церковь скорбящих, а кроме этого, в противовес, завлекает идеей о земном благополучии, человеческих возможностей, противопоставил житейской свободе, единству, сотрудничеству и спасению в Боге качества целостности – свободу, равноправие, справедливость, братство, целесообразность, закону благодати, чистоты духовной – высокое достоинство, стал строить церковь гармонии – свободы, равенства, единства-братства, притом, насколько возможно, в самой христианской церкви, и тем более в среде иудаизма, мировом провозвестнике о Боге-Творце, тлеть и ждать своего часа для претворения высшей мистифицированности, магии состояния достоинства чистоты – философско-математическое обоснование о доминанте гармонии.