Теория семи Я
7 ролей коллектива. 7 ликов души. 7 типов характера
Николай Михайлович Татаров
© Николай Михайлович Татаров, 2024
ISBN 978-5-4490-1865-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Коротко о семи Я
Имей мужество пользоваться собственным умом.
(Иммануил Кант)
Очевидно, что семья – это 7 каких-то Я. Так и пишут через семёрку: «7Я». Но что это за Я, какие это Я и почему этих Я именно 7?
Семья – не просто коллектив, связанный узами брака и родства. Семья – это обязательно сложившийся, притёртый коллектив. Если характеры не притираются, то никакие узы семью от распада не удержат.
Отношения внутри любого коллектива выстраиваются не сразу: каждому надо найти своё «место», занять «положение», получить роль. Говорят, что в коллективе надо «поставить» себя – тоном речи, жестами, позами, манерами поведения заявить о претензиях на некоторое «положение». Не всем могут понравиться притязания на это «положение». Человеку могут «указать его место». А могут и «поставить на место». И это будет не то место, на которое человек хотел «поставить» себя сам.
В борьбе за роли («места», «положения») в коллективе происходят «разборки» и «выяснение отношений». Если человеку предложена или навязана роль, не подходящая его характеру, у него возникает душевный дискомфорт. Человек стремится изменить отношение к себе, изменить своё положение в коллективе. В итоге, он либо добивается желаемой роли, либо смиряется с предложенной ролью. Иначе человек покидает коллектив. Про него говорят: «Не ужился». В трудовых коллективах говорят: «С ним не сработались».
Коллективы теряют не ужившихся членов и приобретают новых на незанятые роли. Если в коллективе все роли заняты и всех устраивают, такой коллектив называют притёртым, сложившимся. Всего в коллективе 7 ролей («мест», «положений»). Поэтому сложившийся притёртый коллектив состоит из 7 членов – из семи Я.
7 ролей коллектива – это объективно существующее явление, это факт, наблюдаемый человечеством на протяжении всей истории и потому отражённый в культуре, традициях и религиях народов мира. Когда в мифах и легендах, сказках и поговорках, заходит речь о коллективе, возникает число 7, как количество членов этого коллектива. Например: «Белоснежка и СЕМЬ гномов», «Волк и СЕМЕРО козлят», «СЕМЬ Симеонов», «СЕМЕРО по лавкам», «СЕМЕРО одного не ждут», «СЕМЕРО – не один, в обиду не дадим» и т. д.
7 ролей порождают 7 типов характера. В них каждый узнает родных и близких, друзей и знакомых, соседей и сослуживцев. Узнает и себя.
Роли внутри каждого из нас. 7 ролей – это 7 внутренних Я, 7 психических начал человека, а 7 ролей коллектива – это лишь проявление семи Я, живущих внутри каждого человека.
Из сочетания качеств семи внутренних Я складывается характер человека. Изучив склад характера можно составить психический портрет человека.
Теория семи Я (Учение о 7Я) – это мощный инструмент познания внутреннего мира; даёт возможность понять себя и других, найти в глубинах души скрытые Я, превратить особенности характера в конкурентные преимущества.
К этой книге можно относиться как угодно, но, прежде всего, её надо знать. Жизнь многих людей поделилась на две части: до этой книги и после неё.
§1. Теория 7Я – правильная классификация психотипов
Существует много теорий типов личности и классификаций психотипов. Например: 4 типа личности DISC, 4 темперамента Гиппократа, 5 типов Егидеса, 6 типов Холланда, 7 типов теории 7Я, 7 «соматипов», 7 «радикалов», 8 «векторов» системно-векторной типологии, 8 типов Хейманса – Ле Сенна, 9 типов эннеаграммы, 9 типов эготипологии, 10 типов Мак-Вильямс, 11 типов Личко, 12 типов S-теории, 13 типов Леонгарда, 16 типов соционики, 24 типа психософии Афанасьева и другие.
Попробуем выяснить, какая теория правильная, какая типология соответствует действительности.
Для начала заметим, что жизнь человека неизбежно связана с чувствами и настроениями, перипетиями отношений и столкновениями характеров. Жизнь – это непрерывный психологический эксперимент, а каждый человек, хочет он того или нет, волей-неволей является пожизненным исследователем души.
За время существования человечества люди, поколение за поколением, провели бесчисленное количество всевозможных психологических экспериментов. Их результаты отражены в сказках и былинах, мифах и легендах, притчах и поговорках.
Обратимся за ответами к народной мудрости и опыту поколений.
Шаг 1. Количество психических типов
Нельзя не заметить: когда в мифах и легендах, сказках и поговорках заходит речь о коллективе, возникает число 7 как количество членов коллектива.
Вот, к примеру, сказки:
• Семь Симеонов;
• Волк и семеро козлят;
• Белоснежка и семь гномов;
• Мёртвая царевна и семь богатырей;
• Семерых одним ударом (Храбрый портняжка);
• Семь подземных королей;
• Сказка про шута, семерых шутов перешутившего;
• Семеро братьев, которые хотели жениться
(мадагаскарская сказка);
• Семь старцев (бурятская сказка);
• Семеро искусных парней (бурятская сказка);
• Сестра и семеро братьев (армянская сказка);
• Семеро героев (орочская сказка);
• Семь девушек (башкирская легенда и танец).
Вот, фильмы:
• Великолепная Семёрка;
• Семеро смелых;
• Семь самураев;
• Семь нянек;
• Семь психопатов;
• Семь невест ефрейтора Збруева;
• Семь невест для семерых братьев;
• Игра престолов (семь престолов и семь богов).
Вот, присловья и поговорки:
• Семеро по лавкам;
• Семеро одного не ждут;
• Держите меня семеро;
• Сам дерусь, семерых не боюсь;
• Когда зол бываю, семерых убиваю;
• Семеро на одного;
• У семи нянек дитя без глаза;
• Один с сошкой, да семеро с ложкой;
• Мы, вятские, мужики хватские: семеро одного не боимся;
• Нос на семерых рос, да одному достался;
• Нужда семерых задавила, а радость одному досталась;
• Семеро капралов, да один рядовой;
• Семеро не один, в обиду не дадим;
• Семеро одну соломинку подымают;
• Семеро по зайцам, а шкурки нет;
• Семерых родила и все целкой была;
• Семь дочерей – своя вечеринка;
• У одной овечки семь пастухов;
• Не велик городок, да семь воевод;
• Чем семерых посылать, лучше самому побывать;
• Семерых пошли, да сам вслед иди;
• Семеро лежат в куче, а один всех растаскивает;
• Семеро стоят да слушают, семеро едят да кушают;
• Делай дело за семерых, а слушайся одного;
• Один пашет, а семеро руками машут;
• У семи хозяев и собака подохнет;
• Один рубит, а семеро в кулаки трубят;
• Семеро наваливай, один тащи;
• Старик, да лучше семерых молодых;
• Лиса семерых волков проведёт;
• У семерых приглашающих гость за порогом;
• Рубить семерым, а топор один;
• Грозный царь лучше семибоярщины;
• Семь мудрецов дешевле одного опытного человека;
• Семь в тебе душ, да ни в одной пути нет.
Древним культурам было свойственно почитание 7 великих мудрецов (мастеров). Например:
• 7 даосских мастеров и
• 7 мудрецов из бамбуковой рощи в Китае;
• 7 великих Риши в Индии;
• 7 эллинских мудрецов в Греции.
Повесть «О СЕМИ мудрецах» в разных переработках была известна в Европе, Персии, Византии и других странах ближнего и среднего Востока.
Боги тоже живут коллективами, поэтому древним религиям свойственно семибожие – пантеоны состоят из 7 верховных богов. Например:
• 7 великих богов древнего Египта (Птах, Ра, Шу, Геб, Осирис, Сет, Гор);
• 7 верховных божеств древнего Вавилона (Мардук, Набу, Шамаш, Син, Иштар, Нергал, Нинурта), которым соответствовали 7 храмов, 7 башен-зиккуратов;
• 7 главных богов-творцов («вершащих судьбы») в пантеоне Шумера и Аккада;
• 7 бессмертных божеств в древнем Иране (от них Заратустра получил откровение);
• 7 богов пантеона князя Владимира в древней Руси (Перун, Хорс, Стрибог, Симарьгл, Мокошь, Волос, Сварог);
• 7 верховных богов-олимпийцев древней Греции (Гелиос, Гермес, Афродита, Арес, Зевс, Кронос, Артемида);
• 7 верховных богов древнего Рима (Аполлон, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Диана);
• 7 богов скифо-сарматской мифологии (Табити, Папай, Апи, Гойтосир, Аргимпаса, Таргитай, Арей);
• 7 богов древней Осетии-Алании («Пуриатское семибожие», святилище Семи божеств близ Галиат в Северной Осетии);
• 7 богов счастья и удачи в Японии (Эбису, Дайкоку-тэн, Хотэй, Дзюродзин, Фукуродзю, Бисямон-тэн, Бэндзай-тэн);
• 7 менквов народа манси (святилище «сат менкв»).
Показателен миф о сотворении людей богиней Нинти из древнешумерского эпоса «Атрахасис»:
Нинти отщипнула четырнадцать кусков глины;
семь из них она положила справа,
семь отложила слева…
Богиня приняла дважды семь родов,
семь родилось мужского рода,
семь – женского рода.
Можно вспомнить греческую трагедию «Семеро против Фив», вспомнить о 7 сёстрах-плеядах дочерях Атланта, которых Зевс превратил в созвездие, о 7 сыновьях и 7 дочерях Гелиоса, о 7 ветхозаветных мучениках (7 братьев Маккавеев), о 7 отроках эфесских, о 7 мадьярских вождях, о 7 ангелах Апокалипсиса, но красноречивее всего о количестве членов коллектива говорит слово «семья», в котором явно содержится число 7 (семь). Семья – это 7Я.
Итак, 7 ролей коллектива – это объективно существующее явление, это факт, наблюдаемый человечеством на протяжении всей истории.
В разные времена и эпохи, в разных странах на разных континентах, разные народы и разные цивилизации наблюдали одно и то же явление, а результат наблюдений отразили в своих сказаниях и религиях в виде 7 членов коллектива. При этом каждый из 7 членов коллектива наделен особенностями характера и «специализацией».
Глупо спорить с опытом человечества.
Вывод: в правильной психотипологии должно быть 7 типов. Отметаем все классификации с количеством типов отличным от 7.
Остаются: теория семи Я (7Я), соматипология (7 соматипов) и методика 7 радикалов.
Шаг 2. Названия психотипов должны быть словами разговорного языка
Если какой-то психотип существует в реальной действительности, то люди такого типа постоянно наблюдаются народом, а этот психотип обязательно имеет общеупотребительное название в разговорном языке.
Для названий психических типов не нужно выдумывать заумные термины, а надо брать слова разговорного языка.
Если для психотипа нет слова в разговорном языке – значит такого психотипа нет в реальности. Народ не наблюдает людей такого типа, оттого и не дал им названия.
Практика разговорного языка отметает выдумки, не имеющие отношения к реальной действительности.
Сравним названия психотипов в разных типологиях. Вот, названия психических типов в теории 7Я: «Простак» и «Шкурник». Всем известно, кто такие простаки и шкурники. Всё понятно из названий.
Простаки – это простые люди, простые труженики, простые работяги. Во времена СССР употребляли речевой оборот: «широкие массы простого трудового народа».
Шкурники – это люди со шкурными интересами, шкурными намерениями, шкурными побуждениями. Есть фильм «Шкурник» (1929 г.) про шкурника.
Психотипы теории 7Я живые, настоящие. Их можно увидеть вокруг себя среди родных и близких, друзей и знакомых, соседей и сослуживцев. Их можно примерить на себя, их можно найти внутри себя, в них можно перевоплотиться. Например, можно перевоплотиться в Героя, переживая чувство вдохновения; можно в Кумира, переживая чувство превосходства; можно в Шкурника, переживая чувство жадности; можно в Простака, переживая чувство недоумения («включив дурака»).
Другое дело типы соматипологии или методики 7 радикалов. Например: «окситоциновый соматип» (это один из 7 соматипов) или «гипертимный радикал» (один из 7 радикалов). Как в них перевоплотиться? В разговорном языке нет таких слов, а это значит, что в действительности нет таких типов. Названия остальных соматипов и радикалов также отсутствуют в разговорном языке.
Вывод: соматипология и методика 7 радикалов – выдумки, не имеющие отношения к реальной действительности.
Итог: только теория 7Я использует в качестве названий типов слова разговорного языка. Это означает, что психические типы теории 7Я существуют в реальности.
Шаг 3. Психотипология должна быть частью единой теории психики
За психотипологией должна стоять единая теория психики, которая объясняла бы причины существования типов и обосновывала «привязку» черт личности к типам: почему с типом связаны именно такие черты характера (душевные качества, особенности личности), а не другие.
Теория 7Я не исчерпывается типологией 7 психотипов (7Я-типологией). Теория 7Я – более общая теория по отношению к 7Я-типологии. В свою очередь, теория 7Я является частью ролевой теории психики (ролевой теории чувств и отношений) – единой, универсальной теории психики, объединяющей в себе теорию эмоций, теорию отношений, теорию психических ролей, теорию характеров и теорию коллективов.
В ролевой теории психики используется формализованная ролевая запись, основанная на схеме отношений между ролями. Теория 7Я опирается на эту схему, ибо она задаёт «привязку» чувств к ролям и, соответственно, черт характера к типам.
За другими теориями типов личности нет единой теории психики. У них нет ни объяснения причин существования типов, ни обоснования «привязки» черт личности к типам.
Общий вывод
Единственно правильная классификация психических типов – это типология теории 7Я, которая является частью единой теории психики – ролевой теории чувств и отношений.
Названия типов в теории семи Я – это общеупотребительные слова разговорного русского языка, а число типов (семь) соответствует мнению человечества о количестве членов в сложившемся коллективе.
§2. Семь Я
7Я – ячейка общества
Семья – не просто коллектив, связанный узами брака и родства. Семья – это обязательно сложившийся, притёртый коллектив. Если характеры не притираются, то никакие узы брака и родства семью от распада не удержат.
Любой коллектив – это не просто набор некоторого количества членов. Коллектив обладает внутренним устройством – системой отношений между его членами. Внутри коллектива отношения выстраиваются не сразу: каждому надо найти своё «место» в коллективе, занять «положение», получить роль.
«Места», «положения», роли – это одно и то же.
Люди, умудрённые жизненным опытом, знают, что в коллективе надо себя «поставить». Это значит – тоном речи, жестами, позами, манерами, поведением заявить о претензиях на вполне конкретное «положение» в коллективе. Однако не всем может понравиться притязания на это «положение». В ответ человеку могут «указать его место». А могут и «поставить на место». И это будет не то место, на которое человек хотел себя «поставить» сам.
В процессе притирания людей в коллективе между ними идёт борьба за роли, «места», «положения». Происходят ролевые разборки и выяснение отношений. Если человеку в коллективе предложена или навязана роль, не соответствующая складу его характера, у него возникает душевный дискомфорт. Он стремится изменить отношение к себе, пытается изменить своё положение в коллективе. В итоге, человек либо добивается другой роли, либо смиряется с предложенной ему ролью («стерпится – слюбится»). А иначе он покидает коллектив и про него говорят: «Не ужился в коллективе». В трудовых коллективах говорят: «С ним не сработались».
Коллективы теряют не ужившихся членов и приобретают новых на вакантные роли. В конце концов, когда в коллективе заполнены все вакантные роли и занимаемые роли всех устраивают, когда члены коллектива притёрлись между собой и отношения между ними стабилизировались, такой коллектив называют стабильным, притёртым, сложившимся коллективом.
Поскольку в коллективе 7 «мест», ролей, «положений», то сложившийся притёртый коллектив состоит из 7 членов. Отсюда и происходит слово «семья» (7Я).
Говорят, что семья – ячейка общества. Это верно. Сложившийся, притёртый коллектив – это ячейка общества. Такой коллектив состоит из 7 членов, из семи Я.
Язык чувств и отношений
Теперь о том, откуда вообще берутся роли…
Между собой люди общаются не только на языке слов, но и на языке чувств (эмоций, настроений). А язык чувств – это язык отношений, поэтому вопрос: «Как ты относишься?» – это всегда вопрос: «С каким чувством ты относишься?». Оттого в ответ называют какое-то чувство. Говорят: «Я отношусь с восхищением (презрением, радостью, ужасом и т. д.)».
Отношения и, следовательно, чувства, имеют ролевую природу. Они, явно или неявно, но всегда связаны с «местами», «положениями», ролями.
Тоном речи, жестом, мимикой, позой, которыми люди выражают свои чувства и отношения, можно «указать человеку его место», а можно и «поставить человека на место». Другое дело, что в ответ можно услышать: «Ты за кого меня принимаешь? В каком тоне со мной разговариваешь?!» Это означает, что человеку не нравится то «место», которое ему «указали» и на которое его «ставят».
У каждого чувства, кроме силы (глубины переживания), есть ещё и ролевая направленность. Каждое чувство – это отношение, обращённое от одной роли к другой.
Везде в этой книге речь идёт о психических ролях (психоролях), а не ролях театра и кино.
С каждой психической ролью связаны 3 чувства (эмоции, настроения, состояния души). Переживая какое-либо чувство, человек находится на той роли, с которой это чувство связано.
Переход к другой роли проявляется в смене эмоций – в переходе к чувствам, связанным с другой ролью.
7 ролей связаны между собой 21 чувством (эмоцией, настроением), составляющим базовый набор чувств. Из чувств базового набора складываются все перипетии отношений и переживаний, подобно тому, как из букв складываются слова и предложения. Существует схема отношений между ролями и ролевая запись чувств, которые используются в ролевой теории психики (ролевой теории чувств и отношений).
Склад характера и качества души
В коллективе роли существуют в виде вакансий, которые могут быть заполнены, а могут, и нет. Внутри человека 7 ролей присутствуют в виде 7 внутренних Я.
Из сочетания качеств 7 психических ролей (7 внутренних Я) складывается характер человека. У каждого человека свой склад характера. В характерах разных людей различное соотношение внутренних Я: качеств одних Я в характере больше, а других Я – меньше.
Например, есть люди, в характере которых избыток шкурности и хитрости, а героизма и жертвенности не хватает. А у других иначе: заносчивости, кумирства избыток, а старательности, педантизма недостаток.
Роли, качеств которых в характере избыток, будем называть превалирующими ролями. Наиболее превалирующая роль (основное внутреннее Я человека) – это доминанта характера (доминирующая в характере роль). Она определяет тип характера (психотип). Доминанту характера называют ещё сущностью характера, сущностью души или попросту сутью человека. Чувства, связанные с доминирующей ролью, порождают ведущие черты характера.
Например, чувства, связанные с ролью Кумира – гордость, радость и благодушие, – порождают соответствующие качества души: заносчивость, праздность и лень (самоуспокоенность). Если роль Кумира доминирует в характере, то эти черты будут ведущими в характере человека.
Склад характера определяет ролевые предпочтения. Человек стремится занимать в коллективе роли, соответствующие доминанте или превалирующим в его характере ролям. Иначе у него возникает душевный дискомфорт.
Характер человека не сводится к доминанте или превалирующим ролям. Характер складываются из сочетания качеств всех 7 ролей. Чтобы определить склад характера человека (составить психический портрет) надо:
1. Выявить выделяющиеся роли, т. е. выявить роли, качеств которых в характере избыток или недостаток.
2. Распределить роли по степени их значимости в характере: наиболее значимая роль – это доминанта характера (основное Я человека), менее значимая роль – его второе Я, ещё менее значимая роль – его третье Я и т. д.
На рисунке ниже изображён древнеславянский бог Ругевит. 7 голов Ругевита – это 7 его внутренних Я.
Семиголовый Ругевит
Верхняя голова Ругевита – его основное Я (доминанта его характера), а две головы ниже – это другие превалирующие в характере Ругевита роли.
Другое изображение семиголового Ругевита
Семиликому богу поклонялись не только западные славяне. Ненцы также поклонялись семиликому идолу Вэсако на острове Вайгач.
Идея 7 ликов и 7 членов коллектива чётко выражена петроглифом (наскальным изображением) в Хакасии: на камне изображено семиголовое существо и рядом с ним 7 человек.
Петроглиф в Хакасии
(датируется возрастом 5 тысяч лет)
Древним цивилизациям Америки тоже была знакома идея семи ликов души.
Семиголовое существо в музее антропологии Мехико
(зал тольтеков)
7 ролей – 7 типов характера
7 психических ролей порождают 7 психотипов (7 типов характера). Это происходит так.
Получив в коллективе роль, человек постепенно свыкается с нею и роль становится ему привычной. Пребывание на роли не проходит бесследно. Вместе с ролью человек получает и связанный с нею набор чувств, которые начинают проявляться в тоне речи, в жестах, мимике и позах. Постепенно они закрепляется в манерах и привычках, и, в конце концов, становятся чертами его характера. Так, занимаемая человеком в коллективе роль превращается сначала в превалирующую роль характера, а затем становится доминантой характера.
Поговорка: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер…», – описывает процесс превращения занимаемой роли в доминанту характера.
Пример.
Бывает, что человеку досталась в коллективе роль Кумира. Это значит, что к нему все относятся с уважением, почтением. Если роль Кумира приемлема для этого человека, то, находясь на этой роли, он не испытывает дискомфорта. Свыкнувшись с ролью, тот, как и положено Кумиру, начинает обращаться к остальным свысока, с превосходством. Роль Кумира закрепляется в чертах характера. Человек становится заносчивым и высокомерным. И ведёт он уже себя по-кумирски не только в том коллективе, где ему отведена роль Кумира, но и среди других людей. Он уже не может и не хочет вести себя иначе. Это означает, что роль Кумира стала доминантой его характера, стала его основным Я, стала сущностью его души. Такой человек будет в любом коллективе стремиться занять роль Кумира. А если там уже есть свой Кумир? У них начинается борьба за роль Кумира в коллективе. Они терпеть один другого не могут. У них происходят ролевые разборки и выяснение отношений. Всё закончится, когда один из них либо покинет коллектив, либо перестанет претендовать на роль Кумира.