Книга Теория семи Я. 7 ролей коллектива. 7 ликов души. 7 типов характера - читать онлайн бесплатно, автор Николай Михайлович Татаров. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Теория семи Я. 7 ролей коллектива. 7 ликов души. 7 типов характера
Теория семи Я. 7 ролей коллектива. 7 ликов души. 7 типов характера
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Теория семи Я. 7 ролей коллектива. 7 ликов души. 7 типов характера

§4. Шкурник

Есть люди, которых называют «шкурниками». Согласно толковым словарям русского языка (Ожегов, Кузнецов, Ушаков),шкурник – человек, который заботится только о себе, только о своем благополучии, о своих личных выгодах. Есть фильм «Шкурник» (1929 г.) про шкурника.

Слово «шкурник» и производные от него: «шкурность», «шкурная» душа, «шкурные интересы», «шкурные намерения», «шкурные побуждения» – они хоть и связаны с частью тела (с кожей, шкурой), но говорят о вполне определённых чертах характера. Иначе говоря, существует связь между шкурным характером человека с особенностями его организма.

А.Н.Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» подметил связь между чувствительностью кожи (шкуры) и жадностью к деньгам у дельцов-бизнесменов:

«Откуда, из каких чертополохов после войны вылезли эти… молодчики… с воспалёнными щеками, трудно поддающимися бритве? …Волосатые пальцы их плели из воздуха деньги, деньги, деньги…»

Шкурники обладают повышенной восприимчивостью нервной системы и быстротой реакции. Повышенная чувствительность кожи у Шкурников, возможно, связана с тем, что к поверхности кожи выходит много нервных окончаний. Впрочем, повышенную чувствительность кожи надо рассматривать не как признак шкурности, а лишь как возможную примету.

С ролью Шкурника связаны три чувства: жадность, недоверие (подозрительность) и тревога (обеспокоенность).

Жадность

Связанное с ролью Шкурника чувство жадности, алчности, вожделения рождает стремление обладать предметом вожделения. Жадность и алчность постоянно подхлёстывает Шкурника использовать свой шанс, не упустить добычу, успеть хапнуть, опередить других, вовремя рвануть к себе. Оттого Шкурников называют хапугами и рвачами. У них очень развит «хватательный рефлекс».

Шкурник – любитель дармовщины и лёгкой наживы. Шкурная жадность, желание хапнуть по дешёвке порождает ажиотажный спрос, когда выкидывают дефицитный товар. Когда алчущим бросают «на драку-собаку» предмет их вожделения, то они, подхлёстываемые жадностью, устраивают между собой шкурную грызню.

Жадность является источником зависти: «другой хапнул, ему досталось, а мне нет!» – завидно. Про Шкурника говорят: «Глаза завидущие, руки загребущие».

Шкурник не только рвач и хапуга, он ещё жадина и жмот, скряга и скупердяй. Когда Шкурник смотрит на красивую женщину, он думает о том, сколько денег стоит её содержание и, в итоге, понимает, что деньги он любит больше чем женщину.

Шкурники очень не любят слово «купить», потому что «купить» означает «отдать деньги». Им больше нравится слово «приобрести», т. е. «раздобыть», «достать», «найти», «получить в дар», «украсть» и лишь в самом крайнем случае, хорошенько поторговавшись, – «купить».

Если Шкурник что и покупает, то только по дешёвке. Он лишнюю копейку не заплатит. Прежде чем что-либо купить, Шкурник всегда найдёт самую низкую цену. Он всегда знает что, где и почём. Тяга к деньгам – это очень шкурная склонность натуры.

Шкурник – вор. Либо явный вор, либо вор в глубине души. У Шкурника всё «само» липнет к рукам. Если растяпа постоянно всё теряет, то у Шкурника, напротив, всё как бы само собой накапливается.

Шкурник – барахольщик. Он тащит в дом всё, что попадётся, всё, что «плохо лежит». Его дом завален неиспользуемым барахлом. При переезде в другой дом со Шкурником переезжают и коробки с барахлом. Есть лишь один способ заставить Шкурника избавиться от барахла – уговорить продать. Но задёшево барахло он не продаст.

Пример шкурной женщины – Коробочка из гоголевских «Мёртвых душ», которая думала, как бы не продешевить, хотела подороже продать «мёртвые души».

Другой пример Шкурного персонажа – белка из мультфильма «Ледниковый период».

Понятие о собственности – представление о «вечном и неотъемлемом» праве человека на частную собственность – выросло из шкурного чувства жадности: «Моё! Не дам!». Шкурники – ярые собственники, рьяные апологеты частной собственности.

Свою супругу (или супруга) Шкурник тоже считает своей собственностью. Брак у Шкурников всегда по расчёту. Шкурники любят заключать брачный контракт. Для них брак – это сделка «ты – мне, я – тебе». При разводе Шкурник обязательно постарается выторговать побольше барахла.

Шкурники очень ревнивы. Ревность – тоже порождение жадности. Обоюдное ревнование называют со-ревнованием. Соревнование возникает, когда один ревнует других к объекту вожделения. Он стремится опередить всех, раньше всех достигнуть вожделенной цели. Соревнующегося подстёгивает чувство алчности и вожделения.

Не следует полагать, что жадность, зависть, алчность – плохие чувства. Например, А. С. Пушкин полагал, что «Зависть – сестра соревнования, следственно из хорошего роду».

Шкурников называют «душными» людьми. Про них говорят: «от жадности жабо душит».

Едят Шкурники мало, экономно, если за свой счёт, но за чужой едят жадно, до отвала. Их девиз: «Что не съем – то понадкусываю».

Из Шкурников выходят хорошие спекулянты и перекупщики. Это шустрые и расчётливые дельцы-бизнесмены, которые всё меряют на деньги и чутко реагируют на изменение конъюнктуры рынка. Их бог – Золотой телец. Они продажны и беспринципны. Ради выгоды Шкурники легко преступят законы и нормы морали.

Шкурники – люди корыстные. Шкурные интересы – это корыстные интересы. Шкурник во всём ищет выгоду. Он живёт согласно поговорке: «рыба ищет, где глубже, человек – где лучше». Он работает только в том случае, если видит прямую личную выгоду для себя. Что бы он ни делал, где бы ни служил, Шкурник всегда работает только для себя. Ради идеи, ради общества Шкурник работать не будет. На Шкурника «где сядешь – там и слезешь». Для него лучше применять сдельную оплата труда. При повременной оплате Шкурник будет работать «спустя рукава»: да и зачем вообще работать, если платят за само время, проведённое на работе?

Самая любимая у Шкурников должность в армии – это должность снабженца, интенданта. Во все времена, во всех странах, у всех народов снабженцы-интенданты воровали. Не зря говорят: «Кому – война, а кому – мать родная».

Петр I говорил: «Всякого интенданта по прошествии трёх лет пребывания в должности можно пороть батогами не спрашивая. Будет за что!». Наполеон порядок в армии начинал наводить с расстрелов воров-интендантов. Генералиссимус Суворов говорил, что любого интенданта, прослужившего на одном месте два года, можно вешать без суда и следствия.

Недоверие

Другое чувство, связанное с ролью Шкурника, – это чувство недоверия, подозрительности, сомнения, скепсиса.

Шкурник – крайне недоверчив. Он, как Фома неверующий, пока не пощупает – не поверит.

Фома же… сказал им:

если не увижу на руках Его ран от гвоздей,

и не вложу перста моего в раны от гвоздей,

и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю.

(Иоанн 20:24,25)

Недоверчивость рождает манеру всё перепроверять. Шкурник никогда не спрашивает дорогу один раз. Он сначала выспросит дорогу у одного прохожего, а затем тут же начнёт спрашивать о том же у другого.

Недоверчивость и подозрительность порождает у Шкурников такую черту характера, как осторожность, осмотрительность, стремление «не лезть на рожон».

Жадность вкупе с недоверчивостью делает Шкурников запасливыми. Особенно любят они запасаться дармовыми или дешёвыми вещами. У них бывают многолетние запасы, а у настоящих Шкурников – и многодесятилетние запасы.

Подозрительность Шкурников проявляется в их стремлении везде и во всём видеть чьи-то происки. Именно они сеют отношения всеобщего недоверия и подозрительности, норовят устроить «охоту на ведьм».

Подозрительность и недоверчивость Шкурников может перевесить только их жадность. Чувство недоверия и подозрительности всегда идёт вперемешку с чувством жадности и ревности, благо оба эти чувства связаны с одной ролью Шкурника. Именно конфликт недоверчивости и жадности является источником рвачества у Шкурников.

Если Шкурники и дают деньги, то только в кредит, под проценты, только с выгодой, только под залог или другие гарантии. А под честное слово в долг они не дают. Никаким клятвам, обещаниям и заверениям они не верят. У них «снега зимой не выпросишь».

Да и самому Шкурнику лучше не давать денег в долг – он сделает всё, чтобы не отдавать деньги. Можно и вовсе потерять связь со шкурным приятелем, если дать ему в долг небольшую сумму денег – он под любыми предлогами перестанет с вами встречаться, лишь бы не отдавать деньги.

Поскольку Шкурники сами склонны к воровству, то они первыми замечают других воров – «рыбак рыбака видит издалека». Всех они подозревают в воровстве и рваческих устремлениях, ибо сами такие.

Роль подозрительного Шкурника – это роль сторожевой собаки, которая караулит барахло. Причём зачастую это роль «собаки на сене» – сама не ест и другим не даёт.

Подозрительность Шкурников делает их бдительными. Мимо шкурного сторожа, смотрителя или ревизора проскользнуть практически невозможно. Зато его можно подкупить. Это будет недёшево, но возможно. Девиз Шкурника: «Служа Отечеству, себя не забывай!»

Чувство недоверия называют ещё чувством скепсиса, чувством сомнения. Шкурники – это люди скептически настроенные, во всём сомневающиеся, ничего на веру не принимающие. Шкурники – это люди критического ума, это прагматики и реалисты.

Модная фраза, что «реальные люди сидят на изменах» (т. е. во всём сомневаются, ничему и никому не доверяют, всё проверяют и перепроверяют) – это ещё одна иллюстрация к черте характера Шкурника-реалиста. Чувство недоверия называют чувством реального.

Развитое чувство недоверия и подозрительности у Шкурников порождает склонность прятать и перепрятывать деньги и ценные вещи. «Тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать» – это про Шкурника. Бывает, что Шкурника по пьяни «пробьёт на измену» – он деньги перепрячет, а, протрезвев, сам найти не может.

Реализм, недоверчивость, расчётливость, деловая хватка – это то, что называют прагматизмом. Прагматизм – это шкурная черта. Поэтому роль Шкурника можно также называть ролью Прагматика.

Тревога

Кроме жадности и недоверчивости, в шкурном закутке, в шкурном закоулке души живёт ещё чувство тревоги, озабоченности, обеспокоенности.

Чувство тревоги (озабоченности, обеспокоенности) в сильном проявлении называют состоянием «нервного взвода», нервного возбуждения, раздражённостью. Когда человек не хочет переходить в такое эмоциональное состояние, то он говорит: «Не нервируй, не раздражай меня!»

В состояние нервного возбуждения обычно переходит человек, который, глянув на часы, понял, что проспал, что опаздывает. Он резко вскакивает и начинает лихорадочно быстро собираться. Команда «тревога», которая звучит в армии, в пожарных частях, на пограничной заставе, как раз и призывает к этому нервно-лихорадочному состоянию. При этом тревожно завывает сирена, мигает мигалка. Это делается специально, чтобы усилить чувство тревоги, усилить нервное возбуждение.

Состояние нервного возбуждения обычно бывает у человека, вынужденного делать одновременно несколько спешных, срочных дел. В таком душевном состоянии белка из мультфильма «Ледниковый период» лихорадочно собирала рассыпавшиеся орехи. Такое душевное состояние бывает у матери, когда она, «вся на нервах», понукает своего ребёнка: «Давай! Давай! Шевелись быстрей! Мало времени!», чтобы отвести его в детский сад.

Чувство тревоги, озабоченности, обеспокоенности иногда называют стрессом. Стрессу постоянно подвержены жители крупных городов с высоким темпом жизни. Когда провинциал приезжает в крупный или столичный город, то ему кажется, что все вокруг него «бегут как лихорадочные».

Длительное пребывание на нервном взводе приводит к нервным срывам, истерикам, психозам. Когда человек сорвался, будучи на нервном взводе, ему говорят: «Ты чего психанул? Что, нервы шалят?»

Роль Шкурника – это роль ответственного за достижение результата в установленный срок. Из Шкурников выходят великолепные администраторы, управленцы, приказчики и бизнесмены. Они расторопны, недоверчивы, бдительны. Они успевают сделать дела в срок.

Начальника, который постоянно понукает: «Давай! Давай! Шевелись быстрей! Мало времени!», который требует от подчинённых достижения результата в установленный срок, называют требовательным руководителем. Такой «семь шкур спустит», но добьётся. Требовательность – это черта характера, порождаемая чувством озабоченности, тревоги.

Шкурники внутренне собранные люди. Они не любят расхлябанности. По этой причине Шкурники не носят обувь без задников, без пяток. Предпочитают практичную одежду военного или спортивного покроя – функциональную и не сковывающую движений.

Шкурники великолепно умеют укладываться в нормативы. Часто жизнь Шкурника разбита на «технологические операции». Например, многие из них встают «по программе». От момента подъёма все движения отработаны до автоматизма – нет ни задержек, ни ожиданий, не тратится время на «раскачивание». Именно для того, чтобы так организовать жизнь, и созданы уставы в армии.

Чувство озабоченности называют чувством контроля, деловым настроением. Такое эмоциональное состояние Шкурника В. Высоцкий выразил строками:

Он чёток, собран, напряжёнИ не лезет на рожон…

Шкурники бдительны, ответственны, точны, подтянуты и дисциплинированны. Их называют «нахлёстанными». У них всё в поле зрения, всё под контролем. Они могут одновременно делать несколько дел. Шкурники всё помнят, ничего не забывают, а уж особенно – кто, кому, чего и сколько.

Шкурники – прекрасные рационализаторы и оптимизаторы. Они умеют достигать результат в срок с наименьшими усилиями. Они спрямляют путь к цели, отбрасывают всё лишнее, всё не связанное с достижением результата. Только Шкурники действительно понимают, что сроки выполнения – это самое главное: «дорого яичко ко Христову дню».

Шкурников очень много в армии среди наёмников. Это профессиональные служаки. Они умеют укладываться в нормативы. Не надо ждать от них подвигов и героизма, но своё дело они хорошо знают и умеют делать. Шкурник – не Герой. Он с гранатой на танк не пойдёт, в штыковую атаку не побежит. Зато Шкурник возьмёт трофеи и не упустит случая помародёрствовать, пограбить.

Шкурник – это разбойник. А разбойники идут только на лёгкую и верную добычу. 40 разбойников никогда не нападут на 5 воинов. У воинов и взять особо нечего, к тому же воины дадут отпор. Добыча разбойников не будет лёгкой. Шкурник не труслив, но расчётлив. Он осторожен, недоверчив, и не будет рисковать понапрасну.

Чтобы Шкурник мог проявить свои качества – быстроту, точность, деловую хватку, – ему надо предоставить такую возможность. Шкурнику надо предложить конкретную схему действий, которая давала бы ему немедленную, ощутимую выгоду. И когда «правила игры» будут определены (будут указаны цель и методы её достижения), Шкурник первым добьётся результата. Он усовершенствует методы, отбросит всё лишнее, всё не относящееся к достижению цели.

Жизнь Шкурника подобна спринтерской беговой дорожке, по которой он стремительно бежит и никуда не сворачивает. Для него не существует «непаханой целины» и «непроторённых дорог», зато он очень хорошо умеет схватить то, что само плывёт в руки. Свой шанс Шкурник не упустит.

Нервность бытия

Шкурники – это прагматики и реалисты, но их «реализм» зачастую выливается в ограниченность. Шкурникам трудно изменять и развивать свою понятийную систему. Оттого Шкурники – упрямые спорщики. Они спорят до хрипоты по любому поводу. Спор для них – это способ усвоения, но, усвоив ранее ими оспариваемое, будут утверждать, что именно это они раньше и имели в виду.

Шкурнику свойственно «зацикливаться» на одних и тех же идеях (идеях «фикс») и логически выстроенных схемах. Ему трудно менять взгляды. Переубедить Шкурника невозможно. Он будет яростно спорить, отстаивая свои устоявшиеся убеждения и логические схемы.

Шкурники не креативны. Они не порождают радикально новых идей, не создают новых теорий, зато они очень быстро могут довести уже созданную теорию до логической завершённости (логического абсурда). Шкурник в науке – это типичный учёный, который штампует статьи и диссертации развивая и совершенствуя уже созданные теории.

Из-за нежелания изменять и развивать свою понятийную систему Шкурники обладают крайне ограниченным кругозором. Они потрясающе невежественны во всём, что выходит за пределы их конкретной деятельности. Фантазировать Шкурники не умеют и не хотят. Они предпочитают «синицу в руках», а «журавля в небе» они не видят и даже не желают смотреть в небо.

Шкурники – это люди трезвомыслящие и рациональные. Они не любят предисловий. Если Шкурнику начать объяснять ситуацию и мотивы, то он непременно перебьёт и спросит: «А к чему эти рассуждения?» Просто так, без цели Шкурник слушать не будет. Он интересуются только тем, что может быть конкретно, сиюминутно применено на практике с непосредственной пользой для него. Никакие общие знания, знания для общего развития, для расширения кругозора в Шкурника впихнуть нельзя.

Шкурники очень не любят всякую не рациональность в окружающем мире. Они очень не любят дарить цветы – их бесит бесполезность этой вещи. Купить цветы для Шкурника – значит выбросить деньги.

Ботаникам давно пора на радость Шкурникам вывести съедобные цветы. Подарил женщине цветы, они постояли в вазе – и в салат или в суп.

Шкурники если дарят (не без труда, но бывает надо), то только полезные с их точки зрения вещи. Самим же Шкурникам лучше дарить деньги.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги