banner banner banner
Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов
Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов
Оценить:
 Рейтинг: 0

Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов


Вопросы для повторения

Такие короткие вопросы предполагают устный ответ или обсуждение основных тем главы в учебной группе. Это помогает определить, насколько вы поняли и запомнили материал. Ответы на вопросы приведены в конце книги.

Упражнения

Такие развернутые вопросы приводятся в конце большинства глав. Там же указывается, какие из этих вопросов являются менее сложными, а какие – более сложными. Ответы на некоторые вопросы (те, у которых номер выделен цветом) приведены в конце книги. Ответы на оставшиеся вопросы доступны только преподавателям в онлайновом режиме. Дополнительные упражнения можно найти в рамках онлайновой учебной программы MyAccountingLab на сайте http://www.pearsoned.co.uk/atrillmclaney (http://www.pearsoned.co.uk/atrillmclaney).

Благодарности

Авторы благодарны за разрешение воспроизвести следующие защищенные авторским правом материалы.

Рисунок 8.10 из «Traditional versus activity-based costing», Activity Based Costing: A Review with Case Studies, by J. Innes and F. Mitchell, © Elsevier 1990, воспроизводится с разрешения; рис. 11.4 «Масштабы финансирования активов среди членов Ассоциации финансов и лизинга, 2002–2006 гг.» из Finance and Leasing Association Annual Review 2007, www.fla.org.uk, воспроизводится с разрешения FLA; рис. 11.11 «Финансирование небольших компаний, 2000–2002 гг.» из Finance for Small Firms – An eleventh report, Bank of England, April 2004, приводится с разрешения Банка Англии.

Данные во вставках «Реальная практика 1.2» из The Times, Business Section, 26 September 2002; «Реальная практика 1.3» из «Margin of success for clothing retailers», The Times, 20 November 2002; «Реальная практика 4.7» из «Dirty laundry: how companies fudge the numbers», The Times, Business Section, 22 September 2002; «Реальная практика 2.1» из «2007 Brandz Top 100 Most Powerful Brands», by Millward Brown Optimor, приводятся с разрешения; «Реальная практика 2.2» из Tottenham Hotspur plc Annual Report 2007 приводятся с разрешения; «Реальная практика 2.3» из Marks and Spenser plc Annual Report 2006 и «Реальная практика 6.10» из Marks and Spenser plc Annual Report 2007 приводятся с разрешения; «Реальная практика 2.6» из Greene King plc Annual Report 2007 приводятся с разрешения; «Реальная практика 3.2» из First Choice Holidays plc Annual Report 2006 приводятся с разрешения; «Реальная практика 3.3» из Jarvis plc Annual Report and Accounts 2007 приводятся с разрешения; «Реальная практика 3.6» из «JJB massages results to boost profits», Accountancy Age, 20 October 2005; и «Реальная практика 11.16» из «Internet FD is in the money after floatation», David Jeyuah, Accountancy Age, 2 August 2007, приводятся с разрешения; «Реальная практика 10.9» из «The theory-practice gap in capital budgeting: evidence from the United Kingdom», G. C. Arnold and P. D. Hatzopoulos, Journal of Business Finance and Accounting, June/July 2000, © Wiley-Blackwell Publishing Ltd; «Реальная практика 10.12» из Rolls-Royce plc Annual Report and Accounts 2006 приводятся с разрешения; «Реальная практика 11.1» из «Ryanair blunted by Buzz takeover», A. Osborne, Daily Telegraph, 6 August 2004; и «Реальная практика 11.15» из «From the market to the market», Harry Wallop, Daily Telegraph, 22 September 2006, © The Telegraph 2004, 2006; «Реальная практика 11.19» из Financial Statistics, Share Ownership 2006, Office for National Statistics, Crown Copyright, воспроизводятся с разрешения руководителя Королевского издательства; «Реальная практика 12.2» из 2007 Annual Working Capital Survey, conducted by REL and CFO Europe, www.relconsultancy.com, 29 August 2007, приводятся с разрешения.

Мы благодарны Financial Times Limited за разрешение использовать следующие материалы:

«Реальная практика 1.1» – «Morrison in uphill battle to integrate Safeway», © Financial Times, 26 May 2005; «Реальная практика 1.5» – «Fair shares?», © Financial Times, 11 June 2005; «Реальная практика 1.6» – «Profit without honour», © Financial Times, 29/30 June 2002; «Реальная практика 1.7» – «Appetite for risk drives industry», © Financial Times, 27 June 2007; «Реальная практика 3.8» – «How the banks assess their customers», © Financial Times, 23 October 2007; «Реальная практика 4.1» – «Monotub Industries in a spin as founder gets Titan for ?1», © Financial Times, 23 January 2003; «Реальная практика 4.8» – «Dell reduces profit by $92m», © Financial Times, 30 October 2007; «Реальная практика 6.4» – «Investing in Bollywood», © Financial Times, 26 June 2007; «Реальная практика 6.6» – «Small companies surprise on lending», © Financial Times, 25 April 2003; «Реальная практика 7.6» – «The tricky question of who pays», © Financial Times, 25 July 2007; «Реальная практика 9.4» – «Watchdog warns on Olympic costs», © Financial Times, 20 July 2007; «Реальная практика 10.6» – «Bond seeks funds in London to mine African diamonds», © Financial Times, 23 April 2007; «Реальная практика 10.7» – «A hot topic, but poor returns», © Financial Times, 27 August 2005; «Реальная практика 10.11» – «Satellites need space to earn», © Financial Times, 14 July 2003; «Реальная практика 11.3» – «New appetite develops for euro bonds», © Financial Times, 17 September 2004; «Реальная практика 11.13» – «Greed and gullibility keep new issues afloat», © Financial Times, 8 August 2003; «Реальная практика 12.8» – «Late payment hits small companies», © Financial Times, 29 January 2007; «Реальная практика 12.12» – «NHS paying bills late in struggle to balance books, say suppliers», © Financial Times, 13 February 2007.

В некоторых случаях нам не удалось обнаружить владельцев авторских прав использованных нами материалов, и мы будем благодарны за любую информацию, которая позволит это сделать.

Глава 1

Введение в бухгалтерский учет и финансы

Введение

Добро пожаловать в мир бухгалтерского учета и финансов! Во вступительной главе мы постараемся дать общее представление об этих дисциплинах. Сначала мы рассмотрим их значение, а затем назовем основных пользователей финансовой информации. Мы покажем, что и бухгалтерский учет, и финансы могут быть ценными инструментами принятия решений. В последующих главах мы разовьем тему роли бухгалтерского учета и финансов в принятии решений и подробно рассмотрим виды финансовой отчетности и методы, облегчающие принятие решений.

Для многих из вас бухгалтерский учет и финансы не являются основным направлением специализации, и не исключено, вы спрашиваете себя, а надо ли вообще изучать эти предметы. Поэтому, после того как мы выясним, что такое бухгалтерский учет и финансы и какую роль они играют, мы расскажем вам, для чего вам могут пригодиться познания в этих областях.

Цели

Изучив эту главу, вы узнаете:

• что такое бухгалтерский учет и финансы, какие функции они выполняют;

• кто основные пользователи финансовой информации, в какой именно финансовой информации они нуждаются;

• чем финансовый учет отличается от управленческого;

• как знания в области бухгалтерского учета и финансов можно использовать в дальнейшем.

Что такое бухгалтерский учет и финансы?

Начнем изучение бухгалтерского учета и финансов с выяснения их функций. Бухгалтерский учет включает сбор, анализ и предоставление пользователям финансовой информации. В этой информации нуждаются те, кто принимает решения и разрабатывает планы развития компаний, а также те, кто этими компаниями управляет. Например, руководители компаний используют бухгалтерскую информацию, когда решают, следует ли им:

• разработать новую продукцию или услуги (например, производитель компьютеров может проанализировать эту информацию и принять решение разработать новую линию компьютеров);

• повысить или понизить цену на свою продукцию, увеличить или сократить ее производство (например, телекоммуникационная компания может изменить тарифы на звонки и текстовые сообщения, передаваемые на сотовые телефоны);

• взять кредит для расширения дела (например, супермаркет может взять кредит для расширения сети своих магазинов);

• увеличить или сократить производственные мощности (например, сельскохозяйственное предприятие может изменить размер своего стада);

• изменить методы закупок, производства или сбыта (например, производитель одежды может сменить британских поставщиков на иностранных).

Бухгалтерская информация позволяет выявить и оценить финансовые последствия подобных решений.

Важными потребителями бухгалтерской информации о компании являются ее руководители. Конечно, эта информация интересует не только их. И за пределами компании есть пользователи (о них мы подробнее скажем позже), которые нуждаются в этой информации, чтобы решить:

• вложить ли свои средства в эту компанию или, наоборот, избавиться от ее акций;

• предоставить ли ей кредит;

• заключить ли с ней контракт на поставку.

Иногда создается впечатление, что основная задача бухгалтерского учета заключается в регулярном составлении финансовой отчетности. Бухгалтеры действительно занимаются подобной работой, но это отнюдь не самоцель. Конечная цель работы бухгалтера – снабжать пользователей качественной информацией, которую можно использовать при принятии решений. Эта роль бухгалтерского учета в принятии решений, которая согласуется с основной задачей данной книги, и определяет угол зрения, под которым мы будем рассматривать здесь все вопросы.

Как и бухгалтерский учет, финансы (или финансовый менеджмент) существуют для того, чтобы облегчать принятие решений. Финансы – это наука о том, как компании привлекают капитал и осуществляют инвестиции. Финансы имеют отношение ко всем важнейшим аспектам работы компании. Ведь компании, по сути, и создаются для привлечения капитала инвесторов (своих собственников и кредиторов) и его дальнейшего инвестирования (в оборудование, здания, товарный запас и т. д.), чтобы получить прибыль и обогатить своих владельцев. Важно, чтобы компания могла привлечь капитал способом, соответствующим ее потребностям. Знание финансов помогает определить:

• возможные виды финансирования;

• затраты и результаты по каждому виду финансирования;

• риски, связанные с каждым видом финансирования;

• роль финансовых рынков в финансировании компаний.

Получив капитал, компания должна его вложить таким образом, чтобы получить доход. Знание финансов позволяет оценить:

• рентабельность инвестиций;

• связанные с этими инвестициями риски.

Компании обычно привлекают капитал в значительных объемах и инвестируют его на продолжительное время. Поэтому судьба любой компании во многом зависит от качества принимаемых ею инвестиционных решений.

Четкую грань между финансами и бухгалтерским учетом провести невозможно. Мы уже видели, что эти дисциплины имеют отношение к финансовым аспектам принятия решений. Между ними очень много общего: бухгалтерские отчеты, например, являются основным источником информации при принятии решений по финансированию и инвестициям. В этой книге мы не будем акцентировать внимание на различиях между ними.

Кто является пользователем бухгалтерской информации?

Чтобы бухгалтерская информация была полезной, бухгалтеры должны ясно представлять, кто и для чего будет ее использовать. Существуют разные группы людей (которые называют «группами пользователей»), заинтересованных в информации о конкретной организации в связи с необходимостью принять то или иное решение относительно нее. Важнейшие группы пользователей бухгалтерской информации о частных компаниях представлены на рис. 1.1. Внимательно изучите этот рисунок и попробуйте выполнить задание 1.1.

Хотя эти ответы довольно полно раскрывают основные моменты, вы можете назвать другие решения и/или факторы, которые каждая из этих групп пользователей должна принимать в расчет.

Бухгалтерский учет как услуга

Бухгалтерский учет можно рассматривать как особый вид услуг. Бухгалтеры предоставляют финансовую информацию своим «клиентам», которыми являются перечисленные выше пользователи. Качество оказанных бухгалтерами услуг зависит от того, в какой мере удовлетворяются информационные потребности разных групп пользователей. Чтобы финансовая информация соответствовала потребностям пользователей, она должна обладать определенными качествами или характеристиками: релевантностью, достоверностью, сопоставимостью и понятностью.