70
4 Цар. 23:3–13; 2 Пар. 34:14–21.
71
Втор. 4:4–6.
72
Втор. 7:2.
73
Втор. 7:4–5.
74
Втор. 28:63–67.
75
2 Пар. 34:4–7.
76
См. Исх. 23:33.
77
Иис. 11:21–22.
78
См. Иер. 25:7–8.
79
См. Иер. 13:15–17.
80
Иер. 1:6–10.
81
Иер. 23:9.
82
Иер. 20:7, 9.
83
В Китае даосизм и конфуцианство считали двумя гранями единой духовной традиции, определяющей душевное и общественное положение человека. Индуизм и буддизм тоже были взаимосвязаны; эту пару можно назвать видоизмененным язычеством.
84
См. Иер. 2:31–32; 6:11; 12:7–11; 14:7–9.
85
Иер. 32:15.
86
См. Иер. 44:15–19.
87
Иер. 31:33.
88
Иер. 31:33.
89
Иез. 1:4–27.
90
Иез. 8:12.
91
См. Пс. 136.
92
Ис. 11:15–16.
93
Ис. 46:1.
94
См. напр., Ис. 45:6,18, 22 и др.
95
Ис. 43:10–11.
96
Ис. 51:9–10. Этот сюжет становится постоянным; см., в частности, Пс. 65:7, 74:13–14, 76:17; Иов. 3:8, 7:12.
97
Ис. 58:8–9.
98
Ис. 19:25.
99
Исх. 33:20.
100
См., напр., Исх. 33:18.
101
См. Исх. 34:29–35.
102
См. Исх. 40:34–35; Иез. 9:3.
103
См., напр., Пс. 73 и 103.
104
Исх. 25:8–9.
105
В порядке упоминания см. Исх. 39:43; 40:2,17; 31:3 и 31:17.
106
Втор. 5:12–15.
107
Втор. 14:1–21.
108
Прит. 8:22–23, 30–31.
109
См. Прем. 24:3–6.
110
Прем. 7:25–26.
111
De Specialibus Legibus, 1:43.
112
God Is Immutable, 62; Life of Moses, 1:75.
113
Abraham, 121–123.
114
The Migration of Abraham, 34–35.
115
Shabbat, 31a.
116
Aroth de Rabba Nathan, 6.
117
Louis Jacobs, Faith (London, 1968), p. 7.
118
Leviticus Rabba, 8:2; Sotah, 9b.
119
Exodus Rabba, 34:1; Hagigah, 13b; Mekhilta к «Исходу», 15:3.
120
Baba Metzia, 59b.
121
См. Пс. 138; Mishna Psalm 25:6; Tanhuma, 3:80.
122
Комм. к Иов. 11:7; Mishna Psalm 25:6.
123
Так считал, например, раввин Иоханан бен Наппаха: «Кто чрезмерно восхваляет Бога, будет с корнем вырван из мира сего».
124
Рабба к «Бытию», 68:9.
125
В. Berakoth, 10a; Leviticus Rabba, 4:8; Yalkut к Пс. 90:1; Exodus Rabba.
126
1 Цар. 2:27.
127
Ис. 43:14.
128
Втор. 30:3.
129
В. Migillah, 29а.
130
Рабба к «Песни песней», 2; JerusalemSukkah, 4.
131
Рабба к Числ., 11:2; Рабба к Втор., 7:2 на основе Прит. 8:34.
132
Mekhilta de Rabbi Simon к Исх. 19:6; Деян. 4:32.
133
Рабба к «Песни песней», 8:12.
134
Yalkut к Песн. 1:2.
135
Sitre к Втор. 36.
136
A. Marmorstein, The Old Rabbinic Doctrine of God, The Names and Attributes of God (Oxford, 1927), pp. 171–174.
137
Niddah, 31b.
138
Yalkut к 2 Цар. 22; В. Yoma, 22b; Yalkut к Есф. 5:2.
139
Jacob E. Neusner, «Varieties of Judaism in the Formative Age», in Arthur Green, ed. Jewish Spirituality, 2 vols. (London, 1986, 1988), I, pp. 172–173.
140
Sifre к Лев. 19:8.
141
Mekhilta к Исх. 20:13.
142
Pirke Aboth, 6:6; Horayot, 13a.
143
Pirke Aboth, 6:6; Horayot, 13a.
144
Sanhedrin, 4:5.
145
BabaMetziah, 58b.
146
Map. 1:10–11.
147
Map. 1:15; буквальный перевод с греческого звучит даже более впечатляюще: «Царствие Божие здесь!»
148
Geza Vermes, Jesus the Jew (London, 1973); Paul Johnson, A History of Jews (London, 1987).
149
См. Мат. 5:17–19.
150
Мат. 7:12.
151
T. Sof., 13:2.
152
Мат. 17:2.
153
Мат. 17:1–5.
154
См. Мат. 17:20; Map. 11:22–23.
155
Astasahasrika 15:293 in Edward Conze, Buddhism: its Essense and Development (Oxford, 1959), p. 125.
156
Бхагавад-гита, 11:15. Пер. Б. Смирнова.
157
Op. cit., 11:15, 11:39.
158
Op. cit., 11:18.
159
См. Гал. 1:11; 1:14.
160
См., напр., Рим. 12:5; 1 Кор. 4:15; 2 Кор. 2:17.
161
1 Кор. 1:24.
162
Слова, вложенные в уста Павлу автором «Деяний» (Деян. 17:28); возможно, цитата из Эпименида Критского.
163
1 Кор. 15:3.
164
См., в частности, Рим. 6:4; 2 Кор. 5:17, Ефес. 2:15.
165
«Свершившийся факт» (фр.).
166
См. Кол. 1:24; Еф. 3:1, 3:13; 1 Кор. 1:13.
167
См. Рим. 1:12–18.
168
Фил. 2:6–11.
169
Иоан. 1:1–3.
170
1 Иоан. 1:1.
171
Автор имеет в виду не христианский, а еврейский праздник, называвшийся иначе «праздником седмиц» или «жатвы»; в этот день Бога не только славили за Синайский Завет, но и благодарили за новые земные плоды. – Прим. пер.
172
Деян. 2:2–3.
173
Деян. 2:9–10.
174
См. Деян. 2:17; Иоил. 2:28.
175
Деян. 2:22–36.
176
Деян. 7:48.
177
«Новое порочное суеверие» (лат.).
178
Quoted by A. D. Nock, Conversion, The Old and the New in Religion from Alexander the Great to Augustine of Hippo (Oxford, 1933), p. 207.
179
Ad Baptizandos, Homily 13:14; quoted by Wilfred Cantwell Smith, Faith and Belief (Princeton, 1979), p. 259.
180
В пересказе Иринея («Опровержение ересей», I.1.1). Почти все труды ранних «еретиков» были уничтожены и дошли до нас только в полемике их ортодоксальных оппонентов. Перевод (синодальный) прот. Преображенского. Цит. по изд.: Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним. – Киев, 1917 [Репринт: Bruxelles: Жизнь с Богом, 1991]. – С. 686.
181
См.: Ириней. Опровержение ересей, 7.21.4.
182
Ibid., I.5.3.
183
Ипполит. Обличение всех ересей, 8.15.1–2.
184
См. Лук. 6:43.
185
Ириней. Опровержение ересей, 1.27.2. Цит. по изд.: Поснов М.Э. Указ. соч. – С. 691.
186
Тертуллиан. Против Маркиона, 1.6.1. Перевод (синодальный) Н.Н. Щеглова. Цит. по изд.: Поснов М.Э. Указ. соч. – С. 400.
187
Ориген. Против Цельса, 1.9.
188
Климент Александрийский. Увещания эллинам, 1.8.4.
189
Ibid., 10.106.4.
190
Климент Александрийский. Педагог, 2.3.381. Перевод (синодальный) Н.Н. Корсунского. Цит. по изд.: Климент Александрийский. Педагог. – Б/м.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. – С. 142.
191
Климент Александрийский. Увещания эллинам, 1.8.4.
192
См.: Ириней. Опровержение ересей, 5.16.2.
193
Мат. 19:12.
194
Эннеады, 5.6.
195
Ibid., 5.3.11.
196
Ibid., 7.3.2.
197
Эннеады, 5.2.1. Перевод под ред. проф. Г.В. Малеванского. Цит. по изд.: Плотин. Избранные трактаты в 2-х томах. – М.: РМ, 1994. – Т. 1. – С. 27.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги