Книга Цифровая дисциплина. Воспитание здоровых привычек в мире гаджетов и соцсетей - читать онлайн бесплатно, автор Шими Канг. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Цифровая дисциплина. Воспитание здоровых привычек в мире гаджетов и соцсетей
Цифровая дисциплина. Воспитание здоровых привычек в мире гаджетов и соцсетей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Цифровая дисциплина. Воспитание здоровых привычек в мире гаджетов и соцсетей

Они знают то, о чем мы не подозреваем?

Руководители технологических компаний первыми признали эту проблему более 10 лет назад. Вскоре после выпуска iPad в 2010 году журналист The New York Times Ник Билтон спросил у основателя компании Apple Стива Джобса, что его дети думают о новом устройстве. Джобс ответил репортеру, что они им еще не пользовались, и добавил: они с женой «ограничивают количество технологий, которые дети используют дома». Билтон был настолько поражен, что решил пообщаться на эту тему с другими руководителями компаний в Кремниевой долине. Он обнаружил, что большинство из них либо запрещают детям пользоваться цифровыми устройствами, либо строго лимитируют доступ к ним. «Похоже, руководители технологических компаний, – заключил Билтон, – знают то, о чем мы с вами не подозреваем». Генеральный директор компании Apple Тим Кук недавно заявил, что запретил своему племяннику пользоваться социальными сетями. У детей основателя компании Microsoft Билла Гейтса до 14 лет не было смартфонов. Сегодня его жена Мелинда говорит, что лучше бы они с этим еще повременили.

Как же наши дети превратились в рабов гаджетов, которые изначально были призваны освободить нас, помочь нам наладить связи между собой, подарить нам больше времени для познания жизни и людей, которых мы любим? Оказалось, что все идет по плану. Вероятно, в какой-то момент объединение людей перестало быть целью многих технологических компаний. Началась гонка за право придумать оповещение, которое лучше других привлечет внимание, разработать очередной гениальный способ, который заставит нас проверять телефон снова и снова.

В этом и заключается движущая сила технологической «экономики внимания»: то бесплатное приложение, социальная сеть или поисковая система, которые, казалось, были созданы вам в помощь, на самом деле предназначены для сбора ваших данных. Теперь их можно упаковать и кому-нибудь продать. Сегодня оборот этой отрасли составляет триллион долларов в год. Данные, которые собирают таким образом, недавно превзошли по стоимости нефть и стали самым ценным активом на земле.

Последствия всего этого для человечества просто колоссальны. Цифровые устройства крадут время вашего ребенка, маленькими порциями съедая годы его жизни. Каждый час, который он проводит перед экраном, – это час, который можно было потратить на то, чтобы носиться вокруг и общаться со сверстниками, наблюдать за происходящим и извлекать из этого уроки. Проще говоря, на общение в реальной жизни, которое имеет решающее значение для физического здоровья и умения жить в социуме.

Особенно тревожно то, что ваш ребенок и сам не хотел бы так жить. Но раз он не понимает, каким образом на него влияют гаджеты, то рискует позволить им управлять собой. Важно задуматься: это ребенок использует гаджеты или гаджеты используют его?

Как и топ-менеджеры Кремниевой долины, я одной из первых заметила негативное влияние цифровых устройств. Родители приводили ко мне своих сыновей, потому что те бросали школу, спорт и свои семьи ради видеоигр. Я работала со многими девочками-подростками, которые в ответ на установленные родителями лимиты на использование социальных сетей угрожали им насилием, побегом из дома и даже самоубийством. Был случай, когда меня вызвали в полицейский участок, чтобы осмотреть мальчика, который запер свою мать в подвале на три дня, так как она мешала ему играть в новую видеоигру.

Родителям этих детей было стыдно. Они были беспомощны и подавлены. К сожалению, подобные проблемы возникают все чаще и наносят вред все большему числу семей по всему миру.

Почему ребенок так себя чувствует

Вне зависимости от того, получил ли ребенок грубый комментарий в Snapchat или хулиган прижал его к шкафчику в раздевалке, – головной мозг реагирует на реальную или предполагаемую угрозу одинаково. В ответ на угрозу запускается биологическая реакция «бей, беги или замри», которая готовит тело к предстоящей атаке на него. Вам знакомы эти ощущения – сердцебиение учащается, давление повышается, сознание сужается.

Мне важно донести до вас простую мысль: ребенок ощущает все это вне зависимости от того, где происходит подобная ситуация – на экране или в реальной жизни. Его чувства в большей степени зависят от того, какое нейрохимическое соединение вырабатывается в результате полученного опыта. Дофамин, кортизол, эндорфины, окситоцин и серотонин (их часто называют «химическими посредниками» организма) – вот пять ключевых нейрохимических веществ, которые регулируют жизнь вашего ребенка и заставляют его чувствовать себя энергичным или безразличным, связанным с кем-то или одиноким, счастливым или несчастным, увлеченным или замкнутым. Эти вещества существуют в каждом человеке и вызывают в каждом из нас реакцию настолько же неизменную, как восход солнца. Поэтому если мы поймем их природу, то сможем привить ребенку здоровые привычки и он будет чувствовать себя довольным, значимым, способным и любимым.

Давайте подробнее остановимся на этой пятерке нейрохимических веществ. Когда будете читать их описания ниже, попытайтесь представить, что бы вы почувствовали, выйди они из-под контроля. Если эти «строительные блоки человеческого здоровья» подвергать целенаправленному воздействию, манипулированию и дисрегуляции[7], какими могут оказаться последствия для тела, сознания и общества?

1. Дофамин отвечает за мотивацию и является частью системы вознаграждения. Он дарит нам чувство глубокого удовлетворения. В основном этот гормон высвобождается в результате деятельности, которая способствует выживанию вида. Это охота, собирательство и принятие соплеменниками. Мы живем не в древнем мире, поэтому охотой сегодня можно считать прохождение очередного уровня в видеоигре, а собирательством и принятием соплеменников – «лайки» в социальных сетях.

2. Кортизол и стрессовая реакция отвечают за ощущения, которые возникают у человека во время чьего-то нападения. Когда возникает опасность, именно эти гормоны побуждают нас делать что-то – будь то драка, бегство или замирание, – чтобы спастись. Они вызывают резкий скачок сердечного ритма и артериального давления. Если такое состояние будет повторяться часто, то это может привести к нарушению сна, увеличению веса, проблемам с ЖКТ, подавлению иммунной системы и нарушению костеобразования.

3. Эндорфины отвечают за чувство умиротворения, спокойствия, блаженства или эйфории. Они высвобождаются в результате кардионагрузок, а также смеха и близости с кем-то. Все эти действия, в свою очередь, нейтрализуют чувства тревоги, стресса и боли. Эндорфины избавляют нас от жизненных невзгод, дарят способность к переменам и возможность пробовать что-то новое.

4. Окситоцин отвечает за чувство безопасности и любви. Он высвобождается во время совместного социального опыта – например, в ситуациях, когда мы получаем признание в обществе, устанавливаем связи или переживаем близость с кем-то. Окситоцин мотивирует нас доверять и помогать другим людям, искать дружеского общения, учиться любить.

5. Серотонин отвечает за чувство удовлетворенности, счастья и гордости. Он высвобождается во время физической активности, позитивного социального взаимодействия, воздействия солнечного света и занятия любимым делом. Серотонин мотивирует нас пробовать что-то новое, менять свою жизнь и завоевывать уважение других.


Наверняка вы могли заметить, что смартфоны, онлайн-игры и социальные сети меняют сознание ваших детей в буквальном смысле. Они провоцируют у ребенка выработку определенных нейрохимических веществ. Порой эффект от этого может быть и положительным – например, если ребенок беседует по Skype с бабушкой, то поддерживает свою связь с ней. Бывает же и наоборот: из-за использования гаджетов и приложений у ребенка создаются малые по ценности, но большие по объему нейрохимические циклы вознаграждения. Они меняют архитектуру еще не до конца развившегося головного мозга. Ребенок хочет получать все больше из своего телефона и все меньше – из реального мира.

Если слишком много времени проводить в гаджетах, то это может спровоцировать:

● высвобождение вредного уровня кортизола, запускающего стрессовую реакцию;

● тягу к дофамину в нездоровых количествах, приводящую к возникновению зависимости;

● снижение естественного выброса окситоцина, серотонина и эндорфинов, которые являются ключом к многолетнему здоровью, счастью и успеху.


Высвобождение этих нейрохимических веществ в значительной степени регулируют четыре крошечные структуры головного мозга: гиппокамп, миндалевидное тело, гипофиз и гипоталамус. В совокупности они известны как лимбическая система. Именно она запускает и контролирует наши эмоциональные реакции.

Например, даже если порой цифровые устройства и дарят ребенку мгновенный прилив удовольствия, далеко не всегда из-за этого он чувствует себя счастливым. От редких игр уровень дофамина у ребенка может повышаться. Но высвобождение слишком большого количества дофамина (или удовольствия) за счет потерь окситоцина (или установления социальных связей) порождает чувство одиночества, тревоги и подавленности. Чтобы перестать их испытывать, ребенок хочет получить еще одну дозу дофамина. Вот почему этот гормон – ключевое нейрохимическое вещество, которое лежит в основе любой зависимости. «Лайки» в социальных сетях тоже провоцируют высвобождение дофамина. Но если мы сравниваем себя с другими в негативном ключе, то запускается выброс гормонов стресса.

В следующих главах мы поговорим о том, как связаны между собой гормоны и мотивация, поведение, жизненная сила, творческие способности и счастье вашего ребенка. Узнаем, какие химические вещества в головном мозге могут заставить детей чувствовать себя счастливыми, напряженными, творческими или вдохновленными при использовании гаджетов.

Я твердо убеждена, что цифровые устройства могут занять здоровое место в жизни ребенка. Например, ободряющее сообщение от родителей поможет, если выдался сложный день. Пост в Facebook о лесных пожарах в Австралии повысит осведомленность о событиях в мире и вдохновит мыслить не только в пределах своего маленького мирка. Получается, что в целом неразумно разделять цифровые устройства на исключительно «полезные» или исключительно «вредные».

Как здорово было бы помочь ребенку высвобождать те нейрохимические вещества, которые расширяют его способности, – как в Сети, так и в повседневной жизни! Именно этому я вас и научу.

Напомню, что мы с вами все это уже проходили. Не впервые родителям нужно разбираться с тем, как научить своих детей использовать новые мощные технологии. И это не первый случай, когда инновации, внедренные человеком, изменили все вокруг.

Сила огня

Воспитание детей в эпоху цифровых технологий часто кажется процессом неизведанным и тревожным. Но все это не так уж сильно отличается от того, что уже не раз переживали люди в периоды глобальных перемен. А ведь они часто случались за время существования человечества. Вспомните, каким переломным моментом в истории эволюции человека стало открытие огня. Огонь дал нам свет и тепло. Отгоняя медведей, львов и других ночных хищников, он позволил Homo erectus (нашему прямому предку и самому раннему из известных пользователей огня) спуститься с дерева и спокойно спать на земле. Собрав людей вместе, чтобы поесть и согреться, огонь сплотил нас и положил начало традиции рассказывать друг другу истории. Он заложил основу человеческого общества.

Пожалуй, самым главным подарком для человека стала возможность готовить на огне. Избавление от паразитов и бактерий в пище резко снизило уровень смертности и значительно увеличило продолжительность жизни. Учитывая, что наши предки-приматы проводили большую часть своих дней разгрызая корни и поедая листья, ягоды и кору, только чтобы получить достаточно калорий и остаться в живых, приготовление пищи на огне стало поистине революционным открытием. Термическая обработка пищи сокращает время и энергию, которые уходят на ее поедание и переваривание. Высвобождение ресурсов позволило гоминидам лучше расходовать свою энергию: от насыщения их кишечника до насыщения их мозга. (Даже в состоянии покоя человеческий разум потребляет 25 % всей нашей энергии.) Это привело к бурному росту головного мозга и в итоге к появлению самой развитой нервной системы, которую когда-либо знала планета. Эта система, насчитывающая более ста миллиардов нейронов, обрабатывает каждую нашу мысль, действие и реакцию. Короче говоря, именно огонь позволил нам перейти на следующую ступень эволюции – стать теми сложными, разумными, способными к состраданию и творчеству существами, которыми мы сегодня являемся.

Огонь нашего времени

Без преувеличения можно сказать, что технологические новинки, которые рождаются в Кремниевой долине и за ее пределами, аналогичным образом действуют на все человечество, меняя его. Технологии позволили нам расшифровать геном человека и найти возможные замены ископаемым видам топлива. Вскоре они, возможно, помогут нам достичь Марса, и это может определить следующий эволюционный шаг человечества.

Но прогресс – дело сложное. Технологии, как и огонь, способны нас уничтожить. Я уверена, что мамы и папы гоминидов испытывали смешанные чувства, когда позволяли своему чаду обращаться с огнем. Но они понимали, что умение им пользоваться – это ключ к успеху и выживанию. Представляю, как они приводили детей на выжженные поля, чтобы показать, как пожары бесконтрольно бушуют в сухой саванне, целиком поглощая людей, животных и примитивные деревни. Они объясняли детям, что пламя способно обжечь их легкие, если они подойдут слишком близко к огню. Они учили их использовать камни, чтобы разжигать собственные очаги.

Современные родители сталкиваются с похожими трудностями: мы знаем, что успех ребенка зависит от его владения разными цифровыми устройствами, и все же мы боимся рисков, которые с ними связаны. Но мы не можем спрятать голову в песок, позволить ребенку установить собственные правила и молиться, чтобы он избежал столкновения в Сети с каким-нибудь особенно наглядным жестким порно. Мы также не можем просто запретить ребенку играть в Grand Theft Auto или создавать себе страничку в «Инстаграме». Им нужна наша помощь. Мы должны подсказать детям, как проводить время за гаджетами с пользой, как держаться подальше от приложений и видеоигр, которые расстраивают и заставляют виртуально «уходить в себя». Нам с вами нужно вывести их в саванну.

Ребенку стоит объяснить, что он может почувствовать себя плохо, если будет слишком пристально наблюдать за тем, как приятели приукрашивают свою жизнь в социальных сетях. Он может почувствовать свою несостоятельность, особенно если и без этого был чем-то расстроен. Нужно рассказать ему о том, что эти эмоции могут помешать ему хорошо учиться и заводить друзей в реальной жизни. Донести мысль, что чем больше его настроение зависит от «лайков», ретвитов и репостов, тем более растерянным, тревожным и подавленным он рискует стать. Нужно помочь ребенку понять, как легко его могут обидеть в Сети, как легко он может попасть в зависимость от своего телефона и видеоигр.

Без паники

Предлагаю перестать себя накручивать. В газете The New York Times в 2019 году вышел материал о том, что некоторые родители теперь нанимают тренеров, которые помогают им воспитывать «свободного от телефона» ребенка. Так называемые «экранные консультанты» (от англ. screen consultants. – Прим. пер.) призваны напомнить современным семьям, как люди умудрялись воспитывать детей до изобретения смартфонов. Статья в Times читается почти как пародия на уклад жизни в области залива Сан-Франциско[8]. Но поверьте мне – вам не нужен экранный коуч.

Вместо этого я познакомлю вас с передовыми достижениями науки в области нейробиологии, постараюсь доступно объяснить принципы работы головного мозга и нервной системы ребенка. Расскажу, как достичь успеха. Как только вы поймете, что конкретно ощущает ваш ребенок при использовании цифрового устройства, мы сможем провести параллель между «экранным временем» и здоровым питанием. Я предложу вам привычный и понятный план решения одной из самых важных проблем воспитания детей нашей эпохи.

Не забывайте – смартфону всего полтора десятка лет. Вот почему все это так сбивает нас с толку. Возможно, вы этого не замечаете, но мы живем в эпоху разрушения. Для человечества неестественно сидеть дома в одиночестве, сутулиться и целый день смотреть в экран. На протяжении 10 тысяч лет мы были земледельцами, проводили дни на открытом воздухе и работали бок о бок с другими людьми. Примерно за 70 тысяч лет до этого мы были охотниками-собирателями и жили в племени. Мы ложились спать, когда заходило солнце. Мы просыпались, когда оно вставало над горизонтом. Днем мы всегда находились в движении и ощущали свою глубокую связь с природой и соплеменниками.

Но не переживайте – мы можем вернуться к своей сущности. Не важно, какие технологии будут возникать (а они продолжат бурно развиваться, поверьте), – наша человеческая сущность от этого принципиально не изменится.

Я верю в науку. Я верю в исследования. Я верю в то, что мы можем воспитать умных, счастливых и сильных детей, способных раскрыть весь свой потенциал. И я думаю, что все хорошо в меру. В том же, что касается цифровых технологий, я руководствуюсь таким принципом: не паниковать и следовать своей интуиции. Просто дышите. Вместе мы все преодолеем.

Это стоит запомнить…

■ Большинство подростков проверяют свои телефоны 150 раз в день. Из-за этого они становятся гиперактивными и раздражительными, беспокойными и тревожными.

■ Смартфоны и другие цифровые устройства с экранами способны вызвать изменения в структуре и функциях головного мозга ребенка.

■ Цифровые технологии меняют природу ребенка, препятствуют развитию базовых биологических стремлений – общаться с себе подобными, обретать независимость и даже производить потомство.

■ Чувства ребенка в большей степени зависят от того, какое нейрохимическое соединение вырабатывается в результате полученного опыта.

■ Дофамин отвечает за мотивацию и является частью системы вознаграждения. Он дарит нам чувство глубокого удовлетворения.

■ Кортизол и стрессовая реакция отвечают за ощущения, которые возникают у человека во время нападения.

■ Эндорфины отвечают за чувство умиротворения, спокойствия, блаженства или эйфории.

■ Окситоцин отвечает за чувство безопасности и любви.

■ Серотонин отвечает за чувство удовлетворенности, счастья, уверенности в себе и собственного достоинства.

Глава 2

Проторенные тропинки:

Как использовать силу привычки и помочь ребенку раскрыть свой потенциал

Мы есть то, что мы делаем постоянно. Следовательно, совершенство – это не действие, а привычка.

Аристотель

В СВОЮ ПЕРВУЮ БЕРЕМЕННОСТЬ я думала, что неплохо подготовилась к материнству. На тот момент мне было 33 года, и я вот уже несколько лет работала врачом, среди моих пациентов были недавно родившие женщины, дети и целые семьи. Я помогала своим четверым старшим братьям и сестрам с их детьми разного возраста: от младенцев до подростков. Я прочитала всю «классику» на тему воспитания детей и подписалась на всевозможные новомодные блоги. Когда родился наш прекрасный мальчик по имени Джош, я была вне себя от радости и потрясения.

Я стала мамой в 2005 году, тогда количество интернет-пользователей в мире уже достигло миллиарда. Порой казалось, что все, что мне нужно знать, уже есть в Сети. В остальное время я чувствовала, как перегружена информацией и противоречащими друг другу сведениями. Цифровые технологии подступали и предвещали нечто великое. Мне подарили полную коллекцию обучающих DVD-дисков «Маленький Эйнштейн», и я проигрывала Джошу каждый из них в надежде, что хоть что-то из услышанного отложится в его памяти!

Примерно в год Джош начал стремительно терять вес, неделю за неделей. Его вес упал с 85-го до 5-го перцентиля для мальчиков этого возраста (примерно с 11 до 8 килограммов. – Прим. ред.). Мой довольный пухлый малыш практически перестал есть. Во время кормления он сжимал губы и отклонялся как можно дальше. Я показывала его врачам, специалистам по программе питания из нашей местной детской больницы. Все они давали один и тот же совет: «Он вряд ли уморит себя голодом, так что старайтесь запихнуть в него хотя бы ложечку при любой возможности». Мы перепробовали все: кормить сына под пение, под кукольный театр, предлагать всевозможные сочетания продуктов. Порой наша кухня напоминала настоящий цирк, пока мы изо всех сил пытались заставить Джоша проглотить хотя бы несколько ложек. Все это было очень тяжело и утомительно.

Как-то раз у нас в гостях его двоюродные братья смотрели мультфильм «В поисках Немо». Джоша словно загипнотизировали. Когда он увидел говорящую акулу, у него отвисла челюсть, и мне удалось засунуть ему в рот немного ложек пюре из батата. Очарованный фильмом, Джош проглотил пюре! Я поспешила запихнуть в его раскрытый рот еще несколько ложек с горкой, и – о чудо: он и их проглотил. На этот раз нам не понадобилось разворачивать полноценное бродвейское шоу лишь для того, чтобы скормить Джошу половину размятого банана. Всего несколько минут просмотра диснеевских мультфильмов – и мой ребенок был накормлен.

Тогда я не понимала причин его отказа от пищи, но теперь знаю, что это было вполне логично. Подросток Джош ненавидит мягкую и кашеобразную еду. Он избегает всего, что по консистенции напоминает сливки, в том числе соусы и даже супы. Естественно, он не мог мне рассказать об этом, когда был младенцем, а без полного набора зубов его нельзя было накормить ничем, кроме подобных продуктов. Так что в течение нескольких месяцев, пока Джош не набрал вес, я могла кормить его только перед экраном. Стульчик для кормления мы часто ставили в гостиной, прямо перед телевизором. Я устала, отчаялась, ждала второго ребенка и не знала лучшего способа. А может, и знала, но решила не думать об этом.

Нам, родителям, порой сложно осознать, какое влияние оказывают гаджеты на детей. Вот почему так полезно узнавать результаты научных исследований, на которые можно опереться. Порой мы используем цифровые устройства как костыль, потому что хотим упростить себе жизнь, а иногда они и правда могут нас буквально спасти. Конечно, не стоит стыдить людей за то, что они изредка дают своему ребенку планшет. Но помните: то, что упрощает вашу жизнь здесь и сейчас, может всерьез ее усложнить в долгосрочной перспективе. В тот период телевизор помогал мне кормить Джоша, но что, если бы у него сформировалась привычка отвлекаться за едой на телевизор и жевать на автомате? Ведь как только подобные привычки формируются, они могут распространиться и на другие сферы жизни, например на подготовку домашней работы или общение с людьми.

Я не могу повернуть время вспять, но могу оценить свое поведение и извлечь уроки из прошлого. Нам следует поддерживать родителей, педагогов и всех тех, кто воспитывает детей, предлагать им руку помощи – делиться идеями и практическими советами. Нужно выстроить систему поддержки, ведь все мы хотим одного и того же: чтобы каждый ребенок мог полностью раскрыть свой уникальный потенциал.

«Наша жизнь есть не что иное, как масса привычек»

За вчерашний день ваш ребенок 150 раз разблокировал свой телефон, но из этого не следует, что он принял 150 взвешенных решений. Эти действия родились из привычки – побуждения, которое большинство из нас едва замечает и понимает.

Привычки – это действия и поступки, которые мы совершаем автоматически, не задумываясь. Любая ситуация, мысль и чувство в жизни человека запускают тысячи нейронов, которые, в свою очередь, образуют проводящие пути в головном мозге человека. Мне нравится представлять их тропинками, которые возникают на том пути, которым часто пользуются. Когда мы повторяем одни и те же действия, то протаптываем эти нейронные «тропинки» – и со временем они все более заметны. Мозг получает возможность все быстрее и быстрее передавать по ним сообщения о необходимости совершать конкретные действия. При достаточном количестве таких повторов мы начинаем выполнять эти действия на автомате.

Нам сложно формировать новые привычки, потому что вначале они представляют собой лишь узкие тропинки в джунглях нейронов. Эти неизведанные «тропинки» порой кажутся нам опасными и утомительными, и мы предпочитаем пользоваться знакомыми маршрутами.

Вспомните, например, как учились завязывать шнурки. Сначала это была настоящая борьба, дело требовало серьезной концентрации. Но в конце концов после долгой практики ваш мозг научился включать автопилот, стоит вам начать обуваться. Даже те задачи, которые изначально кажутся нам невероятно сложными (обучиться игре на фортепьяно, говорить на французском, пользоваться новым пультом от телевизора), становятся обыденным делом после многократных повторений. (Ну ладно, пульт – это исключение. Подозреваю, что в этом мне всегда придется полагаться на собственных детей.)