banner banner banner
Метод скользкой горки. Сторителлинг для Reels, Stories, TikTok-роликов и других форматов социальных сетей
Метод скользкой горки. Сторителлинг для Reels, Stories, TikTok-роликов и других форматов социальных сетей
Оценить:
 Рейтинг: 0

Метод скользкой горки. Сторителлинг для Reels, Stories, TikTok-роликов и других форматов социальных сетей


Мобильные мессенджеры

Telegram, WhatsApp, Viber, мессенджеры Facebook, Instagram и «ВКонтакте» недолго отсиживались в нише сервисов для переписки. Очень быстро у мессенджеров открылся маркетинговый потенциал и появилось направление «продвижение в мобильных мессенджерах».

По сравнению с социальными сетями у такого продвижения есть огромное преимущество: широчайший охват. В мобильных мессенджерах нет умной ленты, а значит, пользователь получает уведомления о новых публикациях у себя в смартфоне (если специально не отключил уведомления для конкретного канала).

Основные форматы ведения мессенджеров:

? Чаты. С этого все и начиналось. Каждый участник может писать в чате. По принципу использования чаты похожи на группы в Facebook. При этом в WhatsApp и Viber есть ограничения по количеству участников, в Telegram (там этот формат называется супергруппы) ограничений нет.

? Каналы, коронный формат Telegram. Telegram-каналы стали полноценным аналогом страниц в социальных сетях, а также превратились в один из важнейших форматов СМИ. Контент для каналов также строится по принципу скользкой горки.

? Чат-боты. Так называют специально созданные скрипты, которые могут вести диалог с покупателями и помогают ему совершить целевое действие. Например, чат-бот туристического агентства сначала задаст ряд вопросов: предпочитаемая страна, даты поездки, предполагаемый бюджет – а затем подберет из базы оптимальные туры и предложит сделать покупку. В случае с чат-ботами копирайтинг состоит в проработке лаконичных и конкретных вопросов, структурированных ответов и органичных призывов к действию.

Автоворонки

Все вокруг автоматизируется. Искусственный интеллект берет на себя все больше функций, которые традиционно были закреплены за человеком. Автоворонки позволяют автоматизировать работу менеджера по продажам и частично – отдела клиентского сервиса.

Технически автоворонка представляет собой серию сообщений-писем, которые человек начинает получать после подписки (например, перейдя с объявления таргетированной рекламы на специальную подписную страницу). Приходить письма могут в мессенджерах либо в одной из социальных сетей (больше всего возможностей для этого у «ВКонтакте»). В первых письмах мы даем подписчику полезный контент, затем предлагаем небольшой продукт и… Магия! В зависимости от того, совершил ли человек целевое действие или нет, под него выстраивается индивидуальная серия писем. Либо мы приглашаем пользователя к следующему шагу (например, человеку, скачавшему каталог ювелирных изделий, можно предложить личную консультацию с экспертом), либо воронка делает шаг назад и продолжает «прогрев» полезными постами.

Автоворонки учитывают множество аспектов: переходил ли пользователь по ссылкам в предыдущих письмах, лайкал ли посты с конкретными продуктами, участвовал ли в опросах. То есть фактически у каждого подписчика своя рассылка.

Я активно использую автоворонки в своей деятельности, и это сильно повышает конверсию в продажи практически любого продукта.

Конечно же, скользкая горка актуальна и здесь – причем как на уровне одного конкретного сообщения, так и на уровне серии писем: каждое послание должно привлекать внимание и заставлять ждать новых.

Таргетированная реклама

Я неслучайно выделил таргетированную рекламу. Это – межплатформенный инструмент: свои системы таргетированной рекламы есть практически во всех социальных сетях. И, несмотря на точечные отличия в функционале, подчиняется таргет одним и тем же законам на всех площадках.

Сейчас именно таргетированная реклама является основным платным средством продвижения. А по мере роста порога входа таргет становится главным способом привлечения внимания аудитории в целом.

Я уже упоминал, что человек станет читать рекламу, только если она будет ему интересна. А для этого текст должен быть составлен с применением все тех же приемов сторителлинга и с убедительной скользкой горкой. У скользкой горки появляются новые возможности: мы точно знаем, какие категории целевой аудитории увидят конкретное объявление. А значит, попадание может быть максимально точным.

Например, обращаясь к любителям айкидо, мы можем привлечь их внимание заголовком «Интересуетесь айкидо?». Если мы показываем рекламу людям, которые покупали в наших автоцентрах Audi, мы показываем объявление «Как дела у Вашего Audi?». Узнавание – традиционно один из мощнейших элементов скользкой горки.

В соответствующем разделе книги я дам подробный алгоритм построения скользкой горки в объявлениях таргетированной рекламы.

Реклама у лидеров мнений

Многие блогеры обладают аудиторией, сравнимой по численности с аудиторией самих социальных сетей. А следовательно, они становятся все более мощным инструментом влияния, способом быстро донести информацию до максимально широкой и при этом лояльной аудитории. Именно поэтому сейчас покупка рекламы у блогеров стала главной альтернативой таргетированной рекламе.

Особенность скользкой горки в случае с размещением рекламы у блогеров – написать пост (либо снять видео или серию Stories) за блогера. Аудитория сразу же почувствует подмену. Но, правильно составив техническое задание на рекламу, мы можем указать блогеру, какие акценты сделать, как начать рекламную публикацию, в какой момент и с каким посылом призвать к целевому действию. Для этого существуют свои алгоритмы и даже шаблоны, и мы будем подробно говорить о них.

К некоторым площадкам и форматам мы еще вернемся в соответствующих разделах. Другие платформы (например, автоворонки) отдельно рассматриваться не будут, однако к ним применимы все техники, о которых идет речь.

В рамках этой книги мы обсуждаем исключительно социальные сети и немного касаемся мессенджеров. Однако скользкая горка и другие методы сторителлинга абсолютно универсальны. Знания, которые вы получите, помогут вам также в написании текстов для сайтов, лендингов, в подготовке email-рассылок, создании объявлений для контекстной рекламы, написании статей и даже книг.

Глава 5

Подготовка к работе над текстом

«Ну вот, началось… Вместо того чтобы учить делать классные Stories для Instagram, Дамир ведет нас в маркетинговые дебри!..»

Невозможно создать действительно эффективные тексты, Stories или видео без четкого понимания того, о чем конкретно и для кого пишешь. Как говорил великий Огилви, «ты должен писать два часа в день. Остальное время ты должен искать вещи, о которых писать»[6 - Огилви Д. Огилви о рекламе. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.].

Подготовка к работе над текстом включает два ключевых направления.

1. Исследование темы

Автор должен разбираться в теме, которой посвящен его текст. Это, с одной стороны, застрахует от откровенных ляпов, с другой – позволит занять принципиально важную для автора экспертную позицию.

2. Исследование аудитории

Автору необходимо четко понимать, для кого он пишет. Не на интуитивном уровне «жизнерадостные молодые люди» или «менеджеры среднего звена», а гораздо глубже. Вы должны знать типичные задачи и проблемы Вашей аудитории, предвидеть ее возражения, осознавать, какая информация и на каком этапе будет актуальной, понимать, какая тональность текста приемлема для того или иного сегмента.

Поэтому мы будем исследовать аудиторию в три основных шага:

1. Сегментация аудитории. Разобьем аудиторию на конкретные сегменты, чтобы в дальнейшем адресно и прицельно работать с каждым.

2. Создание аватара аудитории. Поймем ключевые мотивы, задачи, боли каждого сегмента.

3. Построение Карты путешествия Клиента (Customer Jorney Map). Проработаем типичные этапы, которые проходит каждый Ваш Читатель на пути взаимодействия с Вами.

В этой главе мы заложим фундамент для всей дальнейшей работы, и при создании контент-плана, проработке заголовков и написании текстов мы будем опираться на документы, созданные в процессе исследования темы и аудитории.

Исследование темы

Нет на свете зрелища более жалкого, нежели автор, который знает о теме своей работы меньше, чем Читатель. Позиция автора всегда предполагает знания либо опыт, отличающиеся от знаний и опыта Читателя, иначе возникает логичный вопрос «А зачем вообще тратить свое время на чтение?».

Именно поэтому автор должен очень хорошо знать предмет, о котором пишет. Более того, объем его знаний должен быть намного больше, нежели того требует тема конкретного текста, – иначе читателю будет очевидно, что перед ним не экспертный текст, а компиляция из других материалов. Читатель должен чувствовать, что у автора есть глубокое знание темы.

Представьте двух продавцов в винном магазине. Первый знает, где какая бутылка стоит, знает ключевую характеристику вина – сухое, полусладкое, кагор. Знает цену. Второй продавец хорошо разбирается не только в вине, но и в технологии, истории виноделен, может рассказать о букете, посоветовать подходящие закуски, предлагает дегустацию в соответствии с Вашим вкусовым профилем.

Рискну предположить, что у второго продавца всегда будет больше закрытых сделок, а средний чек окажется выше. Профессиональный, выходящий за рамки необходимого минимума подход к своему делу подкупает.

Текст – это такой же продавец, который должен уметь интересно и «вкусно» рассказать о продукте, снять возражения, дать экспертную рекомендацию.

А для этого автор должен хорошо понимать то, о чем собирается писать.

Существует два уровня владения темой:

1. Глобальный – актуальный тогда, когда Вы планируете постоянно работать над одной и той же темой. В этом случае Вы должны постоянно совершенствоваться в теме, о которой пишете, изучать продукцию, тематические материалы (видео, статьи, книги), конкурентное поле. Постепенно тексты будут становиться все более экспертными и профессиональными.

2. Локальный. Он подойдет, если Вам нужно написать только один текст на конкретную тему.

Приведу небольшой чек-лист того, что Вы должны знать по теме, о которой пишете:

? для кого предназначен продукт;