banner banner banner
Обитаемый офис
Обитаемый офис
Оценить:
 Рейтинг: 0

Обитаемый офис


Многие считают, что без сплетников жизнь офиса была бы скучной и неполной. Ведь они вносят некую нотку интриги в скучную рабочую атмосферу. Возможно, в этом есть что-то от правды, ведь признайтесь, положа руку на сердце: разве все мы периодически не занимаемся в узком кругу друзей и приятелей «перемыванием косточек» общих знакомых?

Думаю, что отнести эту привычку к разряду вредных можно тогда, когда простой приятельский треп переходит границу безобидной болтовни и начинает причинять реальный вред обсуждаемому объекту.

Если реального вреда от сплетников нет, то в отношении к ним можно руководствоваться принципом «глупой собаки»: «Пусть гавкает, лишь бы не кусала».

Сплетни можно рассматривать и как информацию, и как дезинформацию. Но, наверное, правильнее будет считать их и тем и другим одновременно. Например, если вы расскажете какому-нибудь болтливому приятелю необычный факт из своей жизни, то не исключено, что через определенное время вы услышите его из уст другого человека в искаженном виде.

Все дело в том, что информация, проходя через сознание людей, искажается. Если принять то, что хотел сказать человек, за 100 %, то выразить свою мысль ему удастся примерно на 80–90 %. Другой услышит из этого еще меньше, а поймет около 60–70 %. И если информация пройдет несколько таких циклов, то несложно представить себе, во что она превратится.

В свое время в институте мы играли в такую игру. Из комнаты выходили 3–4 человека, а оставшиеся придумывали небольшую историю с большим количеством мелких деталей и подробностей. Потом в комнату приглашали одного из тех, кто был за дверью, и зачитывали ему получившийся текст. Затем входил еще один, и тот, кто только что услышал историю, пересказывал ее вошедшему. И так далее.

Самый последний участник эксперимента выдавал практически новую историю, поскольку многие детали первоначальной либо изменялись до неузнаваемости, либо исчезали вовсе, а вместо них появлялись новые. Вот так работает механизм искажения информации. Поэтому уберечься от сплетен практически невозможно. Ну разве что не выходить никуда из дома и ни с кем не общаться. Но такое поведение может породить еще более странные сплетни, чем активный образ жизни. Поэтому самый лучший совет – не относиться к сплетням «на полном серьезе» – они того не стоят.

По статистике 35 % всех разговоров составляют сплетни. Мужчины сплетничают меньше, женщины – больше, но сплетничают и те, и другие! Причем в последнее время сплетнями как стратегическим оружием все чаще пользуются мужчины, особенно если речь идет о конкуренции за продвижение по службе. Все чаще встречаются руководители, которые не только не хотят бороться со сплетнями, но и считают их ценным источником информации о структуре власти, организационных проблемах, настроениях и взаимоотношениях людей. И даже используют их для своих целей.

В истории многих предприятий имеются примеры, когда сплетни постоянно касались одних и тех же сотрудников. Методично все повторялось снова и снова. В коллективе появлялся один или несколько изгоев. Дело в том, что с помощью сплетен часто выживают, «подсиживают» и «выдавливают» неугодных коллег. Такое явление еще иногда называют моббингом. Как-то про одного моего сослуживца пустили сплетню, что он взял крупную взятку от одного заказчика. Разбираться в ситуации не стали, но результатом этой сплетни стала ситуация, напоминающая известную фразу «то ли он украл, то ли у него украли, в общем, была там какая-то темная история». Прямо никто ничего не сказал, но стало возникать ощущение, что человеку уже не доверяют. Через какое-то время мой сослуживец был вынужден уволиться, хотя позже выяснилось, кому было выгодно пустить такую сплетню и «убрать» его. Во многом исход такой ситуации зависит от руководителя, хотя даже при его поддержке бороться со сплетнями бывает очень трудно. И все-таки доказывать свою правоту можно и нужно, хотя лучше, конечно, не попадать в ситуации, когда «выживают» именно тебя.

Часто сотрудники сплетничают с целью показать свое остроумие в кругу друзей, не желая специально унизить кого-то из коллег. Просто не могут найти другой темы для разговора. Вот так, исподволь, чья-то репутация может пострадать «за здорово живешь». Чаще всего такая болтовня происходит в курилках и за совместными чаепитиями. И в основном от безделья. Поэтому правы начальники, которые ограничивают для своих сотрудников количество «перекуров» и «чайных пауз». Ведь можно так увлечься пересказыванием сплетен, что и забудешь, зачем на работу-то приходил!

Иногда сплетники кажутся милейшими людьми, которые искренне интересуются вашей жизнью. Они и сами считают себя добрыми и душевными, проявляющими к окружающим искренний интерес и участие, к ним так тянутся доверчивые и простодушные сотрудники.

На самом деле такой любопытный и открытый собеседник выболтает все ваши секреты на первом же углу – из сострадания и дружбы к другому человеку, конечно. От него лучше полностью скрывать подробности своей личной жизни, потому что для него совершенно нормально сказать кому-то: «Да не расстраивайся, это же ерунда! Вот у Вальки-приемщицы еще хуже было. Ей пришлось делать аборт от начальника склада. А потом…» Так что, если по офису ходят сплетни, однако вокруг вас вроде бы одни только милые люди, – раскройте пошире глаза, настройте уши, крепко закройте рот и затаитесь.

2. Средства индивидуальной защиты

Сплетни – вещь неизбежная, ведь говорят всегда и обо всех. Если человек сочувствует другим, старается бескорыстно помочь – значит, у него совесть нечиста; если человек замкнут и особо ни с кем не общается – значит, ему есть что скрывать; если слишком веселый и жизнерадостный – значит, в душе наверняка издевается над окружающими. Вот так и возникает почва для сплетен – практически на ровном месте, было бы желание.

Поэтому не стоит думать, что своим безупречным поведением вы можете как-то оградить себя от посягательств окружающих вас сплетников. Говорить будут в 90 случаях из ста. Тут интересен другой аспект. У каждого из нас есть два «я»: внутреннее и социальное. И наше внутреннее «я» иногда не совсем адекватно представляет наше «я» социальное. В таких случаях слухи могут сыграть роль своего рода искаженного канала обратной связи. Особенно это бросается в глаза, если сплетни нас сильно задевают – ведь это значит, что сплетники попали в цель, в какую-то «болевую точку» нашего внутреннего «я». В этом случае надо разбираться не со сплетниками, а с самим собой, чтобы найти эту внутреннюю проблему, которая делает нас такими уязвимыми. Когда вы ее найдете, вы фактически сделаете первый шаг к ее решению. Как только вы ее решите, сплетни перестанут вызывать у вас сильную реакцию. А как только они перестанут вас раздражать, у сплетников исчезнет возможность манипулировать вами и желание шушукаться по вашему поводу.

Например, вы узнали, что о вас говорят, будто вы «ставленник такого-то человека». Почему вас это может задеть? Может быть, потому, что вы не уверены в себе и в глубине души действительно думаете, что без поддержки какого-либо влиятельного лица карьеру вам не сделать?

Или кто-то говорит, что вы воруете у компании деньги. Обидно? Еще как! И вдвойне обидно, если это неправда. Но если смотреть на вашу реакцию на эту сплетню через призму ваших внутренних проблем, то можно разглядеть много интересного. Возможно, сплетня родилась из-за того, что у вас есть реальная возможность прикарманить деньги фирмы? Вы ей не пользуетесь, казня себя при этом в душе: какой я старомодный, честный и несовременно порядочный, – а тут вдруг оказывается, что вас все равно считают вором, несмотря на всю вашу честность! Как так?! А может быть, вы трусливы и боитесь взять деньги, которые плывут к вам в руки? И слухи еще больше питают вашу трусость? А может, вы чувствуете себя неуверенно на занимаемой вами должности и слухи пугают вас оттого, что вам в них чудится перспектива потерять работу?

По вашей реакции на разные сплетни можно узнать о вас много интересного. Загляните в себя: что больше всего задевает вас в сплетнях, какой именно ваш недостаток становится предметом обсуждения? Почему именно это для вас больнее всего? Ответы на эти вопросы помогут вам понять свои недостатки и постараться их исправить. Ведь наверняка в большинстве случаев, услышав очередную сплетню или чужое мнение о себе, вы были не согласны. «Разве я такой?! – возмущались вы. – Это совершенно несправедливо и гнусно!!! Это подлая клевета и грязная инсинуация!» Может, и так. Только вместо того, чтобы негодовать и возмущаться, лучше успокоиться и подумать, что именно в вашем поведении могло вызвать злословие коллег. Может быть, эта сплетня – всего лишь отражение вашего мелкого недостатка, на который сплетник посмотрел сквозь увеличительное стекло? Загляните в себя, и вы узнаете правильный ответ.

Если же самокопание «с пристрастием» не дало никакого результата и наша философия о том, что сплетники – это «санитары офиса», не оправдалась, придется вступать в борьбу не со своими недостатками, а с самими сплетнями и сплетниками.

Начинать такую борьбу необходимо со сбора информации. Если вы в компании недавно, вам для начала следует прояснить для себя общую расстановку сил. Если же вы в компании давно, то вам должно быть доподлинно известно, кто здесь неформальный лидер, кто основной «глашатай» непроверенной информации, кто нравится боссу, а кто нет, кого боятся, кто с кем дружит, у кого сильная поддержка, какие неформальные правила существуют в коллективе и т. д. Ну, а уж если вы знаете, кто и как запускает в вашей компании сплетни, то вам несложно будет оценить степень влияния разных сплетников, а также то, какие слухи и кого в компании «заводят».

В некоторых офисах чаще циркулируют слухи личного плана, в других – профессионального. Обычно это зависит от корпоративных ценностей и личных предпочтений самих сплетников. Если в компании собрались трудоголики, постоянно занятые какими-то профессиональными проектами, то вряд ли им будет интересно слушать сплетни о том, как новая бухгалтерша завела роман со старым и женатым исполнительным директором, а Вова из коммерческого отдела, судя по всему, «голубой». Скорее всего их зацепит слух о том, что коммерческий директор «сливает» внутреннюю информацию конкурентам, а генеральный собирается продать свою долю акций каким-то иностранным инвесторам. Если же сотрудники больше нацелены на межличностные отношения, если в коллективе постоянно идет какое-то соперничество авторитетов, складываются дружеские компашки, которые вместе пьют после работы, а в рабочее время устраивают регулярные чаепития с посиделками, то там скорее будут интересоваться личной жизнью коллег. И даже слух о том, что начальник отдела закупок Василий Васильевич берет откаты, будет обсуждаться в таком ракурсе: «он на эти откаты двух любовниц содержит, а жене врет, что опять премию урезали», и т. д., и т. п. Определитесь, какие слухи циркулируют в вашем офисе, и постарайтесь максимально адаптироваться к этой ситуации, чтобы избегать «острых углов».

Все обстоит гораздо хуже, когда сплетни в офисе рождаются не потому, что для них есть какой-то повод, а потому, что кто-то распространяет их специально, чтобы дискредитировать конкретных сотрудников перед коллегами или начальством либо для того чтобы за счет чьего-то «очернения» продвинуться самому. Всем нам приходится трудиться и делать карьеру в условиях жесткой конкуренции, изо дня в день терпеливо доказывая, что мы достойны роста и повышения. Если каждый день всем направо и налево говорить: «Я самый лучший, я самый умный, я самая трудолюбивая и т. п.», – это будет выглядеть странно и начнет всех раздражать. Поэтому люди часто стараются преуменьшить достоинства других коллег, способных составить им серьезную конкуренцию. Разумеется, проще всего это сделать в обсуждении, высказывая вовремя критические замечания. Один раз, другой, третий – глядишь, и на тех коллег уже начинают смотреть «твоими глазами» и поговаривать про них всякую ерунду. Повышения им не видать, а ты на их фоне выгодно выделишься. Такая тактика используется практически везде.

Так что важно не только знать наперечет главных сплетников и «распространителей» лжеинформации, но и вычислить тех, кто стоит за ними, пользуясь сплетнями как оружием в своих интригах и оставаясь при этом вне подозрений. «Ищи кому выгодно!» – говорили классики сыскного дела и были правы. Практически в каждом офисе есть свои «серые кардиналы», которые время от времени запускают вполне достоверные слухи исходя из своих личных интересов.

В компании, где я работала, однажды прошел слух о том, что ночной охранник нашего офиса крутит роман с менеджером по кадрам – молодой специалисткой, которая часто задерживалась на работе допоздна. С каждым днем слух обрастал все новыми и новыми подробностями. Говорили, что охранник бросает свой пост и устраивает с этой девушкой чуть ли не оргии то в кабинете генерального директора, то в конференц-зале, то еще в каком-нибудь уютном кабинете, ключи от которого сдают ему на ночь сотрудники.

Про девушку говорили, что она дает ему читать личные дела сотрудников (это категорически запрещено). Кроме того, у обоих героев сплетни были семьи и дети. Возмущение сотрудников нарастало. Одно дело крутить романы, другое – злоупотреблять служебным положением! Слухи дошли до начальника, который тут же без объяснений уволил охранника, а сотрудницу-кадровичку вызвал к себе для серьезного разговора, после которого она вышла из кабинета заплаканная и сама написала заявление об уходе. И только несколько месяцев спустя случайно выяснилось, что сплетня была запущена начальницей отдела кадров.

Дама захотела убить сразу «двух зайцев»: избавиться от помощницы, которая строила слишком грандиозные карьерные планы и дышала начальнице в затылок, и пристроить в ночные охранники мужа своей дочери, который уже несколько месяцев нигде не работал. Надо сказать, ей удалось добиться своей цели, и только потому, что коллектив с удовольствием подхватил сплетню «с клубничкой», даже не подумав, что за ней стоит чей-то злой и корыстный умысел.

Итак, вот краткий перечень способов защиты от сплетников.

1. Отсутствие поводов для сплетен. Идеальных людей в земной жизни нет, и не стоит грузиться по этому поводу. Ведите себя так, как считаете нужным, только старайтесь держать язык за зубами и не разбалтывать информацию, за которую сплетники могут уцепиться. Не стоит рассказывать о своей личной жизни или сообщать свое мнение по какому-либо вопросу в присутствии явных сплетников или коллег, не внушающих вам доверия. Это обязательно породит сплетни и, скорее всего, нежелательного для вас характера. Если вы общаетесь со многими людьми на работе и при этом хотите избежать сплетен, помните золотое правило: секрет, который знают двое, – уже не секрет. Если у вас возникает потребность выговориться, ведите дневник, общайтесь с психологом, близким другом, родственником или священником, но только не изливайте душу перед коллегой, который сидит с вами рядом.

Другое дело —если у сплетен все-таки был повод. К примеру, самая популярная тема сплетен на работе – россказни и жалобы на лень и безделье коллег. Если вы мало загружены, не ждите, пока коллеги начнут шептаться о том, что вы делаете себе на работе маникюр, часами сидите в Интернете, болтаете с приятелями или читаете книжки с картинками. Обязательно дайте знать своему руководителю, если ваша нагрузка недостаточно велика. В крайнем случае прикиньтесь занятым, не демонстрируйте откровенно свое ничегонеделанье.

Моя соседка Вероника, которая работает аналитиком в страховой компании, сама нарвалась на неприятности. Когда по неизвестным причинам ее загрузка снизилась, вместо того чтобы попросить начальника подкинуть работенки, она с радостью начала заниматься всем, что приходило ей в голову. Однажды начальник подошел к ее столу и сказал: «Вероника, одна маленькая птичка сказала мне сегодня утром, что ты проводишь половину своего рабочего времени, переписываясь с приятелями в Интернете и играя в виртуальные игры… Как я должен это понимать?»

«Маленькая птичка» не нашла бы ни малейшей лазейки, если бы Вероника подошла к начальнику по поводу своей работы сама.

2. Игнорирование сплетен. Зачастую поведение злопыхателей сводится к примитивным базарным сплетням. Разве вам действительно важно, что о вас говорят досужие сплетники? Вас должно гораздо больше волновать, если они о вас ничего не говорят. Сплетни, так же как и подражание, – всего лишь разновидность лести. Подумайте, разве стал бы кто-нибудь о вас сплетничать, если бы вы не были хоть сколько-нибудь важны в его жизни?.. Сделайте соответствующие выводы и постарайтесь не обращать на это внимание, если можете.

Как быть, если кто-то сплетничает при вас о ваших коллегах? Если вам кажется, что эта сплетня причинит кому-то вред, постарайтесь отделаться нейтральным ответом («Да, новый зам сложный человек», – в ответ на: «Ну и гнида же наш новый зам, скажи?!»), переведите разговор на другую тему или предложите собеседнику спросить об интересующем его предмете у того, о ком он сплетничает.

3. Факты против сплетен. Если вас подозревают в том, что вместо того чтобы посещать нудные семинары, в зарубежной командировке вы бегали по магазинам, предъявите ваше фото в президиуме семинара или другие документы, подтверждающие ваше присутствие. Если кто-то шепчется, что вы совсем обнаглели и даже позволили себе обозвать главную бухгалтершу «жабой», попросите эту даму выступить с публичным опровержением. Обеспечьте себе железобетонное алиби на все случаи жизни, которое сможет стать идеальной защитой от любой сплетни. Однако имейте в виду, что способ этот неблагодарный, ибо если в ответ на сплетню кто-то начинает оправдываться, все вокруг тут же выносят вердикт «Виновен».

4. Прямое выяснение отношений со сплетником. Что делать, если кто-то говорит о вас неправду? Конечно, есть возможность проигнорировать все сплетни для того, чтобы сэкономить силы и энергию, необходимые для работы. При разовых «выпадах» это лучшее решение. Однако если сплетни по вашему поводу не прекращаются и носят «серийный» характер, угрожают вашей успешной карьере, лучше всего напрямую поговорить с их источником и прояснить его побудительные мотивы.

Один из главных козырей в борьбе со сплетниками – это открытое забрало. Как правило, они не ожидают прямого выяснения отношений, и их можно застать врасплох.

Вы должны защищаться. Покажите им: вы не станете мириться с тем, что кто-то пытается оскорбить ваше личное достоинство. Однако будьте осторожны! Когда вы вынуждаете кого-нибудь, кто не любит открыто конфликтовать, вступить в прямое противоборство, вы ввязываетесь в опасный социальный эксперимент.

Ваш противник может взорваться, устроить бурную сцену, превратиться в вашего смертельного врага на всю жизнь, или – что случается в одном случае из ста – действительно выслушать вас и прекратить свою грязную игру.

В любом случае, если вы решились-таки поговорить «с открытым забралом», делайте это тет-а-тет и, по возможности, самым дружелюбным тоном, на какой вы способны. Оставайтесь спокойным и ни в коем случае не переходите на личности. Скажите что-нибудь вроде: «Я думаю, тебе действительно выделили совсем мало доли в разработке этого проекта, но это вовсе не потому, что я кого-то там подговорил. Просто мы посчитали, что у тебя и так много дел. Но если тебе и правда интересен этот проект, давай просчитаем возможные варианты, возможно, нам и удастся что-то придумать. Как ты считаешь?».

Ни в коем случае не высказывайтесь в таком духе: «Слушай, если бы ты не орал на всех углах, что я хочу себе «захапать» весь бюджет проекта и устраняю всех, кто мне мешает, может быть, я и взял бы тебя в этот проект…»

Ваше желание напрямую выяснить отношения дает вам большое преимущество. Вы знаете, что вы сильнее, иначе этот человек не боялся бы вас и не нашептывал бы небылицы у вас за спиной.

5. Дискредитация сплетника в глазах коллектива. Безусловно, очень обидно слышать о себе всякие высосанные из пальца небылицы. И особенно обидно, если ваши коллеги проявляют к ним интерес, передают из уст в уста и даже верят некоторым из них. Однако нечаянно услышанные или переданные «доброжелателем» нелестные сведения в ваш адрес помогут вам увидеть истинное лицо некоторых ваших коллег.

А что если и вы сможете открыть глаза другим сотрудникам вашего офиса? А что если рассказать и доказать им, что некто, чьи россказни они только что слушали с открытым ртом, – самый настоящий сплетник и пустышка?

Однако по меньшей мере наивно полагать, что ваши коллеги не осознают, с кем имеют дело. В большинстве случаев весь коллектив и так знает, «кто есть ху», и отдельные попытки обиженных сотрудников «открыть глаза» никаких существенных последствий не принесут. Для того чтобы дискредитировать сплетника в глазах коллектива, надо будет либо при всех поймать его на откровенной лжи, либо рассказать каждому члену коллектива в отдельности страшную историю под кодовым названием «а еще он называл тебя желтым земляным червяком» – чтобы настроить против него каждого в отдельности.

Либо пустить какую-то страшную сплетню про того, кто чаще всего запускает слухи о вас. Только в этом случае вы гораздо сильнее рискуете дискредитировать самого себя.

6. «Иммунитет к сплетням». Этот способ лучше всего охарактеризовать пословицей «собака лает, а караван идет». Если у вас незыблемые позиции в вашем офисе, если вам покровительствует начальство, если у вас папа – министр или мама – президент, если вы – звезда мировой величины или у вас несколько миллионов евро в разных мировых банках – то что вам до этих сплетен?

На самом деле люди меньше сплетничают о тех, у кого есть друзья. А в офисе меньше сплетничают о тех, кто дружит с начальством. И даже если и сплетничают, то делают это с максимальной предосторожностью. Это как с физической силой: мало кто в одиночку пойдет «на нас с Васей». Когда у вас хорошие взаимоотношения с начальником, потенциальный сплетник понимает, что у него не так много возможностей для маневрирования. Если он не глуп, он осознает, что его неконструктивные «наезды» представляют гораздо большую опасность для него самого, нежели для вас.

А если у него все-таки не все в порядке со здравым смыслом, то в результате очернения и «подсиживаний» именно он может оказаться пострадавшей стороной.

Поэтому лучшее, что вы можете сделать, чтобы защититься от сплетников, – это установить доверительные отношения с начальством. Ну или хотя попытаться нанести сплетникам «контрудар». Например, подойти к начальнику и спросить, есть ли у него замечания по поводу того, как вы делаете свою работу.

Стиль беседы может быть примерно таким: «Мне очень хочется узнать Ваше мнение. Я не прошу чисто формальной оценки моей деятельности, мне бы хотелось знать, довольны ли Вы тем, что я делаю и как». Это даст вашему начальнику возможность высказать все, что он о вас думает, или же оказать так необходимую вам поддержку.