Книга Ты у себя одна. Как не попасть в беду: техники манипуляций - читать онлайн бесплатно, автор Юлия Павловна Мурашева. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ты у себя одна. Как не попасть в беду: техники манипуляций
Ты у себя одна. Как не попасть в беду: техники манипуляций
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ты у себя одна. Как не попасть в беду: техники манипуляций

Факт насилия над женщиной важнее, чем покупка дорогих серег.


– Мужчина оказывает эмоциональную поддержку, постоянно делает заверения в любви, строит далеко идущие планы, дарит приятные мелочи, но не вкладывает деньги в общий бюджет.

Отсутствие материальных вложений в бюджет семьи важнее, чем романтика и эмоции.


– Мужчина содержит семью, покупает подарки и балует домашних, но при этом допускает токсичное поведение по отношению к членам своей семьи.

Наличие фактов абьюза важнее, чем наличие материального обеспечения семьи.


То есть самый плохой поступок в отношениях всегда является определяющим.

Мудрой, ироничной и очень наблюдательной актрисе Ф. Г. Раневской приписывают следующую цитату: «Хочешь узнать истинную суть мужчины? Пожалуйся ему на свои проблемы. Сильный найдет способ тебе помочь, а слабый сделает вид, что ему еще хуже».

Фраза эта хоть и жизненная, но не полная. Тут нужна одна важная оговорка: сильный найдет способ тебе помочь, если сочтет это необходимым. То есть он поможет, если ты ему небезразлична, если он тебя любит, ценит и жалеет. Поможет, если захочет помочь именно тебе.

Ответная реакция на просьбу о помощи действительно является важным маркером отношений. Она позволяет не только протестировать мужчину на предмет внутренней силы и внешнего влияния, но и правдиво показать его истинное отношение к данной конкретной женщине.

Один, только один отказ помочь в сложной ситуации говорит яснее и выразительнее тысячи слов и нагляднее миллиона алых роз.

Причем фактическим отказом является не только непосредственный отказ, но и уход от темы:

• встречная жалоба (что-то вроде «а мне еще хуже»);

• обесценивание проблемы;

• попытка перевести просьбу в шутку;

• отвлечение внимания другими задачами, перевод разговора в иное русло (забалтывание) и т. д.


Оставление в тяжелой ситуации – настолько говорящий поступок, что его не смогут переломить последующие мольбы о прощении, сказки о любви и обещания исправиться. Неважно, что будет потом сделано и сколько будет обещано, важно, что поступка так и не было.

Оставление в беде – это граница, которую можно перейти только один раз. Это дорога в один конец. Это выбор, который человек делает только один раз. И выбор этот показывает слишком многое, чтобы оставить это «многое» без внимания.

Отказ в помощи, когда эту помощь была возможность оказать, – это всегда предательство. Если человек готов предать один раз, в дальнейшем он будет делать это снова, снова и снова. Либо потому, что не предавать он не может, либо потому, что не считает партнера значимым или ценным.

Отношения с таким человеком не могут быть надежными, стабильными и счастливыми. Нельзя рассчитывать на человека, который может отвернуться в любой момент жизненного пути.

Так почему женщины пропускают признаки опасного поведения партнера?

Да потому что не считают их пугающими и не воспринимают как угрозу для себя. Так происходит, когда признаки опасного поведения настолько въелись в привычную картину мира, что стали восприниматься обыденно, как норма жизни.

Если у человека есть стойкое убеждение в том, что в определенных обстоятельствах негативное поведение допустимо, а иногда даже оправдано, то оно не воспринимается как опасное и часто становится привычным. Привычное не кажется опасным.


Приведу примеры часто используемых токсичных убеждений, которые стали для нас привычными:

• насилие – это плохо, но к плохим людям его применять можно;

• пьянство – это плохо, но мужчинам нужно иногда «расслабиться»;

• запрещенные вещества – это плохо, но «травка» – это не страшно;

• измены – это плохо, но легкий флирт, переписки, поцелуи или разовая близость – это не совсем измены.

И так далее, и тому подобное. Список этот можно продолжать до бесконечности.

Грань между «приемлемо» и «опасно» такая зыбкая, что ее практически невозможно уловить, пока не станет слишком поздно. Тем более крайние проявления приемлемого поведения (когда уже плохо, но еще в границах нормы) катастрофически быстро перерастают в опасное поведение. Это явление создает серьезную проблему в отношениях.

Единственный способ справиться с этой проблемой: выработать у себя устойчивое неприятие к определенным действиям, невзирая на обстоятельства и объяснения.

Нужно добиться полного неприятия потенциально опасного, неприемлемого или токсичного поведения партнера. Так, чтобы восприятие этих признаков было не на уровне «немного неприятно», а на уровне «никогда в жизни такого не потерплю». Так, чтобы токсичное поведение партнера отталкивало и вызывало почти физиологическое отвращение от одной мысли об этом.

Существует иллюзия, что проявления негативного поведения партнера можно спрогнозировать и держать под своим контролем, но это крайне опасное заблуждение. Человек редко способен контролировать сам себя, а уж полный контроль другого человека и вовсе невозможен.


IV. Эффект казино

Часто женщина, впуская в свою жизнь откровенно неподходящего мужчину, такого, с которым просто невозможно жить нормально, оказывается органически не способной выйти из этих отношений.

Почему так происходит? Что заставляет женщину жить с неподходящим для себя партнером? Что заставляет бороться даже за самые токсичные отношения?

Причин этому много, и одна из них – «эффект казино».

Давно известно, что лучший способ заставить клиента казино продолжать игру – это дать ему почувствовать, что крупный выигрыш совсем рядом. Такие ситуации игроки вспоминают очень долго и живо их обсуждают.

Нередко можно услышать истории о том, как кому-то «почти пришел флэш-рояль, но вместо десятки пик была девятка», и тому подобное.

Игрока подсаживают «на крючок», заманивая крупной наживкой. Чем больше человек проигрывает, тем сильнее у него желание отыграться. Прекратить игру – значит навсегда потерять деньги, которые уже были проиграны, а также деньги, которые могли бы быть когда-либо выиграны. Очень мало людей способно согласиться с такой потерей и остановиться.

В этом кроется коренное отличие профессионального игрока от игрока-любителя: профессионал может остановиться, если видит, что ситуация проигрышная, выходит из игры и фиксирует убыток.

Мудрость профессионала звучит так: лучше потерять часть и наверстать потом, чем потерять все и сразу. Любитель же играет бездумно, пока деньги совсем не закончатся, а долги превысят все грани разумного. Аналогичная ситуация происходит и в паре.

Вступая в отношения, женщина, как правило, желает получить счастье, любовь и поддержку мужчины, надеясь прожить с любимым до глубокой старости. Женщина вкладывает много собственных ресурсов в отношения, даже в том случае, когда семейная жизнь не увенчалась успехом. Инвестирует свои ресурсы в надежде в будущем получить не то чтобы дивиденды, но более-менее счастливую жизнь. И чем больше ее вклад, тем сложнее из этих отношений ей выйти. А чтобы оставаться в отношениях, приходится вкладывать все больше, больше и больше. Получается замкнутый круг: женщина не может уйти, потому что много вложила, а если не вкладывать, то ей придется уйти. Выйти из такого кругового забега можно только грандиозным усилием воли.

Нужно отметить, что «эффект казино» включает все аспекты жизни, а не только совместное проживание и ведение общего хозяйства с партнером.

Замужняя женщина буквально «тащит на себе» мужа «алкоголика-хулигана-тунеядца», терпит мужа-тирана, содержит мужа-бездельника. А тем временем ее незамужняя сестра по несчастью тратит годы на бесплодные отношения по переписке либо бесконечно ждет, когда мужчина «встанет на ноги», когда «будет морально готов» для семьи, когда наконец-то разведется, когда «сможет сделать выбор», когда «решит остепениться», когда накопит на свадьбу (на дом, на машину, на квартиру)…

Женщине в таких отношениях все время кажется: вот-вот она победит; вот-вот, и мужчина изменится к лучшему; вот-вот, и все наладится.

Так происходит еще и потому, что нас, женщин, с детства учили действовать по принципу: «чем больше усилий я буду прилагать, тем больше получу в перспективе, чем больше вложу в отношения с мужчиной, тем счастливее стану». Ан нет, тут-то и кроется подвох.

Правило это работает только на начальном этапе, а потом наступает точка, после которой дополнительный труд не несет никакой выгоды, а даже существенно вредит.

Чем больше женщина расходует энергии, тем меньшую награду она может получить в конце пути. Каждое последующее вложение будет обесценивать предыдущее.

Как это выглядит на практике? Приведу пример.

Один свежеиспеченный пирог мужчина примет с благодарностью, два подряд – с удивлением, а после пятого начнет требовать другое блюдо или злостно критиковать выпечку.

Данное правило применимо ко всему: и к деньгам, и к отношениям. Одна подруга ценится нами на вес золота, а если друзей двадцать, то приобретение или потеря одного друга глобально не изменит ситуации.

Так же и с заработком: разница между 30 000 и 60 000 рублей кажется ощутимой, а вот между суммами в 1 030 000 и 1 060 000 разницы почти нет.

Вот и получается, чем больше женщина прилагает усилий и самоотверженнее борется за свою цель, тем меньших успехов в итоге достигает.

Важно уметь достоверно и своевременно оценить обстановку, чтобы суметь вовремя выйти «из игры», если партнерские отношения складываются плохо, и оставаться в «игре» только в том случае, если взаимодействие развивается должным образом.

Для предотвращения ловушки «эффекта казино» необходимо снизить эмоциональную вовлеченность и обрести внутреннее спокойствие.


V. Как снизить эмоциональную вовлеченность?

В состоянии спокойствия человек наслаждается жизнью. Причем делает это самым что ни на есть естественным образом. Без создания искусственных проблем, без лишних усилий, без задавания вопросов: правильно – неправильно. В таком состоянии человек не беспокоится, не зацикливается и не переживает по поводу и без него.

Когда излишняя эмоциональная вовлеченность у человека отсутствует, невозможно повлиять на его настроение извне, трудно выбить его из колеи, а возможность применения к нему психологических манипуляций становится близкой к нулю.

Согласитесь, что очень проблематично заморочить человека, который спокоен, нетороплив и разумен.

Отсутствие напрасных и ненужных переживаний бережет нервы, здоровье, а также гарантирует защиту от психологического давления.


Как достичь эмоционального спокойствия?

Приведу несколько простых, но от этого не менее эффективных приемов.


• «Пуп земли и центр вселенной»


Для обретения внутреннего спокойствия стоит действительно представить себя тем самым «пупом земли», то есть самым значимым человеком во вселенной в данный конкретный момент времени, здесь и сейчас. Как бы забавно это ни звучало, но этот метод работает.

Представь, поверь, ощути, что никто в мире не может быть выше, достойнее и важнее тебя. Окунись в это чувство, распробуй его на вкус, пропитайся им. Растворись в ощущении собственной значимости и раствори значимость в себе.

Пусть эта новая эмоция станет частью тебя. Благодаря ей ты станешь увереннее и сильнее.

Ты – значимый человек во вселенной, а потому именно ты выбираешь, как реагировать на ту или иную ситуацию.

Только не нужно переживать, что, почувствовав себя важной, ты станешь «нарциссом». Это не так. Нарциссами рождаются.


• «Сначала я… и пусть весь мир подождет»


Всегда и во всех жизненных ситуациях себя необходимо ставить на первое место, а все проблемы, задачи, раздражители и просьбы – на второе.

Научиться этому приему сложно. Даже мысль о таком поведении будет вызывать неприятие и, возможно, чувство вины. Потребуются немалые усилия, чтобы сделать это впервые. Но с каждым новым повторением ставить себя на первое место будет все легче, легче и легче. Со временем смена приоритетов войдет в привычку и уже не будет требовать таких титанических усилий.


• «Весь мир – театр…»


Научись воспринимать все происходящее как проявление некой игры. Тут необходимо снизить градус серьезности в своей жизни. Помни, что «все глупости на Земле совершались именно с этим выражением лица…»

Как достичь этого? Достаточно просто.

На ситуацию нужно посмотреть издали или сверху. Такое подсознательное отдаление поможет снизить значимость неприятной ситуации для тебя, а также принесет состояние спокойствия.


• «Долой неизвестность!»


Все мы боимся того, о чем не имеем никакого представления, или того, что знаем мало. Недаром самыми страшными сценами в фильмах ужасов являются не массовые побоища и не атаки злобных монстров, а сцены, где источник опасности не понятен и не виден ни героям, ни зрителям. Это те моменты, когда кто-то скрипит в темноте, топает по крыше, скребется в соседней комнате, а что это или кто – неизвестно. Когда же монстр виден, он тебя уже не пугает. Поэтому, чтобы уменьшить страх и тревогу, нужно как можно больше узнать о том, что тебя пугает.

В жизни нужно применять тот же принцип. То есть, если хочешь уменьшить тревогу, проанализируй ситуацию: спроси себя, что же произошло или происходит, и получи ответ. Разбери ситуацию «по полочкам» и выдели главное, выяви закономерность и определи причину. Когда будет понимание, тревога отступит.

Степень нашего эмоционального спокойствия и степень нашей ранимости – величины обратно пропорциональные. Обретая внутреннее спокойствие, мы обретаем внутреннюю защиту.


VI. «Эффект ореола»

Впуская в свою жизнь людей, мы часто ошибаемся, руководствуясь впечатлениями лишь от отдельных черт личности, а не от личности в целом.

В самом начале знакомства мы склонны судить о людях на основе своих умозаключений, выделяя отдельные черты: внешний вид, жизнерадостность, разговорчивость, способ держать себя и др.

Такие черты затмевают все остальные, и на основании ярких, запоминающихся качеств мы и делаем выводы о человеке в целом, а также приписываем ему качества, которыми он вовсе не обладает.

Понятие опасного когнитивного искажения – «эффект ореола», или «гало-эффект» ввел в 1920 году американский психолог Эдвард Торндайк. Он обнаружил, что благодаря этому эффекту многие идеализируют политиков, актеров и представителей шоу-бизнеса.

Так, красивый человек автоматически кажется нам добрым и благородным. Дорого и стильно одетый человек ассоциируется со статусом и богатством. Красноречивый оратор воспринимается как компетентный профессионал. Человек в очках автоматически воспринимается как очень умный и начитанный. Полных людей часто обвиняют в лени и обжорстве. Человек с тонкими чертами лица часто кажется очень нежным, ранимым и интеллигентным, в то время как обладатель более крупных и брутальных черт кажется грубым и жестким. По этой причине многих спортсменов-чемпионов воспринимают как компетентных управленцев, а на актеров автоматически переносят положительные или отрицательные качества персонажей, которых они сыграли.

Например, Джеку Глисону пришлось временно уйти из кино после блистательного исполнения в популярном сериале «Игра Престолов» роли отвратительного злодея Джоффри Баратеона.

Актер столкнулся с волной негатива в свой адрес из-за того, что зрители приписывали Джеку качества его персонажа.




Актер Джек Глисон


Именно из-за «эффекта ореола» разнообразным «бизнес-тренерам» и прочим «гуру» так легко убедить аудиторию в своем личном успехе и богатстве. Именно поэтому многие люди влюбляются и боготворят совершенно не стоящих любви и преклонения людей.

Вся правда заключается в том, что суждения о человеке, сделанные только на основании какого-то одного признака, в большинстве случаев оказываются ошибочными.

Не стоит руководствоваться первым впечатлением, не стоит абы кого впускать в свою жизнь и доверять, необходимо проанализировать впечатление от человека и разбить его на составляющие. Выявить ключевую для «эффекта ореола» черту и понять, как связана эта черта с впечатлением от человека. После выявления взаимосвязи нужно принять во внимание все остальные, находящиеся в тени качества человека и откорректировать свое первое впечатление, сделав его более объективным.

То есть, оценивая человека, необходимо принимать во внимание весь комплекс качеств и черт, не опираясь на какое-то одно избранное и приятное для нас качество.

Из-за «эффекта ореола» мы не можем влиять на свое первое впечатление о человеке, но, зная суть этого эффекта, способны быстро его корректировать.




Искажение восприятий. «Эффект ореола»


Проблема неверного восприятия человеческих качеств, чувств и намерений намного серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Эту простую истину познала на практике прекрасная и рациональная Мэри Элеонора Боуз.

Мэри родилась в Лондоне, в семье богатого бизнесмена сэра Джорджа Боуза и его второй жены Мэри Гилберт. Едва девочке исполнилось одиннадцать лет, она осиротела. Отец после своей смерти оставил дочери огромное состояние. В один миг за богатой невестой выстроилась очередь из состоятельных и влиятельных женихов. Мэри выбирала среди баронов, лордов, герцогов и графов. Но предпочтение девушка отдала не самому порядочному, умному и достойному, а самому красивому и страстному – Джону Лайону, графу Стратмору.

Джон Лайон обладал незаурядной внешностью и умел произвести впечатление на женщин. Он без труда изобразил пылкую влюбленность и был вознагражден браком.

Мэри вышла замуж за 9-го графа Стратмора в свой восемнадцатый день рождения и, погрузившись в таинства любви, доверила супругу управление фамильными капиталами. В счастливом браке родились пятеро детей. Но от романтического дурмана молодой женщине пришлось очнуться очень быстро.

Прекрасный граф умел вести дела только на любовном фронте, а вот в бизнесе мало что понимал. Он так быстро влез в крупные долги, что Мэри пришлось отстранить мужа от управления делами и вести бизнес самостоятельно.

Графиня являлась наследницей не только крупных капиталов, но и деловой хватки своих предков. Ей удалось не только быстро рассчитаться с долгами, но и удвоить свои капиталы. В этот период она усвоила простую истину: «с лица воду не пить», то есть красивый мужчина совсем не значит деловой.

После этой ситуации прекрасный внешне супруг граф Стратмор раз и навсегда потерял уважение жены, а вместе с уважением и ее любовь. У Мэри появился любовник – некий Эндрю Робинсон Стоуни.

Пылкий влюбленный искренне заинтересовался прекрасной миллионершей и всячески демонстрировал ей свою страсть и любовь, уверяя в своих честных намерениях. Отношения любовников стали плавно развиваться. А когда произошло печальное событие – законный муж граф Стратмор умер от туберкулеза, «влюбленный романтик» Эндрю так оживился, что сразу же предложил свою руку и сердце Мэри.

Сделав ошибку однажды, женщина стала более осмотрительной: она знала цену мужским словам и не путала любовный интерес и бизнес. А потому женщина благоразумно отказалась от свадьбы, сказав, что для любви брак необязателен.




Джон Лайон, графиня Стратмор, Эндрю Робинсон Стоуни

Графиня Стратмор, наследница уже двух состояний, разумно боялась корыстных и алчных мужчин. Предложений о браке становилось все больше и больше, но Мэри не торопилась под венец.

Однако и Эндрю Стоуни отступать не собирался, он уже придумал, как добиться своей цели. Коварный любовник организовал публикацию в газете The Morning Post пошлейших статей, порочащих честь и достоинство графини Стратмор.

Прочитав особо ядреную публикацию, Мэри впала в истерику. А «благородный» Эндрю вызвал редактора газеты на дуэль.

Дуэль с редактором газеты, преподобным сэром Генри Бейтом Дадли была договорной. Весь процесс был продуман до мелочей, а сам Эндрю не забыл сообщить своей «любимой» данные о месте и времени дуэли.

Обеспокоенная любовница примчалась спасать своего рыцаря, который мастерски разыграл спектакль, успешно вжившись в роль умирающего, а в качестве последнего предсмертного желания «влюбленный» просил Мэри о браке. Сердце бизнес-леди дрогнуло, и она дала свое согласие на брак.

Графиня была уверена, что брак со смертельно раненным возлюбленным ей ничем не грозит, и одновременно хотела оказать любовнику последние мирские почести.

Пару поженили в тот же день, а через несколько дней «умирающий» Эндрю неожиданно передумал уходить к своим предкам и чудесным образом исцелился.

После его «исцеления» стали происходить настоящие чудеса. Эндрю Стоуни, почувствовав себя полноправным хозяином всех имений Мэри, начал бить прислугу, издеваться над несчастной графиней и ее детьми.

Положение женщины с каждым днем супружеской жизни становилось все хуже и хуже. Со временем прежняя полновластная хозяйка капиталов стала буквально заложницей своего мужа: она не могла выйти самостоятельно даже в сад и постоянно была заперта в своих комнатах.

Мэри ровным счетом ничего не могла сделать с распоясавшимся монстром. На все попытки наладить отношения и договориться еще недавно страстно влюбленный отвечал смехом и побоями. Жена стала откровенно мешать Эндрю Робинсону.

Чтобы стать счастливым вдовцом, он всячески издевался над своей супругой, так, например, в сильный мороз заставлял несчастную кататься верхом на лошади в легком летнем платье. И только благодаря крепкому от природы здоровью и силе ненависти к тирану женщине удалось выжить.

С помощью преданных служанок многострадальной графине Стратмор удалось бежать, после чего она сразу же подала на развод. Пока шел судебный процесс, Эндрю выследил жену и силой вернул обратно. Он искренне и непоколебимо любил деньги, а потому страстно не желал развода.

Судебный процесс шел, а о поведении «сумасбродного» мужа уже ходили живописные слухи по всей округе. Об этом позаботились многократно битые слуги. Процесс из бракоразводного перешел в уголовный.

Несчастная Мэри добивалась двух вещей: уголовного наказания для Эндрю за издевательство над ней и детьми, а также права на развод. Как ни странно, правосудия Мэри добилась: она не только сохранила все свои капиталы, но и получила моральное удовлетворение.

Злобному Стоуни вынесли обвинительный приговор. Однако дело о разводе так и осталось незавершенным до тех пор, пока Мэри не умерла в 1800 году.

Эндрю провел три года тюремного заключения за похищение Мэри, а за издевательство над супругой в те далекие времена в Англии уголовного наказания не было.

Освободиться из тюрьмы нерадивый муж смог только после смерти Мэри. В дальнейшем он пытался аннулировать завещание супруги, но дело проиграл. Денег рассчитаться с адвокатами у алчного вдовца не хватило, и Эндрю опять отправился в тюрьму, но уже долговую.

Графиня Стратмор вошла в английскую историю под именем «несчастная графиня». Именно так ее называли английские газеты. Мэри заплатила слишком высокую цену за ошибку в определении мужских качеств, отдавая предпочтение красивым и романтичным словам.

Женщина выбирала красивую обертку, а не надежное, спокойное и благородное содержание. Если с первым мужем ей относительно повезло – он оказался безобидным и, в общем-то, добрым прожигателем жизни, то второй муж чуть не свел страдалицу в могилу. Под маской искренне влюбленного рыцаря скрывался изощренный и беспринципный психопат.

Поэтому не стоит торопиться с выводами о человеке, увидев то, что сразу бросается в глаза. Часто мы замечаем лишь самый яркий цвет и забываем, что каждый человек – это палитра с множеством оттенков.


VII. Самый страшный страх

Для многих женщин брак и семейное счастье – это самая желанная цель жизни, предел мечтаний, своеобразный знак качества, синоним жизненного успеха, символ благополучия и так далее.

Кажется, что стоит немного помедлить, ненадолго задуматься, и все удачные варианты уплывут в руки более расторопных конкуренток. При таком раскладе выход из отношений или хотя бы пауза в общении для многих женщин зачастую равна проигрышу и потере всякой надежды на счастье.

У десантников есть девиз: «никто, кроме нас», у большинства женщин тоже есть девиз, и звучит он очень похоже: «никто, кроме него». Любой проходящий мимо мужчина воспринимается даже не как «принц на белом коне», а как последний и единственный носитель набора XY-хромосом во всей вселенной.

Кажется, что если упустить того, кто есть сейчас, больше не будет никогда и никого. Так происходит не от глупости или ущербности, а от весьма ощутимого страха одиночества, который часто возникает благодаря «помощи» со стороны.