Скульптура и скульпторы Екатеринбурга и Свердловской области
Вадим Егоров-Гривский
Посвящается 90-летию Свердловской области
Компьютерная верстка и дизайн Николай Сергеевич Ясинский, к.г.н., Москва
Корректор Елизавета Вадимовна Егорова
Рецензент Кармен Мария Диас-Гарсиа, д.ист.н., проф. Гаванского ун-та, Куба
Рецензент Станислав Николаевич Некрасов, д.филос.н., проф. Уральского федерального университета
© Вадим Егоров-Гривский, 2024
ISBN 978-5-0060-8915-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ВВЕДЕНИЕ
Город и монумент – понятия почти неразделимые, хотя скульптура возникла в каменном веке задолго до рождения первых городов, а монументы правителям и героям появились уже в окрепшей городской культуре. Поклонение божествам, прославление героев, память о событиях соединили духовное и материальное, войну и мир, историю и искусство.
Шумерский мир впервые соединил город и монумент, способствовал их развитию и запечатлению в сознании, памяти всех последующих поколений человечества. Горельеф молодой богини на стене одного из храмов Урука позволяет считать третье тысячелетие до нашей эры временем уже существующей скульптуры. Раскрытые в мир глаза, брови, корона вызывают ассоциации с обликом как небесных, так и земных владык. Быки, бараны, львы и подобные лепные изображения украшали как те иные архитектурные постройки, так и посуду. Статуи молящегося перед культовыми зданиями как бы подготавливали человека к очередному диалогу с небесными силами. В дальнейшем появляется и небезуспешная передача портретного сходства скульптуры и человека, более естественными становятся мимика, фигура, поза. Многофигурные барельефы и горельефы передают облики погруженных в государственные дела владык, военные победы, сцены охоты, сцены сельской жизни.
Достижение все большего портретного сходства присуще запечатлевавшей правителей египетской скульптуре. Это сходство как важная черта пропуска портретируемого в мир иной приветствовалась очень. Правители, божества и сфинксы, обыкновенные люди, воплотившиеся в скульптуре, стали и своего рода знаками узнавания городов, поселений. Образами цариц Хатшепсут и Нефертити, царевны Нофрет, дошедшими и до наших дней, были проложены пути к изображению царственных и нецарственных женщин. Анхи, Бек, Птахшепсес, Ранхотеп, Тутмес-младший и другие египетские скульпторы остались в памяти потомков навсегда.
Вадим Егоров-Гривский, автор книги
В античном мире скульптура стала без преувеличения важнейшим государственным делом. И главным из искусств. С детских лет знаем мы «Дискобола» Мирона, «Афину» Фидия, «Копьеносца Дорифора» Поликлета, «Венеру (Афродиту) Милосскую» Агесандра, «Мальчика с гусем» Боэфа… И в курсе, что одним из семи чудес света некода был «Колосс Родосский» – огромная скульптура, запечатлевшая древнегреческого бога солнца Гелиоса. От греков любовь к ваянию и ваятелям перешла к римлянам. Римский мир хоть и создавал статуи Юпитера, Юноны, Марса, Нептуна, больше обращал свое скульптурное внимание на политиков, правителей. Бюсты сенаторов, консулов дошли до нас в большом количестве. Римские скульпторы не только совершенно реалистично передавали облик портретируемого, они без малейших прикрас отражали дефекты его внешности, иногда – богатство или убожество внутреннего мира. В бюсте патриция Торпонии, созданном в самом конце республиканского времени и дохристианской эры, запечатлен образ старого политика. Суровое, изрезанное морщинами лицо, глядит на зрителя с усталым вызовом, словно совсем не желая кому -то понравиться. В основном это немолодые, повидавшие жизнь мужчины, реже – знатные матроны и молодые люди. В позднеантичном кризисном мире персонажи скульптур все реже бьются с врагами, а больше блаженно отдыхают, бодрость и напор постепенно уступает сладкой дреме, истомленности, а патриотичность, гражданственность – космополитичности.
В первые века получившего официальный статус христианства объемная скульптура теряет свой авторитет, воспринимаясь как пережиток «языческих времен», надолго уходит из общественной жизни, лишь иногда находя себе место в рельефах. Победы и деяния правителей, полководцев все же служат некоторым препятствием полной обструкции этого вида искусства. Только во времена Карла Великого, о чем, кстати, свидетельствует его небольшая конная прижизненная статуя, скульптура постепенно выходит из немилости христиан. В европейском средневековье скульптура в основном украшает готические храмы Парижа, Кёльна, Милана и т. д. Часто скульптуры той поры обращены взорами долу или в небо, телесность их как -то снивелирована, хотя в целом они вполне пропорциональны, реалистичны.
Возрождение ознаменовалось и обновленными классическими сюжетами, в том числе – и в скульптуре, и обновленными пластическими решениями образов. Это возрождение идеалов и ценностей античности, но на новом витке развития. Античность, оплодотворенная христианством. «Моисей» и «Пьета» Микеланджело, «Снятие с креста» Пизано, «Иоанн Евангелист» Донателло. Мужественная и женственная красота человека. В Новое время сквозь божественное и героическое все больше и тоньше проступает человеческое. Канова и Торвальдсен восхищали как светскую аудиторию, так и третье сословие. Наряду с официальной героизацией монархов и военачальников в европейскую скульптуру приходит изящная бытовая повседневность.
В начале 18 в. Петр Первый распорядился поставить в новой тогда столице – Санкт-Петербурге в Летнем Саду мраморные копии древнегреческих статуй. Тогда же скульптор и архитектор Б. Растрелли изваял бюст самого царя -реформатора. Елизавета Петровна обожала садово-парковую скульптуру, Екатерина просто любила, Павел -терпеть не мог. Наряду с западноевропейской все большую роль играет и русская скульптура, авторы которой портретист Ф. Шубин, создатели монумента нашему великому полководцу А. В. Суворову на Марсовом поле М. Козловский и Ф. Гордеев, скульптор И. Мартос, создавший памятник Минину и Пожарскому на Красной площади и дюку Ришелье в Одессе, П. Клодт, М. Антокольский, П. Трубецкой, С. Волнухин. Большим событием в истории страны стали многофигурный монумент Тысячелетию России и Екатерине Великой скульптора М. Микешина и памятник А. С. Пушкину работы скульптора А. Опекушина. Герои, правители и вельможи, ученые и люди искусства, орлы и кони в бронзе, граните и мраморе становились посланием как современникам, так и от лет минувших годам грядущим.
Глава 1. ДО РЕВОЛЮЦИИ И В ЕЕ НАЧАЛЕ
На уральской земле, в Екатеринбурге и окрест памятников и вообще скульптуры в дореволюционные времена было немного. Но все же они были, и мы это стараемся о них и с ними связанных событиях лучше узнавать и помнить.
Прежде всего можно и в шутку и всерьез отметить, что Урал и, говоря конкретнее, окрестности современного Екатеринбурга, явились прямо-таки колыбелью мировой и отечественной скульптуры. Наше достояние в этом плане -Шигирский идол.
Шигирский идол
Возраст этой деревянной, обработанной древнейшим теслом, человекоподобной скульптуры на полтысячи с лишним лет старше первых скультур Месопотамии и древнего Египта – более 9 тысяч 600 лет до нашей эры. 11 тыс. лет назад. Самая древняя обнаруженная до сих пор скульптура мира. Высокий в два с половиной метра, палкообразный «господин» был обнаружен в полуразвалившемся виде в 1890 в Курьинском прииске Шигирского торфяника на глубине 4 м. Автор вытесал его из ствола лиственницы. Потом владелец территории граф А. А. Стенбок-Фермор передал находку Уральскому обществу любителей естествознания. В те и последующие годы УОЛЕ объединило первых энтузиастов-краеведов, беззаветно послуживших изучению и развитию истории, культуры Екатеринбурга и Урала. Рост фигуры (3,6 м, раньше он был даже еще на 2 м больше) свидетельствует, что это не обычный человек, даже не вождь или старейшина, а некто в прямом и переносном смысле выше. Туловище (археологи говорят: тулово) сплошь покрыто резным геометрическим орнаментом. Но возможно, что идол обозначал и границу территории или служил своего рода приветственным знаком. Ныне этой деревянной (из лиственницы) скульптурой могут познакомиться все посетители нашего Свердловского областного краеведческого музея. Здесь и далее в тексте нашей книги используются иллюстрации, фотографии из архива автора и его отца – скульптора Владимира Егоровича Егорова, а также из других открытых источников.
Недалеко от Екатеринбурга, в Режевском районе на р. Адуй была найдена и другая древнейшая скульптура – Адуйский идол, значительно моложе и меньше по размеру, чем Шигирский, но тоже созданный тысячи лет назад, к тому же отлитый в бронзе. На Урале, в Зауралье создавались и фигурки птицеидолов. Наверно повсеместно с древнейших времен птица считалась неким символом человеческой души и пограничным существом соприкосновения между двумя мирами.
Адуйская древняя скульптура
Известная ныне пермская деревянная скульптура, существовавшая с конца 17— начала 18 вв. по своей изобразительной манере, тематике и специфична, и в то же время подражает некоторым зарубежным образцам. Русская православная церковь в начале 18 века запретила в церквах объемные изображения Бога и святых. Постановлением Святейшего Синода от 21 мая 1722 г. было запрещено «иметь в церквах иконы резные или изтесаннные, издолбленные, изваянные»1. В изображениях Христа, апостолов, святого Николая и тд. просвечивали и именно человеческие черты, страдания и радости.
Но в девятнадцатом веке наша русская, уральская и екатеринбургская скульптура уже всецело впитала традиции европейской скульптуры и в некотором плане даже развила их. Здесь нельзя, пожалуй, не назвать небольшую статую «Россия» в виде прекрасной девушки в шлеме, кольчуге, со щитом и мечом в руках работы скульптора Н. Лаверецкого, выставлявшуюся вместе с Каслинским павильоном на Всемирной выставке в Париже 1900 г. И хотя скульптура была создана раньше павильона, она именно здесь обрела свое место. Дева Россия уверенно прикрывает щитом водруженные перед ней на небольшом подиуме императорскую корону, державу и скипетр. Павильон вместе со статуей были удостоены Гран -При и уральцам поступило заманчивое предложение насчет их продажи. Назывались суммы с многими нулями. Только покупатели желали приобрести павильон не иначе как вместе со скульптурой, тогда как наши стояли на своем: «Россия не продается!»
Удивительно, что сразу после гибели Александра Второго памятник ему был открыт в Екатеринбурге. Точнее – в Нижнеисетске (ныне этот поселок давно в черте Екатеринбурга) бронзовый бюст на высоком мраморном постаменте торжественно открыли в 1882 г.
1887-й был годом установки на Плотинке бюстов Петра и его царственной супруги Екатерины, именем которой был назван город. Конечно по официальной версии Екатеринбург был назван в честь святой великомученицы Екатерины, но не было никого, кто не понимал бы подлинную подоплеку. Открытый в 1912 году Оперный театр сразу полюбился горожанам (б. Дровяная площадь, Главный проспект). И не только труппой одаренных солистов, интересным репертуаром, но и самим зданием, пышным, но весьма изящным. В конкурсе проектов здания 1904 победу одержал проект молодого пятигорского архитектора В. Н. Семенова, но архитектор даже ни разу не приехал в Екатеринбург, а вопросов по воплощению было много. И проект пришлось дорабатывать местными силами, благо что уралец К. Т. Бабыкин справился с этим очень удачно. Здание уже по версии Бабыкина должна была венчать скульптура, что и произошло. Имя скульптора кануло в лету (думаем, скорее всего им был одессит Д. Л. Вейнберг), но и сейчас мы можем лицезреть в самом верху здания над парадным входом три аллегорические женские фигуры, среди которых видимо музы эпической поэзии Каллиопа и музыки – Эвтерпа, картуш с годом открытия нашего Оперного (по другой версии слева Талия -муза комедии с нотной книгой, а справа – с лирой муза танцев Терпсихора), а над ними – стоящая фигура музы театра (и трагедии) Мельпомены с горящим вечерней порой факелом в высоко поднятой руке.
А в саду Общественного собрания на Клубной улице 1910-х (впоследствии – Сад им. Вайнера, на Первомайской) – садово -парковая скульптура. Вот юная, вроде как античная купальщица, наколовшая нежную ножку. «Пошла, пошла девица по малинку, наколола ноженьку о былинку…»
Девушка, античная скульптура в парке. 1910-е
В октябре, 5-го дня по старому стилю 1906 года в городе на Кафедральной площади рядом с Богоявленским кафедральным собором был торжественно открыт памятник государю -освободителю Александру Второму. В мае 1837 г. девятнадцатилетним царевичем будущий император Александр Николаевич Романов посетил Екатеринбург. Посетил Монетный двор, золотопромывательный завод, гранильную фабрику. Был также на Березовских приисках и в Нижнем Тагиле. Среди сопровождавших наследника был и выдающийся русский поэт Василий Андреевич Жуковский. Наследника престола встречали яркой иллюминацией, балами.
В 1886, через пять лет после гибели Александра Второго при городском голове И. И. Симанове начался сбор средств на памятник. Но предложенный эскиз не впечатлил организаторов и процесс надолго остановился. Впрочем, создание монументов в разные времена является часто делом долгим, более десятка лет. Город выкупил право на собственную отливку памятника императору работы скульптора М. П. Попова у вдовы его. Отливали монумент в чугуне в Каслях. Мраморный постамент спроектировал и обработал К.. Трапезников. Другой из Трапезниковых – А.Н. десятью годами раньше на коронацию уже Николаю Второму создал рельефную икону Трех святых и Кубок с рельефом и вензелем.
5 октября 1906 памятник Александру Второму был торжественно открыт и освящен. Государь император предстал горожанам стоящим в полный рост в общегенеральском долгополом по образцу его времени мундире.
Александру II
Надпись на постаменте гласила: «Царю Освободителю в память о 19 февраля 1861 года от городского общества и горнозаводских мастеровых. Осени себя крестным знаменем, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд». Впрочем, насчет «свободного труда» рабочие, мастеровые не обольщались. Крепостное право ушло в прошлое, но гнет богатых и имущих продолжался. На Кафедральной площади революция 1905 -1907 оставила свой глубокий драматический след. 1 мая здесь прошел первый политический митинг. Начиная с 19 октября 1905 года на Кафедральной площади происходили митинги, столкновения социалистов, анархистов с черносотенцами и полицией. Были жертвы, хотя и немногочисленные. Позже, уже в раннесоветское время называвшаяся с 1833 г. Кафедральной площадь получит имя площади 1905 года. Здесь и в народном доме ВИЗа, в первом городском театре («Колизей») выступали молодой Я. Свердлов, Ф. Сыромолотов, К. Новгородцева и другие. В марте 1917 здесь праздновали свержение самодержавия и образование Российской республики. В октябре 17 -го было низвергнуто и Временное правительство, установился советский строй. Правда с лета 1918 до лета 1919 город был во власти белых. Потом дивизия начдива В. М. Азина прорвалась в город и колчаковская, белогвардейская и белочешская власть закончилась.
Советская власть стала устанавливать памятники своим героям. Декретом Совнаркома РСФСР «О памятниках Республики», подписанном В. И. Лениным, А. В. Луначарским и И. В. Сталиным, вступила в силу большая общегосударственная программа, известная стране и миру как Ленинский план монументальной пропаганды. Согласно этому декрету надлежало: 1) составить список и демонтировать памятники, не представляющие художественной ценности, некогда воздвигнутые «в честь царей и их слуг»; 2) организовывать конкурсы на проекты наиболее актуальных советских памятников; 3) заменить надписи, эмблемы, названия улиц в соответствии с устремлениями трудовой революционной России; 4) декорировать Москву к празднику Первого Мая, как и другие наши города к советским праздникам. Немного позже советским руководством был составлен и утвержден список деятелей разных времен и стран, коим надлежит установить памятники.
Тенденция понятна, хотя из раздела «Политики и общественные деятели» (Робеспьер, Пестель, Лассаль, Желябов, Перовская, Кибальчич и др.) по иронии истории почти никому из именно этих деятелей за исключением Маркса, Энгельса, Герцена памятника поставлено не было. Правда скульптором В. А. Синайским (потом, кстати, недолго жившим и преподававшим в Свердловске) был сделан в 1918 совсем немного простоявший памятник Ф. Лассалю. Другой вариант портрета этого автора и этого деятеля (1921, гранит) навсегда пожалуй скрыт от глаз людских в запаснике Русского музея. И еще вспомнился по старому фото тоже питерский памятник другому французскому социалисту – О. Бланки работы скульптора Т. Э. Залькална, до революции опять же жившему и преподававшему в Екатеринбурге. И у этого памятника век оказался недолог. Ученым, деятелям искусства тоже мало кому из списка (Ломоносов, Менделеев) монументы появились.
В ленинском плане монументальной пропаганды активное участие принял и в юности живший, учившийся в Екатеринбурге скульптор И. Д. Шадр. Труд, свобода от эксплуатации человека человеком, народовластие нуждались в монументальном восславлении, поддержке. Здесь важную миропреобразующую роль должна была сыграть не только именно политическая по тематике скульптура, но и скульптура, запечатлевающая в ее образах вектор движения страны вперед, советский гуманизм, базовые ценности нового образа жизни.
Глава 2. В КРАСНОМ ЕКАТЕРИНБУРГЕ. ДВАДЦАТЫЕ
Весной 1917 еще при Временном правительстве, до установления в городе советской власти памятник Александру Второму был низвергнут. Освобождение крестьянства от крепостного права «без земли», которую надлежало потом почти полвека выкупать у помещиков революционная пропаганда и обществоведение осудили даже не как полумеру, а как некий трюк самодержавия и имущих классов в отношении ограбленного и измученного трудового народа. Так что памятника бывший царь недостоин в принципе. Октябрьская революция вносила в облик города свои черты. На месте прежнего монумента в мае 1918 появилась статуя Свободы, напоминающая американскую с факелом, но простояла она совсем недолго. В белом Екатеринбурге она не прижилась. Ее сменил бюст Карла Маркса. С 1919 г. площадь стала называться площадью 1905 -го года или в разговорах, до конца века – площадью Пятого года.
А после Маркса (перенесенного в другое место) взору горожан 1 мая 1920 предстал памятник Освобожденному труду, явившийся объектом бесконечных насмешек и прозванный в народе Ванькой Голым. Памятник этот, как и бюст Маркса, был создан прожившим в городе несколько лет замечательным скульптором Степаном Эрьзя в мраморе, но вряд ли это изваяние юноши получилось бы считать в числе лучших работ уже тогда известного скульптора. Некоторым все же скульптура нравилась.
Памятник Освобожденному Труду
«Неисчерпаемой энергией и несокрушимой мощью веяло от нее; – вспоминал статую Н. С. Сазонов, – спокойно и уверенно человек -титан с гордым лицом глядел в даль, на пути новой идеальной жизни»2. Многим же статуя, хоть и мраморная, показалась на поверку бледной копией хрестоматийной статуи Давида работы Микеланджело во Флоренции. Памятник простоял до июля 1926, затем был снят и какое-то время жители видели его покрытым тиной на мелководье городского пруда, затем исчез куда-то совсем. Еще в дни Февральской революции канули в городской пруд два вышеупомянутых бюста – Петра Первого и жены его Екатерины. Их сбросили в воду, приложив немало сил, отправлявшиеся на германский фронт солдаты. Антимонархические и антивоенные настроения были в ту пору сильнейшими. Скульптор В. Е. Егоров пересказывал через полвека слова очевидцев, что активные попытки несколько лет позже найти сброшенные бюсты не дали никаких результатов. Илистое дно городского пруда ни малейшего следа не оставило. Остались только постаменты. А кто-то якобы узнал, что царские бюсты со дна городского пруда всё же подняли и расплющили их под прессом на ВИЗе.
Накануне Первомая 1920 на Главном проспекте рядом между храмом св. Екатерины и бывшим домом Севастьянова был открыт монумент «Кузнецу мира» также работы С. Эрьзи, действительно запечатлевшего обобщенный образ мускулистого, смотрящего вдаль кузнеца. «Могучая статуя с мощными мускулами, лицом упрямой воли, напряженной мысли», – писала 18 апреля газета «Уральский рабочий». В сентябре 1927 памятник, уже выглядевший плохо и мешавший предстоящей прокладке трамвайных путей, горсовет распорядился убрать.
В 1918 на площади были похоронены первые погибшие красные бойцы: И. Жук, А. Огородов, П. Семышев, М. Филатов. В июле 1919 после второго пришествия в город Советской власти они были перезахоронены вместе с другими погибшими позже борцами за революцию на площади Уральских коммунаров: Л. Вайнером, С. Волковым, С. Дерябиной, З. Осколковой, Г. Нагорничевским, Я. Элисабергом и др. На том новом месте, где позже зажгли вечный огонь, 1 мая 1920 был открыт памятник Коммунарам, погибшим за освобождение Екатеринбурга и Урала, в виде полулежащей на земном шаре обнаженной женщины под развевающимся знаменем работы С. Д. Эрьзи, Ф. Г. Самарина, О. П. Ваулиной, П. А. Беленкова, С. Голубева.
Памятник Уральским коммунарам. 1918
Земной шар, увенчанный знаменем, должен был, судя по всему, символизировать мировую революцию, а обнаженная фигура – героев и жертв борьбы за это великое дело, в том числе – на Урале. На открытии памятника присутствовало более полутора тысяч человек. Затем памятник, простоявший меньше года, был заменен аллегорической скульптурой победы труда над капиталом. Подобно тому, как в известной скульптуре Петергофа библейский силач Самсон разрывает пасть льву, здесь рабочий разрывал глотку мировому капитализму, представленного в виде алчного фантастического зверя. Это изваяние простояло до сорок девятого года, почти тридцать лет.
В нишах здания открытой в 1919 общегородской Детской библиотеки имени Мамина-Сибиряка, построенной по проекту архитекторов А. А. Федорова, К. Т. Бабыкина, появились бюсты Ф. М. Решетникова, В. Г. Белинского, Д. Н. Мамина-Сибиряка, созданные скульптором В. А. Алмазовым. Потом эту библиотеку назвали детским отделением городской библиотеки имени Белинского. А новое большое здание уже взрослой Белинки с бюстами русских писателей откроется уже сорок лет спустя.
На Дровяной площади перед Оперным театром 1 мая 1920 был открыт небольшой обелиск с барельефными вставками в память грядущему полувековому юбилею Парижской Коммуны (1871 – 1921). «Память борцов Коммуны, – писал В. И. Ленин, – чтится не только французскими рабочими, но и пролетариатом всего мира. Ибо Коммуна боролась не просто за какую-нибудь местную или узконациональную задачу, а за освобождение всего трудящегося человечества, всех униженных и оскорбленных»3. Площадь, соответственно, переименовали в площадь Парижской Коммуны. Автор – И. А. Камбаров. На барельефных вставках изображения Маркса и Ленина, а ниже – в образах освещалась тема героизма революционеров. Воззвания к международной солидарности трудящихся были тогда очень актуальны.
На третью годовщину Октября 7 ноября 1920 в городе было открыто несколько отлитых в каслинском чугуне мемориальных досок видных революционеров, деятелей коммунистического и рабочего движения на улицах, ставших носить их имена. Доска с барельефом Леонида Вайнера. В овал вписан барельефный портрет уральского революционера с немного близоруким взглядом, довольно густой шевелюрой, во френче. Над головой – полные даты жизни, под портретом надпись о жизни, отданной борьбе за освобождение рабочих и закончившейся гибелью близ станции Кузино во имя красного Урала. Кратко, но искренне выступил депутат горсовета А. И. Парамонов, оркестр грянул «Интернационал»… На углу улиц Малышева и Карла Маркса открыли доску Марксу. Барельеф в анфас. В целом похож, хотя и не очень, борода та же, но лицо какое -то русское, на некоего нашего богатыря похож немного. Речь сказал секретарь Уралбюро И. Я. Тунтул. Под барельефом строки популярного тогда поэта-пролеткультовца В. Кириллова: «Пророк грядущих радостных веков, крылатой мысли пламенный титан, он бросил в мир мятежно властный зов: Восстаньте, пролетарии всех стран…» А на соратнику и другу Маркса Фридриху Энгельсу доску открыли угловом доме Малышева-Энгельса. Надпись на доске под барельефом гласит, что Энгельс – один из первых учителей рабочего класса. И здесь говорил Тунтул. Барельефы Маркса и Энгельса сделали Ф. Г. Самарин и Шапошников.