Портрет камнереза Г. Зверева. 1954, мрамор
В 1957 Егоровым была создана другая посвященная старейшим уральским камнерезам – «Умелец Н. Д. Татауров». За работой сидящий мастер (2,2 м по сгибу фигуры) и вновь здесь буквально налицо (даже – на лице) бажовская «живинка в деле». Приобрести скульптуру попросил Нижнетагильский музей изобразительных искусств-НТМИИ. Егоров согласился. Всегда он видел в камнерезах родных скульпторам людей, в чем-то даже и предков.
Наряду с уральскими скульпторами некоторую лепту в монументальный облик Свердловска внесли и московские, ленинградские авторы. В апреле 1953 на площади Кирова перед Суворовским училищем был установлен бронзовый бюст на родине дважды Героя Советского Союза, летчика -штурмовика Великой Отечественной войны М. П. Одинцова работы скульптора С.И.Фокина. Постамент из розового каннелированного мрамора (арх. Б. А. Столяров) стоит на блоках серого гранита и черного лабрадорита.
Портрет умельца Н. Татаурова. 1957
На площади Первой пятилетки 24 июня 1955 открыли памятник организатору и наркому тяжелого машиностроения Серго Орджоникидзе работы скульптора Г. В. Нероды. Орджоникидзе в 1931 по 1934 был в нашем городе и на Уралмаше четыре раза. Выступая перед рабочими и инженерами, он не раз отмечал их замечательные трудовые успехи и энтузиазм. И в памятнике многое из этого отражено. Нарком на ходу ведет деловую беседу, полы пальто отогнулись на встречном ветру. На высоком гранитном постаменте (арх. А. А. Бойко, хотя и в облике постамента всем, вообще-то, рулит скульптор) отлитая в бронзе фигура уже немолодого, но заряженного деловой энергией, человека. Говорили (вполголоса, конечно), что поскольку народный комиссар сам внезапно счел счеты с жизнью, пытаться получить до этого (при Сталине) разрешение на создание памятника уралмашевское начальство не решалось. Орджоникидзе много сделал для Уралмашзавода и памятника, конечно, заслужил.
Здесь нельзя не назвать и бюста нашего любимого уральского писателя П. П. Бажова, открытый в марте 1958. Почему -то родным Бажова бюст не понравился, показался слишком сердитым. Вряд ли с этим можно согласиться. Этот светлый взгляд умных глаз, окладистая борода русского сказителя созданы выдающимся советским скульптором М. Г. Манизером с большим мастерством и пиететом. И сердитость – не порок, да только нет ее в этой скульптуре. Домашние помнили Бажова веселым, коллеги – общительным, но задумчивым.
Перед Мастерскими Худфонда наши скульпторы. 1950 -е
Свердловские художники на демонстрации. 1957
Менее известные московский скульптор Ю. С. Динес и ленинградский скульптор В. С. Чеботарев создали в 1957 -60 скульптуры «Маяковский» и «Рабочий (Слава труду)» соответственно в Парке Маяковского.
Накануне 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в апреле 1957 был открыт на площади субботников Дворец металлургов ВИЗа, исполненный по проекту архитектора В. В. Емельянова в стиле советского неоклассицизма с элементами ампира. Группа лепщиков (в том числе – и ленинградцев) под руководством В. А. Буланкина создала выразительный декор. В Москве и центре города уже шла борьба с «архитектурными излишествами», а на Уралмаше и ВИЗе лепнина и имперская бронза еще не успели сойти с исторической сцены.
На площадке перед входом была установлена большая трехфигурная тонированная под бронзу гипсобетонная скульптура «Мир, труд, семья» работы известных молодых тогда скульпторов В. Е. Егорова и П. А. Сажина. Молодые рабочие – муж и жена с маленьким сынишкой на руках держат высоко над головами большую лавровую ветвь, к тому же у него в руке и молот. На коричневом гранитном постаменте четырехметрового роста фигуры и вся композиция выглядели несколько плакатно и «не стесняясь» побуждали это всё прочесть примерно так: Пусть будет мир в советской молодой семье, да и на всей планете, в заботе и любви пусть подрастают наши дети, лавровой ветвью справедливо, по заслугам самоотверженный у нас увенчан труд..! Многие визовцы и не только визовцы полюбили эту композицию, фотографировались с ней. Нами говорилось, что дети в монументах встречаются крайне редко, но здесь был как раз тот случай.
Мир труд семья. 1957, скульптура перед ДК ВИЗа
Во дворе дома ул. Ленина, 52, где поликлиника Октябрьского района, работал небольшой совсем бетонный фонтан-скульптура «Медной горы хозяйка, изображавший таинственную бажовскую героиню и Данилу-мастера.
В сентябре пятьдесят седьмого был построен Дом художника (ул. Куйбышева, 97). До этого Свердловская организация Союза советских художников располагалась в Доме литературы и искусства (ДЛИ, позже – Дом работников культуры) на Пушкинской 12. Теперь правление Союза художников расположилось на первом этаже, а этажами выше были расположены квартиры художников и их мастерские. Вскоре, 4 октября Советским Союзом был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, новость о котором разнеслась по всей планете. И в этой связи во дворике перед недавно построенным Домом художника появилась гипсобетонная скульптура работы В. М. Друзина в виде советского человека в рабочем комбинезоне со спутником в поднятой правой руке.
5 ноября 1957 на главной площади города и области был торжественно открыт памятник В. И. Ленина. Семиметровая бронзовая фигура выступающего вождя революции на высоком серого гранита постаменте имеет большую трибуну, на которой начертаны слова: «Всё, чего мы достигли, означает, что мы опираемся на самую чудесную в мире силу – силу рабочих и крестьян. Ульянов (Ленин)». Гранитная трибуна была построена еще в 1936, а двадцать лет спустя в нее был вписан высокий того же гранита постамент. Автором памятника стал ленинградский скульптор В. И. Ингал, а архитекторами был ленинградец А. И. Прибульский и свердловчанин П. Д. Дёминцев.
В начале 1958 был открыт памятник Комсомолу Урала работы П. А. Сажина. Молодой человек и девушка гордо идут под знаменем маршевым шагом. Накануне проводился всероссийский конкурс, на котором победили (поделили 2 и 3 премию, первая не присуждалась) проекты Сажина и Егорова, но В. Е. Егоров уехал как заместитель старосты Международной студии скульптуры и рисунка и участник выставки художников Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москву, а друг Сажин напряженно работал над эскизом и рабочей моделью, оставшись одним автором (вместе, конечно, с архитектором, им был Г. И. Белянкин). Этот памятник дал площади Народной мести (названной так в 1919 в виду непосредственной близости Ипатьевского дома, где постановлением Уралоблсовета были расстреляны Николай Второй и его семья) новое название: Комсомольская площадь.
В Парке им. Маяковского стояло много бетонной и гипсовой скульптуры (отчасти сохранившейся и в нынешнее время). В том числе Олень, вроде бы работы А. А. Анисимова, который был анималистом, хотя делал и хорошую анималистическую скульптуру. В военные годы дружил с эвакуированной в Каменск-Уральский В. И. Мухиной, приезжавшей и в Свердловск.
Над гостиницей «Исеть» появился лозунг в духе времени «Вперед к коммунизму!» Метровые, вроде бы, железные буквы на фоне вечернего неба горели алым светом. «На горизонте алеет заря коммунизма. За работу, товарищи!..» – призвал тогда народ страны Н. С. Хрущёв. Цены много на что и тогда еще снижали.
В скверике домов ул. Ленина, 62 (за корп.5) была (вплоть до начала нового века) памятная многим жителях вокруг бетонная скульптура «Девушка, читающая книгу». Девушка интеллигентная, элегантная, размером в полторы натуры, в летнем платье, сидела и читала.
Открытая в 1959 Публичная библиотека имени В. Г. Белинского (ул. Белинского, 15) и поныне является главной и самой большой в нашем городе и всей Свердловской области. Наверно каждый учившийся в вузе города хоть иногда бывал в этой библиотеке, работал с ее обширнейшим книжным фондом. Миллионы единиц хранения не только на русском, но и на других языках мира находятся в постоянном обороте. Работают здесь и отдел искусства, и краеведческий. На фасаде здания библиотеки мы видим чугунные бюсты выдающихся русских и советских писателей.
Здание Белинки с бюстами русских писателей
Благодаря этим людям и их единомышленникам, соратникам наша страна обрела заслуженную славу самой читающей в мире. Русские, советские крупнейшие писатели стали властителями дум множества людей. В центре – бюст Белинского работы скульптора В. Е. Егорова (120х80х60 см), слева и справа от него бюсты Льва Толстого работы Т. Б. Онуфриевой, Горького работы В. В. Криницкой, Пушкина работы Е. Л. Юкелиса, Мамина-Сибиряка, Маяковского.., Бажова работы А. А. Анисимова.
Глава 6. ШЕСТИДЕСЯТЫЕ
В 1959 -60 жившие в нашем городе родственники изобретателя радио А. С. Попова – правнучатая племянница М. В. Гуляева с сыном – убедили городскую власть о создании здесь памятника их великому предку. За это по их и горисполкома просьбе взялся скульптор, участник международных выставок Владимир Егоров. Попов был уральцем по рождению, в юности жил и учился в Екатеринбурге и не забывал этот город до конца жизни. Первый вариант, созданный скульптором некоторым образом по внешности Попова напоминал о его происхождении из семьи священника (Попов -попович) и сюртук на нем сидит как-то не по-столичному, всё же выходец из уральской глубинки, талантом и трудами пробившийся в мир науки. Выступает на собрании Русского технического общества… Худсовет принял эскиз памятника, затем – рабочую модель фигуры (высота 2,2 м). Но памятник был словно никому не нужен, кроме автора, конечно. Город из своего бюджета ничего не платил, что само по себе и не ново, а здесь тем более – памятник, который городская власть под нажимом просьб великого изобретателя, можно сказать, зачем-то сама себе сосватала. Отлить скульптуру таких серьезных размеров дорого. Решили отливать «местными силами», то есть не как обещали скульптору (устно, конечно) на Ленинградском заводе художественного литья «Монументскульптура», а на Компрессорном заводе. Там вроде как согласились, протянули много времени, потом сослались на излишнюю сложность такого литья и… отказались. Егоров без оплаты хоть какого-то процента работы кормился как мог другими заказами, стал пропускать участие в престижных московских и зарубежных выставках, его известность в стране как автора прогремевших портретов старейших уральских мастеров -камнерезов «Уральский камнерез Г. Д. Зверев», «Умелец Н. Татауров» и т. д. заметно потускнела. И немало заклятых друзей порадовались, что он «застрял на Попове», что теперь легче отбуксировать его в «местные художники». Он нервничал, но работал, работал над никому не нужным памятником. И сделал новый вариант – Попов с «грозоотметчиком» в поднятой руке. Рождается удивительное открытие! И вновь строгий худсовет Свердловского союза художников работу принял на уровне «двухметроворостой» рабочей модели. Под некоторым ленивым давлением горкома и горисполкома уже другой большой свердловский завод – Турбомоторный согласился -таки, тоже неохотно, отлить скульптуру своими силами в чугуне. Но с условием, что автор напрочь переделает фигуру в сидящую или т.п., поскольку в этом виде отливать Попова заводу не по силам, дескать художественное литье – совсем не их профиль. Вот в такой котел ни в чем не повинный очень энергичный автор попал, и отказаться жаль (в тему вошел глубоко, годы работы уже позади), и продолжать – себя не уважать. Но решил продолжить. Знал бы он тогда, что работа над этим памятником займет в общей сложности… пятнадцать лет.
Памятник студентам и преподавателям УПИ, павшим в боях за Родину в годы войны работы скульптора В. М. Друзина был открыт в 1961 перед зданием химико-технологического факультета (ул. Мира, 28). На фоне большой гранитной плиты чугунные фигуры солдата с автоматом, девушки -санинструктора, раненого бойца с противотанковой гранатой в руке. На обороте гранита надпись « Память о героях Великой Отечественной войны 1941—1945 не сотрут века».
На Ивановском кладбище в 1961 установили памятник П. П. Бажову, сидящий гранитный писатель авторства ленинградского скульптора А. Ф. Степановой, архитектором стал ее супруг М. Л. Минц.
На рубеже пятидесятых-шестидесятых на Свердловском чугуно – литейном заводе (СЧЛЗ) отливались маленькие настольные статуэтки на детскую тему работы скульптора Г. В. Петровой и бюсты Пушкина, Толстого, Чайковского работы В. Ф. Ермакова.
В 1962-м на Привокзальной площади был открыт большой памятник Уральскому добровольческому танковому корпусу. Еще1957-м состоялся открытый всероссийский конкурс на лучший проект памятника. Опять-таки первую премию оргкомитет решил не присуждать, а вторую премию получил проект В. М. Друзина, третью – проект П. А. Сажина. Егоров с опозданием тоже представил свой проект, тоже получил премию, но рангом ниже. А Друзину оргкомитет рекомендовал объединиться с Сажиным и делать памятник вдвоем плюс архитектор Г. И. Белянкин и художник по созданию небольших рельефов на военную тему на постаменте. Кстати идея постамента в виде танковой башни тогда буквально витала в воздухе и была и у Егорова и у других конкурсантов. В итоге памятник Друзина и Сажина получился очень хороший. Друзин изваял уральского рабочего, показывающего танкисту, сделанному Сажиным на созданную для фронта и грядущей победы над врагом боевую машину. Лепили монумент в помещении бывшего костела на ул. Малышева. Рабочего (со спины) позировал тренер по боксу, рубщик гранита М. Ю. Каримов. Памятник этот, прозванный в народе «варежкой» (рука рабочего в рукавице), всем хорошо известен.
А на набережной Горького демонтировали якобы растрескавшиеся скульптуры передовиков и спортсменов, но Камбаров до этого не дожил.
Революция на Кубе стала важным общемировым событием, и в нашей стране это долгое время вызывало буквально бурю восторга. В мае 1963 СССР и в том числе Свердловск с дружественным визитом посетил лидер Кубинской революции Фидель Кастро. На улицы 13—14 мая высыпал едва ли не весь город. Фидель в открытой машине, в защитного цвета френче под ликование масс плавно проехал по нашим улицам. Тогда в Доме художника прошла небольшая международная выставка кубинских и свердловских художников. На ней экспонировался портрет близкого Фиделю человека Председателя Национальной ассамблеи (парламента) Кубы, политика и публициста Бласа Рока. За полгода до этого, в сентябре 1962, скульптор Егоров с женой Лилией оказались в числе первых русских, оказавшихся на Кубе. Ваятель отправил телеграмму аж Фиделю с предложением вылепить его бюст. Заготовку в пластилине привез с собой. Вскоре в гостиницу «Националь» приехал на мотоциклах отряд автоматчиков к «Володимере Егуоров» с приветом от Фиделя и предложением вылепить портрет не его, а приятеля -соратника Б. Рока. Егоров, конечно, согласился и лепил Бласа у него дома, сдружились. Портрет Блас Рока экспонировался в Свердловске и на выставках за его пределами, был куплен Минкультом РСФСР и по совету аж Л. И. Брежнева, в семидесятые, подарен на Кубу. В принципе тогда или попозже на Уралмаше или во Втузгородке мог появиться бюст Фиделя.
Егоров в 1964 сделал мемориальную доску Декабристам на торце углового дома ул. Первомайская -Толмачёва. На самом деле это большая отлитая в чугуне вертикальная прямоугольная плита с барельефами (2,3х1,8 м). В центре крупным планом – мужчина средних лет и молодая женщина, смотрящая почти на нас. Возможно это даже Сергей Волконский и его жена Мария, на нем ножные кандалы. Надпись справа гласит, что некогда на этом месте находилась почтовая станция, где через Екатеринбург по пути в Сибирь останавливались в 1826 -28 годах декабристы.
Мемориальная доска декабристам. 1964
Как известно в нашем городе они неожиданно для себя встретили теплый прием здешних жителей. «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье..!» – писал Пушкин. Среди участников событий 14 декабря были его лицейские друзья, немало близких знакомых. На втором плане запечатлены тоже декабристы-арестанты и словно угадываются здесь прямая фигура Пущина, и не Кюхля ли в шапке с козырьком… Тогда и потом зимой и летом в советское время здесь кто-то всегда оставлял цветы.
Бюст летчику Б. К. Опрокидневу был открыт в 1964 перед школой №65, которую окончил летчик, погибший меньше, чем за месяц до Победы и удостоенный посмертно звания Героя Советского Союза. Опрокиднев в жизни был на редкость красив, выразителен, но в бюсте этого не видно, просто летчик в шлемофоне. Вслед за этим в авиагородке аэропорта Кольцово был установлен бюст летчика-испытателя Г. Я. Бахчиванджи работы скульпторов В. П. Грачева и В. М. Грачевой. Здесь как смогли сохранили память о Герое страны, испытавшем в 1942 и 1943 первый советский реактивный самолет.
На двадцатилетие Победы, вроде, в Железнодорожном районе была установлена бетонная статуя Железнодорожника военных и послевоенных лет. Местные жители нарекли скульптуру памятником генералу Ватутину, в основном из-за расположения на пересечении ул. Технической и Ватутина и серьезности изображенного человека в кителе с наградными планками на груди. Ватутин – военачальник битвы за Москву, Сталинградской битвы и Курской дуги, погиб в апреле 1944. Говорили, что внешне каменный человек на постаменте похож на некогда известного бригадира, ставшего еще в довольно молодом возрасте Героем Социалистического труда, В. Ф. Ручкина. Это не памятник прямо здравствующему в ту пору Ручкину, но очень напоминающий его собирательный образ железнодорожника -передовика.
В 1965 Егоровым создан барельеф П. И. Чайковского (размером 10 натур) в интерьере Филармонии над главным лестничным маршем. Раньше здесь находился не лепной, а нарисованный барельеф Сталина. Кстати, в детские годы Чайковский в середине 19 в. жил в Алапаевске (ныне – Свердловская область) и не раз бывал в Екатеринбурге, отлично его знал и помнил потом. Егоров поначалу хотел придать горельефу какие-то черты жанровости (слушает или сочиняет музыку), но филармония попросила сделать просто профиль головы и чтоб несомненно похож был.
Киноконцертный театр «Космос» был открыт в 1967 и с той поры в верхней части фасада можно видеть фантастическую рельефную женскую фигуру «Летящая муза» авторства скульпторов Грачевых.
Памятник В. К. Блюхеру в 1969 работы П. А. Сажина открыли перед кинотеатром «Современник» был открыт на улице Блюхера. Бюст военачальнику, одному из первых советских маршалов сделан из серого гранита.
Полвека прошло со времени Гражданской войны, большой срок, особенно для жизни отдельных людей. Тем не менее оставались тысячи участников и свидетелей тех событий. Выходили в свет документальные и научные издания, мемуары, повести, художественные фильмы. Конечно же и памятники открывались тоже.
Во дворе дома ул. Ленина, 62, корп.1, где жили многие художники, в 1968 были установлены трогательные бетонные скульптуры детей (в натуральную величину) «Девочка с зонтиком», а до этого —«Медвежонок ест ягодки». Детей возможно сделала скульптор Г. В. Петрова вместе со студенткой, а медвежонка возможно – А. А. Анисимов, но это не точно. Во дворах на Ленина, Восточной и еще в городе как милый добрый пустячок тех лет многим помнятся маленькие бетонные медвежата со скамейку. Два полуметровых медвежонка с двух сторон держат скамейку, будто пытаются ее поднять и перетащить.
Дворец культуры им. Лаврова был построен для Машиностроительного завода им. М. И. Калинина по проекту арх. П. Д. Деминцева. На фасаде была создана цветная мозаика работы Б. Г. Зуева и Д. И. Лепихина. И барельефное панно с шестью фигурами на тему труда, войны и освоения космоса, отлитое в алюминии.
В феврале 1969 на Верх-Исетском бульваре перед школой №1 была открыта отлитая в алюминии большая мемориальная плита с барельефом визовцу-красноармейцу Герману Быкову работы скульптора В. Е. Егорова. Как тогда говорили – герою Гражданской войны. Он родился в 1899 на ВИЗе в грамотной рабочей семье. Двоюродный брат Павла Быкова, позже первого советского главы Екатеринбурга и других его родных братьев. Окончил эту «цифирную» школу. Стал работать на заводе учеником, потом токарем. В 1917 стал одним из организаторов Социалистического союза молодежи ВИЗа, а также Красной гвардии. С начала 1918 воевал против дутовцев. По реорганизации красной гвардии в регулярную Красную армию -РККА стал командиром взвода. Писал заметки и статьи в армейскую газету «Красный набат», нашел в роли военкора свое признание. Мечтал в дальнейшем учиться в Университете и стать профессиональным журналистом. Друзья его любили очень. Веселый, честный, смелый. В феврале 1919 Герман Быков геройски погиб в бою.
В послевоенное время средняя школа №1 даже носила имя Г. Быкова, хотя потом имя из названия школы как-то стерлось. В барельефе Быков запечатлен в момент боя в красноармейской форме, оглянувшись и приложив ладонь ко рту, он отдает команду бойцам. Многие из бойцов – его старые визовские друзья, хоть и молодежь. О Германе Быкове душевно написал в своей мемуарной книге «По долинам и по взгорьям» А. И. Медведев, его однополчанин и друг юности5.
В шестидесятые годы занимавшие серьезные должности градостроители и прочие авторитеты в этой сфере повели то открытую, то скрытую борьбу с «украшательством» парков и садов вазонами и гипсовой скульптурой как чем-то наивным и вышедшим из моды, своего рода продолжением «архитектурных излишеств». Многим из таких радетелей за обновление городской среды, как выяснилось позже, просто претила жизнерадостная советская садово-парковая эстетика («помесь неоклассики с соцреализмом»). На идейные монументы нападать они еще не могли и «тренировали зубы» на безобидных фигурках зверушек и детей. Для них это не просто фигурки, но и символы. А борьба за символы всегда была, есть и будет важной составляющей многослойного противостояния противоположных идеологий, противоположных жизненных миров. Кстати едва ли не всё в этом мире начинается с малого, десоветизация, пожалуй, тоже.
8 мая 1969 на площади Первой пятилетки в начале бульвара перед гостиницей «Мадрид» открыли мемориал Уралмашевцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны работы С. П. Романова и И. И. Симонова, архитектора Г. И. Белянкина. На черной гранитной плите почти контурно выбиты -нарисованы на фоне трех склоненных знамен трое скорбно склонивших головы рабочих (один из них еще опустился на колено). Рядом блоки черного лабрадорита с именами уралмашевцев, отдавших жизнь за нашу Победу. Здесь авторы памятника, что бывает редко – не скульпторы, а живописцы. И если имя Игоря Симонова известно многим, то трагически погибшего ровно через три года Станислава Романова незаслуженно забыли начисто. В праздничный день 9 мая собравший у себя дома на Привокзальной площади гостей и толком ничего еще не выпивший талантливый, сорокалетний «Славка», сев на перила балкона, вдруг во время дружеской веселой болтовни упал назад и погиб мгновенно. Мать и друзья-гости оцепенели от этого ужаса. Праздник со слезами на глазах, но совсем по-другому.
Глава 7. СЕМИДЕСЯТЫЕ
В канун полувекового юбилея Уральского государственного университета в 1970 в интерьере на лестничной площадке между вторым и третьим этажом главного корпуса был открыт бюст А. М. Горького, именем которого был некогда назван университет. Это еще довольно молодой Горький, в косоворотке, с гривой длинных волос. Динамичный, настоящий «буревестник революции». Автором стал П. А. Сажин, материал – гальванопластика, на белом мраморном постаменте.
Накануне Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине 1973 на ул. Мира-Малышева,134 перед школой №36 была открыта скульптура, тема которой Молодежь, требующая мира. Как в песне: «Дети разных народов – мы мечтою о мире живем. В эти трудные годы мы за счастье бороться идем… Песню дружбы запевает молодежь… Эту песню ни задушишь, ни убьешь!..«Молодой парень европейской внешности, слева девушка -африканка, справа юноша -азиат поднимают факел мира (похож и на олимпийский). На улице мира скульптура о борьбе за мир.
А скульптура на ВИЗе растрескалась и с согласия авторов (уже ранее чинивших ее) была демонтирована. Обещало визовское руководство отлить эту полюбившуюся жителям композицию в металле, тянуло-тянуло, да время, наконец, ушло.