Переподготовка по педагогике или другой специальности – это короткий курс, который длится примерно от трех до двенадцати месяцев. Количество часов обучения разное и зависит от того, сколько дисциплин в программе. Но минимальный срок обучения – 250 часов.
Сейчас набирает популярность заочная дистанционная подготовка, то есть видеоуроки. Но есть и очная.
Вы занимаетесь несколько раз в неделю. Так же, как в университете, сдаете зачеты и экзамены, пишете дипломную работу.
Важное условие, чтобы пройти переподготовку: у вас уже есть высшее или среднее образование. В вузе или в училище, независимо от специальности, преподают общеобразовательные дисциплины: русский и иностранный языки, историю, охрану труда. Их нет в курсе переподготовки. Предполагается, что у вас уже есть общие базовые знания, и вы просто получаете новые навыки по конкретной специальности.
Когда будете выбирать курс, сравните несколько между собой. Оцените программу:
– Подходит ли она вашим целям?
– Сколько часов занимает обучение?
– Там есть те дисциплины, которые вам необходимы?
Обязательно проверьте, есть ли лицензия у того учреждения, в котором вы собираетесь пройти курс, и актуальна ли она. Найдите на сайте номер лицензии; затем найдите в интернете реестр образовательных лицензий, скопируйте туда номер и посмотрите данные об учреждении. Если лицензия действительна – все хорошо. В ином случае вы можете получить недействительный документ об образовании или вообще нарваться на мошенников.
Глава 3. Государственное или частное учреждение? Плюсы и минусы
Итак, у вас есть необходимый минимум знаний, чтобы учить детей. Теперь вам нужно выбрать путь, по которому вы придете к детям и коллективу.
Один путь – устроиться в школу искусств, центр детского творчества, в школу, детский садик, во Дворец культуры.
Другой – создать свой частный коллектив.
Перед вами развилка. Как в сказке: направо пойдете – в государственный Дворец попадете, налево пойдете – свой коллектив создадите.
Ниже я написала о преимуществах и недостатках и предпринимательства, и работы в государственном учреждении. Прочитайте и оцените, что вы считаете минусом, а что плюсом; с чем вы смиритесь, а что вас поддержит и зарядит.
Минусы работы в государственном учреждении
Основной минус в том, что у вас не будет полной свободы действий. Все свои действия нужно будет согласовывать с руководством – начальником отдела и директором. Будут определенные правила и рамки работы, которые устанавливаете не вы, а учреждение. Они прописаны в уставе.
Часто в вашем договоре с учреждением может быть пункт примерно такого содержания: авторские права на все, что вы создадите в творческом плане за период работы, – методические разработки, постановки спектаклей, танцев и так далее – принадлежат учреждению. Это означает, что распоряжается ими школа искусств или Дворец культуры, где вы работаете.
Например, вы во Дворце культуры написали сценарий отчетного концерта и поставили танцевальные номера к нему. Если вы уволитесь, то потеряете право проводить концерт по этому сценарию и ставить конкретно эти номера в любом другом учреждении. А Дворец культуры передаст сценарий и видеозаписи выступления другому хореографу и проведет этот концерт. У него будет на это право.
Костюмы и декорации тоже обычно принадлежат учреждению. Так что, когда будете шить или покупать костюмы и создавать декорации, уточните, кто ими распоряжается.
Пример. В государственном учреждении образовался хореографический коллектив. Его любили и продвигали, для него выделили свое здание и своих методистов.
Коллектив подрос и начал устанавливать жесткие правила для родителей. Например, воспитанницам обязательно нужно было делать определенную прическу: два тугих пучка-шишечки на голове и множество заколочек, чтобы ни один волосок не выбивался. Женщине-худруку зачем-то это было нужно, она знала, для чего требует именно такую прическу. И вот одна бабушка, которая посчитала, что заколки плохо влияют на голову девочки, взяла и написала жалобу в Министерство образования. Руководителя не стали защищать.
Потом стали требовать обязательную посещаемость. Снова жалоба.
Внутри учреждения начался конфликт. Хореограф решила вывести свой коллектив из дворца и сказала: «Мы уходим». И ей пришлось все оставить там – все образовательные программы, все методички, наработанные за двадцать лет, костюмы, декорации. Они ушли с пустыми руками.
Но я знаю также много счастливых коллективов, которые находят свое место в госучреждении и двадцать лет спокойно работают там. Например, один столичный хореографический коллектив. Он расположился в обычной гимназии, для него выделен всего один класс и еще актовый зал. И этот коллектив знаменит на всю страну. У него есть и коммерческие, и бюджетные группы. С руководством замечательные отношения, и ни у кого нет претензий – только взаимная любовь. Такое тоже бывает.
Следующий минус – работа с образовательными программами.
В государственном учреждении педагог обязательно работает по программе. Он пишет ее вместе с методистом или получает готовую. Но каждый год ему приходится ее менять: менять структуру, что-то убирать, вносить дополнения.
Например, в программе есть блоки «Обучение», «Развитие» и «Воспитание». Преподаватель на каждом уроке должен научить, воспитать ребенка и развить у него конкретный навык. И он описывает в программе структуру и порядок того, как будет это делать. А потом оказывается, что эта структура неправильная, и педагогу надо ее поменять. Или нужно оглавление перенести в конец, а не в начало. Или вообще убрать какой-то блок, например «Воспитание». И полный сопротивления педагог сидит и кромсает свою бедную программу.
Иногда на уроки приходит с проверками комиссия – методист или заместитель по учебно-воспитательной работе. С проверяющими получается примерно такой диалог:
– Вот вы театр моды. Какое у вас по плану занятие?
– Тридцать шестое.
– Что вы должны выучить на этом уроке?
– Элемент «шаг-поворот».
– Дети, вы точно учите сейчас «шаг-поворот»?
То, чем фактически занимаются дети с педагогом, должно совпадать с планом. И преподаватели не имеют права этот план поменять. Конечно, это очень неудобно. Опытный педагог вообще не заглядывает в свою программу, он ее написал и на этом все. Хотя на самом деле программа полезна – прочитал ее, понял, что делать, иногда подглядываешь, чтобы освежить в памяти.
Но в частных творческих коллективах процесс строят, глядя на детей. Например, в прошлом году наш педагог по актерскому мастерству Андрей Валерьевич Сафронов решил поставить спектакль. В программе запланировано обучение, никакого спектакля нет. А он начал ставить. Все, он идет не по программе. Во Дворце бы за это серьезно наказали, внесли запись в личное дело, сделали выговор. Если спектакль по плану ставят только на третьем году обучения, то он не имеет права начинать работу на втором году. Дети обязательно должны проучиться до третьего года обучения. А если уже на первом году видно их потенциал?
В частном учреждении не обязательно строго придерживаться программы. Поэтому спектакль со вторым годом мы поставили и блестяще сыграли на отчетном концерте.
Плюсы работы в государственном учреждении
Вы будете иметь стабильную зарплату. Она может быть маленькой или большой – это зависит от учреждения и ваших договоренностей. Но даже если вы уйдете на больничный, в декрет, случится пандемия, госучреждение будет платить вам в полном объеме заработную плату. Это большой плюс для многих.
Вы будете иметь крышу над головой, за которую вам не придется платить. Это немаловажно. В большинстве случаев, когда руководители берут хореографический коллектив, то им предоставляют танцевальный класс. Если берут театральную студию, выделяют репетиционные часы на сцене.
В частных коллективах худрукам приходится самостоятельно арендовать залы, сцену и платить за них.
Государственное учреждение имеет штат методистов. И если вы педагог совсем неопытный, понятия не имеете, как сделать образовательную программу и какую методику выбрать, то эти люди вам помогут. Методисты предоставят вам хотя бы образцы образовательных программ, а если нужно, сядут вместе с вами и будут писать эту программу. Это нормальный вариант, что методист садится с молодым педагогом и говорит: «О чем будет программа? Вот у нас должна быть пояснительная записка. Нужна актуальность. В чем будет актуальность твоей образовательной программы, твоего коллектива?» Молодой педагог вообще не понимает, что такое актуальность и сидит в недоумении. Но в нормальном учреждении ему объяснят и помогут. И вместе с методистом они выплывут. А после того как образовательную программу распечатают и пройдет первый год жизни коллектива, до педагога уже и актуальность дойдет, и цели-задачи у него скорректируются.
Частному педагогу так никто не поможет. Чтобы написать толковую программу, ему придется самому найти методиста и оплатить его работу.
Госучреждение так или иначе поможет с рекламой и с набором групп. В штате есть люди, которые снимают рекламные ролики, придумывают креативы, делают коллажи, объявления, афиши, дают рекламу на государственных порталах услуг, ведут соцсети. Вы сможете воспользоваться помощью этих людей, и вам будет проще сделать первый набор.
И еще немаловажный пункт: к государственным учреждениям дополнительного образования доверия больше, чем к частным, по крайней мере в провинциальных городах. Не знаю, хорошо это или плохо, но люди почему-то думают, что во Дворце культуры работают лучшие педагоги и что руководители сделали жесткий отбор учителей: изучили их дипломы, просмотрели уроки, проанализировали личные качества и выбрали лучших. И если педагог работает во Дворце культуры – значит, у него точно нет судимости и он регулярно проходит медосмотры; значит, ему можно спокойно доверить ребенка.
Так что если вы будете работать во Дворце, вам, скорее всего, не придется доказывать родителям учеников свою компетентность как педагога. И вы сэкономите много сил.
Рекомендация
Если вы пока не хотите идти в частное образование и решили устроиться в государственное учреждение, вам важно выбрать свое место работы. Очень часто мы думаем, что не имеем права выбирать, что это на нас обратят внимание, если повезет, и дальше надо подстраиваться. На самом деле нет.
Что значит выбрать? Узнайте про учреждение побольше. Поговорите с людьми, которые там работают. Посмотрите, какие коллективы есть в учреждении, какие есть классы и залы. Откровенно спросите: а какие классы и какое имущество выделят для вашего коллектива? Сколько детей вы можете набрать?
Узнайте о правилах, прочитайте устав, читайте все договоры. Так вы поймете, подойдет ли вам этот коллектив или нет, и сможете принять решение на основе реальных фактов, а не по принципу «как пойдет».
Особенности работы в частном коллективе
В частном коллективе главная особенность – это ответственность. Это и плюс, и минус.
Здесь вы правитель своего государства. Здесь вы устанавливаете правила. И во всех смыслах платите за это. Все риски – ваши. Если вы уйдете в долги – это будут только ваши долги. Если вы уйдете в прибыль – это будет ваша прибыль.
Вы оплачиваете рекламу, набираете и обучаете детей. Вы им ставите цели и задачи. В конце года вам не дадут бесплатно зал для отчетного концерта, как во Дворце культуры – нужно искать, арендовать и оплачивать самому. Вы решаете, какая у вас программа: типовая и заверенная Министерством образования или написанная на листочке от руки.
В государственном учреждении есть готовый алгоритм работы с родителями. Есть положение о родительских комитетах, протокол родительского собрания, где написано, как его вести, как правильно собирать деньги на костюмы. Возможно, старшие педагоги даже помогут и проведут с вами первое родительское собрание. А тут все это должны будете продумать вы. Пошив костюмов оплачивается отдельно или войдет в оплату обучения? Костюмы будут принадлежать родителям или вам? Где они будут храниться? Это вы решаете.
Если в найме родители пожалуются вам на плохой ремонт или на грубого вахтера, вы можете сказать: «Сожалею, но у нас вот такие условия и такое помещение. Я тут ни при чем. Я не отвечаю за вахтеров. Идите к директору». Вы можете переложить ответственность на кого-то другого. Но в предпринимательстве так не выйдет. Если ваш администратор нахамил, вы к этому имеете отношение. Если в помещении холодно или душно – это вы выбрали такое помещение, а не вам дали. И вы имеете дело с последствиями своего выбора.
От вас потребуется сильная дисциплина. В госучреждении есть начальник, который заставит вас работать, если понадобится. А в вашем коллективе его нет, вы сами себе руководитель. И это не значит, что можно расслабиться. Ответственность перед клиентами и сотрудниками заставит вас двигаться куда эффективнее, чем требования начальника.
Вам придется самим принимать решения, ставить задачи и исполнять их. Если вы не раздали листовки, вас никто не упрекнет за это – вы просто останетесь без клиентов. Если опоздали или не приехали на собрание – у вас не будет директора, который отругает вас за это, но будут недовольные родители. Вы целиком берете ответственность за дела в коллективе на себя.
Вы будете очень-очень много уделять внимания своему коллективу первые два-три года. В найме вы трудитесь пять дней в неделю по восемь часов. А в предпринимательстве надо себя настроить, что первые несколько лет вы будете работать по двенадцать часов семь дней в неделю. Тогда вы сможете выжить.
Понятно, что все зависит от города. Может быть, в вашем городе вообще нет танцевального коллектива, и вы найдете себе сто-двести воспитанников, просто раздав по детским садам и школам листовки. Такое может случиться. Но в основном по России хорошо развита сфера детского дополнительного образования в области культуры. Другими словами, конкуренция большая. И ленивым здесь не место.
Вы можете начать свою деятельность с государственного учреждения. Устроиться в школу искусств, центр детского творчества, школу, детский садик. И на самом деле есть огромное количество мест, где ждут инициативных, талантливых, молодых или не молодых педагогов и худруков. Ждут опытных людей, которые бы за государственный счет учили детей, а также продвигали себя и развивали свое творчество.
И это не плохой путь, он от многого страхует. Но можно и сразу открыть бизнес. Вся следующая часть книги – о том, как это сделать.
Раздел 2. На этапе идеи
Глава 4. Почему коллектив должен быть богатым
Любой коллектив как предприятие должен приносить прибыль.
Некоторые педагоги чувствуют сопротивление, когда думают о деньгах. Но без них мы не можем. Должны быть зарплаты у вас и сотрудников. И еще зарплата самого коллектива – те суммы, которые тратятся на его потребности: аренда зала, сцены, пошив костюмов, ремонт и так далее.
Знаю руководителей, которые доплачивали за детей на конкурсах, шили за свой счет костюмы, добавляли из своего кошелька на декорации и аксессуары. Я сама полностью за свой счет заказывала «газели», чтобы перевозить во время конкурсов костюмы и декорации. Конкурсы проходили два-три раза в месяц, и родителям приходилось бы сдавать восемьсот рублей только за транспорт. Не каждая семья может так легко отдать эту сумму. И эти деньги на нужды коллектива вам нужно заработать.
Даже государственные коллективы тоже должны зарабатывать деньги. Учреждение не будет оплачивать вам оргвзнос на конкурсе, шить костюмы, покупать обувь, не даст грузовик, не заплатит за костюмерную.
Деньги дают уверенность в себе и своем творчестве. Деньгами вы поддерживаете своих детей.
Например, в нашем театре моды одна мама заплатила за костюм для выступления своего ребенка. А потом оказалось, что им уже не подходит расписание, и они вынуждены либо вообще уйти, либо перейти в другую группу, которая только-только запланировала шить костюмы. Я увидела, что это не та мама, которая может каждый год отдавать восемь-десять тысяч за пошив, и сказала ей: «Переходите со спокойной душой в другую группу. Вашему ребенку костюм сошьем из фонда коллектива». Я очень горжусь тем, что у нас есть фонд, с помощью которого мы решаем подобные проблемы. Когда у руководителя есть деньги – это очень приятно.
Поэтому мы будем говорить не просто о том, как открыть творческий коллектив, а о том, как открыть сразу прибыльный творческий коллектив.
Глава 5. Набор важнее аренды. Эффективный порядок открытия коллектива
Какую ошибку допускают начинающие художественные руководители, когда решают открыть свой коллектив? Сначала они регистрируют ИП и берут в аренду зал на месяц или, еще хуже, на несколько месяцев вперед. И только потом задумываются, где взять клиентов.
Но когда худрук регистрирует ИП, он должен будет платить государству страховые взносы за каждый день с момента регистрации. А деньги на это пока еще не появились – группы-то не набраны. И если по каким-то причинам дети так и не придут, то этот худрук просто будет сидеть в своем пустом зале и плакать.
Как же открыть коллектив так, чтобы не пострадать в случае провала? Есть определенный порядок действий, который поможет вам правильно начать свое дело.
1. Выбираем идею и нишу.
Прежде всего четко распишите идею своего творческого коллектива. В главе «Мечта вместо бизнес-плана» есть советы, как это делать.
– Что вы хотите принести в этот мир через коллектив?
– Чем он будет отличаться от других?
– Какая у вас ниша?
– С какими родителями и детьми вы будете работать?
– Какие проблемы детей и родителей вы решаете в своем коллективе?
Вам нужно сначала это все описать. Неправда, что все хореографические коллективы, театральные студии и секции по волейболу одинаковые. У них всех разная идея, разные ниши и целевая аудитория.
В первую очередь подумайте, кто ваши клиенты и где их взять. Вот это самое важное, а не регистрация ИП, аренда и закупка ковриков.
2. Изучаем рынок и проверяем спрос. Рекомендации, как это сделать, вы найдете в главе «Проверяем спрос».
3. Четко прописываем свою целевую аудиторию.
Распишите себе:
– Что это за мамы и папы?
– Какой у них уровень достатка?
– Чему они хотят научить детей?
– Какими они хотят их видеть в будущем?
Ответы на эти вопросы определят задачи коллектива и цены за ваши уроки.
Подробнее о том, как определить своих клиентов, я рассказываю в главе «Кто ваша целевая аудитория?».
4. Делаем тестовую рекламу и привлекаем первых клиентов.
Самое простое – это на своей странице в социальных сетях написать пост: «Я, такая-то, открываю такой-то коллектив. У него будет программа (рассказываем о программе) и идея (рассказываем об идее). Я ищу вот таких-то родителей и детей, чтобы вместе с ними прийти к вот таким результатам. Студия откроется через месяц, но я уже веду предварительную запись. Пишите и звоните по такому-то номеру». Вы даже можете брать первые предоплаты, символические 200–300 рублей, чтобы мамы закрепили за своим ребенком место в группе.
Таким образом вы набираете свою первую группу. Больше о рекламе читайте в главе «Продвижение».
5. Аренда и регистрация.
Когда у вас уже есть группа, вы арендуете помещение и регистрируете ИП. Это самая легкая часть открытия, на самом деле. Вы за неделю сможете снять и оборудовать класс. Взять, например, зал в субаренду у какого-то большого коллектива или детского центра, почасово. И, возможно, коврики и кулер даже будут включены в аренду. В главе «Аренда» я рассказала, на что обратить внимание при заключении договора.
6. Начало работы.
Стартуют занятия, вы собираете первые деньги. Например, у вас набрана группа из десяти детей, а месяц занятий стоит три тысячи рублей. Вы получили первые свои тридцать тысяч с десяти человек. С этой суммы вы платите аренду. И еще обязательно выделяете деньги на рекламу, усиливаете ее. Делитесь успехами своих первых учеников в соцсетях и привлекаете новых.
Вот именно так нужно открываться, а не наоборот. Такой порядок сбережет ваши деньги, время и усилия.
В каждом этом шаге скрывается множество тонкостей. Действительно ли нужно регистрировать именно ИП? Ведь существуют другие формы организации бизнеса, разные налоговые режимы. Легко сказать: «Сядь и опиши идею», – а о чем конкретно можно написать? И что еще следует сделать вам как педагогу и худруку, перед тем как начнется ваш учебный сезон? Я расскажу об этом в следующих главах.
Глава 6. Мечта вместо бизнес-плана
Для того чтобы открыть предприятие, даже такое как творческий коллектив, пишут бизнес-план. Но творческого человека эта задача пугает и отталкивает. Я советую вам вместо этого описать свою мечту.
Возьмите лист бумаги и ручку. Сядьте, подумайте, помечтайте. Какой коллектив вы хотите? Театр моды, студию актерского мастерства, кружок вырезания из бересты? Как он будет называться? Что за дети будут ходить к вам?
Не ограничивайте себя, не думайте, что какая-то мелькнувшая мысль глупая или бесполезная. Выкладывайте все на бумагу. Если любите цветные ручки, карандаши, фломастеры – рисуйте ими. Пусть это будет выглядеть совсем не как бизнес-план. Но вы воплотите на бумаге ту идею, которая бесконечной лентой прокручивается у вас в голове.
Это будет ваш первый шаг. Он особенно нужен тем, кто начинает с нуля и еще не имеет опыта работы.
Помните: вы всегда можете что-то поменять. Правда. Иначе вы застрянете. Если вы написали «Коллектив эстрадного танца» и зависли на три недели, думая над названием, – так не пойдет. Нужно делать все быстро. Напишите рабочее название, вы сможете его поменять через три дня, через месяц, полгода, даже пять лет. Даже если сегодня ваш профиль – эстрадный танец, а через три года вы поняли, что хотите ставить современные танцы, – меняйте. Даже если сейчас вы влюблены в маленьких детей и говорите: «Буду работать только с детьми до десяти лет», – вы можете передумать и переключиться на подростков, если захотите.
О чем можно написать в вашем первом плане?
Напишите, чем ваш коллектив будет отличаться от других коллективов. Часто человек, который только начинает свое дело, считает, что у него есть уникальная идея, которой на рынке нет. Или что все коллективы устаревшие, неинтересные, а вот у него будет новый и современный. Этот человек помнит плюсы и минусы того творческого коллектива, в котором занимался когда-то, и хочет открыть свой, похожий, но еще лучше.
И здесь нужно четко сформулировать: а почему он будет новый? Что вы привнесете в мир своим коллективом? Возможно, новый подход школы танцев будет в том, что детей там будут любить, всячески поощрять и раскрывать их собственные черты характера. Или другой подход – авторитарный, и дети будут дисциплинированные, как солдатики.
Чтобы понять, чем вы отличаетесь, изучите другие коллективы. Не только тот, в котором вы, возможно, учились или работали некоторое время. Изучите конкурентов, изучите смежные сферы. Если у вас театр моды – смотрите и театры моды, и хореографические коллективы, и цирковое искусство. Посмотрите на других, напишите для себя, что вам в них нравится, а что – нет. Не стесняйтесь подсматривать и брать для себя то хорошее, что вы увидели у других. Всю жизнь мы будем что-то подмечать и брать для себя как пример. И так же будут подсматривать у нас.
Здесь же решите, будут ли дети носить определенную обувь и форму, и если да, то какую. Например, в нашем театре моды девочки на занятия приходят в черных хореографических купальниках и лосинах. Волосы собирают в высокий зализанный хвост – как и модели на подиуме. Мальчики носят черные футболки и штаны. На занятиях по дефиле девочки переобуваются в туфли; на уроки актерского мастерства все дети берут удобную обувь или балетки.
Определенный внешний вид детей тоже может стать особенностью коллектива, его визитной карточкой. Но в первую очередь форма нужна для того, чтобы ребенку было удобно заниматься. Например, для занятий по хореографии обычные джинсы вряд ли подойдут – будут мешать движениям. Кроме того, форма настраивает ребенка на рабочий лад. Пусть у него будет одежда специально для занятий.
Подумайте, на что вы будете расходовать заработанные деньги. Подробнее о самых важных расходах мы говорим в главе «Финансовые расчеты». Но есть множество мелких покупок, которые вам, может быть, потребуется сделать в первое время. Например, коврики для занятий. Или специальная одежда для вас – спортивный костюм, лосины с майкой или туфли для дефиле. В чем вы придете на первый урок?