Анастасия Смогунова
Бизнес "прививка" для подростков: шпаргалка для родителей
Об авторе
Анастасия Смогунова
Практикующий коуч. Сертифицирована по программе ICTA. Сертифицированный тренер по коучингу. Бизнес-тренер. Преподаватель года бизнес-школы предпринимательства для детей и подростков MBA Kids international по версии Kid’s choice. Ведущий тренер образовательного, профориентационного проекта Generation +. Ведущая тренингов и мастер-классов по самокоучингу, маркетингу, личному бренду, менеджменту и проектному управлению. Ко-тренер программы обучения коучей. Более 5000 проведенных коуч-сессий.
Я занимаюсь, тем, что мне нравится и продолжаю развиваться в коучинге. Коучинг для меня теперь – это стиль жизни. Это классное ощущение от осознания, что все в моих руках, что можно достичь все, что хочу. Я всегда заинтересована в успехе моих клиентов. Работа – это то, что приносит мне радость и удовлетворение.
Я горжусь тем, что содействую росту и развитию клиентов. Вы можете поделиться своими впечатлениями о моей книге по электронной почте: asmogunova@gmail.com или связаться со мной в Telegram @anastasiasmogunova
От автора
КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ, ДЛЯ КОГО ОНА
Сейчас происходят перемены, которые мы можем не сразу осознавать и понимать. Бывает, что мы встаем утром в совершенно новом мире, с новыми возможностями и технологиями. Всё интереснее и интереснее становится жить, если мы осознаем, что времена меняются. Как тогда строить перспективы хотя бы на пять лет? А как будут жить дети в будущем? Что нужно сделать для них сегодня, чтобы им было комфортно, чтобы они были счастливыми, здоровыми, социально адаптированными?
В 2013 году ученые Оксфордского университета подсчитали, что 35% людей к 2020 году потеряют работу, их профессии будут заменены. Уже есть роботы-официанты, кассиры, продавцы и учителя. Человеку остаётся творчество. Он сможет реализовать себя, осваивая навыки коммуникации, мягкие навыки общения, сотрудничества и взаимодействия.
Обучение должно стать долговременным, постоянным процессом жизни. Это в первую очередь, должны понять взрослые. Поколение Z, по прогнозам, поменяет место работы 7 раз. То есть, те навыки, которые дети сейчас получат в школе или в вузе, могут не пригодиться. Так что нужно развивать?
Именно об этом я рассказываю в своей книге. В моей книге Вы найдете, как помочь подростку развить и освоить такие навыки:
• стратегическое мышление
• креативное мышление
• системное
• навыки самоорганизации, планирования и тайм-менеджмента
• финансовая грамотность
• множественный интеллект или в чем Ваш ребенок гений
• навык коммуникации со сверстниками
ПОЧЕМУ ВАЖНА ЭТА ТЕМА
Я не являюсь представителем поколения Z, однако свою профессиональную деятельность за свою взрослую жизнь я меняла трижды. И это очень увлекательно, хоть и требует приложения достаточно усилий в первый раз. Потом, когда ты освоил soft skill, можешь их применять, получить hard skill уже не так сложно. Пройдя этот путь, я думаю, что еще не до конца, теперь я точно понимаю, как это сделать с минимальными затратами. Этому я учу своих детей и своих студентов, у меня это получается хорошо, так как я вижу результаты, которые достигают мои дети и мои студенты.
ДЛЯ КОГО ЭТА КНИГА
Я точно знаю, что я не смогу научить вас воспитывать ваших собственных детей. При этом я точно знаю, что могу поделиться своим опытом, который я получила в результате изучения множества литературы, внедряя это все на практике, делая множество проб и ошибок.
В этой книге я описала то, что реально работает у сегодняшних подростков. Эта книга содержит конкретные методики, методы и модели, собранные мной из психологии, коучинга и менеджмента.
Вы согласитесь, что эта книга предназначена специально для вас, если любой из перечисленных пунктов ниже подходит вам:
• подросток не знает, чем он хочет заняться в жизни
• вы видите, в чем силен ваш ребенок, но не знаете, как это правильно показать ему
• ваш подросток очень часто забывает о ваших просьбах
• ваш подросток не умеет планировать и выполнять дела без напоминания
• вас пугает его непонимание и нежелание двигаться дальше, во взрослую жизнь
КАК РАБОТАТЬ С ЭТОЙ КНИГОЙ
Сразу скажу, если вы не готовы меняться и осваивать эти навыки, в первую очередь, сами – вам не поможет эта книга. Моя книга – как карта с маршрутом, а не волшебная таблетка. Этот маршрут порой будет не совсем легким.
Каждая глава этой книги не связана тесно с другими. Последующие главы не связаны между собой, любую можно читать тогда, когда почувствуете в этом необходимость. Возможно, в какой-то момент вы запаникуете из-за ситуации дома, в школе и, просматривая название глав в разделе «Содержание», наткнетесь на подходящее. Или находясь в состоянии рефлексии, откроете книгу на случайной странице и начнете читать первые попавшиеся слова, полагая, что именно они нужны в данный момент. Не стесняйтесь читать от корки до корки, если вам нравится. Это же полезно. Просто имейте в виду: для получения хорошего результата не нужно менять маршрут. В случае необходимости, используйте книгу как надежного попутчика. В те моменты, когда вы действуете самостоятельно и не нуждаетесь в помощи, она будет терпеливо ждать вашего возвращения. Главы содержат идеи, которые нужно попробовать реализовать. Это для того, чтобы помочь вам перейти от теории к практике и уверенно двигаться к намеченному горизонту. Для этого заведите толстую тетрадь, которая будет мила вашему сердцу и станет вашим помощником в общении с вашим подростком. У меня, например, это самая дешевая тетрадь на 96 листов, дешевая, потому что я люблю мягкие темные листы, мне нравится на них писать и рисовать, в клетку – потому что там много таблиц и схем. А вот ручка у меня очень красивая, перьевая с черными чернилами, мне нравится, как она пишет.
P.S. Два важных момента.
1. Всю книгу вас будет сопровождать мой самый важный помощник – коуч Юлик. Коуч Юлик – это героиня моей жизни, а не то, что этой книги. Прототип этой героини – моя дочь Юлия, которая открылась мне совершенно с другой стороны, когда я стала менять отношения к своим детям, когда стала относится к ним как к отдельным личностям.
2. Книгу иллюстрировала моя студентка Валерия. Конечно, было бы гораздо проще взять профессионала, поставить ему задачу и получить гарантированный результат строго в дедлайн. Но мне было интереснее пойти
другим путем, поэтому я предложила сделать иллюстрации моей студентке. Я преследовала несколько целей: – помочь подростку с работой и заработком (в Украине не любят нанимать подростков – их надо обучать они срывают дедлайны, непрофессионалы, с ними надо возиться, объяснять),
– показать подростку, как это – взять на себя ответственность,
– научиться воспринимать обратную связь, не всегда приятную.
Больше о Валерии вы сможете почитать в конце книги.
Глава №1.
Чему не учат в школе?
Родители уделяют чрезмерное внимание школьной успеваемости, упуская из виду те навыки и компетенции, которые, действительно, понадобятся за стенами школы. Мы выбираем лучшие гимназии, водим наших детей в спортивные секции, танцевальные и художественные кружки, на уроки английского языка, в музыкальную школу. Каждое из этих занятий – отличная возможность для развития способностей ребенка. Но, выбирая образовательные программы, стоит задать себе вопрос: какой опыт и какие навыки понадобятся ребенку для счастливой и успешной жизни в первую очередь. Ведь в долгосрочной перспективе, счастье и успех ребенка будут определяться не средним баллом и количеством посещаемых секций и кружков. Владение музыкальным инструментом не поможет конструктивно разрешать конфликты, свободный английский не гарантирует создания семьи, а высший балл по ЗНО не исключает перспективы работы за мизерную зарплату под руководством начальника-самодура.
Функция образования – подготовить ребенка к самостоятельной взрослой жизни.
Среди основных навыков лидеров и успешных людей выделяют:
• способность взаимодействовать с реальностью адекватно и адаптивно,
• эффективную коммуникабельность,
• умение делать выбор и принимать решения,
• проактивность,
• развитый эмоциональный интеллект,
• умение ставить цели,
• стратегическое мышление,
• ответственность.
И чем раньше вы предоставите ребенку возможность развивать и оттачивать эти навыки – тем лучше. Навыки человека XXI – это набор способностей, которые развивают, чтобы преуспеть в век информации. В эпоху индустриализации работникам было важно уметь накапливать знания и многократно повторять отлаженные действия, четко следовать указаниям. Но современные условия требуют от человека совершенного других навыков. Сейчас у Вас есть все шансы, чтобы Ваш подросток шагнул в новый день с теми умениями, которые в нём пригодятся.
ИТАК, 10 НУЖНЫХ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫМ НЕ УЧАТ В ШКОЛЕ
1. Тайм-менеджмент
Еще недавно одним из главных ресурсов в мире были знания. Сегодня на первый план выходит время. Знаний уже достаточно, интернет дает возможность каждому получить моментальный доступ к любой информации. И если раньше нужно было потрудиться, чтобы добыть нужную информацию, то теперь нужно усилие, чтобы из тонны бесполезного мусора отфильтровать эту нужную информацию. В таких условия умение планировать день, работу и отдых, в том числе, становится крайне важным.
2. Финансовая грамотность
Один из важнейших навыков XXI века, поскольку от уровня финансовой культуры населения зависит уровень жизни в стране. Нужно привить этот навык детям, обучив их принимать правильные финансовые решения, структурировать доходы и расходы, планировать их, а также правильно инвестировать накопленные средства.
3. Социальное и эмоциональное развитие
Эмоциональный интеллект рассматривается мировым образовательным сообществом как ключевой навык XXI века. Он предполагает развитие у детей способностей распознавать собственные и чужие эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания для решения практических задач. Дети должны научиться ставить перед собой жизненные цели и достигать их, управлять мышлением, эмоциями, поведением и уметь взаимодействовать с другими людьми.
4. Цифровая грамотность
Набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернет.
Развивать цифровые навыки у школьников нужно, чтобы они могли уверенно ориентироваться в новом цифровом мире, имея необходимые знания и умения в области машинного обучения, анализа данных, технологий искусственного интеллекта и программирования безопасности в киберпространстве.
5. Навык критического мышления
Благодаря технологиям и открытому доступу к информации, мы можем беспрепятственно получить необходимые ресурсы: как правдивые, так и лживые. Навык критического мышления поможет ребятам подвергать сомнениям прочитанную или услышанную информацию и уметь фильтровать мусор, который наполняет социальные сети и другие Интернет-ресурсы.
Помимо умения отсеивать истинное от ложного, критическое мышление также помогает решать конфликты и принимать верные решения в жизненных ситуациях. Излишняя чувствительность мешает и в будущем будет мешать подростку в любой деятельности, а умение быстро ориентироваться, оценивать ситуацию, быть готовым принимать разные точки зрения и выбирать правильную позицию – это то, что будет прочной основой для успеха ребенка.
6. Навык креативности
В эпоху инноваций и здравой конкуренции навык нестандартного мышления ценится невероятно высоко. Креативность не относится к исключительно творческой деятельности. В мире, где с каждой секундой перед человеком ставятся новые задачи и новые вызовы, нужно уметь мыслить гибко и нестандартно, выходя за рамки систем.
Благодаря навыку креативности, тинейджер найдёт правильные решения, будет генерировать оригинальные идеи и находить выход даже из самого несокрушимого положения вещей.
7. Навык коллаборации
“Команда”, “командная работа”, “коммуникация” – термины, которые встречаются где угодно. Без умения сотрудничать, взаимодействовать с обществом в любой сфере подростку будет сложно. Можно собрать команду, группу или общество талантливых личностей, но без успешной коммуникации их деятельность будет провальной. Благодаря коллаборации, умению коллективно сотрудничать, тинейджер сможет эффективно работать в команде, развивать способности и брать ответственность за выполнение обязательств.
8. Системное мышление
Системное мышление, в отличие от линейного, ориентировано на видение целого вместо набора разрозненных частей. Такой вид мышления ориентирован на выявление не вещей, а связей между ними, не мгновенных состояний, а закономерностей изменений. Оно нужно, чтобы различать структуры, образующие основу сложных ситуаций и применять комплексный под ход к их решению.
9. Совершать правильный выбор
Умение делать рациональный, правильный выбор ценится. Это полезный навык для человека. Школа не развивает этот навык. Все предопределено: какие предметы изучать, решает школьная система, без права выбора. Поэтому подростки не знают, как совершить выбор, не понимают, кем хотят быть в профессиональной сфере.
В нашем изменчивом мире, умение выбирать – навык, а не теоретическое знание.
10. Навык презентации
Даже если человек обладает невероятными талантами и легко создает уникальные идеи, его личность останется непризнанной без умения презентации. Многие талантливые люди так и не смогли стать успешными из-за того, что они не смогли показать оригинальные идеи. Люди отказываются от презентации из-за страха перед сценой и нерешительности.
Благодаря навыку презентации, ребенок сможет легко продвигать идеи, заинтересовывать аудиторию, мотивировать и убеждать.
Вперед! В увлекательное путешествие под названием “Навыки человека XXI в, или Чему не учат в школе?”
Глава №2
«Множественный интеллект»: каждый ребенок гений
Вы задумывались о том, что значит быть умным? Так скажут об отличнике в классе и, вероятно, о сотруднике, который слету выполняет задачу. А как насчет художников, писателей или композиторов – они умные? Конечно, просто по-другому, ведь знания – это часть того, что на самом деле делает нас умными, потому что человек обладает множественным интеллектом
“Каждый ребенок гений” – это не рекламный слоган – это то, во что я верю, – это видение, которое я стараюсь донести подросткам и родителям.
Проблема в том, что система образования, которой больше ста лет, построена на развитии двух интеллектов – логико-математического и вербально-лингвистического – точные и гуманитарные науки.
Говард Гарднер, американский психолог, автор теории множественного интеллекта, пришел к выводу, что интеллектов – 9: лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, интеллект естествоиспытателя, экзистенциальный, внутриличностный и межличностный.
Спросив ребенка «Кем хочешь стать, когда вырастешь?», вы услышите много милых и трогательных ответов, например, принцессой, автогонщиком, мамой, балериной или космонавтом.
Важно понимать, что эти ответы проясняют, как ваш сын или дочь познает мир, и говорят о том, какой тип «множественного интеллекта» преобладает.
Итак, что же такое множественный интеллект? В 1983 году доктор Говард Гарднер, профессор Гарвардского университета, разработал теорию «множественного интеллекта». Ее целью было помочь родителям, педагогам, психологам и экспертам в вопросах воспитания лучше понимать то, как дети обрабатывают и изучают информацию. Гарднер предположил, что люди имеют не только интеллектуальный потенциал, который им дан с рождения, но и много различных видов интеллекта.
Почему это важно? Потому что вы подтолкнете его к правильному выбору. У меня есть знакомая, у которой два высших образования: психологическое (мама очень хотела, чтобы она была психологом) и экономическое (папа мечтал, о том, чтобы любимая доченька была экономистом), а что в итоге? В итоге, она дизайнер одежды, имеет свой бизнес-салон дизайнерской одежды, и у нее одеваются все богатые дамы города.
Так каким же интеллектом обладает ваш ребенок? Ниже приводится описание девяти видов интеллекта по Гарднеру, а также советы о том, как помочь детям укрепить их сильные стороны.
1. Лингвистический интеллект (словесный ум).
В школе такой ребенок сосредоточен, любит читать, имеет обширный словарный запас, больше предпочитает родной язык или социальные дисциплины. Он(а) с легкостью изучает иностранный язык, хорошо пишет и разбирается в правописании, любит рифму и различную игру слов, а также хорошо формулирует и высказывает свои мысли.
Советы по развитию:
• Поощряйте его обсуждать книги, которые вы прочитали вместе
• Играйте в слова или настольные игры
• Поощряйте его подготавливать тексты для выступлений или запишите в драматический кружок.
• Предложите записывать все идеи, которые приходят ему в голову, потом обсуждайте их.
• Поощряйте рассказывать истории: будь то случай из жизни или отрывки из прочитанных им книг. Подарите ему толковый словарь. Если он не знает значение слова, то может всегда узнать его, воспользовавшись словарем.
• Предложите завести дневник и записывать туда абсолютно все, что хочется.
В какой профессии ребенок может реализоваться: писатель, сценарист, драматург, журналист, политик, корректор, переводчик, поэт, учитель или юрист.
2. Логико-математический интеллект (числовой/ рассудительный ум).
Такой ребенок любознателен, ему интересно, как все работает, он любит цифры и математику (особенно, если считает в уме), игры (стратегии, шахматы, шашки, ребусы или логические головоломки), а также эксперименты, интересуется музеями естественной истории и любит компьютеры.
Советы:
• Поощряйте ребенка решать головоломки
• Купите шахматы, шашки или нарды
• Дайте возможность понимать суть вещей и поощряйте задавать вопросы.
• Играйте вместе в игры, где нужна стратегия и логика. Например, шашки, шахматы, домино или стратегические игры на компьютере, смартфоне.
• Внедрите совместную привычку уделять 10–15 минут разгадыванию загадок и головоломок на логику.
• Научите обращать больше внимания на цифры во круг.
В какой профессии ребенок реализуется: математик, бухгалтер, программист, аналитик, ученый, детектив, логист, медик, научный сотрудник
3. Пространственный интеллект (визуальный ум).
Такой ребенок легко обучается чтению и изучению диаграмм, схем и карт, мечтает на учиться рисовать, делать эскизы и создавать 3D-скульптуры, любит смотреть кино и разбирать разные вещи, чтобы потом сложить их вместе.
Советы:
• Предоставьте ему все возможности для рисования, раскрашивания и работ по дизайну.
• Обеспечьте пазлами и изучением 3D-режима (на пример, он может поиграть в игры на прохождение лабиринтов или посетить кинотеатр и посмотреть фильм или мультфильм в режиме 3D)
• Бросайте вызов его креативности, поощряйте конструировать различные здания или одежду.
• Изучайте вместе искусство – от кинематографа до живописи. Ходите в музеи, галереи, покупайте книги с большими иллюстрациями.
• Введите привычку обращать внимание на мир во круг и фотографировать то, что ему кажется интересным.
• Предложите искать узоры и закономерности в окружающем вас дизайне, архитектуре, да хоть в разметке на дороге.
• Попробуйте пообщаться с тинэйджером через картинки. Рисуйте, и пусть он Вам отвечает также, рисунком.
В какой профессии ребенок может реализоваться: все типы дизайнеров, архитектор, художник, мультипликатор, инженер, изобретатель, скульптор.
4. Телесно-кинестетический интеллект (телесный ум).
Такой ребенок преуспевает в более чем одном виде спорта, активен и не любит сидеть на одном месте, может подражать движениям и жестам других людей, любит прикасаться к вещам, чтобы рассмотреть их, получает удовольствие от физической активности и имеет превосходную координацию мелкой моторики.
Советы:
• Поощряйте его участие в школьных и внешкольных спортивных состязаниях.
• Развивайте его мелкую моторику (научите делать бумажные самолетики, познакомьте с искусством оригами или пусть он попробует себя в вязании).
• Запишите ребенка в танцевальный кружок или спортивную секцию.
• Предложите попробовать дотянуться языком до носа, научиться двигать ушами – это отличная гимнастика для его мозга.
• Играйте с ним в шарады, используйте язык тела для того, чтобы объяснять какие-то вещи.
• Предложите заняться творчеством, которое подразумевает работу руками: вышивание, рисование, шитье и так далее.
• Учите его медитировать. Пусть попробует почувствовать каждую часть своего тела, изучить его, поочередно напрягая и расслабляя все свои мышцы.
В какой профессии ребенок может реализоваться: актер, танцор, спортсмен, цирковой артист, клоун, инструктор по спорту, хирург, механик, скульптор, ремесленник, фотомодель.
5. Музыкальный интеллект (музыкальный ум).
Такой ребенок во время исполнения музыкального произведения очень хорошо чувствует фальшь, и с легкостью запоминает мелодии. Он обладает приятным певческим голосом, проявляет способности к игре на музыкальных инструментах, ритмично говорит или двигается, тихонько что-то напевает или насвистывает и, скорее всего, особо чувствителен к окружающим шумам.
Советы:
• Поощряйте его игру на музыкальных инструментах, сочинение песен
• Запишите в школьный оркестр или хор, или способствуйте изучению танцев народов мира.
• Пойте с ним и в караоке
• Играйте с ним в музыкальные игры – например, в «Угадай мелодию».
• Слушайте живую музыку вместе, ходите на концерты. Даже в музыкальных школах они открыты. Научите не просто слушать музыку, а делать это внимательно: пусть старается уловить звучание отдельных инструментов, переходы, тональности и тембр.
В какой профессии ребенок может реализоваться: музыкант-исполнитель (пианист, барабанщик), композитор, дирижер, оперный певец, диджей, звукооператор, музыкальный критик, радио ведущий, музыкальный редактор.
6. Межличностный интеллект (коммуникативный ум).
Такой ребенок наслаждается общением с близкими людьми, является природным лидером, заботлив, помогает своим друзьям решать проблемы, хорошо понимает интонации голоса, жесты, эмоции и выражение лиц других людей.
Совет:
• Поощряйте его совместные мероприятия с друзья ми в школе и вне ее
• Приобщайте к чтению книг о разных культурах и по лучению соответствующего опыта
• Приветствуйте его участие в драматических постановках и ролевых играх, помогайте учиться договариваться и делиться.
• Если есть такая возможность – помогите ему стать волонтером. Красный Крест, WWF, ЮНИСЕФ и многие другие локальные организации нуждаются в тех, кто им поможет.