Книга Осознанность. Или путь к переменам - читать онлайн бесплатно, автор Роман Александрович Лемещенко. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Осознанность. Или путь к переменам
Осознанность. Или путь к переменам
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Осознанность. Или путь к переменам

Я же со своей стороны судить, хорошо это или плохо, не буду, но очевидно, что для многих исполнителей данная модель существования – это норма. Для таких людей это своего рода достижение – владеть чем-то ценным на показ. Но, когда ты владеешь имуществом, несоизмеримым с твоими финансовыми возможностями, имуществом, которые ты взял в кредит, а при этом ты ночуешь в доме, где протекает крыша, и со стены свисает клочок давно отклеившихся старых обоев, мне это не совсем понятно.

И ты осознаешь, что ценности должны быть немного другими, что ты встал на верный путь, верный для тебя. Исключаешь слово «хочу» из своего лексикона и заменяешь его на вопрос «Что мне сделать для достижения результата из списка „хочу“?»

Понимаешь, что будущего просто не существует, оно никогда не приходит. Есть то состояние, которое ты воспроизводишь в голове и то представление действий, которые ты хотел бы осуществить. По факту же ты всегда находишься в сиюминутной реальности. На основании этих выводов приходит осознание, что надо делать всё задуманное здесь и сейчас, без страха и сомнений. По моему мнению, люди, живущие будущим, постоянно находясь в состоянии предполагаемых и задуманных результатов, на протяжении всей своей жизни так и остаются простыми мечтателями и довольствуются лишь медным тазом с дырой, запаянной оловом, в котором по вечерам они прогревают ноги и представляют себе прекрасное будущее. По этому поводу Иосиф Бродский написал такую примечательную фразу: «На каком-то этапе понял, что я сумма своих действий, поступков, а не сумма своих намерений».

И вот уже появляется жизненная философия и концепция жизни (по крайней мере, уверенность, что ты многое понимаешь). Приходишь к выводу, что всё в наших головах, всё настолько просто, что единственное, что нужно для результата, – это совершить действия, вникнуть в то, во что ты погружаешься, и просто совершенствоваться в этом. Всё становится настолько просто! В фильме «Пазманский дьявол» американского режиссера Бена Янгера рассказывается о жизни чемпиона по боксу – Винни Пациенца по прозвищу «Пазманский дьявол». На пике своей карьеры он попадает в автоаварию, и врачи сообщают ему о том, что он больше не сможет ходить. Но он принимает решение бороться, задается целью снова заниматься боксом и достигает этой цели. В фильме Винни задают вопросы, и происходит такой диалог:

– Что для вас стало самым большим разочарованием, самым большим обманом?

– Не всё так просто.

– Почему?

– Нет, это и есть самый большой обман – «не всё так просто».

– А что не так просто?

– Да всё, абсолютно. Все хотят, чтобы ты сдался. Говорят, не всё так просто.

– И в чем правда?

– Всё просто! Если говорят, что ты чего-то не можешь, сделай это и всё. И ты поймёшь, что всё очень просто. И так было всегда.

Всё в наших головах, сила в мыслях. В 1954 году британский легкоатлет Роджер Баннистер стал первым в истории легкоатлетом, который пробежал 1500 метров (1 милю) менее чем за 4 минуты, до этого считали, что это невозможно. В последующие 12 месяцев еще 12 атлетов пробежали ту же дистанцию за это же время. До настоящего времени уже более 10 000 человек пробежали данную дистанцию менее чем за 4 минуты, то есть невозможное стало возможным. Был сломлен психологический барьер в головах спортсменов, встал вопрос: «Если кто-то смог, почему это же не смогу сделать и я?», осуществился сдвиг парадигмы. Всё в наших головах.

Или вот еще один пример. Производство General Electric, двадцатые годы двадцатого века. На производстве в компании было задание в качестве шутки: каждому новому сотруднику на должности инженера необходимо было произвести или спроектировать матовую лампу накаливания, которая бы имела матовое покрытие с внутренней стороны лампы и которая бы служила намного дольше своих аналогов. В те годы считалось, что это выполнить невозможно. Да, уже существовали матовые лампы накаливания, но производительность у них была невысокая. Матовое покрытие у них выполнялось снаружи, на поверхности накапливалась пыль, они были тусклые и быстро перегорали. И в 1925 году поступившему на должность инженера Марвину Пипкину было предложено в качестве начальной работы выполнить заведомо невыполнимое задание. Инженер охотно согласился его выполнить, не зная, что это считалось невозможным. Некоторое время поразмыслив, он приступил к действиям и изготовил матовое покрытие с внутренней стороны лампы, которое выдерживало высокие температуры. Он доказал, что, не зная о невозможности выполнения определенного действия и имея огромное желание, можно его выполнить.

В итоге ты понимаешь, что одним из факторов, который тебя сдерживает, является фактор страха; страх – убийца твоего прогресса. В справочниках написано, что страх – это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым действием. В животном мире страх – эмоция, основанная на прошлом негативном опыте, играющая большую роль в выживании особи.

Понимаешь, что страх – это естественное состояние. Это нормально, когда человек боится, но надо четко разделять свои страхи. Понимаешь, что страх перед смертью – это естественный страх. Страх потерять работу, накопления – это также естественные страхи, но они являются для нас второстепенными, и они для нас не критичны, и неизбежные для многих жизненные события не приведут нас к физическому концу. Естественные страхи у нас заложены природой, генами. Второстепенные страхи мы приобретаем в процессе жизни, их нам навязывают, упаковывая в красивую обертку. Естественные страхи обусловлены риском физической гибели, приобретенные страхи основаны на возможных потерях и неудачах, но ведь с этими потерями и неудачами приходят опыт и возможность сформировать особый образ мышления, который будет давать варианты твоего физического и социального развития.

Для себя я сделал вывод, что неконтролируемый страх – это тот же яд. Вот что по этому поводу говорит Михаил Лабковский, российский психолог, писатель, юрист, телеведущий и радиоведущий: «Самая большая проблема у человека – это когда он чего-то боится. Когда он боится, вся его жизнь – это обслуживание страхов. Он не живет так, как он хочет. Это касается всего – он не знакомится с девчонкой, которая ему нравится, он не идет в университет, который ему кажется не по зубам, он не претендует на работу, которая кажется ему не по его статусу. В связи с этим он всю жизнь прогибается, он недополучает и жалуется. Причина простая: вся его жизнь – это обслуживание страхов. Чтобы жить счастливо, нужно перестать бояться».

В период осознания того, что надо меняться, в голове постоянно крутится фраза: «Ничего обычного, ничего обычного», фраза, сказанная четырехлетним ребенком в кинотеатре во время просмотра очередного фильма. При покупке билетов и выборе мест, глядя на табло посадки в кинотеатре, я спросил у своей дочери, куда нам лучше сесть, и она ответила: «Давай посмотрим на табло». До начала оставалось три минуты, и почему-то правая часть зала была занята полностью, а левая часть зала была пустая. Повторяя вопрос о посадке, она указала на левую часть зала, и на мой вопрос, почему именно туда, она, ни на секунду не задумываясь, не отрываясь от просмотра на табло, ответила: «Ничего обычного, пап». Приобретя билеты и подходя ко входу в зал, я всё понял: в данном кинотеатре присутствовало два входа – с левой и с правой стороны – и при покупке билетов кассир объявлял, что дверь с левой стороны в общую часть зала была закрыта, и люди заходили в правую дверь и выбирали посадочные места с правой стороны, потому что так было проще при их перемещении внутри зала. В связи с этим в правой части практически все посадочные места были заняты. Мы же, исходя из принципа «ничего обычного», выбрали часть зала с пустой посадкой. Далее путем неких манипуляций и недовольств со стороны тех, кого нам приходилось поднять, пробираясь в свою часть зала, мы получили результат в виде отсутствия визуальных и прочих помех для просмотра фильма. Так сработал принцип «ничего обычного».

«Ничего обычного, ничего обычного, ничего обычного» – эта фраза, как звук старой пластинки с глубокой царапиной, заела надолго и основательно в моей голове. Простая фраза, сказанная маленькой девочкой, не задумываясь, с такой легкостью и простотой давала столько поводов для размышления.

Определение слова «обычный» – такой, как всегда, постоянный, привычный, ничем не примечательный, не выделяющийся среди других, обыкновенный, заурядный. Эти же формулировки можно применить к каждодневным действиям: а дает ли «обычное» какой-то результат? Понимаешь, что нет. Вспоминаешь фразу Альберта Эйнштейна: «Безумие делать одно и то же снова и снова и ждать при этом разных результатов».

Осознаешь четко, что вариативное мышление – одно из составляющих выхода из твоего личного замкнутого социального круга, путь выхода из определения «обычный». Понимаешь, чем отличается успешный человек от менее успешного. Лишь незначительная часть чего-либо нового в этом мире создается учеными или умными людьми, а всё остальное создается и придумывается путем подбора или неких комбинаций уже существующего и придуманного кем-то – путем нетривиального образа мышления. Например, поэт берет уже существующие слова и создает из них некие комбинации, в дальнейшем называя это стихами, конструктор берет уже существующие линии и фигуры и конструирует продукт и т. д.

Понимаешь, что жизнь – интересная штука, она может идти в одном ключе, а может кардинально менять свои вектора и направления. Чем она более извилистей, тем больше сложностей и преград в этом течении, а если она проходит в одном ключе изо дня в день, сложностей в ней меньше не становится, но при этом она становится менее разнообразной и менее результативной. Так зачем же тогда выбирать путь по наименьшему сопротивлению, если результат этого пути значительно уступает результату при движении против течения, либо результату по траектории собственно созданного течения? Понимаешь, что вектора и направления в нашей жизни мы определяем сами, и зачастую вместе с определенными сложностями при выборе того или иного пути приходят блага, явившиеся результатом нашего осознанного выбора.

Понимаешь, что ценнейшие ресурсы в жизни – это время и информация, а также способность информацию трансформировать в действие (умение пользоваться этой информацией).

Многие скажут: «А как же такая вещь, как здоровье? Ведь без хорошего здоровья мало что в этой жизни может сложиться гладко и правильно». Так вот, на мой взгляд, здоровье очень важный человеческий ресурс, и большинство из нас рождается здоровыми людьми. Ухудшается оно в связи с нашими осознанными или неосознанными действиями. Я сейчас не говорю о внезапных болезнях, я говорю о том, что большинство болезней нами приобретается вследствие неправильных действий, и поэтому для себя четко определил понятие хорошего здоровья: это умение применять информацию во благо себе.

В людях заложен огромный потенциал, и если у тебя есть время, информация и, конечно же, желание применять эту информацию для совершенствования себя, то этот потенциал раскрывается, как красивый полевой мак, весной, посреди поля только что взошедшей травы.

Глава 5. Выплыть с «жемчужиной в руке»

«Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждения», – Луций Местрий Плутарх, древнегреческий писатель и философ римской эпохи.

Год и восемь месяцев. Появилось стремление, стремление к успеху – и это уже не эфемерный подход, это долгосрочная цель. Само стремление – это многокомпонентный, пирамидальный конус, сложенный из множества блоков. Каждый блок – это определенного рода работа, состоящая из множества действий, и, как в законе Парето, ты выстраиваешь основание пирамиды и ее основную несущую часть, затрачивая 20% усилий, которые в дальнейшем при грамотном выполнении этого эмпирического правила дают тебе 80% результата.

В данный период в голове четко выстраивается этот многокомпонентный состав, но не хватает действий. Каждый из ингредиентов успеха – это строгий, выстроенный план, который требует системного подхода и многоступенчатой работы – на психологическом, духовном и физическом уровнях.

Самодисциплина – неотъемлемая часть основания пирамидального конуса. Пытаешься, пробуешь, но не совсем получается придерживаться заданной дисциплины.

Понимаешь, что предыдущий этап жизни проходил в рамках того, чего требовали от тебя те внешние факторы (корпорации, система капитализма и т.д.), которыми ты окружен – утренний подъем, работа, короткий промежуток времени после работы, который ты используешь неэффективно, далее сон. В данный момент появился выбор – выбор, который может наполнить промежуток времени под названием «день» максимально полезными действиями, но пока без изменения рамок. Появился выбор в мышлении и понимание, что ты можешь делать всё, что хочешь, естественно, во благо себе и не в ущерб другим. Появилась не очень хорошо выстроенная, но всё-таки дисциплина. Появилось осознание того, что выбор во всех этих аспектах всегда был при тебе, но раньше ты его не использовал даже на десять процентов.

Появилось умение включать творческую часть головного мозга при помощи ораторского искусства – это значит из минимального количества информации делать портфолио ситуации и внушать заинтересованной в этой ситуации стороне в диалоге, что ты как минимум не новичок в данной области. Появилась уверенность в разговоре с оппонентом и даже при малейшей незначительной неточности в беседе с твоей стороны появилось умение поворачивать диалог в необходимое тебе русло и внушать противоположной стороне, что оговорка произошла случайно, а не вследствие незнания материала.

Появился навык социального влияния на нежелательные задачи. Суть в том, что если ты не заинтересован в том, что тебе предлагают, всегда предлагай большее от просьбы и после предложения вставляй предлог «но». Дальнейший ответ должен быть четко продуман и сформулирован так, чтобы оппонент сам отказался от своей просьбы, если ты, конечно, в этом заинтересован. Ответ должен содержать информацию, при которой оппонент начинает взвешивать и осмыслять твое предложение, а оно заведомо содержит такие условия, при которых сама просьба становится нецелесообразной. Это социальное влияние относится не к каким-то глобальным задачам, пока это влияние распространяется на определенный, скорее бытовой, круг общения.

Так, например, мне одно время неоднократно звонил знакомый и просил дать ему денег на покупку неких общедоступных и незапрещенных стимуляторов (где-то я прочитал, что алкоголь не подпадает под категории стимуляторов, а попадает сразу в категории одновременно и стимуляторов и депрессантов). После первых двух, так сказать, положительных решений в выдачи ему желаемого и неположительных эмоций, связанных с невозвратом денег, у меня выработался четко продуманный ответ на его просьбу. Я отвечал (естественно, это были не личные контакты, а телефонные звонки), что дам ему даже больше того, что он просит, но, к сожалению, я сейчас нахожусь не совсем в том месте, где находится он, и, если он меня подождет до назначенного времени, то я выполню его просьбу. Смысл в том, что в супермаркетах и сетевых магазинах установлен запрет на продажу данной продукции после определенного времени, и я, естественно, назначал время встречи не в рамках разрешенного времени продаж, и в связи с этим человеку, просившему у меня взаймы, приходилось понимать, что я не отказываю, просто его желания не совпадают с моими возможностями.

Другой пример. При просьбе ко мне выполнить определенные действия (причем человек заведомо знал, что эти действия не вызывают у меня восторга, а приведут только к личному дискомфорту) я отвечал оппоненту, выдвигая определенные условия. Я говорил, что, мол, конечно же, помогу тебе, но ты взамен должен помочь мне со следующим и выдвигал такие условия, которые при их выполнении уже у моего оппонента вызвали бы чувство дискомфорта. Кто-то скажет: «Какой-то детский сад», кто-то скажет: «Да это детская манипуляция», но дело в том, что это мной уже опробовано, это социальное воздействие я проводил с очень умными и образованными людьми, и это работало. Уже слышу: «Можно же просто ответить „нет“», но, по моему мнению, при категоричном «нет» оппонент может затаить на тебя обиду и записать в свои недруги, а тут – сыграли в некую социальную игру, обменялись завуалированными словами «нет» типа «хорошо, только давай в другой раз», пожали руки и остались хорошими знакомыми. Некоторые понимают тактические и прагматические отказы и соглашаются на условия игры, выдвинутые вами. И самое интересное заключается в том то, что те, кто не понимает этого социального влияния, остается твоим хорошим приятелем, но и те, кто всё понимает, начинают считать тебя не таким уж и глупым человеком и тоже остаются с тобой в хороших отношениях.

Появилось умение в решении тех задачах, которые представляют собой определенного рода трудности с получением выгоды для себя. Появилось стремление к «натяжению», «накаливанию». В книге Джорджа С. Клейсона «Самый богатый человек в Вавилоне» приводится такая вавилонская пословица: «Если человеку везет, то везет во всем. Скиньте его в Евфрат – и он наверняка выплывет с жемчужиной в руке». С моей точки зрения, везение и есть преодоление трудностей при умении выходить из этих трудностей с положительным для себя результатом.

По этому поводу приведу такой пример. Однажды один руководитель (он был генеральным директором) рассказал мне такую историю. Его компания сотрудничала с огромным нефтедобывающим холдингом, и он поставлял туда технологическое оборудование. И вот спустя какое-то время от этого холдинга пришло очень грозное письмо. В нем говорилось, что оборудование, поставленное ранее, из-за неких сбоев периодически выходит из режима проектной работы, что было недопустимо. В письме требовалось личное присутствие генерального директора компании-поставщика на совещании руководителей холдинга для последующего расторжения долгосрочного контракта на поставку данного оборудования. Руководитель отправился в назначенное место (это был другой город) и после проведенного там совещания вернулся не с разорванным контрактом, а заключил дополнительный договор на хорошую сумму на постоянное техническое обслуживание поставляемого его компанией оборудования – вот насколько грамотно он провел переговоры и вроде бы в заведомо патовой ситуации выплыл с «жемчужиной в руке».

Глава 6. Смысл или цель в жизни?

«Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить»,  Ингрид Бергман, шведская актриса, снимавшаяся в европейских и американских фильмах.


Год и девять месяцев. Оглядываясь назад, понимаешь, что нельзя потерять то, чего нет. Нельзя потерять иллюзию. Понимаешь, что нужно стирать стереотипы о жизни (если же, конечно, они тебя не устраивают), заложенные внешними факторами и переданные нам. Необходимо совершать неординарные действия, не боясь, не стесняясь и не волнуясь за результат. Многие скажут: «А как же передача жизненного опыта тебе твоими предками?»

Так вот что я думаю про жизненный опыт. Изначально он формируется из опыта людей и того окружения, в котором ты растешь и начинаешь свой жизненный путь. Тебя учат и передают всё то, чему научились и достигли сами, учат сначала родители, бабушки, дедушки, затем все те учреждения, в которых тебе предписано находиться. Безусловно, этот опыт необходим для формирования личности, необходим на начальном этапе развития личности, но дело в том, что всё вокруг совершенствуется и развивается, и зачастую во всей той информации, которую в тебя вкладывают, тебе необходимы лишь базовые вещи.

Да, программы обучения совершенствуются, устанавливаются новые правила, но, к сожалению, до сих пор в рамках стандартного образования обучают лишь тем вещам, которые нужны для того, чтобы человек зашел в определенный социальный круг и двигался по нему в течение всей жизни. Многие вещи являются уже устаревшими парадигмами, и, выбирая движение по ним, ты остаешься в тех реалиях, где существовали все те, которые тебе это передают.

Если посмотреть на тот жизненный опыт, который транслируется большинству из нас, то можно увидеть, что в нем, например, нет информации о том, как научиться продуманно рисковать, совершать неординарные действия, просчитывать определенные ситуации, применять финансовые инструменты во благо себе и т.д., а всё потому, что нас учат жить по правилам, которые диктуют и прописывают нам определенный, заданный жизненный путь. Я не говорю, что по правилам жить нельзя и не нужно, правила являются основополагающими в формировании общества и личности, но стоит задуматься о том, что эти правила были кем-то когда-то придуманы, необходимо задать себе вопрос «для чего?», спроектировать соблюдение тобой данных правил на всем своем жизненном отрезке и подумать, к чему они тебя приведут. Если тебя всё устраивает, по этим правилам можно и нужно жить, если нет, то необходимо становиться тем человеком, который видоизменяет или оптимизирует данные правила, внедряя их в социум для его положительного развития.

Большинство из нас, перенимая жизненный опыт от своего окружения, продолжают жизнь в тех же пузырях, называя всё это красивыми словами «преемственность», и совершенно не пытаются переучиться и научиться чему-то новому.

И даже если вдруг начинают действовать неординарно, останавливаются на полпути или еще раньше. Многие настолько всё усложняют, придерживаясь правила «семь раз отмерь и один раз отрежь», что, когда они начинают мерить и на третьем замере в их мысли закрадывается сомнение, они перегорают и возвращаются в начальную точку, а далее просто бросают начатое. Многочисленные примеры успешных людей показывают нам, что в современном мире необходимо один раз мерить и далее незамедлительно отрезать, в противном случае при длительных замерах замеряемое отрежет кто-то другой.

Необходимым и очень важным в этом однократном замере является «качественное оборудование». В это словосочетание я вкладываю множество значений: в физическом смысле это может быть высокоточный инструмент, в интеллектуальном – высококвалифицированный специалист и т.д., то есть, если действие выполняется самостоятельно, то необходим профессионализм, если несамостоятельно, то при привлечении квалифицированного специалиста либо при задействовании некой карты-инструкции.

Так вот, бросив начатое, люди возвращаются в свои привычные или навязанные деятельностью капитализма жизненные ограничения, а если человек привыкает жить в ограничениях, то со временем для него это становится нормой, и эту норму жизни он передает из поколения в поколение. Ограничения записываются в геном, и для многих это становится благополучным, по их мнению, существованием. Люди терпят, переживают и сетуют, но успокаивают себя тем, что так живут многие и не предпринимают попыток к совершенствованию себя, а ведь от этого положительного совершенствования зависит качество жизни и польза от тебя обществу. У нас слишком большая страна, чтобы наши руководители контролировали качество жизни каждого человека, поэтому многое зависит от нас и наших действий.

Многие люди сами себя загоняют в состояние ангедонии (от греческого ἀν – «не» и ἡδονή – «наслаждение»). При этом состоянии у людей угнетается мотивационная составляющая к любым действиям. У них наступает также блокада умственного потенциала, человеку не хочется ничего, он совершает действия в рамках тех проекций, которые ему предложили и на которые он согласился и которые способны поддерживать его существование с минимальными потребностями. У таких людей, не пытающихся самосовершенствоваться, утрачивается понимание, что удовольствие приходит с действиями и с достижением положительного результата, наступает потерянность и непонимание, в чем же заключается смысл их существования. Такие люди изо дня в день совершают одни и те же действия, не видят положительного результата этих действий, вздыхают, сетуют и всё равно, просыпаясь рано утром, залезают в свое «беличье колесо».

Когда же переживания вышеперечисленного типа людей доходят до определенной шкалы, инструменты капитализма придумывают различные страшилки, обводя большинство некой круговой чертой и массово тиражируя, что выход за данную черту принесет множество неприятностей, а в данных ограничениях, говорится, да, тяжело, но скоро всё поменяется в лучшую сторону. И люди верят, не предпринимая ничего, лишь мечтают о скорой благополучной жизни. Далее таким людям предлагают «яблоко раздора» в виде различных кредитов и уловок, тем самым сажая их на манипуляционный крючок, который дает возможность овладеть теми сакральными для большинства вещами, которые, по их навязанному из вне мнению, являются атрибутами успешной и благополучной жизни. Такие люди с радостью соглашаются на всё это и таким образом загоняют себя на «беговую дистанцию», и этот бег происходит изо дня в день для выполнения одних и тех же функций. Они бегут по кругу, задыхаются, смотрят по сторонам и даже если и видят пути выхода с этой дистанции, но сойти с нее уже не могут, потому что они уже взяли на себя определенные обязательства и ограничения.