Книга Бог ли каждый Творец? - читать онлайн бесплатно, автор Рутра Пасхов. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Бог ли каждый Творец?
Бог ли каждый Творец?
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Бог ли каждый Творец?

– Пойдите и скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные исцеляются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют.

По поводу такого ответа даже Рутра хотел высказаться о богохульстве, уж точно о мании величия, только мысли его были заняты не этим. Его мысли были далеко, не в этом мире… и самое интересное было то, что он сам не знал – в каком именно.

Диалог между парнями продолжался, что-то говорила Мария, только Рутра не слышал их, его мозг – виртуальный мозг – был занят другим. Он словно был контужен. Контужен логикой понимания факта: как мог Иоанн спрашивать такое у Иисуса? Как мог он такое не знать? Еще не отойдя от стресса, он вдруг ощутил всплеск чувства эйфории. Это был невероятный переход, который контузил и пьянил.

Кто ощущал, насколько родными становятся места чужие, тот поймет сожаление Рутры.

Четверо вели задушевный дружеский разговор, иногда переходили на шепот. Скорее по привычке, от Рутры-то им нечего было скрывать. Или… Взгляд Рутры был направлен в небо. Смеркалось. Стресс первый был результатом понимания невероятной фатальности, второй же – восторженной догадкой… как эврика определения. Определения мира влияния. Того, в котором было это «что-то не то»… и по пониманию той фатальной невероятности он был не тот, в котором должен был оказаться Рутра. Эврика была вызвана следующим пониманием: в этом мире Иоанн почему-то не знает Христа и спрашивает о нем, уже находясь в тюрьме. Неизвестно, как тут прошли события до, но уже были как минимум события, которые привели Иоанна в тюрьму, а Иисуса подвергли опале. Уже никого не удивишь разногласиями в хронологической трактовке библейских событий. Есть даже исследования, в которых доказывается более позднее, чем в Евангелии, описание событий Ветхого Завета. То есть их изобразили (или интерпретировали мифологическую историю) позже, чем составлены евангельские истории. Своеобразный симулякр из симулякра – события, реальность которых не является фактом. И, конечно же, неупоминание столь аккуратными римскими и греческими историками такого важного события, ну по крайней мере как нам его, в нашу эпоху, преподносят – приход Мессии, говорит о многом. Как минимум о том, что это событие если и не было рядовым, то по крайней мере не столь значимым, если еще точнее – и вовсе не имело значения. А зная о почти 7 тысяч казненных (методом распятия, кстати) бойцах Спартака – вполне рядовым. Факт учета в документах имен восставших гладиаторов знаменитого фракийца говорит явно не в пользу отсутствия таких же данных о событиях, связанных с казнью Христа. Да и вообще со всей историей, связанной с ним.

Как бы то ни было, в этом мире и в Евангелии на Земле описывается подобная сцена, что, в свою очередь, опять же говорит о разной трактовке и интерпретации, о нестыковках в повествовании авторов Евангелий.

Немного придя в себя, Рутра решил выяснить, насколько сходятся и насколько расходятся по идентичности миры. Раз он оказался по ошибке в мире, который нарушал синхронность событий параллельных миров, так нужно было выяснить, что нарушало эту синхронность. Он решил войти в диалог, поспрашивать их о событиях этого мира. Ждала ли смерть и в этом мире Крестителя Иоанна? Какие проповеди вел Иисус и вел ли вообще… И… Рутра пристально посмотрел на того, кого вывела Мария. «Так вот ты какой в этом мире, – подумал Рутра. – И… не похож на Марию. Коренастый, кучерявый, темный, густые черные брови. Мария меня знает хорошо, как и в том мире».

– Меня долго не было, – прервал их обсуждения Рутра. – Что произошло с сыном Захарии?

Двое учеников Иоанна переглянулись. На лицах друг друга пытались прочесть ответ им только известного вопроса. Рутра оказался в неловком положении. Быстро поменял их процесс размышления.

– Неужели это правда? – спросил он, вглядываясь в глаза Марии, пытаясь выразить негодование.

– Да, это так, – сказал Иисус. – Отчего я не выхожу на мейдон… Больше из-за… – он посмотрел на Марию.

– Уймись, спаситель всех и вся, – строго одернула его мать, – женился бы уже. Словами учит о грехе убивать, а руками строгает столб. Был бы смирнее – получил бы клеймо фарисеев, собирал бы подать хоть за свои речи. А так порицает их. Вот один порицал, порицал. Хозяйство отца по ветру пустил… ни внуков Елизаветке, ни покоя. Теперь и сына потеряла.

– Да ладно, мать. Что ты сразу о плохом? Отпустят его, – возразил ей сын, взмахивая театрально руками.

Мало того что он выглядел совершенно иначе, чем предстает Иисус с икон, так он и от того, который был в том мире, отличался. У того хоть и был подобный голос – произношение, немного растягивающее концовку слов, так хоть внешность больше походила на местных семитов.

«Значит, подобное клеймо было знаком некого титула, разрешения на сбор денег», – размышлял Рутра. Мейдоном у них назывались большие площади, обычно в городах, это он знал. Выражение «строгает столб» скорее всего означало – делает столбы для казни преступников. А вот почему такое клеймо на плече ставили – вот это нужно было узнать.

– Так как именно это случилось? Говорят, он и в темнице пытался призвать стражников на бунт против Ирода, обвинил его в прелюбодеянии. Будто бы тот споил жену своего брата и насилует периодически его дочь.

Двое помощников Иоанна снова испуганно переглянулись, почему-то при этом всегда выпучивали свои и так крупные глаза. Они были обросшие волосами, да и тела, судя по непокрытым частям, были густо покрыты растительностью, невысокого роста, темнокожие, поэтому смотрелись то ли как гопники, то ли как гоблины. Простите, по-другому их не описать. Кстати, «местный» Иисус сильно внешне от них отличался.

– Такое было? Каиафа мне так поведал его историю, – Рутра специально первосвященника упомянул, чтобы обозначить свой статус, что и вызвало очередное перемигивание учеников отшельника. – Мне-то вы можете признаться, – попытался успокоить их Рутра.

– Насчет стражников… это как обычно у нас. И я был стражником, и он, – стал отвечать один из них, показывая на друга, – а насчет Ирода… а чего он жрет труды отца его и бахвалится своим величием?

– Так при чем тут это и жена с дочерью брата? Как было дело?

Двое опять переглянулись, замялись.

Их заметили соседи. Некоторые стали выходить к заборам дворов и слушать, о чем они говорят. Одна окрикнула Марию:

– Кто это опять к тебе? Неужто Масис стал рукою Каиафы?

«Масис?» – удивился Рутра и после ответа Марии понял – это дворовое имя Иисуса, возможно, с детства.

– Правой, только правой, ты же его знаешь, – ответила то ли саркастически, то ли шуткой Мария, при этом скрывая недовольство настолько, чтобы не показаться возмущенной, но и чтобы ее состояние стало понятно.

Потом она предложила пройти в усху. Так называлась постройка из плетеных прутьев во дворе, где постоянно горел огонь, – место трапезы и дневного пребывания.

– Нет, мы не можем, – отказался один из учеников отшельника. – Нам надо идти. Может, рабби помощь нужна уже.

– Он же не рабби, – возразила Мария.

– Нам он рабби, – ответил тот, чуть повысив голос.

– Пойдемте попросим за него, – предложил Иисус.

Потом, обращаясь к Рутре, сказал:

– Рабби, твое же слово высоко, поддержи нас.

Рутра не полностью определил, в чем суть, кивнул ему, надеясь выяснить по мере развития сюжета.

– Пойдемте, – предложил Иисус и вышел за калитку.

Мария побежала домой, что-то сказала, видимо, дома еще кто-то был, потом пошла с группой.

Они вышли на окраину пригорода, который по факту был деревней, пошли к холму, на котором располагалась крепость-тюрьма.

Скоро перед ними предстала такая картина: стражники вели группу еле влачащих ноги арестантов. Один с трудом нес патибулум – перекладину для позорного столба. Так называли римляне установку для казни. Казненный мог издыхать на нем до трех дней, весь в крови, блевотине и экскрементах. Другой постоянно падал, за что был побиваем ремнем стражниками, остальные и вовсе не могли нести, сами еле шли. Подростки сновали вокруг, помогали нести бруски. Проходящие мимо люди не особо интересовались происходящим, только дети иногда останавливались, глазели, пока на них не прикрикнут старшие.

– Вчера было больше, – сказал Иисус и остановился, стал вглядываться.

– Что там? Пошли, – одернула его Мария, – скажи спасибо, за храм тебя не воздвигли. Разорил отцово хозяйство, дурачок. Побоялся Анна за своего ученика, сказали бы ромулы – сам воспитал.

– Ну хватит, хватит, мать, – огрызнулся Иисус, не отрывая взгляд от процессии идущих на казнь.

Мария опять его одернула:

– Ну пошли, что смотришь, в день десяток дурачков ведут. Вот тот плюнул на стражника, видала я. Дурачок. Полмира у них, а он кричит им: вон с моей земли. Земля у него есть, видите ли, то эллины, то дети огня тут правят, – высказалась в сердцах Мария.

Иисус же все всматривался в группу, словно искал кого-то. Наконец он крикнул:

– Иешуа, ты, что ль?

На его вопрос кто-то из группы остановился, повернул разбитое лицо к нему и одним целым глазом, впрочем, тоже залитым кровью, стал всматриваться.

– Иешуа, ты, что ли, брат? – крикнул Иисус и побежал к нему.

Его поступок вызвал истошный крик Марии. Она пронзительно завизжала, обращаясь к ученикам Иоанна:

– Остановите его!

Один из стражников стал лупить того, кого Иисус позвал, и, встав между ним и бежавшим к нему, замахнулся ремнем. Вся тюремная колонна остановилась. Иисус, подбежав, пригнувшись, увернулся от удара и бросился к заключенному, обнял его и стал вопить:

– Брат мой, как ты здесь оказался, за что тебя, за что?! Их уже били несколько стражников, причем один ногами.

Мария бросилась этому легионеру под ноги, стала целовать сапоги, умоляя простить:

– Он полоумный, он не в себе, простите, – выла она.

Рутра, ошеломленный столь резким изменением событий, нерешительно приближался к ним. Двое друзей, что были с ними, сперва быстро побежали, а после того, как двое стражников подняли копья, выставили руки вперед с открытыми ладонями, стали просить, медленно опускаясь на колени:

– Не убивайте, не убивайте, мы за ним, он больной, полоумный, – вопили они, показывая на Иисуса.

Тот же, заливаясь слезами на пару с осужденным, орал, отмахиваясь от хлеставших их:

– Вы убийцы, вы прислужники ромулов, предатели, я не сумасшедший!

Мария бросилась к нему, схватила за волосы и пыталась оттащить. Он же не отпускал арестанта. Стражники оставили плети, вручную раскидали их, заодно и Марию, стали бить мужчин. Подбежал Рутра. Один из стражников вытащил пугио – короткий кинжал – и, размахивая им медленно перед ним из стороны в сторону, показывал, что нужно остановиться. Рутра, понимая опасность происходящего, только сказал:

– Отпустите его, простите, он болен, он безумен.

– Безумен!? – насмехаясь, заорал глава легионеров. – Сумасшедший?! – повторил он с сарказмом, сделав гримасу, олицетворяющую полоумного, закатил глаза, одновременно театрально развел руками и уничижительным тоном фыркнул: – А сам лечит? Сумасшедший лечит сумасшедших? – ухмыльнулся он опять. – На столб его!! – заревел он так неистово, аж все встрепенулись.

Мария, истошно завыв, бросилась ему под ноги:

– Прости, прости ради Кесаря, прости, – выла она, заливаясь слезами.

Тот негрубо оттолкнул ее, отошел в сторону, стал ногами бить Иисуса, который уже валялся в крови.

– Этот урод тоже сумасшедший? – заорал стражник, обращаясь к Рутре. – Таких, как ты, ученики! Я бы всех вас уничтожил! Рассадник мятежа у вас там, а не дом вашего Яхве, от которого кровь, видите ли, стынет! – пренебрежительно бросил он Рутре и плюнул в сторону. – Этот?! этот!? – орал он, тыкая гастой, коротким копьем, в лежачего осужденного.

Тот валялся избитый на земле, лицом вверх, тяжело дышал.

Что-то в этом заключенном привлекло внимание Рутры. Он всматривался в его избитое изможденное лицо и не мог понять что. Он вглядывался, одновременно подняв ладонь правой руки к декану. Этот жест означал согласие с политикой Кесаря, а в случае с покоренными территориями еще и смирение. Декан – младший офицер – тоже поднял руку с открытой ладонью, но уже в направлении своих подчиненных. Жест, исходящий от него, означал остановку всех действий для его подчиненных.

– Я сейчас их заберу, во имя Кесаря, не видел ли ты во всем неуважение к нему? да будет его власть вечной.

Суматоха стихла, лишь стон и плачь давали знать о случившемся. Рутра всматривался в арестанта и не мог разобрать, что же так приковало его взгляд. Он пытался подойти ближе к нему. Но легкий удар декана кинжалом по клипею означал сигнал остановиться.

– Я только посмотрю, что с ним, – попросил Рутра, уже полусогнувшись.

– Перестать! – одернул его легионер. – Ему умирать пора, – добавил он надменно.

Рутра не мог оторвать взгляд от глаз приговоренного к казни. Что-то в них было невероятно знакомое…

Мария пыталась оттащить Иисуса, а тот, наоборот, тяжелыми неумелыми движениями старался оторваться от нее и все пробовал подползти на четвереньках к арестантам. Мария, схватив его за левую руку, сама на коленях держала его. Двое учеников Иоанна все еще на коленях молили не убивать их, явно имея в виду всех, с кем они пришли сюда. Арестанты по команде лежали лицом вниз на земле. Из-за завываний всей этой массы складывалось впечатление, как будто хищники разрушили гнезда с птенцами. Все смиренно просили о пощаде. Все… кроме Иисуса. Но… то, что произнес он в следующие секунды, заставило усомниться Рутру, а Иисус ли. Он позвал того, которого никак не мог опознать Рутра.

– Иешуа, брат мой, ты рано пошел туда, там должен быть я, – завопил он.

В Рутре словно замкнули пущенные в направлении друг друга два электрических потока, сперва все застопорилось, потом стало нарастать напряжение и… искра, взрыв: это был тот самый Иисус, из того мира. Только здесь…. Рутра запутался. Он не мог понять, какую роль выполнял он в этом мире. Звали его так же, вели на казнь… Но тогда кто же этот Иисус, с которым он пришел сюда?

– Все назад! – грозно скомандовал декан и пнул сына Марии.

Тот все тянулся к арестанту, вопил:

– Брат, прости, мой путь прошел ты.

– Назад! – снова крикнул стражник, после дал команду своим легионерам. – Поднять машиахов, продолжить путь.

Рутра теперь был ошарашен другой откровенностью, другой сценой, другой реальностью: они все были судимы по одинаковому обвинению. Они все были спасителями – машиахами. Словно темень сошла и первые лучи осветили пространство, – а как же иначе, ведь это в интерпретации христианской доктрины спаситель ассоциируется с понятиями спасения души. А в то время у иудеев Машиах олицетворялся с правителем, который изгонит захватчиков. Соответственно, как остались религиозные ценности, мораль, духовность, так и осталось понимание Машиаха и сейчас, хотя Израиль существует как независимое государство, но храмовая гора, по закону иудеев, находится в чужом владении. И в этой атмосфере культурных ценностей в те времена сложилась тотальная мораль шахидизма; все мятежники, зная, что все равно будут судимы и, вероятно, казнены (римляне жестоко подавляли такие деяния, хотя были равнодушны даже к тяжким гражданским преступлениям), нарекали себя машиахами. Логика была проста: ведь все равно смерть, а так – память народа и почтение. Этот титул настолько был желанным и почитаемым, насколько была сильна власть религии. А она усиливалась и поддерживалась в народе на уровне трепетного фанатизма для сохранения этого же народа. Сам диктат веры и идолизация Яхве были необходимым атрибутом сохранения народа как национальной идентичности, иначе он давно бы растворился еще в Египте. Понял это, именно объединение фанатичной верой в одного Бога, еще Авраам. Ведь чем больше богов, тем больше вариантов сепаратизма, – каждая группа, какая-либо общность граждан, могла объявить себя «отдельной республикой» и при этом иметь все атрибуты, главным из которых был бог, – все остальное ведь можно было сделать, например, те же самые атрибуты власти – гимн, герб, флаг… деньги. А если манию машиахизма перевести в современные процессы, то он будет более идентичен культу шахида в исламе. Слово «шахид» происходит от арабского «шахада», а «шахада» означает «свидетельство». Не просто какое-либо свидетельство, хотя и в этом контексте может приниматься, а свидетельство о вере в Единого Бога Аллаха и посланническую миссию пророка Мухаммеда. А если Аллах и Мухаммед перевести на христианский лад, получится – Бог и Христос. Ведь Иисус, Иса на их манер, ими почитается как величайший пророк. А еще «шахада» может также означать мученическую смерть за веру. Вот так, все сходится, единство и борьба противоположностей.

Глава 3. NGC 1161





Говорят, человек ко всему привыкает. Возможно, да. И все же, смотря какой смысл вкладывать в выражение «ко всему». Рутра почти смирился с жизнью в этом мире, возможно, потому что в душе верил в невозможность невозврата в свой мир. Если только не случилось невероятное. Забыть-то его не могли. И сбой в системе, если и был, то его должны были когда-нибудь устранить. Хотя это тоже не лучший вариант был, но все же… клоны… свои клоны, клоны своего тела. Рутра отогнал эти нехорошие мысли. Он постарался думать о позитивном. И вот, когда конституция его психики привыкла к жизни тела обычного человека, неожиданно он был ошарашен. Усилилось возбуждение из-за произошедшего момента. Момента для той же самой нервной системы. Она была в состоянии пика эмоционального возбуждения. Хотя ничего особенного, в привычном уже для него состоянии, не произошло бы. Ничего особенного для психики.

Рутра сделал глубокий вдох, выдох; нервная система после перенапряжения приходила в состояние покоя и, возможно, даже эйфории, несмотря на все ужасы происходящего вокруг, в мозге появился голос… Да-да, возможно, тот самый голос, который кем-то описан, передан из уст в уста по преданиям, – голос с небес. Если это вообще имело место, давайте останемся реалистами, возможно, это некая степень фантазии, воображения, самовнушения и галлюцинации. Так вот, Рутра, в отличие от тех людей, знал точно, кто говорит и откуда. Это был голос Рангита из мира в Солнечной системе, галактики Млечный Путь. Хотя и тут был такой же идентичный мир.

– Я вас приветствую. И я знаю, что вы думаете. То есть предугадал то, что вы еще не подумали.

– Думаю, подумал… Что с тобой, Рангит? И что происходит? Где я?

– Все нормально. Я о возможном требовании вами отчета – почему молчал, что случилось?

– Я уже сказал. И что вдруг ты стал так осторожен? Чувствуешь вину?

– Да нет. Вины моей нет. А говорю о предположении, я-то был на связи постоянно. Вернее, мы вас не теряли. Это я с экспертами из лаборатории перестроил манеру диалога. Сейчас поправлю. Хотя нет, мне пока так удобно мыслить. Буду на вы.

– Как это – был на связи?

– Так, я вас слышал, вы нет, сбой в этом был. Мы решаем. Возможно, из-за ошибки в мирах. Вы сейчас в одном не очень-то далеком мире. На самом деле, хотя он и отличается, не очень далек, совсем рядом по космическим мерка. Где-то в левом крыле нашего войда. Вернее, он и для них свой. Если точнее – в поперечнике местного войда, между скоплениями Девы и Рыб в цепочке галактик, а если еще точнее – в яркой NGC 1161.

– Давай выводи меня отсюда.

– Хотя признайтесь, что-то сделало так, чтобы вы оказались в этом мире. В мире, где обнаружили сбой системы.

– Что-то? Ты стал верить в Бога?

– А как же, с вами не поверишь. «С вами» в данном случае я употребляю как обозначение всех в эксперименте.

– Я не пойму, гложет меня подозрение, в мое отсутствие на стены иконы стали вешать?

– К вашему сведению – иконы не принято вешать, их ставят.

– Ой-ой, что произошло, Рангит!?

– Рука судьбы или проведения. Вот такая ситуация, я имею в виду случайность из миллиарда возможных версий и привела наш вид к тому, что мы здесь. Надеюсь, вы поняли.

– Нет, тебя трудно понять, но… если ты имеешь в виду случайные мутации и эволюцию, то весь процесс жизни – случайная мутация. Проще сказать, те, кто более идентичны к миру, в котором находятся, – те и доминирует в этом мире. Возможно, в этой части вселенной действуют какие-то космические силы чуть интенсивнее, например, тут недалеко есть пульсар. Его излучение больше влияет на их солнце, а на наш мир – почти никак. Вот он и повлиял на этот мир, а заодно и на мое перенаправление к нему.

– Странно, если он не влияет на наш мир, то как тогда вы оказались тут? Это нужно еще проверить. Возможно, есть влияние, которое мы не определили еще. На эти квантово-запутанные частицы каким-то образом повлиял именно этот пульсар.

– Ладно, это потом. Что по программе? Возвращай меня домой.

– Извините, не могу. Вы отправляетесь в тот мир, где происходит сцена распятия. Тем более вы теперь знаете о множестве разных проповедников.

– Так и там они были, только все разные.

– Ничего разного не было. Неважно, как они выглядят, – важно, что они говорят.

– Логично.


***


Так же, как мы, привычно переключая каналы телевизора, оказываемся наблюдателями новой сцены, – так же быстро Рутра стал участником события в «новом» мире. Он беседовал с пожилым мужчиной, который заметно отличался ото всех… своим поведением. Вместо лицезрения сцены казни он смотрел на небо. Уже смеркалось, появились первые звезды. Рутра тоже всмотрелся в небо, пытаясь понять интерес собеседника. Заметив это, мужчина отвлекся от своего наблюдения и продолжил разговор:

– Рабби, не суди строго, – произнес он скрипучим голосом, который необычен был для сопрано, присущего представителям Хасмонейского рода.

«Если это так, он может быть интересным собеседником», – заключил Рутра…

А я, Рангит, снова должен дать вам маленькую справку, раз он с ним решил побеседовать. Это не входило в программу, но все же маленькая справка необходима. Хотя… наверное, все же я создам отдельный протокол расследования.

Глава 4. Краткая история некраткой





(Примечание Рангита: информационная вставка для пояснения социально-политического состояния общества в Палестине в наблюдаемый период эксперимента.)

Хасмонеи: коллективное имя лидеров восстания, начавшегося в 167 году до нашей эры против Селевкидской Сирии. К Хасмонеям принадлежал род Маккавеев. Они (Маккавеи) правили Иудеей в 140–37 годы до нашей эры. Маккавеи хотя и относились в подавляющем большинстве к священническому роду, являлись вождями народа с начала восстания против Селевкии – сирийских греков. А дело было так… Нет, я сделаю еще более глубокий экскурс в даль веков, чтобы лучше понять социально-политическую конъюнктуру в регионе и непосредственно в Иудее, а также морально-духовный настрой населения. Для этого нужно привести небольшой анализ-справку из предшествующей истории.

В X веке до нашей эры после распада Израильского царства возникает Иудея, Южное царство со столицей в Иерусалиме, и Северное царство – Израиль со столицей в Самарии. Северное царство просуществовало более 200 лет и было уничтожено Ассирией в 721 году до нашей эры. Южное царство просуществовало чуть более 300 лет и было уничтожено Вавилоном в 586 году до нашей эры. Между делом они успели повоевать между собой: в 730-е годы до нашей эры. Северное царство напало на Южное. Примечательно, что власти Северного царства обратились за помощью к сирийцам, а Южного к ассирийцам. Итог нагляден. Хотя, как говорится, неисповедимы пути Господни: в процессе распада и захвата царства появилось такое явление, как Вавилонское пленение, которое послужило основой распространения монотеизма. Этот процесс рассеяния привел к появлению крупной еврейской диаспоры и стал катализатором подготовки языческого мира к христианству.

Вавилон разрушили персы, а персов покорил Македонский. После Палестина оказывалась поочередно в подчинении сначала Египта, а затем сирийских греков – Селевкидов. Под влиянием эллинистического мира в элите Иудеи становится модным усваивать греческие нравы и обычаи. Особенно среди знати эллинизм становится мейнстримом. Одновременно в других социальных слоях, больше в ортодоксальных, хотя подобное охватывает и элиту, происходящее вызывает националистические возмущения. В Палестине распространяется древнегреческий язык. В этот период происходят такие важные процессы: среди евреев распространяются три философских и религиозных течения. Самое популярное: строгое, догматическое учение фарисеев. В его основе было духовное наследие Моисеева законодательства, которое они старались приспособить к новым условиям жизни. При этом ревностно старались оградить чистоту еврейского вероучения и ритуала от языческого и в особенности эллинского влияния. Они пользовались большим расположением народа. Больше почитали устное толкование религиозных догм. Почти радикальны к ним были саддукеи, представители священнических и аристократических классов. Боясь самостоятельных толкований закона, требовали безапелляционного его исполнения, согласно писанному тексту. Третье учение, скорее всего, дало основы для монашества, потому как в его основе было стремление в удалении от мирской суеты, в искании спасения в простой суровой жизни. Представителями этого религиозно-философского учения являлись ессеи. Кстати, родоначальники христианского аскетизма.