Книга Бог ли каждый Творец? - читать онлайн бесплатно, автор Рутра Пасхов. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Бог ли каждый Творец?
Бог ли каждый Творец?
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Бог ли каждый Творец?

По факту, получается, исход евреев из Египта был не каким-то исключительным явлением. Само по себе несоглашательство, поиск лучшего места под солнцем и бунтарский дух вели иудеев лучше любого Мессии. Таким образом, за три столетия до нашей эры иудейская диаспора рассеялась по всем странам Востока и Запада в регионах вокруг Палестины. В этот период появились обширные иудейские колонии в Месопотамии, Персии, Бактрии, Армении, Египте и Риме, а также во множестве приморских городов западного Средиземноморья. Подобные «миграции» были присущи, конечно, не только иудейскому этносу, но, в отличие от других, более «стационарных», они «растворялись» среди народов, в коих проживали 3–4 поколения кряду. В этом и секрет, вернее, прагматическая необходимость сохранения родной автохтонной религии – иудей тот, кто исповедует иудаизм.

В 167 году до нашей эры царь Селевкидской Сирии Антиох IV Эпифан запретил под угрозой смертной казни исполнение законов Торы, в частности, совершение обрезания и соблюдение субботы. Иерусалимский храм был осквернен и превращен в святилище Зевса Олимпийского. Религиозные гонения вызвали вооруженное сопротивление со стороны еврейского населения. Особо примечательно, что Рим оказывал евреям помощь в борьбе с империей Селевкидов. Там все очень запутанно. Хотя… где у вас, у людей, не запутанно, – «копни» в любую часть исторической хронологии и засосет в такое болото, уж извините. Так вот, что касается нашего случая: Рим помогал, помогал, но, увы, для иудеев, хотя, может быть, и ура, – в 63 году до нашей эры Помпей Великий захватил Иудейское царство и Сирию. Хотя не совсем захватил… Сирию уж точно. С ним как бы обмен совершил царь Великой Армении. Да-да. Было такое государство. Вернее, даже империя. И даже не обмен, а уступка, что ли, но… об этом потом, не столь важно. Весь этот исторический экскурс, чтобы понять социально-экономическую и духовно-политическую «погоду» по региону. Так вот, Помпей сам возиться со столь сложным краем не захотел и назначил управляющего из самих иудеев – Гиркана II. Вскоре соседи очухались, и в 40 году до нашей эры парфяне завоевали Иудею. И тут они делают тот же ход, что и римляне, – назначают первосвященником Антигона II из династии Хасмонеев, однако и Гиркан II тоже был из Хасмонеев. Так этого мало, по маме они и вовсе братья. Гиркан был старшим сыном Александра Яная, царя и первосвященника, и Александры Саломеи. Гиркану было 10 лет, когда его мать вышла замуж за Александра. После смерти Яная в 76 году до нашей эры Саломея стала царицей Иудеи и назначила своего сына от первого брака, Гиркана, первосвященником. Кроме материального наследства отчима, ему достались и многочисленные конфликты с фарисеями (а это была народная партия, не забывайте), которые потом все же стали его поддерживать. А вот их соперники саддукеи (знать и аристократия) – Аристобула, младшего брата Гиркана. Так вот, эти братья устроили между собой бойню, ну как и положено по классике жанра. В итоге Гиркану дали жару, а тот к римлянам с дарами, да те уже знали про данайцев (Пояснение Рангита: данайцы – в древнегреческой мифологии древнее название греков. Имеется в виду ставшее крылатым выражение из «Энеиды» Вергилия «бойтесь данайцев, дары приносящих». Так якобы Лаокоон – жрец бога Аполлона в городе Трое – предостерегал троянцев против оставленного для них, по замыслу Одиссея, деревянного коня.) Им какие-то там побрякушки не нужны были, им территорию давай. Правда, сперва он обратился за помощью к набатеям. Очень примечательное, кстати, историческое событие, потому как эти набатеи были разнородными арабскими племенами. Столицей Набатейского царства была знаменитая и ныне Петра. Эти два брата, Аристобул и Гиркан, постоянно пытались склонить на свою сторону то римлян, то набатеев, предлагая им взятки. В итоге Помпей, не желая усиления Набатейского царства, хот и заключив с ними договор, захватил Иерусалим. Римляне более доверяли Гиркану, потому как Аристобул был самодоволен и заключал тайные союзы в угоду своей самостоятельности. Но и Гиркана судьба не миловала, хотя поначалу он был, как говорится, на белом коне, особенно с приходом к власти в Риме Юлия Цезаря. Важным фактором благосклонного отношения к нему со стороны Рима явилась помощь, оказанная Цезарем в египетском походе. И вот тут еще один важный фактор, послуживший в последующем особой причиной распространения христианства, так как поначалу она была религией исключительно иудеев, особенно иудеев вне исторической родины, как бы религия иудейской диаспоры. Так вот: Гиркан, пользуясь своим влиянием, укреплял положение евреев диаспоры, которые поддерживали постоянную и тесную связь с Иерусалимом. А римские власти не хотели терять благосклонного союзника, поэтому иудеям не только не запрещали их реформированное религиозное учение, запрещенное на родине, но и проявляли протекцию. Чиновникам Рима устраивали разногласия, в смысле трактовки учения, по установкам которых жил вассальный им народ. И более того: они сами корректировали процесс формирования нового закона. Ибо именно так, «закон», называли в Палестине религиозное учение. Беглых диссидентов из тех краев они не прочь были использовать для давления на власть в Иудее. В этом ключе уже вырисовывается другая картина диффузионного процесса распространения христианства по империи. А гонения на первых христиан по большей части были методом той самой корректировки, под свои политические и управленческие требования. И, кстати, демонизированы в большинстве в последующем христианскими политиканами. Ну дабы показать свой тяжкий путь становления. Хотя гонения были, не спорю, по части той же корректировки, что упоминал.

После убийства Цезаря (44 год до нашей эры) Антигон II, тоже из Хасмонеев, второй сын Аристобула II, вступил в союз с парфянами и с помощью них сместил Гиркана, стал царем в 40 году до нашей эры. Гиркан был лишен власти и… ну и времена, ну и нравы, – ему отрезали уши, чтобы он не мог, согласно Галахе, быть первосвященником, и отправили в Вавилонию.

У этого Гиркана был помощник, политический тяжеловес, – идумеянин Антипатр, сын которого, Ирод, сначала был губернатором Галилеи, а после с помощью Рима стал царем Иудеи. Это тот самый Ирод Великий. Этот Ирод, как вам уже должно быть известно, был не иудеем по происхождению. Дед его присягнул Хасмонеям, а он делал все, чтобы уничтожить эту династию и воздвигнуть свою – Иродиадов. Хотя и своих, почти всех, он извел и вошел в историю как «злой гений иудейской нации». Есть такой примечательный факт: политические очки перед Римом он набрал, разгромив повстанцев Иезекии, отца Иуды Галилеянина. Этих повстанцев называли не иначе как «галилейские разбойники». Так вот, двое сыновей этого Иуды Галилеянина, Яков и Симон, были казнены, распяты Тиберием Александром. Вроде бы обычная казнь того времени, но есть предположение, что старший сын этого Иуды Галилеянина стал прообразом Иисуса Христа. Видите, как все закручено. А произошло событие сие в 46 году нашей эры. Кстати, старший сын этого Иуды возглавлял боевую еврейскую бригаду, именуемую римлянами сикарии (на латыни «кинжальщики»). В Иудее они назывались по-другому, да и отношение к ним было у народа как к патриотам и партизанам, потому как целью сикариев было независимое от Рима еврейское государство. Никаких параллелей не наблюдаете? Вспомним еще и Варавву.

Как вы понимаете, большое влияние на события в Иудее, соответственно, на библейскую историю и, как следствие, на всю историю мира, оказали римляне, в частности Гней Помпей Великий. Я бы хотел о нем сказать пару слов. Начну с Третьей Митридатовой войны (74/73–63 годы до нашей эры). В конфликте участвовали Римская Республика и Понтийское царство. Царем Понтийского царства являлся Митридат VI Евпатор. Матерью этого Митридата была Лаодика VI, дочь Антиоха IV, того самого правителя государства Селевкидов, который хотел эллинизировать религию иудеев. Лаодика VI родилась в браке между ближайшими родственниками: братом и сестрой. Что, впрочем, являлось в те времена событием далеко не исключительным: ее сын женился на своей родной сестре, которую тоже звали Лаодика. Но примечательно не это. После очередной гражданской войны в Риме к Митридату прибыли на службу вольнонаемники, а по факту представители проигравшей стороны. С помощью них он организовал армию в 140 тысяч пехоты и 16 тысяц кавалерии, флот в 400 военных судов (правда, флот включал и большое количество пиратов). Еще для ясности картины нужно сделать пару мазков к общему пейзажу той самой социально-политической системы. Летом 73 года до нашей эры Лукулл, римский военачальник и политический деятель, уничтожил вышедшую в Эгейское море понтийскую эскадру, которой было поручено высадиться в Италии и разжечь там гражданскую войну (это говорит об уровне влияния и составе населения, а также работе разведки!!!), а его легаты очистили от неприятеля Вифинию. (Примечание эксперта: римская провинция, существовавшая на северо-западе Анатолии (Малой Азии). Географически, в западной части, впоследствии находился Византийский Константинополь, а ныне турецкий Стамбул). Вифиния, в отдельные периоды истории, входила как в римскую империю, так и в понтийское царство. Понтом называлась территория вдоль (в основном южная часть) побережья Черного моря, которое и называлось Понтом Эвксинским. Так вот, он был больше растянут на восток, по восточному побережью Черного моря, включая Керченский полуостров, а Вифиния занимала небольшую область на южном побережье, на севере Малой Азии, вблизи территории будущей Византии. Соседствовала с ними упомянутая мною Великая Армения. Эти государства важны для дальнейшего моего рассказа.

В военной компании Рима с Митридатом римские войска фактически воевали со своими подданными. Их контингент, в армии Митридата, составляли обученные и профессиональные военные. Так вот, как граждане Римской республики они могли получить прощение и быть реабилитированы, если искупили бы свою повинность доблестной битвой в рядах римской армии. Что в итоге и произошло, хотя и частично. Митридат бежал сначала в Армению (только не в ту, которая в истории известна как Великая, а в другую, которая именовалась Малая; первый раз он там спрятался еще юношей от своей матушки – убийцы своих детушек), а потом в Колхиду. Правителя малой Армении звали Антипатр (видимо, имя было почетное). Так вот, этот Антипатр почему-то впоследствии завещает свои владения этому Митридату (родственные связи, Антипатр был бездетным). Бежав в первый раз от матери в Армению, он через какое-то время почему-то безбоязненно возвращается в родную страну (видимо, тайная власть реально существовала, потому как после смерти его отца страной управляли его мать и дядюшка) и, приняв власть, официально пощадил свою матушку и дядю, который впоследствии все же был убит как заговорщик, а мама померла в тюрьме.

В 66 году до нашей эры народное собрание в Риме (обратите внимание, вот такие неброские акценты очень важны как для именно этой части повествования, так и всей истории в частности) приняло закон, по которому был отозван Лукулл с Востока, а командование в войне с Митридатом передано Гнею Помпею.

Помпей весной этого же года вторгся в Понтийское царство, сразил Митридата в бою в местечке, где сам после основал город Никополь, что в переводе значит – город победы. Митридат отступил, перезимовал в Диоскурах (Сухум), направился в Боспорское царство и… как вы думаете, что задумал? Обойдя Понт (по северной стороне), предпринял поход в Италию, пройдя через Фракию и Альпы. А что же Помпей? Помпей почему-то отказался его преследовать. Скорее всего, во всей кампании влекло его нечто другое. А целью войны с Митридатом было ослабление или вовсе лишение его власти в Малой Азии и Палестине, чего он и достиг. Хотя большая власть в Палестине была у царя Великой Армении. Но как? А вот так – через Селевкидскую Сирию, которую он захватил до этого. Вот туда и стремился Помпей. Палестина как центр влияния на иудейскую диаспору имела большое значение. Или… влиятельная верхушка иудейской диаспоры в Риме стремилась передать влияние на Палестину от эллинов к римлянам. Возникает вопрос – почему? Дело в том, что представление о Древней Греции, эллинском мире, что сложилось у нас под влиянием мифов, легенд, историй о философах, ученых и науке, о правлении обществом, существенно отличается от того, как эти самые древние эллины проявляли себя по отношению к покоренным народам. В частности, я (ну или Рутра, как вам удобно) уже упоминал о том, что они творили в Иудее. Одно только жертвоприношение свиньи на алтаре чего стоит. За обрезание карали смертью. И даже право первой ночи – не средневековое самодурство, а практика принуждения принять эллинскую веру и культуру, опробованная Селевкидами в Иудее. Кстати, по одной из версий, восстание Хасмонеев началось с подложного дара братьями своей сестры царю с целью проникновения во дворец и убийства оного. Видимо, иудеи уже прослышали историю о данайцах, а греки забыли, вот оно и шарахнуло бумерангом.

Так вот, там по цепочке событий следующая сцена (заодно я продолжу приводить пояснительные справки, дабы вы четче представляли общую сцену, в которой все взаимосвязано невидимыми нитями): сын армянского царя Тиграна Великого, тоже Тигран (Тигран-младший), подговоренный мамой, поднял восстание против своего отца и этим разрушил понтийско-армянский союз. Краткосрочным итогом стало вторжение Парфянской армии (ведомая этим Тиграном) в Армению, которая, подступив к Арташату, не смогла его взять. Вести одновременно войну против Парфии и Рима Тигран-старший не мог и в свете такого поведения жены отказал в покровительстве Митридату. В отличие от своего тестя, Тигран не рассматривал Римскую республику как своего главного противника. Он добился заключения мира с Римом. Таким образом удержал под своей властью ядро армянских земель и часть отвоеванных у парфян, но отдал множество завоеванных территорий, в том числе и Селевкидскую Сирию (этот пункт важен для причинно-следственных связей всей нашей истории). Описанный поступок стал причиной подговора Клеопатрой Понтийской, женой Тиграна II Великого, сына, того Тиграна-младшего, совершить тайный сговор с римлянами и пойти войной против отца, что привело в итоге к развалу всей Великой Армении. Этот факт нам интересен только общим примером для нашего повествования, потому как подобное деяние привело и к потере Иудеей своей государственности немногим более чем через сто лет, что привело к еще большему распространению иудейской диаспоры и, соответственно, новой религиозной доктрины. А уж это – к распространению христианства, в итоге к принятию его на высшем уровне в государстве, куда побежали иудеи, – в Армении. (Это связано с многовековым пребыванием иудеев в Армении, переселенных туда сперва царем Навуходоносором, а после и самим Тиграном Великим, соответственно, там уже были их родственники.) Покидать свои родные края для них не было новшеством, как и зарождаться на новом месте. Только на этот раз старейшины иудейской диаспоры поступили мудро – не стали «входить в чужой храм со своим уставом», а принесли нечто новое, что было близко по духу местному народу, – учение Христа (оно было близко к философии эллинов, которая была уже в обиходе у армян; кроме того, общины христиан уже были распространены в Армении, поначалу они не были гонимы). Впоследствии, как известно, Армения стала первым в мире христианским государством – приняло христианство на государственном уровне, что, в свою очередь, послужило причиной войны между востоком и западом. Представьте себе, подобное противостояние – не продукт современной политики. Жесточайшие войны Шапура II, шахиншаха Ирана, с Римом за Армению и Месопотамию явились центральным событием ближневосточной истории IV века и в итоге стали катализатором для обеих сторон: для Запада – началось спешное принятие новой объединяющей идеологии, христианства, а это уже, вернее, страх экспансии с помощью идеологии политического влияния в итоге подтолкнуло Восток к принятию своей идеологии, к адаптации той же основы, что и христианство, под свои правила, порядки, обычаи, – к обоснованию и принятию мусульманства. Вот такая цепь событий. Однако продолжим исследование периферийных событий, которые сложили общую историю в целом.

Клеопатра Понтийская, как вы поняли, являлась дочерью Митридат VI и его жены, которая по роду была ему сестрой, Лаодики. Кроме того, Тигран-младший был женат на дочери парфянского царя Фраата III. Этот Фраат вел тройную игру – между Митридатом, Тиграном и Лукуллом, обещая поддержку всем, в итоге не оказал поддержки никому, был убит своими сыновьями Ородом и Митридатом, которые сразу же после его смерти начали долгую и ожесточенную борьбу за власть. Ород был женат на Лаодике, дочери правителя Коммагены Антиоха I Коммагенского. После длительной вражды Митридат III был казнен по приговору Орода. Ород был низложен и убит по приказу своего сына Фраата, которого он назначил своим преемником. Заодно этот приемник поубивал всех детей от всех жен своего отца – тридцать человек; после поубивал и своих сыновей. Это я о нравах эпохи, региона зарождения христианской морали, а также о зависимости политики от связей и запутанности отношений между правителями региона.

При таком раскладе Помпей скоренько разобрался с Понтом и не стал преследовать Митридата, тратить на это средства и время. У него был положительный фактор – союз с Арменией, которая стала теперь буферной зоной, – теперь Митридату, чтобы напасть на римские владения, сперва нужно было объявить войну своему зятю Тиграну, а это было менее вероятно, чем попадание Сирии и Палестины под власть Египта или Парфии, куда утвердить власть Рима он и поспешил. Так он направился на юг – в переданную Риму Тиграном Великим Сирию, что и стало катализатором истории с тем спасителем, Машиахом, который знает мир, – как я уже упоминал, машиахов было множество.

После Сирии Помпей разобрал междоусобицы в Иудее и решил их на имперский манер – захватив Иерусалим, включил Иудею на правах автономной области в состав провинции Сирии. А вот тут мы замыкаем круг – первосвященником и этнархом Иудеи он назначил Гиркана II, одного из последних Хасмонеев. Как видите, таким образом фактическая власть в этом новом римском протекторате оказалась в руках идумеянина Антипатра (отца будущего царя Ирода).

Этот период можно изложить в жанре детектива или триллера. А раз наша основная тема связана с религией и чудесами, то мистика имеет место тут быть. Что касается Палестины, все происходящее могло показаться внешнему наблюдателю, который незнаком с внутренней «кухней» родоплеменных взаимоотношений, проявлением эгоистических, алчных черт человеческой натуры. Но если заглянуть за кулисы, то становится ясно, что «детонатором» всего происходящего является возня между иудейскими династиями, основа основ которой, скорее всего, сложилась еще во времена распределения земель между 12-ю коленами, прибывшими в Палестину по зову и под предводительством Моисея.

Возможно, приведенная история и эти подробности покажутся не связанными с нашим расследованием по основной теме, однако именно эта цепь событий привела римлян в Палестину, именно в это время (это очень важно). Если бы Палестина находилась под властью других стран, правителей, то речи не могло быть о столь вольной пропаганде нового учения. К слову, римляне свои элементы права и правления, в частности, распространяли на все подвластные территории. В этой парадигме суть приводимой мной концепции: Палестина, будучи освобожденной Тиграном Великим от догмата Селевкидов, стала ареной борьбы прежде всего между иудеями в плане принятия как национальной идеологии, направленной на идентификацию себя как приверженцев старого учения, учения, адаптированного под культуру эллинов, и нового мировоззрения, совмещающего как элементы национальной идентичности, так и интеграции в имперское философско-правовое поле (вспомните отмеченное выше, три философских и религиозных течения).

От себя лишь хочу еще добавить: как за созданным ореолом вокруг Христа мы (вернее, вы – люди) не видим личность Иисуса, так и за религиозной аурой интерпретированных событий мы не видим реальную жизнь общества, стран, отдельных личностей.

Вот на этой ноте я вас возвращаю к диалогу между Рутрой и тем самым гражданином (получившим право именоваться гражданином, опять же благодаря Риму) из династии Хасмонеев.

Глава 5. Специалист по выявлению воскресших





– Не могу я зрить такое каждую луну на нове. Только за последний круг я присутствую на восьмой казни Машиаха. Я должен утвердить их отход в мир мрака, иначе… все они хотят воскреснуть.

– Воскреснуть? – удивленно спросил Рутра, вглядываясь в узкие влажные глаза незнакомца.

Потом определил для себя: возможно, этот человек прообраз патологоанатома. Выполняет подобную роль в этом мире и в этой временной формации. Заодно определил и другое, то, что он, Рутра, не знает некоторые особенности традиций или порядков этого мира. Однако удивило его больше не это, не обязанность этого человека.

– Восьмого за круг? – спросил он, пытаясь выражать неявное удивление.

– Да, рабби. Ты гость Каиафы, я вижу. У Иродов это стало, – он показал на прикованных к столбам, – обычным делом. Не было до них такого, не было, – произнес он особо гневно.

Чуть замолк, потом более сдержанно сказал:

– Не знаю, как у вас в земле египетской, и там, слыхал, пришли латиняне, а тут, – он покачал головой и снова показал на столбы со стонущими жертвами на них, снова помолчал и низким голосом фатально процедил: – Поздно мне уже бояться.

Опять между ними наступило молчание. Рутра без подозрения определил: он нечто скрывает, не договаривает. Кроме того, ему на ум пришла некоторая мысль, после чего он захотел проверить еще кое-что. Ведь, получалось, и этот Каиафа был в сговоре или заговоре. Вывод он сделал такой, вспомнив его поведение и высказывание после того, как Иисус воскресил Лазаря. По крайней мере так гласила Библия, непосредственно Евангелие от Иоанна, глава 11:


47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.

48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом.

49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,

50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.

51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,

52 и не только за народ, но, чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

53 С этого дня положили убить Его.


Загадка и многозначительность смысла заключалась в строках 48 и 52. Почему это воскрешение не только Лазаря, а вообще подобная деятельность Иисуса должна была быть причиной, по которой римляне могли овладеть и местом, и народом? Скорее всего, он больше боялся неприятия римлянами подобных чудес, которое они, римляне, будучи больше эмпириками (сторонниками научной трактовки), считали шарлатанством, и в ответ начать «исправлять» ситуацию на манер эллинов, то есть насаждать свою религию, культуру и мировоззрение. Скажем так: после освобождения от догмата Селевкидов местная иудейская духовная власть, почувствовав свое единовластие, стала срочно загонять в рамки ортодоксальной религиозной идеологии разбредшееся, то есть почувствовавшее свободу выбора, народное «стадо» (уж простите за подобное выражение, ведь речь идет об агнцах божьих). Это была одна сторона медали окружающей действительности, другая же была весьма парадоксальной, хотя… особо-то ничего парадоксального нет, стоит только открыть такую истину, которую очень скрывают жрецы христианской пропаганды: Иисус потому и мог так свободно действовать – вести проповедь, осуждающую идеологию первосвященника, то есть властвующую идеологию в Иудее, ходить с вооруженной охраной, привлекать сторонников, собирать, а местами и конфисковать материальную помощь, – его деятельность устраивала имперские власти. Учение молодого проповедника, коим были недовольны местные религиозные кланы, было в духе идеологии экспансивной политики Рима. Поэтому и боялись храмовники, то есть те, кто властвовал над душами иудейского народа, что народ примет новое учение и центр управления их самосознанием переместится из Иерусалима в Рим.

А вот то, что он указывает на идею объединения обширной иудейской диаспоры под новой религиозно-философской трактовкой существующей идеологии, говорит о революционной ситуации. Он, видимо, хорошо понимал, что причина рассеянности иудейского племени (уж извините за такую формулировку) не только в желании спасти тело от гнета разнородных захватчиков, но и в спасении души по причине неприятия догмата господствующей идеологии духовной власти (которая, впрочем, была вполне и материальной, то есть законодательной властью). Тут я должен еще одну справку привести, то есть сделать очередное пояснение для лучшего понимания общей ситуации. Начнем мы со взаимоотношений народных слоев в самом Риме. И не только народных, но и самой власти между собой. Дело в том, что как и в неспокойной априори Иудее были разногласия меду гражданами (обозначу народ так, ежели мы называем вражду между одним народом гражданской войной), так и в прогрессивном в правовом отношении Риме были разногласия, кульминацией чего была тоже гражданская война.