Книга Dark Souls: за гранью смерти. Книга 2. История создания Bloodborne, Dark Souls III - читать онлайн бесплатно, автор Сильвен Ромье. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Dark Souls: за гранью смерти. Книга 2. История создания Bloodborne, Dark Souls III
Dark Souls: за гранью смерти. Книга 2. История создания Bloodborne, Dark Souls III
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Dark Souls: за гранью смерти. Книга 2. История создания Bloodborne, Dark Souls III

Игрок встречает Альфреда практически в начале путешествия. Именно этот персонаж, который, кстати, довольно болтлив, и открывает нам часть истории Ярнама. Бюргенверт, открытие цивилизации Птумеру, Церковь исцеления и кровослужение: Альфред хорошо знает историю города и готов поделиться информацией с собеседником. Кажется, что можно доверять этому последнему представителю палачей с его галантным поведением и роскошной одеждой. Он также рассказывает игроку историю Нечистокровных, «нелюдей», как он их называет, и поведает о миссии по очищению мира от вампиров, которую поставили перед кланом. Эта искренность может сбить с толку новичка, но не обманет закоренелых фанатов, хорошо знающих нюансы, которые в конечном итоге портят почти все великие драмы в духе манихейства[108], особенно если речь идет о недавних проектах FromSoftware. Но об этом мы поговорим чуть позже.

На момент начала игры Альфред ищет своего наставника Логариуса, который когда-то был предводителем палачей. Взяв большую часть отряда, Логариус направился в замок Кейнхёрст, обитель Нечистокровных, чтобы уничтожить всех его обитателей, начиная с королевы Аннализы. Разгорелась страшная битва, в которой обе стороны были уничтожены. Не осталось никого, кроме Логариуса и Аннализы, последней представительницы рода бессмертных вампиров. Перед лицом такой чудовищной силы у Логариуса был лишь один выход – запереть королеву в тронном зале. Для этого он скрыл вход в зал с помощью иллюзии, и проход стал виден только тому, кто наденет корону иллюзий. Эту корону Логариус водрузил себе на голову и занял свой пост возле двери, которую никто более не мог узреть. Главный из палачей буквально пожертвовал жизнью, чтобы ни одно существо не могло проникнуть в тронный зал или выйти из него. После этого перед именем Логариуса, вошедшего в историю, стали добавлять «мученик», хотя никому особо не был понятен смысл его жертвы… По крайней мере, пока главный герой не добрался до замка Кейнхёрст. Логариус – босс этой локации, и он готов сражаться на заснеженной крыше замка до последнего вздоха. Даже после победы над мучеником иллюзия не развеется, пока игрок не наденет на голову корону Логариуса. Вполне возможно, что некоторые после битвы просто уходили! Корона открывает путь к Аннализе, которая вот уже целую вечность сидит в плену на троне.

После встречи с королевой вампиров можно вернуться обратно к Альфреду и рассказать, где прячется его заклятый враг. Если после этого снова вернуться в Кейнхёрст, то игрок станет свидетелем очень жестокой сцены. Альфред стоит посреди зала. На нем надет огромный шлем в виде золотой пирамиды[109], а в руках он держит колесо Логариуса. Одежда и оружие Альфреда покрыты большим количеством крови и внутренностей, а от королевы не осталось ничего, кроме нескольких лоскутов кожи на троне[110]. Сам охотник, довольный свершившейся резней, громко смеется, словно в порыве безумия. Кстати, описание Колеса Логариуса дает понять, что подобное состояние эйфории часто наступало у палачей после расправы над Нечистокровным: «Его использовали для расправы над Нечистокровными в Кейнхёрсте. Вымоченное в лужах их крови и навеки пропитанное их гневом». Участники кровожадной организации под эгидой Церкви исцеления превращались в настоящих варваров, когда дело касалось их давних врагов, вампиров, к которым те пылали лютой ненавистью. И теперь, когда Альфред показал нам свою истинную натуру мясника, его такие понятные и спокойные слова, произнесенные при первых встречах, уже больше не внушают доверия. Еще раз повторим, что лучше опасаться манихейства, которое часто выражается через некоторых персонажей игр Souls. Возможно, что Нечистокровные и правда чудовища, поклоняющиеся запретной крови, но их заклятые враги, палачи, явные сторонники массовой резни, жестокого и беспощадного уничтожения. И как тут можно выбрать сторону?

Нечистокровные

Однажды некий ученый из Бюргенверта украл образец запретной крови у университета и сбежал в замок Кейнхёрст, который и стал обителью Нечистокровных. Дворяне, жившие в замке, явно поддались соблазну этой пугающей и могущественной жидкости, которую им принес неизвестный ученый. Приняв дар, они с годами превратились в вампиров, жаждущих запретной крови, дававшей им сверхъестественное долголетие. Дворяне не хотели стать зависимыми от поставок из Ярнама, поэтому они отправили слуг на поиски других источников крови, чтобы ее всегда хватало в замке. И тут история повторилась вновь: зараза, подобная Чуме зверя, хоть и не такая масштабная, начала распространяться по Кейнхёрсту, а в коридорах появились чудовища. В замке был создан небольшой отряд рыцарей, готовых сражаться с монстрами. В их снаряжение входил серебряный шлем, специально выкованный для защиты от негативных эффектов крови, которую они собирали для знати. Их задача была такой же, как и у остальных охотников: выследить и убить чудовищ, бродящих по поместью.

Несколько поколений Нечистокровных[111] сменилось в замке среди кровавых пиров и борьбы за власть. Узнав о существовании этих сверхъестественных существ с необычайно долгой жизнью, Церковь исцеления создала отряд палачей для уничтожения вампиров. И вот, после нападения отряда Логариуса на Кейнхёрст, земля королевства Аннализы впитала в себя кровь обеих враждующих групп. Единственная выжившая из Нечистокровных, королева Аннализа, стала пленницей собственного тронного зала.

Она – единственный Нечистокровный, которого игрок может встретить во время приключения. Королева одета в простое, довольно грязное платье, и ее внешний вид очень далек от роскоши, что традиционно ассоциируется с ее рангом. Но в первую очередь взгляд притягивает огромная железная маска, обхватившая ее голову и заставляющая игрока чувствовать себя неловко. Лица королевы невозможно разглядеть, а значит, нельзя понять, как именно выглядит последний живой вампир. Еще одна неловкая ситуация – королева обращается к игроку, говоря от первого лица множественного числа, то есть «мы»[112]. Интересно, это мания величия, или королева просто не может принять тот факт, что ее супруг мертв? Ведь второй трон рядом с ней, увы, пустует. Король Нечистокровных, даже будучи мертвым, словно присутствует при нашей первой встрече с Аннализой, и есть что-то тревожное и противоестественное в этой встрече, в этом образе загадочного NPC. Аннализа также является хранительницей клятвы клана, и ради ее выполнения вам придется принести королеве сгустки крови (что-то вроде скопления отголосков крови, эквивалент заключенных душ в игре Dark Souls). Очевидно, что больше всего крови принесет жестокое убийство других охотников[113]. Но Аннализа просит заветные сгустки не просто так, а в качестве подношения, чтобы затем выносить Дитя Крови – будущего наследника Нечистокровных. Сюжет игры умалчивает о природе этого Дитя и о том, как он связан с отголосками крови, но здесь на ум приходит очень интересная теория, связывающая Аннализу с… королевой Ярнам и цивилизацией Птумеру!

Стоит отметить, что Дитя Крови упоминается в описании руны Похищение крови: «Эта руна резонирует со слугами вынашивающей Дитя Крови Королевы, которые жаждут ее крови». На первый взгляд кажется, что этой королевой априори является Аннализа, но это не совсем так: Аннализа только желает стать «вынашивающей Дитя Крови», но пока таковой не является. К тому же руну можно получить после победы над Тенью Ярнама. Этот босс никак не связан с городом Ярнам, так как битва происходит далеко от такового, в запретном лесу, рядом с тропой, ведущей к Бюргенверту. На самом деле название этих трех Теней связано с птумерианской королевой. Мы снова столкнемся с этими противниками в Кошмаре Менсиса, недалеко от лестницы, ведущей к образу королевы Ярнам, прямо перед схваткой с Кормилицей Мерго. Так что Тени Ярнам однозначно связаны с королевой, как и руна Похищение крови, упомянутая выше. Можно сделать вывод, что беременная Ярнам на самом деле вынашивала Дитя Крови, а значит, королева Аннализа стремится родить ребенка от Великого. Но зачем же ей так нужны сгустки крови? Чтобы угодить невидимому Идону, единственному известному Великому, связанному с кровью. Описание руны Бесформенный Идон говорит нам: «Человечья иль нет, текучая кровь является материалом высшего сорта и сущностью бесформенного Великого – Идона. И сам Идон, и его нечаянные поклонники тайно ищут эту ценную кровь». По мнению Аннализы, если она сделает Великому большое кровавое подношение (то есть драгоценную кровь, что так желает Идон), то он выберет ее для вынашивания своего ребенка[114]. Эта теория также дает ответ на вопрос, кто из Великих оплодотворил королеву Ярнам. Это не Кормилица Мерго, хотя именно она создала Кошмар Менсиса. Это был Идон. А значит, Мерго – неудавшееся Дитя Крови.

Если пойти немного дальше, то можно составить общий портрет женщины, которую Великие стремятся оплодотворить. Это либо девушка из Кейнхёрста, либо кто-то с похожей, то есть испорченной кровью. В то время как Ярнам и Аннализа лишь претендуют на роль матери Дитя Крови, проститутка Арианна в конце игры рожает мертвого ребенка Идона. То же самое касается и Марии, выбранной Присутствием Луны для создания потомства. И Арианна, и ученица Германа родом из Кейнхёрста, а Мария, в свою очередь, даже является родственницей королевы Аннализы. И хотя личность матери Сироты Кос до сих пор неизвестна, становится очевидна тяга Великих к женщинам из Кейнхёрста. Это еще раз подтверждает гипотезу о связи королевы Ярнам и клана Нечистокровных[115], которые, как мы помним, появились после поглощения древней крови, украденной у Великих – той самой крови, найденной в руинах цивилизации Птумеру.

Пороховые бочонки

Предшественник Пороховых бочонков, которого звали Ото, славился оружием, изготовленным в его мастерской. Пронзающее ружье или коктейль Молотова – эти и другие изобретения Ото по-прежнему популярны среди охотников. Некоторые особенно увлеченные герои основали клан Пороховых бочонков, члены которого мастерски владели огнестрельным оружием и разнообразными взрывчатыми веществами. Участники этой организации были одержимы взрывами и всем, что связано с огнем. Вскоре была создана целая мастерская Пороховых бочонков, где производили оружие, полностью отвечающее интересам этого клана: от пушки и классической эффективной тяжелой артиллерии до более изощренного оружия, вроде гремучего молота, снаряжения с вызывающим названием, и пилы-вертушки, хитроумной комбинации булавы и циркулярной пилы.

Сам Джура, в свою очередь, отдал предпочтение пулемету Гатлинга, который он закрепил на вершине здания в Старом Ярнаме, чтобы с его помощью отпугивать или даже убивать настойчивых охотников, проникнувших на его территорию. Если игрок попытается попасть в Старый Ярнам напрямую, то он сможет испытать действие этого пулемета на своей шкуре. Но если пройти в город через Духовную деревню, то Джура будет более дружелюбен к главному герою. Тогда-то мы и узнаем, что этот старый охотник защищает чудовищ, живущих в окрестностях города! «Если ты еще не понял… Существа, на которых ты охотишься, не чудовища. Они – люди», – говорит Джура игроку. Бывший член Пороховых бочонков решил защищать жителей Старого Ярнама после того, как множество людей стало жертвами во время Чумы зверя и пожара, учиненного во время охоты на чудовищ. Наверняка среди них были и старые знакомые Джуры, и он не смог смириться с мыслью, что его друзей кто-то придет истреблять. Охотник ушел из клана, который славился любовью к огню и цели которого теперь не совпадали с целями самого Джуры. Он обосновался в Старом Ярнаме и решил стать защитником чудовищ, которым удалось выжить в том пожаре.

Оружие Гатлинга когда-то ассоциировалось с тремя братьями по оружию. Во время игры главный герой встретит лишь двоих, и узнать их будет легко – чудовища на них не нападают. Эти охотники, наоборот, сражаются вместе с монстрами и атакуют каждого любопытного путника, решившего к ним приблизиться. Однажды опьяненный кровью, первый из спутников Джуры оказался в Кошмаре охотника – бесплотной версии Ярнама. Он прячется недалеко от реки крови, протекающей через центр этого города сна, и встречает игрока, вооруженный пулеметом. Если прочитать описание пулемета[116], то станет ясно, что он самый юный из троих спутников. Можно встретить еще одного охотника, он будет ждать в Старом Ярнаме у подножия башни, где сейчас живет Джура: предстоит трудный бой под постоянным давлением из атак чудовищ и ловких охотников, да еще и сам Джура не прекращает стрелять в игрока из пулемета. Что касается третьего спутника, то никто точно не знает, что с ним случилось: по крайней мере, во время игры мы не находим никаких подсказок, говорящих о его судьбе. Возможно, что тело этого охотника лежит среди трупов людей клана Пороховых бочонков в одном из зданий Старого Ярнама, где находится следующее послание: «Красная луна висит низко, а чудовища правят улицами. Разве у нас нет другого выбора, кроме как сжечь все дотла?» Эта записка отсылает нас к вопросам, которые когда-то задавал сам Джура: о возможности жестокой расправы над чудовищами, которая теперь противоречит убеждениям старого охотника. Может быть, когда-то Джура таким же образом убил бывших коллег из Пороховых бочонков, включая и третьего соратника?

Можно легко списать резню в Старом Ярнаме на клан Пороховых бочонков, ведь на это указывает огромное количество использованной взрывчатки и куча коктейлей Молотова, но не стоит исключать, что в этом массовом убийстве участвовали и охотники Церкви исцеления. Ведь Церковь тогда активно нанимала новых охотников, в том числе и плохо подготовленных новобранцев. Не имея времени для обучения методам охоты и не обладая отточенной реакцией на реальную опасность, они могли слишком яро использовать огонь[117] против чудовищ. Старый Ярнам зачистили жестокими, даже бесчеловечными методами. Город был охвачен пламенем, и неопытные охотники Церкви исцеления впадали в безумие: чтобы справиться со страхом, они безмерно поглощали кровь и в итоге либо сами превращались в чудовищ, либо попадали в Кошмар охотника.

После зачистки Старого Ярнама Церковь исцеления сразу же обвинила Пороховых бочонков в ереси и вероотступничестве, пытаясь откреститься от совершенных ошибок и найти козла отпущения: фанатики взрывов и огня идеально подошли на эту роль. После этого клан долгое время скрывался, а потом и вовсе исчез из Ярнама, оставив после себя лишь горькие воспоминания и впечатляющий набор тяжелого вооружения. Один из участников Пороховых бочонков, которого звали Вальтер, позже присоединился к другой группе: к Лиге.

Лига

Охотники Лиги – это хранители новой клятвы Bloodborne, появившейся в дополнении The Old Hunters. Их цель – охота на существ, называемых «паразиты», невидимых многоножек, что живут в крови охотников и описываются как «источник их [людей] скверны». Используя руну Нечистота, позволяющую увидеть паразитов, члены Лиги, которые часто приходили в Ярнам из других земель, путешествуют по миру, чтобы уничтожать людей, чья кровь была отравлена этими существами.

В Лиге была двухступенчатая иерархия: Мастера, которые были лидерами, и Конфедераты[118], которые занимались непосредственно поиском паразитов. Вальтер был одним из Мастеров, сменивших своих предшественников. Выводы о его высоком ранге можно сделать по шлему[119] – странное снаряжение с одним отверстием в передней части. Вальтер, который, несмотря на свой ранг, более неспособен видеть паразитов, ищет себе преемника, который станет новым Мастером. И им станет аватар игрока, если тот доставит достаточное количество паразитов Вальтеру: перед исчезновением последний оставит свой железный шлем герою, который до этого момента был Конфедератом, чем подтвердит его статус нового Мастера.

Вальтер, перед тем как оказаться в кошмаре, охотился на одного монстра вместе с соратниками по Лиге. Это чудовище привело группу охотников в Ярнам, где, застав героев врасплох, истребило их всех, кроме Вальтера: обезумев от ярости, тот сумел одолеть монстра, а затем сожрал его! После этого он получил прозвище «Пожиратель чудовищ».


Как можно узнать из описания Хаори цвета хаки, странник Ямамура, носивший когда-то эту одежду, прибыл с Востока и преследовал чудовищ, «чтобы отомстить им» за свою честь. Это преследование привело охотника в Ярнам. Охотился ли он на того же монстра, что и группа Вальтера? Никто не знает. Но мы точно знаем, что Ямамура присоединился к Лиге в ранге Конфедерата. Так он стал охотником на паразитов. К несчастью, странник не смог вынести вида человеческой нечистоты и в итоге впал в безумие, проведя остаток жизни в тюремной камере Церкви исцеления, где бесконечно бился головой об стену.

Близнецы Мадарас тоже стали жертвами паразитов. Эта история остается где-то на задворках Лиги, но благодаря их жизни мы можем больше узнать о происхождении паразитов. Братья, о которых идет речь, прежде чем стать охотниками долгое время обитали в Запретном лесу, а кормилицей их была ядовитая змея. Вскоре люди прозвали близнецов «Мясниками», вероятно, из-за необычных методов охоты, которые они приобрели во время своего уникального воспитания. В описании одежды близнецов говорится, что «они ловили чудовищ живыми и ставили эксперименты, чтобы помочь обитателям города в поисках запретного знания»: жест дружелюбия, который позже обернулся катастрофой. Труп одного из чудовищ оказался пристанищем паразитов. Эти существа, невидимые без руны Нечистоты, заразили всех жителей города, в том числе не только людей, но и другие формы жизни, ведь жертвой паразитов стала и змея, вскормившая близнецов, что свело двух братьев с ума[120].


Распространение паразитов, зародившихся в деревне в Запретном лесу, напоминает нам о странной болезни, поразившей Ярнам и вызвавшей Чуму зверя. Связан ли с этим яд, называемый «пепельной кровью»? Могут ли эти многоножки, невидимые без руны, стать причиной массовой эпидемии и безумия, охвативших Ярнам (и Лоран в эпоху цивилизации Птумеру), которые стали еще сильнее после массового кровослужения? Если это правда, то деятельность охотников Лиги приобретает важное значение, ведь они сражаются с первоисточником проблемы, а не с ее последствиями. Кэрилл, создавая руны, в том числе и ту, которая делает паразитов видимыми, наверняка просто делал свою работу по расшифровке звуков Великих и даже не представлял, какую важную роль сыграет именно эта. Великие, при всем презрении к людям, все же дали человечеству возможность увидеть и уничтожить самую главную и коварную угрозу, которая в том числе ускорила падение цивилизации Птумеру. Но люди, к сожалению, не меняются: все их мысли заняты желанием сравняться с богами любой ценой, игнорируя реальные возможности и ограничения человеческого тела.

Другие персонажи-люди

Йозефка и доктор-священник

В самом начале аватар игрока просыпается в лечебнице Йозефки, расположенной недалеко от центра Ярнама. Некий священник только что провел главному герою кровослужение. Этот загадочный персонаж с косматой седеющей бородой носит большую шляпу, закрывающую половину его лица. Лечебница является частью Церкви исцеления и, таким образом, предназначена для лечения больных. Здесь собираются люди, желающие пройти кровослужение. Йозефка – главный врач этого места, она дает игроку несколько склянок крови, чтобы помочь тому выжить в Ночь охоты. В этих флаконах хранится кровь Йозефки, которая по качеству превосходит кровь из других мест: при ее поглощении восстанавливается больше очков здоровья. После этого Йозефка больше не открывает дверь охотнику – как она сама говорит, из-за соображений стерильности, – но продолжит поддерживать героя по мере возможности. Лечебница представляется безопасным местом, куда игрок может отправить беженцев из города.

К сожалению, как только на город опускаются сумерки, на смену доброму доктору приходит самозванка. Голос[121] Йозефки меняется, а от ее ужасающего смеха кровь стынет в жилах. Диалог с персонажем продолжается за закрытой дверью, так что невозможно понять, что же именно там произошло. Глядя на других персонажей игры, можно подумать, что Йозефка впала в безумие, причем непонятно, в чем причина.

Однако в Запретном лесу есть тайная тропа, ведущая к задней части лечебницы Йозефки. Игрок выясняет, что в лечебнице над людьми проводят эксперименты: по коридорам разгуливают Посланники! Эти существа с голубой кожей и деформированной головой напоминают результаты опытов Хора, и кажется, что самозванка как-то связана с этой частью Церкви исцеления или, по крайней мере, приближен к ней. В битве с героем самозванка использует сверхновые, создаваемые с помощью Зова вовне – предмета, который описывается как «один из тайных ритуалов Хора»: так, значит, фальшивая Йозефка и правда участница Хора, и она практикует эксперименты этой организации на людях, отправленных в лечебницу игроком! И первой жертвой самозванки стала настоящая Йозефка, превращенная в Посланника: в руках одного из них находится флакон с кровью Йозефки, как идентификатор былой личности.

В последней фазе игры, после появления красной луны, можно встретиться с Йозефкой-самозванкой, не вступая с ней в бой. В этом случае мы становимся свидетелем странной, даже немного гротескной сцены. Самозванка стоит на четвереньках на носилках, ноет от боли и бесконечно задает вопросы: «Боже, мне плохо… У тебя бывало такое? Все сильнее, я вижу… Я знала, я – иная. Я не чудовище… О… Боже, как плохо… Но это значит, что я избранная… Разве ты не видишь? Как они извиваются, извиваются в моей голове… Это… довольно… восхитительно…»

Достаточно одного удара, и персонаж погибает, оставляя за собой брызги крови и треть пуповины. Эту сцену можно интерпретировать по-разному.

В первую очередь можно предположить, что лже-Йозефка беременна от Великого и даже вот-вот родит: ее поза, тошнота и боль, слово «избранная», которым она себя называет, и, наконец, одна треть пуповины, которую оставляют дети Великих, – все свидетельствует в пользу этой теории. Но если приглядеться к сцене более внимательно, то появляется другая теория, противоположная первой: самозванка вовсе не беременна, она просто переживает побочные эффекты поглощения большого количества озарения. Разве она не говорит игроку о том, что видит нечто, чего раньше не замечала? Она упоминает странные ощущения и неких существ, которые извиваются в ее голове, – это последствия приобретения «внутренних глаз», как было когда-то и с Виллемом. Вполне возможно, что внутренние глаза появились после поглощения Йозефкой трети пуповины, которую можно найти на ее трупе после убийства самозванки[122]. Оказывается, что это тот самый Нерв Ока, который много лет назад нашел Мастер Виллем. В описании каждой пуповины указана история ее происхождения; пуповина, подобранная у Йозефки, дает нам следующую информацию: «Ректор Виллем искал Нерв, чтобы приблизить свое тело и разум к уровню Великого, связав свой мозг с очами». Эта пуповина от Виллема перешла к участникам Хора, а затем попала в руки к самозванке. Стоит отметить, что во время исследования Бюргенверта игрок встречает одного из членов Хора, и, хотя этот персонаж не раскрывает нам причины своего нахождения в университете, это дает повод предположить, что Церковь исцеления продолжала следить за Виллемом и его последователями. Так Хор мог украсть треть пуповины, которую Виллем в свое время забрал у Великой Кос. При виде красной луны лже-Йозефка поглотила пуповину, думая, что она избранная, чья миссия – выносить Дитя Крови. К несчастью для самозванки, выбор Великих пал на Арианну, в чьих жилах текла особая, испорченная кровь, мы подробнее рассказывали об этом в разделе про Нечистокровных: это некая характеристика, которая привлекала Великих при выборе партнера для размножения. «Когда красная луна висит низко, грань между человеком и чудовищем размывается. И когда снизойдет Великий, в чреве появится дитя», – мы уже не раз приводили эту цитату, и она дает нам возможность предположить, что с появлением красной луны может быть зачат лишь один ребенок. И избранной на этот раз стала проститутка Арианна, а не самозванка из лечебницы Йозефки.

Миколаш

На предыдущих страницах книги мы уже рассказывали о действиях Миколаша, так что сейчас мы кратко рассмотрим роль этого героя по отношению к сородичам, то есть к людям. Человек, соблазненный силой Великих, не будем забывать об этом, жаждет приблизиться к их могуществу, используя различные методы. Некоторые выбирают кровь, что пробуждает в них звериную сущность, другие отдают предпочтение озарению или алчут возможностей, которые может преподнести им космос. По правде говоря, боссы и герои, встречаемые в игре, не всегда руководствуются злыми умыслами. Разные чудовища (Амелия, Людвиг, Лоуренс), люди, опьяненные кровью или озарением (Отец Гаскойн, Посланник Небес), или же те, кто просто защищается от нежеланного гостя (Мария, Логариус) – сложно назвать их реальными злодеями. Но вот о Миколаше такого сказать нельзя!