banner banner banner
Как избавиться от комплексов?
Как избавиться от комплексов?
Оценить:
 Рейтинг: 0

Как избавиться от комплексов?

Как избавиться от комплексов? Практическое пособие
Марианна Ковалева

Пособие поможет вам осознать и исправить главные психологические комплексы и стереотипы. Вы узнаете о базовых потребностях человека. О том, как формируется индивидуальная картина мира и как её усовершенствовать. Что представляют из себя психика и подсознание человека, как они формируются. Как освободиться от внутренних ограничений, ненужной обязательности, ошибочных ожиданий. Что такое психическая активность и можно ли её изменить? Как развить в себе отрешённость и использовать это состояние для самокодирования. Как сформировать позитивное представление и любовь к себе. Как преодолевать страхи, не бояться выглядеть чудаком, чувствовать себя раскрепощённым. Вы узнаете, что такое субличности, какова структура личности. Как субличности живут в человеке, как ими пользоваться и можно ли их изменять? Какие субличности являются естественными, а какие искусственными?

Марианна Ковалева

Как избавиться от комплексов? Практическое пособие

Глава №1. Базовые потребности человека

"Если бы современному человеку хватило смелости

изложить своё представление о Царствии небесном,

то описанная им картина походила бы на самый большой

универмаг в мире… и тут же он сам с "мешком" денег,

на которые он мог бы всё это купить… да, и, пожалуй,

чтобы его ближние находились в чуть-чуть менее

выгодном положении, чем он сам"

[Эрих Фромм]

В ВУЗе у группы студентов шёл семинар по предмету безопасность жизнедеятельности. Мне он запомнился тем, что на нём студентам показывали научно-популярный видеофильм (чего вообще не часто делается) о вреде абортов. Наглядно демонстрировался ужас загубленной жизни ещё не рождённого человечка. Всё это комментировалось душещипательными монологами диктора. Одна студентка разревелась от показанного зрелища. Не могу назвать себя жестоким, но жалости я не испытывал.

Поймал себя на мысли, что нелепо жалеть жизнь существа, которое ещё даже не приняло человеческий облик. Вместо этого студентам следует показать фильмы про людей, которые были рождёны, жили в обществе, но не стали тем, кем могли бы стать. Нелепость, не правда ли? Быть рождённым, жить и не достичь полноценного развития своих способностей, не раскрыть свою индивидуальность. А стать никем, так, обычной посредственностью, не привнеся в этот мир ничего своего. Что может быть страшнее?

Центральный вопрос в жизни человека – реализация потенциала определённых личных задатков, способностей очень мало обсуждается. В ВУЗе или школе – он вообще не ставится. Он аккуратно избегаем и самим человеком. Об этом даже не всегда говорят в психотерапевтических кабинетах. В бытовой форме это вопрос звучит следующим образом: "А чего мне делать в жизни-то? И зачем?"

Но будем последовательны. Зададимся вопросом: Что собой представляет человек? Человек – это уникальное сочетание биологических, психологических, социальных свойств, причём свойств взаимосвязанных. Прежде всего, человек – биологический организм, и от этого никуда не деться.

Представим трагическую, безысходную для человека ситуацию.

Один индивид в этой ситуации ради куска хлеба может лишить жизни другого. С биологической позиции его можно "понять": ему ведь нужно выжить, а выживает сильнейший. Он удовлетворяет свою биологическую потребность в пище. Другой индивид в точно такой же ситуации жертвует жизнью, чтоб кусок хлеба достался другому. Какие мотивы им движут? Явно не биологические, не так ли? И голод, и самопожертвование (как некая внутренняя ценность) – всё это результат определённых человеческих потребностей. Итак, какие потребности движут человеком?

1. Физиологические потребности

Потребность в тепле, воздухе, пище, воде, сексе, физической активности, сенсорной информации, сне. Очевидно, что эти потребности необходимы для выживания человеческого организма. Эти потребности первичны пред всеми остальными. Если человек голоден – ему не до работы и не до творчества. То же самое, если человек сексуально не удовлетворён.

2. Потребность в безопасности и защите.

Здесь имеется в виду потребность в организации, стабильности, порядке, предсказуемости жизни. С одной стороны, это выражается, к примеру, в установленном режиме и правилах дисциплины (сна, работы, отдыха). С другой стороны, – в предпочтении надёжной работы, стабильных условий, открытием сберегательных счетов, а также, как ни странно, в принадлежности к какой-либо религиозной или философской системе.

Указанные два вида потребностей роднят человека с животными. Но ведь это далеко не все потребности, свойственные человеку! Более того, как показывает практика, они, хоть и необходимые, но НАИМЕНЕЕ значимые в жизни полноценной личности.

Некоторые люди не далеко ушли от понимания человека (себя), как набора физиологических потребностей и потребности в безопасности. Нередко, обсуждая данный вопрос, я получаю письма следующего содержания:

Письмо: «Здравствуйте. Ой, вот не надо, пожалуйста, о том, что человек не животное. Общеизвестно, что поведение человека на 90% обусловлено инстинктами. И есть две чудесные статьи, которые это подтверждают и c которыми я согласна. Всего хорошего» Катя.

На такие письма я отвечаю так: "Если вы считаете себя животным, то я очень рад новому знакомству с ещё одним представителем фауны … А я вот человек, и хочу своё поведение обуславливать своим разумом, а не инстинктами"

3. Потребность в принадлежности и любви.

Тем не менее, те, кто считают себя набором исключительно физиологических потребностей, разумеется, лукавят. Одна из важнейших потребностей, без которых человек не может состояться как здоровая личность, – потребность в принадлежности и любви. Она становится актуальной, когда физиологические потребности и потребность в безопасности удовлетворены.

Без удовлетворения потребности в принадлежности и любви человек начинает чувствовать муки одиночества, отверженности, нелюбви. Вот здесь-то и начинается настоящая катавасия, приводящая к необратимым последствиям, поскольку, к сожалению, совсем небольшой процент людей умеет правильно удовлетворять эту потребность.

Если ребёнок ещё в детском возрасте (до 4-5 лет) "недополучает" любви и признания себя важной частью семьи, то это на всю оставшуюся жизнь закрепляется в его характере в виде патологического комплекса.

Психологическая коррекция этого комплекса невероятно сложна, а порой и невозможна. В итоге, на общественно-социальном уровне мы получаем или садистов (маньяков, разного рода извращенцев), с одной стороны, или мазохистов (затюканных, неуверенных в себе, как говорят, "лохов"), с другой стороны, но только не гармонично развитую личность!

Пример: Московские психологи провели исследование в обычной школе. Целью исследования было выявить, как и сколько раз школьный учитель контактирует с "отличниками" и "двоечниками". Психолог сидел на уроках детей 1-2 классов и собирал необходимые данные. Естественно, учителя не знали о настоящих целях исследования. Обобщённые результаты оказались следующими: каждый отличник получал в день по 23 одобрительных замечания ("Молодец", "Ты всё выучил", "Берите с него пример" и т.п.) и 1-2 отрицательных. Каждый "двоечник" получал в среднем по 25 критических замечания в день ("Опять ты", "Плохо сделал", Что с тобой делать?" и т.п.) и 0-1 положительных или нейтральных.

Это отношение передавалось другим ученикам. Исследователи отмечали, что на переменках детям было любопытно, и они подходили к психологу, чтоб пообщаться, потрогать взрослого человека, выразить ему своё расположение. Когда же к плотному кольцу ребят приближался "двоечник", то дети его прогоняли со словами: "Уходи, тебе сюда нельзя, ты плохой!"

Представьте себе, что по 25 раз в день вы слышите критику в свой адрес от значимых людей, и так каждый день, из года в год. А в промежутках вас отталкивают ваши же сверстники! А после этого, скорее всего, то же самое вы слышите дома. Что с вами станет? Как вы можете выжить?

Как такие дети выживают, стало ясно, когда исследование продолжили в колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Выяснилось, что 98% подростков из колонии с первых классов школы не принимались сверстниками и учителями. [Ю. Гиппенрейтер]

Человек стремится найти любовь других людей в форме уважения или признания. Это является одной из причин для вступления в религиозные, спортивные, музыкальные, академические группы. Любовь в данном случае, как вы уже поняли, не подразумевает сексуальные отношения. Напротив, это зрелые отношения, основанные на взаимном уважении, доверии, признании и восхищении.

Психологическая практика показывает, что можно заниматься сексом с множеством людей, иметь огромный достаток, быть материально независимым, но испытывать острую (часто неосознанную!) потребность в близких, глубоко эмоциональных взаимоотношения.

Самое интересное, что жажда преуспеть, выделиться, часто, по своей сути, является формой заменителя недополученной любви. "Быть богатым и знаменитым – это замечательно " – так кажется невротику, и он бросает свою жизнь на достижение этих благ. Как вы понимаете, это всего лишь неудачный заменитель настоящей любви.

Но мы-то с вами знаем, что настоящая любовь – это способность любить самого себя. Человек, который не способен полюбить себя ЛЮБЫМ, таким, какой он есть, – не способен любить себя ни при каких "благоприятных" условиях. Более того – он не способен полюбить и никого другого.

Чаще всего с человеком, не наученным любить себя, происходит следующее.

Пример: Николай, 45 лет. Страдает неврозом навязчивых состояний, периодически переживает сильное необоснованное чувство страха, а также приступы стресса, постоянное непрекращающееся переживание тревоги. Понимает необоснованность своего страха, но ничего не может с собой поделать. Вот его слова: "Меня никогда не любили мои родители. По-видимому, я был не желанным ребенком. Я мешал им.

Нет, меня редко наказывали, почти не били, ходили со мной в театр. Но никогда не было любви, эмоциональной поддержки. Чтобы я ни делал – в моих действиях обязательно находили какую-нибудь гадость и тыкали мне ею в нос. В общем, мне дружно внушили мысль, что я  – плохой,  ни на что в этой жизни не имею права, и что я все делаю не так. За последние лет 15 в моей жизни не было никаких видимых достижений.

С первой работы пришлось уйти, на второй не сложилось толком ничего, с личной жизнью не сложилось. Семьи нет, жены нет, детей нет. У меня ничего нет – ни семьи, ни работы, ни дома, ни денег, ни здоровья, никакой опоры и уверенности в завтрашнем дне. Нет ничего, только кот и собака. По-видимому, пока были силы, мой организм как-то терпел, сопротивлялся, а потом силы иссякли, и он дал большой сбой".

К сожалению, попытка объяснить Николаю, что ему следует полюбить самого себя и простить родителей, не привела к нужному эффекту, и он остался убеждён в своей правоте, что в его неудачах виноваты другие.

Между тем, несложный анализ показывает, что родители Николая были такими же несчастными людьми, которым кто-то когда-то не дал достаточно своей любви и теплоты. На основе этого можно сформулировать важное правило, которое вам здорово пригодится в межличностных отношениях:

Гнев, злоба, агрессия, обида или страх, выражаемые человеком при общении, – это ни что иное, как неудачная попытка получить любовь и признание. Все хотят любви и признания! Даже Адольф Гитлер хотел. Кто знает, может, если бы его полумаргинальные родители дали её маленькому Адольфу больше, то он не стал бы тираном.

Присмотритесь повнимательнее к человеку, который испытывает одну из указанных негативных эмоций, например, гнев, и вспомните это правило. Уверяю вас, вы буквально почувствуете верность изложенного.

4. Потребность самоуважения.

Любому индивиду важно осознавать, что он достойный человек, что он способен справляться с трудностями и задачами. Человеку нужно знать, что то, что он делает, признаётся и оценивается другими. Это придаёт ему дополнительное чувство уверенности в себе.