Весь их древнейший род и сама Анастасия относятся к новорождённому как к Божеству или непорочному ангелу. У них считается недопустимым прервать мыслительный процесс ребёнка. Дедушка и прадедушка могли длительное время наблюдать, как маленькая Анастасия с увлечением рассматривает букашку или цветок, о чём-то думает. Они стараются не отвлечь её своим присутствием. Общаться начинают, когда ребёнок сам обратит внимание и захочет общаться." [В. Мегре]
Сравним с примером из современной общеобразовательной школы.
Пример: "Учительница: "Дети, скажите, какую пользу приносит гусь?" Вася: "Мясо…" Учительница: "Да, конечно, но всё же, какую пользу приносит гусь?" Петя: "Жир…" Учительница: "Да, это так. Но выходит никто из вас не знает, какую пользу приносит гусь? Конечно, же пух!"… Ну и как я должен реагировать на это?" [М. Литвак]
Действительно, разве вам не кажется, что почти любая современная учительница очень хочет показать, какие все вокруг дурачки, в отличие от неё? Желание учителя стать авторитетом для детей кажется естественным, разве не так?
Рассмотрим пример естественного реагирования на какие-либо вещи человека, психика которого не засорена предвзятостью установок.
Пример: Прекрасной иллюстрацией этому служит история о том, как Будда, будучи юношей, открыл "четыре истины". Он увидел мертвеца, больного человека и старика. Юноша был глубоко поражен неотвратимостью человеческой судьбы, и его реакция на это наблюдение оказалась стимулом для размышления, в результате которого Будда создал свою теорию природы жизни и путей спасения человека. Такая реакция не была единственно возможной. Современный врач в такой же ситуации начинает думать о том, как бороться со смертью, болезнью и старостью, но его мышление также задано его общей реакцией на предмет. [Э. Фромм]
Конечно, есть люди, которым удаётся преодолеть ограниченность собственной субъективной реальности, но, во-первых, их не очень много, а, во-вторых, даётся это иногда ценой неприятных переживаний и серьёзной работы над самим собой. Самое интересное, что чаще всего и эффективнее всего разрушению неадаптивных установок способствует личные жизненные кризисы, когда человек попадает в крайне неприятные ситуации и сильно переживает по этому поводу. Например, женщина идеализирует своего мужа, души в нём не чает, а потом узнаёт, что он непрерывно изменяет ей. Следует развод. Потом психологический кризис, переоценка ценностей. Женщина начинает думать о себе и развитии своих способностей… Смешно, да? Обычно просто подыскивается новый спутник жизни, и начинается жизнь уже для него, то есть всё сначала
Можно сказать, что организм человека непрерывно пытается избавиться от неадаптивных установок, устраивая своему хозяину всяческие неврозы, депрессии, кризисы, отвратительные переживания и т.п. Сейчас просто отметим данный факт о том, что ЛЮБАЯ негативная эмоция и любой невроз – это сигнал о наличии в психике человека какой-то неадаптивной установки. Да, именно неадаптивных. Традиционными свойствами субъективной реальности, которая основывается на авторитетных установках, являются стереотипность, неадаптивность и ограниченность. Ведь суждения можно легко поменять, не то что установку.
КОМПЛЕКС в психике – это тоже самое, что СТЕРЕОТИП в мышлении.
Стереотип в мышлении – это и есть УСТАНОВКА!
Это именно так и происходит, причём везде, от небольшой неприятной ситуации, до многолетних психологических расстройств. За любыми негативными переживаниями стоит какая-то неадаптивная установка. Если вы это понимаете, что решение любой психологической проблемы будет сводиться к обнаружению этой установки (осознанию) и самостоятельному изменению её.
Пример: Когда в свое время я объявил, что хочу стать врачом, мои родители сказали, что это невозможно, так как у нас, мол, нет денег. Отсутствие денег – это был факт, а вот заявление, будто я не смогу стать врачом, – всего лишь мнение. Я любил прелестную девушку, но она вышла замуж за другого. Таков факт. Однако я постоянно напоминал себе, что "катастрофой" это стало только в моем представлении, и в конце концов преодолел свое несчастье; впоследствии же оказалось, что мне все-таки повезло. [М. Мольц]
Основная проблема клинической психологии, психотерапии и, я не побоюсь такого заявления, вероятно всей человеческой жизни заключается в наличии ограничивающих установок как основных элементов субъективной реальности.
Установки словно цементируют личность, человек теряет чувство уверенности в себе, не ощущает самостоятельность и самодостаточность и психологически не развивается. Мечты, желания такого человека тоже становятся не своими (а "навязанными" авторитетом). Человек словно живёт не для себя (так оно и есть, человек живёт в угоду установкам). Ещё всем известный Зигмунд Фрейд указал на явление, которое он назвал "пожизненная зависимость от внешнего объекта", имея в виду влияние внешнего авторитета.
Происходит конфликт установок с естественными спонтанными проявлениями человека. Человек начинает делать не то, что хочется его душе, а то, что "надо", то что диктуют вынужденные обстоятельства (а на самом деле – внушённые установки). Никаких объективных обстоятельств не существует, как мы уже выяснили, реальность каждого индивида субъективна. Ведь всем очевидно, что в одних и тех же условиях разные люди добиваются совершенно различных результатов.
Таким образом у человека происходит постоянный разрыв между тем, что "надо" (установка) и тем, что он "хочет". Некоторые "умники" иногда даже пытаются выдать то, что они делают в жизни, якобы за то, что они на самом деле хотят
Кроме того, следует указать ещё на один нюанс формирования установок – это необязательность присутствия вербального (словесного) внушения. Часто внушение производиться и без слов. Например, ребёнок пытается задать родителям какой-нибудь интересующий его вопрос, но в ответ чувствует, что родителям это не нравится. Если это происходит с упорным постоянством, то в результате у ребёнка может сформироваться стойкое убеждение, что "вопросы лучше вообще не задавать". Таким образом, внушение может осуществляться и невербально.
Совершенно естественно, что установки связаны с какими-либо эмоциями. Ребёнок может вырасти, а вот потребность удовлетворять своё любопытство с помощью вопросов может быть отбита навсегда. В те моменты, когда возникнет мысль это сделать, будет появляться неприятное чувство.
Пример: Женщина была склонна к беспочвенным спорам, из-за чего часто не ладились отношения с мужчинами. Наконец-то, она решила непременно попытаться не спорить со своим женихом, и поразилась, насколько неприятно стала себя чувствовать. Целый день она воздерживалась от конфликтов, а ночью ей сниться сон, где она прогуливается вместе с отцом. Отец говорит ей, что любит её. Она отвечает ему тем же. Проснулась она с тяжёлым чувством. Отец её давно умер и она никогда не признавалась ему в любви. Когда она была маленькой её мать поругалась с отцом и постоянно его унижала. Девочке приходилось скрывать чувство из-за показной преданности матери. Безопаснее было ругаться с отцом, осторожничать, не показывать свою любовь. Став взрослой, она перенесла эту манеру поведения на всех мужчин.
Глава №4. Сила авторитетного внушения
"Мать всегда учила её беречься от простуды и
носить резиновых сапоги, чтобы не замочить
ноги. Сердясь, мать часто приговаривала:
"Чтоб ты провалилась". Будучи послушной
девочкой, она была в резиновых сапогах,
когда упала с моста."
[Эрик Берн]
Картина будет совсем уж неполной, если не рассмотреть ещё один неотъемлемый элемент человеческой сущности и его роль в жизни индивида – это подсознание. Отдадим должное Фрейду, который первый указал, что истинные мотивы человеческого поведения не принадлежат сознанию человека. Вот уж с чём связаны самые интересные загадки! Однако понять что же такое подсознание и как оно работает мне не представляется возможным иначе как через метафору.
Итак… Представьте себе двухкомнатную квартирку (это человеческая психика). Первая комнатка очень маленькая (это сознание), в которой большую часть времени горит свет (это внимание). Из маленькой комнатки на улицу выходит большое окно (это органы чувств). Во второй, большой комнате постоянно темно (подсознание). В маленькой комнате, прямо перед входом в большую сидит некий говорливый и самодовольный товарищ, который как это обычно случается, много на себя бёрет и считает себя здесь самым главным (это человеческий ум). Какая же драма разыгрывается в этой квартирке?
Вся беда начинается с того, что товарищ (ум) наивно полагает, будто он главный в этой квартире и он за всем здесь следит, тогда как на самом деле он является всего лишь марионеткой неких таинственных личностей, которые живут рядом с ним в большой комнате (в подсознании). Вы уже догадались, что этим личностями я называю установки?
Как они туда попали, мы уже разобрали: достаточно очаровать бдительность товарища (ума) каким-то авторитетом и его установки попадут в подсознание. А в детском возрасте, когда ещё критико-аналитические механизмы мозга у ребёнка не сформировались и ребёнок вынужден всему верить, вообще можно внушать что угодно.
Внушение – это процесс внедрения установок в подсознание.
Так вот, эти личности (установки) вертят товарищем (умом) как угодно, в свою пользу. Товарищ (ум) смотрит в окно и думает, что видит объективную реальность, тогда как, на самом деле, вместо окна стоит огромный телевизор, провода от которого уходят в другую комнату (подсознание), где таинственные для товарища личности (установки) крутят ему только такие передачи, которые соответствуют их цензуре и пониманию приемлемости.
И это происходит с каждым! Вы никогда не замечали, что практически все житейские, бытовые, философско-религиозные, даже некоторые научные и т.п. споры и диспуты обычно ничего не меняют в личных убеждениях оппонентов? Каждый снова и снова остаётся при своём мнении! Так иначе и быть не может, потому что каждый товарищ (ум) защищает те установки субъективной реальности, о которых сам-то даже не подозревает, и которые больше всего мешают ему жить и стать тем, кем он хотел бы. Умные люди, понимая это вообще никогда не спорят, бесполезно
Как мы с вами выяснили, человеку можно внушить что угодно. Это кстати, и подтверждает тот факт, что внутренняя жизнь, да и внешняя, разных людей так не похожа одна на другую. И гении, и пророки, и маньяки, и садисты – всё перемешалось в одном обществе. Только вот бороться с худшими представителями общества средствами наказаний совершенно бессмысленно. Тут уже трудно изменить человека, да и не стоит усилий! Другое дело – профилактика путём распространения гуманистических ценностей. Но вернёмся к нашему вопросу.
Человеку можно внушить что угодно, ну, например, что он неудачник, или что его участь – умереть в священной войне, потому что он славный воин джихада, или что все вокруг дураки, в отличие от него и пр. Человеку самому очень трудно будет вырваться из плена подобных установок. Вы также поняли, что субъективная реальность формируется неосознанно для человека, по существу принадлежит подсознанию.
Человеком руководят не его сознательные поступки, а подсознательная субъектная реальность, сформированная у большинства, главным образом, путём внушения (установок авторитетов).
Все психологические проблемы от этих самых установок – невроз, страхи, неуверенность и пр. Возьмусь утверждать, что ребёнок, изначально, до воспитательного воздействия, является совершённым саморазвивающимся организмом, пока ему не начинают внушать "как надо, как правильно" (думать, делать, жить). И тогда – был потенциальный гений, стала реальная посредственность.
Пример: На консультации психолога отец, сыну которого менее одного года, рассказал такой случай. Сына оставили в кроватке, рядом с ней стоял стол. Ему каким-то образом удалось перелезть через спинку кровати на стол. Малыш победоносно стоял на четвереньках на середине стола. В этот момент в комнату вошёл отец. Увидев это он резко подбежал, схватил ребёнка, положил в кровать и пригрозил ему. Ребёнок заплакал и долго не мог успокоиться. Психолог предложил отцу представить себя на месте ребёнка: "Вот ты, впервые в жизни, затратив героические усилия, выбрались из надоевшей кровати на новую неизвестную территорию… Что бы ты почувствовал?" Отец: "Радость, гордость, торжество". Психолог: "А теперь представь, что появляется дорогой тебе человек, и ты приглашаешь его разделить твою радость. Вместо это он сердито тебя наказывает. За что?" Отец: "Боже мой, что я сделал! Бедный мальчик!"
К счастью, неадаптивных установок, приводящих к серьёзным психологическому дисбалансу не так уж много, и их можно структурировать. Есть всего четыре, так сказать, сферы убеждений, изменения в которых критическим образом влияют на жизнь и судьбу человека.
1) Представление человеком самого себя, отношение к самому себе;
2) Отношение к ближнему окружению;
3) Отношение к другим людям;
4) Отношение к трудовой или творческой деятельности.
Любой индивид живёт, во-первых, с самим собой, поэтому неплохо было бы себя полюбить, так сказать, безусловно, то есть независимо ни от кого вообще. Ничьё мнение не должно влиять на самооценку. Правда, это не означает возникновение гордыни. Человек, любящий себя, никак не может создавать себе никаких авторитетов. Никто не хуже и не лучше любого другого, потому что каждый – уникальность.
Кстати, Будда, только он появился на белый свет, человеческим голосом заявил обалдевшим родителям, что во всех мирах нет, не было и не будет ему равных. И что же это значит по вашему? А не что иное, как "я – уникальность". И каждый – уникальность. Или вы думаете, что вы лучше других? Или хуже?
Близкие люди, которые обычно рядом с вами, нужны для того, чтобы добавлять вам удовольствие в жизни. А если случится так, что от них одни неприятности? Бывает и такое… Ну и что ж, портить теперь из-за них себе нервы и настроение? Нет уж, это совсем не выгодно.
Типичная ошибка в близких отношениях – это думать, что можно переделать или перевоспитать человека. Напрасный труд. Многие мужчины надеются, что найдут себе в жёны молодую дурочку, а потом её перевоспитают. Смешно это слышать! Молодая дурочка со временем станет старой дурой, вот и всё перевоспитание. А то, что потом мужчины умирают с такими дурочками со скуки, – это в расчёт не берётся. На сексе далеко не уедешь.
С другими людьми, кроме близких, с которыми приходится взаимодействовать, следует уметь налаживать контакты, но если необходимо, то следует и уметь постоять за себя.
И наконец, надо обязательно решить, чем человек будет серьёзно в жизни заниматься? Причём, чтоб интересно было, чтоб можно было думать, искать ответы, ставить и обязательно достигать каких-то целей. А так, чтоб шаляй-валяй, зарплату получил в зубы и топай домой, радуйся, – нет, это не дело.
Если в какой-то из обозначенных сфер убеждений идёт искажение путём формирования неадаптивных установок, то человек становится психологически уродливым. С подачи известного психолога Эрика Берна наличие неадаптивных установок в какой-либо из указанных сфер убеждений, стали отождествлять с понятием жизненного сценария
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги