Книга Педагогика славян. Учебно-методическое пособие - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Хуторской. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Педагогика славян. Учебно-методическое пособие
Педагогика славян. Учебно-методическое пособие
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Педагогика славян. Учебно-методическое пособие

Чуриков И. А. Этнопедагогика народа мари: учебное пособие для вузов / И. А. Чуриков. – М., 2005. – 265 с.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СЛАВЯН

Принципы жизни славян

На каких принципах основывается славянская педагогика? Очевидно, что эти принципы отражают характер древних русов, который известен из многих источников: выносливость и неприхотливость в разных условиях, жесткое поведение во время боя, искренность по отношению к соседям, добродушие, умение веселиться от души, гостеприимство, готовность поделиться пищей и кровом. В славянских общинах царила атмосфера взаимовыручки и понимания – благодаря этому род справлялся с проблемами и продолжал своё существование. Главной особенностью славянского этноса является человеколюбие.

Значительная часть отечественных учёных-аксиологов полагает, что основными ценностями славянской культуры являются: правда, как синтез истины и справедливости; спасение как примирение обособленности и всемирности и соборность как гармония свободы и единства.

В ходе славянского образования происходит становление системы высших ценностей (любовь, красота, добро и истина), социально-значимых (семья, народ, культура, Родина, природа, мир, жизнь и т.д.) и личностных ценностей (счастье, справедливость, честь, достоинство, совесть, ответственность, здоровье и т.д.). Под ценностью понимается личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе знаний человека о мире, чувственных переживаний и его собственного жизненного опыта7.

Три основных принципа жизни действуют у славян с древнейших времён:

– Славить своих Богов.

– Чтить своих Предков.

– Жить по Совести и в ладу с Природой.

Считается, что данные принципы вытекают из заветов, которые людям дали славянские боги.

Система славянских ценностей

Как формируется система славянских ценностей?

Важный компонент этнического самосознания славян – эмоциональная рефлексия, т.е. осознание своего морального и психологического единства – не только наличие знаний об особенностях своего этноса, но и эмоциональные переживания, органически включенные в структуру жизни и деятельности.

Эмоциями подкрепляется формируемая система ценностей человека.


Система ценностей человека – жизненные идеалы, убеждения, принципы, приоритеты, правила, которым он руководствуется при определении целей и принятии решений.


Ценности формируются в ходе социальных действий и отношений человека к окружающему миру, людям, тому, что и как они делают. При этом выявляется положительное и отрицательное значение для человека каждого такого действия или объекта, которое маркируется одним из качеств: благо, добро, зло, прекрасное, безобразное и т. д. То, что маркируется положительными качествами, способно переходить в разряд ценностей, из которых у человека выстраивается иерархия для каждой области его жизни.

Внутренне ценности выступают как отношения к свойствам окружающих предметов, явлений, событий. Ценности отражаются в сознании человека в форме его ориентаций во взаимоотношениях с людьми и событиями. Внешне ценности проявляются в качестве интересов человека, выступают основанием его поведении, выражении его социальных отношений, образа жизни.

Славянские ценности относятся практически ко всем сферам жизни человека. Например, ценности здоровья заложены в правилах питания, физической культуре, психологии отношений славян. Славянская система представлений о мире, верований и отношений проявляется в каждодневных делах, праздниках, обрядах, традициях, ритмической организации жизни в течение дня, суток, недели, месяца, года.


Помощниками формирования ценностей выступают славянские боги, духи, образцы их действий и мотивов.


Через славянскую мифологию, сказки, игры, праздники, ребёнок познаёт, что хорошо, а что плохо, как себя вести в различных ситуациях, что делать при возникновении проблем, как к ним относиться и т. д.

Система славянских ценностей, этническое самосознание ребёнка служат основанием для его психофизического здоровья, состояния его души, мировоззрения и образа жизни.

Педагогическую роль для формирования ценностей человека играют следующие факторы:

– его собственные потребности и возможности;

– окружающий мир с его особенностями, опасностями и др.;

– окружающие люди, прежде всего родители и семья, их опыт, знания.

Как именно окружение влияет на образование ребёнка в славянских традициях? Для этого используются различные формы и средства:

– совместная деятельность людей, например, обряды;

– примеры деятельности одних людей для других, например, ремесло;

– обучение – целенаправленное взаимодействие учителя и учеников;

– просвещение – передача информации;

– требования, указания и др.

Каждое из подобных средств имеет свои преимущества и отражается в славянских праздниках, обрядах, ритуалах, повседневных делах.

Среди средств славянского воспитания отметим:

– материальные: природа и природные факторы, трудовая деятельность;

– духовные: религия и верования, родной язык, народное искусство, фольклор;

– соционормативные: система традиций, обрядовая деятельность, игра.

Каждый ребенок – язычник

Считается, что всякий ребенок уже рождается язычником. Даже христианские священнослужители признают, что душа ребенка при его рождении и развитии изначально языческая. В христианстве имеются три теории возникновения человеческой души: 1) предсуществование души (пифагорейцы, Платон, Ориген); 2) творение души Богом в момент зачатия (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст); 3) рождение души ребенка от душ родителей (Тертуллиан, Григорий Нисский).

Ребёнок при рождении ещё не отделяет себя от матери и остального мира, он с ним един, чтобы научиться управлять собой, ему предстоит научиться различать себя и остальных. Язычество – изначальное, естественное состояние души, сознания и тела ребенка. Этот ребенок-язычник живет и действует затем в каждом взрослом, особенно, когда создаёт своё, творит. Переход в состояние творчества, по сути, является возвращением человека к ребенку в себе. «Сколько в тебе ребёнка, столько и человека», – говорил учитель-новатор Е. Н. Ильин.


Язычество – то, что в нас «сидит» и является нашей сущностью.


От родителей ребёнка во многом зависит, будет ли их дитя развивать врождённое или они будут его ориентировать на нечто иное.

Под влиянием внешних обстоятельств ребёнок может отойти от заложенного в нём языческого миропредставления. Тогда уже во взрослом состоянии приходится вернуться к своим истокам.


Как взрослый человек становятся язычником?


Современное время славянского этноса таково, что многим приходится восстанавливать связь с корнями, можно сказать, вновь становиться славянским язычником. В определённый момент человек говорит себе: «Кто я, если не язычник, почему я должен этого страшиться? Кто защитит исконную веру моих предков, их честь и достоинство? Кто защитит мою родную землю и право моих детей на достойную жизнь, на свободное право исповедовать языческую веру предков? Кто, если не я!».

И тогда он указывает в своем аккаунте социальной сети, что он славянин, родновер или язычник. Вступает в соответствующие социальные группы, ищет единомышленников, одевает славянскую одежду, участвует в обрядах. Начинает исследовать историю, культуру славян, стремится познать их традиции, религиозные основы. В определенный момент он выбирает путь служения своему роду, богам, предкам, потомкам. Однажды человек получает ясное подтверждение своего жизненного пути и сферы приложения своих сил.

Выработанное самим человеком мировоззрение характеризует его как личность. Языческое мировоззрение уже не нуждается в общинах, группах и жрецах, оно становится индивидуальным и самодостаточным условием жизни человека.

Три опоры образования человека

На чём базируется начальное образование человека с позиций славянской педагогики? На следующих трёх опорах:

– Осознание своей принадлежности славянскому роду, стремление ему принадлежать, соответствовать.

– Знание и понимание основ славянской культуры, мифологии, мировоззрения.

– Жизнь в согласии с природой, с её естественными ритмами, календарём.

Что означает, и как обеспечить образование ребёнка в отношении данных позиций?


1. Принадлежность славянскому роду


Славянский род для ребёнка предстаёт, прежде всего, через его родителей, семью, родных, предков. Почитание отца и матери, родственников, знание своей родословной до 7-го колена – таковы цели начального этапа развития ребёнка.

С позиций славянской педагогики отрабатывается и осознаётся взаимодействие ребёнка с другими людьми, с ближайшим социумом.

Каковы в этом блоке принципы и правила славянского образования? Перечислим правила древнеславянской педагогики, которые родились в глубине веков и дошли до наших дней, преобразовались в современные формы.

– Уклад семейных отношений: «любить не для себя, а для того, кого любишь. Жена любит мужа не для своего блага и интереса, а ради него – его дела и успеха. Муж любит жену не для собственного удовольствия, а для её комфорта, уюта, благополучия.

– Родители любят детей для их блага, ибо только они ответственны за их появление на свет. Дело души, нравственности и мудрости родителей – заслужить любовь, уважение, и чувство долга детей перед своими родителями.

– Задача отца – воспитать сынов с дочерями, приучить их к жизни праведной, воспитать в них трудолюбие, уважение к младости и почтение к старости.

– Главное в славянской педагогике – убежденность ребенка в том, что родители всегда сделают как надо.

– Ребенок – ученик и отдельный человек, способный и обязанный отвечать за себя.

– Учитель живёт так, как учит. Слова учителя (родителя) не расходятся с делом.

– Только уважая детей, мы не вправе ждать от них уважения. Советуйтесь с ребенком, интересуйтесь его мнением.

– Ребенок должен чувствовать и осознавать свою значимость, даже если он в чём-то не прав. Поправляйте его мнение без насмешек, обоснованно и понятно.

– Ребенок легко простит окрик, но не воспримет необоснованных претензий.

– Читайте ребенку 4—6 лет народные сказки. Показывайте ребенку мультфильмы, снятые по народным сказкам, особенно выпущенные в 1950—1960-е годы.

– Гуляйте с ребёнком в лесу, у реки, собирайте грибы, ловите рыбу. Объясняйте, что человек не царь природы, а её дитя. Дерево, цветок и божья коровка имеют такое же право на жизнь, как и он сам.


2. Славянские боги как язык взаимодействия с миром


Славянские боги и духи изучаются не сами по себе, но в связи с реальной жизнью ребёнка. Знание основного пантеона языческих богов славян складывается постепенно, его не нужно изучать так, как это делается во «взрослых» книгах – со строгой классификацией и обоснованным перечнем.


Для ребёнка важнее сам язык общения с окружающим миром языком славянских богов, их мифов, легенд.


Язык мифологии не менее серьёзный, чем традиционный научный. А для детей – он гораздо сильнее, поскольку задействует не только логические способности, но и образные.

В то же время вполне возможно и даже нужно изучать одно и то же явление или событие разными языками – научным и мифологическим. Например, гроза, гром и молнии изучаются на основе мифов о славянском боге Перуне, а так же как физические явления.

Почитание богов имеет в славянской педагогике каждодневные воплощения. Например, почитание Ярилы начинается утром с встречи Солнца, завершается после его захода, когда ребёнок ложится спать. События, связанные с ветром, позволяют понять бога Семаргла, гроза и молнии – бога Перуна.


3. Гармония с Природой


Природосообразность жизни постигается ребёнком в его взаимодействии с природой. Основные направления такого взаимодействия:

– Взаимодействие со стихиями природы: земля, вода, воздух, огонь.

– Взаимодействие с царствами природы: минералы, растения, животные.

– Питание, одежда, труд – они связаны с природой, берутся из неё.

Взаимодействие с Землёй, Солнцем, Вселенной необходимо организовывать в практических ситуациях, вопросах и словах родителя, учителя, в собственных эмоциональных переживаниях ребёнка.

Лучшим способом выстраивания отношения ребёнка с Природой выступает его взаимодействие с реальностью, а не с информацией в виде объяснений, текстов и картинок.

Принципы славянской педагогики

Принцип есть руководство к действию. По отношению к проектированию и практике общего образования в славянском этносе нами обоснованы следующие принципы:

– Самопределение ученика по отношению к славянским ценностям: семье, предкам, роду, славянским богам, природе.

– Личное целеполагание ученика наряду с другими внешними целями и требованиями.

– Органичное включение славянского этнического компонента во все учебные предметы и дисциплины.

– Первичность освоения славянской культуры и вторичность сопоставительного изучения аналогичных данных в других культурах (сначала Древняя Русь, потом Древние Греция и Рим).

– Деятельностное освоение славянских праздников, обрядов, фольклорных проявлений, ремёсел, бытовых видов деятельности.

– Продуктивная направленность образовательного процесса. Продуктивность означает создание учениками собственных образовательных продуктов, их сопряжение с культурно-историческими славянскими аналогами.

– Рефлексивное осознание учащимися и их педагогами (родителями, учителями) основных достижений ученика. Сравнение этих достижений с поставленными учеником целями. Выявление и оценка (самооценка) личностно-культурных приращений ученика.

Данные принципы конкретизируются в системе правил, которые относятся к основным сферам жизни и обучения. Правила постепенно осваиваются в конкретных действиях, деятельностях, делах ученика Правила входят в состав применяемых педагогом методик обучения и воспитания.

Прокомментируем принципы славянской педагогики и соответствующие им правила.

1. Самопределение ученика по отношению к славянским ценностям: семье, предкам, роду, славянским богам, природе.

Именно самоопределение ребёнка, а не простое усвоение им преподанного. Первично всегда суждение или решение ученика, которое затем предлагается сопоставить с культурно-историческими аналогами. Чтобы суждение или любое другое действие ученика возникло, педагог применяет технологию образовательной ситуации8. С помощью открытых вопросов или заданий ученик выражает своё понимание или отношение к любой изучаемой или встреченной теме или проблеме. Например, «Откуда появился мир?», «Какую форму имеет Земля?», «Как появляются люди?», «Есть ли у человека душа?». Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок не применял шаблоны или чужую информацию, а опирался на свои факты и собственные доказательства. После собственного самовыражения ребёнку предлагаются другие понимания. Тогда ученик всегда приходит к новым для себя результатам путём сопоставления. Причём, совсем не обязательно, что он изменит свою первоначальную версию, но будет иметь представление и о других.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Хуторской А. В. Педагогика: Учебник для вузов. – 2-е изд. [Электронное издание]. – М.: Эйдос, 2023. – 608 с.: ил. – (Серия «Высшее образование»). – С.15.

2

Волков Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. чл.-кор. АПН СССР, проф. И. Т. Огородникова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1974. – 375 с.

3

Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

4

Там же, с.15.

5

Орбини Мавро. Славянское царство. https://clck.ru/35M6j4

6

Хуторской А. В. Основы палеопедагогики // Хуторской А. В. История педагогики. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2022. – С.43—49.

7

Казанцева Д. Б. Основные ценности славянской культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. №1. С. 22.

8

Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – С. 339—349. https://eidos.ru/shop/catalog/books/met_teach/sov-didaktika_2021/

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги