– Вот он – Калинов мост, – буркнул кот.
– Какой-какой? Калинов?
У меня в голове что-то щёлкнуло – на реке Смородине, на Калиновом мосту. Да, да, да! Сказка была такая. Как я мог сразу не вспомнить?! Я и сейчас не помню. Названия помню. Помню, что читал я эту сказку точно. Даже вариантов нет – читал. Но про что там было – не помню. Бился кто-то с кем-то на Калиновом мосту. То ли со змеем Горынычем, то ли ещё с кем-то. Что же у меня с памятью? Нормально у меня с памятью, читал, наверное, классе в первом, разве ж всё упомнишь.
– Баюн, а почему мост Калинов? Снова скажешь, ягоды не при чём?
– Опять ты про ягоды?! Конечно, не при чём. Калинов мост, потому что из калёного железа сделан.
– Ага, – задумчиво кивнул я, – Калёный мост через Смердящую реку.
– Все так прямо и говорят, – недоумевал кот. – Калинов мост через реку Смородину.
Что мне ему объяснять, что для меня эти названия звучат очень по-ягодному? Вот ещё! Выяснили недоразумение и ладно. Мы подошли к самому мосту, я постучал по перилам – действительно металлический. И не ржавеет. Чья работа? Не буду спрашивать, есть и поважнее проблемы.
– Ну… я пошёл?
– Постой, Иван, – кот с трудом подбирал слова, – подумай хорошенько.
– Баюн, скажи уже, в чём проблема?! Почему ты не хочешь, чтобы я туда шёл?
– Не могу я сказать, – не на шутку разозлился кот.
– А я не могу остаться, – в тон ему ответил я.
– Да послушай ты! – кот цедил слова сквозь сжатые зубы, словно преодолевая сопротивление. – Если ты перейдёшь…
Вдруг чёрный пушистый зверь придушенно вскрикнул и повалился наземь. Я не сразу разглядел вокруг его шеи туманно-серую, прозрачную, едва видимую удавку. Кот скрёб её лапами, глаза его начали закатываться. Я бросился к нему. Схватился за удавку, пытаясь её сорвать, и тут же отдёрнул руку с воплем, ладонь мгновенно покрывалась волдырями ожогов. Кот уже почти не подавал признаков жизни, лишь хвост метался из стороны в сторону. Я стиснул зубы и бросился рвать удавку на его шее, руки жгло нещадно, и вскоре всё поплыло у меня перед глазами.
Первое, что я почувствовал, была тяжесть в груди и натужность дыхания, а ещё что-то неприятно скребло мне щёку. Я открыл глаза и в ужасе закрыл. Нет, может, кого-то такой вид бы обрадовал, но я не из их числа. Я лежал на спине, кот Баюн сидел у меня на груди и мокрым шершавым языком лизал мою щеку.
– Слезь с меня, – прохрипел я.
Баюн соскочил на землю, сел и стал умываться, облизывая лапу и потирая морду и за ухом. Я поднялся и поглядел на свои ладони. Ничего особо страшного не произошло, небольшие ожоги, несколько пузырей, но прикасаться к ним было больно.
– Что это было?
– Ничего особенного, – рыкнул кот. – Ты зачем вмешался? У тебя своих проблем мало?
– Не мог же я просто дать тебе умереть? – удивился я. – Это не по-товарищески.
– Да-да, – смутившись прошипел Баюн. – Я помню, ты уже это говорил.
– Когда? Ах да! Когда взял тебя на Индрика. Это было давно, не сбивай меня с мысли. Расскажи, что это было? Что с тобой случилось?
– Да так… наказание за то, что слишком много болтаю.
– За то, что ты пытался мне что-то рассказать? Ага. Ясно. Ну, и зачем же ты рисковал жизнью ради меня? Меня за это ты только что ругал.
– Это не только ради тебя и даже не столько ради тебя. Тебе ничего не грозит, ты же слышал не только Морану, но и Велеса.
– Тогда что же? – недоумевал я. Кот выразительно посмотрел на меня. – Ах, да! Ты не можешь сказать.
– Я могу сказать, как говорят люди: послушай женщину и сделай наоборот.
– Ясно-ясно, я уже понял. Но этого недостаточно.
Кот вздохнул. Вздыхай – не вздыхай, а мне этого мало. Давно понял, что кот имеет возражения, но какие, сказать не может. А мне что делать? Вот просто поверить его намёкам и помереть здесь в Нави? Они хоть что-нибудь толковое предложили? Вот передо мной мост, стоит только перейти на ту сторону, и я буду в обычном явном мире, самом простом и понятном. При этом можно быть уверенным, что переход для меня безопасен. Сам кот только что это подтвердил. Ну и какой у меня выбор получается? Идти и рискнуть неясными опасностями, грозящими вообще не мне, а, возможно, коту или бабе Яге. Или остаться: все довольны, один я живу в мире мёртвых и потихоньку теряю жизненную силу, которую никак не могу восполнить, и тихо жду, пока она кончится совсем. А когда она закончится? Наверное, я стану духом, призраком, как и положено быть в Нави. И тогда Яга и Баюн будут иметь надо мной полную и законную власть. Не этого ли они добиваются? Вообще, мне казалось, я нашёл с котом общий язык, но вдруг это только мне кажется? Нечистая сила умеет человеку голову заморочить, верить коту и Яге на все сто ни в коем случае нельзя.
Эх! Это не задачи в школе решать. От решения жизнь зависит, поневоле начнёшь колебаться. Неужели я такой нерешительный? Да, ты и раньше это знал. Ты всегда колеблешься, просто боишься принять ответственность за решение. Твоя извечная трусость. Ты же не пытаешься обмануть сам себя? Признайся!
Да, да, я просто боюсь. Боюсь решиться, боюсь последствий, боюсь ошибиться и сделать неверный выбор. Так! Хватить страдать и бояться! Отсидеться не получится, придётся решать прямо сейчас. Идти или нет? Здесь я уже кое-что видел, а там ждёт неизвестность. Неизвестность, но и новые возможности. Настоящий учёный-исследователь должен изучить все варианты. Всё! Решено! Иду на тот берег.
– Знаешь, Баюн, ты в общем-то неплохой парень. Я против тебя и Яги Виевны ничего не имею. Ты не обижайся, но я пойду на ту сторону. Я решил.
Кот вздохнул, опустил голову и покачал ей в расстройстве.
– Ну, что ж, Иван, иди, коли решился. Если надумаешь вернуться, поищи в лесу знакомую избушку. Что делать, ты знаешь. Пусть светлые боги не оставят тебя.
Я лишь кивнул, подумал, не сказать ли чего в ответ, но так и не нашёл подходящих слов. К месту было бы: «да пребудет с тобой сила»32, но кот не поймёт, не оценит. Лучше промолчу. Я отвернулся и шагнул к мосту. Решиться-то я решился, но выполнить решение было не так-то просто. Колени мои дрожали, шаги были неуверенными, мост отзывался моим шагам неясным глухим гулом. Шаг, другой, третий. Ну, давай, не подведи, Калинов мост. Тихонько-тихонько, мелкими шагами я миновал треть моста. Никаких особых впечатлений не было, ни жара, ни даже запаха от смердящей реки Смородины, никаких неприятных событий. Я оглянулся назад – я ведь не цветок папоротника несу, никто не предупреждал, что оборачиваться нельзя. Кот стоял у самого моста и смотрел мне в след. Я слабо улыбнулся, но кот никак не отреагировал, просто смотрел. Ну и ладно! Пойду дальше, не возвращаться же с позором.
Я двинулся дальше уже с большей решительностью. На середине моста в воздухе вдруг разнёсся звук лопнувшей струны. Я напугался, едва не споткнувшись, ухватился за перила и поморщился от боли в обожжённых ладонях. Не хочу даже разбираться, что это было, лучше потороплюсь на ту сторону. Я, не оглядываясь более, заспешил, зашагал решительно и под конец побежал. Только оказавшись на зелёной траве, отбежав от моста несколько метров, я оглянулся. Кот улепётывал от берега в сторону Тёмного леса. Это единственное, что я смог рассмотреть, потому как тот берег постепенно подёрнулся плотной дымкой, маревом, и разглядеть что-либо стало невозможным. Ну что ж, вполне естественно, мир духов недоступен простому глазу из Яви. Только мост был виден чётко и ясно.
Глава 20
Выходит, получилось? Я в обычном мире? Трава и лес впереди были зелёными, насколько хватало глаз. Зелёными на этот раз, надеюсь, без моей жизненной силы. И куда тут идти? Одни кусты и деревья. А ты хотел здесь асфальтовое шоссе увидеть и автобусную остановку? Тут и тропинки не найдёшь, живые, наверняка, к мосту не ходят, не за чем. Разве что изредка, герои какие-нибудь, богатыри. Ладно, пока подальше от моста, а там посмотрим. Я зашагал по лугу прямо к недалёкому лесу впереди. Отойдя метров с сотню, я оглянулся и замер с открытым ртом. На мост со стороны Нави медленно вползало нечто непонятное, огромное, жуткое. Ног у чудовища я не заметил, оно двигалось подобно улитке, но на бесформенном теле вилось несколько толстых змей или, возможно, это были шеи. Каждая такая шея заканчивалась головой с зубастой пастью, со множеством глаз, разбросанных на голове как попало. Голов было много, шеи-змеи всё время извивались, не давая сосчитать головы, но их было никак не меньше десятка. Шкура чудовища была зеленоватой, пупырчатой, словно жабьей, если, конечно, вы можете представить себе жабу высотой с паровоз.
Жуткая тварь разинула несколько пастей и издала протяжный унылый вой. Это стало последней каплей, и я в ужасе бросился бежать прочь, не разбирая дороги. Лес не показался мне надёжной защитой, и я бежал и бежал, лишь уворачиваясь от веток и огибая деревья. Конечно, по лесу я не мог бежать быстро, но всё-таки удалялся от реки Смородины, от Калинова моста, от ужасного чудовища. Когда я совершенно выдохся, я перешёл на шаг, ладонью смахивая со лба пот и надсадно дыша. Ещё минут через двадцать я смог более-менее связно соображать. Мысли тем не менее крутились только вокруг виденной мной твари. Вот скажите, откуда она взялась? На той стороне я оглядывал берег в обе стороны – не было там никого, кроме нас с котом. Ползает тварь, очевидно, не быстро. Неоткуда было ей взяться. Разве что маскировалась, так что я не видел. Это, конечно, возможно. Но кот и Велес, и Морана утверждали, что мост безопасен. Вот уж что-что, а безопасной эта тварь не выглядела.
Что хоть это было? Жаба-переросток? Нет, жабу она только шкурой напоминала, а вот головами… Медуза горгона?33 Нет, та была похожа на женщину, и лишь вместо волос были змеи, и потом, я в глаза чудищу посмотрел и в камень не превратился. Логическим путём Медуза Горгона исключается. Змей Горыныч? Хм. Голов много, но на классического змея никак не похож: лап нет, крыльев нет, да и вообще… что я, змея Горыныча на картинках не видал. Э… Моя фантазия иссякла? Как можно описать подобное чудо-юдо? Так, стоп! Стоп-Стоп! Естественно, я не остановился и не прекратил шагать прочь от реки, просто мне показалось, что я поймал мысль. А ведь я угадал! Теперь я вспомнил, кто с кем дрался на Калиновом мосту на реке Смородине. Там Иван-крестьянский сын победил чудо-юдо поганое. Ох, что-то мне эти аналогии и параллели совсем не нравятся. Я, конечно, не крестьянский сын, в том смысле, что родители у меня не крестьяне, но я Иван и притом не царевич. Для местных, должно быть, я крестьянский сын и есть.
Ну, если кто-то надеется, что я буду сражаться с этим чудом-юдом, то он глубоко заблуждается. Я к этому кошмару ни за что не вернусь и на километр не приближусь, мне одного взгляда издалека хватило, чтобы бежать без оглядки, драпать без остановки. Да о чём я вообще? У меня здесь совершенно другие задачи, мне нужно домой вернуться, а не мир спасать. Пусть этим богатыри занимаются.
Солнце уже клонилось к закату, когда я наконец учуял в воздухе запах дыма. Не жильё ли поблизости? Надеюсь, что так. Вот ночевать в лесу мне совсем не хочется. Это ведь обычный лес, здесь, должно быть, волки и медведи водятся, нет желания с ними общаться. Я двинулся, ведомый обонянием, затем расслышал отдалённый лай собак. Отлично. Где дым и собаки, там люди, а где люди – там еда и ночлег. Попрошу попить, а то так есть хочется, что переночевать негде.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
А. С. Пушкин. Руслан и Людмила.
2
Навь – невидимый людям мир духов, теней и непознанного. Подземное царство.
3
Явь – срединное царство, отданное людям, реальный действительный мир. Земное царство.
4
Жива – славянская богиня жизни и плодородия. Воплощает жизненную силу (имеющую такое же название «жива»).
5
Морана (Морена) – славянская богиня смерти, зимней стужи и ночи.
6
Вий (Вый) – у древних славян тёмный бог, хранитель среднего царства нави. Сын Чернобога. Судья над мёртвыми, повелитель мучений для грешных душ, хозяин ночных кошмаров, видений и привидений.
7
Сварог – у древних славян бог-творец, мужская ипостась Рода.
8
Чернобог (чёрный змей) – у древних славян бог нави, хозяин подземного мрака.
9
Правь – небесное светлое царство богов. Надземное царство.
10
Славь – в некоторых толкованиях разделяют невидимый мир духов (навь) на два отдельных царства. Навь – мир тёмных духов, нечистой силы. Славь – мир духов предков и покровителей.
11
Перун – у древних славян бог грозы и воинской дружины.
12
Макошь (Мокошь) – у древних славян богиня судьбы. По преданию плела пряжу из нитей жизни, скручивая их воедино и связывая узелки. Как сплетётся нить жизни, так и сложится судьба.
13
Ирий – у восточных славян рай, райский сад.
14
Синяя Сварга – у славян небеса, сотворённые Сварогом, обитель богов.
15
Купала − у древних славян божество летнего солнцестояния. Ночью в день летнего солнцестояния (самый длинный день, самая короткая ночь в году) праздновалась ночь Купалы. Позднее с распространением на Руси христианства в народной традиции праздник в честь Купалы слился с праздником в честь Иоанна Крестителя, традиции празднования смешались, и сам праздник стал называться ночь Ивана Купалы.
16
Кострома – у древних славян божество летнего солнцестояния. Сестра Купалы.
17
Велес (Волос) – у древних славян бог мудрости и богатства. Покровитель животных.
18
Семаргл – у древних славян бог огня, вестник богов, объединяющий их силы.
19
Сирин – божественная птица с женским лицом. Воплощение печали.
20
Алконост − божественная птица с женским лицом. Воплощение радости.
21
Стихи Владимира Высоцкого. Гамаюн − вещая птица с человеческим лицом, которой ведомо будущее и прошлое.
22
Стратим – птица ветер, воплощение бога ветра Стрибога. Могол – могучая птица из нави с железными когтями.
23
Артефакт (лат. artefactum от art – искусственно + factus – сделанный) в обычном понимании – любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности.
В ролевых играх, в том числе компьютерных играх, и фэнтези – предмет, как правило уникальный и обладающий особенными, магическими свойствами.
24
Александр Сергеевич Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.
25
Рух – в средневековом арабском фольклоре огромная (как правило, белая) птица размером с остров, способная уносить в своих когтях и пожирать слонов. Самое заметное описание находится в сказках «Тысяча и одна ночь».
26
«Обыкновенное чудо» – двухсерийный советский художественный телефильм 1978 года. Экранизация одноимённой пьесы Евгения Шварца. Режиссёр и сценарист: Марк Захаров. «Мосфильм».
27
Дежавю́ или дежа вю (фр. déjà vu) – психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, подобном месте, однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем.
28
Индрик – в славянской мифологии подземный зверь (зверь подземного мира, нави), прародитель всех земных зверей.
29
Кощей – у древних славян бог зла, хозяин самого нижнего навьего царства.
30
Харон (др.-греч. Χάρων – «яркий») в греческой мифологии – перевозчик душ умерших через реку Стикс в Аид (подземное царство мёртвых).
31
Стикс (др.-греч. Στύξ «чудовище», лат. Styx) – в древнегреческой мифологии олицетворение первобытного ужаса и мрака, из которых возникли первые живые существа, и персонификация одноимённой мифической реки Стикс, отделяющей мир живых от мира мёртвых.
32
«Да пребудет с тобой сила» (англ. "May the Force be with you") – известная фраза из фантастической киноэпопеи «Звёздные войны», означавшая пожелание удачи, которая обычно произносилась при расставании двух людей или появлении какой-либо трудной задачи у кого-то.
33
Горго́на Меду́за (др.-греч. Μέδουσα – «защитница, повелительница») – наиболее известная из трёх сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Её взгляд обращал человека в камень. Была убита Персеем. Упомянута в «Одиссее».
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги