Книга Курс великой страны – обзор и перспективы новой демографической политики Китая - читать онлайн бесплатно, автор Сюэюань Тянь. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Курс великой страны – обзор и перспективы новой демографической политики Китая
Курс великой страны – обзор и перспективы новой демографической политики Китая
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Курс великой страны – обзор и перспективы новой демографической политики Китая

Вторая часть включала в себя обсуждение ряда вопросов, касающихся демографической политики «одна семья – один ребенок». Всего данная часть включала шесть вопросов:

1) Вопрос рабочей силы и иждивенческого населения. Анализ показывает, что количество населения трудоспособного возраста будет увеличиваться, а затем уменьшаться в течение следующего полувека и что в этот период нет необходимости беспокоиться о рабочей силе, нехватке военнослужащих и увеличении иждивенческого населения. Однако, учитывая долгосрочный и прогрессивный характер развития населения, планирование населения и демографическая политика должны иметь долгосрочные перспективы.

2) Вопрос качества населения. В рамках пропаганды демографической политики «одна семья – один ребенок», особое внимание необходимо уделять улучшению качества населения. Необходимо усилить исследования в области генетики, чтобы улучшить качество китайской нации в целом.

3) Вопрос организации социального обеспечения пожилых людей. Отмечается, что после начала реализации демографической политики «одна семья – один ребенок» обязательно найдется пожилой человек, который будет зачастую оставаться без присмотра. Необходимо решить не только пенсионный вопрос, но и вопросы строительства жилья, бытового обслуживания, госпитализации и другие аспекты. Соответствующие ведомства должны серьезно изучить вопросы организации социального обеспечения пожилых людей, составить план решения проблем, чтобы в корне избавить массы от забот.

4) Вопрос воспитания единственных детей. В результате реализации демографической политики «одна семья – один ребенок» единственные дети могут вырасти капризными, неуважительными и менее способными к самостоятельной жизни, в связи с чем необходимо прикладывать большее количество усилий в рамках воспитания.

5) Вопрос методов и средств контрацепции. Было отмечено, что необходимо усилить исследования для скорейшего создания более безопасных, надежных, простых и эффективных противозачаточных средств.

6) Вопрос гендерного соотношения. Было отмечено, что в результате реализации демографической политики «одна семья – один ребенок» некоторые люди находятся под влиянием идеи наследственности, что может повлечь за собой случаи утопления или оставления в приютах младенцев женского пола, что требует особого внимания и должно караться с законодательной точки зрения.

Третья часть включала в себя различные рекомендации. Всего предоставлялось семь рекомендаций.

1) Формирование общественного мнения и усиление пропаганды и просвещения. Отмечается, что пропаганда демографической политики «одна семья – один ребенок» – это революция в концепции рождаемости, обуславливающая необходимость сформировать соответствующее общественное мнение и приложить усилия для качественной работы в рамках пропаганды. Предлагается, чтобы такие газеты, как «Жэньминь Жибао» и «Гуанмин Жибао», открыли раздел по теории народонаселения и планированию семьи; чтобы Китайская академия общественных наук создала институт демографических исследований и издавала журнал по демографическим исследованиям; чтобы в средних школах проводились уроки по физиологическому здоровью, сексуальному просвещению и демографическому образованию; чтобы факультеты политологии и экономики при высших учебных заведениях добавили дисциплины по теории народонаселения; чтобы Государственный совет создал образовательные дисциплины по планированию семьи. Управление планирования семьи при Госсовете пополнило штат научных сотрудников и усилило исследовательскую работу, чтобы лучше понять научный характер своей работы.

2) Незамедлительное принятие правил о планировании семьи. Было отмечено, что в настоящее время в разных местах существуют разные градации поощрений и наказаний, при этом льготы не гарантированы. Правовая база для различных положений недостаточна, и в их применении много противоречий. Когда некоторые положения противоречат положениям других областей, их зачастую называют «политикой местных властей», что обуславливает невозможность добросовестной реализации. Товарищи на собрании выразили надежду на то, что единые национальные правила в законодательном аспекты будут изданы скорее раньше, чем позже.

3) Создание Комиссии по урегулированию народонаселения. Отмечается, что Китай – большая страна с населением, численность которого составляет около миллиарда человек, и проблема народонаселения включает в себя широкий круг вопросов и требует различного рода взаимодействий, что несовместимо с развитием актуальной ситуации. Для более эффективного проведения единой демографической политики, содействия научному развитию народонаселения и достижения стратегической цели контроля численности населения предлагается создание государственной Комиссии по урегулированию народонаселения для комплексного управления демографическими вопросами.

4) Постепенное внедрение социального страхования для пожилых людей. Было отмечено, что вопрос социального страхования пожилых людей должен решаться с сегодняшнего дня. Три схемы социального страхования, предложенные страховыми компаниями, были направлены вместе с «Докладом». Принципиально важно создание фонда страхования пожилых людей в коллективных единицах, не имеющих пенсионной системы. Что касается условий проживания, акцент необходимо делать на единое планирование и предоставление различных удобств для пожилых людей, у которых нет детей, способных позаботиться о них в старости.

5) Внедрение целевых показателей контроля роста населения. В «Докладе» не выражено ни согласия, ни несогласия с целью снижения темпов роста населения до 5.0%о в 1985 г. и до нуля в 2000 г., которая была представлена на обсуждение Симпозиума. Вместо этого в «Докладе» говорится: «Даже если цели демографической политики «одна семья – один ребенок» будут достигнут в 1985 г., естественный прирост населения, близкий к нулю, будет достигнут к концу века, а для достижения нулевого показателя потребуется период вплоть до 2004 г.». Основное замечание касалось снижения брачного возраста, которое обсуждалось Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей, поскольку это противоречит поощрению поздних браков и позднего деторождения, вследствие чего было выдвинуто предложение попросить Центральный комитет пересмотреть это решение; если оно не может быть изменено, следует принять соответствующие меры.

6) Пропаганда демографической политики «одна семья – один ребенок» и тщательной заботы о здоровье женщин и воспитании детей.

Предлагается, чтобы департаменты здравоохранения и образования укрепляли охрану женского здоровья, популяризировали новые методы проведения родов, развивали соответствующие способы медицинского лечения, осуществляли научные исследования и поддерживание образование, что позволит ограничить рождаемость и обеспечить лучшее воспитание детей.

7) Вознаграждение за единственного ребенка. В докладе признается положительный эффект демографической политики «одна семья – один ребенок» в различных местах за последний год и предлагается, чтобы расходы по этой программе были покрыты государством и местными органами власти соответственно, учитывая трудности, с которыми столкнулись некоторые предприятия, административные единицы, безработные городские жители и сельские общины, находящиеся в затруднительном положении.

Объем основной части «Доклада» составляет около 5 600 иероглифов, что обуславливается нехваткой места, позволяющего подробно остановиться на многих вопросах. Наряду с этим, «Доклад» включает в себя пять приложений:

Приложение I. О текущих демографических проблемах в Китае.

Приложение II. Предложения в рамках демографической политики «одна семья – один ребенок».

Приложение III. Закон Китайской Народной Республики о планировании семьи (для пробного применения, обсуждение пятого проекта).

Приложение IV. Обзор деятельности ведомств по вопросам народонаселения на Филиппинах, в Таиланде, Малайзии и Сингапуре.

Приложение V. Обсуждение вопросов страхования в рамках планирования семьи в сельской местности.

Из пяти приложений Приложение II имеет наиболее прямое отношение к основной теме «Доклада», подразумевающей содействие демографической политике «одна семья – один ребенок», и фактически является дальнейшим развитием концепций и идей основного доклада. Поскольку это приложение было составлено автором данной книги, по совместительству являвшимся руководителем симпозиума, меня попросили указать свое имя и представить его в знак ответственности.

Приложение II. Предложения в рамках демографической политики «одна семья – один ребенок» состоит из трех частей.

В первой части объясняется необходимость реализации демографической политики «одна семья – один ребенок» и указывается важность фокусировки на текущей демографической ситуации и будущих тенденциях.

Во второй части предлагается реализация демографической политики «одна семья – один ребенок» примерно до 2010 г., обуславливается необходимость четко донести до населения идею, согласно которой политика «одна семья – один ребенок» – это не постоянный план, а политическая установка, ориентированная на определенный период времени, а именно на цикл воспроизводства населения, то есть примерно до 2010 г. Ожидается, что к 2010 г. такие аспекты общества, как общее количество населения, население трудоспособного возраста, индекс зависимости и старение населения не будут сопряжены с серьезными проблемами.

В третьей части предлагается, что коэффициент рождаемости должен быть соответствующим образом скорректирован после 2010 г. Анализ предсказывает факторы, изложенные ниже.

1) Несмотря на то, что общая численность населения в 2010 г. будет выше, чем на момент написания «Доклада», тенденция роста численности населения замедлится.

2) Несмотря на то, что численность населения трудоспособного возраста также будет выше нынешнего уровня, она будет сокращается более быстрыми темпами.

3) Несмотря на то, что индекс зависимости в течение длительного времени будет оставаться ниже нынешнего уровня, индекс зависимости радикально изменится, а индекс старения быстро вырастет.

Именно по этой причине смягчение вышеописанных факторов требует реализации демографической политики «одна семья – один ребенок» примерно до 2010 г. После этого средний коэффициент рождаемости должен быть немного повышен, чтобы не усугублять вышеупомянутые проблемы. Тем не менее, принципиально важно сохранить общую численность населения относительно стабильной на более желаемом уровне. Справедливости ради следует отметить, что даже сегодня такое предложение и аргументы были по меньшей мере разумными и прозорливыми.

В связи с этим я считаю, что демографическая политика «одна семья – один ребенок» в 1980 г. имела конкретные исторические предпосылки, связанные с дефицитом экономики и противоречивым перенаселением. Был принят «двуединый» подход, подразумевающий, с одной стороны, энергичное развитие экономики и увеличение предложения, а с другой стороны, контроль роста населения и снижение бремени потребления. Это стратегия, которой следует придерживаться как на фронте производства, так и на фронте потребления, и это невозможно отрицать. Такой подход доказал свою эффективность и привел к быстрому и устойчивому росту национальной экономики в долгосрочной перспективе. На практике «демографические дивиденды» от «золотого века» изменения возрастной структуры населения уже пожинаются, а жизнь людей улучшается так, как никогда раньше. Невозможно отрицать тот факт, что жизнь людей от состояния голода и выживания ради пропитания в прошлом перешла к стадии общества умеренного процветания, благодаря чему достижение всестороннего процветания государства находится в пределах досягаемости. Разумеется, эти достижения, в основном, являются результатом политики реформ и открытости.

Однако мы не должны забывать, что демографическая политика и управление также являются частью политики реформ и открытости, включая введение демографической политики «одна семья – один ребенок» и её корректировки с 2010-х гг., что само по себе представляет реформы.

Можно утверждать, что без политики реформ и открытости не было бы ни демографической политики «одна семья – один ребенок», ни корректировки демографической политики в 2010-х гг. В целом, демографическая политика, осуществляемая государством с 1980 г., была в основном правильной, и положительный импульс и преимущества, которые она сформировала, лежат в основе многих аспектов жизни государства. Есть ли негативные стороны данной политики? Да.

В частности, отсутствие решения проблем однодетных семей, нерациональная реформа социального обеспечения пожилых людей, тот факт, что сельским семьям разрешено иметь двух детей, и задержка корректировки демографической политики, когда это следовало бы сделать, сопряжены с очевидными недостатками и привели к некоторым негативным последствиям. Однако, как уже говорилось выше, эти проблемы были предусмотрены, и решение их планировалось еще в 1980 г. при введении политики, но на практике они не были полностью реализованы и выполнены в достаточной мере, а корректировка политики была проведена с опозданием. Только на основе реалистичной оценки, анализа и изучения проблем и воздействий можно научно обосновать необходимость улучшений, средства устранения проблем и принять реалистичные политические меры. В частности, отдельным лицам и группам, пострадавшим при реализации демографической политики «одна семья – один ребенок», должна быть предоставлена необходимая компенсация, включая материальную и моральную компенсации.

Будь то введение демографической политики «одна семья – один ребенок» в начале 1980-х годов, последующая стабилизация демографической политики в течение более чем трех десятилетий или корректировка политики рождаемости населения на «второй ребенок – в семью, где один ребёнок» в 2013 г. и «каждой семье – два ребенка» в 2015 г., политические установки отражают изменение предельных издержек на содержание детей и выгоды от их содержания. Политика отражает контекст, в котором изменилась предельная выгода от издержек на содержание детей. В чем заключается вознаграждение? Намерение состоит в том, чтобы увеличить выгоду для родителей от рождения единственного ребенка. В чем заключается сбор за незапланированные рождения? Намерение состоит в том, чтобы увеличить стоимость содержания незапланированного ребенка. Основная цель данных установок – стимулировать и побудить людей иметь детей в соответствии с требованиями планирования семьи путем регулирования затрат и выгод от рождения детей, увеличить процент единственных детей и эффективно контролировать рост населения. К 2010-м гг. «постдемографический переход» достиг своей середины, и пришло время корректировать демографическую политику. Китай в целом достиг статуса страны со средним уровнем дохода, а соотношение затрат и выгод, связанных с рождением детей, претерпело фундаментальные изменения, превратившись из стимула в антистимул к рождению детей. В этот момент пришло понимание, что либерализация политики рождаемости не приведет к новому всплеску рождаемости. С этой целью в данной книге представлена теория затрат и выгод, связанных с рождением детей, и расширена теория затрат и выгод, связанных с социальными издержками, которую я предложил и обосновал, чтобы улучшить теоретическую интерпретацию практической демографической политики.

Часть III. «Перспективы корректировки демографической политики» включает в себя следующие главы.

• Глава VIII. Основные тенденции изменения численности населения в XXI в.

• Глава IX. Взаимосвязь демографической политики и стратегии развития народонаселения

• Глава X. Будущая политика в области народонаселения.

I. Новая динамика в новую эпоху

Новая динамика изменения численности населения. «Золотой век» изменения возрастной структуры населения обеспечил «демографический дивиденд», который достиг своего пика в 2010 г., когда доля трудоспособного населения в возрасте 15-64 лет достигла своего максимума, а доля пожилых и молодых иждивенцев упала до рекордно низкого значения. «Демографический дивиденд», обеспеченный «золотым веком» изменения возрастной структуры, достиг своего пика. С тех пор доля населения трудоспособного возраста имела тенденцию к снижению, а после 2013 г. достигала рекордных значений, в то время доля пожилого и молодого населения, и особенно доля пожилого населения, имела тенденцию к более быстрому росту. Наметилась новая тенденция в изменении и развитии населения, которая обусловила новую динамику изменения численности населения. Несмотря на сохраняющиеся медленные темпы роста населения, уровень рождаемости упал до чрезвычайно низкого уровня, вследствие чего примерно к 2030 г. прогнозируется нулевой прирост населения. В 2015 г. была реализована политика «каждой семье – два ребенка», что оказало определенное влияние на уровень рождаемости и темпы прироста населения. Статистика показывает, что после корректировки политики рождаемость и темпы роста сначала снижались, а затем немного увеличивались. В 2015 г. рождаемость и естественный прирост населения снизились до 12. 07%о и 4.96%о соответственно; в 2017 г. незначительно выросли до 12.43% и 5.32%11; в 2018 году они немного снизились до 10.94% и 3.81%12.

В целом, наблюдалось сочетание увеличения и уменьшения темпов прироста населения с незначительным увеличением в первый год после корректировки политики, за которым последовало незначительное уменьшение, что обусловило новые тенденции в качестве населения. Термин «качество населения» долгое время был камнем преткновения, непоследовательности, путаницы и противоречивых определений. Не столь важно, что существуют различия в определениях. Проблема в том, что понятие должно содержать четкие трактовки и расширения, а определение должно предоставлять количественные показатели, которые можно оценить. В прошлом существовали некоторые ссылки и определения, такие как культурное качество населения и идейно-политические качество населения, но содержание и расширение определения более произвольны.

Автор определяет три аспекта качества населения следующим образом: качество физического здоровья, качество интеллектуального развития и образованности, качество культурного развития и цивилизованности. Во-первых, это говорит о том, что качество населения – это качественная характеристика человека, демонстрирующего потенциал в плане физических способностей, интеллектуальных способностей и культурного развития. Во-вторых, это означает, что существуют соответствующие индикаторы, показывающие, что качество населения является измеряемой характеристикой. В обществе существует широкий консенсус относительно того, что качество физического здоровья и качество интеллектуального развития и образованности могут быть значительно улучшены. Однако разрыв с передовыми странами по-прежнему весьма велик, и существует необходимость в комплексном улучшении аспектов качества населения. Для улучшения качества физического здоровья населения необходимо сосредоточиться на реформах в области здравоохранения, чтобы избавиться от идеи «кто платит – тот и здоров», а реформы в области физической подготовки должны быть основаны на повышении качества физического состояния населения. Для повышения качества интеллектуального развития и образованности реформа должна быть направлена на систему образования и научно-технологический сектор, что подразумевает необходимость избавления от институционального механизма, основанного на тестах. Существуют различные мнения по поводу того, насколько высок уровень качества культурного и цивилизованного развития. В центре реформы должно быть формирование правильных взглядов на жизнь и ценностей и поддержание ценностей, основанных на принципах всеобщего процветания.

Новые тенденции в естественной структуре населения. После более чем 30 лет поддержки демографической политики «одна семья – один ребенок» и жесткого контроля за ростом населения естественная структура населения, в основном в рамках возрастной и гендерной структуры, претерпела значительные изменения. Для углубления реформы крайне важно исправить структуру населения в демографической стратегии и демографической политике. Автор не согласен с тем, что корректировке возрастной и гендерной структуры населения следует отводить незначительное место и что контроль над численностью населения должен осуществляться без учета несбалансированности; автор также не согласен с тем, что ей следует отводить главную и решающую роль. Отведение незначительного места корректировке может привести к дисбалансу в возрастно-половой структуре, что может иметь необратимые негативные последствия и поставить население и социально-экономическое развитие в трудное положение.

Постановка возрастной и гендерной структуры населения на первое место, например, стимулирование и повышение рождаемости с целью избежать старения населения, в конечном итоге может привести к новой волне старения, когда современное поколение достигнет пожилого возраста, в результате чего комплексное и рациональное решение проблемы народонаселения попадет в ловушку «замкнутого круга», не достигнув цели. Решение проблемы старения населения не должно быть ориентировано на устранение внешних признаков проблемы, а может быть осуществлено только в рамках общей стратегии развития населения с основным акцентом на других составляющих, с учетом необходимости поддержания всеобъемлющего баланса и поиска комплексного решения.

II. Изменение стратегических приоритетов в развитии народонаселения и корректировка демографической политики

После начала реализации политики реформ и открытости автор принимал участие в стратегии трех шагов развития населения, которая объединяет контроль количества населения, улучшение качества населения и корректировку структуры населения, причем акцент на том или ином аспекте изменяется от периода к периоду. На первом этапе основное внимание уделяется контролю численности населения, при этом учитывается повышение качества населения и реструктуризация населения. На втором этапе основное внимание уделяется общему улучшению качества населения с учетом контроля численности населения, реструктуризации населения и устойчивого развития населения и ресурсов, окружающей среды, экономики и общества. На третьем этапе принципиально важно позиционировать демографическое развитие в направлении умеренного количества населения во всех аспектах. При этом важно поддержать не только умеренное количество населения, но и его относительно высокое качество, а также рациональную структуру. Население, ресурсы, окружающая среда, социально-экономическое развитие должны быть скоординированы и устойчивы. Иными словами, изменения и развитие самого населения должны находиться в гармонии с внешней природной и социальной средой и взаимодействие между населением и внешней природной и социальной средой также должно осуществляться гармонично. Прошло более 70 лет с момента основания Нового Китая, более 40 лет с момента начала реализации политики реформ и открытости и почти 40 лет с момента усиления демографической политики в 1980 г.

В условиях бурных экономических, политических и социальных изменений стратегии и политика развития народонаселения постепенно вызревали, вследствие чего наметилась четкая траектория поэтапных характеристик. В настоящее время стратегия развития народонаселения достигла середины второго этапа, а демографическая политика «каждой семье – два ребенка» осуществляется уже на протяжении нескольких лет. В настоящее время демографическое развитие Китая от «планирования семьи», популярного в рамках международного сообщества, отделяет всего один шаг. Именно на этом этапе наиболее вероятна стратегия развития народонаселения и демографическая политика, в которой акцент делается на «конечной цели». Это решающий шаг вперед, который окажет глубокое влияние на будущие стратегии и политику развития народонаселения.

Принципиально важно иметь четкое представление о втором шаге – сосредоточении на общем улучшении качества населения. Почему стратегия развития народонаселения и текущая демографическая политика должны перейти к общему улучшению качества населения, а не продолжать фокусироваться на контроле роста населения или корректировке его структуры? На то есть ряд причин,

Во-первых, изменение стратегий развития народонаселения и приоритетов демографической политики является результатом действия законов изменения и развития народонаселения. После того как в 1991 году коэффициент рождаемости упал ниже уровня воспроизводства, коэффициент естественного прироста населения стал отрицательным. Потенциал роста населения постепенно снижается, и, если нынешний уровень рождаемости сохранится в течение длительного периода времени, общая численность населения постепенно перейдет к нулевому или отрицательному росту, вследствие чего смещение стратегического акцента с количественного контроля является объективным требованием самого закона воспроизводства населения. На каком этапе произойдет этот сдвиг? В ученых кругах существуют различные мнения. Как уже упоминалось, некоторые выступают за переход к демографической перестройке, что особенно касается возрастной структуры населения. Причина заключается в том, что в течение последних тридцати лет реализации демографической политики с преобладанием одного ребенка в семье рождаемость снижалась, что привело к сокращению доли трудоспособного населения, нехватке рабочей силы и весьма серьезному старению. Однако подобная возрастная реструктуризация все же представляет собой попытку повысить уровень рождаемости и скорректировать политику рождаемости с учетом ограничений в области рождаемости, что имели место быть в прошлом. В настоящее время предлагается реализовать политику поощрения рождаемости. Следует отметить, что такое предложение не лишено оснований.