Книга Курс великой страны – обзор и перспективы новой демографической политики Китая - читать онлайн бесплатно, автор Сюэюань Тянь. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Курс великой страны – обзор и перспективы новой демографической политики Китая
Курс великой страны – обзор и перспективы новой демографической политики Китая
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Курс великой страны – обзор и перспективы новой демографической политики Китая

Фактически, две корректировки политики рождаемости в 2013 и 2015 гг. уже учитывали данный момент. Разница лишь в том, что теперь это «либерализация» рождаемости, а не «поощрение и стимулирование». Необходимо дать четкий ответ: достиг ли Китай той точки, когда существует дефицит населения и рабочей силы, когда необходимо поощрять рождаемость и стимулировать рост населения, а также претворять в жизнь соответствующую политику поощрения рождаемости? Я не сторонник введения демографической политики, поощряющей деторождение, и считаю, что нынешняя корректировка все еще находится на стадии «либерализации» рождаемости, когда права принимать решения относительно количества детей и временных интервалов между родами полностью возвращаются гражданину. Еще не пришло время, когда «слишком поздно поощрять деторождение». Какова доля трудоспособного населения Китая и почему необходимо сохранять столь значительную долю населения, и в особенности трудоспособного населения? Абсолютно точно, что для корректировки возрастной структуры населения необходимо определенное опережение. Но как определить это «опережение» и каковы критерии? В 2017 г. доля граждан в возрасте старше 65 лет в Китае составляет 11.4% и, вероятно, достигнет 12 .0% только в 2019 г. В данном контексте неуместно чрезмерно интерпретировать пропаганду старения. Важно понимать, что старение – это основная демографическая тенденция в мире, в том числе и в Китае, и что оно является неизбежным результатом снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни. Мы не стремимся искоренить старение, а стремимся контролировать возможный уровень старения и не переступать социально допустимый порог. Таким образом, корректировка политики, направленной на повышение рождаемости, заключается не в том, чтобы обратить вспять сложившиеся тенденции или изменить исторические тенденции повышения рождаемости. Скорее, демографическая политика должна быть основана на предпосылке, согласно которой старение является неизбежной тенденцией развития, а возможные масштабы старения должны разумно контролироваться и удерживаться в допустимых пределах. Текущие и будущие тенденции развития не столь сильно отличатся от первоначальных прогнозов, в основном следуют адекватной траектории и представляют собой необходимый этап для достижения второй и третьей стратегических целей. Что такое «рациональный уровень» старения? Хорошо известно, что старение – это развивающаяся концепция и что по мере увеличения продолжительности жизни критерии оценки старения постоянно повышаются. Однако положительная взаимосвязь между старением и социально-экономическим развитием является неоспоримым фактом. Декларируемая Китаем цель двухсотлетия заключается в достижении умеренного процветания на территории всей страны к середине XXI в. В этом случае допустимо принять нынешний уровень общего старения в развитых странах за верхний предел, который к тому времени преодолеть не представляется возможным. Корректировка политики рождаемости с учетом этого показателя является безопасной и целесообразной. Таким образом, корректировка демографической политики не должна проводиться по принципу «жать на газ, чтобы ускориться», а должна быть контролируемой по времени, интенсивности и ритму, чтобы следовать конечной цели и ориентирам стратегии демографического развития.

Во-вторых, изменение стратегии развития народонаселения и демографической политики в сторону повышения качества населения является объективным условием качественного социально-экономического развития. Как известно, есть два основных пути развития производства: увеличение количества труда или повышение производительности труда. В первые тридцать лет реализации политики реформ и открытости Китая (1978-2012 гг.) путь развития, в основном, базировался на увеличении количества рабочей силы, главным образом опираясь на инвестиционную, количественную экспансию, а также достаточно грубое и неконтролируемое развитие. В 2013 г. на Третьем пленуме ЦК КПК 18-го созыва было принято решение об углублении реформ, что ознаменовало начало нового исторического периода качественного и всестороннего развития, основанного на повышении производительности труда. Как можно повысить производительность труда и добиться качественного развития? Технология – это ключ, а образование – фундамент, который в конечном итоге сводится к повышению качества населения. Если включить повышение качества населения в комплексную реформу здравоохранения, научно-технического сектора, образовательной и социальной сфер, то накопление человеческого капитала усилится, что будет способствовать неуклонному росту производительности труда и качественному развитию.

Как китайская идиома гласит: тридцать лет на востоке, тридцать лет на западе – всё течет и меняется. Стратегия развития народонаселения и демографическая политика Китая вступили в новую фазу, второй этап которой подразумевает комплексное улучшение качества населения, что представляет собой весьма затруднительное мероприятие. Автор всегда был убежден, что социально-экономическое развитие является основой для изменения и развития населения, а демографическая политика – это внешние условия, способствующие или препятствующие изменению и развитию населения, и ее роль не может быть незначительной и незаменимой. В связи с этим необходимо подвести итоги прошлого и извлечь уроки как из положительного, так и из отрицательного опыта. Что еще более важно, так это заглянуть в завтрашний день и разработать стратегии и политические установки, в основе которых лежал бы научных подход, а не вымышленные, оторванные от реальности концепции. Подобные стратегии и политические установки должны бы интегрированы в цель великого возрождения китайской нации.

III. Китайский путь «планирования семьи»

Автор описывает третий этап стратегии развития населения Китая как всесторонне развитое, умеренно процветающее население. Иными словами, численность населения должна соответствовать требованиям, качество физического здоровья, качество интеллектуального развития и образованности, качество культурного развития и цивилизованности должны быть на высоком уровне, структура населения – в основном естественная структура населения в плане гендерных и возрастных характеристик- рациональна, а развитие населения, ресурсов, окружающей среды, экономики и общества устойчиво.

Во-первых, недопустимо поддерживать отмену демографической политики. В последние годы, ставя под сомнение и отрицая демографическую политику прошлого, некоторые предлагают в корне отменить демографическую политику и политику рождаемости, разрешить так называемую независимую, свободную рождаемость. Мнение автора таково: необходимо выступать за независимую, свободную рождаемость, а не за отмену демографической политики. Поскольку Китай практикует планирование семьи уже на протяжении более 60 лет, удалось аккумулировать как положительный опыт, так и отрицательный. По-прежнему существует множество проблем, которые еще предстоит решить. Что еще более важно, необходимо сосредоточиться на будущем ввиду приверженности общему направлению «стратегии трех шагов» развития народонаселения, которая в настоящее время соответствует второму шагу, что подразумевает всестороннее улучшение качества населения во всех аспектах. В связи с этим необходимо учитывать различные этапы и приоритеты стратегии развития населения. По этой причине необходимо сформулировать соответствующую политику в области народонаселения, чтобы осуществлять, поддерживать и гарантировать ее реализацию. Существование и роль политики неизбежны, и в данном аспекте существуют широкие возможности. Необходимо выйти за рамки контроля над народонаселением и планирования семьи и перейти к демографической политике. Необходимо вернуть демографической политике ее первоначальное значение, чтобы она служила стратегии, маршрутам и ориентирам развития народонаселения в разные исторические периоды, служила инструментом для реализации целей развития народонаселения в разные периоды, в полной мере осуществляя свою надлежащую роль.

Во-вторых, следует постепенно сокращать показатели рождаемости. До сих пор демографическая политика была сосредоточена на контроле численности населения, а рождаемость являлась главным показателем реализации политики. После начала реализации политики «каждой семье – два ребенка» практика нескольких лет показала, что политика не вызвала серьезного подъема рождаемости. Значительное количество опросов о намерениях в отношении рождаемости, проведенных в разных регионах, показывает, что подавляющее большинство семей предпочитают иметь двух детей, и лишь небольшая часть выбирает иметь более трех. Поэтому вполне вероятно, что отмена ограничений на рождаемость не приведет к значительному подъему рождаемости. Это революционный поворот событий – демографическая политика больше не может быть сосредоточена на том, сколько детей иметь, и фокус логически может быть перенесен на услуги.

В-третьих, необходимо постепенно продвигать переход к китайскому стилю планирования семьи. Китайское планирование семьи – это способ оставить позади главную тему демографической политики, основанную на количественном контроле, и вернуть людям право на воспроизводство, чтобы они могли рождать детей свободно по собственному желанию. Какова же задача демографической политики? Она заключается в предоставлении услуг. Во-первых, принципиально важно служить воспроизводству населения, включая предоставление услуг по охране материнства, новорожденных, генетики и репродуктивного здоровья; служить улучшению физического здоровья, интеллектуального развития и образованности, культурного развития и цивилизованности детей. Во-вторых, необходимо служить решению социальных проблем населения, что включает в себя предоставление услуг по обеспечению доступа к здравоохранению, образованию, занятости, урбанизации и региональному экономическому развитию для соответствующих групп населения. Принципиально важно предоставлять комплексные услуги по социальному обеспечению пожилых людей, особенно в связи с быстрым старением населения, относительно высоким достигнутым уровнем и неравномерным региональным распределением. В связи с вышеупомянутыми особенностями старения населения Китая и преобладанием традиционных постулатов семейной заботы, услуги по уходу за пожилыми людьми с учетом китайской специфики могут иметь отличительные черты, отражая сочетание «традиции + современность» и тенденции развития. По мере углубления политики реформ и открытости, на основе собственного опыта Китая и широкого внедрения успешной практики и опыта международного сообщества, китайское планирование семьи, безусловно, сформирует новые и перспективные пути в практике.

Часть I. Политика народонаселения в условиях противоречий

ГЛАВА I. Взгляд на политику народонаселения с высоты исторического развития


Учитель сказал: «Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает. Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться». Книга должна быть написана безукоризненно точно, чтобы написанному можно было доверять, – так звучит одно из главных правил, коим необходимо следовать. В данной книге рассматривается процесс преобразования демографической политики в Новом Китае. Для начала следует определить понятие политики. Обращаясь к существующим различным трактовкам, изложенным в ряде проанализированных работ, и учитывая авторское восприятие соответствующих концепций через призму собственной практики, я считаю, что политику можно определить как руководящий принцип, установленный государством или политической партией для достижения целей курса и миссии в рамках определенного исторического периода. Таким образом, целесообразно начать с исторического анализа истоков демографической политики.


Раздел I. Борьба между доктриной увеличения численности населения и доктриной контроля рождаемости

Под демографической политикой в широком смысле данного термина понимается комплекс политических установок в рамках демографической сферы, связанный с количественными, качественными и структурными изменениями и особенностями развития. Такой аспект демографической политики как рождаемость является наиболее заметным показателем, указывающим на изменения в демографической среде, и потому является объектом пристального внимания. Именно по этой причине контроль рождаемости зачастую называют демографической политикой. Тем не менее, следует помнить, что контроль рождаемости – это одна из составляющих демографической политики в самом узком смысле данного термина, не отражающая весь спектр возможных политических установок в данной области. Демографическая политика в широком смысле охватывает многие области и сферы, включая социально-экономическое развитие, ресурсы и окружающую среду. Для демографической политики характерна взаимосвязь с другими аспектами жизни государства и даже их взаимодополняемость. Демографическая политика в более узком смысле, то есть политика, связанная с рождаемостью, определяет направление и процесс изменения численности населения и потому затрагивает в том числе и некоторые аспекты демографической политики в широком смысле данного термина. Демографическая политика и политика рождаемости напрямую взаимосвязаны и оказывают друг на друга непосредственное влияние. Данный факт требует пристального внимания в рамках любого исследования, проводимого в соответствующем контексте.

Изменения, затрагивающие численность населения в определенных исторических условиях, и связанная с ними демографическая политика всегда отражают социально-экономическое развитие эпохи, уровень развития производительных сил и характер производственных отношений. Китай – одна из древнейших мировых цивилизаций. 4 000 лет назад бассейн реки Хуанхэ стал центром человеческой жизни – именно там происходило формирование и становление китайского этноса. Люди, поселившиеся в бассейне реки Хуанхэ, оставили после себя выдающиеся достижения древней китайской культуры. Концепция увеличения рождаемости, являющаяся одной из главных драгоценностей китайской культуры, основывается на идее «чем больше детей – тем больше счастья», славная история которой уходит корнями в глубокое прошлое. Данная идея оказала неоспоримое влияние на демографическую политику, проводимую правящими классами в высших слоях общества, на репродуктивное поведение, свойственное многочисленным представителям простого народа, стимулировала изменение и развитие концепции брака и семейных уз, что привело к формированию уникального ландшафта воспроизводства китайской нации. Таким образом, для того чтобы постичь истинное значение демографической политики феодальных династий минувших эпох, необходимо понимать контекст этого ландшафта и причинно-следственные связи, лежащие в его основе.

I. Взгляд на демографию, основанный на благоговении перед продолжением рода

Более двадцати лет назад, мне, автору данной книги, довелось посетить Европу в рамках академического обмена. Там мне выдался шанс посетить с одним из местных профессоров знаменитый Кёльнский собор. По окончании экскурсии профессор, что составил мне компанию, поинтересовался, заметил ли я в ансамбле собора архитектурную деталь, связанную с воспроизводством населения. Его вопрос поставил меня в тупик, и я не сразу нашелся, что же ответить, потому не упустил возможности поинтересоваться, что имел в виду мой спутник. Профессор сказал: «Коллега, посмотрите внимательно на двери, ведущие в собор, на их конструкцию и архитектуру. Что особенного бросается в глаза?». Так и не уловив сути, я попросил объяснений. Он сказал: «Двери европейских церквей отличаются от дверей, свойственных китайской архитектуре, которые обычно стремятся к квадратной форме с двумя столбами, увенчанными горизонтальной балкой; здесь, как и во многих христианских церквях Европы, дверь стремится к клинообразной форме и продолжается вглубь собора, словно вырезанная в камне в несколько слоев, как расколотая персиковая косточка с вынутой сердцевиной». В этот момент он начал замедляться и продолжил свою речь, добавляя некоторые объяснения: «Интересно, что подобная конструкция напоминает женские репродуктивные органы. Наверху – раскрывшиеся лепестки клитора, обрамляющие открытое влагалище. В этом нет ни капли пошлости! Двери соборов – двери жизни, двери божественности, которая родилась из благоговения, что испытывали люди перед размножением, перед продолжением рода». Я был весьма поражен, узнав, что европейские статуи, символизирующие поклонение плодородию и размножению, которые мне довелось видеть в Италии, Франции, Австрии и других странах, в большинстве своем были обнажены. Я видел несколько самых известных церквей в Европе, пожалуй, чуть больше десяти, но никогда не слышал о подобном! Однако стоит мне закрыть глаза и окунуться в воспоминания, я понимаю, что двери и высокие окна церквей, которые я видел в прошлом, особенно те, что в протестантских церквях, действительно похожи на увиденное мною в Кёльнском соборе. Оказывается, здесь кроется культура поклонения размножению и продолжению рода, незаметная невооруженному глазу!

В отличие от европейских стран, таких как Германия, Франция и Италия, культура поклонения размножению долгое время существовала и в Китае как древнейшей цивилизации мира. Концепцию или культуру поклонения размножению хронологически можно проследить до времен Трех императоров и Пяти императоров. В легендарных восьми триграммах, созданных Фу Си, был заложен культ плодородия. Создавая восемь триграмм, Фу Си стремился раскрыть взаимозависимость неба, земли и человека, раскрыть законы изменений, уделяя особое внимание законам развития и изменения между существованием человека и природой. Поэтому культ воспроизводства был поставлен в центр багуа. Согласно Го Можо, расположение Инь и Ян в восьми триграммах символизирует союз мужчины и женщины, культ плодородия. В самом деле, разве пара Инь и Ян в восьми триграммах не является живым примером культуры поклонения размножению? Единство Инь и Ян есть центр восьми триграмм, который сохраняется вопреки всем изменениям, будь то оригинальные триграммы, известные как Цянь, Кунь, Чжэнь, Кань, Гэнь, Сюнь, Ли, Дуй, или полученные на их основе шестьдесят четыре гексаграммы, восемь триграмм, связанные с пятью стихиями, триграммы Инь и Ян, восемь триграмм Тай-цзи, что является отправной точкой вселенной, Преднебесные восемь триграмм Фу Си в Посленебесные восемь триграмм… Бесконечные вариации создаются взаимодействием центральных начал Инь и Ян, различных комбинаций начал Инь и Ян. По сравнению с другими воплощениями культуры поклонения размножению в Китае и за рубежом, такими как скульптуры, гравюры и картины с изображением репродуктивных органов и актов соития, культ единства начал Инь и Ян является более самобытным и значимым, сочетающим в себе глубину, всесторонность и научность, поднимаясь от конкретного к более высокому уровню абстракции.

Согласно другой легенде, Фу Си стал основоположником системы бракосочетаний, в рамках которой в качестве вещественного свидетельства использовалась шкура оленя, тем самым положив начало евгенике в Китае. До этого существовала система групповых браков внутри клана, и близкородственное кровосмешение стало серьезным фактором, препятствующим воспроизводству и обеспечению здоровья населения. Когда Фу Си осознал опасность групповых браков, он попытался реформировать эту систему. Согласно исследованиям, в районе Тянь-шуй, где в то время обитал клан Фу Си, была создана система групповых браков. Это была редколесная местность, в которой проживало достаточно много оленей. Было принято решение разрезать шкуру оленя пополам, оставляя левую половину в клане, а правую – отдавая новорожденным детям. При заключении брака мужчина и женщина должны были предъявить свои оленьи шкуры, и в случае совпадения с другой половиной, оставленной кланом, они признавались братом и сестрой и не получали разрешения вступать в брак; если половинки оленьей шкуры не совпадали, или же у кого-то из потенциальных супругов не было своей половинки в принципе, им разрешалось вступать в брак. Со временем браки, основанные на оленьих шкурах как вещественных доказательствах отсутствия кровного родства, легли в основу браков вне клана. Этот ритуал развился в систему межродовых браков между мужчинами и женщинами внутри и вне клана – несмотря на то, что до возникновения концепции моногамного брака было ещё далеко, этого было достаточно, чтобы сделать клан процветающим за счет воспроизводства и обеспечения здоровья новых поколений и тем самым заложить основу для разгрома и аннексии некоторых окружающих кланов. Культура поклонения размножению в сочетании с запретом на браки внутри клана привела к появлению самой ранней евгеники, что способствовало укреплению клана Фу Си. Почему культура поклонения размножению возникла и проявилась в первобытных обществах, особенно в эпоху неолита? Можно сказать, что первобытные люди были невежественны и научно неразвиты, и видеть детей, выходящих из женского чрева, было для них необъяснимо, поэтому они считали, что женщины от природы способны рожать, и поклонялись женщинам и их репродуктивным органам. Несомненно, такая интерпретация имеет свою обоснованность, но ее недостаточно, чтобы убедить людей.

Так каковы же глубинные причины? Рождаемость необходимо интерпретировать в контексте производственного, экономического и социального развития населения в рамках определенного исторического периода, в соответствии с нормами демографии, экономики и социологии. Хотя орудия производства и оружие, используемое для различных боевых столкновений, в неолите были значительно более совершенными, чем в палеолите, основной силой был человеческий фактор, который определялся, во-первых, численностью населения, поскольку многочисленный клан существовал более стабильно, и, во-вторых, качеством населения, поскольку чем крепче здоровье каждого выходца из клана, тем больше совокупная сила клана, что позволяло кланам одерживать победу над другими кланами и подчинять их себе.

Фу Си проживал в период перехода от матриархального к патриархальному родовому обществу, и после Фу Си развился культ мужской фертильности. Этот сдвиг был важным и оказал значительное влияние на браки, рождаемость и демографические изменения в феодальном Китае. Количество скульптур, гравюр и картин, посвященных культу мужского плодородия, найденных и раскопанных в различных местах, растет, как и количество текстов, астрономических и законодательных ссылок на культуру поклонения размножению. Из обнаруженных текстов следует, что иероглиф 祖  «цзу» со значением «предок, родоначальник» первоначально не имел в левой части графемы 示  в боковом написании и потому выглядел исключительно как 且, что означает «и» и напоминает мужские гениталии. В западных обществах многих стран верят в сотворение человека Богом, создателем человечества; в Китае с момента появления патриархального родового общества культура поклонения размножению предстала в форме сыновьей почтительности по отношению к предкам мужского пола и постепенно эволюционировала в культ плодородия в соответствии с феодальной этикой многодетности и благословения.

II. Взгляд на демографию, в основе которого лежит принцип многочисленного населения

Когда речь идет о феодальной этике, нельзя не упомянуть конфуцианство и его основателя Конфуция, что играют важнейшую роль в данном аспекте. Идеи Конфуция о народонаселении широко обсуждаются в области демографии, истории, социологии и экономики. Считается, что Конфуций был сторонником древней культуры поклонения размножению, выступал за многочисленное население и активно привлекал иммигрантов из чужих стран. Однако нет убедительного объяснения того, какое место занимает конфуцианское мышление и как оно вписывается в конфуцианскую доктрину. На мой взгляд, размышления Конфуция о народонаселении занимают незаменимое место в конфуцианстве и являются основополагающей отправной точкой для его путешествий по миру с целью обучения и просвещения народа и продвижения идей, касающихся государственности и мира.

Как мы все знаем, основой конфуцианства является категория «жэнь», что в классическом смысле обозначает понятия «уважение», «великодушие», «доброта», «серьёзность», «искренность». Как категория «жэнь» связана с демографией и как идеи Конфуция о населении вписываются в концепцию «жэнь»?

Янь Юань спросил о человеколюбии.

Учитель ответил:

– Сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, – это и есть человеколюбие. Если кто-либо в течение одного дня будет сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, все в Поднебесной назовут его человеколюбивым. Осуществление человеколюбия зависит от самого человека, разве оно зависит от других людей?

Янь Юань сказал:

– Я прошу рассказать о правилах [осуществления человеколюбия].

Учитель ответил:

– На то, что не соответствует ритуалу, нельзя смотреть; то, что не соответствует ритуалу, нельзя слушать; то, что не соответствует ритуалу, нельзя говорить; то, что не соответствует ритуалу, нельзя делать.