Книга «ИНОЙ ПУТЬ» Исхода Ветхого Завета. Часть 3. Родина Христа - читать онлайн бесплатно, автор Борис Иванович Маковкин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
«ИНОЙ ПУТЬ» Исхода Ветхого Завета. Часть 3. Родина Христа
«ИНОЙ ПУТЬ» Исхода Ветхого Завета. Часть 3. Родина Христа
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

«ИНОЙ ПУТЬ» Исхода Ветхого Завета. Часть 3. Родина Христа

Паломники добирались до него, в том числе, через «Ламолмонский» проход на склоне вала кальдеры (горы Ламолмуад). Равнина Иерихонская это территория побережья озера Тана от города Гондер (от горы Сорокадневной) на юг к озеру Тана. Современная трасса от Азэза к Минзера мимо Лаге и далее «Ламолмонский» проход. Красная стрелка в правом нижнем углу указывает направление на гору Фавор. На город Дебри – Табор.



Название города «Пальм», по моему убеждению, как уже говорил, не от слова «пальма», а от русского слова «плам/я, полым/я, с/пол/охи, пал». Город Пальм был местом поклонения огню, пламени. Город куда приходили паломники. Пал, при правомерной замене «П» на «В», Вал. Тогда это место поклонения Ваалу, Богу огнепоклонников.

После принятия христианства город – монастырь, огороженный крепостной стеной, расположенный на острове, отделённого от материка озёрной протокой и названный Иерихоном в связи со своим географическим положением стал местом поклонения христианской святыне, телу покойного апостола Фомы.

Раз в год, озеро и протока в межень мелеют. Протоку можно перейти вброд. И остров в это время (до сооружения плотины с гидроэлектростанцией в месте вытекания Голубого Нила у города Бахр – Дар, уровень озера менялся в зависимости от сезона) был легко доступен.

Верующие получают возможность попасть на остров и приблизиться к телу святого.

Здесь «Иордан же выступает из всех берегов» имеет смысл не повышение, а снижение уровня воды в озере, а стало быть, и в Ниле в определённое время года до города Адама. Подтверждение сказанному в ВЗ (Иисус Навин, глава 3.16.) нашёл на карте «Karte oberen nillandes ostlichen mittel – afrika» из коллекции НРБ. Город Адама – это селение Амадамек (Ам/адам/ек) рис. 33.7. первой части расследования.

«а текущая в море (река) равнины (Аваш), в море Соленое (современное Красное), ушла и иссякла (пересохла в болотах Данкиля)» поскольку все реки страны «выступают из всех берегов своих во все дни жатвы».

3.6. Апостол Фома

Святой апостол Фома (на иврите «Теом» – Феом = Фом) означает «близнец» (по преданию, апостол Фома внешне был похож на Христа), был родом из галилейского города Панеады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он все оставил и последовал за ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.

По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа:


«Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в рёбра Его, не иму веры». (Ин. 20, 25).


На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны.


«Господь мой и Бог мой» воскликнул святой апостол. (Ин. 20, 28).


В 1122 году ко двору папы Каликста II прибыл некий Иоанн – индийский архиепископ (не путать – с пресвитером Иоанном) из города Ульна (по описанию визита аббатом Одо, настоятелем монастыря Святого Ремигия в Реймсе). Индийский, здесь нужно понимать, как эфиопский. Индия, в средневековье, в Европе и на Руси, просто означало дальняя, удалённая страна, земля. В словарях «инде» – «в другом месте», «там и тут», «в другое место», «кое-где», «иной». На вопрос, «а где это?» старики на Руси ворчали – где, где – «инде».

По словам Иоанна, столица его царства – Ульна стоит на текущей из земного рая реке Фисон. В нашем исследовании Аваш. Или река, притоком которой была, когда – то река Аваш. См. первую часть настоящего расследования. Главу «Рай и реки Рая». Река Фисон, по моему мнению, река Аваш (Hauauch). На фрагменте немецкой карты селение Нilhaulu – Хилхаулу. Вероятно, здесь и была столица царя Иоанна. Корни этого слова Хил = Кил = Киль – голова. В топонимии – вершина, исток реки(лезг.). (М). В топонимах может произносится без мягкого знака. Второй корень Хаулу = хул = кул – склон, скат (осетин.). Кула – склон горы или берег реки (эвенк). (М). Берег реки.



Предполагаемое место столицы царства Иоанна – Ульна (Hilhaulu) на реке Аваш (Hauauch).


Неподалёку от города есть озеро (Тана). В центре него возвышается гора (остров Митраа – Пальм), на которой построена церковь-усыпальница святого Фомы. Нетленное тело апостола пребывает в раке, подвешенной на серебряных цепях. Раз в год, за семь дней до праздника поминовения апостола (вероятно, 21 декабря), озеро мелеет и верующие получают возможность попасть на остров и приблизиться к телу святого. Есть ли на острове в настоящее время монастырь, или какое – либо святилище, не знаю. Подробную карту острова не нашёл.

3.7. Гора Фавор

Удивительно точное описание географического места расположения библейской горы Фавор. Фавор = Тавор = Табор. Если исключить фразу «… со времени переселения Израиля из Египта в землю Обетованную…».

Табор = та+ бор.

Та = ти = ди. Ди = дех (дих) – селение, крепость, укрепление на вершине горы (тадж., перс., памир). (М). Бор = Вор = Вир – озеро, болото (лезг). Горная крепость у озера.

«Т» и его формы та = ти = да = ди – древний указательный член слова в русском и иных языках. Бор – холм, горка, возвышенность (эвенк., орокск.). (М). То гора.

Название библейской горы Фавор от расположенного на ней укреплённого города Дебри – Табор. Дебри – монастырь, храм (амхарский яз).

Святая гора Фавор имела глубочайшее значение в библейской истории. Во времена Ветхого Завета она служила границей между наделами колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере.

Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя едина для всех христиан. История такова. Праздник Преображения Господня описан в Евангелии. Иоанн, Пётр и Иаков взошли вместе с Иисусом Христом на гору Фавор, что – бы помолиться вместе. Но во время молитвы Спасителя учеников сморил сон. Вдруг воссиял яркий свет, от которого Иоанн, Петр и Иаков проснулись, но испугались и пали ниц. Они увидели преображённого Христа – «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Рядом с Христом явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия. А из светлого облака, осенившего их, раздался голос Бога-Отца:


«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте».



Преображения Спасителя как символ возможного преображения человека. Возвращении ему памяти о его земном предназначении. Со Христом люди призваны были участниками спасения человеческого рода от греха, зла и смерти. Из греховного в святое, из худого в доброе, из смертного в бессмертное.

Преображение Христа на горе Фавор – это новозаветное соответствие эпизоду из Ветхого Завета, где Бог открывается Моисею на горе Хорив.

На иконах «Преображения Христова» половину пространства занимают скалы. В Израиле, в том месте где, как говорят библеисты, совершилось Преображение, скал нет. Здесь это отдельно стоящая гора высотой в 600 метров, с пологими склонами, в 9 километрах к юго-востоку от израильского Назарета. Возвышение это, в виде конуса, отделена от всей цепи гор отчего, вероятно, и получила название Табор или Табур. В переводе с иврита и арабского Табор – Табур значит собственно центральное выпуклое место. Пуп. Арабы её называют Джабель Тор, то есть Бычья Гора. Правда, в этой стране, существуют и мнение, что Иисус Христос преобразился несколько севернее, на горе Хермон.

В России есть несколько мест с таким – же названием. Фавор – Табор.

Это Тверь. Тверь = Таверь = Таборь = Фавор. Древний русский город на Волге. Владимирский князь Всеволод III приказал построить Твердь (то есть крепость) в месте впадения реки Тверцы в Волгу, где позже возник «Отроч монастырь» (крепость). Тот случай, когда река получила название по имени города, а не наоборот. Топоним «Тверь» можно прочитать и следующим образом. Тверь> Т/верь> то/вер/ь> вер = вел(р>л) = ва(е>а) л – Ваал.

Это Тиверск – Тиверское городище. Тиверский городок, островная дерево – земляная крепость, находилась на одном из самых сложных и стратегически важных участков восточного рукава Вуоксы. Контролировала и обслуживала речной путь из Финского и Выборгского заливов в Ладогу, формируя совместно с Выборгом и Корелой систему прикрытия центральных районов карельской земли от неприятеля. Тиверск = Тавер = Тавор = Фавор.

«Фавор» написание и произношение русского «табор» через греческую «фиту». Изначально смысл слова «табор» – походный лагерь войска. Прикрытый, со стороны возможного нападения противника, обозными повозками. И Тверь крепость, и Тиверск крепость, и «Фавор» = табор, место дислокации войска Иисуса Навина также крепость.



Ныне это город Дебрэ – Табор, где Дебрэ означает «храм».

3.8. Самара

Недалеко от озера Тана, с восточной стороны его, ныне существующий город, что зовётся Дебри – Табор. Или Самара. На столовой горе или амба «Amba Самара».

В. Макаренко, к работам которого я часто обращался, в своей книге «Новая география Древней Руси. Откуда пошла Русь» пишет


«…на территории России немало топонимов, носящих это имя: две реки Самара, притоки Днепра и Волги, и город Самара. Кстати, именно в древней, палестинской, Самарии располагался Неаполь (сирийский), иными словами, Наблус или Словен.».


По его мнению, переселенцы «…древние сирийцы» (читай Русь) мигрировали из Передней Азии, с территории Ближнего Востока, не только на север в Центральную Россию, Казахстан, Западную Сибирь, «… но и на юг, переднеазиатские топонимы проникли и в Эфиопию. Помимо Аксума, аналогичного Дамаску, в Эфиопии существует и Асмэра, явно близкая Самаре. Кстати, она располагается на реке Мэрэб (МЭРэб). Этот гидроним практически однокоренной с гидронимом «Самара», названием, на которой стоит одноимённый российский город».


Кто куда откуда проник, для меня вопрос. «Могучая Кучка» – Фоменко, Гумилёв, В.Суворов. Несть им числа. И вновь:


«Опасаясь, что дом Давидов снова не воцарился над всем Израилем, Иеровоам ввёл идолопоклонничество и языческие обряды в царстве Израильском. Это произошло в 980 г. до Р.Х. Первоначальною резиденцией царства Израильского был город Сихем, а затем Иеровоам перенес ее в Самарию”. Вспомним, что Сихем или Наблус Словен (= Новгород), и вся территория Палестины, о которой идёт речь, – на протяжении более тысячи пятисот лет были территорией расселения русо-славян, которые, естественно, за несколько десятилетий, а точнее всего за двадцать лет, не утратили своих корней и культуру, основу которой составляло поклонение Ваалу».

«Пройдя по ханаанской земле, Аврам добрался до города Сихема, до дубравы у Море» Бытие 12:6.


Таким образом, по мнению В. Макаренко, ближневосточная Палестина, Дамаск, город Сихем, палестинская Самария первичны. А топонимы и гидронимы Абиссинии вторичны, являясь следствием переноса их переселенцами из Передней Азии. Кроме этого он ссылается на


«А.В. Гудзь-Марков обратил внимание на то, что “восточные славяне” тяготели к районам, которые позволяли контролировать истоки рек и волоки между ними, и условно называл подобные районы “речным крестом”. Такой “узел речных систем, образующих крест, существует и на Русской равнине (истоки Днепра, Волги, Западной Двины, Ловати). Речной крест является естественным сердцем восточнославянской общности, жёстко стягивающим в единый культурный организм самые отдалённые провинции обширной равнины».


Я совершенно не согласен с уважаемым автором. Почему? К «Узлам речных систем, образующих крест» тяготели не только восточнее славяне. А задолго до них и абиссинские (ханаанские) славяне. Первый такой узел в истории славян был исток райских рек на горе амба Гашен, она же гора (амба) Качен (Кашен) в Ласте. Это реки Голубой Нил (Геон), Аваш (Эфесон), Текезе (Тигр) и высохшая ныне река Голима, от которой осталось только русло. См. раздел 1, 38. «Рай и реки рая».

Считают, столицей царства израильского на территории современной Палестины был Сихем (Scaham) или Шхем (евр.). Столицей Эфиопии долгое время был Аксум (Aхum).

«Си» остаток древнего указательного местоимения. Остаток понятия «есть» – «быть», «существовать». Во французском оно звучит «est», на немецком «ist», в древнегреческом «естин», в латыни «est», в английском «is», в старославянском «еси», в русском «есть».

Сихем = Си + хем. Корень слова хем. Scaham> корень слова ham> хем.

Аксум> Aхum> корень слова xum или xam (ham). Различные произношения и написание одного и того – же топонима в разных языках.

Сихем = си + хем. 1. Си – башня, сторожевая крепость (авар). 2. Сё – проток, река, вытекающая из озера(ненецк.). Хем = кем – река (тув.). Только в географических названиях). (М). Крепость на реке.

При раскопках в израильском Сихеме (древнем поселение, которое переименовали в Сихем) обнаружены остатки оборонительных укреплений. Но здесь нет реки.

Аксум составлено из двух слов «ак» и «шум», означающих «вода», «руководитель, вождь». Здесь «Ак» – устье реки, основное значение «рот» (селькуп). (М). В топонимии – «Течь» (тюрк). – ручей, поток, течение. (М). «Ах» – протока, соединяющая озёра, озеро с рекой, небольшая река (манси). (М).

«Шум» – начальник, шеф, заведующий, губернатор, наместник, аристократ, госчиновник (амхар). Шум # муш – муж. И тогда Аксум можно перевести как –

1. «Воды царя (вождя)».

Второй вариант.

«Ак» – устье реки, основное значение «рот» (селькуп). М). В топонимии – «Течь» (тюрк).

ручей, поток, течение.

«Ах» – протока, соединяющая озёра, озеро с рекой, небольшая река (манси). (М).

Шум # муш – машат – источник, ключ (кирг), мох, мшина, мошенец – болото (рус). (М).

2. «Источник вод».

Но в Аксуме так же нет реки. Зато имеется, относимый ко временам правления знаменитой царицы Савской, или, как её здесь называли, Македа (это вероятно означало – верховный жрец, вождь) огромный, частично высеченный в гранитной скале бассейн Май Шум. Водохранилище это издавна снабжало город водой, собиравшейся в нём с окрестных вершин. В городах Эфиопии в древности был построен целый ряд огромных бассейнов, плотин, цистерн, используемых в качестве резервуаров для для сбора и хранения пресной воды (Май-Шум, Асхафи 80 и др.). Например, в развалинах древнего города Колоэ, одного из крупнейших центров аксумского государства, миссионеры обнаружили водохранилище, облицованное плитами известняка. Оно состояло из двух частей: сверху овальный водоём диаметром в пятьдесят метров собирал воду горного потока, оттуда она поступала вниз, в квадратный бассейн площадью в 5000 квадратных метров, который перегораживала каменная дамба длиной в семьдесят метров, снабжённая сложной системой шлюзов. Все это сооружение было сложено без раствора, но глыбы были пригнаны так хорошо, что вода сквозь них не проникала. Из крепостных сооружений в 1958 г. была открыта оборонительная стена с бастионами, защищавшая храмовую часть города Аксум.

И Сихем в Израиле и Аксум в Эфиопии находятся недалеко от города Самара. На карте ниже. Это и есть Дебра – Табор. Что означает в переводе с амхарского «Место храма» или «Место поклонений» или «Святое место». Именно здесь произошло чудо Преображения на


«горе высокой» где «просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» и раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте».



Расположен на плоской вершине горы (амбы). В русском языке Дебре = дебри = дъбръ (др. – русск.) – горный склон, склон, поросший лесом, дебри и пр. Стан Иисуса Навина, укреплённый лагерь на возвышенности, табор (по-гречески Фавор). Недалеко место стоянки войска евреев перед вторжением в Иерихон (на остров Пальм).

Самария

«САМАРИЯ – (сторожевое место, сторожевая башня) – название двух местностей: центральная область или отдел земли Ханаанской с Галилеею на с. и с Иудеею на ю., назывался во времена Господа Иисуса Христа Самариею. В нем заключались уделы колена Ефремова и Манассии».


Название Самария или Самара происходит от эфиопского наименования столовой горы (амба) Амара или Amba Mariam на которой город расположен.

Естественная крепость, потому и сторожевое место, сторожевая башня. Семерон, Самария, Самара> Cа + Амара. «Си» – «са» остаток древнего указательного местоимения. Остаток понятия «есть» – «быть», «существовать». Во французском оно звучит «est», на немецком «ist», в древнегреческом «естин», в латыни «est», в английском «is», в старославянском «еси», в русском «есть».

Известное повествование о жизни и деятельности Авраама как родоначальника как родоначальника еврейского гарода, провозвестника единобожия, содержится в книге Бытие. Здесь говориться, что Бог пообещал произвести от Авраама великий народ, благословить и возвеличить самого Авраама и через него – все народы на Земле. Аврам, вместе с женой Сарой, племянником Лотом, всем имуществом и людьми, которых имел, вышел, по указанию Бога из Харрана в землю хананеев, обещанную ему и его потомкам Господом.


«Авраам покинул дубраву Мамре и, пройдя на юг Ханаана, поселился между Кадешем и Шуром Затем какое—то время жил он в Гераре.» Бытие 20 глава.



«Самария, как главный город царства Израильского, построена была Амврием, царем Израильским, отцом Ахава за 925 лет до Р.Х. на горе Семерон, отчего и получила свое название. До падения своего он предавался всевозможной чувственности и долопоклонству…Местоположение её чрезвычайно красиво и укреплено природою сильнее чем самый Иерусалим. Самария расположена на прекрасном обширном, населённом холме и окружена со всех сторон обширною глубокою равниною. Равнина в свою очередь окружена четырьмя холмами, которые подымаются террасами к самой вершине, с множеством хлебных, фиговых и оливковых деревьев». 3 Цар. 16.24. «Но из-за распрей между евреями и самаритянами (самаритяне, считавшие себя потомками израильского колена Иосифа, всячески препятствуют восстановлению Храма, так как не были допущены к его строительству), возведение Второго Храма было приостановлено на 15 лет. Сямаряне были вполне язычниками, что их страна была совершенно особенная от обитателей Ассирийского монарха и что Самаряне произошли от этих языческих колонистов. Самаряне совершенно отличаются как от Иудеев, так и от язычников». Евангелии от Матфея (Мф 10.5).

«…вражду между Самарянами и Иудеями почти ожесточённою». Евангелии от Матфея (Мф 10.5, Ин. 4.9).

«… так что самое название Самарянин считалось у Иудеев бранным и презрительным словом». (Ин 8.48).

«Самаряне ожидали Мессию…». (Ин 4.48).

«…и многие из них последовали Христу». (Деян 8.1, Деян 9.31, Деян1.).


«Особой областью в центральной части Палестины была Самария. После разрушения Израильского царства ассирийцами в конце VIII в. до н. э. столицей его стала Самария. Туда была вывезена ассирийская колония, и ассирийцы смешались с остатками местных жителей. Из священных книг самаритяне почитали только Пятикнижие, но поклонялись Богу не в Иерусалимском храме, а на горе Гаризим. Иудеи не признавали их единоверцами и сторонились их. Ирод отстроил Самарию и основал там храм Августа, на что он не мог решиться в собственно иудейских городах». И.С. Свенцицкая «Первые христиане и римская империя».


Ассирия представляла собой одну из самых сильных империй в I тыс. до н. э., её расцвет и золотой век приходиться как раз на этот период. Всего историки делят историю Ассирии условно на три периода: 3–й новоассирийский. Считается, что в новоассирийском она стала первой мировой империей. В VIII веке до н. э. начинается золотой век империи, тогда ей правит царь Тиглатпаласар ІІІ. В VII захватывается Египет. Которым империя владела 15 лет. Кажется, Тиглатпаласар ІІІ захватил не только Египет, но и Абиссинию – Эфиопию. Здесь он разместил в узловой точке стратегической дороги от побережья Красного моря к Нилу и Египту, где ранее был главный город царства Израильского, что назывался «Самария (Самара)» и ныне зовётся «Дебра Табор» свой воинский контингент (туда была вывезена ассирийская колония). Аборигены самаритяне (израильтяне), жители царства Израильского населявшие эту страну до прихода ассирийцев, были, исходя из вышеприведённых текстов, «язычниками», или, как мы уже понимаем, православными, верующими в Бога Ваала, а многие православными христианами. И, само собой разумеется, ненавидели иноверцев иудеев и были равно ненавидимы евреями. Богу иудеев они поклонятся, конечно, не могли, а своему, Ваалу, молились не в Первом храме в Ерусалиме (Гондере) захваченному иудеями, а на горе Гаризим. Гар/и/зим. Гар = го(а>о) р. Зим = с(з>c) им. Гора Симен.

По моему мнению, это место где сейчас расположен город Лалибэла (Роха изначально) с его удивительными подземными храмами, моделями горящей кальдеры. Может быть «Ирод отстроил Самарию и основал там храм Августа» относиться именно к Лалибэле? Лалибэла и её храмы построены на вершине горы, через селение протекает ручей, названный Иордан, который впадает в реку Симено – Шет, приток реки Текеза. Правда, только с июня по август, то есть в сезон дождей.



«Самаритяне…всячески препятствуют восстановлению Храма…возведение Второго Храма было приостановлено на 15 лет». Ну, не удивительно ли, ассирийцы владели Египтом 15 лет, и самаритяне не давали иудеям возводить храм 15 лет.



Ещё одна старинная намецкая карто Эфиопии с Самарой – Дебра – Табор.

Уже говорил – гора Семерон = гора Самара (отчего и город Самара) = Са/мара. Са – остаток указательного местоимения, сросшийся с корнем «Мара» – Мария.

Самара, Дебра – Табор, на рисунке (в красном овале) населённый пункт Дебра Мария. Он же Самара. Он же Дебра – Табор. На горе Фавор. Гора находилась на пересечении торговых путей и имела важное стратегическое значение.



И на современной топографической карте OsiExsplorer – к500 – d37 – 3 (1981), на горном хребте восточнее озера Тана, нашёл горные селения названия которых несут корневую основу «Мар»: Марьям – 2 селения, Мариам – 3, Марангьело, Аббакай – Мариам, Вокаддоба – Мариам, Маури, Арифана – Мариам, Амергат, Культадиук – Маривы, Боаши – Мариам, Амергия, Меридери – Мариам, Семароа, Сива – Мариам, Аред – Мариам. Дебри – Табор, ранее Самара.

Это селения рода Амореев, одного из многих народа Рафидимов, жившее рядом со своей столицей Рефидимом (Иерусалимом и позднее Гондером). В Эфиопии бесконечное количество храмов, посвящённых Деве Марии, а кроме этого так – же названы и селения, и реки, и горы. По моему мнению, теоним «амореи» или «аммореи» производный от имени Мария, где «а» определённый член слова. На восток и юго – восток от озера Тана виден горный хребет, вал образовавшейся при взрыве супервулкана породы. На этом хребте находятся селения Мариам. Отмечены белой рамкой. Синяя линия – Ламанмонский проход. Дорога от побережья Красного моря через Аксум и Гондер или Ламалмуад (означало «гора молитвы, моления, поклонения) к побережью озера Тана, к острову Митраа (в красном овале). В древности Иерихон. Он же ранее Пальм, место поклонения, паломничества к священному огню. См. часть 1 настоящего исследования. На берегу, недалеко от озера в красном квадрате селение Лаге. Место стоянки, лагеря войска Иисуса Навина перед нападением на монастырь Иерихон. Красная стрелка указывает пролив между островом и берегом. И далее дорога идёт к Дебрэ – Табор (Самара, Дебри – Мариам). Вверху, в правом верхнем ряду в красном овале гора Рас – Дашен.



Вспомним о амореях.


«АМОРЕИ – (горные жители, или горцы; Быт 10.16, Чис 13.30) – племя, происходившее от Ханаана и самое страшное из всех племен, с которым и когда – либо имели дело Израильтяне. Они были гигантского роста и очень воинственны (Ам 2.9); населяли они одну из плодороднейших стран на земле, омываемую с трёх сторон реками: Арноном, Лвоком и Иорданом. Израильтяне просили дозволения пройти чрез землю их, обещаясь при этом не делать никакого вреда и даже не черпать воды из их колодцев, но в этой просьбе им было отказано. Амореяне собрались и пытались остановить их шествие, но были разбиты на голову; их страна была взята и разделена между коленами Рувимовым и Гадовым. Амореянин употребляется иногда в грубом смысле и почти равносильно названию: Хананеянин». Библейская энциклопедия архимандрита Никифора.