banner banner banner
Как увеличить личную силу
Как увеличить личную силу
Оценить:
 Рейтинг: 0

Как увеличить личную силу


Как вы считаете, мы в наших исследованиях уже дошли до самого верха социальной лестницы? Вроде бы выше уже никого и нет? Оказывается, есть! Перед кем склоняли головы самые отважные воины и даже короли? Правильно, перед особами духовного звания. Всем были хороши аристократы: и блистали, и сражались, и повелевали… Было у них только одно слабое место – голова. Будучи честными людьми, мы должны с прискорбием констатировать: аристократы в массе своей были настолько же отважны, насколько и слабы по части наук. Согласитесь, профессия военного не располагает к чрезвычайной глубине суждений. Например, у средневековых рыцарей грамотность вообще не считалась обязательной.

Но как же руководители, политики, олигархи, не могут же все они быть идиотами! Ведь даже для управления заурядной сетью магазинов требуются мозги. Да, верно. Только не быть дураком это одно, а быть умным – совсем другое. Мне легко давалась математика в школе, и так же легко я поступил на мехмат. Но лучше бы я провалил экзамены! Потому что там я встретил людей, которые действительно понимали и чувствовали математику, в то время как я ее просто знал. Вот тогда-то я и понял, что между неглупым и умным существует не разница, а целая пропасть.

Наиболее ужасный грех аристократа – это гордыня, когда он решает править своею твердой рукой и своим нетвердым умом, который кажется ему выдающимся. Именно так получаются короли-самодуры, доводящие народ до крайностей бедствия, а себя до эшафота. Залог успеха управленца любого уровня в его консультантах. Самая сильная фигура на шахматной доске – ферзь. Он как бы оберегает короля, стоит рядом с королем, который сам по себе является слабейшей фигурой после пешки. Но что такое ферзь? В переводе с персидского это советник, визирь. Сила короля в его мудром советнике ферзе. Каждому шаху положен визирь, каждому королю – кардинал. Есть выражение – серый кардинал. Обратите внимание: не генерал, не архитектор и не дирижер, а именно кардинал, то есть человек церкви. Именно духовенство играло роль консультативного органа и экспертной комиссии при правительствах всех стран.

Также несомненны преимущества духовенства в политике. Дело в том, что у его представителей нет чести, по крайней мере в дворянском понимании этого слова. Звучит несколько оскорбительно, но это так. У низших сословий чести еще нет, а у духовенства уже нет, на этом этапе развития акцент делается на смирении. Особа духовного звания должна не отвечать на оскорбления, а напротив, искать компромисс и пути примирения. Дорвавшиеся до политики аристократы непременно начинают бодаться как молодые козлы, доказывая собственное величие и исключительное право на все, до чего могут дотянуться. В итоге кроме углубления конфликта ничего не происходит. Церковные деятели, даже исповедующие разные религии, всегда найдут общий язык только лишь в силу специфики своей профессии и образа мысли.

Особам духовного звания неприлично дуэлировать и вообще ставить свою жизнь под угрозу. И это вполне обоснованно, так как там действительно есть что беречь. Умный и хорошо образованный человек во все времена являлся сокровищем. Правда, это не очевидно глупцам, поэтому церковь выработала свою систему самозащиты. Объявить интеллектуальную элиту близкой к Богу и находящейся под его покровительством – отличный ход. Наверное, вы обратили внимание, что когда я описываю какой-либо социальный слой, он выглядит более или менее привлекательно. Зато его же упоминание при описании более высокого социального слоя отдает уничижительностью. Это отражает действительное положение вещей и один из аспектов неравенства в обществе, высоко стоящие относятся как минимум с оттенком превосходства к стоящим ниже.

Данная закономерность касается и духовенства, только этого не видно. Духовенство отличается исключительным умением скрывать свои мысли, чувства и отношения. Однако умные относятся к не слишком умным, скажем так, снисходительно, как и дворяне к простолюдинам. Глядя сверху вниз на людские массы, отчаянно копошащиеся в борьбе за деньги и власть, а также на отдельных представителей, отстаивающих свою честь, интеллектуалы испытывают нечто среднее между сочувствием и брезгливостью. О нет, они никогда не выдадут себя ни полусловом, ни интонацией, ни тенью улыбки, пробежавшей по лицу! Они всегда будут выглядеть такими, какими их ожидают увидеть – смиренными постными умниками. Но никогда они и не станут участвовать в этом неприличном для них цирковом представлении, и уж точно не пожертвуют и волоска со своей головы ради того, за что более низкие сословия, включая дворян, рубятся насмерть. У них другие игры и другие удовольствия от совсем иных побед.

Гордость гордостью, но высокопоставленные аристократы понимали, что без помощи духовенства им не обойтись. Одним блеском роскоши народ не впечатлишь, и одним лишь оружием в должной степени не запугаешь. Народу нужно что-то покрепче, позабористее, чтобы пробирало до мозга костей и в страхе, и в восторге. И это должно быть не набором отрывочных воздействий, а целостной системой, регламентирующей все аспекты жизни каждого человека. Иными словами, требуется хорошо продуманная иерархия, в которой каждому отводилось бы подобающее место с расписанными ролями. Систему создали и обосновали, причем сделали это, апеллируя к самому Богу, с именем которого, как известно, шутки плохи. Поэтому аристократам пришлось вписаться в систему и самим, требуя поклонов от черни, но, в свою очередь, кланяясь духовенству. Таким, в общем-то, нехитрым трюком духовенство получило власть, которая легко становилась неограниченной, если пользоваться ею с умом и осторожностью.

Власть духовенства тонка и специфична, далеко не каждому дано понять ее внутреннюю механику, ткань и плоть. Численность духовенства была сопоставима с численностью дворянства, но принадлежность к духовному сословию не давала развитого интеллекта автоматически, как и принадлежность к дворянству сама по себе не давала особенной храбрости. В старые времена образование для простого народа было исключительно церковным. Обучать детей грамоте было несложной и не требующей великого ума заботой служителей культа низового звена. Им же вменялось в обязанность и проводить рутинные ритуалы, что требовало еще меньших способностей.

Духовенство более высокого ранга занималось тем, что сейчас называют консультированием. Менее способные "консультировали" простой народ, популярно объясняя, что можно и что нельзя, как правильно и как неправильно. Обычно "консультации" представляли собой нравоучения, подкрепленные, если надо, угрозой. С представителями привилегированных сословий вести себя подобным образом было невозможно, поэтому для общения с ними привлекали работников культа, обладавших даром вежливого убеждения без нажима. И чем выше положение аристократа, тем тоньше и изощреннее должен быть ум консультанта.

Однако же самая интересная и ювелирная в интеллектуальном плане работа была у элиты духовенства. На ней лежала задача выстраивания идеологического каркаса, на котором держалось все общество, и не менее. Первая сложность заключалась в необходимости продумать все до мелочей, поскольку даже незначительные ошибки снижали эффективность государства, а грубая ошибка в конструкции привела бы к коллапсу общества. Впрочем, времени для экспериментов было предостаточно – ранние верования возникли тысячи лет назад, и с тех пор их структура непрерывно совершенствовалась. Так что труженикам культа не требовалось делать работу с нуля, хотя и следовало потратить годы на изучение существующих наработок.

Вторая сложность значительно серьезнее. Система должна быть устойчивой и держаться не на штыках солдат, а на личной убежденности каждого гражданина в ее правильности и безальтернативности. Действуя повседневно, каждый гражданин должен пребывать в полной уверенности, что делает что-то хорошее и полезное лично для себя, но в действительности работать на систему. Согласитесь, далеко не каждый способен вообразить, как хотя бы приблизительно подступиться к решению этой задачи, не говоря уже о том, чтобы успешно ее решить. А между тем, задача эта была решена везде, хотя и в несколько различающихся вариантах. Старинным экспертам по психологическому воздействию в самых разных культурах удавалось заставить население как минимум держаться в определенных рамках, а как максимум – фанатично, вплоть до самопожертвования, защищать созданную элитой духовенства конструкцию.

В наши дни с высшим социальным слоем все еще менее однозначно, чем с аристократией. В некоторых странах религия сохранила такие же позиции, как и в старину, там все осталось без изменений. Кое-где религия хоть и сдала позиции, но не настолько, чтобы перестать серьезным образом влиять на население. А где-то она практически полностью утратила свое значение, уступив свои социальные функции другим институтам. Какие же профессии характерны для духовной элиты современности?

Здесь некоторых читателей ждет прозрение. Бытует мнение, что элитарность отдельного человека, сообщества или профессии измеряется выгодами и возможностями лично для себя. Некоторые без затей меряют все деньгами – у кого их больше, тот и элита. Их совершенно не смущает, что в их логике разбогатевший предприниматель служит образцом гораздо более достойным, нежели бедный ученый или всесторонне образованный, но такой же бедный священник. А есть и те, кто во главу угла ставят силу. В их логике элита – это вообще бандиты и оборотни в погонах. Однако степень влияния на процессы в обществе далеко не всегда коррелирует с личной выгодой, и порой люди, незримо изменившие ход истории, ведут более чем скромный образ жизни, а то и вовсе умирают в нищете. К таким элитным, но традиционно "нищенским" профессиям относятся профессии учителя и воспитателя. Исследуя биографии великих, часто обнаруживают наставника, чья воля и идеи легли в фундамент достижений и глобального влияния всемирно известной личности. Бывает, что обнаружить наставника не удается, но это еще не значит, что его не было. Его профессия предполагает нахождение в тени.

Нахождение в тени – ключевое свойство обладателей власти над умами и архитекторов глобальных процессов. И это не просто мода или игра в тайные кланы, это производственная необходимость, и у явления есть понятное практическое обоснование. Все дело в том, что сопротивляться можно только чему-то явному, имеющему название, программу, локализацию в пространстве и времени. Существование по-настоящему опасных организаций и подразделений не отражено ни в одном документе, они не имеют списков и отличительных знаков членов, а иногда даже и названия. Вы никогда не думали, почему есть петлицы и нарукавные знаки для танкистов, связистов и летчиков, но не существует таковых для разведчиков? Вот как раз по этой самой причине.

Хорошо изучавшие историю религии знают, что, как считалось, первый шаг к обретению власти над демоном – узнать его имя. Согласитесь, смешно звучала бы магическая формула, начинающаяся словами "заклинаю тебя, неизвестно кто…" Еще один мифологический факт: Дьявол считается высшим авторитетом в деле обольщения и манипуляции, воздействия на разум человека. Но его главный трюк – убедить, что его не существует. Самые искусные манипуляторы поступают в точном соответствии с заветами своего мифологического покровителя. Их сверхзадача – убедить целевую аудиторию, что никакой манипуляции нет, а подсказанные ей идеи на самом деле являются ее собственными замечательными мыслями. Такому воздействию противостоять невозможно в принципе.

Манипулятор – вот еще одна профессия для высшего социального слоя. Разумеется, подобную запись вы не встретите ни в одной трудовой книжке. Зато существует масса профессий, в которых искусство манипуляции является центральным элементом. Таким специалистам вменяется в обязанность воздействовать на мироощущение человека, его идеалы, цели и, в конечном итоге, на принимаемые решения. "Делать так, чтобы людям хотелось принимать нужные руководству решения" – вот как в чистом виде формулируется идея трудового соглашения с подобными работниками. Это рекламщики, переговорщики, менторы, инструкторы, методисты, коучи, специалисты по гибридной войне… В самом широком смысле это те же воспитатели, только для взрослых. Помните, мы говорили, что духовенство низового звена занималось обучением детей грамоте, а более способные инструктировали, уговаривали и другими способами "обрабатывали" взрослых? Так это то же самое, только на новый лад.

Манипуляторов принято бояться или, как минимум, не любить. Напрасно совершенно! Во-первых, почти все вынужденно побывали в роли манипуляторов, когда приходилось заниматься воспитанием детей. Помните Бабаев, обитающих под кроватью, сереньких волчков, норовящих укусить за бочок, дедов Морозов, дарящих подарки только послушным? Во-вторых, манипуляция – это далеко не всегда зло. Больше всех подвержены психологическим проблемам люди жесткие. Мягкий человек способен отступиться, сменить позицию и подход, что позволяет ему или смириться, или подобрать другое решение. Жесткий человек, напротив, будет стоять на своем до последнего даже в мелочах. И если его позиция неэффективна, дело окончится неудачей с последующим неврозом. Вывести такого несчастного из его пожизненного пике может только психолог, владеющий искусством манипуляции. Аккуратно, как по минному полю, пробирается он сквозь упрямство и гордость, чтобы ненароком их не затронуть. А потом с хирургической точностью "подсаживает" клиенту спасительную для него идею, но так, чтобы он (не дай Бог!) не подумал, что его пытаются учить жизни.

Есть такая шутка: кто умеет, тот делает, а кто не умеет, тот учит других. Шутки шутками, но для выпускников вузов такое разделение актуально. Стать школьным учителем после университета это не то чтобы сильно зазорно, но очевидно не самый престижный выбор. Наиболее талантливые после окончания учебы идут в науку. Профессия ученого определяет принадлежность к высшему социальному слою так же, как и профессия учителя. И так же, как и профессия учителя, не является особенно престижной. Однако, не везде и не всегда. Чтобы понять этот важный нюанс, надо сделать маленькое отступление.

История знает много попыток поставить иерархию социальных слоев с ног на голову или обойтись с ней другим извращенным способом. Например, после революции в России решили поставить впереди всех рабочий класс. Считалось, что для управления государством никакой особенной квалификации не требуется, и делать это вполне мог и должен был рабочий, вернувшийся со смены на заводе. В теории выглядело красиво, но на практике получился бедлам. И длился он ровно до тех пор, пока классовой системе не вернули ее естественный облик – поставили во главу государства профессиональных управленцев. А ученых стали ценить гораздо выше, чем рабочих и крестьян, хотя и продолжали врать, что это не так.

Нечто подобное произошло в России же, только в начале девяностых. Тогда решили, что самые главные люди в стране – это предприниматели. Казалось, что все беды происходили от существовавшего ранее регулирования экономики, и появившихся в изобилии бизнесменов стали воспринимать как мессий, единственно способных привести общество к благоденствию. Дети в школе перестали хотеть быть космонавтами и врачами, они поголовно захотели иметь свой бизнес. Казалось, власть надо дать предпринимателям, и невидимая рука рынка автоматически расставит все в идеальном порядке. Но внезапно выяснилось, что государство – это не базар, и что уместно на рынке, то не уместно в управлении государством. И что закрывать исследовательские учреждения потому, что они не приносят прибыли, это самоубийство. "Мессии" закономерно провалили свою миссию и ввели страну в штопор, выйти из которого удалось, только восстановив естественную вертикаль. Силовиков опять поставили над предпринимателями, разбежавшихся ученых вернули в НИИ, а высшую власть сосредоточили в руках управленцев, консультируемых специалистами. И осознали, что торговцы не в состоянии грамотно управлять обществом, как не способны на это и рабочие.

В здоровом обществе ученых не просто уважают, а считают высшими авторитетами. Их берегут, и все самое лучшее дают именно им, подобно тому, как организм сперва заботится о работоспособности мозга, а остальным органам ресурсы достаются во вторую очередь. Самые тоталитарные режимы дают студентам отсрочку от армии и даже от мобилизации в военное время. Организм, в котором интересы кишечника обслуживаются вперед интересов мозга так же нежизнеспособен, как и общество, где впереди идут интересы рабочих, предпринимателей или военных. И речь не столько о личных выгодах для ученых, сколько о финансировании науки. В здоровом обществе урезают зарплаты рабочим и облагают огромными налогами предпринимателей, чтобы первые не обленились, а вторые не превратились в зажравшихся князьков. Жестоко, несправедливо? Да! Но другие модели в итоге приводят к гораздо большей жестокости и несправедливости.

Возвращаясь к списку профессий высшего социального слоя, отметим, что никуда не делась и потребность в архитекторах глобальных процессов – элите элит. Только теперь в большинстве культур ее удовлетворяют не священники, а ученые. Юных читателей наверняка интересует вопрос – в каком вузе готовят специалистов данного профиля? Увы, такого вуза нет и быть не может, поскольку для подобной работы нужно сразу несколько квалификаций. Плюс еще очень желательно справить полувековой юбилей, прежде чем пытаться что-то глобально планировать. Конечно, в МГУ есть факультет глобальных процессов, но подготовка на нем имеет с описываемой работой общего только название. В идеале претендент на должность "архитектора Вселенной" должен иметь два высших образования: историческое и психологическое. А "на десерт" можно добавить юридическое и экономическое.

Необходимость исторического образования очевидна. Честно говоря, я не знаю, появилось ли за пару последних столетий что-либо принципиально, в корне новое, не имеющее даже отдаленных аналогов в истории. Все новое это если и не хорошо забытое старое, то, во всяком случае, хорошо доработанное старое. Историк изучает не только факты, но и закономерности. Он должен знать не только событие и его дату, но и факторы, благодаря которым оно стало возможным. Анализ причин и следствий произошедшего – вот занятие, делающее профессию историка актуальной. Не изучавший историю в таком ракурсе обречен на изобретение велосипедов, которые будут ломаться в тех же местах, что и пятьдесят, и сто лет назад.

С психологией тоже понятно, но не всем. Психологическое образование я получил уже в относительно взрослом возрасте, и это позволило мне заметить определенные вещи. Спросите любого, и любой без тени колебания ответит, что он хороший психолог, если ему стукнуло хотя бы лет тридцать. Незыблемое правило: все считают себя психологами, и я не был из него исключением, когда подавал документы на психфак. И темой первой же лекции было отличие научной психологии от житейской. Чтобы не пересказывать все, я сформулирую кратко: научная психология отличается от житейской примерно как интегральное исчисление от арифметики с использованием палочек для счета.

Будучи явно неглупым человеком и имея за плечами немалый жизненный опыт, я поражался обилию тонкостей, о существовании которых даже не догадывался раньше. Правда, еще я поражался количеству знаний, которые, как мне тогда казалось, не пригодятся. И только приступив к практической работе, я понял решающее преимущество вузовского образования. В рамках программы заставят выучить и сдать то, что ни один человек не станет читать, обучаясь самостоятельно. А эти "неинтересные" предметы впоследствии точно понадобятся для работы. Конечно, будучи психологом, я пристрастен. Наверное, если бы я был астрономом, то настаивал бы на полезности изучения астрономии. Но все-таки с психологией дело обстоит объективно серьезнее. Кто собирается работать с людьми, а тем более управлять ими, обязан знать психологию на уровне несколько более глубоком, чем ролики в интернете.

Одним из предметов на психологическом факультете является математика, что многие находят странным. Однако удивляться нечему. Говорят, что история без дат – это сказка, так вот точно такой же сказкой местами оказывается психология без математики. Ни одно исследование, будь то тестирование или научная работа, не может обойтись без математического аппарата. Выявление закономерностей на глазок – одна из причин несостоятельности житейских психологов. Но дело не только в этом. Специалист с явным отставанием в математике может оказаться не слишком хорошим психологом по причине недостаточной гармоничности собственного развития.

Бытует мнение, что якобы существует два склада ума – "математический" и "гуманитарный". И что якобы работать с людьми стоит "гуманитариям", а "математикам" лучше не высовывать носа из-за компьютера, где им самое место. Эта ошибка проистекает от непонимания, что кроме логического мышления, хорошо развитого у "математиков", выделяют еще и эмоциональный интеллект, хорошим развитием которого могут похвастаться "гуманитарии". Это две стороны одной медали, и обе они в норме должны быть развиты на достаточном уровне. "Ботан", общающийся с людьми исключительно по переписке, потому что боится посмотреть им в глаза, это такое же отклонение, как и социально адаптированная личность, имеющая двойку по математике.

Развитый ум не берется из ниоткуда, его надо формировать. Незнание и боязнь математики у ребенка – это всецело вина родителей и педагогов. Мало заставить ребенка выучить что-то на память, его нужно научить думать. Таким тренажером и одновременно тестом качества мышления служит математика. Эта дисциплина стоит особняком, поскольку ее недостаточно выучить, как историю или биологию на школьном уровне. Успех в ней приходит одновременно с повышением качества мыслительного процесса.

Кто грезит славой и блеском, тому не подняться до самой вершины, его предел – бытие аристократа. Впрочем, не всем дано мечтать о великом, это нормально. Посмотрите вокруг, и вы увидите сколько угодно таких, кому не интересны не только хорошее образование и выдающийся интеллект, но и храбрость, манеры, честь. Они не мечтают быть даже аристократами, их вполне устроила бы просто жизнь богатого человека. По крайней мере в этом уверены те, кто еще не разбогатели. Совсем другое дело – интеллектуалы высшей пробы. Они ставят планку максимально высоко, прямо не преследуя иных целей, кроме познания мира и экспериментов над ним. И они всегда в тени, им так комфортнее. Мы никогда не узнаем имен тех, по чьим планам мы живем, чьи идеи мы носим в головах, считая их своими.

Как видим, переход на более высокую ступень социальной лестницы в современном обществе не всегда ведет к увеличению личных возможностей. Тогда возникает вопрос: в чем его ценность? Может быть лучше оставаться там, где однажды себя обнаружил, и не суетиться? И самое непонятное – в чем заключается высота интеллектуалов и духовенства, если такой статус обычно не дает ни славы, ни блеска, ни денег? Ответ простой: все дело в удовольствии. Люди рвутся вверх по социальной лестнице с главной целью – получить больше удовольствия от жизни. Только на некоторых этапах увеличение удовольствия видно невооруженным глазом, а на некоторых требуется присмотреться.

Будем честны: не существует такого рабочего или крестьянина, который бы выбрал остаться в своем статусе, если бы ему предложили более чистую, легкую и оплачиваемую работу в сфере услуг. Можно сколько угодно романтизировать дойку коровы в морозном сарае или героическое стояние за станком, но дураков, поддающихся на такое, практически нет. Даже в советские времена, когда реклама низших слоев общества проводилась в беспрецедентных масштабах, результат ее был околонулевым. Люди при первой же возможности прощались с колхозом или заводом, считая день отъезда своим вторым днем рождения. Это же является и одной из причин, по которым терпят крах современные страны с высокими доходами населения. Имея возможность выбора, люди массово отказывались работать в сферах производства и сельского хозяйства. В результате они стали заложниками более бедных стран, на территории которых вынесены заводы и фермы. Достаточно слегка прикрутить краник физических поставок, чтобы стало понятно – индексы и котировки на хлеб не намажешь.

Точно так же каждый продавец мечтает стать менеджером, а менеджер – владельцем магазина. Даже самое буйное воображение не сможет нарисовать обратную картину, где владелец магазина мечтает стать наемным продавцом. Самый лакомый кусок в сфере услуг это финансы, где прибыль образуется идеально чисто. Там не надо надрываться за станком или даже управлять магазином. Там надо просто перенаправлять деньги из одного места в другое, и часть будет буквально "прилипать к рукам". Но и здесь нет такого работника, который бы не мечтал обогатиться еще более чисто – спекулируя на бирже. Чтобы не надо было даже приходить в офис и выписывать клиентам бумажки взамен взятых у них денег.

Деньги! Вот что манит тех, у кого их нет. Причем такие, за которые не надо унижаться и гробить свое здоровье, в обмен на которые не надо тратить свою жизнь на беспросветно унылые занятия. Но что происходит с теми, кто вышел на такой уровень? Получают ли они максимальное удовольствие? Увы! У материального положения есть порог, за которым прекращается нарастание удовольствия вслед за расширением финансовых возможностей. Деньги сильно нужны нищим, у них каждая появившаяся сверх ожидания копейка вызывает бурный восторг. Люди, обеспеченные средне, относятся к увеличению дохода более спокойно, все же мечтая о возможностях, которые откроет новое поступление. Но на определенном уровне наступает понимание, что есть все, необходимое нормальному человеку, удовольствие перестает увеличиваться, а изобилие начинает восприниматься как нечто естественное.

Тогда приходит мысль – а что, если попробовать чего-нибудь сверх необходимого. Так появляются гуляния по кабакам с выбрасыванием денег на ветер и драками, персональные дворцы, самолеты, яхты, коллекции автомобилей. Потом ванны шампанского из Шампани, убийство слонов в Африке, БДСМ со смертельным исходом в борделе специального типа… Но – нет! Жизнь стремительно теряет краски, несмотря на отчаянные усилия развлечься самыми извращенными способами. Кто-то идет в противоположную сторону и занимается благотворительностью. Но целующие в щечку благодарные дети доставляют ощутимое удовлетворение только первые несколько раз. Потом наступает неотвратимая стагнация. Именно на этом этапе некоторые находят новый уровень удовольствия в наркотиках, но там повторяется то же самое. Сначала фейерверк эмоций, потом увеличение дозы, а потом дозу увеличивать уже некуда, и наступает та же стагнация, только на фоне уничтоженного здоровья.

Жажда денег, ожидание неземного удовольствия от них и вера в их бесконечное могущество в норме проходят достаточно быстро по мере насыщения, и до БДСМ в ванне с шампанским дело обычно не доходит. До конца этот путь осиливают лишь те, кто бедствовали в раннем возрасте и пронесли жуткие воспоминания об этом через всю жизнь. Неспроста среди представителей высших социальных слоев разговоры о деньгах в любом контексте считаются крайне неприличными, как и демонстрация своего достатка. Они опасаются, что их примут за разбогатевших голодранцев. Но большинство любителей денег уже на середине пути к финансовому Олимпу начинает понимать, что есть штука гораздо более заманчивая и дающая несравненно большее удовольствие совершенно нового качества. А именно – власть.

Стремление к богатству приветствуется обществом, особенно если оно достигается не спекуляцией, а созданием чего-то полезного. А вот стремление к власти считается чем-то если и не порочным, то, как минимум, подозрительным. Идущие к публичной власти повторяют словно мантру, что они не диктаторы и не хотят ими стать, что им вообще не нужна власть, что они спят и видят, как бы в точности выполнить пожелания избирателей, не добавляя ничего от себя лично. Странно только, что за такую работу мальчика на побегушках у избирателей идет война не на жизнь, а на смерть. Вы не находите удивительным, что в борьбе за возможность постоять в позе "чего изволите" перед народом отдельные личности (которые нет-нет, точно не хотят никакой власти для себя) платят суммы в размере нескольких состояний?

Все странности исчезают, когда мы понимаем, что это вранье. Людям с самого момента их появления нравилась личная власть – над камнями и металлами, которые они обрабатывали, над животными, которых они приручали, и даже над стихией, которую они пытались подчинить себе, задабривая богов. Но больше всего преимуществ всегда давала власть над соплеменниками. Логика неоспорима: пусть они имеют власть над всем, чем угодно, но, если я буду иметь власть над ними, они мне это все что угодно принесут, отдадут, и кланяться будут. Люди хотят повелевать, и это желание присуще им в естественном порядке. Просто у одних оно почти не заметно, у других чуть сильнее, а третьи готовы отдать все, лишь бы их слово обрело магическую силу. Ну чем власть не магия? Сказал слово, и город будет построен, сказал другое слово, и город будет разрушен. Без малейших движений собственными конечностями.

Умные и амбициозные люди так легко расстаются с огромными суммами ради только лишь шанса обрести власть, потому что понимают, деньги – это ничто по сравнению с властью. Единственное, на что они годятся, это послужить трамплином во власть, и не более того. Обладатель капитала вынужден искать дружбы с власть имущими, иначе ему придется попрощаться со своей собственностью довольно быстро. Один росчерк пера, и его деятельность оказывается незаконной. Второй росчерк, и его счета арестованы. Третий росчерк, и он сам уже сидит в клетке, рассказывая, как докатился до столь гнусных преступлений. Деньги без власти порождают чувство волне обоснованной тревоги, и чем о большей сумме идет речь, тем выше тревога. Лишь власть дает вожделенное чувство безопасности, пусть иногда и ложное, но все же…

Пример возьмем из той же совсем недавней истории России. В начале девяностых годов двадцатого века несколько стремительно разбогатевших комбинаторов возомнили себя хозяевами в стране, потому что у них денег больше, чем у других. Явление получило название семибанкирщина. Каким же было их удивление, когда выяснилось, что купить получается не все и не всех! Обладателей астрономических сумм подчистую разгромили чиновники и офицеры с зарплатами, которых хватало только на еду. А все потому, что эти скоробогаты двойки имели по истории и не знали сословной структуры общества. Не знали, что для настоящих аристократов, пусть и нищих, они не хозяева и даже не ровня, а презренные выскочки, которых прихлопнут, как только они позволят себе лишнего.

Вокруг людей разбогатевших, но так и не ставших аристократами, все немножко с душком. И чем больше богатство, тем сильнее душок. Особенно удручает ближайшее окружение. На определенной ступени достатка вдруг обнаруживается, что друзей нет. Есть наследники, ждущие смерти родственника, как стервятники. Есть партнеры по бизнесу и конкуренты, ждущие, в общем, того же самого. И есть огромная армия попрошаек и приживалок, виртуозно маскирующих свои корыстные мотивы. И женщины, конечно, коварные женщины! Богатого мужчину они не любят, хотя и придумывают себе целую философию, опровергающую их корысть. Они с настойчивостью гипнотизеров внушают себе, что любят великую личность, достигшую высот, влюблены в ее ум и волю, вознесшие ее на вершину кучи ассигнаций. Но любят они только ее кошелек, что становится очевидным сразу же, как у "великой личности" начинаются проблемы.

Обидно не только то, что с определенного момента увеличение банковского счета перестает приращивать удовольствие. Еще очень раздражает и отсутствие почтения, которое планировалось получить в свой адрес. Конечно, когда жертвуешь на что-то круглую сумму, тебе говорят спасибо, устраивают банкет и рассказывают по телевизору какой ты молодец. Но лучше не слышать благотворителю то, что говорят о нем эти же люди в своем кругу. Дело в том, что обладание капиталом не воспринимается большинством в качестве повода для уважения. Врача, ловко вставляющего зубы, уважают, и чемпиона по карате, который может одним махом выставить эти же зубы, уважают, а вот предпринимателя или финансиста уважать вроде как и не за что. Обидно.

Зато у аристократов со всем этим нет вообще никаких проблем, если, конечно, речь идет о подлинной "голубой крови", а не о чиновниках, устроивших из должности коммерческое предприятие. Аристократы служат системе, элементами которой сами и являются. Поэтому у них в своем кругу практически нет конкурентов, что сразу же оздоравливает отношения. А еще сила, оружие, власть – они завораживают. Принадлежность к чему-то великому и мощному вместе с силой, данной для служения, дает чувство эйфории. А в моменты реализации этой силы ощущения доходят до экстаза.

Аристократам не приходится покупать женщин ни в явной, ни в скрытой форме. Влечение, вызываемое блеском и властью, настолько велико, что ему трудно противостоять. Больше того, дамы, стремящиеся улучшить материальное положение за счет мужчин, вызывают у них отвращение. В итоге они получают страстную любовь женщин чистых и бескорыстных, которая не увядает с потерей положения или состояния. Рассуждая зеркально, отметим, что дочери аристократов не продаются, и это вызывает сильное раздражение у богатых покупателей. Впрочем, непонимание и злость вызывает у них все, что не продается, это рушит их картину мира. Зато не торгующие собою женщины получают нормальные отношения, в которых их не считают "мясом".

Всем хорошо бытие аристократа: власть, блеск, шарм, искренняя любовь и дружба, ощущение принадлежности к великому и сила, чтобы ему служить… Если все так прекрасно, то что же заставляет людей двигаться дальше вверх? Все то же удовольствие! Умственные способности (при наличии) требуют развития и реализации. Глупо и неприятно иметь автомобиль и не ездить на нем, иметь деньги и отказывать себе в необходимом, жить в окружении влюбленных красавиц и не заниматься сексом. Но в сто раз глупее и неприятнее иметь развитый ум и не применять его.

Да, власть пьянит, но познание мира является наркотиком куда более сильным. Для людей со средними умственными способностями учеба обременительна. Даже если она и не доставляет ощутимого дискомфорта, продолжать ее все равно особого желания нет. У таких людей логика простая: окончил университет, и молодец, теперь надо работать. Но есть и такие, кто категорически не желают расставаться со статусом вечного студента. Они живут учебой и ходят на лекции любимых преподавателей, как другие ходят в театр, кино или музей. Я помню, как во время отбывания студенческой повинности в колхозе мы шутили, подражая Глебу Жеглову: "Эх, сейчас бы лекцию, да по матанализу!"

Выше я сравнивал власть с магией, но еще более уместно сравнение с магией для науки. Что подумали бы первобытные люди, увидев самолет? Только одно: к ним спускаются боги. Бог – вот идеал и точка притяжения для выдающегося ума! Ну, или соперник Бога, если кому-то больше нравится Дьявол. Не даром ведь в старые времена наука концентрировалась вокруг церкви, хотя и по обеим сторонам баррикад. Чувствуете, насколько мелкими с этой точки видятся царьки, тешащиеся властью, насколько ничтожными кажутся богачи, увлеченно набивающие свои карманы? Сопричастность к тайнам мироздания – переживание куда более сильное и наслаждение куда более острое, чем сопричастность к огромным деньгам или даже к власти.

Однако же за все надо платить, и чем прекраснее приобретение, тем выше цена. В борьбе за большие деньги можно поплатиться большими деньгами, а в борьбе за власть можно поплатиться уже головой. В борьбе за знание платят всей своей жизнью, всецело посвящая ее учебе и размышлениям. И, в отличие от первых двух случаев, эту цену придется заплатить обязательно. Афина ревнива, она не потерпит служения кому-то другому. Если жизненный успех измерять по-обывательски деньгами и положением в обществе, то его достигают лишь немногие ученые, сфера исследований которых остро востребована практикой. Остальные же обречены пропадать в своих лабораториях за копеечную зарплату, и это еще в лучшем случае. А в худшем – заниматься любимым делом и вовсе бесплатно. Но и они, как правило, не отказываются от своих занятий. Объяснение может быть только одно: их увлеченность приносит им максимально возможное удовольствие. То есть объективно они достигли максимального жизненного успеха.

Впрочем, Афина – богиня не только мудрости, но и войны, и в этом кроется глубокий символизм. Самые страшные разрушения привносят в мир отнюдь не солдаты, но ученые. Как тут не вспомнить Курта Воннегута: "Над чем бы ученые ни работали, у них все равно получается оружие." Но у такого символизма есть еще один зловещий смысл. Ни при каких обстоятельствах не рекомендую вам злить по-настоящему умного человека. Потому что в такой ситуации не помогут ни деньги, ни власть. Развитый ум – это как зрение более высокого порядка, позволяющее видеть то, чего не видят остальные. Человек с незаурядными умственными способностями похож на зрячего среди слепых, что делает войну с ним занятием самоубийственным.

Если взглянуть на вкусы интеллектуальной элиты, то может показаться, что они представляют собой серьезно деградировавшие вкусы аристократов. Интеллектуал скорее наденет джинсы и футболку, чем костюм. Нисколько не смущаясь, он может заявить, что не любит театр и предпочитает смотреть фильмы у себя на компьютере, перематывая неинтересные куски. Причем не с бокалом вина и устрицами, а с пивом и жареной мойвой. И (о ужас!) отказаться есть японскую еду палочками и потребовать у официанта вилку.

Вообще может показаться, что эволюция от аристократа до интеллектуала это путь не вверх, а вниз. Ни больших денег, ни видимой власти у интеллектуала обычно нет. На оскорбления он скорее всего не ответит – чести нет. Кодекса поведения нет. Дресс-кода нет. А что тогда есть? Личность есть! Дело в том, что аристократы всегда на кого-то равняются и хотят чему-то соответствовать. Им всем надо быть как кто-то, и лучше, чем кто-то, не посрамить что-то и иметь соответствующий чему-то вид. У них, конечно, тоже имеются личности, но личности недозревшие, несамостоятельные, зависимые от колеи, проложенной их кастой. Они несвободны, потому что вынуждены поступать как надо, а не как хочется.