banner banner banner
Как увеличить личную силу
Как увеличить личную силу
Оценить:
 Рейтинг: 0

Как увеличить личную силу


Часто можно слышать рассуждения о внутренней свободе. Вот посадили кого-то в тюрьму, а он все равно внутри вроде как свободен. Но когда начинаешь допытываться, в чем же именно эта свобода заключается, вразумительного ответа добиться не получается, потому что на самом деле все не так. Внутренняя свобода раскрывается только на фоне внешней. Это когда человек, имея свободу выбора, выбирает то, что нужно лично ему, а не кому-то или чему-то. То есть не ограничивает себя сам, изнутри. Интеллектуал – это аристократ, снявший с себя бремя служения, а вместе с ним и всю остальную аристократическую мишуру. Для него больше нет необходимости играть в многочисленные игры и следовать столь же многочисленным правилам, чтобы принимали за своего. Он САМ СЕБЕ СВОЙ. И служит он себе, хотя в итоге этого эгоистического процесса получается большая польза всем.

Интеллектуал удовлетворяет собственное любопытство, и в этом вся его эгоистическая и одновременно альтруистическая суть. Если удается устроиться на работу в НИИ, он удовлетворяет свое любопытство за государственный счет, если нет – за свой. И в том и в другом случае его наработки однажды станут достоянием общества и послужат людям. Но и в том и в другом случае процесс захватывает его настолько, что у него не остается ни времени, ни сил, ни, главное, желания играть в сложные социальные шахматы. Неудобно ему есть суши палочками – он просто берет вилку. И у него нет ни малейшего желания отгадывать, что подумали о нем сидящие рядом.

Удивительно, однако интеллектуалам присуще чувство соперничества, причем не меньше, чем аристократам. Самый главный, самый непростительный порок для них – это глупость, и они категорически не желают выглядеть глупее коллег по цеху. И при всем этом они одиночки, такой вот парадокс. Интеллектуал не может не быть одиночкой, поскольку он забирается в такие высоты мысли, где с ним уже никто не в состоянии общаться на равных. Другие умники достигают аналогичных результатов, но беда в том, что каждый в своей области. Два выдающихся ученых разных специализаций никогда не смогут распахнуть друг перед другом свои миры во всей их полноте и красе. Иногда случается дружба-соперничество между двумя звездами одинаковой величины в одной области, но это редкость. Остальным приходится пользоваться студентами, насилуя и разрывая их мозги в попытке затолкать туда свою вселенную. Иногда получается.

Весь этот комплекс вкусов, привычек и обстоятельств вызывает у представителей интеллектуальной элиты большое уважение к такому качеству, как самобытность. Аристократ прилагает максимум усилий для приведения себя в соответствие с ролью. У него должен быть очень чистый английский, именно такой, как надо. И костюм, и смех, и посадка головы и все остальное – как надо. И чем больше как надо, тем идеальнее считается аристократ. Очень похоже на армию, каковой аристократия изначально и являлась. У интеллектуалов все обстоит с точностью до наоборот – чем больше своих уникальных привычек, словечек и манер, тем больше их уважают друзья. Отсюда же и сложные отношения с армией – ну никак не нравится им нивелирование собственной личности.

Юмор интеллектуалов, пожалуй, самый качественный. Он не содержит сцен ниже пояса, как это принято у работяг, и не такой постный, как у настоящих аристократов. Юмор реально смешной, потому что высмеивает в основном глупость человеческую, которая видна им как никому другому. Простор для шуток необыкновенный получается. Интеллектуалы очень самобытны и часто остры на язык. Однако не следует думать, что в оригинальности они доходят до вида сумасшедших, а в острословии забываются и позволяют себе оскорбления. Умный человек всегда понимает границы, которые переходить нельзя. Его оригинальность всегда будет в рамках допустимого, и ему обычно присуще обостренное чувство такта. Умение никого не обидеть даже случайно – характерная черта истинного интеллигента.

И все бы хорошо, но гордыня часто поражает представителей этого класса. Их гордыня, пожалуй, посильнее аристократической. А еще интеллектуалы бывают молчаливы и чрезмерно замкнуты в себе, им со своими мыслями веселее, чем с окружающими людьми. В результате великого ученого сгоряча могут принять за бомжеватого деда.

Итак, мы рассмотрели социальную иерархию от самого низа до самого верха. Но до самого ли верха? Оказывается, нет, и это еще не все! На самом деле есть еще одна более высокая ступень, о которой мы пока говорить не будем. Ее представителей так мало, что большинство даже не догадывается об их существовании. К тому же они еще меньше горят желанием быть на виду, чем сидящие по кабинетам умники. Надеюсь, ближе к концу чтения станет ясно, о ком идет речь.

Техника повышения социального статуса

Вслед за столь подробной теоретической выкладкой хотелось бы узнать практический рецепт. Как же повысить свой статус, перейти в более высокий социальный слой и поставить планку максимально высоко в стремлении получить как можно больше личной силы? Вначале нужно определить точку, где вы находитесь в данный момент. Для большинства в современном мире это самый сложный этап, если, конечно, не брать Индию, где система каст сохранилась почти в первозданном виде и все ясно по определению.

Современный человек может днем работать в поле, а вечером читать хорошие, умные книги. При этом шутить без вульгарности и разбираться в винах не хуже сомелье. С другой стороны, в каждой стране имеется немало офицеров, дослужившихся до больших звезд исключительно чтобы пользоваться положением, а в случае опасности сбежать и спрятаться. Если им напомнить о чести, они сильно удивятся, просто потому, что не думали об этом ни разу в жизни. Таким образом, профессия сегодня не является фактором, определяющим социальный слой.

Если говорить о пристрастиях, то выйдет совсем каша. Каждый найдет у себя и любовь к вещам, и любовь к деньгам, и манеры (более-менее), и честь (хоть немного), и любознательность. Люди с высшим образованием часто бывают пошляками и матерщинниками, а среди людей физического труда нередко встречаются особы стыдливые и подчеркнуто вежливые. Но все равно, как ни поверни, что-то одно все равно доминирует. Это становится заметно в ситуации выбора. Простой пример: в отношении человека совершили насильственное преступление, а затем в качестве извинений предложили определенную сумму. Один возьмет деньги и успокоится, а другой непременно потребует сатисфакции иного рода. И сразу же станет понятно, кто аристократ, а кто – нет.

В психологии есть интересный способ тестирования, позволяющий определить неочевидные приоритеты. Допустим, требуется выяснить, что для человека на первом месте: карьера, семья, друзья, увлечение или деньги. Ему дают карточки попарного сравнения ситуаций. На первой вопрос: что бы вы предпочли – предложение по работе с повышением по службе или с повышением зарплаты? На второй: что бы вы предпочли – уйти с работы вовремя чтобы провести время с друзьями, или остаться, чтобы это отметил начальник? И так далее, пока не будут перебраны все возможные пары. Затем остается просто посмотреть, какое устремление победило в большем количестве сравнений. Это и будет самое главное для испытуемого. Вы можете устроить себе примерно такую же проверку, проявив творчество и задействовав не только карточки. В разных жизненных ситуациях задавайте себе вопрос – центральное устремление какого социального слоя для вас в действительности важнее?

"Закоренелость" в своей касте лучше всего видна по презрительному отношению к ценностям более высоких классов. Работяга презирает всех, у кого руки не изуродованы тяжелым трудом. И в любой дискуссии у него есть неубиваемый (как ему кажется) козырь: вы все умрете, если я перестану вас кормить. Бывшее торговое сословие, ныне обильно пополненное работниками сферы услуг, зациклено на деньгах. Когда им говорят о каком-нибудь аристократе – короле, президенте, генерале или просто воспитанном и честном человеке – их интересует только одно: сколько у него денег. И если денег (на их взгляд) недостаточно, то аристократ вызывает у них не уважение, а презрение. Военная аристократия презирает "умников" за их, мягко говоря, сдержанное отношение к силовым структурам и применению силы вообще. Гражданская аристократия слишком увлечена элитными междусобойчиками с царящими в них витиеватыми тонкостями. А поскольку представители ученого сообщества не желают тратить силы на изучение и соблюдение многочисленных условностей, отношение к ним у аристократов соответствующее. Если вы находите у себя что-либо из перечисленного, то дела не очень хороши – вам будет трудно перейти на ступеньку выше.

Совсем другое дело, когда человека влекут новые жизненные смыслы, как влекут новые страны, новые люди, новые удовольствия. Вопрос ведь не только в том, чтобы делать, но и в том, чтобы хотеть. И последнее – самое сложное, именно в нем вся соль. По самому большому счету человек – это то, чего он хочет, считает правильным и ценным, к чему стремится, пусть даже и не достигая успеха в полном объеме. По-настоящему управлять кем-то значит формировать его цели, все остальное – второстепенные технические моменты. Шокирующе откровенная книга по управлению человеком была написана поэтом Маяковским со всей пролетарской прямотой. "Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: – Что такое хорошо и что такое плохо?" Первый признак управляемого человека – это твердое знание "как надо" – в обществе, семье, межчеловеческих отношениях. Собственно, ничего ужасного в этом нет, некоторые модели совсем не плохи. В конце концов, так живут почти все. Проблема лишь в том, что не осознает этого практически никто.

Попробуйте поуправлять собою лично и самостоятельно сформировать у себя цель – продвижение вверх. Поступайте с собой так, как поступают пропагандисты – пропагандируйте сами себе новый образ жизни. Читайте, как модно сейчас говорить, мотивирующую литературу, плотно интересуйтесь подробностями жизни представителей целевой группы. В общем, движение вверх придется начать с подражания. И тут же получить болезненный урок насмешек со стороны представителей класса, подняться до которого возникло намерение.

Есть такое выражение: костюм надо уметь носить. Это значит, что мало надеть костюм, надо еще и вести себя так, как будто ты именно в костюме, а не в трусах и майке. Правило универсально и действует во всех без исключения областях. Некоторые воображают, что если пришел в дорогой ресторан, то уже как бы и несколько повысил свой статус. Однако же может выйти конфуз и эффект прямо противоположный, если вести себя в ресторане как в рабочей столовой или на кухне коммунальной квартиры. Отсюда и первая рекомендация: подражая в какой-либо области, подражайте целиком во всем, включая даже самые мелочи. Уж если пришли в ресторан, то нужен и костюм, и "костюмное" поведение. А также позаботьтесь правильно сесть на стул, правильно держать руки и спину, не путать приборы и общаться подобающим тоном на подобающие темы, имея подобающее выражение лица.

Как же все это постичь самостоятельно, не упустив ничего? Да практически никак. Я не представляю, сколько времени надо штудировать специальную литературу и ролики в интернете, чтобы добиться эффекта целостности в поведении, даже если речь идет об отдельно взятой ситуации. И не факт, что вообще получится правильно, учитывая массированный вброс в интернет недостоверной информации. Но дело даже не в этом. Основная проблема самостоятельного обучения состоит в отсутствии качественного контроля. Можно, конечно, изловчиться и заснять себя на камеру с последующим самостоятельным анализом, но это не то. Разумеется, грубые ошибки будут видны, но тонкости ускользнут почти наверняка. А ведь суть-то именно в них, в тонкостях. Именно по ним представители любого класса отличают своих от выскочек.

Очевидно, лучший способ – это найти репетитора, не только принадлежащего к целевой прослойке общества, но и умеющего грамотно ввести в нее неофита. Так поступают умные родители, осознанно формируя у ребенка поведение, которое в свое время послужит пропуском в верхи общества. Точно так же может поступить и любой человек в отношении себя самого. Надо лишь позаботиться, чтобы репетитор знал не только форму, но и внутреннюю сущность того, чему он обучает.

В мои школьные годы государством проводилась беспрецедентная кампания популяризации труда рабочих. И нас, носящихся по школьным коридорам еще даже не подростков, методично вводили в соответствующую касту. Ребенком я уже знал, что в мастерской рукава должны быть плотно застегнуты, а волосы следует убирать под берет, чтобы не затянуло в станок. И обувь должна быть непременно с твердым носком, чтобы упавшая железяка не покалечила ногу. И ключ ни в коем случае нельзя оставлять в патроне токарного станка, иначе при включении он полетит через весь цех, подобно снаряду. С другой стороны, любой рабочий это потенциальный солдат, поэтому в старших классах мы все умели рыть окопы, стрелять из автомата и поражать танк броском кумулятивной гранаты. Я до сих пор помню загадочную мнемоническую формулу: "ветер пулю так относит, как от прицела два отбросить".

Вроде бы мелочи, иногда даже смешные. Но, оглядываясь назад, я отчетливо понимаю, насколько целостный продукт выпускался в те годы школами. Вместе с застегнутыми рукавами и твердыми ботинками незримо формировалась самодостаточная культура со своей внятной внутренней логикой и неписанными правилами на все случаи жизни. По счастью, мне пришлось обучаться в одной из немногочисленных элитных школ того времени, и над рабочим воспитанием у всех нас лежала "секретная" прослойка совсем другой культуры, что впоследствии сообщило желающим двигаться вверх правильный вектор развития.

Беря своему ребенку или себе репетитора манер более высокого социального слоя, обязательно узнайте, понимает ли он то, чему учит. Для этого не стесняйтесь задавать вопрос "почему". У бокала для белого вина длинная ножка не просто так, а чтобы не грелось, потому что, в отличие от красного, белое подают охлажденным. Но главное, чтобы ваш ментор понимал глубинную сущность касты, из которой, по самому большому счету, и выводятся все правила. Вы никогда не угонитесь за всеми возможными вариациями поведения. Британский и китайский аристократы ведут себя во многом по-разному, а если внимательно присмотреться, то найдутся различия даже между московским и питерским. Однако у них всех есть единый фундамент, по которому они безошибочно узнают друг друга. Я не напрасно уделил столько времени описанию основных классов общества. Совершенно необходимо понимать сердцевину явления, от которой берет начало все остальное. Без этого понимания все усилия тщетны.

Итак, обучение происходит следующим образом. После определения своего положения в обществе оформляется намерение социальной эволюции, дающей, помимо прочих прелестей, еще и прирост личной силы. Вслед за этим исследуется внутренняя сущность целевого социального слоя. Затем осуществляется подражание его представителям в самых разных областях до тех пор, пока сценарии не начнут повторяться и не заполнятся все возможные варианты жизненных ситуаций. В итоге возникнет умение импровизировать без риска совершить ошибку. Собственно, это и есть тот уровень, на котором можно остановиться. Однако существует один пласт умений, стоящий особняком и одновременно присутствующий во всех без исключения областях. Он настолько важен, что для его освоения часто нанимают отдельного репетитора. Это речь.

Думаю, каждый может припомнить комическую ситуацию, когда молчаливая красавица, которой восхищаются все присутствующие, вдруг открывает рот, и очарование улетучивается моментально. Омерзительный тембр, суржик, запинки, а также очевидная глупость перечеркивают все остальное совершенно бесповоротно. Всего лишь одного "регионального" словечка достаточно, чтобы полностью испортить о себе впечатление, не говоря уже о всяких "положьте" и "повешайте". Конечно, если региональный колорит не представляет собою совершенное произведение искусства, вроде одесской манеры общения.

Но даже если с речью, казалось бы, все в порядке, это еще не повод радоваться. Вы, наверное, знаете, что не один моряк не скажет "компас" с ударением на первом слоге. Только на последнем, и никак иначе. Словари предписывают произносить "либидо" с ударением на вторую "и", но от профессиональных психологов вы часто услышите это слово с ударением на первом слоге. Все называют Фрейда Фрейдом, но психоаналитик скажет "Фройд". Однажды на первой встрече с одной своей клиенткой я услышал слово "фобия" с ударением на последнем слоге, и высказал уверенность, что она врач. Удивлению не было предела, а между тем удивляться нечему – подобное может произнести только человек, связанный с медициной. Аритмия, ишемия, фобия…

Почему так? Для чего коверкают слова именно те, кто, в силу своей профессии, должны были бы произносить их максимально правильно? А для того, чтобы отличать профессионалов от начитавшихся специальной литературы дилетантов. Речь сама по себе является кодом, но этот код дополнительно пронизан огромным количеством кодов, содержащих внутри себя еще коды. И вся эта смысловая матрешка служит надежным инструментом разделения на своих и чужих. Входя в какое-либо сообщество или класс, следует научиться разговаривать так, как это принято у его представителей, иначе все остальные усилия окажутся бесполезными. И не надо полагать, что свои речевые коды существуют только у высших слоев общества. Куда бы вы не пришли, всюду существует нигде не писанная вербальная система распознавания "свой-чужой".

И, наконец, вишенка на торте – "порода". Именно так озвучивается высшая точка признания принадлежности к классу, именно это слово служит неформальным сертификатом абсолютного соответствия. Мало уметь делать все перечисленное выше, надо делать это ЕСТЕСТВЕННО. То есть так, чтобы стороннему наблюдателю даже не пришло в голову, что возможно сделать как-либо иначе. Надо жить вновьприобретенными привычками настолько уверенно и вкусно, чтобы окружающие невольно стали выверять свои манеры по вашим, как сверяют часы по сигналам точного времени. Только тогда в ваш адрес произнесут заветное "чувствуется порода".

Тяжело ли перейти из сословия в сословие, из касты в касту? Да! Причем чем выше каста, тем труднее переход. Психологически тяжелее всего дается переход из "купцов" во "дворяне", именно здесь дистанция максимальна. Здесь максимально остро чувствуется обретение статуса, не идущего ни в какое сравнение с тем, что было раньше. И именно здесь максимально сопротивление со стороны представителей целевого класса.

Власть это нечто иное, чем деньги, совсем иное. И достается, и удерживается она совсем не так, как деньги. Я знал успешных предпринимателей, которые этого не понимали, отчего продолжали топтаться в своем "купеческом" статусе, искренне недоумевая, почему не удается двинуться дальше. Однако понимать мало, надо еще иметь качества, позволяющие обладать властью, а это, как говорится, не для слабонервных. Тот, кто легко громил своих конкурентов в погоне за миллионами, часто оказывается жидковат для схватки за власть. Говорят – всех денег не заработаешь. И это правда, потому что денег в мире очень много, конкуренция в этом деле не смертельна. А вот точек концентрации власти мало, и идея сосредоточить в руках всю власть не так уж и фантастична. Поэтому и рубятся за нее насмерть.

С переходом на следующую за аристократией ступень все легче и труднее одновременно. Легче потому, что конкуренция там настолько локальна, что, можно сказать, практически отсутствует. Защитивший докторскую химик-синтетик ничем не помешает сидящему этажом ниже химику-аналитику. Даже наоборот – им будет интересно пообщаться. Труднее потому, что требуется серьезное образование и хорошо развитый, тренированный ум. А это не достигается натиском, здесь нужен упорный, фанатичный труд на протяжении лет. Тут приходится бороться не с конкурентами, а с собственным тупоумием. И случается, вдруг понимаешь – схватка будет проиграна. Что-то похожее чувствуется в зале, когда из последних сил выжимаешь вес, а затем смотришь на штангу профессионального атлета рядом, и понимаешь – ТАКОЕ тебе не поднять никогда.

Переход на новый социальный уровень тяжел настолько, что в традиционных культурах считается невозможным. В восточных верованиях, оперирующих понятиями перерождений и кармы, такой переход считается доступным только в следующей жизни, да и то не обязательно, и лишь при наличии очень хорошей кармы. В авраамических религиях данная тема вообще не муссировалась в связи с полной бесперспективностью. Родившемуся в семье сапожника, сапожником и умереть, это даже не обсуждалось, дабы не смущать умы. Но наша задача как раз противоположна – мы смущаем умы. Мы бросаем вызов устоявшемуся порядку вещей, как бросали вызов первые воздухоплаватели, опровергая тезис о том, что человеку не летать, подобно птице. Мы занимаемся почти что магией, делая неположенное доступным. Мы хотим больше, чем отведено судьбой – больше жизни, больше силы.

После понимания сущности целевого социального слоя и формирования намерения в него войти, нам понадобятся всего две вещи – актерское мастерство и воля. Искусство лицедея создаст маску, сначала тонкую, через которую будет просвечивать сформировавшаяся ранее личность. Потом эта маска укрепится, наберет тела и силы, постепенно становясь более весомой, живой и естественной, чем прежний образ. А дальше она и вовсе оттянет на себя все, став единственным обличьем. И сделает это возможным воля, час за часом, минуту за минутой диктуя пребывание за пределами зоны привычного. Воля – вот движущая сила любой магии. О ней мы сейчас и поговорим во всех подробностях.

Глава 2. Воля

Техника развития воли

Можно сказать с полной уверенностью: человека делает человеком воля. Да, разум, конечно, тоже, но без воли развитие мышления остановится на зачаточном уровне. Без воли вообще все в жизни человека остановится на зачаточном, инстинктивном уровне, поскольку даже минимальное достижение требует пусть и минимального, но все-же преодоления праздности и лени. Животное действует лишь тогда, когда его что-то непосредственно беспокоит. Человек же способен к активным действиям, так сказать, наперед, с прицелом на перспективу. В отличие от животного, он может долго и упорно оттачивать навык, бесполезный в данный момент, но, возможно, потребующийся в будущем.

Волю, как и разум, надо воспитывать с детства. В раннем возрасте этим занимаются родители, причем часто даже не осознавая глубинной подоплеки своих поступков. Фактически, родители являются внешним источником воли для ребенка, принуждая его совершать определенные действия, и запрещая совершать другие. Тем самым они не только управляют поведением ребенка, но и демонстрируют ему образец реализации воли. Со временем они постепенно начинают предъявлять требования проявлять волю самостоятельно. "Мама, я хочу пить!", а в ответ: "Терпи! А будешь ныть – накажу!".

Терпение – наиболее простой в освоении аспект воли. В психологии он называется выдержкой. Это способность отказаться от желаемого прямо сейчас ради получения чего-то более ценного, но в отдаленной перспективе. В приведенном примере мать требует от ребенка способности отказаться от нытья ради формирования положительной оценки в глазах окружающих. Эволюционируя в подобном ключе, человек оттачивает умение отказываться от соблазнов разного уровня силы ради все более ценных приобретений. Так, например, студенческая жизнь включает в себя не только учебу, но и массу вариантов приятного времяпрепровождения. Очевидно, что одно идет в ущерб другому. В такой ситуации развитая выдержка является ключевым фактором, определяющим хорошее образование и карьеру.

Второй аспект воли – настойчивость. Это способность продолжать действие, дающее выгоды в перспективе, несмотря на трудность и причиняемое страдание прямо сейчас. В принципе, то же самое, что и выдержка, только с другой стороны. Можно сказать, что атлет продолжает бежать, чтобы потом стать чемпионом, несмотря на острое желание отдохнуть прямо сейчас. А можно сказать, что он не совершает желанную сейчас остановку, чтобы потом стать чемпионом. Но такая формулировка несколько искусственна, поэтому традиционно различают два аспекта воли – выдержку и настойчивость. А собственно волю можно определить простыми словами так: это способность потерпеть страдание в ближайшее время, чтобы в отдаленной перспективе получить нечто ценное.

Однако не следует думать, что ребенок способен вот так просто взять и включить волю по собственному хотению. Дело в том, что участки мозга, отвечающие за волю и концентрацию внимания, в норме окончательно формируются только к одиннадцати годам, а значит до достижения этого возраста полное раскрытие волевых качеств невозможно по чисто техническим причинам. Это же касается и концентрации внимания. Для первоклассника совершенно нормально отвлечься на пролетающую за окном птичку, и при этом всерьез и надолго забыть о домашнем задании, которое он за минуту до этого выполнял. Данный феномен следует учитывать родителям, особенно жестким и требовательным папам. Не надо в подобной ситуации орать на дитя, оно не виновато. Вместо этого следует просто взять его голову и развернуть на тетрадку. Ничего не поделаешь, пока у ребенка в полной мере нет своей воли и способности к концентрации, ее роль приходится исполнять родителям.

Что нужно для того, чтобы стать музыкантом? Слух, учитель музыки и воля. А спортсменом? Здоровое тело, тренер и воля. Исследуя таким образом все области мастерства, мы обнаружим волю в качестве компонента повсюду. Но что же требуется для развития собственно воли? Ответ на этот вопрос шокирует: для развития воли нужна… только воля! Кажется, получается замкнутый круг, но это не совсем так.

Во-первых, какая-то воля изначально есть у каждого, и этого уже достаточно. Нужно только собрать ее всю и бросить на развитие ее же. Так некоторые коммерсанты не тратят полученную прибыль, а пускают в оборот для получения еще большей прибыли. Еще одна хорошая иллюстрация – рассказ о побеге заключенного из башни. Он распускает носок и получает тонкую нить, которую спускает сообщнику через окно. Тот привязывает к ней нить более прочную, и узник поднимает ее к себе. А затем уже по этой нити поднимает наверх толстую веревку.

Во-вторых, требуется не столько сама воля, сколько желание ее развить. Причем желание не абстрактное, типа хорошо бы, а устойчивое намерение и готовность терпеть страдания. А такой готовности у большинства как раз и нет. Спортом заниматься весело, потому что усилия чередуются с игрой, состязанием, общением. И музыкой заниматься тоже приятно, там свои удовольствия. В отличие от совершенствования в любом другом мастерстве, развитие воли представляет собой страдание в чистом виде, без всяких приятных примесей. Воля и приятное – вещи несовместимые. В развитии воли есть только один аспект, который можно считать приятным. Это осознание своей мощи, открываемых возможностей и собственного превосходства. Поэтому в развитии воли более успешны те, для кого важно такое осознание.

Ключ к любым достижениям – умение выходить из зоны комфорта и длительно существовать за ее пределами. Именно так происходит восхождение по социальной лестнице с целью обретения дополнительной личной силы, о чем мы говорили в предыдущей главе. И именно так происходит развитие воли. Если как-то возможно дать определение таланту воли, то он заключается в готовности и желании постоянно испытывать себя, существуя вне зоны комфорта.

Несмотря на позднее созревание областей мозга, отвечающих за волевые качества, есть дети, у которых даже не сформировавшаяся в полной мере нервная система позволяет проявлять волю, причем в спокойных условиях, без экстрима. В конце шестидесятых годов XX столетия под руководством психолога Уолтера Мишеля был проведен так называемый зефирный тест. Ребенку предлагали кусочек лакомства, который он мог съесть сразу. Но если он подождет пятнадцать минут, то ему дадут еще столько же. Затем исследователь выходил из комнаты и оставлял ребенка наедине с удовольствием, которое могло удвоиться, прояви он волю. Дальнейшее наблюдение за выросшими участниками эксперимента показало, что продемонстрировавшие "зефирную" выдержку добились существенно больших успехов в жизни. Конечно, это была грубая прикидка, для достоверного выявления волевых личностей этого маловато. Но она позволила понять, что существует талант воли.

И это редкий талант, поскольку большинство мечтает как раз об обратном – выстроить свою жизнь таким образом, чтобы не выходить из зоны комфорта, а еще лучше даже не приближаться к ее границам, находясь в пространстве максимально возможного удобства и удовольствия. Люди в массе своей не отказались бы иметь сильную волю, но разобравшись, как на самом деле происходит ее развитие, просто покрутили бы пальцем у виска тому, кто предлагает подобное, в их понимании, извращение.

Кроме стремящегося к максимальному комфорту большинства есть и меньшинство, готовое к целенаправленному самоистязанию ради получения очень большой выгоды в конечном итоге. Это потенциально великие мастера своего дела и выдающиеся люди, поскольку они совершенствуются в своей области фанатично, с полной самоотдачей, фактически лишив себя всего остального. И в процессе своей эволюции они закаляют волю до совершенно стального состояния. Но и это еще не предел. Существуют избранные, развивающие волю исключительно ради развития воли. Хороший вопрос: зачем это нужно? Зачем истязать себя, не рассчитывая на получение какой-либо награды в итоге?

Есть история о том, как трое друзей повстречали Удачу, предложившую каждому исполнить его желание. Пожелавший стать самым сильным получил гирю. Второй, пожелавший стать самым умным, получил читательский билет. А третий заявил, что ему ничего не нужно, и пошел. А Удача за ним. Эта гениальная притча иллюстрирует универсальную закономерность: развитие какого-либо свойства в чистом виде, безотносительно к конкретному результату, открывает возможности везде, где оно присутствует в качестве компонента. А поскольку воля в качестве компонента присутствует в любом свершении, человек с экстремально развитой волей способен достичь совершенства во всем. Именно поэтому раньше так ценили спортсменов, да и сейчас умный кадровик при прочих равных уверенно отдаст предпочтение соискателю, имеющему спортивные достижения.

Чувствуете, как повеяло мистикой, магией? Наверняка вы слышали о трансерфинге, симороне и прочих новомодных учениях, утверждающих возможность прямого воздействия на окружающий мир посредством психики. А если вы исследовали вопрос глубоко, то мимо вашего внимания никак не могли пройти разнообразные виды классической магии, а также йогические и религиозные аскезы, обещающие по завершении раскрытие сверхспособностей. Несложным сопоставлением мы установим единое для всего перечисленного звено – развитую волю. И придем к простой и понятной формуле: магия – это торжество воли.

Тема магии в изначальном смысле этого слова находится за пределами данного повествования. Поэтому верящих в нее я не стану убеждать в том, что ее не существует, как не стану убеждать и не верящих, что она существует. Касаясь предмета лишь слегка, я хочу обратить внимание как адептов, так и скептиков, что наука уже давно отказалась от примитивной дихотомии "существует – не существует". Исследуя какой-либо неочевидный предмет, можно обнаружить дополнительные измерения в проблеме, делающие одномерную постановку вопроса бессмысленной. Вспомните хотя бы квантовую механику. Но вернемся к воле, точнее, к ее развитию.

Развитие воли, как и развитие личной силы вообще, также начинается с самосознания. Приступая к упражнению воли, вам надлежит внятно определиться со своим статусом в этом отношении. Вы кто – гедонист, стремящийся к удовольствиям, или аскет, сосредоточенный на достижении нечеловеческой силы, или нечто среднее? В зависимости от ответа ваша жизнь и практика начнут выстраиваться в определенном порядке. Гедонист плывет по течению жизни, ничего не приобретая в плане личной силы, а напротив, методично растрачивая отведенный ему природой ресурс. Зато получает удовольствие. Аскет накапливает личную силу, однако жизнь его тяжела до невыносимости. В серединном варианте чередуются периоды накопления силы и ее траты. Так человек некоторое время копит деньги, отказывая себе во всем, чтобы однажды потратить их на очень важную для него покупку. И этот цикл повторяется периодически. Только, исповедуя серединный вариант, надо понимать, к чему все-таки он ближе. То есть по итогу серии чередований аскезы и удовольствий сила будет расходоваться, как у гедониста, или накапливаться, как у аскета? Или, возвращаясь к нашему примеру с финансами, в итоге деньги все-таки будут постепенно накапливаться, либо расходоваться в течение жизни. Таким образом, уйти от самоопределения, объявив себя сторонником туманного серединного пути, не удастся. Чаша весов все равно склонится либо в сторону итогового накопления силы, либо в сторону ее траты.

Если вы больше гедонист, то эта книга будет для вас умозрительным чтением, читайте ее, не напрягаясь, и получайте удовольствие. Если же вы планируете бросить вызов человеческой слабости и ограниченности отведенных ресурсов, то она послужит вам практическим руководством. Я все-таки предполагаю в большей части читателей второе, и в дальнейшем буду ориентироваться в основном на желающих бросить вызов. С чего начать?