Книга Две Ольги и другие. Сборник статей - читать онлайн бесплатно, автор Юрий Иванов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Две Ольги и другие. Сборник статей
Две Ольги и другие. Сборник статей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Две Ольги и другие. Сборник статей

Две Ольги и другие

Сборник статей


Юрий Иванов

© Юрий Иванов, 2023


ISBN 978-5-4474-9945-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

1. Современность истории

Две Ольги

Тьмы низких истин мне дороже

Нас возвышающий обман…

А.С.Пушкин

В 2003 году Псковщина праздновала 1100летие со дня упоминания Пскова в летописи. Напомню: киевскому князю Игорю представили невесту (если так можно сказать про языческий обряд) девушку Ольгу из-под Пскова. Дата сего достославного события – 903 год. Эту-то годовщину и отмечали широко в Пскове. Праздник, правда, не почтили своим высоким присутствием ни московские, ни питерские гости. (Состоявшееся немного погодя празднование 1000летия со дня основания Казани посетил даже президент Путин. Видимо, татарская составляющая родной нации ему ближе и дороже оказалась…). Всё же, в честь события Зураб Церетели (дай бог ему здоровья!) и Вячеслав Клыков (царствие ему небесное!) подарили городу по памятнику княгине Ольге, каждый – свой. У Церетели, естественно, бронзовый, Ольга со щитом и мечом и крестом на шее. У Клыкова – непонятного камня творение, Ольга с внучонком Володей, все с крестами, с нимбами, с библией. По постаменту памятника – какое-то шествие попов. Оба памятника не бог весть какого высокого художественного уровня, ну да дарёным Ольгам в зубы не смотрят. Спасибо и на том! Поставили оба этих памятника в разных частях города. Таким образом, у города оказались две Ольги. И вот здесь-то, хотели того устроители, или это получилось случайно, проявилась некая символика…

Что мы знаем про Ольгу? В общих чертах: жена князя Игоря Старого, отомстила древлянам за страшную смерть мужа не менее страшно, мать воинственного князя Святослава, устроила на Руси уроки и погосты, ездила в Константинополь, где крестилась, уговаривала на это и сына, да он не дался. В общем, действительно, видная политическая и государственная фигура.

Но всегда существовало сомнение: а та ли это скромная девушка, сосватанная Игорю в 903 году? Как простой учитель истории в сельской школе я не могу подробно осветить все нюансы вопроса: так всё-таки Ольга Святая, устроительница земли Русской – псковитянка, или есть варианты? Поиск в Интернете дал результат – истинная псковитянка, тут, вроде бы, даже сомнений быть не может. Однако, в своё время мне попалась информация, что родом-то Ольга с берегов Дуная, что она – царевна болгарская, а вовсе не перевозчица через реку Великая из деревни Выбуты согласно «Житию святой Ольги», сочинённом в начале 16 века ретивым монахом. Очень уж уверенно она обустроила Русь, чувствуется государственный размах. Впрочем, на это можно ответить, что самородками наша земля всегда была богата. Не грех вспомнить и кухарку, которая, по мысли Ильича, должна была управлять государством.

И всё же уверенность, с какой Ольгу Святую венчают с псковской землёй, вызывает некоторые сомнения. Тем более, к сожалению, что и у нас и во всём мире (чего греха таить) любят подгонять историю под легенды. Чего стоит 23 февраля, 7 ноября, да и новоявленное 4 ноября – всё из того же ряда. Утешает, что не мы одни этим грешим. Недавно, один молодой занудный историк из Англии установил по документам Британского адмиралтейства, что какой-то знаменитый флажковый сигнал, применявшийся в битве при Трафальгаре, и к которому в Британии относятся как к национальной святыне, не мог применяться в этой знаменитой битве. Его тогда просто не существовало. Чем ответило на происки историка адмиралтейство? Оно просто издало приказ, что такой сигнал был, и точка. И в самом деле, не отменять же праздник.

Но речь не про праздник. В книге Бориса Васильева «Ольга – королева руссов» Ольга – дочь Олега Вещего. Это многое может объяснить. Но не всё. Давайте посмотрим на ситуацию с биологической, если можно так сказать, точки зрения.

В русской деревне (православной) венчали девочек рано, лет в 12—13. Потом ждали, пока они дозреют до фактического замужества. Как быть с язычницей Ольгой (правильнее-то – Хельгой)? Допустим, что её представили будущему мужу в таком же юном возрасте. Значит, родилась она приблизительно в 890 году. Это, если ей 13 лет (или около того). А если она старше, и ей лет пусть 16—17? Значит, дата её рождения отодвигается ещё дальше. Это год 886—887. Это я к чему? Не скажете ли, когда родился наш знаменитый князь Святослав? Примерно в 942 – 943 году (если учесть, что древляне убили Игоря Старого в 945 году, а у Святослава был ещё и младший брат Улеб!). Давайте теперь посмотрим, сколько же лет должно было быть нашей псковской Ольге, когда она родила своего первенца (а про более ранних детей в летописи вообще ничего не говорится). Даже, если взять самый благоприятный для подсчётов возраст (родилась в 890 году), то окажется, что Святослав появился на свет, когда «юной» маме было уже 52—53 года.

В наши-то, продвинутые в медицинском плане, времена этот возраст и то выглядит как из ряда вон выходящий, что же говорить тогда про седую старину! Хотя, как известно, всякое бывает. Но чтобы дважды (имею в виду и Улеба), и ещё в более позднем возрасте… Увольте. Думаю, такое событие наверняка нашло бы своё отражение в летописи, но летопись молчит. Значит, возраст роженицы не вызывал у летописца удивления, как достойного быть занесённым в хронику. Значит, что? Ольга Святая – не та юная псковитянка, которая прославила город Плесков упоминанием, связанным с её именем.

Вдобавок, как быть с утверждением летописи, что Святослав говорил, устроив на берегу Дуная, в болгарской земле, город Переяславец: здесь середина земли моей. И что же его всё время так тянуло завоевать эти края? Желание быть ближе к богатейшему Константинополю? Или желание утвердиться на родной земле матери, а, следовательно, и на своей «исторической» родине? А его лояльное отношение к болгарскому царю, которого он разгромил в пух и прах?

Но есть сомнения и по поводу болгарских корней нашей Ольги. Во-первых, откуда у болгарки скандинавское имя? Во-вторых, если она из Болгарии, почему она была некрещёная? Как известно, при посещении Константинополя в 957 году она приняла там крещение. Но ведь Болгария крестилась в православную веру ещё в 864 (865) году при князе Борисе I? Допустим, что, как и на Руси, христианство среди рядового населения прививалось с трудом, не сразу. Но знать-то к Ольгиному появлению на свет наверняка была вся крещёная. И если она – болгарская царевна, то тогда её язычество вызывает удивление.

С другой стороны, почему бы не допустить, что княгинь по имени Ольга было на самом деле две (если не больше. Есть же милая особенность у некоторых мужиков называть любимых женщин одним и тем же именем, тем, которое им нравится: неважно, что жена Мария, звать он её будет всё равно Светланой. Ну вот такая блажь у мужика. Не разводиться же ей с ним из-за этого?)? Тогда становится ясным, почему, собственно, князь Игорь носил прозвище Старый. Что, мало у нас было князей, умерших в изрядном возрасте? Отнюдь. Другое дело, если у князя в возрасте появляется молодая жена. Тогда по сравнению с ней он действительно становится Старым. Что случилось с псковской Ольгой? Скорее всего, умерла бездетной. Видимо, Игорь её в самом деле сильно любил, раз не развёл, согласно языческой традиции многожёнства (особенно, в княжеской жизни), гарема. И поэтому женился второй раз, скорее всего, желая обзавестись потомством. Или снова по большой любви.

Как бы то ни было, но два памятника Ольге в славном граде Пскове будут нам напоминать об этой загадке истории. И служить напоминанием о русской особенности – вере в Слово.


г. «Литературная Россия», №24 от 13 июня 2008 г.

О покаянии

«Не согрешишь – не покаешься,

не покаешься – не спасёшься».

(пословица)

В июле этого – 2008-го – года время отмерило 90 лет со дня расстрела царской семьи. Трагическая дата. И хотя мы такой народ, который может высмеять всё, что угодно в своей истории, однако, анекдотов про это страшное событие я что-то не встречал.

На протяжении всей эпопеи с обнаружением, опознанием и захоронением останков последнего российского императора и его окружения наши, как патриотически настроенные публицисты, так и публицисты православного толка (что, впрочем, часто одно и то же), поднимают вопрос о покаянии русского народа за это преступление (я поинтересовался у знакомого священника Псковской епархии, были ли какие-нибудь официальные призывы церковных иерархов по этому поводу? Знакомый ответил, что не слышал про такое, хотя на епархиальном уровне что-то подобное будировалось). Иначе, мол, не видать России спасения, процветания и т. д. Позвольте спросить в связи с этим: а татарский, чувашский, чукотский, украинский и другие народы бывшей Российской империи не должны каяться? Русских-то ведь в империи в начале XX века было меньше половины населения. Так, может быть, тогда имеет смысл говорить о пропорциональности? Это одно.

Другое: патриотически-православные литераторы всё время трындычат об особости русских – их соборности, коллективизме. Тогда возникает вопрос: что, русский народ собрал Земский собор в 1917 или в 1918 годах и приговорил «царя-батюшку» к смертной казни? Или от имени русского народа был организован официальный суд над императором Николаем II? Тогда чего так суетятся патриотически-православные литераторы со своей задушевной идеей о покаянии? Почему русский народ должен каяться за несовершённые грехи, и, в частности, я, как русский?

Все расстрельщики известны по-фамильно. И где же слова покаяния их потомков за деяния предков? Нет этих слов. Разъехались эти потомки по своим палестинам и складывают шекели, юани и латы столбиками.

А должен ли кто-то каяться помимо них? Я думаю, имена эти известны, но на всякий случай перечислю.

Во-первых, по-моему мнению, это, конечно, ныне здравствующие представители династии Романовых. В чём? А в том, что так лихо их отцы-деды-прадеды правили в своё время, что довели страну до революции. А что же мы видим ныне на экранах ТВ? А видим мы лучезарные лица всех этих великих князей и княжон, клянущихся в том, что они не имеют никаких претензий к России, и что любят они эту Россию ну не высказать как! А что же мы слышим от них? А всё выясняют, «кто первее на Руси княжити» будет! Лаются, как собаки, многочисленные потомки разных линий бывшей царской династии (почитайте хотя бы газету «Русский Вестник» №21 за этот год, где опубликовано письмо «Обращение князя Николая Романовича Романова»). Не до покаяния им, родимым благодетелям земли Русской! Как посмотришь на всё это, поневоле вспомнишь не самый, правда, удачный фильм Эдмона Кеосаяна «Корона Российской империи или Снова неуловимые», где фигурируют, помимо прочих, два комедийных персонажа – Лысый и Волосатый претенденты на российский престол… Есть и ещё один грех за этой династией, помянув который, поневоле задумаешься и о божественном возмездии. Но об этом позже.

Второй претендент на покаяние, на мой взгляд, – Русская Православная церковь Московского патриархата (не беру во внимание мусульман России, те о покаянии и не вспоминают почему-то, полагая себя, наверно, святее Мухаммада). За то, что до революции 1917г. «поп, икая, торговал в церкви водкой», за то, что народ называл священников «долгогривыми жеребцами», за отсутствие настоящей веры в то, чему они служили. Что-то я не слышал, чтобы наши иерархи каялись за своё и своих предшественников сотрудничество с «безбожной властью», т. е. Советской. Да, я понимаю, священники прошли крестный путь вместе со своим народом. Тем не менее, всегда были разменными фигурами в руках советских политиков (а теперь претендуют на роль водителей душ человеческих!).

А сотрудничество, к слову, с немецким нацизмом херувимоподобной (как они, эмигрантские священники, себя, похоже, считают) Зарубежной РПЦ? Именно на оккупированных советских территориях стали в годы войны восстанавливаться церкви и церковная служба. Если это не сотрудничество с человеконенавистническим режимом, тогда что это? Стоит, может быть, помянуть, что практически все захватчики, побывавшие на Руси, использовали православную церковь как свою пособницу. Исключение составила, может быть, наполеоновская армия 1812 года, так беззастенчиво грабившая русские церкви, что французы и вылетели с нашей земли в течение полугода. Да ещё Смута, с тем же итогом для поляков.

Хотелось бы помянуть ещё и почитаемый многими моими соотечественниками оплот демократии и столп цивилизации – Великобританию. Елизавета II, без сомнения, приличный человек, но что-то я не слышал о том, чтобы она каялась за своего предка – Георга V, двоюродного брата Николая II, который отказался предоставить убежище царскому семейству в 1917 году, и, таким образом, обрёк его на смерть в 1918. Можно сослаться на то, что этого не разрешил парламент. Но и от потомков тех парламентариев не слышно слов покаяния, хотя бы и сквозь зубы.

А потомки нынешних «героев России» из прошлого – Деникиных, Мамантовых, Юденичей, Корниловых, Рузских и др.? Славные генералы, не выигравшие войну с Германией; заговорщики, преступившие присягу императору; неудачливые военачальники белых в годы Гражданской войны, оптом и в розницу продававшие свою Родину «демократическим странам» под будущую победу над большевизмом? Где же слова покаяния их потомков за всё то, что сотворили их предки в те годы (или, если брать только эпизод с царём, за измену, когда командующие армиями и фронтами принудили императора подписать отречение, а потом палец о палец не ударили, чтобы спасти от расправы?)? Да нет, всё так же хотят «въехать в город на белом коне»! И причём здесь русский народ? К слову сказать, они – потомки этих «патриотов» – должны молиться на Советскую власть за то, что РККА разгромила белые армии. А ну как бы те победили? Пришлось бы ведь расплачиваться за иностранную помощь сферами влияния на территории России, ресурсами, отпадением отдельных территорий… И хотелось бы мне тогда посмотреть на нынешних идиотов, поющих хвалу «героям белого движения», как бы тогда они оценивали деяния своих кумиров?

Вспоминается перезахоронение в 2005 году останков генерала А. Деникина в Донском монастыре, поданное нашими ТВ-СМИ, как акт примирения и окончания Гражданской войны. Мда, не то это ТВ увидело. Дочь генерала – ныне покойная Марина Деникина-Грей – сидела во время церемонии на стуле туча-тучей, совсем, как, наверно, Ольга Святая, размышлявшая, что ей сделать с древлянами, разорвавшими пополам Игоря Старого, скопом сжечь живьём в бане или закопать живьём в яме? А рядом всё пристраивался в полупоклоне полковник Российских Вооружённых сил – и так и этак пытался ей честь отдать, и так это у него выходило подобострастно, так по-холуйски, что меня чуть не вытошнило от этого зрелища. Да не ты, полковник, должен был тянуться перед этой барыней, а она – и ей подобные – должна была бы тебе руки целовать за то, что твои предки – деды иди прадеды – разгромили их папаш-белогвардейцев и интервентов и спасли этих «патриотов России» от ярлыка национальных предателей, распродавших Родину в счёт оплаты услуг стран Антанты за помощь в борьбе с собственным народом, а их потомков – от родового позора. Скажете: классовый подход? А куда же от него деваться? Николай II с Деникиным, Потанин с Абрамовичем, Ельцин с Путиным, кооператив чиновников, называемый почему-то партией «Единая Россия», – мне вовсе не друзья-товарищи. Чьи интересы они защищали и защищают? «Дорогих россиян»? Да нет, свои шкурные классовые – денежные, властные и т. п. Из грязи – да в князи, а сытый голодного уже не разумеет. Хотя должен заметить, что у России во все времена существовали свои общие – в том числе и мои, видимо, – геополитические интересы, независимо от того, какая это была Россия – Московская, императорская, Советская или демократическая.

Теперь о божественном возмездии династии Романовых. Не помните, с чего началось правление новоизбранного царя Михаила по окончании Смуты? А с того, что в 1614 году во славу и спокойствие новой династии был повешен в Москве четырёхлетний мальчик Иван. И что с того, что это был сын авантюристки Марины Мнишек и тёмной фигуры нашей истории – Лжедмитрия II? Возможно, что был и суд. Ведь одновременно с мальчиком был повешен и атаман И. Заруцкий, покровитель и сподвижник М. Мнишек, активный участник Смуты. Время было страшное, важнее было спокойствие и умиротворение на Руси. Наверное. Но как же быть со «слезинкой невинного ребёнка»? Вы только представьте себе: четырёхлетнему мальчугану палач – взрослый мужик – надевает на шею верёвку, затягивает петлю и выбивает скамейку из-под ног… Или просто вздёргивает его за верёвку под перекладину, много ли ребёнок весит? И этот малыш бьётся в конвульсиях. И умирает. О чём он успел подумать в последние мгновения? Что успел увидеть? Позвал ли маму? Как представишь себе всё это, мороз по коже продирает. А ведь наверняка и зрители были, пусть, возможно, и одни дворяне и бояре. Они-то что чувствовали, кем себя представляли? Ох, не зря мать Миши Романова отказывалась дать своё благословение на восшествие сына на престол. Как чувствовала. Конечно, можно говорить, что после Петра III от династии осталась одна только фамилия, а правили потом Россией сплошь по крови немцы, но себя-то эти правители считали Романовыми.

Пишут, что М. Мнишек, умершая «от тоски» в кремле г. Коломны, прокляла этот род. Не знаю, действуют ли такие проклятия пусть и не простых, но смертных, но что на весах Господина Б. (согласно терминологии хорошего русского прозаика из г. Нальчика Игоря Терехова) эта «слезинка ребёнка» легла неимоверным грузом, не сомневаюсь. А дети расплачиваются за грехи своих отцов. Колесо истории, колесо судьбы совершило свой оборот и раздавило попавших под него, в том числе и детей последнего российского императора, которые расплатились таким образом за этот грех своих отцов, своей династии. Как страшно это ни звучит. От судьбы и божьего суда не уйдёшь. И что подумал в свои последние мгновения четырнадцатилетний царевич Алексей, можно только догадываться.

Что касается моих, автора этих строк, личных грехов, то их, наверно, хватает. Но брать на себя этот грех – если иметь в виду убийство семьи и приближённых последнего русского императора – я не могу. Не мой это грех, а поскольку я – русский, то, смею думать, и не русского народа тоже.


г. «Литературная Россия», №47 от 21 ноября 2008года

«Новая Польша»…на панский лад?

«…помнят польские паны…»

А. Сурков, «Конармейская»

Братья-славяне

Как известно, самые страшные ссоры случаются между ближайшими родственниками. И глядя на наши взаимоотношения с братьями-славянами, лишний раз убеждаешься в этом.. Что братушки-болгары, за прошедшее столетие не раз «кидавшие» нас, русских, кстати, давших им свободу от османского ига. За что болгары и отплатили нам участием в двух мировых войнах на стороне Германии, не говоря уже про пресловутый газовый «Южный поток», если говорить о временах нынешних.

Что извечные наши друзья-враги поляки, писаная история взаимоотношений с которыми насчитывает уже целое тысячелетие. Упустившие 400 лет назад возможность стать великой державой, Польша, поляки не могут простить нам ни этого – и ни стародавние разделы Речи Посполитой, ни свои восстания 1830 и 1863 годов, ни Рижский мир 1921 года, ни крах Польского государства в 1939 году.. Даже после того, как мы спасли их от физического уничтожения в годы Второй мировой войны и восстановили Польшу в виде Польской народной республики, они винят нас во всех своих исторических просчётах и несбывшихся иллюзиях.

Но в лоб на нас не попрёшь, и поэтому нынешние хозяева Польши – либералы буржуазного склада и атлантисты проамериканского пошиба, помимо вступления в НАТО, размещения американского ПРО на своей территории, приглашения американского контингента, – используют то, что принесло успех Западу в борьбе с СССР – тлетворное влияние «голосов», «тамиздатов» и тому подобного, разложившего правящую партийную верхушку «Страны Советов» и заразившего рядовых граждан неверием в себя и свою отчизну. Идеологические и финансовые вложения в людей, взращивание «пятой колонны», помимо объективных трудностей развития любой страны, вот тот верный рецепт уничтожения России, как он видится «друзьям» России. Влияние разлагающего слова – тоже немаловажный фактор в этой борьбе за уничтожение исторической России.

Но для начала кое-какие личные впечатления об этом самом разлагающем слове…

«Ласточки демократии»

Летом 2000 года я, учитель по профессии, оказавшись в районном центре Бежаницы Псковской области и освободившись пораньше от дел, зашёл в читальный зал местной библиотеки, и, случайно увидев на полках среди глянцевого многоцветья новые для меня серые обложки журнала «Новая Польша», которых до этого почему-то не замечал (наверно, потому, что в райцентр езжу редко), кинулся к ним, как к старым друзьям. Оказалось, что журнал выходит с сентября 1999 года.

Польша…«как много в этом звуке для сердца русского сошлось, как много в нём отозвалось!..» Анджей Вайда, Анджей Мунк, Ежи Кавалерович, Ежи Гоффман и другие творцы польской школы кино, блистательны польские актёры Збигнев Цибульский, Тадеуш Ломницкий, Даниэль Ольбрыхский, польские кинокрасавицы, незабвенные «Четыре танкиста и собака», «Ставка больше, чем жизнь», стихи Тадеуша Ружевича, группы «Червоне гитары», «Скальды», «Трубадуры», «Клан», Чеслав Немен, – и вот весь в этих розовых лирических соплях моих отрочества и молодости, повизгивая в душе от счастья, я кинулся в тёплые (как я думал) ностальгические воды польского журнала.

Не знаю, чего я ожидал… Дружбы народов? Старых имён? Слов благодарности нашим ветеранам за спасение Польши от фашизма? Но на ушат холодной воды, или помоев, я точно не рассчитывал. Журнал оставил впечатление абсолютно реваншистского издания. Словно идеологические зомби эпохи «холодной войны» вылезли из морозильных камер времени и кинулись на меня, русского читателя, плотным строем. Вся редколлегия, все представленные польские авторы, – все-то они бывшие бойцы Армии Крайовой, все-то они бывшие диссиденты, все-то они бывшие эмигранты, жизнь положившие на борьбу с советским тоталитаризмом, а теперь заявившиеся к нам со своими претензиями к социалистическому строю и с обидами, как личными, так и национальными, к нам, русским. Постойте, ребята-демократы, но ведь СССР уже нет, журнал издаётся для новой, демократической России – или я что-то не так понял? Или это не «Новая…», а «Панская Польша» на русофобский лад?

Откуда растут уши…

Издателем журнала числилась тогда Национальная библиотека в Варшаве. А кто же финансирует издание?

Я обратился к девушке-библиотекарю с вопросом:

– Откуда у вас этот журнал? Как вы узнали о нём?

– Да никак. Мы его даже не выписываем. Приходит на наш адрес бесплатно.

Как мы все знаем, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Осталось только дождаться, когда заявят о себе эти финансовые «благодетели» и истинные хозяева журнала. И опять – «недолго музыка играла»: в №4 за декабрь 1999 года в появившейся рубрике «Из нашей почты» первый отзыв – догадайтесь чей? – профессора из США Ив Адлер: какой хороший журнал! Вот уж правда: себя не похвалишь, как оплёванный ходишь.

Испорченный телефон

Практически с первых же номеров наметилось несколько тем, по которым «новопольцы» стали долбить нас, русских, с настойчивостью дятлов, видимо, так пытаясь наладить «русско-польское культурное сотрудничество» и взаимопонимание: начало 2-й мировой войны (раздел Польши между Германией и СССР), Катынь, страдания поляков в ГУЛАГе, а до этого – в 19 веке – просто в Сибири, имперские амбиции русских, взаимное непонимание между русскими и поляками, в котором виноваты русские с их великодержавными замашками, ну и т. д.

Чего нет в журнале, так это, собственно, очерковой информации о самой Польше: как живёт современный поляк, о чём он думает, чего хочет, как относится к переменам в стране. Многие материалы рассказывают нам о нашей жизни глазами поляков. А зачем? Нам интереснее увидеть их глазами жизнь их страны. В конце концов, журнал называется «Новая Польша», а не «Новая Россия». Представление же о современных русских и России у поляков хорошо передаёт заметка ученицы краковского лицея №20 Малгожаты Чекай «Поляки, русские – сходства, различия» («Новая Польша» №10 за 2007 год): «Да ведь у нас постоянно говорится, что Россия – это бедное, отсталое государство, что там ничего нет, а русские даже пальцем не хотят пошевелить, только высматривают, где бы им ухватить взятку, что-нибудь у кого-нибудь украсть либо отобрать или же не дай Бог, безнаказанно застрелить невинного человека… У них там перестрелка – это самая что ни на есть обыденная вещь…» И только поездка в Подмосковье, в языковой лагерь, убедили девушку, что всё, мягко говоря, не так. В утешение полякам хочу сказать, что у большинства русских, видимо, вообще нет никаких представлений о современных Польше и поляках – «Болеки и Лёлеки», что тут ещё скажешь?