Советские коммунисты и польские демократы – близнецы-братья…
Когда прошёл первый шок, я обратил внимание, что и первый-то номер «Новой Польши» вышел как-то несуразно – с сентября 1999г., а не с января, что было бы логично, или с июля, т.е. со второго полугодия, например. Я поначалу и не сообразил, почему? Но вот она, подсказка, – статья Ежи Редлиха «Годовщина сговора». Ну, понятное дело, мерзавца Гитлера и кровожадного азиата Сталина. А всё по поводу бедной, беззащитной овечки мировой политики – Польши..
Как когда-то русские большевики начинали историю России не раньше, чем с октября 1917 года, так и новоявленные «друзья России» свою, польскую историю, начинают, подавая её для нас, с сентября 1939 года. Не раньше. Потому что, если взглянуть подальше, то можно увидеть, что «плод Версаля» начал свою историческую деятельность с захватов чужих территорий (вооружённые конфликты с чехами и немцами из-за территорий, вторжение на Украину, в Литву и в Белоруссию в 1919 году, присвоение по Рижскому договору 1921 года с Советской Россией территории Западных Украины и Белоруссии, захват у Литвы Виленского края тогда же).
Подельники Гитлера
Да и с Гитлером польское руководство шагало во времена Мюнхенского сговора нога в ногу: в частности, когда Гитлер захватывал у Чехословакии Судеты, Польша одновременно оккупировала Тешинскую Силезию, причём подготавливала отделение Тешина, устраивая вооружённые провокации против чехословаков посредством созданных банд, в которых были и поляки, и немцы, т. е. Польша действовала теми же методами, что и фашисты. И вовсе не оправдывает поляков то, что перед оккупацией они всё же предъявили ультиматум чешскому руководству, и что от Чехословакии хапнула тогда и союзница Германии – Венгрия, т. е. Польша действовала в связке с фашистами. Но писать об этом, значит, признавать и свою ответственность за развязывание 2 мировой войны. Как же так, мы жертвы – и мы виновны? Но ведь мы – «Новая Польша», так дело не пойдёт.
«Нет пророка в своём отечестве?..»
И вот здесь показалась опытная рука «забугорных» инструкторов идеологического агитпропа: статью «Неизвестная война» для №2 за 1999 год написал русский журналист Владимир Блинков, живущий в Варшаве. (Кажется, в середине 2000-х годов редакция гордо заявила, что напечатала материалы более 100 непольских авторов, т.е. они выступили «по велению сердца». На это можно заметить, что, по словам Ленина, «страсть печататься – благородная страсть». Тем более, если за неё платят). То есть, не сами поляки предъявили претензии к России (СССР), а «независимые» русские журналисты. Можно представить себе В. Блинкова в этой ситуации. Прижился в Польше, (возможно, в поисках лучшей доли уехал в начале или середине 90-х годов, когда всё рушилось в идеологии и политике), покидать её нет охоты, ссорится с «ребятами-демократами» – себе дороже. А тут: «Пан Влодзимеж, но вы же враг тоталитаризма, ненавидите Сталина, репрессии? Поэтому просто восстановите историческую справедливость, откроете глаза простым русским людям на правду…» И что было делать г. Блинкову?..Возможно, это было так, а, возможно, и по-другому. Как бы то ни было, но «пан Влодзимеж» сообщил нам, читателям «Новой Польши», в своей статье, что Сталин и Гитлер сговорились (так называемых «пакт Риббентропа-Молотова»), что СССР совершил агрессию без объявления войны против Польши 17 сентября 1939 года, что РККА взяла в плен 230 тысяч польских солдат, из которых 40 тысяч «выдали» немцам, а остальных – в ГУЛАГ. Что «немцы покаялись». И что только в апреле 1990 года М.С.Горбачёв признал, что 14792 поляка были расстреляны в Катынском лесу.
Замечу, впрочем, что в дальнейшем тема «неизвестной» войны 1939 года практически не всплывала, больно скользкая, что называется, палка о двух концах, т.к. порождает закономерный вопрос: если Пилсудскому в 1918—1919 гг. можно было захватывать чужие территории по праву сильного, то почему Сталину-то в 1939 году нельзя было?
«Много званных, да мало избранных…»
В общем, с первого номера по нам, русским, и пошло, и поехало (и катится, замечу, до сих пор)! Ежи Редлих «Годовщина сговора» и Леонид Корнилов «Уроки польского» (№1 – 1999г.), Владимир Блинков «Неизвестная война» (№2—1999г.), Манук Жажоян «Заточённые в аду» (№3 – 1999г.), Александр Липатов «Не домашний это был спор», Владимир Блинков «С какой ноги встаёт Варшава?» и Валерий Мастеров «Варшава была столицей «Континента» (№4 – 1999г.), Ю. Чапский «Бесчеловечье» (к 60летию Катыни) и А. Романовский «Сибирь и поляки» (№3—2000г.), А. Кучинский «Он Сибири не боялся» (№5—2000г.) и т.д., и т. п. А мемуары бывшего майора КГБ Олега Закирова (№9—2004г., №6—2005г.,№4—2006г., №5—2006г.), который верой-правдой служил «неправедному режиму», а в годы перестройки вдруг «прозрел» и стал вести самостоятельное расследование по катынскому делу? Теперь О. Закиров – гражданин Республики Польша. Вот оно в чём дело (замечу в скобках)! Много их таких радетелей за правду-матку повидали мы в последние десятилетия: предатели В. Резун-Суворов и О. Калугин (это те, кто на слуху), теперь – О. Закиров. И всё-то они боролись за правду почему-то с выгодой для себя… (Хотя в «Новой Польше» в №11 за 2009г. в рубрикеВиктора Кулерского «Хроника (некоторых) текущих событий» указана перепечатка из «Польска» от 17 сентября 2009г. о судьбе О. Закирова: «Как обошлись с Олегом Закировым, честным и благородным человеком?..Получает польское гражданство и орден от президента. Однако никому не пришло в голову оплатить ему курс польского языка, обеспечить работу и помочь сориентироваться в новой действительности. Ему дали пенсию в 1500 злотых, хотя ему всего 52 года и он не инвалид. Вместо приличной жизни он вынужден влачить жалкое существование…». Однако, эта «печальная песнь» о судьбе перебежчика не вызывает у меня никакой к нему жалости: «Ты сам хотел этого, Жорж Данден!»)
Все польские дороги ведут в Катынь?
«Пан» Блинков и Ко, естественно, говорят не всю правду, а часть правды, а, значит, только полуправду. Но журнал «Новая Польша» – не историческое издание, чтобы дописывать здесь всё, что известно о кровавых взаимоотношениях братьев-славян. Единственная просьба: покажите мне ангелов в истории! Польских ли, немецких ли, русских, папуасских? Нет таких, не было и не будет. Но… кровь ушла в землю, «те, кто приняли смертный бой, стали просто травой и землёй», тени заняли своё место в раю и в аду. Может быть, хватит вызывать их?
Катынь – страшное дело. Но не страшнее судьбы около 700 тысяч моих сограждан, расстрелянных сталинским режимом за 20 лет репрессий. Это коснулось, в частности, и моей семьи: мой двоюродный дед по матери, Меньшиков Василий Викторович, священник из деревни Сторожня Калининской (теперь территория Псковской) области, также был расстрелян в 1937 году. Так с чего Сталин (член РВС Юго-Западного фронта, так и не взявшего в 1920 году Львов) стал бы щадить явных врагов Советской власти – польских офицеров, полицейских, чиновников, если и рядовые солдаты, как и все польские граждане, воспитывались в ненависти к Советам? Это нарушение международного права? А расстреливать своих граждан практически без суда и следствия соответствует нормам? Или расстреливать русских – это в порядке польских вещей, и с этим они не хотят и спорить?
Тогда не обижайтесь и на нашу реакцию по поводу вашей позиции. Тем более, что есть претензии, которые можно и вам предъявить от имени русских («Новая Польша» №11 за 2009г., с.12, из рубрики В. Кулерского): «Правда о судьбе советских военнопленных 1920 года неудобна как для россиян {не знаю, чем она так неудобна для русских -? – Ю.И.}, так и для поляков. О массовом расстреле не может быть и речи. Но из документов того времени вырисовывается леденящий кровь образ варварства в лагерях Второй Речи Посполитой (…) За оградой польских лагерей советские пленные мерли как мухи (…) Если заключённые были голыми, грязными, голодали, у них не было ни нар, ни одеял, а инфекционных больных, которые ходили под себя, не отделяли от здоровых, то результатом такого отношения к людям должна была стать ужасающая смертность. На это обращают внимание российские авторы. Они спрашивают: не было ли это сознательным истреблением – может, не на уровне правительства, но на уровне руководства отдельных лагерей? И с этим трудно спорить». (Игорь Т. Мечик, «Ньюсуик-Польша» 4 ноября 2009г.)
Формально, насколько я могу судить, всё упиралось в то время в проблему полной публикации всех документов по этому делу. Фактически же, как я понял «ребятов-демократов», вопрос заключался (и заключается поныне) в том, чтобы у русских впиталось в кровь чувство вины перед поляками – ныне, присно и вовеки веков. Почти в каждой публикации по катынскому делу звучало подспудно: кайтесь, кайтесь, кайтесь, пся крев! Но… сколько можно? Первый, он же последний, Президент СССР привёл цифры погибших поляков. Цифры эти потом уточнялись в сторону повышения. Официально были принесены извинения Польше в 90-е годы нашим шунтированным «гарантом» Конституции. Открыты мемориалы на месте расстрела в Катынском лесу и под Медным… Или вы, панове, хотите, чтобы и я лично вам извинения принёс? Так приезжайте ко мне в деревню с «Житной», принесу. А со второй ещё и не то произнесу… А с третьей, не обессудьте, так понесу!..
«А ларчик просто открывался…»
Поляки требуют суда международной общественности над Сталиным. Подтекст понятен: юридическое признание преступным режима означает выплату материальной компенсации пострадавшим. Т.е. из моего кармана (замечу, весьма тощего) будем ещё и поляков ублажать (или вы думаете, что наши олигархи-космополиты будут выплачивать из своего кошелька? Не для этого Ельцин их зачинал, а Путин выкармливает). Но я бы согласился на международный суд, если бы были проведены суды – привожу навскидку! – над Наполеоном, который уложил на полях сражений в свою бытность императором около 15 миллионов столь любящих себя ныне европейцев (однако, Наполеон – национальный герой своей страны); над президентами США 19 века, в чью бытность проводился геноцид американских индейцев; над королевой Викторией за расстрел сипаев из пушек (зверство ещё то!) и изобретение англичанами концентрационных лагерей во время англо-бурской войны; над Ю. Пилсудским за агрессию против соседних народов в 1918—1920 годах; над каудильо Франко за развязывание гражданской войны со всеми вытекающими последствиями; над президентом Трумэном за атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (уничтожение мирного населения Японии); над Аугусто Пиночетом за массовый кровавый террор против своих политических противников; над Джорджем Бушем-младшим за агрессию против Ирака (и гибель ни в чём не повинных людей, которых якобы пришли освобождать натовцы); над генералом Дудаевым (и его шайкой) за геноцид русских в Чечне 90-х годов; над Ельциным за расстрел сограждан в октябре 1993 года и подлую коммерческую бойню, называемую «первой чеченской» войной; над премьером правительства косовских албанцев Хашимом Тачи за торговлю донорскими органами убиваемых сербов (в чём созналась даже дубинноголовая, подлая Дель Понте); над Михаилом Саакашвили за агрессию против Южной Осетии; …Но наши польские демократы-человеколюбцы молчат об этом. Вот русских – вот это бы да!
Сказали «а», говорите и «б»…
Короче, правду сказал только Влодзимеж Завадский в статье «Слово о русских» в №6 за 2000 год: никто в Польше не может – не хочет – налаживать с русскими хорошие отношения.
И после этого вы хотите, чтобы я, как ваш читатель, как русский, принял вашу точку зрения на себя, свою страну, свою историю? После ваших уверений в необходимости налаживать взаимопонимание?
Что меня ещё удивило (тогда ещё удивляло) – двойные стандарты. Фашисты уничтожили каждого шестого поляка в годы Второй мировой войны. Ни слова о немцах! Словно главным врагом Польши во все времена, и особенно того периода, были исключительно русские. В. Блинков подсказал нам «причину» такой позиции: дескать, немцы «покаялись»! Оч-ч-чень уважительная причина.
Но, ребята-демократы, если вы такие последовательные и злопамятные ниспровергатели всего советского, а у вас – социалистического, то надо быть действительно последовательными. Надо громко заявить, что вы отказываетесь от сталинского наследия, а именно: возвращаете Германии отобранные у неё Советским Союзом и переданные Польше восточные немецкие (ныне западные польские) земли с границей по Одеру-Нейсе) и южную часть Восточной Пруссии. Вот это будет честно, по-демократически!
Но молчат почему-то наши вчерашние собратья по соцлагерю, словно воды в рот набрали. Бояться, я думаю, раз пошёл передел границ после распада СССР, как бы немцы не заявили свои исторические права на указанные территории. Ах, вступление в ЕС означает признание существующих границ… Цену слова «демократического» Запада мы хорошо знаем по подписанному Хельсинкскому акту (в котором фиксировалась нерушимость границ в Европе), уверениям в не продвижении границ НАТО на восток…
«Пятая» графа по-польски
Но, должен заметить, не бывает в истории так, что все кругом в дерьме, а я один в белом костюме. Поэтому при чтении «Новой Польши» – с которой я продолжал знакомиться и в последующие годы – у меня было ощущение, что вот-вот наружу вынырнет что-то такое, что заставит борцов за нашу демократию заткнуться. И такое вынырнуло-таки… Правда, замечу, заткнуться так и не заставило.
В №10 за 2000 год в рубрике неугомонного В. Кулерского «Хроника текущих (некоторых) событий» (это – выдержки из польских СМИ) проскочило сообщение о местечке Едвабне под Ломжей, мол, действительно ли там, в июле 1941 года, именно поляки убили 1600 евреев? Но в №3 за 2001 год в той же рубрике сообщалось уже о книге Яноша Томаша Гросса «Соседи» – о Едвабне. Оказалось, это правда, что мирные поляки совершенно по-соседски забили насмерть тяпками своих сограждан-евреев. Причём, это было проделано совершенно добровольно, в порядке общественной инициативы, немецкие нацисты тут ни при чём. Позднее развернулась целая дискуссия: как к этому относится? И, что характерно, большинство поляков, как я понял, не собираются признавать это преступление и каяться перед евреями. Официальные лица, как говорится, не в счёт.
Насколько я знаю, точно также поступили со своими соседями-евреями после прихода немцев в 1941 году мирные литовцы. Замечу, и поляки, и литовцы ныне – ярые борцы за демократию и обличители «советского преступного» тоталитаризма. Да вот незадача, у самих рыльце-то в пуху!… Кстати, недавно в «Новой Польше» прошла информация о том, что произошло примирение бывших польских «аковцев» и литовских «лесных братьев», в годы Второй мировой войны всё-таки постреливавших друг в друга. Рыбак рыбака – видит издалека, не смотря на стрельбу военных лет! Теперь, глядишь, и с латышскими эсэсовцами и эстонскими фашистами помирятся во имя дружбы против России.
И опять в хронике В. Кулерского прошло сообщение (№3 за 2008 год) о новой книге Яна Томаша Гросса «Страх» – об убийстве поляками евреев уже после войны всё теми же домашними подручными средствами… «Гросс обвиняет Церковь, епископов, польскую интеллигенцию, простых людей…» (Роберт Валентяк, «Пшеглёнд», 20 января 2008 года). Мда, всё-таки нам, русским, далеко до вас, демократичные вы наши, миролюбивые поляки.
Повторение – мать учения
Но при всём при этом, в этом же номере неиссякаемый В. Блинков пишет о книге «Война и мир» Кристины Курчаб-Редлих (польской журналистки, прожившей в России 14 лет – и, похоже, ничего не понявшей), в которой опять она рассуждает о варваре Петре I (могу согласиться), хорошо отзывается об А. Кредере (авторе печально небезызвестного в российской школе учебника по новейшей истории ХХ века, в котором в качестве примера первого акта движения сопротивления сообщается о восстании в Варшавском гетто – как будто не было, например, партизанской армии Броз Тито, уже летом 1941 года сражавшейся в горах Югославии с фашистами), хвалит чеченских бандитов, как борцов за свободу, забыв, когда ей надо, про зинданы, работорговлю, отрезанные, головы, например, английских (даже английских – вот ужас!) специалистов по телекоммуникациям…
Чеченская тема тоже постоянно проскакивает в материалах «Новой Польши», естественно, осуждающе русских за «страдания» маленького горского народа… Хотел бы спросить, а если завтра лемки, например, потребуют у вас, поляки, автономии, которую вы им не даёте, и возьмутся за оружие? Что вы тогда скажете про чеченских бандитов?
Менталитет в действии
У нас разный, как это ни банально, менталитет, вот что хочется сказать. Поляки забили насмерть своих соседей-евреев и не видят в этом ничего странного; потеряли от рук немцев каждого шестого поляка в годы войны, но о немцах ни слова плохого; стервенеют от одного слова Катынь с его 20 тысячами расстрелянных НКВД офицеров и полицейских, – это их менталитет.
Мы потеряли 27 миллионов в войну, 700 тысяч моих сограждан расстрелял НКВД, по нашим лесам и полям лежат кое-как (а где и вообще никак) присыпанные кости десятков (если не сотен) тысяч безымянных бойцов Великой Отечественной войны; мы ныне ежегодно теряет по разным причинам до миллиона человек в год, – и что? Да ничего! И это – наш менталитет, нравится это кому-то или нет: «мы за ценой не постоим!» Правда, когда нас попрекают антисемитизмом, мы всё-таки, в отличие от поляков, пока ещё смущаемся. Возможно, насмотревшись до тошноты на нынешнюю финансово-политическую «элиту» России, скоро перестанем смущаться и мы…
Кто-то написал недавно на страницах «Новой Польши», что у многих русских совесть заканчивается там, где начинаются государственные интересы. А это тоже наш менталитет. И обоснованность его подтверждают монголо-татарское иго, Смута, гибель Российской империи, развал СССР. Стоит нам забыть о государстве, клюнув на демократическую болтологию, или возомнив себя главнее государства, как мы теряем всё. Нет ныне русского человека без государства. Уже несколько веков, как мы потеряли способность к самоорганизации (события в Чечне начала 90-х годов ярко это показывают: чеченцы грабят брошенные военные склады, вооружаются, объединяются по кланово-национальному признаку, а русские население, причём, не малое, брошенное центральным руководством, и имея те же возможности, что и титульная народность, как будто парализованные, не могут и пальцем пошевелить, дожидаясь смерти, как бараны). Поэтому мы прощали и прощаем государству коррупцию, бездушие, бюрократизм, Большой Террор, преступную глупость, безразличие к своим гражданам. Как говорится: «Худ мой Устин, да всё ж лучше с ним!» И вы, господа из «Новой Польши», бьётесь не за демократию, а за спокойствие своего государства (поскольку вы, поляки, тоже прошли через неоднократную потерю государственности). А в политике кто сильнее, тот и прав. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу – кто ты. Вы числите себя в друзьях Запада, значит… Так что не обижайтесь, если в случае чего «за любимым наркомом/ Мы коней боевых поведём!»
Когда мы примиримся с поляками? Знаю только, что по катынскому делу тогда, когда умрут последние очевидцы, свидетели и участники. Смерть всех примирит.
Вторая сторона медали
Не всё так печально для меня, как читателя, оказалось в новом журнале. Очень хороша рубрика, в которой представлена современная польская поэзия; рубрика Виктора Кулерского «Хроника текущих (некоторых) событий» (это обзор современной польской жизни в виде набора выдержек и цитат из польских СМИ) – увлекательнейшее лицезрение театра демократического абсурда в стиле non-fiction; рубрика Янины Куманецкой «Летопись культурной жизни»…
Правда, что касается «Летописи культурной жизни», здесь есть один нюанс: почти все имена, упоминаемые в связи с современными культурными событиями, для меня, как читателя и человека, когда-то увлечённого Польшей, ничего не говорят ныне. Это не упрёк им, а минус мне – как в юриспруденции: незнание законов не освобождает от ответственности. Если я их не знаю, это не значит, что они не знамениты или не известны, как минимум. Другое дело, как сказал кто-то, что (цитирую не дословно) русская литература – это мировая литература, а польская – только региональная.
Впрочем, литература в данном случае – это из другой оперы, поэтому оставим её в покое.
Все дороги ведут в Смоленск
В апреле 2010 года грянула вторая «Катынь» – под Смоленском разбился правительственный польский самолёт. Лех Качиньский и Ко получили прямое указание от Господа, чьим именем они всё время клялись, где место на Земле русофобам – в земле. Я не буду лить крокодиловы слёзы по поводу гибели этих ненавистников России (чтобы не выглядеть людоедом скажу только, что как политиков их не жалко, а как людей жалко), хватит и наших официальных лиц.
Правда, замечу, давно я не видел В. Путина и Д. Медведева с такими растерянными лицами, как тогда. А то, похоже было, что они возомнили себя бессмертными…
«И вновь продолжается бой?..»
Что до журнала «Новая Польша», то он всё так же благополучно приходит бесплатно в центральную библиотеку Бежаницкого района Псковской области (как, думаю, и в другие такие же библиотеки России, тираж в 2700 экземпляров позволяет это сделать. Да и вряд ли у нас осталось библиотек больше этого числа, с нынешней-то культурной политикой буржуазной власти). И читает его, судя по несогнутым и несмятым страницам подборки за 15 лет, только один человек – я. Спасибо заокеанским спонсорам! А, может, теперь и русофобам, сменяющим друг друга в президентском и премьерском креслах Республики Польша, и неотличимых для нас, как всё те же Болек и Лёлек. Как сказал один персонаж в кинокомедии Э. Рязанова «Дайте жалобную книгу!»: «Начальство надо знать в лицо!» Тоже самое можно сказать и о наших друзьях, и недругах.
Изменилось ли что-то за последние, скажем, 5 лет в достославной «Новой Польше»? Ну, в общем, да, кое-что. Больше материалов о современной Польше. Про Катынь вспоминают уже не так часто, как в первые годы. Но в покое нас по-прежнему не оставляют. Возьмём для примера сдвоенный №7—8 за 2015 год. Из 21-го материала, помещённого здесь, 9 статей так или иначе касаются России, русских. Даже в такой узкоспециализированной, казалось бы, статье, как «О новых книгах» главного редактора «Новой Польши» Ежи Помяновского автор попутно пинает Россию, опять припоминая Катынь: «Именно по этому вопросу „Новая Польша“, которую одиннадцать лет назад велел мне основать Ежи Гедройц, вступила в величайшее сражение с российскими шовинистами, самой крупной правой оппозицией по отношению к правящей в России команде – я имею в виду президента и премьера. Это была битва как раз за места, подобные Осташкову, Старобельску, Медному и Пятихаткам…» Надо было это Помяновскому? Но русофобская натура проявилась, никуда не денешься… Как говорится: всё течёт, но ничего не меняется.
Когда-то в молодости я записал в своём дневнике: «За Северина Краевского с его ансамблем „Червоне гитары“ я готов простить полякам всё». Оказалось, однако, что сами поляки не готовы простить мне ничего.
Но это проблемы уже самих поляков.
2010г., 2016г.2. Шолохов? Шолохов
А чего его искать?
«Слухи о моей смерти сильно преувеличены»
(Марк Твен)С удивлением прочитал в «Литературной России» (№40 от 9 октября 2009г.) в рубрике «Крайне спорно» диалог двух прозаиков – А. Карасёва и И. Фролова – «Автор „Тихого Дона“ будет найден!».
Не знаю, чего тут больше: самопиара (хотя А. Карасёв вроде бы не обижен вниманием, чего, впрочем, не скажу об И. Фролове), или восторга неофитов (которые, как всегда, «святее Папы») от литературоведения? Их вдруг осенило, что «Тихий Дон» полон загадок. И с воодушевлением уже упомянутых неофитов они начинают доказывать, что «малограмотный крестьянский сын» М.А.Шолохов не мог написать этот эпос… Тогда можно предположить, что и стихи Есенина тоже… не того! Малограмотен. Всего-то начальная школа и курс в университете Шанявского…
Что касается М.А.Шолохова, то можно посоветовать всем скептикам попробовать сочинить большой роман, творя который, скептики покажут всему миру, как это надо делать – писать эпос без сучка и задоринки… А для начала, раз уж так свербит, хотя бы «отыскать» автора рассказа «Судьба человека», поскольку «с голубого ручейка начинается река…»
Т.к. вся эта история с «разоблачением» Шолохова тянется как прилипшая жвачка, выскажу своё частное мнение. Авторы диалога ссылаются, например, на авторитет Солженицына, сомневавшегося в авторстве Шолохова. Что сказать? Лично я вижу в этом мнении покойного Александра Исаевича зависть талантливого публициста к гениальному (извините за штамп) художнику слова. Вряд ли кто будет спорить с тем, что «Архипелаг ГУЛАГ» явно не тянет на художественное творение. А ведь Солженицын упрекал Шолохова в том, что не может талантливо описать сложные судьбоносные события человек крайне молодой, описать то, чему он не был прямым свидетелем, или в чём не принимал прямого участия. А как тогда относится к оглушительной «опупее» «Красное колесо»? А ведь это не более, чем смесь беллетристики, личных фронтовых впечатлений автора (от другой войны), дореволюционных путеводителей и протоколов заседаний дореволюционной же Государственной думы… Себя почему-то Солженицын не упрекает в этом, хотя его тогда даже и в плане не было.