МИХАИЛ. А у меня сразу нарисовалась тропинка в лесу, по которой я шел сначала один, потом– с Надей, потом к нам присоединились наши дочери. Причем на пути встречались и непроходимая чаща, откуда мы выбирались с поцарапанными лицами и руками, и солнечные полянки, где мы играли в мяч, но мы все шли вперед к какой-то светлой, ясной для всех нас цели.
Кто-то из присутствующих на этом семинаре изображал свою жизнь в знойной пустыне и в постоянной борьбе со скорпионами. Чье-то воображение рисовало свадебный пир. Одна женщина сказала, что вся ее жизнь – это наслаждение чтением и она представляет себя в библиотеке, где ей предоставлены все жемчужины печатного слова человечества. Некоторые мужчины рисовали свою жизнь как нескончаемую вереницу дел, обязанностей, встреч. Несколько женщин сказали, что их жизнь – в своем доме, в окружении домашних забот, детей, друзей.
Было очень интересно слушать каждого присутствующего на этом семинаре. В такой простой форме участники высказывали восприятие собственной жизни, при этом каждому предоставлялась возможность осмыслить свое видение бытия. И почти во всех жизнеописаниях присутствовала хотя бы крупица обычной человеческой радости.
Стремление к наслаждениям присутствует у каждого человека, и каждый понимает это слово по-своему. Екклесиаст более трех тысяч лет назад писал о своих исследованиях относительно понятия «наслаждение».
Сказал я в сердце моем: «дай, я испытаю тебя веселием, и насладись добром»; но и это – суета!
О смехе сказал я: «глупость!», а о веселии: «Что оно делает?»
Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростию, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей.
(Екклесиаст 2:1-3)
Не ощущается ли какой-то парадокс в этих словах? Что значит: «придерживаться глупости, руководствуясь мудростью» и при этом утверждать, что смех и веселие – глупость?
Для того чтобы оценить значимость мудрости и праведности иногда действительно важно сравнить их с глупостью. Причем Екклесиаст, как и ранее, уточняет, что все, им обсуждаемое, касается жизни «под небом», то есть той ее стороны, которая связана непосредственно с материалистическими и физиологическими аспектами.
Нельзя утверждать, что веселый человек непременно глуп, а отсутствие чувства юмора – признак большого ума. Иногда в поддержку этой точки зрения мы слышим такой вопрос: «Вы можете представить себе, что ИИСУС – смеется?» Люди, задающие подобные вопросы, полагают, что любой смех – это «смехотворство» и глупость. Мы просто УВЕРЕНЫ, что наш Господь не был «насупившимся букой» – вряд ли за таковым ходило бы так много людей! Но у Него было ЗДОРОВОЕ чувство юмора. Важен сам аспект – что именно кажется нам смешным и веселым, а также какой юмор мы отказываемся понимать. Если «сальные» анекдоты и ситуации, унижающие достоинство другого человека, вызывают смех, это – та самая глупость, о которой говорил Екклесиаст и которой нам надо всячески сторониться, особенно, если такое веселье вызвано чрезмерным употреблением алкоголя. Екклесиаст не зря сделал акцент именно на подобном веселье, которое он и назвал глупостью.
Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники,
Устроил себе сады и рощи, и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения в них рощей, произрастающих деревья; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; так же крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме;
Собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих – разные музыкальные орудия.
И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.
Чего бы глаза мои не пожелали, я не отказывал им; не возбранял сердцу моему никакого веселия; потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих; и это было моею долею от всех трудов моих.
И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем.
(Екклесиаст 2:4-11)
Екклесиаст сравнивает себя с окружающими, а также со ВСЕМИ, бывшими прежде него в Иерусалиме. В результате этого сравнения Екклесиаст не находит достойных конкурентов. Нет никого, кто бы мог даже на йоту приблизиться к его возможностям совершать «большие дела».
И что же? Счастлив он, видя результаты такого им же придуманного соревнования?
Отнюдь!
Момент победы в каких-либо соревнованиях или первенство в конкуренции всегда кажется вожделенным. Исполнение мечты кажется воплощением счастья:
– Поступить в институт своей мечты.
– Получить работу по специальности.
– Добиться повышения по служебной лестнице.
– Построить себе дом.
– Еще один.
– Купить машину.
– Еще одну…
– …другой марки…
Все это – чтобы не быть хуже своего соседа, чтобы утереть нос своим друзьям… Но долго ли продолжается ликование по поводу достигнутого? Несколько мгновений! А потом понимаешь, что все усилия, потраченные ради этого мгновения – суета и томление духа.
Намного ли отличается мимолетная радость, получаемая от трудов в конкурентных условиях от пустого веселия пьяного человека? НЕТ ОТ НИХ ПОЛЬЗЫ ПОД СОЛНЦЕМ!
Екклесиаст выражается достаточно откровенно по данному вопросу.
Веселие ради веселия не имеет смысла.
Борьба за собственную непревзойденность ради собственной непревзойденности – тоже не имеет смысла.
Хоть и радуется сердце достижениям, но, оглянувшись назад, понимаешь, что эти достижения – сущие пустяки. Все земные ценности и устремления относительны, потому что сегодняшняя мечта, завтра, став реальностью, потеряет свою значимость. Так следует ли тогда к ней стремиться?
НАДЕЖДА. Когда мне было лет четырнадцать, я вдруг ощутила жажду поиска смысла жизни. Тогда мне попалась книга с изречениями восточных мудрецов, одно из которых я выписала для себя и поместила на своем письменном столе. Оно звучало так: «Завтра. Оно все время рядом. Оно шагает с нами всю жизнь. И никогда не наступает, превращаясь в сегодня. Мы никогда не узнаем, что такое завтра, но с радостью ждем его прихода». Иными словами, эта философия звучала так: удел человеческой жизни – «ждать того, что никогда не наступит». Для меня, четырнадцатилетней девушки, ищущей себя и свое предназначение, это звучало как приговор.
МИХАИЛ. Наверное, именно поэтому многие воспринимают книгу Екклесиаста как очень пессимистичную книгу. Он постоянно обыгрывает такую философию: к чему бы ты ни стремился, как бы ты ни наслаждался жизнью, это все – суета, пар, ничего не значащий дымок в перспективах вечности. Действительно, слова Екклесиаста о том, что нет пользы под солнцем ни от каких дел, звучали бы как приговор для всех нас, если не учитывать постоянно повторяемую им фразу: «под небом», «под солнцем».
НАДЕЖДА. Глотком свежего воздуха были для меня слова, сказанные Иисусом: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». (Евангелие от Матфея 6:34). Почти шестнадцать лет прошло после того, как я выписала слова восточного мудреца по поводу суеты ожидания завтрашнего дня до спасительного понимания смысла моей жизни.
Сегодня. Теперь. Здесь. Бог желает, чтобы мы жили полноценной жизнью каждую минуту, не заражая ее пессимизмом. Для этого Иисус Христос оставил Свое пожелание: «Ищите прежде всего Царствия Небесного и правды Его!» (Евангелие от Матфея 6:33).
Ищите НЕ:
– защиту от возможной инфляции.
– протеже для поступления в вуз.
– средства для построения дома.
– возможности победить во что бы то ни стало.
НО: прежде всего важно соотнести свои «большие дела» и «грандиозные замыслы» с духовными приоритетами.
МИХАИЛ. Я помню, как мы собирали определенную сумму денег для поступления наших дочерей в Университет. Выработали целый план своих действий, чтобы обеспечить им это самое поступление. Но потом, в какой-то момент, мы с Надей осознали, что эти средства лучше пустить на общий семейный отдых во время последних новогодних школьных каникул наших дочерей. За одну неделю мы потратили ту сумму, которая собиралась нами не один год им на поступление. Но это была потрясающая неделя для нашей семьи! Мы съездили в Египет, мы прикоснулись к истории еврейского народа времен Моисея, мы насладились общением друг с другом. Никто из нас не пожалел о принятом нами решении. Бог сразу показал нам, что решение было принято верно!
НАДЕЖДА. Резкая перемена климата пошла на пользу моему здоровью и через восемь с половиной месяцев у нас родился долгожданный сынок Мишутка.
МИХАИЛ. А наши дочери, и Настя, и Оля, поступили в Университет по результатам ЕГЭ (единого государственного экзамена), причем без всяких денежных затрат с нашей стороны.
Мы еще раз вынесли для себя очень важную истину из этой ситуации: не надо заботиться о завтрашнем дне. Главное – искать Царствия Божьего. Важно мыслить не категориями наслаждения ради наслаждения или больших дел ради больших дел, но категорией созидания любви и близких отношений с окружающими людьми, с членами семьи, с самим собой, с Богом. И – поступать, исходя из этого.
Мудрость и современность
В понятие «мудрый» вкладываются порой очень разные составляющие. С точки зрения обывателя «мудр» тот, кто умеет ориентироваться в жизненных обстоятельствах, выживать в любых трудностях и приспосабливаться к различным условиям. С точки зрения религиозности «мудр» тот, чье поведение безупречно, кто являет собой образец соблюдения всех необходимых ритуалов и законов, кому чужды зависть, стремление к славе.
Если мы будем руководствоваться таким пониманием мудрости, тогда получается, что животный и растительный мир являют собой настоящий образец мудрости, потому что в их жизненное обеспечение заложено изначально больше специфичных инструкций, нежели в нас, людей. Эти инструкции называются инстинктами. Такие вещи, как спаривание, построение нор и пещер, поиск пищи и умение восстанавливаться после природных катаклизмов являются более усовершенствованной программой в шимпанзе, например, нежели в людях. Более того, ни одно из существ животного или растительного мира не является зависимым от зависти или стремления к славе, им чужды сами вопросы о смысле жизни и бытия, они просто живут.
Так что же, они более мудры, нежели мы, люди?
Несколько тысяч лет назад Екклесиаст проповедник изучал эту тему.
И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость; ибо что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано?
И увидел я, что преимущество мудрости пред глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою.
У мудрого глаза его – в голове его, а глупый ходит во тьме. Но узнал я, что одна участь постигает их всех.
И сказал я в сердце моем: « и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?» И сказал я в сердце моем, что и это – суета;
Потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! Мудрый умирает наравне с глупым.
(Екклесиаст 2:12-16)
И так, Екклесиаст после всех своих исследований утверждает, что уже никто не может ничего добавить к его выводам, потому что он исследовал все, никто более ничего нового по этому поводу открыть не может. Выводы свои он делает, исходя из собственных «больших дел», о которых мы с вами говорили выше – дел «под солнцем».
Что же открыл он?
То, что преимущество мудрости над глупостью действительно есть, как и преимущество света перед тьмою. Свет дает возможность видеть собственный путь, свет дает ощущение безопасности, видение происходящего вокруг, свет дает понимание собственного положения среди окружающих тебя вещей.
Если строить логическую цепочку сравнения мудрого и глупого как света и тьмы, мы можем сделать вывод, что глупый не знает, куда идет, не видит собственных перспектив, у него нет ощущения правильности собственных поступков. Другими словами, глуп тот, кто просто плывет по течению, не борясь за свое выживание. И если опять возвратиться к растительному и животному миру, получается, что самая большая мудрость находится именно там, а мы, люди, безнадежно глупы. К этому выводу неизбежно приходишь, ЕСЛИ представлять «мудрость» как категорию практичности и религиозности.
Как мыслится «под солнцем» мудрость?
Обеспечь своих потомков, обеспечь память о себе, то есть «быть мудрым» приближается к понятию «живи по законам природы, уподобься кроликам». Может быть, звучит несколько натуралистически, но логический вывод мудрости «под солнцем» именно такой. Поэтому и вывод, сделанный Екклесиастом, звучит столь неутешительно: мудрость – суета.
Но дело в том, что человеку дана духовная составляющая его личности, которая отсутствует у животного и растительного мира. Именно эта составляющая заставляет человека задуматься о смысле собственного существования. Человек, в отличие от животных, имеет нечто большее, чем суету «под солнцем». В понятие «мудрость» вложено и духовное содержание личности.
МИХАИЛ. Однажды я прочитал свидетельство одного учителя-теолога, служителя церкви. Оно потрясло меня до глубины души. Вот оно:
«Четыре часа утра. Зимнее темное утро. Я внезапно проснулся и меня объяла предательская дрожь, хотя в доме было тепло. Я вдруг ясно понял, что умру. Я обязательно умру! Это тело, этот разум, этот муж, отец, преподаватель семинарии, сын, друг – прекратит свое существование. Жизненные силы, которые побуждают меня жить, оставят меня и сущность, которую я принимал, как само собой разумеющееся – сущность моего Я больше не будет ходить по земле. Меня сразу охватило странное чувство. Я вдруг увидел собственную жену, находящуюся рядом с собой в постели, как человека, с которым я уже не могу быть! И мои дети, спящие в соседней комнате, вдруг показались мне уже не реальными людьми, но лишь воспоминаниями. Вся моя работа, все грандиозные проекты и мечты вдруг стали фикцией! «Реальная», в кавычках, жизнь вдруг превратилась в нереальный сон. В таком странном состоянии одиночества пред лицом определенности смерти я осознал истинность жизни и нереальность реальности, в которой я жил. Я задал себе вопрос, который ранее никогда не задавал: «Когда уже не останется рядом со мной ни окружающих меня людей, ни построенных взаимоотношений, ни проектов – ничего, что сейчас составляет мою жизнь, что останется? Когда биологическая сущность моего Я перестанет функционировать, останется ли мое Я?
Если бы вы меня встретили в предыдущие дни, вы бы увидели человека, который понимает и себя, и окружающих людей, в котором все видят человека веры! Христианин, служитель, преподаватель теологических дисциплин, консультант-душепопечитель, свидетель собственной веры! Но в ту ночь я вдруг увидел, что эта моя вера так же удалилась от меня, как и мои собственные дети и моя жена – как будто бы я снял пальто и оно теперь висит на гвоздике в дальнем углу комнаты. В те мгновения я не был ОДЕТ в свою веру. Я был совершенно наг. Моя душа была совершенно нага – без тела, без ролей, мною исполняемых, без отношений мною выстроенных. Душа была одна – наедине с КЕМ?
Именно тогда я ощутил, насколько мне важно быть одетым в пальто под названием ВЕРА, чтобы не быть нагим».
(Fowler, James W. Stages of Faith)
НАДЕЖДА. Я помню себя в детстве, когда мне было пять-шесть лет. Я тогда панически боялась смерти. Просыпаясь по ночам, я с ужасом думала о том, что придет время, и меня не будет. Я задавала папе и маме вопросы, звучавшие наивно: «Я умру?» – в надежде, что они скажут, что со МНОЙ этого никогда не произойдет. Но они не отвечали мне так, а только говорили, что думать об этом не надо, когда вся жизнь впереди. Представьте только, какую трагедию я переживала каждый раз, когда слышала о смерти детей!
МИХАИЛ. Мне на этот вопрос всегда отвечали: «Веди себя хорошо, слушайся маму, и этого не произойдет!» Я старался изо всех сил, но получалось не всегда. Страх смерти так же не покидал меня. Когда же мы всей семьей начали ходить в церковь, читать Библию, нам стали задавать вопрос: «Что вам дает вера?»
НАДЕЖДА. Вера дала мне главное: она уничтожила детский страх смерти.
МИХАИЛ. Я тоже ощутил чувство освобождения от огромного «камня», который носил «на своем горбу». Потому что пришло осознание того, что мое «Я» не умрет с моим телом. Оно не может умереть, потому что это – совершенно иная сущность, несовместимая с понятиями «под солнцем».
Пессимистические заключения Екклесиаста по поводу того, что «мудрый умирает наравне с глупым» (Екклесиаст 2:16) мы бы не стали считать столь пессимистичными. Если вы не наги, но одеты в пальто под названием ВЕРА, того состояния неопределенности, наготы и одиночества, которое описывает автор ночного кошмара, вам не придется переживать.
Но ошибочно было бы думать, что подобное одеяние нам необходимо исключительно на смертном одре. К сожалению, так думают очень многие.
МИХАИЛ. Я когда-то на вопрос о вере отвечал так: вот уйду на пенсию, делать будет нечего, тогда и займусь духовными вопросами. Вот уж поистине суета «под солнцем» захватывает нас! Наиважнейшим делом кажется заработать побольше денег, воспитать детей, установить отношения с женой, сходить обязательно в церковь, почитать Священное Писание, помочь людям. Но самое главное – знать ответ на вопросы:
Ради чего все это?
Что действительно значимо?
Меня лично всегда «напрягают» приоритеты, которые расставляются религиозными руководителями:
На первом месте, – сообщают они свой постулат, – должен быть Бог. И только Бог. А все остальное – потом. Семья, работа, служение в церкви, помощь людям. Это уже после Бога.
Как же так? Получается, что, если ты отдал Богу какую-то часть своей жизни, потом можешь жить по собственным планам, амбициям и привязанностям? Опять попахивает материалистической мудростью. Духовное понимание слова «мудрость» в том и состоит, что каждая часть нашей жизни, каждый наш поступок строятся не на религиозном и материально-практическом сознании, не на принципах «под солнцем», а исходя из того, что заложено в каждого из нас – из поиска смысла жизни. И, следовательно, Бог должен быть не только на первом месте в нашей жизни, но и на втором, и на третьем… и в семье, и в работе, и в служении, и в помощи…
Мы, люди, живы не хлебом единым, не сексом единым, не успехом единым, не единым стремлением к размножению и воспроизводству. Мы живы не инстинктами, а духовной составляющей нашей личности. Мудрость в духовном ее понимании в том и заключается, чтобы всякий день земной жизни вплетать в одеяние веры. Собственной веры. Бог сделал для нас все, чтобы мы могли обрести такую мудрость.
Работа и современность
Что такое «работа»? Вы когда-нибудь задумывались над определением этого слова?
Под словом «работа» очень часто понимается деятельность, исключительно приносящая доход. «Безработный» – производное слово именно от такого значения. «Безработный» – тот, у кого нет постоянной трудовой деятельности, приносящей доход. Но «быть безработным» – не означает «быть ленивым» или «ничем не заниматься». Например, женщина, будучи женой и мамой, исполняя роль домохозяйки, занята ничуть не меньше той женщины, которая делает карьеру, хотя за свою работу зарплату от мужа жена-домохозяйка не получает. Но по меркам дохода такая женщина является «безработной», так же, как и художник, картины которого оказываются невостребованными, ведь из-за отсутствия покупателей он не получает денег за свой труд, за свою продукцию.
Существует другое понимание слова «работа»: когда человек занимается какой-то деятельностью в качестве хобби, увлечения, призвания, имея при этом профессию, совершенно далекую от этого призвания. Причем может даже случиться так, что призвание может приносить доход, а профессия – нет. Среди людей искусства достаточно много таких примеров, когда человек, получивший диплом инженера, становится известным эстрадным певцом (Валерий Меладзе, например), а вчерашний учитель математики становится ведущим популярной юмористической передачи (например, Александр Иванов в популярной когда-то программе «Вокруг Смеха»). В данном случае призвание становится «работой».
Кто-то считает своей работой служение Богу, при этом не имея никакого денежного вознаграждения.
«Работа» – понятие емкое, иногда возвышенное.
А «неудовлетворенность работой» – понятие узкое, приземленное.
Те, которые называют «работой» свою профессию и свое призвание, как правило, недовольны низким заработком, постоянными стрессами, отсутствием видимых перспектив.
Те, которые называют «работой» деятельность, приносящую доход, недовольны, как правило, тем же самым, но еще плюс: малоинтересным занятием, некомпетентным управленческим аппаратом, угнетающей обстановкой, несимпатичными сослуживцами.
Те, которые занимаются трудом в собственном доме, жалуются на недостаток внимания, признательности и помощи со стороны домашних.
Те, кто несут церковное служение в качестве работы, все равно остаются людьми с потребностями, то есть им тоже надо что-то кушать и где-то жить, у них есть многие из вышеперечисленных жалоб.
Так есть ли какой-то смысл в труде? Неужели это – исключительно средство для выживания и повод к ворчанию? На эту тему размышлял Екклесиаст несколько тысяч лет тому назад.
«И возненавидел я жизнь: потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все – суета и томление духа!
И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем; потому что должен оставить его человеку, который будет после меня.
И никто не знает: мудрый ли будет он или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это – суета!
И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем:
Потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это – суета и зло великое!
Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?
Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета!
Не во власти человека и то благо, чтоб есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это – от руки Божией;
Потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?
Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это – суета и томление духа!»
(Екклесиаст 2:17- 26)
Возникает закономерный вопрос: нужно ли стремиться к выгоде в труде и в бизнесе, если все это – суета? Зачем вообще начинать бизнес, если вся прибыль от него – суета? Зачем стремиться к каким-то профессиональным достижениям, если нет никакой гарантии тому, что потомки все это оценят по достоинству, и дело не умрет вместе с делающим его?
То есть лентяи, воры и попрошайки поступают правильно, что предпочитают не принимать участия в этой суете, а просто пользуются чужими «суетными усилиями»? Правы те, кто не берет на себя ответственность ни за свою семью, ни за рождающихся в этой семье детях, говоря: «Пусть Бог Сам все усматривает, а с меня «взятки – гладки», мне главное – каждый день вовремя помолиться»?
Большую ошибку совершают люди, делающие подобные выводы из слов Екклесиаста о суетности труда. Подобные выводы являются поиском самооправдания своей лени и безответственности перед собой, семьей и Богом. Люди, делающие такой вывод, полностью игнорируют слова, которые постоянно повторяет Екклесиаст, рассуждая о труде – он рассуждает о труде «под солнцем!» Опять эти два ключевых слова: «под солнцем». То есть суетность труда и любой работы определяется отсутствием духовного компонента в этих понятиях. Если же рассматривать труд и работу не категорией «под солнцем», но категорией изначального замысла творения, перед нами раскрывается совершенно иная картина.