banner banner banner
Викка. Ключ к природной магии
Викка. Ключ к природной магии
Оценить:
 Рейтинг: 0

Викка. Ключ к природной магии

Короли оставляли свою подпись печаткой на пальце, а крупные организации сегодня проставляют свое одобрение и признание печатями с юридической информацией. Те печати хранятся под замком, а их форма строго зарегистрирована. Чем не святыня, которая указывает, что отдельное решение становится частью монолита серьезной и долгоживущей организации?

Не случайно у Стругацких в «Сказке о Тройке» Большая Круглая Печать обретает подлинно магические свойства, воплощая в реальность все написанное в документе. И буквально меняет ткань реальности.

Отголоски прошлых представлений и сакральных тайн никуда не исчезли. Они живут в нас. Формируют наше настоящее, а порой и будущее. Мы переполнены ими.

Поэтому тьма вечности и тьма глаз – проницаемы. Сокрытое ими все еще доступно. В наших глубинах содержатся силы, которые могут позволить соприкоснуться с древностью, с могуществом и вечностью прошлого.

Наша рука, направленная в непроглядную пучину, порой встречает там дружеское рукопожатие. Тогда опыт древних людей и их вера, пусть многократно преображенные нашим сознанием, прорастает и в нас. Становится частью будущего.

Открывает тайны о мире и нас самих.

* * *

Что же такое викка? Вы уже можете догадаться, что это как раз и есть то, что позволяет нам обрести опору в прошлом и найти новое бытие. Но что это в итоге? Ведь не археологическая же находка и не волшебный артефакт, в самом-то деле!

Конечно, нет. Хотя отчасти – да. Викка может быть названа и волшебным артефактом, и археологической находкой. Но только с долей здоровой иронии.

В первую очередь викка – это современная языческая религия, с крайне позитивным отношением к колдовству.

Молитвы и заклинания легко могут смешиваться друг с другом до полного неразличения. А почитание богов и магические ритуалы не только не противоречат друг другу, но даже прекрасно сочетаются. Сегодня, когда язычество имеет сотни разных оттенков и тысячи организаций по миру, этим сложно кого-то удивить. Но еще недавно все было иначе.

В начале XX века, когда мировые религии безраздельно властвовали, а кружки оккультистов скрывались от глаз не ради красивого образа, а для сохранения собственной безопасности, язычество в чистом виде было мертво.

Хотя давайте будем предельно точны в формулировках: оно было мертво для так называемого цивилизованного мира.

Никуда не делась насквозь языческая Индия, прекрасно чувствовал себя синтоизм Японии, в Сибири и на Дальнем Востоке хватало народов, исповедующих старую веру. Мертво было чистое язычество Европы, давно отошедшее в прошлое и смешавшееся с христианством, мусульманством и буддизмом. Отчасти было мертво и язычество Северной Америки, во всяком случае большая его часть.

В России язычество сохранялось локально. И далеко не славянское. Более того, славянского язычества осталось даже меньше, чем, например, кельтского или скандинавского. Как минимум, в части источников. А то, что осталось, слилось в двоеверии с православием настолько плотно, что порой становилось неотделимо от него. Кто хочет проверить – пусть попробует разобраться насколько Масленица изначально языческий праздник, а насколько переложение христианских идей. Там немало тонких мест с крайне спорной трактовкой.

Итак, чистое язычество в интересующих нас географических пределах было мертво. А вот интерес к нему возрождался с каждым годом все активней. Менялся мир, старые идеи теряли актуальность, а новые часто противоречили взглядам традиционных религий. Информация о других странах становилась все более доступной. Археологи совершали открытия и учились исследовать их с помощью точных методов, а не только на основании общих догадок. Прогресс не стоял на месте. На этом фоне все ярче и все отчетливей проступала потребность в новой парадигме мышления.

В новой вере.

Много позже, спустя более пяти десятилетий исканий мировых оккультистов и магов, Дорин Валиенте в своей программной книге «Ведьмовство завтрашнего дня» резюмирует:

«Наш ограниченный ум из-за невежества исказил эту красоту. Наша жадность загрязнила землю, воздух и воду этой планеты. Наш гнев опустошил ее войной. Теперь мы похожи на космический корабль, у которого отказали системы жизнеобеспечения, а его экипаж дерется между собой. Космический корабль Земля оказался в глубокой беде; теперь нам нужно наладить связь с базой.

Наша база, наше основание – это Божественная Жизнь Вселенной. Нашим средством поддержания связи с ней не может быть догма, созданная человеком, только природа, которую люди не создавали. Все священные книги и Священные Писания были написаны человеческими руками; и только книга природы написана божеством».

Но в те годы, на заре нового века процесс осознания только начался. Язычество привлекало людей скорее бессознательно, своей красотой и образностью. Силой и свежим духом. Его романтизировали поэты, им восхищались философы. В нем черпали новые идеи авторы картин и скульптур. Все это делало рождение нового язычества неизбежным.

Многие попытки, родом еще из XIX века, оказывались слишком поверхностны. Или слишком похожи на христианство. Все это было неплохо для массовой культуры, но никак не тянуло на полноценную веру, в которую могли бы всерьез обратиться взрослые люди. И уж тем более не тянуло на новое решение.

Мало петь песни. Нужно создать идею.

Или возродить ее из праха былых времен.

* * *

Прежде, чем мы пойдем дальше, давайте проделаем небольшое упражнение.

Викка – религия довольно практичная, как вы сможете убедиться в дальнейшем. Ее положения чаще всего не уходят слишком далеко от того, что можно проверить на себе. Или увидеть в окружающем мире.

Представьте, что вы протягиваете руку вперед. Впрочем, не только представьте, но и протяните. Пусть ваше тело помогает вашему уму.

Представьте, что перед вами, словно из тумана, медленно проявляются фигуры. Вы видите очертания. Различаете их все лучше. Вот они берут вас за руку.

Кто стоит перед вами?

Сколько их?

Враждебны они или дружелюбны?

Каждый человек увидит что-то свое. Кого-то, близкого именно его фантазии, воображению, мышлению в целом. Но почти наверняка это будут мужчина или женщина. Или же и мужчина, и женщина вместе.

Даже если они примут диковинные образы со звероподобными чертами, вы сможете различить в них мужское и женское. Если же фигур перед вами будет больше двух, то с большой вероятностью все они окажутся удивительно схожи друг с другом. Как бы они не различались, сходство будет ощутимо. Словно они – отражение друг друга в кривых зеркалах.

Если вы будете вглядываться в эти фигуры очень долго, то сможете ощутить кое-что еще. За всеми ними рано или поздно проступят образы отца или матери.

Иногда ваших настоящих. Иногда тех, которых у вас никогда не было. Возможно, вы увидите в них черты, противоположные чертам ваших родителей. Может показаться, что все эти психологические повороты связаны с современной культурой и постоянством образа Бога – как небесного Отца. Но исследования доказывают, что дело не только в современности.

Идея двух образов – Отца и Матери, изменяющихся словно в кривых зеркалах, не так уж далека от ряда научных подходов, в которых всегда есть борьба разных направлений. И не нам сегодня судить о научном консенсусе. Этого и не требуется. Достаточно вспомнить только один труд, не потерявший своего значения и сегодня. Это книга Джеймса Фрэзера «Золотая ветвь».

Огромный объем «Золотой ветви» обусловлен изобилием материала. Произведение содержит в себе множество мифов и сказаний всех народов мира, с подробным разбором отдельных элементов и конструкций. Фрэзер небезуспешно выводит в книге происхождение магии и религии, особенности процессов в древности и разницу между этими явлениями. Степень актуальности пусть обсуждают специалисты в своих кругах.

Но одна из ключевых идей «Золотой ветви» жива и сегодня: все боги и богини – это варианты одной и той же изначальной божественной пары. Иногда возникшие случайно. Иногда в силу усложнения и разделения функционала. Или выстраивания новых институтов в государствах. Но каждый раз, стоит поскрести божество – и мы обнаружим нить, ведущую далеко в прошлое, к изначальным образам. К образам Божественного Отца и Божественной Матери.

Еще раньше похожие идеи, но с совсем ненаучной позиции, высказывал Роберт Грейвс в своем эпохальном труде «Белая Богиня». Сегодня даже просто прочитать его может оказаться непосильным делом для многих людей. Но для тех лет идея единства мифологических образов, пусть даже через насильное притягивание совсем разных образов через поэтику и символизм, была не только свежа. Но и сверхактуальна.

Заканчивался XIX век, следом спешил XX. Оккультисты создавали и разрушали ордена, стремившиеся привести к единой системе все эзотерические знания. В пределах ордена Золотой Зари им это даже удалось. Физики с горящими глазами искали общую теорию всего, связывая невозможное воедино через Теорию Относительности. Социальные границы размывались, революции и войны спешили смести привычный ход вещей и как следует встряхнуть застоявшиеся вертикали. Западный мир входил в эпоху невероятного синтеза всего и вся. А ветер перемен нес из будущего вкус новых достижений науки и техники.

Почему же религия должна была оставаться в стороне? Что если все религии мира – лишь отраженные образы одной изначальной? Корни которой тянутся в самый каменный век. К первым проблескам человеческой веры.

Это была идея. Максимально простая. И в то же время максимально вдохновляющая. Но самой по себе ее было мало. Нужно было что-то свежее, чтобы однозначно противопоставить ее идеям привычным. Так же нужны были инструменты для создания ритуалов.

Свежим ветром оказалось стремительно поднимающееся движение эмансипации женщин. Образ «прекрасной незнакомки» Блока витал по всему миру и раньше. Но теперь этот образ стремительно превращался в «могущественную незнакомку».

Привычному образу Бога противопоставлялся образ Богини. Солнцу противопоставлялась луна. А официальным структурам противопоставлялись тайные мистерии.

Довершила этот образ идея цивилизаций Богини – древних матриархальных культур, которые предполагались как реально существующие до прихода патриархата. Образ Богини выкристаллизовался, стал осязаемым и понятным.

С ритуалами же все оказалось еще проще. Поскольку первыми язычниками, творившими свою веру всерьез и на широкую ногу, были все те же оккультисты, то и все инструменты церемониальной магии были у них в руках.

Конечно, в чистом виде они плохо годились для новорожденной религии. Потребовались годы, чтобы упростить их и отточить в новые понятные формы. То, что начиналось в ордене Новой Зари и отчасти продолжилось в трудах Алистера Кроули, обрело новое прочтение в деятельности отца или скорее дедушки викки – Джеральда Гарднера. И было доведено до своего логического финала уже в трудах его последователей, в частности, все той же Дорин Валиенте.

Синтез завершился. Мир увидел религию, в которой женщина была сильна. Магия прекрасна и полезна, а все прочие религии представлялись лишь другими путями познания. Отражениями изначального замысла в умах людей на протяжении веков.

Сплав этих идей оказался настолько сильным, что повлиял фактически на все прочие языческие движения, формировавшиеся одновременно или позднее современного ведьмовства и викки.